kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проект "Мы юные метеорологи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создание предметно- развивающей среды для познавательной  и  исследовательской деятельности старших дошкольников, формирование у дошкольников элементарных представлений о погоде и ее значений в жизни человека.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проект "Мы юные метеорологи"»



Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 71» город Таганрог







ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

по экологическому воспитанию

Тема проекта:

«Мы – юные метеорологи»

Подготовила

Воспитатель: Бабак Марина Петровна













Таганог

2017


ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Тема проекта: «Мы юные метеорологи»

Автор проекта:

Воспитатель высшей категории Бабак М.П.


Участники проекта:

дети группы, воспитатель, родители .


Вид проекта:

информационно – исследовательский.


База проекта:

МБДОУ детский сад № 71


Срок реализации:

Длительный (октябрь – май)

Формы и методы реализации проекта:


Формы:

занятия, досуги, консультативная работа с родителями, свободно- самостоятельная деятельность (индивидуальная работа с использованием дидактических материалов), совместная деятельность со взрослыми.


Методы:

игровой, практический, словесный, наглядный, ИКТ.













Характеристика информационно-исследовательского проекта.


Пояснительная записка.

Каждый день обычный человек покидает свое жилище и выходит на улицу. И каждый раз перед этим он оценивает погодные условия. К сожалению, эти условия могут резко изменяться. Например, прекрасное солнечное утро может обернуться обеденным ливнем или вечерней грозой.

С самых давних времен люди пытались предсказать, какой будет погода. Наблюдая за поведением животных и изменениями окружающей среды, люди постепенно накапливали опыт и учились сопоставлять увиденное с погодными явлениями. Так с течением времени и накапливался опыт наблюдения за погодой.

Как известно, самые первые точные данные с прогнозом погоды появились в Древней Греции. Еще в IV веке до нашей эры был написан труд «Метеорология» в котором объяснялось образование ветра, облаков, дождя и града.

Метеорология стала неотъемлемой частью современной жизни человека. Без метеорологических данных не будет составлен прогноз погоды и мы не сможем предугадать, будет ли на улице дождь, снег, палящее солнце или облака.

Необходимые для прогнозов данные получают от метеорологических станций. Такие станции на земле располагают вдалеке от дорог и зданий. Полученные из разнообразных источников данные систематизируются, и каждому природному явлению присваивается определенный код. Все полученные многочисленные данные подвергаются компьютерной обработке и составляются погодные карты. Работа метеоролога заключается в наблюдении за атмосферными явлениями, сбором данных с метеорологических приборов, проведении первичного анализа на основе полученных данных. Метеорологи проводят свою всеобъемлющую работу на метеостанциях, которые могут находиться в пределах города или на очень большом удалении от него. Дальнейшей обработкой уже полученных от метеоролога данных, а также составлением прогнозов занимается синоптик.

Чтобы не быть застигнутыми врасплох капризами погоды, человек может пользоваться официальными прогнозами погоды. А может и сам делать свои прогнозы, пусть и всего на несколько часов вперед.

Для расширения исследовательской экспериментальной деятельности детей в детском образовательном учреждении оборудована метеорологическая станция. С созданием метеостанции появилась возможность уйти от стереотипов в наблюдении на прогулке и погрузить детей в мир исследований и открытий, сделать выводы, основанные на наблюдениях и экспериментах.

Актуальность проекта: почему мы считаем, что такой способ взаимодействия с детьми, как наблюдение за погодой, актуален? Во-первых, знакомый дошкольникам процесс наблюдения за явлениями погоды можно сделать интересным, оборудовав на территории дошкольного учреждения метеорологическую станцию. Во-вторых, занятия юных метеорологов, которые дети воспринимают как новую интересную ролевую игру, помогут познакомить их с метеорологическими приборами и способами их применения на практике; В-третьих, у детей в ходе организованной деятельности будут развиваться умения выявлять проблему, наблюдать, проводить эксперимент, анализировать, обобщать.

Проблема: у дошкольников не сформированы знания о погоде, недостаточно условий для практики организации наблюдений за явлениями погоды с использованием измерительных приборов.

Цель проекта: создание предметно - развивающей среды для познавательной и исследовательской деятельности старших дошкольников, формирование у дошкольников элементарных представлений о погоде и ее значении в жизни человека.

Задачи:

  • познакомить с профессией метеоролога;

  • формировать представление о значении погоды в жизни человека, растительного и животного мира (народные приметы о погоде);

  • познакомить детей с приборами – помощниками: термометром, флюгером, дождемером, барометром, компасом, гигрометром, ветряным рукавом, солнечными часами;

  • обучение детей снятию показаний приборов, сравнению их между собой;

  • дать знания о растениях, помогающих человеку определять погоду;

  • формировать представления о четырех частях света;

  • познакомить детей с назначением метеорологической станции и ее содержимым;

  • воспитание бережного отношения ко всему живому на Земле,любви к природе;

  • воспитание навыков применения знаний на практике;

  • привлечение родителей к изготовлению метеоприборов для наблюдения за погодой.




















Содержание проекта


Этапы проекта:

Подготовительный

  • обозначение цели проекта;

  • постановка задачи данного проекта;

  • определение сроков проведения проекта;

  • составление плана работы над проектом.


Основной

  • подготовка площадки;

  • установление оборудования: вмонтирование термометров, размещение анемометра, осадкомера (дождемера), флюгера и барометра, солнечных часов, песочных часов;

  • высадка цветов – барометров;

  • выявление интереса и уровня знаний детей по теме «Прогноз погоды»;

  • изготовление приборов – помощников;

  • работа на метеостанции, с картой погоды и с дневником наблюдений;


Заключительный

  • летний праздник «У природы нет плохой погоды».

  • подготовка отчета с презентацией.


Предполагаемые результаты:

  • развить умение работать с приборами, составлять прогноз погоды;

  • иметь простейшие представления о температуре воздуха, о давлении, о направлении и силы ветра, о частях света;

  • знать приметы, пословицы, поговорки о погоде;

  • метеоплощадка на территории ДОУ;

  • публикация в сборнике.








Организация деятельности в ходе выполнения проекта

План работы с детьми

Месяц

Тема

Форма работы с детьми

Сентябрь

«Что такое погода?»

Цель: знакомство с погодными явлениями


Просмотр презентации: «Погода». Формирование представление о погоде и ее признаках.

Заучивание пословицы, поговорок и загадок о природе.

Беседа: «Живая и не живая природа». Обобщить знания детей о живой и неживой природе, развивать познавательную активность. Воспитывать любовь к природе.

Чтение художественной литературы: 
А.. Пушкин «Уж небо осенью дышало…» 

Опыты - эксперименты с водой, воздухом Обогащение и систематизирование знания детей о воде, воздухе и их свойствах через организацию совместной деятельности.

Предметно схематическое моделирование: "Приметы времён года" (зима, весна, лето, осень) Цель: Закрепить основные приметы времен года.

Октябрь

«Загадки планеты Земля»

Цель: формирование представления о зависимости климата в любой точке планеты от удаленности от Солнца


Беседы:  «Как изменилась одежда людей осенью». «Осенняя погода» 
Просмотр презентации: «Зависимость климата в разных точках Земли»;

НОД «Что такое компас?» Цель: формирование представлений о частях света, знакомство с компасом.

Наблюдение за облаками и тучами в пасмурные дни.

Чтение художественной литературы: 
Э. Шим «Отчего Осень грустна» 
А. Майков «Осень»

Опытно-экспериментальная деятельность: 
свойства песка и глины: песок впитывает воду, глина не впитывает.


Прослушивание аудиозаписи А. Вивальди "Времена года". П. Чайковский: "Осенняя песнь" из цикла "Времена года" (Октябрь); Разучивание, пение песен об осени. Цель: Создание положительного эмоционального настроения у детей, поддержание у детей интереса к музыкальным, художественным произведениям.

Ноябрь

«История зарождения метеорологии, как науки»

Цель: знакомство с метеорологией, профессией метеоролога


НОД «Интересная наука – метеорология» Формировать представление о науке метеорологии, приборах метеоролога. Обогащать активный словарь детей по теме: метеоролог, метеорология, метеостанция и т.д.


П\игра «Солнышко и дождик». Цель: Совершенствовать движения, и выполнять их в соответствии с текстом.

Просмотр презентации «Приборы метеоролога»

Сюжетно- ролевая игра «Метеобюро»


Наблюдение за дождем.


Чтение художественной литературы: 
А. Плещеев «Скучная картина» 

Опытно-экспериментальная деятельность: сравнить как нагреваются предметы из дерева, металла, камни на солнце в разное время дня, сравнить, сделать выводы – металл нагревается сильнее, чем дерево и камни, утром нагреваются меньше, чем днём в ясную погоду и т.д. 


НОД рисование "Волшебное осеннее дерево" (интегрированное с использованием нетрадиционной техники - эстампа, коллективная работа) Цель: Обобщить и систематизировать знания детей об осенних явлениях в природе; Закреплять умение рисовать крону дерева с помощью нетрадиционной техники. Расширять словарный запас детей.

Декабрь

«Приборы-помощники».


Цель: знакомство с флюгером и различного вида термометрами.




Беседы: 
«Снег, иней, лёд.», «Откуда дует ветер?», «Какие бывают термометры» Цель: уточнять знания о термометре воздуха.

Чтение художественной литературы: 
Е. Явецкая «Зима-рукодельница» 
И Бунин «Первый снег» 
В Одоевский «Мороз Иванович» 

Работа с термометрами (измерение температуры воды, воздуха);

Наблюдение за снегом.

Рисование на тему: «Зимой в лесу».

Опытно-исследовательская деятельность: 
ходьба по ледяной и посыпанной песком дорожкам; 
изготовление цветных льдинок для украшения участка. 

Январь

«Приборы –помощники»

Цель: знакомство с анемометром и барометром, со способом определения силы ветра.


Беседа: «Чем измерить силу ветра?», «Для чего нужен барометр?» Цель: знакомство с прибором барометром, работа с ним.

Работа с барометром;

Работа с флюгером и анемометром – определение наличия ветра, его направления и скорости.

Опыты- эксперименты со снегом: «Сколько весит снег?»

Рассказ «Спор облачка, дождика и грозы» Развивать любознательность. Обогащать активный словарь детей.

Чтение художественной литературы: 
А.С. Пушкин «Зимний вечер» 
И. Соколов-Микитов «Зима вьюжная» 
В. Берестов «Гололедица»

Экспериментирование: «Круговорот воды в природе» Формировать представление детей об образовании облаков и круговороте воды в природе.

Настольная игра «Времена года»

Развивать мелкую моторику.

Февраль

«Народные приметы»

Цель: знакомство с приметами предсказателями.


Дидактическая игра «Прогноз погоды»

Прослушивание музыки : звуки дождя, звуки хруста снега, шум ветра, шуршанье листвы на ветру.

Знакомство с народными приметами. Наблюдение за погодой и приметами, сравнивать результаты.


Наблюдение за сосульками.


Чтение художественной литературы: 
С. Маршак «Февраль» 
Э. Шим «Сосулька» 
Ф. Тютчев» Зима недаром злится…» 

Дидактические игры: "Времена года", "Живая, неживая природа", "Сложи картинку". Цель: формировать представление детей о чередовании времён года и их некоторых характеристиках. Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (сезон-растительность-труд людей). Расширять кругозор.

Изодеятельность (рисование) «А за окном то дождь, то снег…»Учить изображать на листе бумаги погодные явления (выбор материала самостоятелен)

Март

«Цветы-синоптики на участке» (клевер, фиалка, мать и мачеха, мальва, вьюнок, одуванчик).

Цель:

Систематизировать и углублять представления детей о цветах – синоптиках.




Посев цветов; высадка на метеоплощадку.

Чтение сказок о цветах. Развивать художественное восприятие произведений поэтов и художников, изображающих явления природы.

Чтение, обсуждение экологических сказок : "Могучая травинка", "Сказка о радуге", "Кто землю украшает", "Почему у Земли платье зелёное" . Цель: Учить слушать и обсуждать художественные произведения, объяснять смысл пословиц, поговорок, народных примет, заучивать стихотворения, отгадывать загадки; развивать связную речь.

Наблюдение за ветром.


Рисование на тему: «Деревья на ветру»


Беседы: «Как увидеть воздух?» 
«Как увидеть ветер?» 


Опытно-экспериментальная деятельность: 
проверить с помощью султанчика наличие ветра, измерить силу ветра;


 П/игры: "Раз, два, три - этот лист бери!", "Белкины запасы", "Вершки - корешки". Цель: Вызвать желание принимать участие в подвижных играх, способствовать развитию двигательной активности, выносливости, внимания.

Апрель

«Коллекция народных примет».

Цель:

Формировать представления о погодных изменениях в природе, о приметах.


Беседы: 
«Растения-барометры» 
«Птицы- метеорологи» 
« Насекомые - предсказатели погоды» 

Наблюдение за солнцем.

Опыты – эксперименты с воздухом: «Сколько весит воздух?»

Наблюдение в природе «Какого цвета небо?» Познакомить с разными видами облаков: перистые, слоистые,кучевые.

Рисование акварелью «На что похоже облако?» Развивать наблюдательность и умение рисовать на основе личного опыта.

П/игра «Найди свою пару»

Май

«Прогноз погоды».

Цель:

Обобщить знания детей о прогнозе погоды.


Беседа:  «Погода летом»  (предполагаемая; фактическая)

Наблюдение за радугой.

Чтение художественной литературы: 
З.Александрова «Грибной дождь» 
А. Майков «Летний дождь» .

Опытно-исследовательская деятельность: 
«радуга-дуга»: в солнечную погоду с помощью лейки, насадки «дождик» и воды воспроизвести радугу.

Рисование на тему: «Радуга-дуга».

Составление рассказов «Я люблю такую погоду…»Развивать воображение.

Итоговое мероприятие «У природы нет плохой погоды» Учить детей понимать неизбежность и важность в глобальных масштабах явлений природы. Развивать творчество, слуховую память, двигательную активность.

Повторить правила поведения в местах большого скопления людей.

Воспитывать взаимоуважение, дружеское отношение друг к другу.



Участие специалистов ДОУ в осуществлении проекта:

  • педагоги– посвящение детей в юные метеорологи;

  • педагоги – изготовление оборудования для метеоплощадки;

  • музыкальный руководитель – исполнение песен о временах года и о погоде.

Участие родителей в организации проекта:

Создание родителями книги « Народные приметы о погоде»

Привлечение родителей к изготовлению метеорологических приборов.


Оценка результатов.


Наблюдения и исследовательская деятельность на метеостанции помогают детям получать естественнонаучные знания, проявлять любознательность, самостоятельно давать объяснения явлениям неживой природы. За время реализации проекта у детей значительно повышается уровень развития познавательной сферы, улучшаются практические навыки пользования метеорологическими приборами и навыки фиксации результатов наблюдений.

В ходе наблюдений, экспериментов и экскурсий дети приобретают ценный опыт, берут на себя роль взрослых, ученых, труд которых важен для других людей. Это способствует воспитанию гражданской позиции детей. Все это свидетельствует о том, что проект интересен детям и полезен для развития их интеллектуальной, нравственной и эмоциональной сферы.

Список использованной литературы


  1. Баранникова Э., Тарасевич П. Создание развивающей среды на участке детского сада // Ребенок в детском саду. – 2002.- №3. – с.76.

  2. Богомолова Н. И. Развивающая среда в экологическом образовании дошкольников : // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2009. - №5 – с.19-21

  3. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 113 с. 

  4. Кузнецова Л. В. Взаимодействие детского сада и семьи в экологическом воспитании детей // Дошкольная педагогика. – 2009. №6. – с.54-57

  5. Маневцева Л. М., Саморукова П. Г. Мир природы и ребенок. – СПб. : Детство – пресс, 2003.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Проект "Мы юные метеорологи"

Автор: Бабак Марина Петровна

Дата: 14.09.2017

Номер свидетельства: 428204


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства