Создание предметно- развивающей среды для познавательной и исследовательской деятельности старших дошкольников, формирование у дошкольников элементарных представлений о погоде и ее значений в жизни человека.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проект "Мы юные метеорологи"»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 71» город Таганрог
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
по экологическому воспитанию
Тема проекта:
«Мы – юные метеорологи»
Подготовила
Воспитатель: Бабак Марина Петровна
Таганог
2017
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Тема проекта: «Мы юные метеорологи»
Автор проекта:
Воспитатель высшей категории Бабак М.П.
Участники проекта:
дети группы, воспитатель, родители .
Вид проекта:
информационно – исследовательский.
База проекта:
МБДОУ детский сад № 71
Срок реализации:
Длительный (октябрь – май)
Формы и методы реализации проекта:
Формы:
занятия, досуги, консультативная работа с родителями, свободно- самостоятельная деятельность (индивидуальная работа с использованием дидактических материалов), совместная деятельность со взрослыми.
Каждый день обычный человек покидает свое жилище и выходит на улицу. И каждый раз перед этим он оценивает погодные условия. К сожалению, эти условия могут резко изменяться. Например, прекрасное солнечное утро может обернуться обеденным ливнем или вечерней грозой.
С самых давних времен люди пытались предсказать, какой будет погода. Наблюдая за поведением животных и изменениями окружающей среды, люди постепенно накапливали опыт и учились сопоставлять увиденное с погодными явлениями. Так с течением времени и накапливался опыт наблюдения за погодой.
Как известно, самые первые точные данные с прогнозом погоды появились в Древней Греции. Еще в IV веке до нашей эры был написан труд «Метеорология» в котором объяснялось образование ветра, облаков, дождя и града.
Метеорология стала неотъемлемой частью современной жизни человека. Без метеорологических данных не будет составлен прогноз погоды и мы не сможем предугадать, будет ли на улице дождь, снег, палящее солнце или облака.
Необходимые для прогнозов данные получают от метеорологических станций. Такие станции на земле располагают вдалеке от дорог и зданий. Полученные из разнообразных источников данные систематизируются, и каждому природному явлению присваивается определенный код. Все полученные многочисленные данные подвергаются компьютерной обработке и составляются погодные карты. Работа метеоролога заключается в наблюдении за атмосферными явлениями, сбором данных с метеорологических приборов, проведении первичного анализа на основе полученных данных. Метеорологи проводят свою всеобъемлющую работу на метеостанциях, которые могут находиться в пределах города или на очень большом удалении от него. Дальнейшей обработкой уже полученных от метеоролога данных, а также составлением прогнозов занимается синоптик.
Чтобы не быть застигнутыми врасплох капризами погоды, человек может пользоваться официальными прогнозами погоды. А может и сам делать свои прогнозы, пусть и всего на несколько часов вперед.
Для расширения исследовательской экспериментальной деятельности детей в детском образовательном учреждении оборудована метеорологическая станция. С созданием метеостанции появилась возможность уйти от стереотипов в наблюдении на прогулке и погрузить детей в мир исследований и открытий, сделать выводы, основанные на наблюдениях и экспериментах.
Актуальность проекта: почему мы считаем, что такой способ взаимодействия с детьми, как наблюдение за погодой, актуален? Во-первых, знакомый дошкольникам процесс наблюдения за явлениями погоды можно сделать интересным, оборудовав на территории дошкольного учреждения метеорологическую станцию. Во-вторых, занятия юных метеорологов, которые дети воспринимают как новую интересную ролевую игру, помогут познакомить их с метеорологическими приборами и способами их применения на практике; В-третьих, у детей в ходе организованной деятельности будут развиваться умения выявлять проблему, наблюдать, проводить эксперимент, анализировать, обобщать.
Проблема: у дошкольников не сформированы знания о погоде, недостаточно условий для практики организации наблюдений за явлениями погоды с использованием измерительных приборов.
Цель проекта:создание предметно - развивающей среды для познавательной и исследовательской деятельности старших дошкольников, формирование у дошкольников элементарных представлений о погоде и ее значении в жизни человека.
Задачи:
познакомить с профессией метеоролога;
формировать представление о значении погоды в жизни человека, растительного и животного мира (народные приметы о погоде);
познакомить детей с приборами – помощниками: термометром, флюгером, дождемером, барометром, компасом, гигрометром, ветряным рукавом, солнечными часами;
обучение детей снятию показаний приборов, сравнению их между собой;
дать знания о растениях, помогающих человеку определять погоду;
формировать представления о четырех частях света;
познакомить детей с назначением метеорологической станции и ее содержимым;
воспитание бережного отношения ко всему живому на Земле,любви к природе;
воспитание навыков применения знаний на практике;
привлечение родителей к изготовлению метеоприборов для наблюдения за погодой.
выявление интереса и уровня знаний детей по теме «Прогноз погоды»;
изготовление приборов – помощников;
работа на метеостанции, с картой погоды и с дневником наблюдений;
Заключительный
летний праздник «У природы нет плохой погоды».
подготовка отчета с презентацией.
Предполагаемые результаты:
развить умение работать с приборами, составлять прогноз погоды;
иметь простейшие представления о температуре воздуха, о давлении, о направлении и силы ветра, о частях света;
знать приметы, пословицы, поговорки о погоде;
метеоплощадка на территории ДОУ;
публикация в сборнике.
Организация деятельности в ходе выполнения проекта
План работы с детьми
Месяц
Тема
Форма работы с детьми
Сентябрь
«Что такое погода?»
Цель: знакомство с погодными явлениями
Просмотр презентации: «Погода». Формирование представление о погоде и ее признаках.
Заучивание пословицы, поговорок и загадок о природе.
Беседа: «Живая и не живая природа». Обобщить знания детей о живой и неживой природе, развивать познавательную активность. Воспитывать любовь к природе.
Чтение художественной литературы: А.. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»
Опыты - эксперименты с водой, воздухом Обогащение и систематизирование знания детей о воде, воздухе и их свойствах через организацию совместной деятельности.
Предметно схематическое моделирование: "Приметы времён года" (зима, весна, лето, осень) Цель: Закрепить основные приметы времен года.
Октябрь
«Загадки планеты Земля»
Цель: формирование представления о зависимости климата в любой точке планеты от удаленности от Солнца
Беседы: «Как изменилась одежда людей осенью». «Осенняя погода» Просмотр презентации: «Зависимость климата в разных точках Земли»;
НОД «Что такое компас?» Цель: формирование представлений о частях света, знакомство с компасом.
Наблюдение за облаками и тучами в пасмурные дни.
Чтение художественной литературы: Э. Шим «Отчего Осень грустна» А. Майков «Осень»
Опытно-экспериментальная деятельность: свойства песка и глины: песок впитывает воду, глина не впитывает.
Прослушивание аудиозаписи А. Вивальди "Времена года". П. Чайковский: "Осенняя песнь" из цикла "Времена года" (Октябрь); Разучивание, пение песен об осени. Цель: Создание положительного эмоционального настроения у детей, поддержание у детей интереса к музыкальным, художественным произведениям.
Ноябрь
«История зарождения метеорологии, как науки»
Цель: знакомство с метеорологией, профессией метеоролога
НОД «Интересная наука – метеорология» Формировать представление о науке метеорологии, приборах метеоролога. Обогащать активный словарь детей по теме: метеоролог, метеорология, метеостанция и т.д.
П\игра «Солнышко и дождик». Цель: Совершенствовать движения, и выполнять их в соответствии с текстом.
Просмотр презентации «Приборы метеоролога»
Сюжетно- ролевая игра «Метеобюро»
Наблюдение за дождем.
Чтение художественной литературы: А. Плещеев «Скучная картина»
Опытно-экспериментальная деятельность: сравнить как нагреваются предметы из дерева, металла, камни на солнце в разное время дня, сравнить, сделать выводы – металл нагревается сильнее, чем дерево и камни, утром нагреваются меньше, чем днём в ясную погоду и т.д.
НОД рисование "Волшебное осеннее дерево" (интегрированное с использованием нетрадиционной техники - эстампа, коллективная работа) Цель: Обобщить и систематизировать знания детей об осенних явлениях в природе; Закреплять умение рисовать крону дерева с помощью нетрадиционной техники. Расширять словарный запас детей.
Декабрь
«Приборы-помощники».
Цель: знакомство с флюгером и различного вида термометрами.
Беседы: «Снег, иней, лёд.», «Откуда дует ветер?», «Какие бывают термометры» Цель: уточнять знания о термометре воздуха.
Чтение художественной литературы: Е. Явецкая «Зима-рукодельница» И Бунин «Первый снег» В Одоевский «Мороз Иванович»
Работа с термометрами (измерение температуры воды, воздуха);
Наблюдение за снегом.
Рисование на тему: «Зимой в лесу».
Опытно-исследовательская деятельность: ходьба по ледяной и посыпанной песком дорожкам; изготовление цветных льдинок для украшения участка.
Январь
«Приборы –помощники»
Цель: знакомство с анемометром и барометром, со способом определения силы ветра.
Беседа: «Чем измерить силу ветра?», «Для чего нужен барометр?» Цель: знакомство с прибором барометром, работа с ним.
Работа с барометром;
Работа с флюгером и анемометром – определение наличия ветра, его направления и скорости.
Опыты- эксперименты со снегом: «Сколько весит снег?»
Рассказ «Спор облачка, дождика и грозы» Развивать любознательность. Обогащать активный словарь детей.
Чтение художественной литературы: А.С. Пушкин «Зимний вечер» И. Соколов-Микитов «Зима вьюжная» В. Берестов «Гололедица»
Экспериментирование: «Круговорот воды в природе» Формировать представление детей об образовании облаков и круговороте воды в природе.
Настольная игра «Времена года»
Развивать мелкую моторику.
Февраль
«Народные приметы»
Цель: знакомство с приметами предсказателями.
Дидактическая игра «Прогноз погоды»
Прослушивание музыки : звуки дождя, звуки хруста снега, шум ветра, шуршанье листвы на ветру.
Знакомство с народными приметами. Наблюдение за погодой и приметами, сравнивать результаты.
Наблюдение за сосульками.
Чтение художественной литературы: С. Маршак «Февраль» Э. Шим «Сосулька» Ф. Тютчев» Зима недаром злится…»
Дидактические игры: "Времена года", "Живая, неживая природа", "Сложи картинку". Цель: формировать представление детей о чередовании времён года и их некоторых характеристиках. Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (сезон-растительность-труд людей). Расширять кругозор.
Изодеятельность (рисование) «А за окном то дождь, то снег…»Учить изображать на листе бумаги погодные явления (выбор материала самостоятелен)
Март
«Цветы-синоптики на участке» (клевер, фиалка, мать и мачеха, мальва, вьюнок, одуванчик).
Цель:
Систематизировать и углублять представления детей о цветах – синоптиках.
Посев цветов; высадка на метеоплощадку.
Чтение сказок о цветах. Развивать художественное восприятие произведений поэтов и художников, изображающих явления природы.
Чтение, обсуждение экологических сказок : "Могучая травинка", "Сказка о радуге", "Кто землю украшает", "Почему у Земли платье зелёное" . Цель: Учить слушать и обсуждать художественные произведения, объяснять смысл пословиц, поговорок, народных примет, заучивать стихотворения, отгадывать загадки; развивать связную речь.
Наблюдение за ветром.
Рисование на тему: «Деревья на ветру»
Беседы: «Как увидеть воздух?» «Как увидеть ветер?»
Опытно-экспериментальная деятельность: проверить с помощью султанчика наличие ветра, измерить силу ветра;
П/игры: "Раз, два, три - этот лист бери!", "Белкины запасы", "Вершки - корешки". Цель: Вызвать желание принимать участие в подвижных играх, способствовать развитию двигательной активности, выносливости, внимания.
Апрель
«Коллекция народных примет».
Цель:
Формировать представления о погодных изменениях в природе, о приметах.
Чтение художественной литературы: З.Александрова «Грибной дождь» А. Майков «Летний дождь» .
Опытно-исследовательская деятельность: «радуга-дуга»: в солнечную погоду с помощью лейки, насадки «дождик» и воды воспроизвести радугу.
Рисование на тему: «Радуга-дуга».
Составление рассказов «Я люблю такую погоду…»Развивать воображение.
Итоговое мероприятие «У природы нет плохой погоды» Учить детей понимать неизбежность и важность в глобальных масштабах явлений природы. Развивать творчество, слуховую память, двигательную активность.
Повторить правила поведения в местах большого скопления людей.
Воспитывать взаимоуважение, дружеское отношение друг к другу.
Участие специалистов ДОУ в осуществлении проекта:
педагоги– посвящение детей в юные метеорологи;
педагоги – изготовление оборудования для метеоплощадки;
музыкальный руководитель – исполнение песен о временах года и о погоде.
Участие родителей в организации проекта:
Создание родителями книги « Народные приметы о погоде»
Привлечение родителей к изготовлению метеорологических приборов.
Оценка результатов.
Наблюдения и исследовательская деятельность на метеостанции помогают детям получать естественнонаучные знания, проявлять любознательность, самостоятельно давать объяснения явлениям неживой природы. За время реализации проекта у детей значительно повышается уровень развития познавательной сферы, улучшаются практические навыки пользования метеорологическими приборами и навыки фиксации результатов наблюдений.
В ходе наблюдений, экспериментов и экскурсий дети приобретают ценный опыт, берут на себя роль взрослых, ученых, труд которых важен для других людей. Это способствует воспитанию гражданской позиции детей. Все это свидетельствует о том, что проект интересен детям и полезен для развития их интеллектуальной, нравственной и эмоциональной сферы.
Список использованной литературы
Баранникова Э., Тарасевич П. Создание развивающей среды на участке детского сада // Ребенок в детском саду. – 2002.- №3. – с.76.
Богомолова Н. И. Развивающая среда в экологическом образовании дошкольников : // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2009. - №5 – с.19-21
Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 113 с.
Кузнецова Л. В. Взаимодействие детского сада и семьи в экологическом воспитании детей // Дошкольная педагогика. – 2009. №6. – с.54-57
Маневцева Л. М., Саморукова П. Г. Мир природы и ребенок. – СПб. : Детство – пресс, 2003.