kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проект: «Сюжетно-ролевая игра, как средство развития коммуникативных способностей»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследования педагогов и психологов показывают, что умение развертывать игру у ребенка складывается очень медленно, если он стихийно нащупывает и перенимает способы игрового поведения. Однако свои развивающие функции игра выполняет в полной мере, если с возрастом ребенка она все более усложняется, и не только по своему тематическому содержанию.

Проблема игры как деятельности, имеющей особое значение в жизни ребенка, всегда находилась в центре внимания исследователей детского развития (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин и др.). Согласно позиции ученых, игра представляет собой важнейшую и чрезвычайно эффективную в детском возрасте форму социализации ребенка, обеспечивающую освоение мира человеческих отношений (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин). Она содержит образец будущей взрослой жизни в понятной и доступной для подражания ребенка форме.

Актуальность проблемы заключается в том, что:

-педагоги недооценивают значение игры

В сюжетно-ролевой игре дети учатся придумывать сюжет, подчиняться правилам общественного поведения, строят отношения со взрослыми и сверстниками.

-низкий уровень развития игры дошкольников.

Основное внимание педагоги уделяют обучению детей счету, чтению. У детей не остается времени на свободную самостоятельную игру, они не умеют придумать сюжет, найти средства его реализации, испытывают затруднения в общении со взрослыми и сверстниками. В результате в ДОО игровая деятельность не формируются у детей.

-низкий уровень психологической готовности детей к школе

Целью моей работы является осуществление руководства сюжетной игрой детей как фактора развития игровых навыков детей.

                Для решения поставленной цели, в процессе ее выполнения, реализовывались следующие задачи:

1) Изучить  О.А.Карабанова Т. Н. Доронова Е.В, Соловьева,Н.Я. Михайленко и Н.А. Короткова. «Организация сюжетно-ролевой игры в детском саду»

2)Создать условие для эффективного функционирования предметно-развивающей среды, позволяющей строить сюжетно - ролевую игру детей. Дополнить среду в соответствии с ФГОС, т.к. игровая деятельность является частью коммуникативно-личностного развития детей. 3)     Разработать конспекты по руководству сюжетно – ролевой игрой дошкольников во второй младшей и средней группах.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проект: «Сюжетно-ролевая игра, как средство развития коммуникативных способностей»»

Паспорт проекта: «Волшебный мир игры»

Тема проекта: «Сюжетно-ролевая игра, как средство развития коммуникативных способностей»

Авторы проекта: Уразова Э.В.

Участники :воспитатели, сотрудники детского сада, воспитанники, родители.

Вид проекта – игровой, творческий

База проекта – МБДОУ д/с №52

Срок реализации 2015-2016

Противоречия: исследования педагогов и психологов показывают, что умение развертывать игру у ребенка складывается очень медленно, если он стихийно нащупывает и перенимает способы игрового поведения. Однако свои развивающие функции игра выполняет в полной мере, если с возрастом ребенка она все более усложняется, и не только по своему тематическому содержанию


Проблема игры как деятельности, имеющей особое значение в жизни ребенка, всегда находилась в центре внимания исследователей детского развития (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин и др.). Согласно позиции ученых, игра представляет собой важнейшую и чрезвычайно эффективную в детском возрасте форму социализации ребенка, обеспечивающую освоение мира человеческих отношений (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин). Она содержит образец будущей взрослой жизни в понятной и доступной для подражания ребенка форме.


Актуальность проблемы заключается в том, что:

-педагоги недооценивают значение игры

В сюжетно-ролевой игре дети учатся придумывать сюжет, подчиняться правилам общественного поведения, строят отношения со взрослыми и сверстниками.

-низкий уровень развития игры дошкольников

Основное внимание педагоги уделяют обучению детей счету, чтению. У детей не остается времени на свободную самостоятельную игру, они не умеют придумать сюжет, найти средства его реализации, испытывают затруднения в общении со взрослыми и сверстниками. В результате в ДОО игровая деятельность не формируются у детей.

-низкий уровень психологической готовности детей к школе


Целью моей работы является осуществление руководства сюжетной игрой детей как фактора развития игровых навыков детей.

