Просмотр содержимого документа
«Проект по проблеме: «Преемственность детского сада, семьи и школы в контексте ФГТ и ФГОС и НОО» Тема: «В школу с улыбкой».»
КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПРИВОЛЖСКИЙ МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ
Проект
по проблеме: «Преемственность детского сада, семьи и
школы в контексте ФГТ и ФГОС и НОО»
Тема: «В школу с улыбкой».
Выполнила:
воспитатель
МАДОУ № 371 г.Казань
Алакшина Т.В.
г.Казань –2012г
Название проекта: В школу с улыбкой
Тематическое поле (образовательная область):социализация, познание
Проблема:Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным. Сегодня важнейшим приоритетом образования в России является обеспечение качества образования. Чтобы достичь качества, должны быть созданы условия.
Преемственность в работе школы и дошкольного учреждения, предусматривает использование всех форм преемственности: изучение программ, сложных звеньев, взаимный обмен опытом, дальнейший поиск оптимальных путей усовершенствования педагогической работы, формирования у детей интереса к занятиям, учебной деятельности.
Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка. Школа постоянно повышает требования к интеллектуальному развитию детей. Это объясняется такими объективными причинами, как научно-технический прогресс; увеличение потока информации; изменения, происходящие в нашем обществе, совершенствование содержания и повышение значимости образования; переход на обучение с шестилетнего возраста.
Преемственность дает возможность в комплексе решать познавательные, воспитательные и развивающие задачи. Она выражается в том, что каждое низшее звено перспективно нацелено на требования последующего. Проблема преемственности в системе образования не нова. Еще К.Ушинский обосновал мысль о взаимоотношениях «подготовительного обучения» и «методического обучения в школе».
Решить проблему преемственности возможно лишь тогда, когда будет реализована единая линия развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства. Только такой подход может придать педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер, только тогда две ступени образования будут действовать в тесной взаимосвязи.
Успешность реализации этой задачи во многом зависит от сформированности у учащихся познавательных интересов в детском саду. Проблема развития познавательного интереса ребенка решается средствами занимательности, игры, создания нестандартных ситуаций на занятиях.
Цель проекта:
подготовка детей к школе
организация совместной с детьми и их родителями деятельности, направленной на повышение мотивации ребенка для обучение в школе
совершенствование единого образовательного пространства
создание условий для совместной работы начальной школы и дошкольного образовательного учреждения для обеспечения преемственности между ДОУ и начальной школой.
Задачи проекта:
Осуществление разнообразных форм участия родителей в жизни дошкольников:
мотивационная - подбадривает своего ребёнка, показывает собственную заинтересованность;
информационная – помощь в поиске нужной информации;
организационная – распределение времени, планирование деятельности ребёнка;
техническая – монтаж материала.
Совершенствование приёмов и методов формирования у детей самостоятельности и ответственности за выполнение заданий и поручений взрослых
Рост активности родителей в совместной деятельности в школе и стиля определения взаимодействия учителя с учениками, с родителями.
формирование у всех участников образовательного процесса осознанного отношения к обучению в школе.
дать представление о возможном влиянии детско-родительских отношений на формирование мотивации к обучению в школе.
психологическая подготовка детей к школе.
раскрыть значение совместной работы начальной школы и ДОУ для обеспечения преемственности меду ДОУ и начальной школой.
разработать систему мер и форм работы для обеспечения преемственности между ДОУ и начальной школой.
Вид проекта: информационно-практический
Состав участников: дети подготовительной к школе группы, воспитатели, специалисты, родители воспитанников.
Материально-технические ресурсы: дидактические игры, материал, компьютер, мультимедийное оборудование и т.п.
Планируемое время для выполнения проекта: 1 год
Этап
Содержание деятельности
Сроки
Подготови-тельный
Определение проблемы преемственности, установление контакта со школой
Подготовка дидактических игр для работы с детьми в различных видах деятельности
Определение основных условий реализации преемственности
сентябрь, октябрь
Аналитический
Оценка мотивационной готовности к обучению в школе
Изучение условий обеспечивающих или тормозящих разрешение проблемы
Изучение основных принципов предметно-развивающей среды, влияющую на активную детскую деятельность
Изучение познавательной сферы ребенка в контексте преемственности с начальной школой
Изучение организации развивающих занятий, уроков в начальной школе
сентябрь
Практический
круглый стол для учителей начальных классов и старших воспитателей ДОУ на тему «Совместная работа ДОУ и ОУ по реализации требований в вопросах воспитания и обучения ребёнка»
мастер-класс «Формирование мотивационной готовности первоклассников к школьному обучению»
ознакомительные встречи учителей 1-х классов с будущими первоклассниками
экскурсия в школу детей подготовительной к школе группе по теме «Знакомство со школой (класс, библиотека, спортзал), общение с первоклассниками».
беседы о школе, о Дне знаний.
мастерская «Сделаем подарок первоклассникам»
игра в школу,
знакомство с литературными произведениями о школе
разучивание стихов и песен
придумывание смешных историй о школьной жизни
занятия коррекционно–развивающего плана: «Хозяин своих чувств», «Выбирая, думай, что будет потом», «Важное слово «нет»»
семейные конкурсы: «Костюм для первоклассника», «Придумай новый урок», «Школа, в которой я хочу учиться»
организация выставок
работа с плакатами, картинами, план-схемами, рабочими тетрадями,
Совместная диагностика педагогов и психолога о готовности детей к школе.
Май
Основные мероприятия по реализации преемственности
дошкольного и начального школьного образования
№ п/п
Мероприятие
Цель
1.
Оформление стендов в ДОУ «Для вас, родители будущих первоклассников»
Информирование родителей о подготовке ребенка к школе
2.
Размещение рекомендаций для родителей, будущих первоклассников
Информирование родителей о подготовке ребенка к школе
3.
Мониторинг готовности выпускников ДОУ к школьному обучению
Выявление уровня готовности первоклассников к школьному обучению
4.
Развивающие занятия для воспитанников подготовительных групп (в течение года)
Подготовка детей к школьному обучению
5.
Выступление на родительских собраниях
Знакомство родителей будущих первоклассников с системой подготовки детей к школе
6.
Проведение консультаций группового и индивидуального плана для родителей
Повышение родительской компетентности
7.
Проведение семинаров – практикумов с элементами тренинга
Практическая подготовка родителей
8.
Семейные конкурсы
Формирование сплоченности у родителей и детей
9.
Совместные заседания МО учителей начальных классов и воспитателей ДОУ с целью решения учебно – воспитательных вопросов и методических проблем
Обмен опытом работы по обучению и воспитанию детей с целью соблюдения преемственности.
10.
Творческая мастерская
Обогащение впечатления детей о школьной жизни.
Совместные выставки продуктивной деятельности воспитанников детского сада и школы
выставка рисунков
План преемственности между детским садом и школой
№
Мероприятие
Сроки проведения
Участники
Оформление стендов в группе «Для вас, родители будущих первоклассников»
Сентябрь
Воспитатели
Размещение рекомендаций для родителей, будущих первоклассников
В течении года
Воспитатели
Мониторинг готовности воспитанников подготовительных групп к школьному обучению
Сентябрь-октябрь
Педагог-психолог
Родительское собрание «Ознакомление с результатами мониторинга»
октябрь
Воспитатели,
Педагог-психолог
Окружной круглый стол для учителей начальных классов и старших воспитателей ДОУ на тему «Совместная работа ДОУ и ОУ по реализации требований ФГТ и ФГОС НОО в вопросах воспитания и обучения ребёнка»
октябрь
Руководители
ДОУ и ОУ, учителя, воспитатели
Ознакомительная экскурсия в школу «Рабочее место ученика»
Осенние каникулы
Ст. воспитатель, воспитатели
Завуч по начальному звену СОШ
Ознакомительная экскурсия в школьную библиотеку
Осенние каникулы
Ст. воспитатель, воспитатели
Завуч по начальному звену СОШ
«Школа, в которой я хочу учиться» выставка рисунков
Ноябрь
Дети, родители
МО учителей начальных классов и воспитателей ДОУ с целью решения учебно – воспитательных вопросов и методических проблем
Ноябрь
Старший воспитатель, воспитатели,
учителя начальных классов,
Завуч по начальному звену СОШ
«Украшение на елку»
(обмен игрушками-украшениями на елку, сделанными руками детей)
Декабрь
Учащиеся начальных классов, дети подготовительной группы
Мастер-класс «Формирование мотивационной готовности первоклассников к школьному обучению»
Декабрь
Педагог-психолог школы,
детского сада
Литературный вечер «Школа в рассказах»
Январь
Воспитатели, музыкальные руководители, дети, родители
Семинар - практикум «Использование здоровьесберегающих технологий в работе ДОУ и ОУ»
Январь
Воспитатели, учителя начальных классов, родители
«А ну-ка мальчики» (развлечение с приглашением учащихся начальной школы)
Февраль
Специалисты, Воспитатели, учителя начальных классов
Родительское собрание «Будущий первоклассник - какой он?» (Портрет первоклассника в системе ФГОС)
Февраль
Старшие воспитатель. Педагог-психолог родители
«Здравствуй, Масленица»
Март
Воспитатели
Ознакомительная экскурсия у мини-музей школы
Март
Ст. воспитатель, воспитатели
Завуч по начальному звену СОШ
Круглый стол «Готовы ли взрослые стать родителями первоклассника?»
Март
Педагоги, педагоги-психологи ДОУ, ОУ
Открытое занятие коррекционно–развивающего плана: «Хозяин своих чувств», «Выбирая, думай, что будет потом»
Апрель
Педагог-психолог ДОУ
Родители
Ознакомительные встречи учителей 1-х классов с будущими первоклассниками
Май
Выпускники ДОУ, учителя 1-х классов
Индивидуальные консультации для родителей
В течении всего года
Специалисты ДОУ, воспитатели, учителя начальных классов
Предполагаемый результат
Результатом реализации программы сотрудничества должно быть создание комфортной преемственной предметно-развивающей образовательной среды:
обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, воспитанников, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся и воспитанников;
гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся и воспитанников;
комфортной по отношению к обучающимся, воспитанникам (в том числе с ограниченными возможностями здоровья) и педагогическим работникам.
Результатом плодотворного сотрудничества педагогов начальной школы и дошкольного учреждения, родителей (законных представителей) воспитанников и обучающихся должно быть развитие интегративных качеств дошкольника, которые служат основой для формирования компетенций, необходимых для обучения в школе.
Используемая литература
1. Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаро, Учитель, 2012 год
2. «Дошкольная педагогика». Под редакцией В. И. Ядэшко и Ф. А. Сохина "Просвещение", Москва, 1978 г.
3. Е. Арнаутова. Преемственные связи ДОУ, школы и родителей будущих первоклассников. - М.: Сфера. 2006.-С.-16
4. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. - СПб. , 2004. -С.29
5. Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. - М. , 1991.-С.43.
6. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. - М., 2002. -C-19.
7. Ушинский К.Д. Педагогическая антропология: Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Ч. 1. - М.: Изд-во УРАО, 2002. - С. 23.
8. Журнал «Обруч» №1, 1997г
Р.Стеркина, «Поговорим о преемственности»,
Е. Кравцова «Школы для маленьких или маленькие школы»
Л. Стрелкова «От «школы для маленьких» к школе «маленькой» и «большой»»
Е.Сербина «Преемственность: так в чем проблема?»
Журнал «Начальная школа» №11, 2001г, раздел «Обеспечиваем преемственность»
10. Журнал «Начальная школа» №1, 2002г:
Н.М. Конышева «Дошкольное детство: подготовка к школе или этап жизни?»
О.И. Бадулина «К проблеме преемственности дошкольного и начального школьного образования»;
11. Журнал «Управление дошкольным образовательным учреждением», №2, 2003 г:
О.П. Миронова «Преемственность как процесс воспитания и обучения ребенка»;
М.М. Пашкова «Основные аспекты преемственности»;
В.П. Сергеева «Преемственность: теория и действительность»