Проект: «Сюжетно-ролевая игра, как средство развития коммуникативных способностей»
Проект: «Сюжетно-ролевая игра, как средство развития коммуникативных способностей»
Исследования педагогов и психологов показывают, что умение развертывать игру у ребенка складывается очень медленно, если он стихийно нащупывает и перенимает способы игрового поведения. Однако свои развивающие функции игра выполняет в полной мере, если с возрастом ребенка она все более усложняется, и не только по своему тематическому содержанию.
Проблема игры как деятельности, имеющей особое значение в жизни ребенка, всегда находилась в центре внимания исследователей детского развития (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин и др.). Согласно позиции ученых, игра представляет собой важнейшую и чрезвычайно эффективную в детском возрасте форму социализации ребенка, обеспечивающую освоение мира человеческих отношений (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин). Она содержит образец будущей взрослой жизни в понятной и доступной для подражания ребенка форме.
Актуальность проблемы заключается в том, что:
-педагоги недооценивают значение игры
В сюжетно-ролевой игре дети учатся придумывать сюжет, подчиняться правилам общественного поведения, строят отношения со взрослыми и сверстниками.
-низкий уровень развития игры дошкольников.
Основное внимание педагоги уделяют обучению детей счету, чтению. У детей не остается времени на свободную самостоятельную игру, они не умеют придумать сюжет, найти средства его реализации, испытывают затруднения в общении со взрослыми и сверстниками. В результате в ДОО игровая деятельность не формируются у детей.
-низкий уровень психологической готовности детей к школе
Целью моей работы является осуществление руководства сюжетной игрой детей как фактора развития игровых навыков детей.
Для решения поставленной цели, в процессе ее выполнения, реализовывались следующие задачи:
1) Изучить О.А.Карабанова Т. Н. Доронова Е.В, Соловьева,Н.Я. Михайленко и Н.А. Короткова. «Организация сюжетно-ролевой игры в детском саду»
2)Создать условие для эффективного функционирования предметно-развивающей среды, позволяющей строить сюжетно - ролевую игру детей. Дополнить среду в соответствии с ФГОС, т.к. игровая деятельность является частью коммуникативно-личностного развития детей. 3) Разработать конспекты по руководству сюжетно – ролевой игрой дошкольников во второй младшей и средней группах.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проект: «Сюжетно-ролевая игра, как средство развития коммуникативных способностей»»
Паспорт проекта: «Волшебный мир игры»
Тема проекта: «Сюжетно-ролевая игра, как средство развития коммуникативных способностей»
Авторы проекта: Уразова Э.В.
Участники :воспитатели, сотрудники детского сада, воспитанники, родители.
Вид проекта – игровой, творческий
База проекта – МБДОУ д/с №52
Срок реализации 2015-2016
Противоречия: исследования педагогов и психологов показывают, что умение развертывать игру у ребенка складывается очень медленно, если он стихийно нащупывает и перенимает способы игрового поведения. Однако свои развивающие функции игра выполняет в полной мере, если с возрастом ребенка она все более усложняется, и не только по своему тематическому содержанию
Проблема игры как деятельности, имеющей особое значение в жизни ребенка, всегда находилась в центре внимания исследователей детского развития (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин и др.). Согласно позиции ученых, игра представляет собой важнейшую и чрезвычайно эффективную в детском возрасте форму социализации ребенка, обеспечивающую освоение мира человеческих отношений (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин). Она содержит образец будущей взрослой жизни в понятной и доступной для подражания ребенка форме.
Актуальность проблемы заключается в том, что:
-педагоги недооценивают значение игры
В сюжетно-ролевой игре дети учатся придумывать сюжет, подчиняться правилам общественного поведения, строят отношения со взрослыми и сверстниками.
-низкий уровень развития игры дошкольников
Основное внимание педагоги уделяют обучению детей счету, чтению. У детей не остается времени на свободную самостоятельную игру, они не умеют придумать сюжет, найти средства его реализации, испытывают затруднения в общении со взрослыми и сверстниками. В результате в ДОО игровая деятельность не формируются у детей.
-низкий уровень психологической готовности детей к школе
Целью моей работы является осуществление руководства сюжетной игрой детей как фактора развития игровых навыков детей.
Для решения поставленной цели, в процессе ее выполнения, реализовывались следующие задачи:
1) Изучить О.А.Карабанова Т. Н. Доронова Е.В, Соловьева ,Н.Я. Михайленко и Н.А. Короткова. «Организация сюжетно-ролевой игры в детском саду»
2) Создать условие для эффективного функционирования предметно-развивающей среды, позволяющей строить сюжетно - ролевую игру детей. Дополнить среду в соответствии с ФГОС, т.к. игровая деятельность является частью коммуникативно-личностного развития детей.
3) Разработать конспекты по руководству сюжетно – ролевой игрой дошкольников во второй младшей и средней группах.
I этап - подготовительный
Сроки реализации –сентябрь-октябрь
Цель -• Развитие и обогащение игровых действий с игрушками на основе обогащения отдельных игровых действий;
№
Содержание деятельности
Предполагаемый результат
1.
Изучение нормативно-правовой базы и психолого-педагогической литературы по проблеме (ФГОС, Сан ПИНы).
Изучение Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова «Организация сюжетной игры в детском саду»,
О.А. Карабанова, Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева «Развитие игровой деятельности детей 2-7 лет» Анализ программ и технологий по проблеме
Знание перечисленных документов.
Готовность к применению.
Создание банка данных по проблеме.
2.
Насыщение развивающей среды по проблеме: Куклы, игрушечная посуда, мебель, постель для кукол, игрушечные инструменты для мальчиков (молоток, отвёртка и пр.)
Игровой набор «Кукольный доктор»: термометры, шприц, стетоскоп, пипетка, вата, бинт
Белые халаты для врача, медсестры и аптекаря, рецепты, телефон
Туалетный столик с зеркалом, умывальник, полотенце, фен, пелерина, халат для парикмахера, пустые флакончики из под лака для волос, шампуня, набор «Парикмахер», альбомы с причёсками, журналы, заколки, банты
Касса, наборы продуктов, игрушки, газеты, книги, и др. спецодежда для продавца, чеки, сумки, кошельки, деньги, ценники, упаковка,, счётная машинка, весы, пакеты, предметы – заместители
Расширение представлений детей о многообразии способов использования игрушек, предметов-заместителей и игровых действий.
3.
Диагностика Д.Б. Эльконина («Психология игры»)
1. Научно-обоснованный контроль за своевременностью развития игровой деятельности у каждого ребёнка.
2. Поэтапное планирование формирования игру у каждого ребёнка.
3. Повышение качества руководства игрой.
4. Определение развития у детей интегративных качеств и достижений в овладении умениями и навыками в различных образовательных областях.
4.
Выявление уровня развития детей (указание фамилии учёного, автора диагностического инструментария)
Протоколы, таблица результатов диагностики.
5.
Разработка конспектов занятий, консультации для родителями и т.д.)
Конспекты занятий, консультации.
II этап - основной
Сроки реализации – ноябрь-апрель
Цель - • Формирование коммуникативных навыков, при «сговоре на игру», распределении ролей и ролевых диалогах;
№
Содержание деятельности
Предполагаемый результат
1.
Обогащение представлений о той сфере деятельности, которую ребёнок будет отображать в игре (наблюдения, рассказы, беседы и впечатления). Знакомство детей с людьми, их деятельностью (кто, чем, почему занимается.
Обогащение словарного запаса, накопление
социального опыта детей в повседневной жизни;
2.
Организация сюжетно-ролевой игры («игра в подготовку к игре»):
Определение ситуаций взаимодействия людей, продумывание и сочинение событий, хода их развития в соответствии с темой игры;
Совместная игровая деятельность воспитателя и детей
Формирование коммуникативных навыков, при «сговоре на игру», распределении ролей и ролевых диалогах;
3.
Коллективная и самостоятельная игровая деятельность детей, организация сюжетно-ролевой игры с воображаемым партнёром, за которого ребёнок разговаривает.
Воспитание доброжелательных отношений между детьми, интереса к общему замыслу и согласованию действий.
III этап - заключительный
Сроки реализации: май 2016г.
Цель: качественное изменение уровня коммуникативных навыков детей, развитие ролевых диалогов, вариативности обыгрываемых персонажей;
№
Содержание деятельности
Предполагаемый результат
1.
Выявление уровня развития детей.(диагностика по Д.Б. Эльконину)
Динамика развития детей
2.
Анализ созданной ( системы, модели и т.п.) или анализ итогов ( внедрения) реализации ( технологии, программы и.т.п.)
Эффективность по внедрённой проблеме доказано повышением уровня развития детей на %
3.
Создание презентации по итогам реализации инновационного проекта.
Конспект сюжетно – ролевой игры «Доктор Айболит» в средней группе.
Презентация.
Список используемой литературы:
Развитие игровой деятельности детей 2-7 лет: метод.пособие для воспитателей/ О.А.Карабанова, Т. Н. Доронова, Е.В, Соловьева.М.: Просвещение, 2011.
Организация сюжетной игры в детском саду/Н.Я. Михайленко Н.А. Короткова.М. 2000
Как играть с ребенком/ Михайленко Н.Я., Короткова Н.А .-М.: Педагогика, 1990
Игра с правилами в дошкольном возрасте/ Михайленко Н.Я., Короткова Н.А..- М.:Онега,1994
Приложение.
Конспект сюжетно-ролевой игры в средней группе «Доктор Айболит».
Цель: способствовать умение осуществлять специфические для роли условные предметные действия, а так же учить развертывать ролевое взаимодействие – ролевой диалог.
Задачи:
1.Создавать условия для возникновения игры на тему наблюдений из окружающей жизни.
2.Учить детей принимать и обозначать игровую роль, реализовывать специфические ролевые действия, направленные на партнера – игрушку.
Предварительная работа:
1.Беседа о труде доктора для животных (ветеринара).
2.Пошив униформы.
3.Дидактическая игра «Большие и маленькие».
4.Подбор мягких игрушек животных.
5.Чтение Чайковского «Айболит».
Предполагаемые роли:
Ветеринар – разговаривает с хозяином, меряет температуру, делает укол.
Хозяин – объясняет на что жалуется кошечка (собачка)
Вариант начала игры:
1-й вариант. У воспитателя (хозяина) заболел друг (собака, кошка).
2-й вариант. На улице подобрали раненого животного.
Руководство игрой
1.Активизация игры – принять на себя роль хозяина друга. Собачка (кошечка) заболела. Обратиться в ветлечебницу к ветеринару.
2.Принять на себя роль ветеринара и полечить животное (кошку, собаку).
Создание проблемной ситуации
На улице подобрали кошку (собаку). Как быть?
Окончание игры
1-й вариант. Ветеринар вылечил больного и пошел на обед.
2-й вариант. Вылечили раненое животное и оставили его.
Результаты второго этапа были получены следующие:
1.Дети могут принимать на себя игровую роль и обозначать ее для партнера.
2.Реализовывают игровые действия, направленные на игрушку и игрового партнера.
Выводы
1.Значение сюжетных игр заключается в том, что они влияют на развитие всех психических процессов, в том числе на творческое воображение и мышление, благодаря игре происходят преобразования интеллектуальной сферы ребенка, кроме того игра является носителем социального опыта дошкольников и способствует формированию их нравственной стороны.
2.Сюжетная игра в своем развитии проходит ряд этапов: от предметно-действенного этапа к этапу ролевого поведения и от него к сюжетосложению, где центральным содержанием игры является выполнение действий, отражающих социальные и межличностные отношения. Каждый этап требует определенной методики руководства.
3.Условиями, способствующими развитию сюжетных игр детей среднего возраста, являются: обогащение знаний об окружающем мире, организация предметно-игровой среды и совместные игры с взрослым, обучающие ролевому поведению детей (режиссерские и сюжетно-ролевые игры).