4. Учебно – тематический план обучения ..………...………………………………..11
5. Содержание программы обучения ……………………………………. …………...19
6. Методическое обеспечение реализации программы…….……..………………… 25
7.Сотрудничество с семьёй…….………………………………………………............ 48
8. Материально-техническое обеспечение реализации программы……………….. 48
9. Список литературы и интернет – источников……...……………………………. 49
10. Список литературы, рекомендуемый для детей и родителей..…………………. 50
11. Приложение…..…………………………………………………………………….. 51
1. Пояснительная записка
«Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок» В. А. Сухомлинский
Дети дошкольного возраста еще и не подозревают, на что они способны. Вот почему необходимо максимально использовать их тягу к открытиям для развития творческих способностей в изобразительной деятельности, эмоциональность, непосредственность, умение удивляться всему новому и неожиданному. Занятия творчеством пожалуй самые любимые и доступные для детей – они выразительно – могут передать свои восторги, желания, мечты, предчувствия, страхи; познавательно – помогают узнать, разглядеть, понять, уточнить, показать свои знания и продуктивно – творишь и обязательно что-то получается. К тому же изображение можно подарить родителям, другу или повесить на стену и любоваться.
Чем больше ребенок знает вариантов получения изображения нетрадиционной техники, тем больше у него возможностей передать свои идеи, а их может быть столько, насколько развиты у ребенка память, мышление, фантазия и воображение.
Актуальность программы «Талантливые пальчики» заключается в том, что в процессе ее реализации раскрываются и развиваются индивидуальные художественные способности, которые в той или иной мере свойственны всем детям.
Главное, развивая у детей творческие способности изобразительной деятельности самим верить, что художественное творчество не знает ограничений ни в материале, ни в инструментах, ни в технике. Нетрадиционная техника помогает увлечь детей, поддерживать их интерес, именно в этом заключается педагогическая целесообразность программы «Талантливые пальчики».
Концептуальной основой данной программы является развитие художественно-творческих способностей детей в неразрывном единстве с воспитанием духовно-нравственных качеств путем целенаправленного и организованного образовательного процесса
Цель программы:
Развитие художественно-творческих способностей детей через обучение нетрадиционным техникам продуктивной деятельности художественно-эстетической направленности.
Задачи программы:
Образовательные:
- знакомить детей с многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, показывать широту их возможного применения.
- закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества.
Развивающие:
-формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности.
-развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.
-развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.
- воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.);
- воспитывать художественный вкус;
- воспитывать усидчивость, целенаправленность;
Особенности реализации программы. Предлагаемая Программа имеет инновационный характер и направлена на использование нетрадиционных техник в продуктивной деятельности. Она разработана с учетом индивидуальных особенностей и способностей детей младшего дошкольного возраста.
Возраст детей, участвующих в реализации программы – средний дошкольный возраст от 4 до 5 лет.
Сроки реализации программы -1 год. Занятия проводятся в форме кружка 2 раза в неделю, периодичность занятий – еженедельно. Учебный план рассчитан на 75 занятий. В учебном плане соблюдены нормативы максимально допустимого объема времени по реализации дополнительных общеразвивающих программ одного занятия с детьми 4-5лет – 20 минут (количество часов в год 25,8), В процессе обучения предусматривается участие воспитанников в мероприятиях детского сада и праздниках, конкурсах.
Формы и режим занятий. Выбор форм проведения образовательной деятельности по продуктивной деятельности, форм и методов обучения обусловлен способностями, интересами. Программа предполагает групповую форму занятий по 12-15 человек, что позволяет вести как групповую, так и индивидуальную работу с детьми. Основной формой работы являются занятие. Форма организации деятельности детей на занятие фронтальная, групповая и индивидуальная. Каждое занятие эмоционально окрашено, по содержанию занятий подобраны наглядный материал, музыка, инструменты, бросовый материал и др.
Условия реализации рабочей программы.
Программа реализуется за рамками основной образовательной деятельности.
Планируемые результаты и способы определения их результативности.
В результате обучения по данной программе дети:
Ожидаемыйрезультат:
Познакомятся с различными материалами и их свойствами.
Научатся выполнять поделки из различных материалов.
Освоят навыки работы с ножницами и клеем.
Научатся некоторым приемам преобразования материалов.
Научатся видеть необычное в обычных предметах.
Выявится улучшение показателей мелкой моторики пальцев рук. Технические навыки, прививаемые детям в процессе работы:
Владение техниками нетрадиционного рисования;
Владение навыками работы с тестом, глиной;
К концу года дошкольники должны знать:
разную технику владения в рисовании, аппликации, лепке нетрадиционными способами;
создание изделий из различных материалов;
последовательность выполнения работы;
уметь:
составлять композицию;
выполнять работу самостоятельно, согласно технологии;
оказывать помощь товарищу
следовать устным инструкциям;
(декоративно оформлять изделие Достижения ребенка:
- ребенок умеет планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел;
- осуществляет творческий подход к каждой работе;
- владеет приёмами работы различными инструментами, знает правила техники безопасности при обращении с ними;
- проявляет высокий интерес к изготовлению поделок из различных материалов;
-декоративно оформляет изделие;
В течение года и по итогам работы проводится контроль знаний, осуществляемый в форме обычных и специально подобранных практических заданий.
Предложенная программа является вариативной, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий, времени прохождения материала.
Освоение дополнительной образовательной программы по художественно-эстетическому развитию «Талантливые пальчики» не сопровождается проведением промежуточной и итоговой аттестаций воспитанников.
Оценка индивидуального развития детей может проводиться педагогом в ходе внутреннего мониторинга становления основных (ключевых) характеристик развития личности ребенка, результаты которого могут быть использованы только для оптимизации образовательной работы с группой дошкольников и для решения задач индивидуализации образования через построение образовательной траектории для детей, испытывающих трудности в образовательном процессе или имеющих особые образовательные потребности.
Результаты работы по реализации программы отслеживаются в течение учебного года методом наблюдения. Оценка результатов предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения программы ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
степень помощи, которую оказывает воспитатель детям при выполнении заданий: чем помощь воспитателя меньше, тем выше самостоятельность воспитанников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
поведение воспитанников на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты занятий;
косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности.
Диагностический инструментарий.
По мере усвоения программы, в процессе педагогической диагностики приобретённых навыков и умений (в пределах изученных тем), отмечается уровень их сформированности, что позволяет выявить задатки и склонности детей. Начальные знания и умения детей, полученные в результате обучения, а так же определить результативность проделанной работы, наметить пути дальнейшей деятельности, цель которой: создание у детей дошкольного возраста устойчивой мотивации к искусству. Педагогическая диагностика проводится на начало и конец учебного года. При проверке уровня подготовки детей используются варианты творческих танцевальных композиций и музыкальных игр и заданий.
В ходе педагогической диагностики выявляются:
1. Узнают много об окружающем мире, т.к. занятия проходят в определенной теме.
Учатся использовать в одной работе разные изобразительные материалы.
Учатся рисовать различными материалами.
Используют в работе разные дополнительные материалы: (семена, серпантин, бросовый материал и т.д.).
Развивать навыки по составлению сюжетов.
Дети учатся цветоведенью.
Экспериментируют.
Развивается связная речь.
Учатся уважительному отношению к работам товарищей при этом объективно оценивать свою работу.
Каждый параметр оценивается по уровневой системе: «низкий», «средний», «высокий».
Критерии оценки основных параметров педагогических наблюдений.
При определении уровня развития ребенка, за основу взяты следующие задачи:
- ребенок умеет планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел;
- осуществляет творческий подход к каждой работе;
- владеет приёмами работы различными инструментами, знает правила техники безопасности при обращении с ними;
- проявляет высокий интерес к изготовлению поделок из различных материалов.
Имеет представление о материале, из которого сделана поделка.
Владеет приемами работы с различными материалами.
Самостоятельно определяет последовательность выполнения работы.
Умеет самостоятельно провести анализ поделки.
Использует свои конструктивные решения в процессе работы.
Учитывает яркость, оригинальность при выполнении поделки.
Выполняет работу по замыслу.
Умеет выбирать материал, соответствующий данной конструкции и способы скрепления, соединения деталей.
Показывает уровень воображения и фантазии.
Использует в работе разные способы ручного труда
самостоятельно использовать нетрадиционные материалы и инструменты, владеть навыками нетрадиционных техник и применять их;
самостоятельно передавать композицию, используя нетрадиционную технику;
выражать свое отношение к окружающему миру через творчество;
давать мотивированную оценку результатам своей деятельности;
проявлять интерес к изобразительной деятельности
Критерии оценивания:
3 балла – самостоятельно выполняет задание.
2 балла – выполняет задание с небольшими неточностями.
1 балл – выполняет задание с помощью педагога.
Уровни развития:
1 – 3 низкий уровень.
4 – 6 средний уровень.
7 - 9 высокий уровень.
Диагностическая карта уровня развития детей
№
Фамилия, имя ребёнка
Технические навыки
Точность движения
Средства выразител. (цвет, форма, композиция и др.)
Наличие замысла
Проявление самостоят.
Оценка
уровня
н. г.
к. г.
н. г.
к. г.
н. г.
к. г.
н. г.
к. г.
н.г.
к.г.
н. г.
к. г.
н.г.
к. г.
Формы подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы по обучению танцам «Талантливые пальчики».
Для проверки результативности обучения применяются такие формы как: проведение выставок, акций, собраний, проведение открытых занятий для родителей. Все мероприятия культурно-досуговой деятельности: выставки, собрания, акции - проводятся согласно программе не в ущерб другим видам детской деятельности.
2.НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ,
регламентирующие образовательную деятельность по дополнительной образовательной программе
«Талантливые пальчики»:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ.
Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).
Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 года № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования
3.Годовой календарный учебный график
по реализации дополнительной общеобразовательной программы
художественной направленности «Талантливые пальчикиа» для детей среднего дошкольного возраста 4-5 лет
Годовой календарный учебный график разработан в соответствии с п.10 ст.13,п.1 ст.28 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации»:
№ п/п
Cодержание
годового календарного учебного графика
Наименование образовательной услуги
Кружок «Талантливые пальчики»
1
Возрастная категория
4 – 5 лет
2
Начало
занятий кружка
01.09.2017
3
Окончание
занятий кружка
29.05.2018
4
Продолжительность учебной недели
2 дня
5
Продолжительность учебного года:
37 недель
I полугодие
17 недель
II полугодие
20 недель
6
Длительность одного занятия
20 минут
7
Количество занятий в неделю
2
8
Количество занятий в месяц
8
9
Количество занятий в год
72
10
Регламентирование
образовательной деятельности
II половина дня
11
Сроки проведения педагогической диагностики
01-05.09.2017
20-25.05.2018
12
Сроки проведения отчётных мероприятий для родителей
30.11.2017
25.05.2018
13
График каникул
Зимние каникулы –
01.01.2018 – 10.01.2018
01.06.2018 – 31.08.2018
14
Праздничные
(выходные)
дни
1, 2, 3, 4, 5, 6, 8 января - Новогодние каникулы; 7 января - Рождество Христово; 23 февраля - День защитника Отечества; 8 марта - Международный женский день; 1 мая - Праздник Весны и Труда; 9 мая - День Победы; 12 июня - День России; 4 ноября - День народного единства.
16
Родительское собрание в форме круглого стола
«Растим таланты»
Сентябрь
17
Консультация
«Как помочь юному творцу»
Ноябрь
18
Памятка
«Правила рисования карандашами и красками»
Декабрь
19
Совместная выставка
«Игрушка своими руками»
Март
20
Папка-передвижка
«Как занятия продуктивной деятельностью влияют на ребёнка»
Апрель
21
Индивидуальное консультирование
родителей
По мере
необходимости
22
Оформление
информационных стендов для родителей
1 раз в квартал
4.Учебно-тематический план
Тема сентября «Гостинцы осени»
№/№
Тема занятия
Техника
Программное содержание
Материал
Время
1
Весёлый горох
Рисование пальчиком
Познакомить детей с техникой «пальчиковая живопись». Учить набирать краску на палец.
Карандаш зелёного цвета, гуашь
20
2
Витаминное угощение
Оттиск поролоном
Познакомить с техникой печатания поролоновым тампоном. Учить рисовать предметы контрастные по цвету и размеру
Круг из тонированной бумаги,гуашь поролоновые печатки, муляжи
20
3
Репка на грядке
Раскатывание шара, сплющивание, вытягивание
хвостика, прикрепление листьев
Лепка репки в определённой последовательности.
Создание композиции на бруске пластилина.
Пластилин, листья
20
4
Мышка и репка
Надрывание бумаги
Создание простой композиции: наклеивание травки (полосы бумаги, надорванной бахромой), рисование большой репки и маленькой мышки, дорисовывание хвостика цветным карандашом.
Цветная бумага, пластилин
20
5
Фруктовый компот
Штамп, рисование ватной палочкой
Учить украшать вырезанную из белого картона банку, используя печатание яблоками. Учить использовать в рисовании ватные палочки для изображения ягод смородины.
Вырезанные силуэты банок, ватные палочки. Для украшения: салфетки, тесьма
20
5
Яблочко
Мозаичная аппликация
Учить приклеивать маленькие квадратики цветной бумаги в круговую.
Шаблоны яблок, бумага разного цвета
20
6
Солнышко
Знакомство со жгутами и жгутиками
Развивать умение выкладывать жгутики по одному по вертикали листа
Контур солнца,
пластилин
20
7
Овощи
Пластилинография
Учить отрывать небольшие комочки пластилина, катать их между пальцами и размазывать на готовую форму
Контуры овощей на одноразовых тарелках
20
8
Мухомор
Конструктивный способ
Лепка мухомора конструктивным способом из четырёх частей (шляпка, ножка, «юбочка», полянка). Крапинки для шляпки (разрезание жгутика на мелкие кусочки).
Пластилин, стека
20
9
Собираем урожай
Печать от руки
Познакомить детей с техникой «печать от руки». Учить наносить краску на часть ладони и оставлять отпечаток на бумаге.
Листы бумаги, гуашь
20
Тема-октября «Деревья»
1
Листопад
Печатание листьями
Познакомить с техникой печатания листьями. Закрепить умения работать с техникой печати. Развивать цветовосприятие. Учить смешивать краски прямо на листьях.
Листья-трафареты, гуашь красного, желтого, зелёного и оранжевых цветов
20
2
Осеннее дерево
Тычок щетинной кистью
Совершенствовать умение рисовать в технике тычка. Развивать чувство ритма.
Бумага в А4
20
3
Веточка рябины
Скатывание шариков
Познакомить детей со способом скатывания шариков из цветных салфеток. Развивать чувство композиции
Белый картон с обведённой веточкой, квадратики красной салфетки
20
4
Деревья
Обрывная аппликация
Учить конструировать изображение кроны лиственного дерева из клочков зелёной бумаги; обрывать края бумаги закруглённой формы, изображая листья.
Бумага разного цвета
20
5
Деревья
Кляксография
Познакомить детей с новой техникой-кляксографией. Учить дуть в трубочку-потихоньку.
Бумага с нарисованным фоном, по 2 трубочки, ложка с краской
20
6
Фруктовое дерево
Печатание половинкой ранетки
Учить детей рисовать восковыми мелками дерево.
Бумага, мелки, акварель, половинки ранеток
20
7
Осенний лес
(Коллективная)
Рисование+ аппликация
Учить детей катать шарики из салфеток, аккуратно приклеивать на основу.
Учить отрывать от большого куска пластилина маленькие кусочки и раскатывать их разные по длине
Контур ёлочки, пластилин
20
Тема ноября «Птицы»
1
Лебедь
Комбинированный способ
Формировать умение создавать лебедя из природного материала
Шишки, листья, пластилин
20
2
Цыплёнок
Аппликация из крупы
Учить детей приклеивать крупу на готовый силуэт
Заготовка на цветном шаблоне
20
3
Два петушка
Рисование ладошкой
Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определённого образа
Цветные карандаши, гуашь
20
4
Улетают лебеди в тёплые края
Отпечатки ладошками
Познакомить детей с техникой рисования отпечатками ладошек. Развивать чувство композиции-дополняя рисунок облаками, деревьями.
Тонированная бумага А-4, тарелочки с белой гуашью
20
5
Снегири и синички
Объёмная аппликация
Формировать умение у детей вырезать круг из квадрата путём срезания углов.
Круги красного и жёлтого цвета
20
6
Люли, люли, люли, прилетели гули
Отпечатки двумя пальцами
Совершенствовать умение детей делать отпечатки двумя пальцами одновременно.
Полоски зелёного цвета, гуашь
20
7
Прилетайте в гости
Конструктивный способ
Лепка птиц конструктивным способом из четырёх – пяти частей, разных по форме и размеру, с использование дополнительных материалов (спичек, бисер, семечки)
Пластилин, спички , бисер, семечки
20
Тема декабря «Животные»
1
Межвежонок
Пластилинография
Учить отщипывать маленькие кусочки пластилина и размазывать их по нарисованной форме
Цветной картон с обведённым контуром медвежонка
20
2
Забавные зверушки
Скрепление деталей пластилином
Учить изготавливать зверушек из природного материала, проявляя фантазию и выдумку
Шишки, каштаны, пластилин
20
3
Ёжик
Аппликация из ладошек
Развивать чувство композиции, дополняя работу вырезанными предметами(яблоком, грибком, сухим листком)
Вырезанный макет ёжика
20
4
Кошка
Аппликация из ваты
Учить отрывать от большого куска ваты маленькие кусочки, скатывать их между ладоней и наклеивать на контур
Силуэт котёнка, вата
20
5
Дикие животные
Разный приём лепки
Учить создавать поделки из природных материалов
Шишки, пластилин
20
6
Портрет белого медведя
Рисование вилкой+аппликация
Познакомить с новой техникой рисования вилкой, путём примакивания вилки в краску и нанося на бумагу по кругу, создавая голову медведя.
Пластмассовые вилки, гуашь белого цвета, квадрат голубого цвета
20
7
Котёнок
Раскрашивание трубочкой
Познакомить детей с новым способом раскрашивания «бумажной трубочкой»
Силуэты котят на картоне, бумажные трубочки, гуашь
20
8
Укрась ёлочку бусами
Рисование палочками, оттиск пробкой
Упражнять в изображении ёлочных бус с помощью рисования палочками и печатания пробкой.
Изображение ёлок, палочки, пробки, гуашь
20
9
Дед Мороз
Аппликация из ватных дисков
Учить детей создавать аппликацию из ватных дисков.
Круг розового цвета, ватные диски
20
Тема января «Зимушка-зима»
1
Снеговик
Пластилинография
Учить детей сплющивать шарики цветной массы и размазывать их на картоне
Цветная масса, контур снеговика
20
2
Дорожка в зимний лес
Пластилинография
Учить аккуратно отщипывать маленькие комочки пластилина, катать их между пальцами, наклеивать на нарисованную форму
Контур дорожки, пластилин
20
3
Дед Мороз
Отрыв и скатывание ватных шариков
Учить отрывать, скатывать и наклеивать на основу рисунка
Цветной картон синего цвета, вата
20
4
Узоры на окнах
Раздувание капли
Развивать ассоциативное мышление, воображение
Тонированная бумага, пипетки, соломинки
20
5
Зимний пейзаж
Рисование солью
Формировать умения детей рисовать картинку с помощью соли, нанося предварительно на основу клей
Картон синего цвета, клей ПВА, тарелочка с солью
20
6
Снежинка
Торцевание
Познакомить детей с новой техникой-торцеванием. Учить закруглять квадратики салфеток на карандаш и наклеивать.
Макет снежинки, квадратики голубого цвета
20
7
Узоры на окне
Трафаретное рисование
Развивать творческие способности, фантазию
Трафареты, бумага голубого цвета
20
Тема февраля «Сказочное волшебство»
1
Зимняя картинка
Пластилинография
Формировать умения размазывать пластилин по контуру
Вырезанный круг из картона синего цвета с силуэтами
20
2
Рождественская свечка
Обрывание
Продолжать знакомить с техникой обрывания, развивать мелкую моторику пальцев.
Основа рисунка «Рождественская свечка»
20
3
Зимнее дерево
Рисование зубной пастой
Познакомить с новым нетрадиционным материалом для рисования.
Вырезанный силуэт телесного цвета. Фасоль для глаз, лапша для волос…
20
3
Ваза с ромашками
Аппликация из полос бумаги
Учить детей склеивать края полос.
Цветной картон с наклеенной вазой из фольгированной бумаги, полоски бумаги
20
4
Комнатные цветы
Пластилинография
Учить детей лепить цветы по алгоритму. Облеплять зубочистку пластилином и прикреплять к цветку.
Пробки от бутылок, зубочистки или спички.
20
5
Превращение ладошки
Рисование ладошкой
Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа. Развивать воображение и творчество.
Бумага, краска, карандаши
20
6
Грачи прилетели
Печатание ластиком, рисование поролоном
Развивать чувство композиции, упражнять в комбинировании различных техник рисования. Учить детей печатками из ластика изображать стаю птиц.
Печатки из ластика, поролона
20
7
Мой
маленький друг
Рисование тычком
Формировать умение имитировать шерсть животного, используя создаваемую тычком фактуру как средство выразительности.
Кисти, гуашь, бумага
20
8
Бабочки
Монотипия
Совершенствовать умение детей в технике предметной монотипии, формировать умение соблюдать симметрию.
Бумага, краски
20
Тема апреля «Весна»
1
Цветик-самоцветик
Пластилинография
Развивать творческие способности, гибкость пальцев рук
Бумага светлых тонов
20
2
Пасхальное яйцо
Пластилинография
Учить тонко расплющивать тесто, закатывать в него форму от шоколадного яйца и украшать яйцо по желанию
Солёное тесто, мелкий бисер, форма яйца
20
3
Весеннее солнышко
Рисование ладошками
Закреплять умение рисовать ладошками.
Бумага, акварель
20
4
Ветка с первыми листьями
Оттиск печатками
Формировать умение рисовать с натуры, передавать форму вазы и ветки, учить рисовать листья.
Настоящая ветка в вазе, гуашь, печатки из картофеля
20
5
Какого цвета весна?
Монотипия
Обогащать и расширять художественный опыт в работе с акварелью, рисованию по мокрой бумаге, смешивая краски.
По 2 листа на каждого ребёнка
акварельные краски, губки
20
6
Подводный мир
(коллективная)
Рисование ладошками
Формировать умение обводить ладони и пальцы простым карандашом, дорисовывать детали.
Рулон бумаги, простой и цветные карандаши
20
7
Одуванчики
Кляксография
Совершенствовать навыки рисования кляксами. Закреплять представление о цвете и геометрической форме.
Бумага, трубочки, краска
20
8
Божьи коровки
Аппликация+
пластилинография
Учить отрывать небольшие комочки пластилина, катать их между пальцами и размазывать на готовую форму.
Готовые формы на картоне, пластилин
20
Тема мая «Загадки природы»
1
Бабочки на лугу
Пластилинография
Познакомить с симметрией.
Объединить поделки в одну пластилиновую картину
Большое панно
20
2
Волшебные зонтики
Пластилинография
Развивать чувство цвета, мелкую моторику пальцев.
Листы картона с контурами зонтиков
20
3
Сегодня мы волшебники
Кляксография
Развивать умение узнавать кто прячется в цветном пятне.
Заготовки с пятнами
20
4
Красавица весна
Монотипия
Формировать умение рисовать состояние погоды, совершенствовать цветовосприятие отбором оттенков Научить складывать лист пополам, на одной стороне рисовать пейзаж, на другой получать его отражение в озере
Бумага, краски, кисти
20
5
Салют
Смешанная техника
Учить рисовать по тёмному фону восковыми мелками.
Тёмные листы бумаги, восковые мелки, акварель
20
6
Ромашки-солнышки
Пластилинография
Учить детей лепить отдельные детали – придавливать, примазывать, разглаживать.
Развивать умение создавать выразительный и интересный образ знакомых предметов.
Пластилин, стеки
20
7
Цветочная поляна
Рисование ватными палочками
Продолжать учить рисовать красками, используя ватные палочки.
Тонированные в зелёный цвет листы, ватные палочки, краски.
20
5.Содержание программы
Занятия по обучению продуктивной деятельности проводится в групповой комнате. Отличительной особенностью программы является комплексность подхода при реализации учебно-воспитательных задач, предполагающих, в первую очередь, развивающую направленность программы. Программа кружка рассчитана на работу с детьми среднего дошкольного возраста. Программа предполагает проведение двух занятий в неделю во второй половине дня с сентября по май. Продолжительность занятия – 20 минут.
Интегрированность даёт возможность показывать детям художественный образ разными средствами выразительности, учиться искать пути в творчестве, создание своего образа. Введение новых способов художественной деятельности, новых материалов и инструментов через творческие задачи, которые дети решают совместно с педагогом и коллективно, способствует решению учебных задач и заданий.
Данная комплексность основывается на следующих принципах:
Принцип творчества (программа заключает в себе неиссякаемые возможности для воспитания и развития творческих способностей детей);
Принцип научности (детям сообщаются знания о форме, цвете, композиции и др.);
Принцип доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей);
Принцип поэтапности (последовательность, приступая к очередному этапу ,нельзя миновать предыдущий);
Принцип динамичности (от самого простого до сложного);
Принцип сравнений (разнообразие вариантов заданной темы, методов и способов изображения, разнообразие материала);
Принцип выбора (решений по теме, материалов и способов без ограничений);
Принцип сотрудничества (совместная работа с родителями);
Учебный материал включает в себя следующие разделы:
Пластилинография
Рисование в нетрадиционной технике
Аппликация
7.Методическое обеспечение реализации программы
Занятия по обучению продуктивной деятельностью делятся на следующие виды:
обучающие;
закрепляющие;
итоговые.
Обучающие занятия. На занятиях детально разбирается приём.
Закрепляющие занятия. Предполагают повтор движений или комбинаций не менее 3-4 раз. Первые повторы исполняются вместе с педагогом. При повторах выбирается кто-то из ребят, выполняющих движение правильно, лучше других, или .
Итоговые занятия. Дети с некоторой подсказкой практически самостоятельно, выполняют задание.
Итоговое занятие может проходить в форме:
участие в тематических праздниках;
открытые занятия для родителей;
мастер-класс для малышей;
Ведущими методами обучения детей продуктивной деятельности являются
Наглядные:
показ способов действия с инструментами и материалами.
Словесные:
анализ выполненных работ;
объяснение способов действия с инструментами и материалами;
использование художественного слова (стихи, загадки, пословицы).
Практические:
обучение способам традиционного и нетрадиционного изображения предметов;
индивидуальный подход к детям с учетом особенностей их психики, эмоционального и интеллектуального развития;
Игровые:
сюрпризные моменты, игровые ситуации;
пальчиковые игры, динамические упражнения, элементы массажа.
Наглядные
наблюдение, показ способа действия;
показ педагогом способа действия;
звучание музыкального произведения;
демонстрация картин, репродукций, диафильмов, слайдов, видеофильмов и других наглядных средств.
Практические
упражнение
Игровые методы и приемы
загадывание и отгадывание загадок;
введение элементов соревнования;
создание игровой ситуации;
музыкально-дидактические игры.
Словесные методы и приемы
рассказ;
беседа.
Для развития моторики рук на занятиях данного кружка используются следующие приемы, игры и упражнения:
самомассаж кистей рук;
пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;
выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, крупы, мелкие игрушки, счетные палочки, пуговицы, бусины)
рисование (пальчиками, пластилином, штриховка по образцу, закрашивание, лабиринты) аппликация, оригами.
Занятия включают в себя разнообразные игровые упражнения, проводимые на материале различных лексических тем. В работе используются различные по фактуре материалы (бумага, картон, ткань различной фактуры, нитки, крупы, пуговицы и др.)
Образовательная деятельность проводится 2 раз в неделю в течение всего учебного года. Форма работы может быть разной: с подгруппами, индивидуально.
Программа «Талантливые пальчики» это система занятий по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник. Содержание системы работы и задачи художественно-творческого развития представлены по разделам: «Гостинцы осени», «Деревья», «Птицы», «Животные», «Зимушка-зима», «Сказочное волшебство», «Подарки», «Весна», «Загадки природы». Нетрадиционные техники рисования.
Тычок жесткой полусухой кистью
Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.
Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо обведённый или вырезанный силуэт.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
Рисование пальчиками
Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.
Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Рисование ладошкой
Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.
Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Скатывание бумаги
Средства выразительности: фактура, объем.
Материалы: салфетки либо цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы.
Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.
Оттиск поролоном
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.
Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.
Восковые мелки + акварель
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.
Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.
Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным.
Монотипия предметная
Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.
Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.
Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.
Отпечатки листьев
Средства выразительности: фактура, цвет.
Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие), кисти.
Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.
Проводя цикл занятий с использованием разнообразных техник для выявления способностей детей за пройденное время, видно, что у детей, имеются способности к работе красками с использованием нетрадиционных техник. У детей со слабо развитыми художественно-творческими способностями показатели находятся чуть выше, чем в начале учебного года, но за счет применения нетрадиционных материалов улучшился уровень увлеченности темой и техникой и способность к цветовосприятию.
8. СОТРУДНИЧЕСТВО С СЕМЬЁЙ
Семейный уклад, неповторимый микроклимат, стиль внутрисемейных отношений, его нравственная направленность имеют неоценимое значение в воспитании.
Семья и учреждение, в котором занимаются ребята - партнеры для более эффективной образовательной деятельности детей.
Совместная работа родителей, педагога и воспитанников поможет решить важные проблемы и создать условия для развития и формирования целостной личности, духовности, нравственности, творческой индивидуальности, интеллектуального богатства детей.
Цель: Вовлечь родителей в процесс развития творческих способностей детей, формировать у них позицию субъекта этого процесса.
№
п/п
Наименование
мероприятия
Задачи
Время
проведения
1.
Родительское собрание в форме круглого стола
«Растим таланты»
Познакомить родителей с деятельностью кружка
Сентябрь
2.
Консультация
«Как помочь юному творцу»
Совместное решение текущих вопросов
Ноябрь
3.
Памятка
«Правила рисования карандашами и красками»
Раздача памяток родителям
Декабрь
4.
Совместная выставка
«Игрушка своими руками»
Организовать родителей
Март
5.
Папка-передвижка
«Как занятия продуктивной деятельностью влияют на ребёнка»
Подведение итогов за год, награждение детей и родителей
Апрель
6.
Оформление
информационных стендов для родителей
Информирование родителей о работе кружка
1 раз в квартал
7.
Консультирование родителей в течение года
По запросу родителей
По мере необходимости
10. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Для материально-технического обеспечения дополнительной общеразвивающей программы по обучению танцам «Талантливые пальчики» имеется:
Помещение для проведения занятий (групповое помещение);
Краска, гуашь, кисти, глина, пластилин, тесто, природный и бросовый материал и т. д.
11.Список используемой литературы
1.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273 ФЗ.
2.Конценция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014г. № 1726-р.
3. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный Приказом Минобрнауки РФ от 29.08.2013г. № 1008.
4.СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию, организации режима работы образовательной организации дополнительного образования детей», утвержденный Постановлением главного санитарного врача РФ от 04.07.2014г. № 41.
5.Письмо Минобрнауки от 11.12.2006г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»
6.Годовой календарный учебный график по организации дополнительных образовательных услуг
12 Список литературы, рекомендуемый для детей и родителей
Список используемой литературы:
1.Гре О. Модульная аппликация. – М.: «АСТ –ПРЕСС», 2013
2. Дубровская Н. В. Лес: рабочая тетрадь ро цветоведению для детей 4-5 лет. – СПБ.: «Детство-пресс», 2004г.
3. Дубровская Н. В. Рисунки из ладошки для детей 4-5 лет. – СПБ.: «Детство-пресс», 2006г.
4.Дубровская Н. В. Краски палитры для детей 6-7 лет. – СПБ.: «Детство-пресс», 2005г.
5. Колдина Д. Н. Лепка с детьми 4-5 лет.- М.: «Мозаика-синтез», 2009 г.
5. Колдина Д. Н. Аппликация с детьми 3-4 лет.- М.: «Мозаика-синтез», 2007 г.
7. Кихтеева Е. Ю. Рисуют малыши. - М.: «Мозаика-синтез», 2008 г.
87. Лыкова И. А. Мастерилка. – М.: «Карапуз»,2009г.
9. Лыкова И. А. Рисуем красками.. – М.: «Карапуз»,2009г
10. Малышева А.Н, Ермолаева Н.В. Аппликация в детском саду– Ярославль: Академия развития, 2010 г.
11. Малышева А.Н. Аппликация в из природных материалов детском саду– Ярославль: Академия развития, 2010 г.
12. Новикова И. В.. Аппликация из природных материалов в детском саду.
13.Соколова С. В. Оригами для дошкольников. – СПБ.: «Детство-пресс», 2007г.
14.Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду (подготовительная группа). – М.: Владос, 2001.
15. Урунтаева Г. “Дошкольная психология”, М., 1996 г.
Работа с такими материалами способствует развитию конструкторской деятельности детей. С помощью различных инструментов они учатся обрабатывать и соединять детали из различных материалов, узнают их свойства, что содействует развитию их воображения, техническим навыков. Работа с разного рода материалами расширяет круг знаний детей об окружающем мире.
Используемые материалы:
- Пластилин
- Крышки от майонезных банок
- Крышки от бутылок, пластиковые бутылочки, баночки от йогуртов
Предлагаю Вам познакомиться с необычными техниками рисования.
Ваш ребенок получит массу удовольствия и расширит свои возможности, если вы будете предлагать ему новые, необычные материалы и техники для изобразительного творчества.
Веселые брызги
Попробуйте сначала сами, а потом покажите ребенку, что нужно делать. Набираете полную кисть краски, держите ее над бумагой, а другой рукой ударяете по кисти. Так можно получить интересный фон для будущего рисунка. А можно еще до разбрызгивания положить на бумагу шаблоны - фигурки, вырезанные из картона.
Отпечатки листьев…
На прогулке соберите вместе с ребенком листья самых разнообразных форм. Дома разведите в бумажных стаканчиках краски так, чтобы они были достаточной густоты. Покрывайте поверхность листа краской и прижимайте его окрашенной стороной к бумаге. Сверху положите другой лист бумаги и разгладьте рукой или скалкой. Снимите верхнюю бумагу и посмотрите, что получилось. Может быть, придется сначала немного потренироваться, а потом ребенок сможет составить целую композицию из отпечатков листьев.
...и отпечатки пальцев
Очень интересные эффекты получаются, если создавать изображение с помощью отпечатков собственных пальцев или ладошек. Конечно, краску нужно взять легко смывающуюся, например гуашь. С акварелью узоры из отпечатков получатся не такими контрастными и выразительными. Начать можно с простых изображений - цветок, кисть винограда... А необходимые детали можно потом дорисовать карандашом.
Штампы
Штампы и печатки несложно сделать из овощей (картофель, морковь), ластика, нарисовать на срезе или торце задуманный рисунок и срезать все ненужное. С другой стороны овоща или ластика сделать надрез и вставить спичку без серы - получается удобная ручка у готовой печатки.
Теперь нужно прижать ее к подушечке с краской, а затем - к листу бумаги, должен получиться ровный и четкий отпечаток. Можно составить любую композицию и декоративную, и сюжетную.
Рисование по сырой (мокрой) бумаге
Лист бумаги смачивается чистой водой, а потом кисточкой или пальцами нанести изображение.
На сырой бумаге можно рисовать акварелью, начиная с младшей возрастной группы.
Рисование губкой
Вам понадобится несколько губок - для каждого цвета отдельная. Сначала попробуйте сами: обмакните губку в краску, слегка отожмите, чтобы удалить излишки. Теперь можно работать на листе легкими прикосновениями. Освоите новую технику сами - научите малыша.
Рисование по мятой (предварительно скомканной) бумаге
Эта техника интересна тем, что в местах сгибов бумаги (там, где нарушается ее структура) краска, при закрашивании, делается более интенсивной, темной - это называется «эффектом мозаики».
Рисовать по мятой бумаге можно в любом возрасте, т.к. это очень просто. А старшие дети сами аккуратно сминают лист бумаги, расправляют и рисуют на нем. Потом можно детские рисунки вставить в рамочку и устроить выставку.
Монотипия
Лист бумаги складывается пополам. На одну из них наносятся пятна краской (теплые или холодные), а вторая половина прижимается к первой, тщательно разглаживается в разные стороны и разворачивается. Угадай, что получилось? Зеркальное отображение (бабочка, цветы, мордочки животных и прочее).
Рисование свечой или восковыми мелками
Этот способ рисования также удивляет детей, радует их, учит сосредоточиться, быть точным и аккуратным в рисунке. Таким способом издавна пользовались народные мастера при расписывании пасхальных яиц.
Нарисовать каракули свечой или просто хаотично расположить линии, а затем задуманным цветом нарисовать изображение животного, птицы; сначала контур, а потом его весь закрасить - получается «пушистость» (воск не закрашивать), или панцирь у черепахи, или полоски у тигра, клетки у жирафа.
Очень веселый зоопарк! Быстро, легко и весело!
Консультация для родителей
«Использование нетрадиционных методов рисования»
“Каждый ребенок – художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста”.
Пабло Пикассо
Положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей. А поскольку рисование является источником хорошего настроения ребенка, то следует поддерживать и развивать интерес ребенка к изобразительному творчеству.
Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Чтобы привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес, к рисованию начиная с младшего дошкольного возраста, можно использовать нетрадиционные способы изображения. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Разве вам неинтересно узнать, что получится, если рисовать тряпкой или скомканной бумагой?
Рисовать можно чем угодно, и на чем угодно! Лежа на полу, под столом, на столе… На листочке дерева, на газете… Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников. