Месяц | Тема | Виды деятельности взрослого и детей | Цель | Методы и приемы работы | Обогащение предметно-развивающей среды | Взаимодействие с родителями воспитанников | Предполагаемый результат |
Сентябрь | Ознакомление детей с дымковской игрушкой. "Фартучек для дымковской барышни". | Рассматривание тематического альбома «Дымковские игрушки». | Учить детей расписывать плоскостные фигурки четырехугольной формы, используя разные элементы дымковской росписи (точки, колечки, кружочки, полоски); закреплять умение правильно держать кисть, хорошо насыщать ее краской. Развивать эстетическое восприятие, творчество. Вызывать интерес к народной игрушке. Воспитывать самостоятельность, уважение к работе народных мастеров. | Откроем волшебную дверь и потихоньку войдем, И ты, мой дружок, поверь, что новых друзей здесь найдем. Посмотрите, сколько у нас сегодня гостей! Поздоровайтесь. Улыбнитесь нашим гостям. Посмотрите, как у наших гостей появились замечательные улыбки, им очень понравилось наше приветствие. А теперь подарите улыбки друг другу. Воспитатель: Ой, ребята! Посмотрите, а кто это нас встречает? (Дети видят куклу, называют ее.) Конечно, это же барышня. Кукла: Я – барыня сударыня! Я в гости к вам пришла. Загадаю вам загадку, А вы отгадайте её, друзья! Веселая белая глина, Кружочки, полоски на ней Козлы и барашки смешные, Табун разноцветных коней, Кормилицы и водоноски, И всадники, и ребятня, Собачки, гусары и рыбки. А ну назовите меня (дымковская игрушка). Кукла: Правильно. Молодцы! А дымковские игрушки я взяла сегодня с собой к вам на занятие. Обратите внимание на них. А вы знаете, почему их называют дымковскими? Дети: Потому что её делают в селе Дымково. Воспитатель. Молодцы! Есть на Вятке слобода Зовется Дымково она. Там на ярмарке весной Ждут игрушки нас с тобой. Барышни и мужики, Поросята, индюки. Ярко все наряжены, Пестро разукрашены. Любит их и стар и млад. Каждый тем игрушкам рад! Кукла: Ребята, а вы знаете, как эти игрушки делают? Дети: Да, сначала их лепят из глины, затем обжигают в печах, белят, а затем расписывают. Кукла: Все игрушки не простые, А волшебно-расписные: Белоснежны, как берёзки, Кружочки, клеточки, полоски – Простой, казалось бы, узор, Но отвести не в силах взор. Кукла: А какие цвета использовали мастера? Дети: Красный, синий, зеленый, черный, желтый на белом фоне. Кукла: Какие элементы используют мастера для росписи игрушек? Дети: Узоры состоят из прямых и волнистых линий, кругов, колец, точек и мазков. Иногда линии могут пересекаться и образовывать своеобразный узор - сетку. Кукла: Ребята, все игрушки яркие! Мастер расписал всех моих друзей, и мне платье красиво украсил. Да вот только на фартучек мой краски не хватило. У всех барышень фартучки яркие и только у меня фартучек белый, не раскрашенный. Вот мне и грустно. Воспитатель: Ребята, давайте поможем нашей барышне, разукрасим для нее несколько фартучков, чтобы она могла ходить в них на праздник, носить воду, играть с детьми. Поможем? Дети: Да!!! Воспитатель: Сейчас мы с вами отправимся в светлую мастерскую, где будем работать над фартучками. Воспитатель: Перед тем, как приступить к работе, давайте мы с вами рассмотрим уже разукрашенный фартучек. Какую форму имеет фартучек? Какую фигуру он вам напоминает? Еще у нее есть центр. Какие элементы нарисованы в центре? А какого они цвета? А как мы их рисуем? А какие элементы узора нарисованы на нашем фартучке? А какого они цвета? А чем отличаются эти элементы? А как мы их рисуем? А какие элементы еще вы видите на фартучке? Какого они цвета? Как мы их рисуем? А сейчас я разукрашу свой фартучек. (Воспитатель раскрашивает еще один образец). Воспитатель: Вот какой красивый у меня получился фартучек. А теперь вы украсите фартучки для нашей барышни. Сейчас мы скажем волшебные слова и превратимся в мастеров. Один, два, три, четыре, пять Чтобы мастерами стать Все присели, все нагнулись Друг другу дружно улыбнулись Две пружинки, три прыжка И похлопали слегка Вокруг себя пару кругов И превратились в мастеров. Воспитатель: А теперь вы стали мастерами и можете сами раскрашивать свои фартучки, как вам захочется. Но для этого давайте сначала повторим, как мы будем рисовать. Для своих фартучков вы можете использовать любые элементы узора. Подумали, а теперь приступайте к рисованию. Колечки и точки мы рисуем кончиком кисти. Старайтесь, чтобы ваши работы были аккуратными, не набирайте много краски, лишнюю воду с кисточки промакивайте о салфетку. Анализ работ: Кукла: Ребята, спасибо вам большое! Вы мне очень помогли! Посмотрите на фартучки. Какие они красивые! А узоры на всех фартучках получились разные. Мне очень понравились ваши работы. А вам нравятся ваши работы? (Ответы 2-3 детей). Воспитатель: Молодцы, ребята. Сегодня на занятии мы еще раз встретились с дымковскими игрушками, побывали дымковскими мастерами и помогли дымковской барыне. Вы очень хорошо справились с этой работой. Вам понравилось быть дымковскими мастерами? А что бы вы хотели раскрасить в следующий раз? | Предварительная работа (просмотр видеоролика о дымковской игрушке; рассматривание дымковских игрушек и беседы о них; рассматривание альбома Дымковские игрушки, рисование элементов дымковского узора). Чтение стихотворений воспитателем, вопросы к детям, рассматривание дымковских игрушек, напоминание о технике рисования, наблюдение за работой детей, индивидуальные объяснения, анализ работ. Оборудование: кукла в дымковском костюме; дымковские игрушки: конь, барыня, индюк, няня-кормилица, водоноска, уточка, рыбка и др. Для каждого ребенка: силуэт фартука из бумаги; гуашь, кисти, салфетки, баночки с водой, подставка для кисточек. Иллюстрации село Дымково. Дидактическая игра «Продолжи узор». | Оповестить заранее родителей о предстоящей теме. Подбор иллюстраций по данной теме. | Дети познакомятся с дымковской игрушкой, с орнаментом и узорами украшения фартука. Пополнение тематического альбома рисунками дымковских игрушек. |
Октябрь | «Дымковская игрушка - Уточка». | 1.Организационный игровой момент. Цель: средствами театрализованного представления вызвать интерес к деятельности. 2. Беседа о происхождении «Дымковской игрушки». Цель: закрепить знания где зарождалась народная игрушка из глины. 3. Чтение стихотворений «Дымковские игрушки». Цель: Формирование у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к образцам русского народного декоративно – прикладного искусства средствами художественной литературы. 4. Физкультурная пауза «Путешествие в село Дымково» Цель: Способствовать двигательной активности детей игровыми упражнениями. 5. «Игрушкины частушки». Исполнение детьми частушек о дымковских игрушках. Цель: накопление музыкального опыта в части исполнительского искусства. 6. «Русская народная игра «Петя-Петушок». Цель: развития современной игровой культуры, продолжать знакомить с русскими народными играми. 7. Продуктивная деятельность. Разукрашивание дымковских игрушек. Цель: Закреплять знания детей о характерных особенностях росписи дымковской игрушки, формировать умение создавать узоры по собственному замыслу, используя разнообразные приемы работы кистью. Формировать умение выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины). Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности. Углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве. Воспитывать любовь к народному искусству России. Дать возможность детям почувствовать себя народным мастером. | Продолжать знакомить детей с народными дымковскими игрушками, воспитывая эстетическое отношение к предметам. Помочь детям замечать и выделять основные средства выразительности дымковской игрушки: яркость, нарядность цвета, декоративность, разнообразие элементов росписи. Ориентируясь на подлинники, вызвать у детей желание расписать любые игрушки. Закрепить навыки рисования элементов дымковской росписи (кружочки, точки, полоски, сетка, кольцо, волнистые дуги); Учить детей самостоятельно выбирать приемы и элементы росписи, сочетание цветов, передавать свое отношение к рисунку. Развивать творчество, фантазию, интерес к рисованию Воспитание у дошкольников доброжелательного отношения к окружающим, формирование патриотических чувств, гражданской принадлежности. Развитие музыкально-художественной деятельности. Продолжать воспитывать интерес к устному народному творчеству, Развивать навыки свободного общения со взрослыми и детьми по поводу, процессу и результатам продуктивной деятельности. | Зал оформлен как русская горница. Воспитатель в народном костюме: Милости прошу, гости дорогие, себя покажите, посмотрите мою горницу, у меня здесь много необычного. Все создано с любовью народными умельцами. Может быть вам что-нибудь знакомо? Дети подходят к дымковским игрушкам. Воспитатель: Сядем мирком - да и поговорим ладком. Изба детьми весела. Все дети вместе – и душа на месте. Сядем ровнее – будем здоровее. Захотелось мне сегодня рассказать вам, ребята, удивительную историю. (Подходит вместе с детьми к изображению русской слободки на берегу реки). Воспитатель: показывает изображения села. Посмотри сюда, дружок, Вьется голубой дымок, Дым идет из труб столбом. Точно в дымке все кругом, Голубые дали и село большое «Дымково» назвали. Там любили песни, пляски, В селе рождались чудо-сказки, Вечера зимою длинны И лепили там из глины Все игрушки не простые, А волшебно-расписные: Белоснежны, как березки. Кружочки, клеточки, полоски. Простой, казалось бы, узор Отвести не в силах взор. И пошла о дымке слава, Заслужив на это право. Говорят о ней повсюду, Удивительному чуду Мы поклонимся не раз О древней дымковской игрушке Поведем сейчас рассказ. В- ль: Сегодня я приглашаю вас на выставку замечательных умельцев. Посмотрите сколько тут красивых, ярких. Нарядных предметов. Эти вещи радуют нас своей красотой. А какие игрушки вам хорошо знакомы ?Как называются эти игрушки? Дети: дымковские. В- ль: правильно. А почему их так назвали? Дети: потому что их сделали в селе Дымково. Воспитатель: На низком берегу реки Вятки расположилась старинная слобода под названием Дымково. Здесь русские мастерицы длинными зимними вечерами лепили разнообразные игрушки: коней, оленей, птиц, индюков, барышень. Посмотрите, над каждой избой поднимается голубой дымок над трубой. Оттого, наверное, и назвали деревню Дымково, а игрушки – дымковскими. В- ль: почему же село это назвали Дымково? Зимой когда там топят печки, а летом когда туман село стоит как будто в дымке. В- ль: да, вот там в старину и зародилась эта игрушка. Из чего же мастера делали дымковскую игрушку? Дети: делали эту игрушку из глины В- ль: но глина коричневая не красивая, как же игрушки получились такие веселые, нарядные? Дети: сначала игрушку лепили, потом подсушивали, обжигали в печи, покрывали белой краской и расписывали. В- ль: посмотрите какие элементы росписи использовали мастера для игрушки? Дети: круги, полоски, точки, сетка, кольцо. В- ль: какие цвета используют мастерицы для росписи игрушки? Дети: малиновый, красный, желтый, зеленый, синий, оранжевый. В- ль: а как одним словом можно сказать про цвета, краски? Дети: яркие, нарядные, веселые, праздничные. В- ль: Какие игрушки вы знаете? Расскажем стихи про дымковские игрушки. Дети читают стихи про дымковские игрушки. Посмотри, как хороша эта девица-душа. Щечки алые горят, удивительный наряд, Сидит кокошник горделиво, Барышня так красива. Кружочки, клеточки, полоски - Простой, казалось бы, узор, Но отвести не в силах взор От барыни и водоноски. Через горные отроги, Через крыши деревень Красноногий, желторогий Мчится глиняный олень. Кони глиняные мчатся На подставках, что есть сил! И за хвост не удержаться, Если гриву упустил! Уточка-Марфуточка бережком идет, Уточек-марфуточек купаться ведет”. (Т.А. Маврина) Вот индюк нарядный Весь такой он складный. У большого индюка Все расписаны бока. Посмотрите – пышный хвост У него совсем не прост! Точно солнечный цветок, И высокий гребешок. В- ль: мне очень понравилось как вы рассказали о дымковских игрушках и я вас приглашаю отправиться в село Дымково и стать мастерами, которые умеют делать забавные игрушки и украшать их яркими узорами. Село стоит на берегу реки, на чем же можно отправиться туда? Дети: на лодке(имитация движений), переплыть(имитация) В- ль: вот мы и приплыли в село Дымково. Ребята, я узнала, что в селе Дымково лучшим мастером является дедушка Тихон. Давайте зайдем к нему в гости, проведаем мастера. Подходят к дому стучат. Выходит дед Тихон. Дед Тихон: Здравствуйте гости дорогие, зачем пожаловали? Кто такие? (дети рассказывают ) Воспитатель: Мы приехали в село, чтобы получше познакомиться с народным промыслом дымковская игрушка. А ты что дедушка такой грустный. Дед Тихон: Скоро откроется весенняя ярмарка дымковской игрушки, а я из-за болезни смог расписать только одну игрушку. Очень опечален по этому поводу. Мне очень важно принять участие в ярмарке, показать людям свое мастерство. Воспитатель: Ну, ты дедушка не печалься ты пока посиди, и послушай «Игрушкины частушки». Исполняются частушки. «Игрушкины частушки» П. Синявского Наши руки крендельком, Щеки, словно яблоки. С нами издавна знаком Весь народ на ярмарке. Мы игрушки расписные, Хохотушки вятские, Дымковские барыни всех на свете краше. С лентами да бантами Мы гуляем парами Мы гуляем парами, Проплываем павами. Мы игрушки знатные, Складные да ладные. Мы повсюду славимся. Мы и вам понравимся! Дед Тихон: Ох молодцы, развеселили вы меня. Как певали вы частушки, Ну и удаль, ну и стать, Молодым бы снова стать. Ну а как же мне повеселить вас? Воспитатель: А ты с нами дедушка поиграй. Дед Тихон: Это можно. Знаю я одну русскую народную игру. Только нужно быть очень шустрыми. Проводится русская народная игра «Петух». Бойкий Петя-петушок Поднимает гребешок, Громко-громко кричит, Деткам спать не велит Петушок, не кричи, Лучше нас ты догони! Дед Тихон: ну ребятки молодцы наигрался от души только вот делу время –потехе час. Поможете мне раскрасить игрушки мои? (дети соглашаются). Самостоятельная работа детей под спокойную народную музыку (помощь затрудняющимся детям, инд. раб.) Готовые работы выкладывают на общий стол, дети их рассматривают. Воспитатель: Вот наши игрушки засветились и стали ненаглядными. И впрямь на них не наглядеться. Даже на душе стало радостно. Дед Тихон: Все игрушки не простые, А волшебно расписные. Белоснежны как березки, Кружочки, клеточки, полоски. Простой казалось бы узор, Но отвести не в силах взор. Спасибо вам за вашу работу дорогие мастера! Благодарит и уходит. Воспитатель: Были мы с вами сегодня не просто ребятами, а дымковскими мастерами, украшали игрушки. Вы все очень постарались, поэтому игрушки получились яркие, нарядные, красивые. Давайте еще раз с вами полюбуемся на наши игрушки. Все вы молодцы! А теперь пора возвращаться домой. Дети в колонне по одному уходят в группу. | Материалы и оборудование к занятию: краски, кисточки, баночки для воды, салфетки, силуэты дымковских игрушек - уточка, мастер Тихон, магнитная доска, игрушки, картинки «Дымковские игрушки», Фонограмма русской народной музыки. | Привлечь родителей в приобретении некоторых видов дымковских игрушек для группы. | Дети познакомятся с дымковской игрушкой, с ее происхождением, с орнаментом и узорами украшения уточки. Пополнение тематического альбома рисунками дымковских игрушек. |
Ноябрь | «Хвост дымковского индюка». | Словарная работа: ввести в словарь прилагательные, характеризирующие дымковского индюка: нарядный, горделивый, сказочный, красивый… Проведение физкультминутки. | Упражнять в рассматривании дымковских игрушек, выделяя элементы узора. Побуждать в составлении узора на розетте, украшая лепестки и середину. Упражнять в самостоятельном выборе цвета и использовании ватных палочек при изображении элементов узора. Продолжать воспитывать интерес к дымковской игрушке, народному творчеству. | Здравствуйте, ребята! Меня зовут О. В. Собираясь к вам в гости, я надела необычный наряд - это русский народный костюм. Надела я его неспроста. Дело в том, что мы с вами сегодня совершим удивительное путешествие в старинную русскую деревню Дымково. Закройте, пожалуйста, глазки - мы с вами отправляемся в путь. (звучит музыка- «минусовка» песни «Деревенька» в исп. гр. «Белый день») Деревня Дымково славится своими мастерами, которые изготавливают из глины вот такие замечательные игрушки (показ презентации). Эти игрушки получили название - дымковские, по названию деревни, где их изготавливают. Сначала из глины вылепливается игрушка, затем её сушат –обжигают в огромных печах. После этого игрушку покрывают слоем белой краски. А когда она высохнет, на неё наносится узор (показ иллюстраций с технологией изготовления). В итоге получаются вот такие замечательные игрушки. -Посмотрите, пожалуйста, что это за игрушка? (индюк), (рассмотреть дымковского индюка). ИНДЮК. Вот индюк нарядный, весь такой он ладный, У такого индюка все расписаны бока, Всех нарядом удивил, крылья важно распустил. Посмотрите – пышный хвост у него совсем не прост, Точно солнечный цветок; А высокий гребешок, красной краскою горя, как корона у царя… Индюк сказочно красив, он напыщен, горделив, Смотрит свысока вокруг, Птица важная – индюк! - Нравится вам эта дымковская игрушка? - Индюк, какой? (нарядный, важный, горделивый, сказочный, красивый) Физминутка: Ребята, покажите, пожалуйста, как ходит индюк (дети показывают). Как он распустил крылья? (показ) Как он смотрит свысока? (показ) Детальное рассматривание игрушки - Индюк очень интересная игрушка; у него красивый гребешок, как корона, очень длинная бородка, украшенная кусочками золота, распустил крылья и распушил свой пышный хвост. Так он показывает всем свою небывалую красоту, гордится своими узорами, яркими красками. - Какие элементы изображены на хвосте у индюка? (круги, кольца, точки, линии) -Каким цветом они изображены? (ответы детей). - Ребята, давайте представим себе, что мы – дымковские мастера, и мы с вами будем расписывать хвост для дымковского индюка. Он немного похож на цветок, поэтому расписывать нужно лепестки и середину (сделать показ, если необходимо). Лепестки можно расписать в виде колец или кругов кистью. Цвет кругов - на ваш выбор, но не забывайте, что хвост у индюка должен быть ярким, нарядным (показ). Середину хвоста можно изобразить в виде круга (показ). А вот точки будем рисовать при помощи ватных палочек (показ). Дети самостоятельно составляют узор на силуэте хвоста, изображают знакомые элементы, и выбирают цвет. По окончании деятельности рассмотреть все работы, уточнить у каждого, что украшал, какими элементами, какого цвета. Воспитатель: - С какой игрушкой познакомились? (дымковский индюк) - Какой индюк? (нарядный, красивый, важный, яркий, горделивый, сказочный, т. п.) | Оборудование: дымковский индюк, иллюстрации элементов поэтапного изображения, гуашь, кисти, ватные палочки, бумага в форме розетта (хвост индюка, иллюстрации с изображением дымковских игрушек, иллюстрации с изображением технологии изготовления дымковских игрушек. | Помочь приобрести дымковскую игрушку – индюк. | Дети научатся составлять узор дымковской игрушки – индюк. Научатся самостоятельном делать при выборе цвета и использовании ватных палочек при изображении элементов узора. |
Декабрь | «Нарядная барышня». | Рассматривание иллюстраций с изображением дымковских изделий. Знакомство с дымковскими игрушками, их происхождением. Прорисовывание всех элементов дымковской росписи, отработка их в самостоятельной и совместной деятельности. | Обогащать представления детей о народном декоративном искусстве: дымковские игрушки. Продолжать учить детей самостоятельно украшать элементами декоративной росписи (кругами, точками, кольцами, прямыми линиями) юбки кукол-барышень. Учить уверенно (без отрыва) проводить прямые и волнистые линии. Развивать глазомер, чувства цвета, формы, ритма, пропорций. Вызывать интерес к народной игрушке. Воспитывать интерес и эстетическое отношение к народному искусству. | Дорогие ребята! Сегодня я приготовила вам сюрприз. Вместо обычного занятия мы пойдем на выставку. Эта выставка небольшая, она расположена прямо в нашем детском саду, там вы увидите очень интересные вещи. Воспитатель приглашает детей отправиться на выставку. На выставке: дымковские игрушки, картинки, книги, рисунки. -Ребята, посмотрите, сегодня к нам в гости пришли игрушки. Вы угадали их? -Да, это дымковские игрушки. -Почему вы так думаете? Как вы это определили? - Потому что они сделаны из глины и расписаны дымковским узором; их делают в деревне Дымково; - Сейчас я вам немого расскажу о деревне Дымково, где мастера создают такие замечательные игрушки. Дети рассаживаются на стульчики, для просмотра презентации. (Включить слайды) Есть в России город под названием Киров, а когда-то давным-давно он носил название Вятка. Вот неподалёку от этой самой Вятки находится село, которое называется Дымково. Это название село получило от того, что над крышами всех его изб почти постоянно вьётся дымок. Дело в том, что основным промыслом жителей Дымково является изготовление глиняных игрушек – кукол, музыкальных инструментов, разных забав. Каждый день создавали мастера свои поделки и высушивали их в печке – чтобы глина быстрее сохла. Вот откуда получило село своё название. Самой известной дымковской игрушкой была женская фигура – «Барыня водоноска» и «Девушка в кокошнике». Они носили яркие расписные юбки, украшенные оборками фартуки, жёлтые кофты и малиновые кокошники, на шее были бусы. Наряды их были неповторимы, и мастера своей росписью пытались это передать. Дымковская роспись очень славна тем, что она сказочно красива, а узоры просты, цвета яркие и сочные. У меня есть одна знакомая барышня (показ дымковской Барышни), она очень красивая, но к сожалению сейчас очень грустит. Знаете почему? (Дети высказывают свои предположения). От того, что она пригласила в гости подруг, но они не могут к ней прийти, потому что у них нет нарядных юбок. Хотите им помочь?- Но перед тем как мы пойдём в нашу мастерскую, нам нужно превратиться в мастеров. Воспитатель приглашает детей встать и образовать круг. Привезли мы глину с дальнего бугра (Взялись за руки, идут по кругу) Ну-ка за работу, чудо-мастера! (Вытягивают руки вперёд, в стороны) Слепим, высушим – и в печь! (Лепят ладошками) А потом распишем. (Пальцы в щепотку, рисуют волнистые линии) Будем мы игрушки «печь», («Лепят» ладошками) Печка жаром пышет. (Кулачки сжимают и разжимают) А в печи – не калачи, (Машут указательным пальцем) А в печи – игрушки! (Вытягивают руки вперё)д Дети проходят в мастерскую, одевают фартуки и садятся за столы. - Какого цвета бывают дымковские игрушки? (Всегда только белые) - А какие узоры на дымковских игрушках? (Прямая линия, волнистая линия, точка, круг, кольцо, клетка, решётка) - Что обозначает каждый элемент дымковской росписи? (Круг- символ солнца, каравай хлеба; точка- звезды; волнистая линия- вода; прямая линия- дорога) Ребята, давайте в воздухе их прорисуем. - Какими приёмами выполняются узоры?(Примакиванием, концом кисти, кистью плашмя по ворсу) - Посмотрите на эти барышни: чем они друг на друга похожи?(У всех широкие платья, юбки, фартуки, красиво разукрашены) Воспитатель предлагает нарисовать детям Барышень – подруг, раскрасить заранее подготовленные силуэты. Включить тихую русскую народную музыку. А сейчас закройте глаза, представьте, каким узором вы будете расписывать свою дымковскую барышню, цвет узора, как расположите, с чего начнете рисовать. Теперь открыли глаза и приступаем к рисованию. Во время самостоятельной работы воспитатель держит в поле зрения всех детей, помогает затрудняющимся в создании композиции, следит за осанкой, за техникой исполнения работ. В конце занятия подводится итог: анализ работ. Подходим с детьми и любуемся, какие красивые получились у них работы, какие замечательные они мастера. Обязательно обращается внимание на то, что все дети помогли Барышне- гостье. Она стала весёлая и радостная. - Ребята, вы так порадовали Барышню и она хочет в ответ отблагодарить вас. Воспитатель угощает детей сладостями. - А сейчас я предлагаю вам выразить свое настроение от нашего посещения мастерской. У меня есть цветные магниты: красный обозначает - очень понравилось; синий –не понравилось. Прикрепите магнитик, соответствующий вашему настроению, ниже ваших работ. - Я рада, что у вас хорошее настроение и мастерская вам понравилась, но нам пора возвращаться в группу. | Материалы, инструменты, оборудование: заготовки с силуэтом кукол барышень, гуашь, кисти беличьи № 3, ватные палочки, салфетки, палитра, стаканчики с водой, образцы элементов дымковской росписи, аудиозапись. | С помощью родителей найти картинки дымковских игрушек, для изготовления тематического альбома по данной теме. | Дети закрепят знания разновидностей дымковских игрушек. Научатся самостоятельно украшать элементами декоративной росписи (кругами, точками, кольцами, прямыми линиями) юбки кукол-барышень. Научатся уверенно (без отрыва) проводить прямые и волнистые линии, при этом разовьется глазомер, чувства цвета, формы, ритма, пропорций. Проявится интерес и эстетическое отношение к народному искусству. |
Январь | «Ярмарка». | Чтение стихотворений, отгадывание загадок, рассматривание выставки игрушек, хохломских, дымковских, матрешек. | 1.Воспитывать у детей уважение и интерес к народным промыслам. 2.Познакомить с историей возникновения хохломской росписи, появлением матрешки в России. 3.Закреплять знания детей о дымковской игрушке, основных цветах, элементах узора. 4. Продолжать учить расписывать силуэт дымковской игрушки. 5.Побуждать детей к активному общению, учить не стесняясь выступать перед своими товарищами. 6.Воспитывать интерес к народному декоративно-прикладному искусству.
| 1.Организационный момент Дети входят в группу, воспитатель встречает их в народном костюме. Звучит музыка ‘’Ярмарка‘’. – Ребята, послушайте, какая замечательная музыка звучит. Она приглашает нас на ярмарку! А вы знаете что такое ярмарка? Дети:-Нет. Воспитатель: - Я сейчас вам расскажу и покажу! Дорогие гости! А также ребятишки, девчонки и мальчишки! Солнце красное встает, Спешит на ярмарку народ! А на ярмарке товары, продаются самовары! Покупают люди сушки и отличные игрушки! - Ребята, ещё с давних времён у русского народа есть обычай – устраивать ярмарки. На ярмарке можно купить расписную посуду, сладости разные, ткани яркие и даже игрушки. Говорили, что ярмарка поёт и пляшет. Здесь люди не только предлагали свои товары, но и пели, танцевали, веселились. И мы с вами оказались сегодня на самой настоящей ярмарке. Ну что же, давайте посмотрим, что она для нас приготовила. Дети подходят к первому столу, на котором, стоит хохломская посуда. 2. Рассказ воспитателя о хохломской посуде. - Посмотрите, какая красивая посуда на нашей ярмарке. Здесь посуда не простая - золотая, расписная! Скажите, может быть кто-нибудь знает, как называется такая роспись? (Хохломская) - Ребята, такая роспись называется –хохломская. Узнать её легко по основным цветам: золотой, красный, чёрный, зелёный. А вы знаете откуда появилась хохломская посуда? Дети:-Нет. Воспитатель: - Давайте мы сейчас присядем и послушаем. (Дети садятся на стульчики) Эта волшебная сказочная роспись родилась давным-давно в селе, которое так и называется – Хохлома. Жили в этом селе люди, которые любили петь песни, мечтать, любоваться цветением трав и созреванием ягод, наслаждаться свежестью воздуха и дыханием весны. Всё это и отразилось в предметах, которые перед вами. А из Хохломы на ярмарки в разные города посуду развозили и кричали: - Кому посуду для пищи-окрошки, чудо-блюдо, да чашки ложки? А их спрашивали: - Откуда посуда? Мастера отвечали: - К вам приехала сама Золотая Хохлома! Так и прижилось название к посуде. А откуда появился этот удивительный промысел, и почему посуду именно золотыми красками расписывают, даже сказку придумали. Говорят, будто давным-давно поселился в лесу за рекой Волгой мужичок-умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Любил он пшенную кашу себе варить да и птицам пшена не забывал посыпать. И прилетела как-то к его порогу Жар-птица. Он и её угостил. Задела Жар – птица крылом чашу с кашей и обронила золотое пёрышко. Поднял мужик пёрышко и стал им посуду расписывать. Вот и получались узоры золотыми. Вот какую интересную сказку придумал русский народ про хохломскую посуду. - Ребята, отличают хохломскую роспись не только по основным цветам, но и по элементам узора. Каждый из них имеет своё название: ‘’ягодки ‘’, ’’завитки ‘’, ‘’усики’’, ‘’травинки ‘’, ‘’кустики’’. ( Воспитатель называет и показывает на посуде соответствующие узоры) Каждый элемент дополняет друг друга. В умелых руках мастера создаётся красивая расписная посуда. На нашей ярмарке посуда представлена разная: тарелки, плошки, подносы, ложки. Ребята, скажите, а какую посуду можно использовать , как музыкальные инструменты? Дети: - Деревянные ложки. - А вы на ложках играть умеете? - -Да. - А со мною поиграете? -Да. Ребёнок: Съел я кашу из плошки, взял расписные ложки! Плясовую заводите и друзей своих зовите! 3. Исполнение детьми танца с ложками. (Музыкальное сопровождение ‘’Русская плясовая’’) Воспитатель хвалит детей и предлагает им посмотреть, что ещё приготовила ярмарка. 4. Знакомство детей матрёшкой. Дети подходят к следующему столу, стол закрыт салфеткой. - Ой, ребята, а что же здесь? Давайте разгадаем загадку и узнаем, что ещё приготовила нам ярмарка. Здесь игрушки не простые, А волшебно-расписные, Восемь кукол деревянных, Круглолицых и румяных В разноцветных сарафанах На столе у нас гостях Как скажите всех их звать? (Матрёшка) Правильно , ребята, это матрёшка. Словно репа она круглобока И под алым платочком на нас Смотрит весело, бойко, широко Парой чёрных смородинок глаз. Алый шёлковый платочек, Яркий сарафан в цветочек, Упирается рука в деревянные бока! А внутри секретик есть, Может три, а может шесть. Разрумянилась немножко Наша русская матрёшка. - Ребята, а как вы думаете, какой секретик есть у матрёшки? (Ответы детей) Правильно, внутри матрёшки прячутся её сестрицы – другие матрёшки, каждая меньше первой. (Воспитатель открывает матрёшки и выставляет их на столе) Дети, появилась матрёшка в России очень давно, более 100 лет назад. Однажды из Японии привезли игрушку – большого деревянного японца – Факуруму. ( Демонстрация картинки с изображением Факуруму) Раскроешь его, а там ещё такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья. Очень понравился Факуруму русским мастерам, и захотели они себе такую же игрушку. Сделали мастера деревянную игрушку такую же по форме, но нарядили её в красивый русский сарафан с передником, повязали на голову яркий платочек, нарисовали ей красивые глазки и раскрасили щечки в яркий румянец. Назвали игрушку самым красивым русским именем – Матрёшкой или Матрёной. Так и стали русские мастера вытачивать матрёшек из дерева, да потом расписывать их яркими красками. А мне известно. Что на нашей ярмарке матрёшки танцевать умеют. Правда? Ну , матрёшки, выходите! И для всех гостей спляшите! 5.Танец ,,Матрёшки “(музыкальное сопровождение ,,У матрёшки розовые щёчки ‘’) - Ох, молодцы, матрёшки! Ох, красавицы! А ярмарка приглашает нас дальше. Давайте посмотрим, что она приготовила для нас ещё. Дети проходят к следующему столу, стол накрыт салфеткой. - Ребята, здесь спрятаны игрушки. А какие именно, мы узнаем, если разгадаем загадку. Весёлая белая глина, Кружочки, полоски на ней, Козлы и барашки смешные, Табун разноцветных коней, Кормилицы и водоноски, И всадники, и ребетня, Собачки, гусары и рыбы, Отгадайте, что здесь, друзья! Дети: - Дымковская игрушка. Воспитатель: - Правильно, ребята! Это уже хорошо известная нам дымковская игрушка! Называется она так, потому что придумали её в селе Дымково. Все игрушки не простые, А волшебно –расписные, Белоснежны, как берёзки, Кружочки, клеточки, полоски. Простой казалось бы узор, А отвести не в силах взор. - Ребята, назовите какие дымковские игрушки есть на нашей ярмарке? Дети: - Индюк, кормилица, водоноска, конь, барашек, собачка, олень. - Какие элементы дымковского узора вы знаете? Дети: - Зёрнышко, кружок, точка, солнышко, колечко, клетка. - Дети, посмотрите, на нашу ярмарку попали не расписанные игрушки! Нужно срочно это исправить! Давайте присядем за столы и украсим наши игрушки дымковской росписью. 6. Продуктивная работа по изодеятельности. Дети садятся за столы, на которых лежат силуэты дымковских коней и баранов, кисти, краски. Воспитатель напоминает детям технические приёмы рисования. Дети украшают силуэты элементами дымковской росписи. Звучит спокойная музыка. 7. Заключительная часть. - Ах как славно потрудились, ай да чудо - мастера! Наша ярмарка большая И чего в ней только нет! Не видать конца и края - Море сушек и конфет! Для всех гостей на удивленье! Приготовлены здесь угощенья! звучит музыка ,,Ярмарка’’, воспитатель угощает детей конфетами. | Материалы и оборудование: Хохломская посуда, матрешки, дымковские игрушки, картинка с изображением дымковских игрушек, атрибуты для народных танцев ( шапки, платочки), аудиозаписи песен: “Ярмарка”, “У матрешки розовые щечки”, “Русская плясовая” , “Ивушки “,магнитофон, краски, палитры, силуэты дымковских игрушек для росписи, кисти, непроливайки, салфетки для рисования, угощения(сушки, конфеты, баранки), русский народный костюм для воспитателя.
| Помочь организовать выставку для ребят | Познакомить детей с народными промыслами; познакомить с историей возникновения хохломской росписи, появлением матрешки в России. Закрепят знания о дымковской игрушке, основных цветах, элементах узора. Научатся расписывать силуэт дымковской игрушки. Побуждать детей к активному общению, учить не стесняясь выступать перед своими товарищами. Проявят интерес к народному декоративно-прикладному искусству |
Февраль | « Дымковский козлик» | Рассматривание дымковских игрушек, беседа от куда они взялись, проведение подвижной игры «Волк и козлята». | Познакомить детей с одним из видов народно- прикладного искусства – дымковской глиняной игрушкой ; учить выделять элементы росписи, её колорит и композицию узора на изделиях; учить детей украшать дымковским узором животных, ввести в узор новый элемент – кольцо; развивать эстетический вкус. | Дети сидят на стульях полукругом. Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу вас познакомить с новыми интересными игрушками. Стук в дверь. Почтальон приносит конверт с письмом. Воспитатель: Ребята, посмотрите! (показывает конверт детям) К нам пришло письмо, давайте посмотрим от кого оно (вскрывает его). Дети, на севере нашей страны в селе Дымково живут замечательные мастера, которые умеют делать из глины забавные игрушки и украшать их яркими узорами. Они прислали нам несколько иллюстраций, чтобы мы их могли рассмотреть (раскладывает их на мольберте). Посмотрите, какие разные игрушки сделали дымковские мастера. Вот козлик! А какие ещё игрушки вы здесь видите? (Ответы детей). Давайте сначала рассмотрим дымковских животных. Как вы узнали, что это конь, а это баран, а это олень? Ведь они похожи друг на друга. Посмотрите, у всех животных одинаковые ноги, тело, мордочки. У всех вместо шерсти нарисованы узоры. (Ответы детей). Правильно, дымковские мастера выделили у каждого животного самое главное, что отличает его от других. У коня это изогнутая шея, у оленя – ветвистые рога, а у барана – загнутые кольцом большие рога. Ребята, а вот посмотрите – это барыня-щеголиха и водоноска. Видите, какими яркими красками раскрашены дымковские игрушки. А вот посмотрите – индюк. Про него даже есть стихотворение. Вот послушайте: Индя-индя-индючок, Ты похож на сундучок, Сундучок не простой, Красный, белый, золотой. Давайте рассмотрим, какими узорами украшены животные. Из чего состоит узор коня? (Из кругов) А из чего состоит узор козлика? (Из колец с кругами) А что у козлика закрашено яркой краской? (Рога) Посмотрите, на ногах козлика оборочки, как будто он в штанишках. Ребята, а какую игру мы с вами знаем про козлика? Давайте поиграем в неё. Но сначала выберем водящего считалкой: Шла коза по мостику И виляла хвостиком. Зацепила за перила, Прямо в речку угодила, Кто не верит – это он, Выходи скорее вон! Проводится подвижная игра «Волк и козлята» После игры дети садятся на стулья. Воспитатель: Ребята, а в конверте есть что-то ещё (достаёт листочки с недорисованными козликами), наверное, мы не дочитали письмо (читает). Дымковские мастера предлагают нам закончить их работу и прислали козликов, чтобы мы их раскрасили. Вот оказывается, для чего нужны листочки. Давайте поможем мастерам. Раздаёт детям козликов. Они садятся за столы. Воспитатель: Ребята, а что сначала надо нарисовать? (Ответ детей) Правильно, сначала рисуем круг, а вокруг него кольцо. И только в конце маленькие кружочки тычком. Дети работают за столами. Воспитатель (раскладывает работы на мольберте, подзывая детей): Ребята, по-смотрите как мы помогли дымковским мастерам. Как вы думаете, им понравятся ваши работы? Вова, какая больше работа тебе нравится? А тебе София? (Ответ детей) Ну что же, я, думаю дымковским мастерам понравятся ваши работы. | Материалы: иллюстрации дымковских игрушек, мольберт, конверт с письмом, половина альбомного листа с недорисованными козлятами, кисти, краски гуашевые, салфетки на каждого ребёнка. | Помочь собрать несколько видов дымковских игрушек. | Познакомить детей с народными промыслами. Закрепят знания о дымковской игрушке, основных цветах, элементах узора. Научатся расписывать силуэт дымковской игрушки - козлика. Побуждать детей к активному общению, учить не стесняясь выступать перед своими товарищами. Проявят интерес к народному декоративно-прикладному искусству |
Март | «Роспись дымковского коня». | Предварительная работа: знакомство с дымковскими изделиями, их росписью. Презентация «Дымковские игрушки». Игра «Изобрази игрушку» «Барыня!», «Конь!» ( дети скачут, как лошадка). «Индюк!» (дети идут, высоко поднимая ноги, хлопая руками крыльями, надувая щеки). Проведение физкультминутки. | Познакомить детей с росписью народной глиняной игрушки; расширить кругозор детей о художественных народных промыслах; Задачи: Уточнить элементы дымковского узора, передавать яркий колорит. Формировать умение создавать узоры по собственному замыслу, используя разнообразные приемы работы кистью. Учить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины). Развивать эстетические чувства, мелкую моторику, глазомер. Воспитывать любовь к народному искусству России. | Ребята, сегодня мне с утра почтальон принес для вас вот эту посылку. Интересно, что там? Давайте посмотрим. Здесь письмо для вас и какие-то игрушки. (Воспитатель читает стих и показывает презентацию.) «Ели спят у большака В инее седом, Спят деревья, спит река, Скованная льдом. Мягко падает снежок, Вьётся голубой дымок. Дым из труб идёт столбом, Точно в дымке всё кругом. Голубые дали. И село большое Дымково назвали. Там любили песни, пляски. В селе рождались чудо-сказки, Вечера зимой длинны И лепили там из глины Все игрушки не простые, А волшебно-расписные. Белоснежны как берёзки, Кружочки, клеточки, полоски- Казалось бы, простой узор, Не отвести не в силах взор! И пошла о Дымке слава, Заслужив на это право, Говорят о ней повсюду. Удивительному чуду Мы поклонимся не раз. О древней Дымковской игрушке Поведём сейчас рассказ. Показ презентации. Ребята, понравились вам дымковские игрушки? Я предлагаю вам немножко поиграть. Давайте ненадолго превратимся в дымковские игрушки. Становитесь в круг. Как только я буду называть, какую ни будь игрушку, нужно постараться изобразить ее в движения. Игра «Изобрази игрушку» «Барыня!» (дети стараются двигаться так, как по их представлениям, ходит дымковская барыня, придерживая длинную воображаемую юбку, поводя плечиками). «Конь!» ( дети скачут, как лошадка). «Индюк!» (дети идут, высоко поднимая ноги, хлопая руками крыльями, надувая щеки). Повернитесь, покружитесь, Низко-низко поклонитесь! Ребята, давайте рассмотрим с вами игрушки, которые нам прислали народные умельцы из села Дымково. Мы игрушки знатные, Складные да ладные, Мы повсюду славимся, Мы и вам понравимся! (П. Синявский) Дымковская барыня очень нарядна. По белому фону мастерицы щедро «разбрасывали» круги, клетки, крупные и мелкие горошины. Посмотри, как хороша Эта девица-краса, Щечки алые горят, Удивительный наряд. (Народное творчество) Дымковские кавалеры с чувством собственного достоинства чаще изображаются верхом или в паре с барыней. С лентами да бантами, Да под ручку с франтами Мы гуляем парами, Проплываем павами. (П. Синявский) Вот индюк нарядный, Весь такой он ладный. У большого индюка Все расписаны бока. Посмотрите, пышный хвост У него совсем не прост – Точно солнечный цветок, А высокий гребешок, Красной краскою горя, Как корона у царя. Дымковский петушок полон достоинства и боевого задора. На его груди всегда сияет круг – символ солнца. Голосисты эти птицы И нарядны, словно ситцы! (Народное творчество) Дымковские кони с пышной гривой и хвостом. Кони глиняные мчатся На подставках, что есть сил. И за хвост не удержаться, Если гриву упустил. (Народное творчество) Ой, ребята, а почему это они такие не яркие и совсем не украшены. Давайте исправим это и распишем их дымковскими узорами. Мы сейчас отправимся в мастерскую, где вы превратитесь в настоящих художников по росписи дымковской игрушки. (Дети садятся за столы и смотрят на доску, где висит схема росписи дымковского коня) Сегодня мы с вами будем расписывать Дымковского коня. Обратите внимание на элементы росписи. Что вы видите? ( Прямые, волнистые линии, кружочки, колечки.) А какими красками расписаны игрушки? (Игрушки расписаны жёлтыми, красными, синими, зелёными, чёрными красками) Из каких элементов составлены узоры? (Узоры составлены из кружков, точек, чёрточек, колец). Показ приёмов рисования элементов росписи коня: Большие кружки – всей кистью, поворачивая на пяточке; Маленьких – тычком и ватными палочками; Чёрточек – обратной стороной кисти. Я думаю, мы все готовы превратиться в народных мастеров. Осталось только сказать волшебные слова: Вправо- влево повернись И в умельцев превратись! Перед работой хочу пожелать вам, чтобы ваша игрушка была не только красивой, а еще доброй и веселой. Украсьте так, чтобы глядя на нее, душа радовалась. Физкультминутка А теперь, ребята, встать, Руки медленно поднять, Пальцы сжать, потом разжать, Руки вниз и так стоять. Наклонитесь вправо, влево И беритесь вы за дело. Мастерами все мы стали, Кисти, краски в руки взяли. Засверкали ярко краски, Оживает всё как в сказке. Самостоятельная работа детей. Во время работы детей индивидуальная помощь затрудняющимся. Подведение итогов. Ребята, вы молодцы настоящие художники. Какие красивые кони у вас получились. Мы о дымковской игрушке, Будем вспоминать не раз. А сейчас, друзья подружки, Мы закончим наш рассказ. | Оборудование и материалы: модель для раскрашивания "Дымковский конь", гуашь, кисти, баночка для воды, салфетка, тычок (ватные палочки 1 шт.), дымковские игрушки, плакаты «Дымковская игрушка», презентации «Дымковская игрушка», посылка, письмо. | Подобрать необходимую литературу по данной теме. | Познакомить детей с народными промыслами. Закрепят знания о дымковской игрушке, основных цветах, элементах узора. Научатся расписывать силуэт дымковской игрушки - коня. |
Апрель | «Дымковский петушок» | Предварительная работа: - Лепка петушков из соленого теста на занятии по лепке; - Декоративное рисование в художественном альбоме «Дымковская игрушка»; - Рассматривание вылепленных игрушек; - Закрашивание петушков белой краской, смешанной с клеем ПВА. | Учить детей расписывать узорами игрушку – фигуру по народным (дымковским) мотивам. Использовать разные элементы росписи (прямые линии, волнистые, точки, кольца, круги, овалы, ромбы). Совершенствовать технику рисования гуашевыми красками – рисовать кончиком кисти на объемной форме, поворачивая и рассматривая ее со всех сторон. Воспитывать у детей вкус, чувство цвета, умение рассказывать о своей работе и о работах своих товарищей. Развивать коммуникативные способности. | Организационный момент: дети сидят полукругом на стульчиках на ковре, в центре стол, на котором расставлены дымковские игрушки. - Сегодня мы с вами отправляемся в интересное путешествие в мир искусства, где еще раз познакомимся с дымковскими игрушками. - Глиняные расписные игрушки делали в слободе Вятке очень давно. Продавали их на весенних торгах и ярмарках, куда стекался народ на праздничное гулянье – «свистунью». - Каких только глиняных свистулек не лепили мастерицы к этому дню! - Как называются эти игрушки? - Правильно, дымковские. - Перечислите названия игрушек, которые вы видите на столе. - Мы видим барышню и гармониста, индюка, петушка и лошадку. - Из какого материала делают игрушки мастера? - Правильно, из глины. - Значит, игрушки какие? - Верно, глиняные. - Какие элементы росписи вы видите на игрушках? - Прямые и волнистые линии, точки, кольца, круги, овалы, ромбы. - Какие цвета использовали художники для росписи дымковской игрушки? - Синий, красный, желтый, зеленый, малиновый цвета. Еще черный и золотистый. - Правильно, все цвета яркие, нарядные, праздничные. - Узоры в дымковских игрушках не случайные, а традиционные. - «Много-много лет назад мастерицы стали расписывать свои игрушки кругами, прямыми и волнистыми линиями. Такие узоры всем понравились, полюбились. Эти мастерицы научили других мастериц – своих дочек и внучек, а те своих дочек. И в наши дни мастерицы в селе Дымково продолжают расписывать игрушки так, как это делали их бабушки и прабабушки». - Создание дымковской игрушки - трудоемкое ручное производство. Не зря среди народных мастериц бытует такая история о рождении дымковской игрушки: « Пока игрушка станет вот такой, много надо труда положить. Ведь игрушка должна 3 раза родиться. Первый раз рождается, когда ее вылепят. Она коричневая и ломкая. Второй раз рождается, когда ее обжигают, чтобы она окрепла. Третий раз рождается, когда ее раскрашивают. Петушок у нас горластый По утрам кричит он здравствуй. На ногах его сапожки, На ушах его сережки. На головке гребешок Вот какой наш петушок. - Сейчас мы с вами сядем за столы и будем расписывать наших петушков. -Давайте еще раз рассмотрим с вами нашего петушка. - Какие части тела есть у петушка? - Правильно, голова, туловище, хвост, лапы; на голове гребешок и бородка, клюв, глаза. - Узор на хвосте идет рядами сверху вниз и по туловищу. Сначала нужно нарисовать все вертикальные линии. Это лучше сделать тоненькой кисточкой. Затем линии горизонтальные. А потом поставить точки – вокруг кругов или вдоль уже нарисованных рядов. Рисую схему на доске, показывающую последовательность работы, и предлагаю детям приступить к работе. Советую быть аккуратными, промакивать кисточку о салфетку, краску брать густо. После завершения работы дети оставляют петушков на свободном столе для высыхания. Ребята рассматривают петушков и выделяют самого яркого, праздничного. Объясняют свой выбор. Рассказывают, чем им понравился тот или иной петушок. - Занятие закончено. - Все молодцы, все старались! Во второй половине дня из вылепленных фигурок дети составляют коллективную композицию – «Петушки». | Материал и оборудование к занятию: * Дымковские игрушки (для рассматривания); * образцы элементов росписи на доске; * палитра, кисти (тонкие и толстые), салфетки; * гуашевые краски: синяя, красная, зеленая и желтая цветов; * стаканы с водой; * ромбики золотистой формы из фольги. | Подобрать литературу по данной теме. | Дети познакомятся с дымковской игрушкой, с ее происхождением, с орнаментом и узорами украшения петушка. Пополнение тематического альбома рисунками дымковских игрушек. |
Май | «Роспись блюдца дымковским узором». | Предварительная работа: Рассматривание дымковских игрушек, альбомов, иллюстраций. Беседы с детьми. Роспись бумажных силуэтов. Индивидуальная работа. | Продолжать знакомить детей с дымковской росписью. Учить симметрично располагать узоры на объёмном изделии в форме круга, самостоятельно выбирать элементы узора, цвет, создавать свой узор. Закреплять умение правильно владеть кистью: широкие линии рисовать при наклонном положении кисти по отношению к бумаге, с опорой на весь ворс; мелкие детали, точки рисовать концом кисти. Закреплять умение правильно набирать краску на кисть. Развивать творческие способности детей, активность, самостоятельность. Воспитывать эстетические чувства: чувство цвета, формы, композиции. Воспитывать интерес к быту и обычаям России. | Дети входят в группу. Воспитатель обращает внимание детей на сидящую на стуле девочку в дымковском костюме. Воспитатель: Ребята, посмотрите, у нас сегодня гости. Здравствуй, девочка. Какая ты нарядная, красивая. И юбочка у тебя как у дымковской барыни: белая с кружочками. Только что-то ты грустная. Наверное, у тебя что-то случилось? Девочка: Правильно, ребята. Я и есть дымковская барыня, только живая. А грустно мне от того, что скоро у меня день рождения, и ко мне придёт много гостей. Воспитатель: Так ведь это же так прекрасно, когда день рождения и много гостей. Правда, ребята? Девочка: Да, вы правы, и они уже скоро придут. Но вот беда, Какой то злой волшебник решил надо мной подшутить, он украл у меня с блюдец все краски, и они теперь такие некрасивые, что просто стыдно будет поставить на стол. Воспитатель: Ребята, что же делать? Как можно помочь? Дети: Надо подарить новую посуду. Надо раскрасить эти блюдца. Воспитатель: Молодцы, ребята. Давайте раскрасим эти блюдца красивым узором. Распишем их так, чтобы они не только девочке понравились, но и её гостям. Только каким же узором мы украсим посуду? Дети: Дымковским. Воспитатель: Дымковский узор красивый. Но только почему вы решили украсить блюдца дымковским узором? Дети: Потому что девочка у нас живая дымковская барыня, вот и блюдца у нас будут тоже дымковскими, потому что блюдца тоже белые, как в дымке. Воспитатель: Это вы хорошо придумали. Но давайте сначала вспомним, из чего состоит дымковский узор? Дети: Из кругов, колец, точек, овалов, чёрточек, волнистых линий… Воспитатель: Ребята, а какие цвета используются в дымковской росписи? Дети: Красный, жёлтый, синий, зелёный, и др. Воспитатель: Да, те цвета, которые ярко выделяются на белом фоне. А что можно нарисовать чёрным цветом? Дети: маленькие чёрточки, точки. Воспитатель: Молодцы! Проходите на свои места. Теперь вы всё знаете и можете приступать к работе. Но прежде чем начать рисовать, нам нужно размять свои пальчики. Пальчиковая гимнастика. Вот все пальчики мои, их как хочешь поверни: И вот этак, и вот так, не обидятся никак (потирание кистями рук). Раз, два, три, четыре, пять (хлопки ладоней). Не сидится им опять (встряхивание кистями). Постучали, повертели, Рисовать мы захотели. Самостоятельная деятельность детей. Воспитатель следит за правильным владением кистью, при рисовании широких линий и мелких деталей. Следит за правильной посадкой детей, напоминает о последовательности изображения узора, использует положительный пример товарища, обращает внимание детей на качество выполнения работ, поощряет детей за проявленное творчество. Воспитатель подводит детей к окончанию работы. По мере завершения работы, воспитатель выставляет их на отдельный стол. Когда все работы закончены, воспитатель подзывает детей к столу с готовыми изделиями. Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие красивые яркие получились блюдца. Илюша, посмотри вот на это блюдечко. Нравится оно тебе? (ответы детей) Чем оно тебе понравилось? Илюша: У этого блюдца колечки яркие, ровные, расположены на одинаковом расстоянии. Воспитатель: А чем красиво это блюдечко? Дети отмечают его красочность, ровность кругов, аккуратность. Воспитатель: Ребята. Посмотрите на нашу гостью, какая она теперь весёлая, теперь она смело может встречать своих гостей. Девочка: Спасибо вам ребята! Ваши блюдца мне очень понравились. Постарались вы на славу. Все блюдца получились не простые, А волшебно – расписные, Белоснежны, как берёзки, Кружочки, кисточки, полоски. Простой, казалось бы узор, Но оторвать не в силах взор. А сейчас мне пора идти. Пришло время расставаться До свиданья, до свиданья. Воспитатель: Приходите снова к нам Рады мы всегда гостям. | Материал: вырезанные из бумаги круги - блюдца, гуашь разных цветов, баночки с водой, подставки с кисточками, тряпочки, клеёнки, фартуки и нарукавники. | Помочь родителям в приобретении литературы по данной теме, и попытаться собрать не-большую коллекцию блюдечек с дымковской росписью. | Познакомить детей с дымковской росписью - блюдца. Научить симметрично располагать узоры на изделии в форме круга, самостоятельно выбирать элементы узора, цвет, создавать свой узор. Закрепить умение правильно владеть кистью: широкие линии рисовать при наклонном положении кисти по отношению к бумаге, с опорой на весь ворс; мелкие детали, точки рисовать концом кисти. Закрепить умение правильно набирать краску на кисть. Развить творческие способности детей, активность, самостоятельность. Воспитать эстетические чувства: чувство цвета, формы, композиции. Воспитать интерес к быту и обычаям России. |