2 Содержание программы факультативного курса «Цветные ладошки»
3Календарно-тематическое планирование факультативного курса «Цветные ладошки»
4 Учебно-методическое обеспечение
Пояснительная записка.
Дошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, способностью детей осознавать поставленные перед ними цели.
Направленность развивающего курса «Цветные ладошки», изучаемого в возрасте с3 до 6 направлена на развитие моторики у детей дошкольного возраста, позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развивать речевую и умственную деятельность и подготовить ребёнка к школе.
Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной, художественной техники изобразительного искусства дает возможность для развития творческих способностей дошкольников.
Побуждать пальцы работать – одна из важнейших задач занятий по нетрадиционному рисованию, обрывной и салфеточной аппликации, аппликации из нетрадиционных материалов. Так развивается мелкая моторика. Данная техника хороша тем, что она доступна маленьким детям, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в деятельность детей, делает ее более увлекательной и интересной.
Мелкая моторика – это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики напрямую зависит работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Очень важно в дошкольном возрасте как можно раньше создавать условия для накопления ребенком практического опыта, развивать навыки ручной умелости, формировать механизмы, необходимые для будущего овладения письмом.
Актуальность:
Актуальность программы определяется тем, что развитие мелкой моторики связано с развитием познавательной, волевой и эмоциональной сфер психики. У дошкольников уровень развития мелкой моторики обусловливает возможности познавательной деятельности и существенно влияет на эффективность обучения. Развитие тонкой моторики, как главное условие осуществления познавательной деятельности, обеспечивает возможности успешного обучения, проводимого с помощью не только традиционных методов, но и с использованием новых информационных технологий. Решение проблемы у дошкольников наиболее успешно осуществляется в разных видах деятельности, среди которых особое место занимает художественное творчество.
Проблемы:
Слабо развита мелкая и тонкая моторика пальцев рук.
Недостаточный уровень речевой активности детей.
Неумение выполнять задание по образцу, слабо развито умение ориентироваться на плоскости.
Цель: Развитие мелкой моторики пальцев рук через организованную деятельность: нетрадиционное рисование, аппликация, лепка.
Задачи:
Информировать родителей о значимости развития мелкой моторики пальцев рук.
Развивать и совершенствовать мелкую моторику пальцев рук, развивать зрительное внимание и умение ориентироваться на плоскости.
Развивать умение выполнять задание по образцу, понимать и выполнять инструкцию.
Развивать интерес к различным техникам художественного творчества.
Знакомить с особенностями изобразительного материала, создавать несложные сюжеты и образы.
Развивать умение производить точные движения ножницами, кистью, нетрадиционными материалами.
Средства обучения: наглядные, словесные и практические методы:
– наблюдения с детьми; – обследование предметов, игрушек, готовых образцов, рассматривание картин и иллюстраций, несущих информацию о предметах и явлениях; – объяснение, рассказ воспитателя, использование художественного слова; – показ способов действия; – упражнения; – игровые приемы; – совместный анализ выполненной работы.
Ожидаемый результат:
Воспитанник среднего дошкольного возраста:
Дети освоят правила безопасности во время работы.
Дети смогут создавать сюжеты и образы и объединять их в коллективные композиции.
Освоят технику рисования нетрадиционными способами, разные техники аппликации.
У воспитанников выявятся улучшения показателей мелкой моторики пальцев рук, умение ориентироваться на плоскости, и как следствие, улучшение речевой активности.
«Ветер по мору гуляет и кораблик подгоняет…» (Лепка рельефная).
1
58,59
Беседа о декоративно – прикладном искусстве. Чудо – писанк
Рисование на объемной форме (скорлупе яйца). Чудо – писанки.
2
60
«Наш аквариум» (Аппликация из цветной бумаги).
1
61
«Чем пахнет лето?» (Рисование – фантазирование с элементами детского дизайна).
1
62
«Жила-была конфета» (Аппликация с элементами рисования).
1
63,64
Рисование парный партрет «мамина улыбка»
2
Итого:
64
Учебно-методическое обеспечение::
1Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» – М.: «Просвещение», 1991.
2Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа (образовательная область «Художественное творчество»): учебно-методическое пособие – М.: ИД «Цветной мир», 2012.
3Малышева А.Н., Ермолаева Н.В. «Аппликация в детском саду» – Ярославль: «Академия развития, Академия холдинг», 2002.
4Иванова О.Л., Васильева И.И. «Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка. – СПб.: Речь; Образовательные проекты; М.: Сфера, 2011.
5Колдина Д.Н. «Рисование с детьми 4-5 лет». – М.: Мозаика-Синтез, 2010.
6«Методика обучения изобразительной деятельности» под редакцией Т.С. Комаровой.
7Комарова Т. С. «Как научить ребенка рисовать».
8Комарова Т. С., Сакулина «Изобразительная деятельность в детском саду».
9Лыкова И.А. «Дидактические игры и занятия. Художественное воспитание и развитие детей 1–7 лет». Методическоепособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений. «Карапуз-дидактика». Творческий центр СФЕРА. Москва 2009 г.
10Лыкова И.А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2–7 лет. Цветные ладошки».
11Лыкова И.А. «Педагогическая диагностика. 1-7 лет. Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений. «Карапуз-дидактика». Творческий центр СФЕРА. Москва 2009 г.
12Лыкова И.А. «Методические рекомендации к программе «Цветные ладошки». «Карапуз-дидактика». Творческий центр СФЕРА. Москва 2009 г.