Просмотр содержимого документа
«" Птицы Самарского края. Знакомство с птицами на нашем участке."»
Занятие по ознакомлению с окружающим в младшей группе.
«Птицы на нашем участке».
Авторы: Денисова Е.А.
Попова Е.А.
Программное содержание: закреплять с детьми знания о птицах: названия, части тела. Чем питаются, чем покрыто тело, где живут. Имитировать голоса птиц, отгадывать загадки. Уточнить понятие – зимующие птицы. Продолжать учить детей составлять целую картинку из частей. Развивать память, внимание. Воспитывать желание заботиться о птицах, подкармливать их зимой.
Материал: картинки с изображением зимующих птиц, подносы с перьями, веточками, соломинками. Кормушка, зёрнышки. Семечки, корзинка с красной шапочкой и конверты с заданиями. Шапочки для игры.
Предварительная работа: рассматривание птиц на картинке и на участке, подкармливание птиц, беседа с детьми о птицах, рассматривание иллюстраций, чтение стихов, загадывание загадок о птицах.
Дети заходят в группу – на столе стоит корзинка с красной шапочкой внутри. Дети рассматривают корзинку. Восп-ль : « Дети, как вы думаете, чья это корзинка?»
Ответы детей.
Вост-ль: «Ребятки, это корзинка Красной шапочки. Давайте посмотрим, что Красная шапочка приготовила для нас. (Находят письмо) Ребята, давайте прочтём, что пишет нам Красная Шапочка. (Читают письмо)
Восп-ль читает: «Здравствуйте дорогие ребята! Зовут меня Красная Шапочка. Я со своими друзьями- лесными зверятами , приготовила для вас интересные игры-загадки и хочу узнать, знаете ли вы птиц, умеете ли отгадывать загадки и справитесь ли с моими заданиями? Если справитесь- вас ждёт сюрприз.»
Восп-ль: «Ну.что, ребята, давайте познакомимся с тем, что приготовила для нас Красная Шапочка.»
Восп-ль достаёт из корзинки конверт, в котором загадки, которые необходимо отгадать детям :
«Угадайте, что за птица
Скачет по дорожке,
Словно кошки не боится –
Собирает крошки,
А потом на ветку прыг
И чирикнет: «Чик – чирик!
Воробей.
Как лиса среди зверей,
Эта птица всех хитрей.
Прячется в зелёных крона
А зовут её …
Ворона.
В жёлтой футболке и чёрной жилетке
Эта птица уселась на ветке.
Тенькает звонко птица
Лютых морозов она не боится.
Синица.
Гуля – гуля, гуля – гуля,
Позовёт меня бабуля.
Нету бабушки добрей,
Она кормит ……. голубей.
После каждой отгаданной загадки дети находят картинку птицы и выставляют на доску. Когда на доске появляются все картинки, восп-ль напоминает детям, что эти птицы не улетали в тёплые края, они перезимовали вместе с нами. Спрашивает , как мы называем этих птиц? Ответы детей : «Зимующие птицы.» Восп-ль хвалит детей за первое выполненное задание и предлагает перейти к другому и говорит, что Красная Шапочка предлагает поиграть в игру «Кого не стало?» Играют несколько раз с картинками птиц, одну из которых воспитатель прячет, дети должны назвать, какой из птиц не стало. В конце задания восп-ль обращается к детям: «Ребята, а знаете ли вы части тела птиц?» Глядя на картинки, дети называют части тела птиц и уточняют, что тело птиц покрыто перьями. Затем восп-ль предлагает детям перейти к столам, где стоят подносы с веточками, соломинками, перьями. Востит-ль интересуется. необходимо ли это птицам? Дети отвечают, что птицы для постройки своих гнёзд используют веточки, соломинки. А внутри гнездо выстилают пёрышками и пухом, чтобы было тепло птенцам. Восп-ль уточняет, как называется домик птиц .Дети отвечают: «Гнездо.»
Восп-ль предлагает детям превратиться в маленьких воробышках. Все одевают шапочки и проводится физминутка.
«Воробьишка Чик –Чирик.»
Воробьишка Чик –Чирик Дети скачут по кругу на двух ногах,
По песочку прыг, прыг, прыг, руки за спиной.
По песочку топ, топ, топ. Останавливаются, попеременно
Топают ногами
Крылышками хлоп, хлоп, хлоп. Ритмично хлопают руками по бокам.
Восп – ль хвалит детей, они снимают шапочки.
Восп-ль спрашивает у детей, легко ли птицам живётся зимой? Дети отвечают и обосновывают свои ответы . Зимой птицам холодно и голодно. Ведь земля укрыта снегом,трещат сильные морозы. Восп-ль просит детей вспомнить, как дети помогали птицам зимой. Ребята рассказывают, как подкармливали птиц,как сепали им в кормушку зёрна, семечки, крошили хлеб.
Восп-ль предлагает детям следующее задание Красной шапочки. Нужно вспочнить, какие птицы прилетали к кормушке и назвать их, но при этом быть внимательными, потому что на кормушку нужно выставить только зимующих птиц.. Дети начинают игру, им предлагается кормушка, они насыпают в неё зёрна, семечки, а затем выставляют зимующих птиц. обьясняя при этом, почему не выставили остальные картинки. (Курица и петух к кормушке не прилетали, они домашние птицы.) В конце игры воспитатель хвалит детей за внимательность и предлагает провести пальчиковую гимнастику, немножко размять пальчики.
Кормушка.
Сколько птиц Дети ритмично сжимают и разжимают
К кормушке нашей кулачки.
Прилетело? Мы расскажем. Машут перекрёстно сложенными ладонями.
Две синиц, .воробей, На каждое название птицы загибают
Шесть ворон и голубей. по одному пальчику на обеих
Дятел в пёстрых пёрышках руках, начиная с больших.
Всем хватило зёрнышек! трут большие пальчики об указательные,
как бы насыпают корм в кормушку.
Восп-ль: «Молодцы, ребятки, а теперь давайте вспомним, как же переговариваются между собой птицы?
Воробьи: Чик-чирик, чив, чив ! Воробьи чирикают.
Вороны: Каррр! Каррр! Вороны каркают
Голуби : Уль, уль,уль, уль. Голуби воркуют.
А синицы: Синь, синь, синь. Синицы тенькают.
Восп-ль обращается к детям и предлагает им следующее задание «Собери картинку»
Дети разбиваются парами и собирают предложенные картинки, которые разрезаны на несколько частей. В конце задания восп-ль хвалит детей , предлагает им ещё раз обратить внимание на картинки птиц и спрашивает , приносят ли птицы пользу и какую. В случае затруднений. Обьясняет, что птицы весной, летом и осенью поедают вредных насекомых. Чем приносят огромную пользу. После детских ответов восп-ль знакомит детей с поговоркой:
Лес без птиц не живёт.
Дети поясняют эту поговорку.
Восп-ль показывает детям корзинку, в ней уже нет заданий, но за правильные ответы детей Красная шапочка приготовила детям угощение. Восп-ль хвалит детей за их знания, угощает их, дети прощаются с гостями.