Сюжетно - ролевая игра "Спасатели" разработана для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Представлены все этапы работы по развитию сюжетной игры.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
- «Найди картинку» - Ушакова «Занятия, игры, упражнения по развитию речи для детей 6-7 лет» (стр. 106);
- «Играем со сказкой» - Ушакова «Занятия, игры, упражнения по развитию речи для детей 6-7 лет» (стр.101);
- «Нарисуем картину словами» - Ушакова «Занятия, игры, упражнения по развитию речи для детей 6-7 лет» (стр. 102);
- «Школа пожарного» - Артемова Л.В.»Окружающий мир в дидактических играх дошкольников» (стр. 79).
-«Как поступить?» - Артемова Л.В.»Окружающий мир в дидактических играх дошкольников», стр.55;
- «Кто нас лечит?» - Артемова Л.В.»Окружающий мир в дидактических играх дошкольников», стр.58;
- «Радио» - А.К. Бондаренко «Словесные игры в детском саду», стр. 50;
- «Кто больше назовет действий» - А.К. Бондаренко «Словесные Игры в детском саду», стр. 68;
- « Испорченный телефон» - А.К. Бондаренко «Словесные Игры в детском саду», стр. 74;
- «Разведчики» - Самоукина Н.В. «Игровые методы в обучении и воспитании». – М., 1992. или О.А.Скоролупова, Л.В. Логинова «Играем?.. Играем!!!» стр.66;
- «Проведи друга по лабиринту» - Е.И. Рогов «Настольная книга практического психолога в образовании». – М.: Владос, 1996. или О.А.Скоролупова, Л.В. Логинова «Играем?.. Играем!!!» стр.66;
- «Отгадай ка!» - С.К. Нартова – Бочавер, Е.А. Мухортова «Скоро в школу!»- М.: Глобус, 1995. или О.А.Скоролупова, Л.В. Логинова «Играем?.. Играем!!!» стр.67.
- «Строительство плота и др. средств передвижения в ЧС» (конструктор, бросовый материал).
Сюжетно – предметная игра
- «ГАИ»;
- «Скорая помощь»
- «Я знаю город будет»
Досуги
- Спортивный досуг «Юные спасатели»
Творческое рассказывание
- «Дело было на пожаре»;
- «Космические спасатели»;
- «А если беда» (составление рассказа о работе пожарного, милиционера, спасателя)
Бином – фантазия:
- Придумывание рассказа на основе произведений С. Марша «Рассказ о неизвестном герое», И. Туричин «Человек заболел» (текст произведения см. О.А.Скоролупова, Л.В. Логинова «Играем?.. Играем!!!» стр.75)
4. Предметно – игровая среда
Игрушки и атрибуты:
Руль для машины спасателей,
Имитаторы «мигалок» - спецсигналов, жезл, костюм (с эмблемой «ГАИ») и фуражка милиционера,
Элементы костюма спасателей: эмблемы, обозначающие принадлежность к той или иной спасательной службе или род профессиональной деятельности, каски, костюм спасателя с эмблемой «МЧС», халат и шапочка доктора.
Игрушечные машины (пожарная, милицейская, скорая помощь), самолет, вертолет, трактор, бульдозер, экскаватор, подъемный кран и др.,
Телефон,
Инструменты для представителей разных профессий: чемоданчик врача (имитаторы перевязочного материала, шин, зеленки, йода, игрушечный шприц, носилки и т.д.); слесарные инструменты; шланг и насос для пожарного и т.д.
Необходимо активно использовать предметы – заместители, бросовый материал.
План - схема города, сюжетные картинки с изображением извержения вулкана, наводнения, землетрясения.
5. Активизирующее общение взрослых и детей.
5.1. Примерный перечень игровых тем:
«Срочный вызов на пожар»
«Где – то человек попал в беду» - «Телефон спасения 02»
«Врачи «Скорой помощи»
«Землетрясение»
5.2. Примерный сценарий игры.
1 вариант: «Врачи «Скорой помощи»
Воспитатель рассказывает детям о случае, которому он сам был свидетелем: в парке пожилому человеку стало плохо, случился сердечный приступ. К счастью, у кого – то у прохожих оказался мобильный телефон, он позвонил по телефону «03» и вызвал врачей спасателей. Машина «Скорой помощи» приехала очень быстро, пострадавшему сделали уколы, уложили на носилки и увезли в больницу. Воспитатель предлагает детям вспомнить, в каких жизненных ситуациях им помогли врачи «Врачи «скорой помощи», и создать ситуацию, при которой у детей возникнет желание организовать с\р игру
2 вариант: «Срочный вызов на пожар»
Воспитатель рассказывает о сводке новостей, которую слышал утром по телевизору. В одном из жилых домов произошел пожар из-за неосторожного обращения с огнем. Педагог повествует о профессиональной работе спасателей-пожарных. Прежде всего они эвакуировали из здания всех людей, чтобы никто не задохнулся в дыму, не получил ожогов от огня. Только потом они приступают к тушению пожара. Его удалось быстро ликвидировать, потому что каждый пожарный знал свое место в команде и свои обязанности: один разматывал пожарные шланги, другой устанавливал насос, третий монтировал лестницу – горящая квартира была на третьем этаже.
Воспитатель побуждает детей создать такую же пожарную команду. Вначале он берет на себя роль командира этой команды, помогает распределить обязанности. Командир может «пострадать» во время тушения пожара, его на машине «Скорой помощи» увозят в больницу – сюжет расширяется, обогащается, инициатива в игре переходит к детям. Воспитатель может подсказать еще один поворот сюжета: пострадавших людей, чьи квартиры сгорели или залиты водой во время тушения пожара, нужно где – то разместить, предоставить жилье, помочь им отремонтировать квартиры и т.д.
3 вариант игры «Землетрясение» («Цунами», «Наводнение, «Извержение вулкана»)
Воспитатель спрашивает детей, смотрели ли в их семье телевизионную передачу о землетрясении в Японии, наводнении в Германии и т.д. Людям, пострадавшим от стихии, необходимо оказать помощь. Во – первых, надо найти всех пострадавших от стихии под обломками зданий, в затопленных домах и т.д., разобрать завалы. Во-вторых, оказать людям срочную мед.помощь, вывести их в безопасное место. В-третьих, нужно обеспечить временным жильем (строим из крупного конструктора, «разбиваем палатки»), питанием, одеждой. Весь мир спешит на помощь. Прилетают самолеты из разных стран со спасательными командами МЧС. Они привозят продукты. Спасателям помогают специально обученные собаки. На месте землетрясения работает «умная» техника. Спасатели и добровольные помощники разбирают завалы, строят новые дома.
4 вариант. «Космические спасатели».
Учитывая интерес современных детей к «фэнтэзи», воспитатель может предложить им организовать космическую спасательную экспедицию. Здесь сюжет можно развернуть по-разному:
Космический корабль (придумать название) исследует далекие планеты, проводит разведку неизвестных миров. Корабль потерпел аварию при посадке на планету Веста (Элва). Экипаж не может самостоятельно сделать ремонт. Космические спасатели спешат на помощь.
В беде целая планета Эмерун. Ей грозит экологическая катастрофа. Жители планеты были слишком беспечны: они нерационально использовали полезные ископаемые, загрязняли атмосферу ядовитыми веществами, не берегли воду и почву. Теперь жители планеты больны от грязного воздуха. Им не хватает продуктов, т.к. земля не приносит урожай. Им нечем обогреть дома. Им даже не хватаем питьевой воды. На помощь планете летит специальный спасательный корабль (придумать название). С помощью специальных приборов он может очистить атмосферу. Экологи-спасатели помогут посадить новые леса, очистить реки и моря, научат жить по-новому в согласии с природой.
При подготовке к игре детям надо будет «построить» космический корабль. Его легко сделать из большой картонной коробки
5.3. Роли, которые исполняют дети.
Пожарные, выполняющие разную работу.
Слесарь, который может открыть любую дверь, помочь людям
Милиционеры (сотрудники ГАИ)
Врачи «скорой помощи», хирурги, мед.сестры в больнице
Водители специального транспорта (автомобиля, вертолета, бульдозера и экскаватора, подъемного крана)
Скалолазы, которые могут карабкаться по горам и по отвесным стенам домов
Диспетчеры спасательной службы, которые принимают все звонки о происшествиях в городе
Космические спасатели: капитан космического корабля, разведчики-исследователи, ремонтники, экологи и т.п.
5.4. Игровые действия.
Строить спецтранспорт (из конструктора, из бросового материала).
Управлять транспортом (вращать руль, двигать штурвал, прокладывать космические маршруты, имитировать голосом работу мотора, предупредительного сигнала).
Тушить пожар: разматывать шланги, устанавливать насосы, собирать лестницу и карабкаться по ней, спасать людей из горящего дома и т.д.
Оказать мед.помощь пострадавшим: накладывать повязки, осторожно вести к машине «Скорой помощи», везти в больницу, делать операцию, ухаживать за больным.
Вести поисковые работы.
Принимать вызовы от пострадавших и направлять к месту происшествия спасательные бригады.
Обеспечивать мобильную связь.
Строить временное жилье.
Организовывать гуманитарную помощь пострадавшим.
6. Варианты игр.
- «Спасатели МЧС в горах»
- «Спасатели МЧС в тайге»
- «Спасатели МЧС сражаются с враждебными инопланетянами»
6.1. Игры – спутники.
«Больница», «Аптека»
«Строители»
«Кухня»
«Мастерская»
7. Общественная значимость труда.
Гарантия оказания помощи всем тем кто оказался в экстремальной ситуации.