Для решения поставленной цели, в процессе ее выполнения, реализовывались следующие задачи:

1) Изучить О.А.Карабанова Т. Н. Доронова Е.В, Соловьева ,Н.Я. Михайленко и Н.А. Короткова. «Организация сюжетно-ролевой игры в детском саду»

2) Создать условие для эффективного функционирования предметно-развивающей среды, позволяющей строить сюжетно - ролевую игру детей. Дополнить среду в соответствии с ФГОС, т.к. игровая деятельность является частью коммуникативно-личностного развития детей.

3) Разработать конспекты по руководству сюжетно – ролевой игрой дошкольников во второй младшей и средней группах.

I этап - подготовительный

Сроки реализации –сентябрь-октябрь

Цель -• Развитие и обогащение игровых действий с игрушками на основе обогащения отдельных игровых действий;

Содержание деятельности

Предполагаемый результат

1.

Изучение нормативно-правовой базы и психолого-педагогической литературы по проблеме (ФГОС, Сан ПИНы).

Изучение Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова «Организация сюжетной игры в детском саду»,

О.А. Карабанова, Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева «Развитие игровой деятельности детей 2-7 лет» Анализ программ и технологий по проблеме

Знание перечисленных документов.


Готовность к применению.

Создание банка данных по проблеме.

2.

Насыщение развивающей среды по проблеме: Куклы, игрушечная посуда, мебель, постель для кукол, игрушечные инструменты для мальчиков (молоток, отвёртка и пр.)

Игровой набор «Кукольный доктор»: термометры, шприц, стетоскоп, пипетка, вата, бинт

Белые халаты для врача, медсестры и аптекаря, рецепты, телефон

Туалетный столик с зеркалом, умывальник, полотенце, фен, пелерина, халат для парикмахера, пустые флакончики из под лака для волос, шампуня, набор «Парикмахер», альбомы с причёсками, журналы, заколки, банты

Касса, наборы продуктов, игрушки, газеты, книги, и др. спецодежда для продавца, чеки, сумки, кошельки, деньги, ценники, упаковка,, счётная машинка, весы, пакеты, предметы – заместители

Расширение представлений детей о многообразии способов использования игрушек, предметов-заместителей и игровых действий.


3.

Диагностика Д.Б. Эльконина («Психология игры»)

1. Научно-обоснованный контроль за своевременностью развития игровой деятельности у каждого ребёнка.

2. Поэтапное планирование формирования игру у каждого ребёнка.

3. Повышение качества руководства игрой.

4. Определение развития у детей интегративных качеств и достижений в овладении умениями и навыками в различных образовательных областях.


4.

Выявление уровня развития детей (указание фамилии учёного, автора диагностического инструментария)

Протоколы, таблица результатов диагностики.

5.

Разработка конспектов занятий, консультации для родителями и т.д.)

Конспекты занятий, консультации.



II этап - основной

Сроки реализации – ноябрь-апрель

Цель - • Формирование коммуникативных навыков, при «сговоре на игру», распределении ролей и ролевых диалогах;

Содержание деятельности

Предполагаемый результат

1.

Обогащение представлений о той сфере деятельности, которую ребёнок будет отображать в игре (наблюдения, рассказы, беседы и впечатления). Знакомство детей с людьми,  их деятельностью (кто, чем, почему занимается.

Обогащение словарного запаса, накопление

социального опыта детей в повседневной жизни;


2.

Организация сюжетно-ролевой игры («игра в подготовку к игре»):

Определение ситуаций взаимодействия людей, продумывание и сочинение событий, хода их развития в соответствии с темой игры;

Совместная игровая деятельность воспитателя и детей

Формирование коммуникативных навыков, при «сговоре на игру», распределении ролей и ролевых диалогах;

3.

Коллективная и самостоятельная игровая деятельность детей, организация сюжетно-ролевой игры с воображаемым партнёром, за которого ребёнок разговаривает.

Воспитание доброжелательных отношений между детьми, интереса к общему замыслу и согласованию действий.



III этап - заключительный

Сроки реализации: май 2016г.

Цель: качественное изменение уровня коммуникативных навыков детей, развитие ролевых диалогов, вариативности обыгрываемых персонажей;

Содержание деятельности

Предполагаемый результат

1.

Выявление уровня развития детей.(диагностика по Д.Б. Эльконину)


Динамика развития детей

2.

Анализ созданной ( системы, модели и т.п.) или анализ итогов ( внедрения) реализации ( технологии, программы и.т.п.)

Эффективность по внедрённой проблеме доказано повышением уровня развития детей на %

3.

Создание презентации по итогам реализации инновационного проекта.

Конспект сюжетно – ролевой игры «Доктор Айболит» в средней группе.


Презентация.





















Список используемой литературы:


  1. Развитие игровой деятельности детей 2-7 лет: метод.пособие для воспитателей/ О.А.Карабанова, Т. Н. Доронова, Е.В, Соловьева.М.: Просвещение, 2011.

  2. Организация сюжетной игры в детском саду/Н.Я. Михайленко Н.А. Короткова.М. 2000

  3. Психология игры. Эльконин Д.Б.-М.:Педагогика,1978

  4. Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект/Под ред. Н.Н. Поддьякова, Н.Я. Михайленко. -М. :Педагогика, 1987

  5. Как играть с ребенком/ Михайленко Н.Я., Короткова Н.А .-М.: Педагогика, 1990

  6. Игра с правилами в дошкольном возрасте/ Михайленко Н.Я., Короткова Н.А..- М.:Онега,1994












































Приложение.

Конспект сюжетно-ролевой игры в средней группе «Доктор Айболит».

Цель: способствовать умение осуществлять специфические для роли условные предметные действия, а так же учить развертывать ролевое взаимодействие – ролевой диалог.

Задачи:

1.Создавать условия для возникновения игры на тему наблюдений из окружающей жизни.

2.Учить детей принимать и обозначать игровую роль, реализовывать специфические ролевые действия, направленные на партнера – игрушку.

Предварительная работа:

1.Беседа о труде доктора для животных (ветеринара).

2.Пошив униформы.

3.Дидактическая игра «Большие и маленькие».

4.Подбор мягких игрушек животных.

5.Чтение Чайковского «Айболит».

Предполагаемые роли:

Ветеринар – разговаривает с хозяином, меряет температуру, делает укол.

Хозяин – объясняет на что жалуется кошечка (собачка)

Вариант начала игры:

1-й вариант. У воспитателя (хозяина) заболел друг (собака, кошка).

2-й вариант. На улице подобрали раненого животного.

Руководство игрой

1.Активизация игры – принять на себя роль хозяина друга. Собачка (кошечка) заболела. Обратиться в ветлечебницу к ветеринару.

2.Принять на себя роль ветеринара и полечить животное (кошку, собаку).

Создание проблемной ситуации

На улице подобрали кошку (собаку). Как быть?

Окончание игры

1-й вариант. Ветеринар вылечил больного и пошел на обед.

2-й вариант. Вылечили раненое животное и оставили его.

Результаты второго этапа были получены следующие:

1.Дети могут принимать на себя игровую роль и обозначать ее для партнера.

2.Реализовывают игровые действия, направленные на игрушку и игрового партнера.

Выводы

1.Значение сюжетных игр заключается в том, что они влияют на развитие всех психических процессов, в том числе на творческое воображение и мышление, благодаря игре происходят преобразования интеллектуальной сферы ребенка, кроме того игра является носителем социального опыта дошкольников и способствует формированию их нравственной стороны.

2.Сюжетная игра в своем развитии проходит ряд этапов: от предметно-действенного этапа к этапу ролевого поведения и от него к сюжетосложению, где центральным содержанием игры является выполнение действий, отражающих социальные и межличностные отношения. Каждый этап требует определенной методики руководства.

3.Условиями, способствующими развитию сюжетных игр детей среднего возраста, являются: обогащение знаний об окружающем мире, организация предметно-игровой среды и совместные игры с взрослым, обучающие ролевому поведению детей (режиссерские и сюжетно-ролевые игры).



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Проект: «Сюжетно-ролевая игра, как средство развития коммуникативных способностей»

Автор: Уразова Элеонора Викторовна

Дата: 08.12.2015

Номер свидетельства: 263543


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства