Просмотр содержимого документа
«Психологическое сопровождение тревожных детей старшей и подготовительной к школе групп»
Психологическое сопровождение
тревожных детей старшей и подготовительной к школе групп.
Ветюгова Ольга Юрьевна
педагог-психолог МБДОУ д\с №5 «Теремок»
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка
Коррекционно-развивающие занятия с детьми старшего дошкольного возраста
Конспект занятий
Консультация для педагогов
Консультации для родителей
Литература
1. Пояснительная записка.
В последние годы по результатам мониторинговых исследований МБДОУ № 388 по готовности детей к обучению в школе значительно увеличилось количество, так называемых, тревожных детей старшего дошкольного возраста, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью, не умением общаться как со сверстниками, так и со взрослыми людьми. Таким образом, проблема детской тревожности, и в особенности ее коррекции, на современном этапе является весьма важной и актуальной. И особенно здесь важна роль психолога, как в диагностике, так и в коррекционно-развивающей работе с такими детьми, что позволяет оптимизировать процесс их дальнейшей адаптации к школе.
Под тревожностью в психологии понимают склонность человека переживать тревогу, т.е. эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий. В отличие от страха как реакции на конкретную угрозу, тревожность представляет собой специфическое эмоциональное состояние - генерализованную беспредметную настороженность. Она свидетельствует о постоянном присутствии какого-то источника беспокойства, который не осознается, не объективируется, не воспринимается в качестве фрустратора.
Тревожность – это беспричинный, немотивированный страх. В психологической сфере тревожность проявляется в изменении уровня притязаний личности, в снижении самооценки, решительности, уверенности в себе. При повышенном уровне личной тревожности преобладают пессимистические установки: ожидания неудач, неприятностей, неуспеха. Обычно при высокой тревожности блокируется активность. Ребенок действует по принципу: чтобы избежать неприятностей лучше ничего не делать. Снижение активности может привести к торможению развития ребенка. Если активность не снижается, в случаях, когда повышенная тревожность сочетается с такими особенностями личности ребенка, как: социальная активность, принципиальность, добросовестность, стремление к лидерству, развивается невроз или формируется психологическая защита «Я», искажаются самовосприятие и самооценка.
Тревожность может расти вследствие неуспехов в детском саду, проблем в общении с детьми, повышенной чувствительности, впечатлительности ребенка, а также особенностями внутрисемейных отношений: излишний протекционизм родителей, опека; условия, создавшиеся в семье после появления второго ребенка; плохая приспособленность ребенка и т.д.
Исходя из проанализированных характеристик тревожности, можно предположить, что ее высокий уровень может оказать отрицательное, дезорганизующее влияние на результаты деятельности ребенка, а также может усугубить проявление негативных сторон описанного в возрастной психологии так называемого кризиса 7 лет.
В связи с этим была составлена программа коррекционно – развивающих занятий с детьми старшего дошкольного возраста.
Цель данной программы – снижение уровня тревожности, повышения уверенности в себе и эмоциональной устойчивости у дошкольника путем снятия эмоционального и телесного напряжения.
В структуру программы входит работа психолога с детьми, родителями и педагогами.
Задачи:
Создать положительное эмоциональное настроение и атмосферу «безопасности» в группе;
Снизить уровень тревожности у детей, за счет преодоления ими своих страхов, снятия чрезмерного напряжения и состояния психического дискомфорта;
Повысить уровень активности и навыки самоконтроля у детей;
Выработать у детей чувства самоценности;
Способствовать формированию у детей адекватной самооценки и повысить уверенность в своих силах;
Способствовать снижению тревожности в процессе межличностных взаимодействий через овладение способами установления отношений с другими детьми;
Помочь детям научиться различать и определять собственные чувства, переживания и развивать их эмоциональное самовыражение;
Помочь освоить детям новые социально приемлемые стратегии поведения;
Повысить педагогическую и психологическую грамотность воспитателей и родителей.
2. Коррекционно-развивающие занятия с детьми
старшего дошкольного возраста.
Организация занятий
Состав группы: 6- 8 человек
Время занятий: 30-40 минут
Цель: Снизить уровень тревожности, повысить уверенность в себе и эмоциональную устойчивость у дошкольника путем снятия эмоционального и телесного напряжения.
Тематическое планирование
Тема занятия
Задачи
Игры, задания, упражнения
Занятие №1
«Знакомство»
Установление положительной эмоциональной атмосферы, чувства психологической защищенности и безопасности в группе.
«Это мое имя» [см. 2, с. 109].
«Насос и мяч» (релаксациония) [см. 4, с. 68].
«Игра в рисунки» [см. 2, с. 94].
«Разрывание бумаги» [см. 2, с. 96].
«Прощание»:
Дети берутся за руки и хором говорят: «До свидания!».
Занятие №2
«Я и мое тело»
Достижение чувства сплоченности в группе. Обучение детей комплексом «Бэби-йоги». Развитие у детей умения управлять своим телом, дыханием, освобождаться от стрессов и перенапряжения.
«Приветствие»: детям предлагается поздороваться друг с другом без слов; обсуждение как это можно было сделать.
«Бэби-йога» [см. 3, с. 106].
«Зеркало» [см. 1, с. 85].
«Прощание»
Дети прощаются, прикоснувшись, друг к другу.
Занятие №3
«Я и Я»
Снижение уровня тревожности, повышение активности, а также преодоление замкнутости, скованности у детей. Повышение уровня самооценки, достижение чувства принятие самого себя, чувства самоценности у ребенка.
«Это Я – такой…» [см. 2, с. 109].
Упражнение «Тишина».
- Дети сидят с закрытыми глазами и слушают внутри себя. Затем рассказывают о том, какие звуки были услышаны ими в тишине.
3. Упражнение «Самый лучший» - ролевой тренинг уверенности в себе.
- Использовать картонную рамку – это телевизор. Ребенок рассказывает по «телевизору» о себе, о своем будущем.
4. Игра «Красивое имя (контур)» [см. 2, с. 110].
5. Прощание глазами.
Занятие №4
«Я и мои эмоции»
Эмоциональное сближение детей. Обучение ребенка различать и определять собственные чувства и переживания. Развить эмоциональное самовыражение у данной группы детей.
«Комплименты» [см. 3, с. 68].
Беседа «На что похоже настроение» [см. 3, с. 69].
«Полет птицы» [см. 3, с. 103].
Прощание ладонями.
Занятие №5
«Я и мои эмоции» (продолжение)
Самовыражение ребенка в группе. Невербальное выражение переживаний и мыслей.
«Приветствие».
Игра «Звериные чувства» [см. 2, с. 116].
«Путешествие на голубую звезду» [см. 3, с. 102].
Прощание – на распев «До свидания!».
Занятие №6
«Я и мои эмоции» (продолжение – мои страхи)
Осознание и отреагирование детьми страхов, напряжений. Позволить ребенку проявить свои чувства, переживания. Снизить уровень тревожности. Активизация жизненных сил детей. Перестройка отношений.
«Приветствие».
«Твое настроение»
- Использовать набор карточек с эмоциями. Ребенку предлагается выбрать ту карточку, какое у него настроение.
3. Игра «Спрятанные проблемы» [см. 2, с. 100].
4. Игра «Очищение от тревог» [см. 3, с. 104].
5. «Прощание».
Занятие №7
«Я и мои эмоции» (продолжение – мои страхи)
«Приветствие» - соприкоснуться ладошками.
«Гармоничный танец» [см. 3, ст. 80].
«Расскажи свой страх» [см. 3, ст. 84].
«Нарисуй свой страх, победи его» [см. 3, ст. 81].
«Прощание»
- громко крикнуть: «До свидания!».
Занятие №8
«Я и мои друзья»
Эмоциональное сближение детей. Обучение способам установления отношений с другими детьми. Снижение тревожности в процессе межличностных взаимодействий. Развивать в детях чувство сопереживания и поддержки.
«Приветствие».
«Соломинка на ветру» [см. 3, ст. 80].
Игра «Выключенный звук» [см. 2, ст. 114].
Прощание–упражнение Клубочек»: Все берутся за руки и получается «ниточка». Первый- «катушка». Ведущий берет за руку последнего ребенка и начинает крутиться до тех пор, пока вся нитка не «намотается» на катушку. Затем раскручиваются и прощаясь, уходят.
Занятие №9
«Я и мои друзья» (продолжение)
«Приветствие» - с мягкой игрушкой.
Игра «Подарок» [см. 2, ст. 115].
Игра «Ладошки» [см. 2, ст. 115].
«Портрет группы»
Каждый рисует свой портрет и располагает на листе ватмана.
«Прощание»
Все встают в круг, берутся за руки и улыбаются друг другу.
Конспект занятий
Занятие№1
Тема: «Знакомство».
Цель: Организовать работу группы, познакомить детей друг с другом, научить вступать в контакт и общаться в позитивном ключе, создать обстановку доверия, эмоционального комфорта и чувства безопасности.
Задачи: Помочь каждому ребенку адаптироваться в данной группе детей, почувствовать себя в безопасности, повысить его чувство самоценности; помочь снизить уровень тревожности, вызванной у детей первой встречей с психологом и установить в группе положительные взаимоотношения как с психологом, так и другими детьми в группе.
Продолжительность занятия: 30 – 40 минут.
Количество детей в группе: 6 - 9 человек.
Требования к ведущему: проведение занятия требует отдельного помещения, расположенного вдали от источников повышенного шума; большой ковер; аудиоаппаратура; 10 стульев; стол для рисования; 1 лист ватмана или доска; 10 листов бумаги для рисования; карандаши; фломастеры; маркеры; старые газеты или бумага.
2. Игра «Это мое имя» (Данная игра позволяет познакомиться с детьми, а также узнать слабые и сильные стороны каждого ребенка за счет переноса).
- Сейчас мы поиграем с Вами в игру, которая называется «Это мое имя».Я предлагаю Вам поискать в этой комнате такой предмет, которому Вы бы могли дать свое имя.
После того как ребенок сделает выбор, психолог предлагает ребенку описать этот предмет, отмечая все его положительные стороны и недостатки. Психолог помогает ребенку в описании, а затем спрашивает, подходит ли это описание самому ребенку.
3. Игра Насос и мяч (релаксациония)
- А сейчас мы поиграем в одну очень интересную игру. Она поможет нам расслабиться, а за тем собраться и настроится на рабочий лад. Она называется: «Насосимяч». Ябудунасос, аВыбудитемячами. СначалаВыстоите,обмякнуввсемтелом, наполусогнутыхногах; руки, шеярасслаблены. Корпусотклоненнескольковперед, головаопущена (мячненаполненвоздухом).
Затем Я начинаю надуватьмячи, то есть Вас, сопровождаядвижениерукзвуком «с». Скаждойподачейвоздухамячнадуваетсявсебольше. Услышавпервыйзвук, Вывдыхаетпорциювоздуха, одновременновыпрямляяногивколенях, послевторого «с» выпрямилосьтуловище, послетретьегоумячаподнимаетсяголова, послечетвертого надулисьщеки и даже руки отошлиотбоков. Мячнадут. Я- Насоспересталнакачивать.
4. «Игра в рисунки» (Данная игра позволяет снизить у детей уровень тревожности и дает возможность установить положительные взаимоотношения ребенка с психологом).
- Кто из Вас играл в эту игру? Никто? При этом психолог начинает рисовать и одновременно комментировать. Со словами: «Нарисуем-кадомик», - он рисует квадрат, а в нем два квадратика поменьше (окна) и прямоугольник посередине (дверь). «Это - обычныйдомик, сдвумяокнами, крышейитрубами» (треугольниккрыша, двапрямоугольника - трубы).
«Вэтомдомикежилмальчик (девочка)». Далее психолог обращается к детям: «Как звали этого мальчика (девочку)?» Если ребенок не отвечает, психолог говорит сам и обращается к ребенку чтобы тот подтвердил. Для примера возьмем имя Саша: «Сашажилвдомесосвоимиродителями.Однаждыоникупилиемущенка». Психолог обращается к одному ребенку: «КакжеСашаназвалщенка?» Ребенок может предложить какую-нибудь кличку. Если он этого не делает, психолог сам ее предлагает. «НазовемегоРексом. ОднаждыСашавернулсяизсадикаиненашелдомаРекса. Онвышелнаулицупоискатьсобаку». Психолог проводит прямую линию от двери вниз.
Затем он обращается к детям: «Какдумаете, нашелСашатамсвоюсобачку?» Если дети отвечают «нет» или молчат, психолог продолжает рассказ. Если ребенок отвечает «да», психолог говорит: «Подойдяксобачке, Сашаувидел, чтоонатолькопохожанаРекса, ноэтонеРекс». Затем продолжает рассказ: «СашасталдальшеискатьРекса». Психолог проводит несколько линий до тех пор, пока не получится что-то похожее на четыре лапы, и тогда говорит: «Сашавспомнил, чтоРекслюбитгулятьвпаркеипошелтуда». При этом нужно провести линию немного вверх, а затем в сторону, чтобы было похоже на хвост. «Сашаходилпопарку (завитушканахвосте), нотакиненашелРекса. Итогдаонпошелдомой». Здесь можно спросить, какое настроение было у Саши, как быстро он шел домой, что делал по дороге. Затем психолог проводит горизонтальную линию влево и соединяет парк (хвост) и дом (голова собаки). В итоге должен получиться рисунок, похожий на собаку. Затем психолог спрашивает: «Чтослучилосьснашимрисунком?» Если дети отвечают, психолог завязывает с ними разговор. Если они молчат, то психологу самому нужно сказать, что рисунок превратился в собачку. Затем можно предложить детям порисовать самим.
5. Игра «Разрывание бумаги» (Данная игра способствует снижению напряжения, дает ребенку возможность выразить эмоции и снизить состояние тревоги у детей.)
Для работы необходимо иметь старые газеты или любую другую ненужную бумагу.
- А сейчас Мы с Вами будем немножко хулиганить! У меня здесь есть старые ненужные газеты/бумага берите и начинаете их рвать на мелки клочки и бросайте все в центр!
Если какой-то ребенок не подключается сразу к работе, его нельзя заставлять. Психолог может встать спиной к ребенку, делая вид, что не замечает его. Как правило, дети включаются в игру. Когда куча в центре комнаты становится большой, психолог предлагает ребенку поиграть с кусочками и начинает энергично подбрасывать их вверх, разбрасывать по комнате. Можно также делать кучки и прыгать на них, обсыпать кусочками друг друга или подбрасывать кусочки горстями вверх.
Цель: Преодоление чувства замкнутости и скованности у детей данной группы, развитие ощущений своего тела и механизмов саморегуляции.
Задачи: Достижение взаимопонимания и сплоченности в данной группе детей; Развитие у детей произвольного контроля за своими действиями, умение управлять своим телом, дыханием, освобождаться от перенапряжения и стрессов за счет обучения их основным ассанам (отдельные позы-упражнения) «Бэби-йоги», это позволит детям испытать чувства умиротворенности, внутренней свободы, снижения уровня тревожности.
Продолжительность занятия: 30 – 40 минут.
Количество детей в группе: 6 - 9 человек.
Требования к ведущему: проведение занятия требует отдельного помещения, расположенного вдали от источников повышенного шума; большой ковер; аудиоаппаратура; кассета с релаксационной музыкой (спокойной, лучше восточной); 10 стульев.
- Но в начале давайте поприветствуем друг друга. Но сегодня это нужно сделать без слов.
Психолог личным примером показывает, как можно поздороваться без слов. Затем дети присаживаются на стульчики, и идет обсуждение, как это можно было сделать еще.
Комплекс упражнений «Бэби-йога»
Психолог предлагает детям занять места на ковре, чтобы никто друг другу не мешал. Включается медленная спокойная музыка.
Дети играют парами. Роли распределяются так: один ребенок - зеркало, другой - смотрящийся в зеркало. Задача играющих - синхронно выполнять любые движения, запрещается лишь дотрагиваться друг до друга. Инициатива придумывать движения принадлежит смотрящемуся в зеркало. Через одну - две минуты дети в паре меняются ролями.
- МысегоднясВами занимались йогой, играли, общались. ПонравилосьВамнашезанятие?. . . Атеперьпришловремяпопрощатьсянамсвамидоследующегозанятия. Для этого Вам нужно сказать: «До свидания!», прикоснувшись друг к другу.
Занятие№ 3
Тема: «Я и Я».
Цель: Снизить уровень тревожности у детей, за счет повышения уровня их самооценки, уверенности в себе, а также достижения детьми чувства самоценности и принятия самого себя.
Задачи: Помочь каждому ребенку обратить внимание на самого себя, к своим переживаниям; принять себя таким, какой он есть, и почувствовать себя самоценностью.
Продолжительность занятия: 30 – 40 минут.
Количество детей в группе: 6 - 9 человек.
Требования к ведущему: проведение занятия требует отдельного помещения, расположенного вдали от источников повышенного шума; 2 стола; 10 стульев; набор картинок или вырезок из журналов, олицетворяющих какое-либо положительное качество человека (смелость, сила, женственность и т.д.); 10 листов чистой бумаги; несколько наборов фломастеров, карандашей и красок; картонная рамка- «телевизор».
План занятия:
Организационный момент.
Игра «Это Я – такой …».
Упражнение «Тишина».
Упражнение «Самый лучший».
Игра «Красивое имя (контур)».
«Прощание».
Ходзанятия:
1. Организационный момент
- Здравствуйте, ребята! Мыпродолжаемсвамициклнашихзанятийисегоднямысвамипоучимсялюбитьсамихсебя, ипофантазируем, чтоженаскрасивыхихорошихждетвпереди, какоебудетнашебудущие. Но, какинавсехнашихзанятияхдавайтесначалапоздороваемсядругсдругом: «Здравствуйте!».
2. Игра «Это Я - такой»
Ребенку предлагаются несколько картинок (можно использовать вырезки из журналов). Он должен посмотреть на каждую, решить, какое хорошее качество здесь изображено, и сказать: «Это Я — такой...» Например, если на картинке изображен сильный мужчина, то ребенок должен догадаться, что здесь изображена сила, и ему нужно сказать «Это я — такой сильный» и т. д. Желательно иметь два набора — один для девочек, другой для мальчиков.
- Сейчасмысвамипоиграемвигру «ЭтоЯ – такой…». Иузнаем, какиежемысвами. Уменявкоробкележатразныекартинки, каждыйизвасбереткартинкуисмотриткакоежетамхорошеекачествоизображеноиговорит: «ЭтоЯ – такой …».Психолог начинает первым, берет картинку, показывает ее ребятам, и говорит какое качество здесь изображено и проговаривает основное предложение: «ЭтоЯ – такаязаботливая»- к примеру.
Если ребенок затрудняется выделить качества, изображенные на картинке, то психолог может спросить, что здесь нарисовано, и подвести его к называнию нужного качества. Если ребенок просто начинает быстро перебирать картинки и, показывая пальцем, говорить: «Это я, это я, это я», — то психолог должен остановить ею и спросить: «Ты какой (какая)?»
Игра помогает повысить у ребенка уровень самопринятия.
Психолог предлагает ребенку написать свое имя на листе бумаги ярким фломастером. Если он пока не умеет писать, то имя пишет взрослый. При этом ребенок обязательно четко читает написанное и обводит написанное имя пальцем.
Затем ребенку предлагается разрисовать, украсить, раскрасить свое имя так, чтобы получилось очень ярко и красиво.
Как вариант этой игры для разрисовывания может использоваться контур фигуры мальчика или девочки, соответствующий полу ребенка. Тогда под контуром психолог пишет имя ребенка и предлагает ему красиво разрисовать уже не имя, а контур.
- А сейчас Я предлагаю Вам немного отдохнуть и порисовать, но не просто порисовать, а написать свое имя, а точнее сказать нарисовать свое имя, чтобы оно получилось очень красивым, красочным, ярким. Для этого я предлагаю пересесть вам за столы, где вы видите, находятся фломастеры, краски, карандаши.
6. «Прощание»
- На сегодня наше занятие закончено и пришло время попрощаться, и сделаем мы сегодня это глазками. Нужно сказать друг другу «ДО СВИДАНИЯ!» без слов, только глазами.
Занятие№ 4
Тема: «Я и мои эмоции».
Цель: Снять у детей эмоциональное напряжение и помочь им осознать свое эмоциональное состояние.
Задачи: Способствовать эмоциональному сближению детей в группе; Обучить каждого ребенка различать и определять собственные чувства и переживания; Развить эмоциональное самовыражение у детей данной группы.
Продолжительность занятия: 30 – 40 минут.
Количество детей в группе: 6 - 9 человек.
Требования к ведущему: проведение занятия требует отдельного помещения, расположенного вдали от источников повышенного шума; большой ковер; аудиоаппаратура; кассета с релаксационной музыкой (спокойной); 10стульев.
Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплимент своему соседу. Упражнение проводится по кругу.
ВНИМАНИЕ! Некоторые дети не могут сказать комплимент, им необходимо помочь. Можно вместо похвалы просто сказать «вкусное», «сладкое», «цветочное» слово.
Если ребенок затрудняется сделать комплимент, не ждите, когда загрустит его сосед, скажите комплимент сами.
3. Беседа «На что похоже настроение»
- Давайтеподумаемирасскажем, какоеунассегоднянастроение, накакоевремягода, природноеявление, погодуонопохоже.Моенастроениепохоженабелоёпушистоеоблачковспокойномголубомнебе, атвое…? Участники игры по очереди начинают описывать свое настроение.
Затем психолог обобщает, какое же сегодня у всей группы настроение: грустное, веселое, смешное, злое и т. д. Интерпретируя ответы детей, необходимо учитывать, что плохая погода, холод, дождь, хмурое небо, агрессивные элементы свидетельствуют об эмоциональном неблагополучии.
«Полет птицы».
- А сейчас Я предлагаю Вам немного отдохнуть, расслабиться, представить себя птицами и немного полетать. Ложитесь на ковер и закройте глаза. Психолог включает медленную спокойную музыку и читает следующий текст:
«Всем нам часто снятся прекрасные сны. В них мы превращаемся в принцев и принцесс, зайчиков и белочек, понимаем язык птиц и зверей. Давайте сегодня попробуем превратиться в птицу. Мы узнаем секрет красоты и легкости, полетаем над землей, почувствуем свежесть ясного голубого неба. Оно очень похоже на море, тело в нем такое же легкое, гибкое, как в воде. Небо - это голубое царство великолепных птиц. Одна из самых красивых - лебедь: белая, как снег, с длинной гибкой шеей, золотистым клювом. Поднимите подбородок вверх. Да, именно такая шея у лебедя! Выпрямите спинку, расправьте плечики. Вы прекрасны, такая шея у лебедя! Закройте глаза. Давайте подышим как птицы. Вдох — выдох. После вдоха говорите про себя: «Я - лебедь», - потом выдохните. Вдох: - «Я лебедь» - выдох (3 раза). Хорошо!
Согните чуть-чуть в коленях ноги, напрягите их и… резко выпрямите... Глубокий Вдох... и... о, чудо! Мы взлетели... Вдох - Выдох (3 раза). Вдох — Выдох... Можете свободно взмахнуть крыльями. Тело, как пушинка, легкое, мы совсем его не чувствуем. Как радостно и свободно! Чистое голубое небо вокруг, приятная мягкая прохлада... тишина… покой... Вдох- Выдох... (3 раза)
Под нами, как зеркало, блестит озеро. Можно присмотреться и увидеть в нем себя. Какая красивая, гордая птица!.. Вдох - выдох. Мы плавно летим, нам нравится и совсем не страшно.
Спустимся пониже, еще ниже, еще ниже... Вот уже совсем близко поле, лес, дом, люди... И вот ноги легко коснулись земли... Вытянем шейку, расправим плечи, опустим крылья.
Замечательным был полет! Пусть у кого-то не очень получилось. Не беда! И лебедь-красавец не сразу взлетел. Когда-то он был Гадким утенком, перенес много горя и бедствий, над ним смеялись, его обижали и никто не понимал. Но не страшно родиться Гадким утенком, важно хотеть быть Лебедем! Все прекрасное когда-нибудь сбывается. Нужно только очень-очень верить в себя!»
Откройте глазки, потихоньку вставайте и садитесь на стульчики.
4. «Прощание»
- Сегодня мы с вами много общались, играли, и даже побывали прекрасными лебедями. Но наше занятие подошло к концу и пора прощаться. Для этого нужно всем сказать: «До свидания!», и прикоснуться ладонями друг к другу.
Занятие№ 5
Тема: «Я и мои эмоции».
Цель: Снять у детей эмоциональное напряжение и помочь им осознать свое эмоциональное состояние.
Задачи: Способствовать самовыражению ребенка в группе; Научить детей понимать свои чувства для дальнейшего моделирования социально приемлемого поведения; Снизить уровень тревожности, за счет невербального выражения детьми своих переживаний и мыслей.
Продолжительность занятия: 30 – 40 минут.
Количество детей в группе: 6 -9 человек.
Требования к ведущему: проведение занятия требует отдельного помещения, расположенного вдали от источников повышенного шума; 10 стульев; большой ковер; аудиоаппаратура; кассета с релаксационной музыкой (спокойной); набор картинок с изображением известных животных.
Психолог раскладывает по очерёди перед детьми картинки и просит назвать основные качества животного: например, зайчик - страх, боязливость; лев - смелость; лиса - хитрость; филин - ум и т. д.
Затем психолог предлагает рассмотреть ту или иную ситуацию и просит детей описать свои чувства и состояния с помощью картинок. Если ребенок затрудняется это сделать, психолог может ему помочь. Например, психолог говорит: «Представь себе, что ты разбил вазу. Ты себя почувствовал как кто? Выбери картинку с таким «звериным чувством», которое похоже на твое». Ребенок может сказать, что он почувствовал себя как зайчик - он испугался. Психолог продолжает: «И тут пришла мама. Что бы ты сделал?.. Ты был бы как кто?». Ребенок может сказать, что он был бы умный, как филин: он быстро убрал бы все осколки, и мама ничего бы не узнала. В таком случае, с ребенком нужно поговорить о том, на какой больше похож его поступок, на умный или на хитрый? Далее можно обговорить варианты поведения, предлагая ребенку рассказать, как бы повели себя в этой ситуации другие животные.
«Путешествие на голубую звезду».
- А сейчас Я предлагаю Вам немного отдохнуть, расслабиться, представить себя космонавтами и совершить удивительное путешествие на «Голубую звезду». Психолог включает медленную спокойную музыку и читает следующий текст:
«Наша родная планета — Земля. Здесь живут люди, звери, птицы, насекомые, растения. Но люди любят мечтать, хотят знать, а есть ли у нас соседи?
Сейчас помечтаем и мы...
Лягте удобно, закройте глаза. Представьте себе темное ночное небо с яркими звездами. Где-то там далеко-далеко тоже есть жизнь. Мы отправляемся в увлекательное путешествие к загадочной Голубой Звезде.
Вы - команда межпланетного космического корабля землян. Каждый занял свое место. Сейчас корабль поднимется в небо. Вдох – Выдох (З раза). Крепко-крепко сожмите в кулачках штурвалы и сильно надавите ступнями на педали. Держите, держите. Молодцы! А теперь отпустите штурвалы и педали... Вдох - Выдох. Чувствуете, как приятная тяжесть растекается по телу, прижимает нас. Корабль взлетает. Нам становится легко. Важно сейчас ровно дышать: Вдох - Выдох (З раза). Хорошо! Мы почти не чувствуем свое тело, оно легкое, невесомое. Вдох - Выдох (2 раза).
Мы летим в космосе. На нас приветливо смотрят звезды, приглашают к себе в гости, но наша цель - Голубая Звезда...
И вот она уже близко, яркая, голубая. Давайте сдёлаем плавную посадку. Снова крепко возьмемся за штурвалы, сильно надавим на педали, сделаем глубо-о-кий Вдо-о-х - и Выдох (2 раза), так, и отпустим штурвалы и педали. Как плавно и мягко мы сели!
Выйдем из корабля... Перед нами океан, где нет воды. Цветы, всюду цветы: белые, желтые, оранжевые, розовые с голубыми стебельками, поэтому-то планета и кажется совсем голубой. В этом океане цветов живут необычные существа с прозрачными крылышками, огромными голубыми глазами, серебристыми усиками. Это и есть наши соседи, жители Голубой Звезды Чистокрылышки. Они рады нам, улыбаются, мы им нравимся, они предлагают нам свою дружбу и нежность. Они протягивают нам свои чистые крылышки. Мы тоже протягиваем им руки и ... чувствуем, как в наше тело входит тепло, покой, доброта. Пора возвращаться на Землю. Мы возьмем все это добро, радость и чистоту с собой и поделимся счастьем с родными и друзьями, со всеми людьми.
Милые Чистокрытлышки, дорогие соседи, мы рады встрече с вами, мы никогда не забудем вас, будем стараться быть такими же добрыми, чистыми и нежными.
4. «Прощание»
- Сегодня мы с вами много общались, играли, и даже побывали на «Голубой звезде». Но наше занятие подошло к концу и пора прощаться. Для этого нужно всем вместе пропеть: «До свидания!». Итак, все вместе…
Занятие№ 6
Тема: «Я и мои эмоции» (мои страхи)
Цель: Снизить у данной группы детей уровень тревожности, за счет осознания и отреагирование ими своих страхов и переживаний.
Задачи: Позволить детям проявить свои чувства; Помочь детям осознать свое эмоциональное состояние; активизировать жизненные силы детей и произвести перестройку отношений.
Продолжительность занятия: 30 – 40 минут.
Количество детей в группе: 6 -9 человек.
Требования к ведущему: проведение занятия требует отдельного помещения, расположенного вдали от источников повышенного шума; 10стульев; большой ковер; аудиоаппаратура; кассета с релаксационной музыкой (спокойной); набор картинок с изображением основных эмоций; пустая емкость с крышкой (ящичек, коробка), фломастеры; 10 листов бумаги для рисования.
План занятия:
«Приветствие».
Игра «Твое настроение».
Игра «Спрятанные проблемы».
«Очищение от тревог».
«Прощание».
Ходзанятия:
1. «Приветствие»
- Здравствуйте, ребята! Сегоднямыузнаем с вамикакоеженастроение у нассегодня. Поговорим о том, чего мы боимся и постараемся избавиться от всех наших страхов.
2. Игра «Твое настроение»
- Ребята, у меня есть карточки, на которых изображены цветы с различным настроением, посмотрите на них внимательно и выберете себе тот цветок, какой подходит под ваше сегодняшнее настроение.
3. Игра «Спрятанные проблемы»
- А сейчас ребята я предлагаю вам подумать и нарисовать, что или кто вас тревожит (пугает), рассказать об этом, а потом бросить в «почтовый ящик», т. е. спрятать проблему. Если у ребенка недостаточно развиты изобразительные навыки или он отказывается рисовать, можно предложить ему рассказать о своей проблеме, затем дунуть на чистый листочек («вложить» в него проблему) и «спрятать» ее в «почтовом ящике».
- А теперь когда все наши страхи находятся в этой коробке, мы ничего с вами не боимся. Что бы Вы хотели теперь сделать с этой коробкой: выбросить, порвать, смять.
4. «Очищение от тревог»
- А сейчас Я предлагаю Вам немного отдохнуть и расслабиться. Лягте как вам удобно на ковре, закройте глаза и слушайте только меня. Психолог включает медленную спокойную музыку и читает следующий текст:
«Милый друг, согласись, что иногда ты очень устаешь и тебе хочется отдохнуть. (Пауза.) Ляг удобно, закрой глаза и постарайся представить себе необычное путешествие. Давай собирать мешок. Положим в него все, что тебе мешает: все обиды, слезы, ссоры, грусть, неудачи... Завяжем его и отправимся в путь. (Пауза.) Мы вышли из дома, где ты живешь, на широкую дорогу... Путь наш далек, дорога тяжела, мешок давит на плечи, устали и стали тяжелыми руки, ноги. О-ох! Как хочется отдохнуть! давай так и сделаем. Снимем мешок, ляжем на землю. Глубоко вдохнем: Вдох (задержать на З секунды) - Выдох (подождать З секунды) повторить 3 раза. Чувствуешь, как пахнет земля? Свежий запах трав, аромат цветов наполняет дыхание. Земля забирает всю твою усталость, тревоги, обиды, наполняет тело силой, свежестью (пауза). Ты встаешь, надо идти дальше. Подними мешок, почувствуй - правда ведь, он стал легче?.. Ты идешь по полю среди цветов, стрекочут кузнечики, жужжат пчелы, радостно поют птицы. (Пауза.) Впереди прозрачный ручеек. Вода в нем целебная, вкусная. Ты наклоняешься к нему, опускаешь ладошки в воду и пьешь с удовольствием чистую и прохладную водичку. Чувствуешь, как она плавно растекается по всему телу, очищает горлышко, животик... Внутри приятно и свежо, ты ощущаешь легкость и свободу во всем теле... Хорошо! Войди в воду. Она приятно ласкает ноги, пяточки, ступни, пальчики... Ты прыгаешь с камушка на камушек, тебе легко, мешок не мешает, он становится легче и легче. (Пауза.) Разноцветные брызги разлетаются и блестящими капельками освежают лицо, лоб, щеки, шею, все тело. Вот здорово!
Ты легко перебрался на другой берег, Никакие препятствия тебе не страшны! (Пауза.)
На гладкой зеленой травке стоит чудесный белый домик. Дверь открыта и приветливо приглашает тебя войти. Ты входишь в домик. Перед тобой печка, можно посушиться. Ты садишься рядом с ней и рассматриваешь яркие язычки пламени. Они весело подпрыгивают, танцуя; подмигивают угольки. Приятное тепло ласкает личико, руки, тело, ноги... (Пауза.) Становится уютно и спокойно. Добрый огонь забирает все твои печали, усталость, грусть... Твой мешок опустел. (Пауза.) Ты выходишь из дома. Довольный и успокоенный, ты с радостью вдыхаешь свежий воздух. Легкий ветерок ласкает волосы, шею, все тело. Тело будто растворяется в воздухе, становится легким, невесомым. Тебе очень хорошо. Ветерок заполняет мешок радостью, добром, любовью...
Все это богатство ты отнесешь домой и поделишься им со своими родными, друзьями, знакомыми. (Пауза не менее ЗО секунд.) Теперь ты можешь открыть глаза и улыбнуться ты дома, и мы все тебя очень любим...»
5. «Прощание»
- Сегодня мы с вами много общались, играли, и гуляли по волшебному лесу. Но наше занятие подошло к концу и пора прощаться. Для этого нужно всем вместе пропеть: «До свидания!». Итак, все вместе…
Занятие№ 7
Тема: «Я и мои эмоции» (мои страхи - продолжение)
Цель: Снизить у данной группы детей уровень тревожности, за счет осознания и отреагирование ими своих страхов и переживаний.
Задачи: Позволить детям проявить свои чувства; Помочь детям осознать свое эмоциональное состояние; активизировать жизненные силы детей и произвести перестройку отношений.
Продолжительность занятия: 30 – 40 минут.
Количество детей в группе: 6 - 9 человек.
Требования к ведущему: проведение занятия требует отдельного помещения, расположенного вдали от источников повышенного шума; 10 стульев; аудиоаппаратура; кассета с релаксационной музыкой (спокойной); 10 листов бумаги для рисования; карандаши; мешок для мусора.
План занятия:
Приветствие».
«Гармоничный танец».
«Расскажи свой страх».
«Нарисуй свой страх, победи его».
«Прощание».
Ходзанятия:
1. «Приветствие»
- Здравствуйте, ребята! Сегоднямы с вами продолжим говорить о том, чего мы боимся и постараемся избавиться от всех наших страхов. Но вначале давайте поприветствуем друг друга, соприкоснувшись ладонями.
2. Игра «Гармоничный танец»
В игре участвуют двое. Один закрывает глаза (лучше надеть повязку). Встают друг против друга, прикасаются легко ладонями. Звучит плавная музыка. Ведущий делает плавные движения руками, телом, приседает, слегка отходит в стороны, вперед, назад. Задача ведомого – следовать за руками ведущего и повторять его движения, не потеряться.
Предупреждение: не допускать смены ролей, то есть ведомый не должен вести ведущего. Можно разрешить ведомому выполнять упражнение сначала с открытыми глазами.
-Ребята, Я предлагаю вам немного расслабиться и потанцевать. Для этого вам нужно разделиться на пары. Один из вас будет ведущим, другой – ведомым, ему нужно завязать глаза. Сейчас зазвучит музыка, задача ведущего будет -делать плавные движения руками, телом, приседает, слегка отходит в стороны, вперед, назад. Задача ведомого – следовать за руками ведущего и повторять его движения, не потеряться(2мин.)…… Меняемся ролями.
…Расслабились, потанцевали, а теперь давайте поработаем.
3. Игра «Расскажи свой страх»
Психолог предлагает детям сесть в круг и начинает рассказывать о детских страхах: «А вот когда я была такой, как вы, то...» Затем задает вопросы: «А у вас было такое?», «А кто чего боится, расскажите!» дети, по желанию, рассказывают о ситуациях, когда им было страшно.
☼ Ведущий каждый раз просит поднять руку тех, у кого было похожее.
☼ Предостережение: следите, чтобы сюжеты рассказов были непохожими, обговорите все возможные детские страхи: страхи темноты, одиночества, смерти, чужих людей, животных, злых сказочных героев и т.д.
4. Игра «Нарисуй свой страх, победи его»
- Ребята вот мы с вами обсудили какие страхи есть, а теперь вспомните кто чего боится и нарисуйте свой страх на бумаге…… Расскажите у кого что получилось.
А теперь порвите свой «страх» на мелкие кусочки, а мелкие – еще на более мелкие. А теперь посмотрите, все наши страхи рассыпались, и их собрать невозможно. Давайте уберем все в мешок для мусора и выкинем его. Теперь наши страхи разлетелись и больше никогда не вернуться!
5. «Прощание»
- Сегодня мы с вами многое сделали: рассказали наши страхи, нарисовали их, и избавились от них навсегда. Наше занятие подошло к концу и пора прощаться. Для этого нужно всем встать, взяться за руки и вместе, кто громче, крикнуть: «До свидания!». Итак, все вместе…
Занятие№ 8
Тема: «Я и мои друзья»
Цель: Снижение тревожности у данной группы детей в процессе межличностных взаимодействий.
Задачи: Способствовать эмоциональному сближению детей данной группы; обучить их способам установления отношений с другими детьми; развивать в детях чувство сопереживания и поддержки.
Продолжительность занятия: 30 – 40 минут.
Количество детей в группе: 6 - 9 человек.
Требования к ведущему: проведение занятия требует отдельного помещения, расположенного вдали от источников повышенного шума; 10-12 стульев; макет телевизора.
План занятия:
«Приветствие».
Игра «Соломинка на ветру».
Игра «Выключенный звук».
Прощание - упражнение «Клубочек».
Ходзанятия:
1. «Приветствие»
- Здравствуйте, ребята! Сегоднямы с вами будем учиться дружить, понимать друг друга без слов и доверять друг другу!
2. Игра «Соломинка на ветру»
-Ребята сейчас мы поиграем с вами, один из вас будет «соломинкой» - он встает в центр, а все остальные - встают вокруг него и вытягивают руки ладонями вперед. По моей команде: «Не отрывай ноги от пола и падай назад!», - участники игры по очереди прикасаются к плечам «соломинки» и, осторожно поддерживая, передают ее следующему. В результате каждый страхует другого, и «соломинка» плавно покачивается по кругу.
☼ Предупреждение: недоверчивые и робкие дети сначала должны побывать в роли поддерживающих. Приятные ощущения и улыбка на лицах «соломинок» заставят их побывать в роли «соломинок».
3. Игра «Выключенный звук»
Для этой игры можно использовать макет телевизора с отверстием вместо экрана. Психолог по очереди предлагает детям садиться на стульчик «в телевизор». Затем он просит ребенка рассказать детям какую-нибудь историю, например о том, как он шел сегодня в детский сад. Через несколько минут психолог дает команду, по которой ребенок замолкает. Взрослый говорит детям
«У нашего телевизора выключился звук. Давайте попробуем понять, о чем нам рассказывает (имя ребенка) без слов». Дети «озвучивают» рассказ ребенка. Если рассказчика поняли неправильно, необходимо повторить еще раз.
Затем можно сменить рассказчика. Если детям не удается усидеть на стульчике «в телевизоре», то им можно разрешить после «выключения звука» встать рядом с макетом.
5. Прощание – упражнение «Клубочек»
- Сегодня мы с вами много играли, но наше занятие подошло к концу и пора прощаться. Для этого нужно всем встать, взяться за руки и таким образом у вас получилась «ниточка». А Я буду «катушкой» и буду вас накручивать на себя.
Ведущий берет за руку последнего ребенка и начинает крутиться до тех пор, пока вся нитка не «намотается» на катушку. Затем раскручиваются и прощаясь, уходят.
Занятие№ 9
Тема: «Я и мои друзья» (продолжение)
Цель: Снижение тревожности у данной группы детей в процессе межличностных взаимодействий.
Задачи: Способствовать эмоциональному сближению детей данной группы; обучить их способам установления отношений с другими детьми; развивать в детях чувство сопереживания и поддержки.
Продолжительность занятия: 30 – 40 минут.
Количество детей в группе: 6 – 9 человек.
Требования к ведущему: проведение занятия требует отдельного помещения, расположенного вдали от источников повышенного шума; 10стульев; 10 листов бумаги, 10 пачек фломастеров; 10 кругов из картона; 1 лист ватмана; клей; мягкая игрушка.
План занятия:
«Приветствие» - с мягкой игрушкой.
Игра «Подарок».
Игра «Ладошки».
«Портрет группы».
«Прощание».
Ходзанятия:
1. «Приветствие»
- Здравствуйте, ребята! Сегодняу нас с вами последнее занятие, на котором мы будем продолжать учиться дружить и понимать друг друга! И в конце Мы создадим наш групповой портрет. Но в начале давайте поприветствуем вот этого замечательного медвежонка и скажем ему и другим ребятам что-нибудь ласковое и доброе, и пожелаем всего хорошего!
2. Игра « Подарок»
Все дети сидят в круге. Психолог предлагает каждому подарить соседу подарок, но не настоящий. Для этого ребенку нужно руками изобразить, что он дарит, сказать что-то приятное и преподнести подарок. По окончании игры можно спросить у детей, что им подарили, и сопоставить, насколько верно они это поняли.
- А сейчас, ребята, мы с вами поиграем. Каждый из вас должен сказать что-то приятное и подарить подарок тому, кто сидит справа, но его нужно показать без слов, а тот кому дарят – должен угадать что уму подарили.
3. Игра «Ладошки»
- Молодцы! Всем подарили подарки! Как приятно! А теперь давайте порисуем! Вам нужно на лист бумаги положить свою ладошку, раздвинуть пальцы и аккуратно обвести ее по контуру. А затем напишите что-нибудь хорошее о себе. Кто не умеет писать, тот может нарисовать.
Детям предлагается бумага и фломастер. После этого психолог собирает «ладошки», читает их группе, а дети угадывают, где чья «ладошка».
4. «Портрет группы»
- Так как у нас с вами сегодня последнее занятие, то я предлагаю вам создать наш групповой портрет. Вот здесь я нарисовала свой портрет, а вы нарисуйте каждый сам себя и потом мы это все приклеим на этот ватман. Психолог раздает детям фломастеры и круги из картона.
5. «Прощание»
- Сегодня у нас с вами было последнее занятие из тех, на которых мы много играли, рисовали, занимались, даже создали такой прекрасный групповой портрет.Я желаю вам всего хорошего, быть всегда добрыми, веселыми, чтобы у вас было много друзей и знакомых, чтобы вы были счастливы.
А сейчас давайте возьмемся за руки и улыбнемся друг другу.
4. Консультация для педагогов
ТРЕВОЖНЫЙ РЕБЕНОК. КАК БЫТЬ?
Тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, которая заключается в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не располагают.
Одной из отличительных черт тревожных детей является их чрезмерное беспокойство. Причем иногда они боятся даже не самого события, а его предчувствия.
Чаще всего тревожность развивается тогда, когда ребенок находится в состоянии (ситуации) внутреннего конфликта. Он может быть вызван:
негативными требованиями, предъявляемыми к ребенку, которые могут унизить или поставить в зависимое положение;
неадекватными, чаще всего завышенными требованиями;
противоречивыми требованиями, которые предъявляют к ребенку родители и / или образовательное учреждение.
Довольно часто тревожные дети имеют заниженную самооценку, что выражается в болезненном восприятии критики от окружающих, обвинении себя во многих неудачах, в боязни браться за новое сложное задание. Такие дети, как правило, чаще других подвергаются манипуляциям со стороны взрослых и сверстников. Кроме того, чтобы вырасти в собственных глазах, тревожные дети иногда любят покритиковать других. Для того, чтобы помочь детям данной категории повысить самооценку, очень важно оказывать им поддержку, проявлять искреннюю заботу о них и как можно чаще давать позитивную оценку их действиям и поступкам.
Прежде всего, необходимо как можно чаще называть ребенка по имени и хвалить его в присутствии других детей и взрослых. В детском саду с этой целью можно отмечать достижения ребенка на специально оформленных стендах («Звезда недели», «Наши успехи», «Это мы можем», «Я сделал это!» и т.д.), награждать ребенка грамотами, жетонами. Кроме того, можно поощрять таких детей, поручая им выполнение престижных в данном коллективе поручений (подготовить раздаточный материал для занятия и т.д.).
Отрицательное влияние на формирование адекватной самооценки оказывает прием, который используют в работе некоторые педагоги: сравнение результатов выполнения задания одних детей с другими.
Если же педагог все-таки хочет провести сравнение, то лучше сравнить результаты данного ребенка с его же результатами, которых он достиг вчера, неделю или месяц назад.
При работе с детьми, страдающими заниженной самооценкой, желательно избегать таких заданий, которые выполняются за определенное фиксированное педагогом время. Таких детей желательно спрашивать не в начале и не в конце урока, а в середине. Не следует подгонять и торопить их с ответом.
Если взрослый обращается к тревожному ребенку, он должен постараться установить визуальный контакт, такое прямое общение «глаза в глаза» вселяет чувство доверия в душу ребенка.
Для того, чтобы тревожный ребенок не считал себя хуже других детей, желательно в группе д/с проводить беседы с детским коллективом, во время которых все дети рассказывают о своих затруднениях, испытываемых ими в тех или иных ситуациях. Подобные беседы помогают ребенку осознать, что у сверстников существуют проблемы, сходные с их собственными. Кроме того, такие обсуждения способствуют расширению поведенческого репертуара ребенка.
5. Консультации для родителей
Семинар-практикум для родителей
Родители приглашаются к участию в семинаре-практикуме на одном из родительских собраний, где их знакомят с общими тенденциями результатов диагностического исследования детей группы на предмет тревожности (тест тревожности, авторы Р. Тэммл, В. Амен, М. Дорки; наблюдение за поведением детей в различных видах деятельности; рисуночные методики; экспертный опрос воспитателей).
Родителей осведомляют о дальнейших планах работы педагогического коллектива по предупреждению и преодолению тревожности у детей, а также призывают к сотрудничеству в данном направлении.
Желающим принять участие в семинаре-практикуме предлагается заполнить опросник «Взаимодействие родителей с ребенком» Автор И.М. Марковская.
Цель:
Содействие гармонизации имеющихся личностных отношений между родителями и детьми и формирование новых, способствующих дальнейшему личностному росту ребенка, снижению тревожности ребенка.
Снижение уровня тревожности у детей.
Задачи:
Формирование у родителей представления о том, что им принадлежит решающая роль в профилактике детской тревожности и ее преодолении.
Обеспечение мотивации к самосовершенствованию личности родителей (стремление изменить стиль взаимодействия с ребенком, развитие способности к децентрации, снятие мышечного напряжения).
Повышение психолого-педагогической компетентности родителей.
Занятие I. Стили взаимодействия родителей и ребенка в семье.
Цель: - знакомство,
- определение целей совместной работы,
- формирование у родителей представления о том, что им принадлежит решающая
роль в профилактике тревожности и ее преодолении.
1. Знакомство.
Участники представляются
Если в группе есть одинаковые имена, то нужно придумать разные варианты имени. Подумать 2 минуты, записать и сказать нам:
- свое имя,
- имя своего ребенка и по 3 положительных и отрицательных качества, присущих ему,
- назовите, как вам кажется, какое ваше качество помогает вам налаживать контакт, взаимодействие с ребенком, а какое мешает,
Закрепить знакомство игрой «Снежный ком», когда по кругу каждый называет свое имя и все предыдущие имена.
2.Мини – лекция. «Тревожность. Ее влияние на развитие ребенка. Роль родителей в формировании и профилактике тревожности».
3. Обсуждение результатов опросника ВРР.
(см. Приложение 1.)
4. Беседа о требовательности и последовательности в воспитании.
(см. Приложение 2.)
5. Упражнение «Поменяйтесь местами те, у кого…»
Встать и поменяться местами по какому-то признаку. Задание дает тот, кто стоит в центре. Признаки должны быть связаны с отношениями родителей и детей.
У кого дочки, у кого сыночки.
Кто разделяет увлечения своего ребенка.
Кто редко ругает своего ребенка.
Кому нравится характер своего ребенка.
Кто считает, что его ребенок многого добьется в жизни.
(По окончании – рефлексия: легко ли было подбирать признак, какие чувства испытывали).
6. Домашнее задание.
Выбрать один из вечеров и отследить количество своих позитивных и негативных обращений в адрес ребенка, записать их.
7. Прощание.
Рукопожатие с каждым участником (важно никого не пропустить)
Приложение 1.
О требовательности в воспитании.
Все мы стремимся к тому, чтобы наш ребенок вырос уверенным в себе, умел принимать самостоятельные решения, имел собственное мнение. Совершенно очевидно, что ни один родитель не стремится к тому, чтобы его ребенок стал тревожным. Однако порой действия взрослых способствуют развитию этого качества у детей.
В повседневном общении с детьми, мы зачастую ломаем волю ребенка, требуем от них беспрекословного послушания, навязываем ему свое мнение.
- Почему?
- С высоты нашего опыта, мы «знаем», как лучше поступить ребенку в той или иной ситуации. Мы заботимся о здоровье и безопасности ребенка, транслируем ему принятые нормы поведения в обществе – все только во благо.
Как показывает практика, часто, если ребенок тревожен, значит, родители предъявляют к нему завышенные требования, которые ребенок выполнить не в состоянии, соответствовать которым он не в силах. Малыш не может понять, как и чем угодить родителям, безуспешно пробует добиться их расположения и любви. Но, потерпев одну неудачу за другой, понимает, что никогда не сможет выполнить все, чего ждут от него мама и папа.
Он признает себя не таким, как все: хуже, никчемнее, считает необходимым приносить бесконечные извинения.
Чтобы избежать пугающего внимания взрослых или их критики, ребенок физически и психически сдерживает свою внутреннюю энергию. Он привыкает мелко и часто дышать, голова его уходит в плечи, ребенок приобретает привычку осторожно и незаметно выскальзывать из комнаты. Все это отнюдь не способствует развитию ребенка, реализации его творческих способностей, мешает его общению со взрослыми и детьми, поэтому родители тревожного ребенка должны сделать все, чтобы заверить его в своей любви (независимо от успехов), в его компетентности в какой-либо области (не бывает совсем неспособных детей).
Насколько послушным должен быть ребенок?
Дети должны знать меру, но им нужна и свобода действий. Быть послушным, значит делать то, что нравится родителям, выполнять их распоряжения. Но, чтобы поверить в свои силы, ребенок должен попробовать поставить под сомнение ваши слова, должен иметь право на возражение. Если ребенок мал, у него нет другого способа самоутвердиться, кроме отказа повиноваться. Немного непослушания – в этом нет ничего плохого. Если ребенок натыкается на стену из запретов и штрафов, он может прекратить возражать, и не будет проявлять свою волю, вырастет абсолютно верноподданным. Или же, возникает ситуация противоборства между родителями и детьми: каждый день рев, крики и борьба из-за одного и того же. Но это не значит, что ребенку все должно быть позволено. Ищите «золотую середину».
Пересмотрите свои требования к ребенку. Чем больше команд слышит ребенок («Делай это! Лучше сделать так! Оставь то!»), тем скорее он становится упрямым или старается не слушать вас. Полезно снизить количество запретов (запрет необходим, если действия ребенка опасны для его здоровья, жизни). Попробуйте в течение одного только дня записать все замечания, высказанные ребенку. Вечером перечитайте список. Скорее всего, для вас станет очевидно, что большинство замечаний можно было бы не делать: они либо не принесли пользы, либо только повредили вам и вашему ребенку.
Будьте последовательны, придерживайтесь одной линии. Родители тревожного ребенка должны быть единодушны и последовательны, поощряя и наказывая его. Малыш, не зная, например, как сегодня отреагирует мама на разбитую тарелку, боится еще больше, а это приводит его к стрессу.
Обращайте внимание на тон (доброжелательный или нервный, командный голос).
Постарайтесь мысленно поставить себя на место ребенка и проверьте, хотели бы вы, чтобы к вам так обратились.
Не требуйте от ребенка извинений за тот или иной поступок, лучше пусть объяснит, почему он это сделал (если захочет). Если же ребенок извинился под нажимом родителей, это может вызвать у него не раскаяние, а озлобление.
Ласковые прикосновения родителей помогут тревожному ребенку обрести чувство уверенности и доверия к миру, а это избавит его от страха насмешки, предательства.
Откажитесь от физических наказаний. Любое физическое наказание унижает ребенка, т.к. задевает его чувство собственного достоинства. Кроме того, насилие – это средство принуждения, что препятствует установлению доверительных отношений между родителями и детьми.
Приложение 2.
Обсуждение результатов опросника ВРР.
В качестве основных параметров неправильного воспитания можно выделить:
- Непонимание своеобразия личностного развития детей. Например, родители считают их упрямыми, в то время как речь идет о сохранении чувства собственного достоинства, или родители думают, что ребенок не хочет, а он не может и т.д.
- Непринятиеиндивидуальности детей, их своеобразия, особенностей характера. Выражается через недовольство и раздражение в отношениях с детьми, преобладание отрицательных оценок в восприятии их характера, пренебрежение возрастными возможностями и потребностями, чрезмерные разрешения типа попустительства или строгим, нередко формальным отношением.
- Несоответствие требований и ожиданий родителей возможностям и потребностям детей. Малыш не может понять, как и чем угодить родителям, безуспешно пробует добиться их расположения и любви и вынужден переживать одну неудачу за другой. В результате – признает себя не таким, как все: хуже, никчемнее, считает необходимым приносить бесконечные извинения.
- Непоследовательностьв обращении с детьми. Выражается в изменчивых и противоречивых требованиях родителей, недоведении начатого дела до конца, непредсказуемой перемене расположения, переходах из одной крайности в другую.
- Аффективность– избыток родительского раздражения, недовольства или беспокойства, тревоги, страха, эмоциональная несдержанность. Результатом является эффект суматошности в доме: хаотичности, беспорядочности, всеобщего возбуждения.
- Доминантность в отношениях с детьми: стремление подчинить ребенка, навязывание мнений и готовых решений, стремление к строгой дисциплине и ограничению самостоятельности, использование принуждения, приказной тон, постоянный контроль за действиями ребенка, частые обвинения детей в непослушании, упрямстве и негативизме.
- Гиперсоциальность– воспитание имеет слишком правильный, без учета индивидуальности ребенка, возрастных потребностей и интересов характер. Отношение к детям как к взрослым, повышенная требовательность, принципиальность, большое количество навязываемых обязательств, морализирование и нетерпимость.
- Недоверие к возможностям детей. Недоверчивость к собственному мнению ребенка, неверие в его самостоятельность, чрезмерная регламентация образа жизни, перепроверка действий ребенка, избыточная опека, многочисленные предостережения и угрозы.
Кроме того, дети дошкольного возраста наиболее чувствительны к конфликтным отношениям в семье. Эмоциональным откликом на конфликтную ситуацию в семье является большое количество страхов.
Занятие II . Понимаем ли мы ребенка?
Цель: - развитие способности к децентрации,
- освоение конструктивных способов критики ребенка.
1. Разминка.
Начнем сегодняшний день так: встанем и поздороваемся. Здороваться будем за руку с каждым, никого не пропуская. Главное – никого не пропустить.
- Как настроение?
2. Домашнее задание.
Обсуждение:
- Каких высказываний больше?
- Можно ли было избежать негативных высказываний?
3. Мини-лекция.
(см. Приложение 3.)
4. Упражнение «Разыгрываем ситуации».
Каждому раздается карточка с названием какого-либо животного. В течение минуты все одновременно молча изображают это животное. Затем, также молча объединяются в группы по 3 человека (по названию общего животного).
Каждой группе раздаются листы с различными видами замечаний (см. приложение 4).
Цель совместной работы: обыграть ситуации подобного общения, описать свои чувства, испытываемые в ходе выполнения задания, спрогнозировать последствия подобных замечаний на ребенка (повышают возбуждение ребенка, влияют на представления о себе, снижают самооценку, пугают и повышают тревожность).
5. Упражнение «Погружение».
Представить себя ребенком. Потерялись от мамы.
Представить себя родителем. Ребенок гулял во дворе и исчез. Затем представьте себя ребенком, который заигрался.
Представить себя ребенком. Ребенок тайком съел половину коробки шоколадных конфет, осознает свою вину.
(Можно представить себя ребенком в ситуации, подсказанной родителями. «Вспомните ситуацию, когда ребенок, по вашему мнению, поступил неправильно, плохо, заслужив, тем самым, ваше порицание, наказание».)
- Что вы чувствуете при этом?
- Что вам хотелось бы, чтобы сказала мама?
- Что обычно говорит мама?
6. Упражнение «Критикуем конструктивно».
Заполним таблицу.
Родители предлагают ситуации, когда ребенок что-то «натворил».
Ответная реакция родителя на языке «непринятия».
Конструктивная критика.
1…
2…
7.Прощание.
Скажем «До свидания» с различной интонацией.
Приложение 3.
Понимаем ли мы ребенка?
Мир взрослого отличается от мира ребенка. С «колокольни» своей взрослой жизни нам многое не понятно в жизни ребенка, не нравится, мешает. Стремясь поправить детей, остановить, вмешаться в их жизнь и сделать все по-своему, выбираем самые удобные, привычные способы вмешательства – замечания, наказание.
Как справиться со своим желанием делать замечания?
- осознание возрастных особенностей ребенка (отсутствие возможности легко управлять собой),
- сделать их ненужными, за счет выделения ребенку «личной территории» в квартире, на улице, в общественных местах,
- смягчить форму замечаний: говорить медленно, а не «вбивая гвозди»,
- контролируйте себя; подумайте, как успокоиться, если нахлынуло раздражение (прием «стоп», счет до 10, несколько глубоких вздохов, сжатие кулаков с предельным усилием – гипернапряжение неизбежно ведет к расслаблению мышц),
- осознайте, что побуждает ребенка к данному поступку, поставьте себя на его место.
Все дети порой не слушаются родителей, балуются, что-то ломают или разбивают. Понятно, что родителям иногда приходится высказывать свое неудовольствие детям. Критика нужна, но какая?
Вот несколько правил:
Можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком «как таковым», оценка поступка («Мне жаль, что ты не поделился с сестрой игрушками»), а не оценка личности («Ты жадный мальчик»).
Можно осуждать его действия, но не чувства, какими бы отрицательными («непозволительными») они не были. Раз уж они возникли, значит для этого есть основания.
Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим. Иначе у ребенка возникает ощущение: «Я плохой», строит свое поведение в соответствии с этим утверждением. (Если ребенок получает больше негативных замечаний, чем позитивных – есть смысл не озвучивать некоторые из них (посетовать про себя), т.е. сделать перевес в позитивную сторону.)
Не вспоминайте прошлые прегрешения ребенка, это только обидит и возможно ранит ребенка, говорите о конкретном деле.
Используйте «временный язык» («сегодня», «сейчас»), а не «постоянный» («Вечно ты…», «Как всегда…», «Снова…»).
Поправь рубашку, ты очень неаккуратный. Сиди спокойно. Не вертись! Закрой рот. Не спеши! Не шуми. Не ешь так быстро, это некрасиво! Не сутулься. Не шаркай ногами. Не кривляйся! Возьми правильно вилку. Поправь волосы. Такой дом не бывает. Заяц синий не может быть, не выдумывай. Не отвлекайся, когда я с тобой говорю. Придвинь тарелку ближе. Поправь лампу, тебе темно. Застегни пуговицу...
Тексты, «разряжающие» настроениевзрослого.
Ну что тебе всюду надо лезть? Быстрее шевелись! Оставь меня о покое! Отстань от меня! Все у тебя из рук валится! Ну что ты так тащишься? Сколько раз можно тебе говорить? Как ты мне надоел... Сейчас же прекрати, кому я говорю! Не смей так делать! Замолчи! Немедленно выйди из-за стола. С тобой одни неприятности... Не выводи меня из терпения! Мне не до тебя. Чтобы больше я этого не видела (не слышала)!
«Воспитательные» тексты.
Ты себя плохо ведешь, не буду с тобой разговаривать. Веди себя прилично! Как тебе не стыдно! У тебя совесть есть? Посмотри на других ребят: никто себя так не ведет! Мне стыдно за тебя! Если ты сейчас же не прекратишь, я уйду... Если тыне уберешь игрушки, я тебя накажу. Что же из тебя получится в жизни! Я в твоем возрасте таким не был. Если ты так будешь себя вести, с тобой никто не захочет дружить.
Бывают дети с особенно «неудобными» особенностями поведения. Например, возбудимые, которые громко говорят, делают много резких движений, легко отвлекаются и т. п. Или дети медлительные, заторможенные. Или стеснительные иробкие в общении. Независимо от причин, породивших эти особенности, таким детям достается особенно много замечаний, причем однотипных, нажимающих именно на эти особенности, закрепляющих их в поведении и сознании ребенка. Вот несколько примеров.
Замечаниядлявозбудимогоребенка.
Сядь ровно, сиди спокойно, не кричи так, успокойся, не дергайся, не вертись, перестань беситься, успокойся сию же минуту, не отвлекайся, помолчи, не трогай, порвешь, сломаешь, надоел, я от тебя устала, тебя надо привязывать, ты всем мешаешь!!! (Ряд восклицательных знаков можете продлить сами.) Произносимые обычно раздраженным голосом, подобные высказывания еще больше возбуждают возбудимого, но, увы, не учат его самоконтролю.
Замечаниядлямедлительного.
Не спи на ходу, скорее, сколько можно копаться! Соня, лентяй, жуй быстрее, надоело тебя подгонять, как неживой, еле шевелишься, думай быстрее, не тяни, соображай!
Естественно, у ребенка, который не может изменить свою природу и стать, например, таким же быстрым, как мама (или папа), возникает ощущение своей ущербности, несоответствия «требованиям жизни» и — безнадежности.
Замечаниядлястеснительного.
Не сиди, не жмись около меня, иди к ребятам. Не молчи, поздоровайся; не цепляйся за мамину руку; все дети играют вместе, ты одна; совсем ты дикий, ну скажи что-нибудь, не молчи; никто к тебе не подойдет, стыдно, такая большая девочка, а боишься, как маленькая; что язык проглотил, воды в рот набрала...
Большое значение имеет манера, в которой делаются замечания.
Часто эту манеру сами взрослые не замечают; она стереотипна и включается почти автоматически.
Давящаяманера.
Раздраженный голос, сердитое лицо, повторение замечания с повышением голоса. Особая категоричность формулировок: «Сейчас же прекрати, чтобы этого не было» немедленно, я требую!» Переход к угрозе в голосе и словах. «Выбивание» (не обязательно физическими методами, в ход идут угрожающие интонации, движения, обещания на будущее) немедленной реакции подчинения. Часто эта манера выражает бессознательное желание спровоцировать ребенка на что-нибудь действительно «плохое», что оправдает первоначальное раздражение взрослого. Ребенок либо постоянно вызывает его раздражение, либо попадает под «горячую руку».
Контролирующаяманера.
Ребенок находится под следящим критическим взглядом, ибо «все делает не так». Надо его часто поправлять! Замечания произносятся привычно нудным голосом или с иронической интонацией: «Я так и знал». При этом на лице взрослого - выражение оправдавшегося ожидания, скептическая усмешка. Замечания однообразны и сопровождаются словами: «Вот опять, ну конечно, я так и знала, сколько можно говорить одно и то же...» Как правило, упор делается на несколько «любимых» неправильностей, которые и замечаются, и отмечаются. Например, «сутулится, громко смеется, некрасиво ходит, все роняет, смотрит в одну точку» и так далее.
Дергающаяманера.
Происходит неожиданный (особенно для самого ребенка) «налет» взрослого. Ребенка тормошат, что-то быстро поправляют на нем или около него. Голос взрослого — взволнованный, высокий, громкий: происходит как бы выплеск тревожной заботливости. Характерно невнимание к тому основному делу, которым занят ребенок, и цепляние к мелочам: не застегнута пуговица, снял тапочки, расплелась коса, не доел яблоко...
Безнадежнаяманера.
В такой манере часто делаются предупреждающие замечания. Голос заунывно-обреченный, на ребенка даже не смотрят — это реплики в сторону, на всякий случай. Из опыта уже известно, что ребенок не послушается или сделает наоборот, но язык сам произносит готовые фразы. Если в этот момент взрослого спросить, зачем он это говорит, то ответ может быть такой: «Я знаю, что бесполезно, но ведь надо что-то сказать...»
6. Литература
Данилова Л. Энциклопедия развивающих игр. От рождения до семи лет. – СПб.: издательский Дом «Нева», РОССА, 2006. – 240с.
Вайнер М.Э. Игровые технологии коррекции поведения дошкольников. / М.Э. Вайнер / Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 96с.
Якобсон С.Г., Соловьева Е.В. Дошкольник, каков он?: Пособие для воспитателей детских садов. – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2002. – 80с.
Уорнер П. 150 развивающих игр для дошкольников [Текст] /П. Уорнер; пер. с англ. Ж.А. Шлантайте. – 2-е изд. – Мн.: «Попурри», 2006. – 160с.
Маланов С.В. Развитие умений и способностей у детей дошкольного возраста. Теоретические и методические материалы. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2001. – 160с.
Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Кн. Для воспитателей дет. сада /Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, Р.И. Говорова; Сост. Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко. – М.: Просвещение, 1989. – 127с.
Игра и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями: Методическое пособие/ Под. ред. Е.А. Стребелевой, Г.А. Мишиной. – 2-ое изд. – М.: Издательство «Экзамен», 2004.
Ватунина Н.Д. Ребенок поступает в детский сад: Пособие для воспитателей детского сада/ Под. ред. Л.Н. Каплан. – М.: Просвещение, 1983.
Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций. Дети 5-7 лет./ Н.Л. Кряжева. – Ярославль: Академия развития, 2000.- 160с.
Представленные картинки были отсканированы из использованной литературы.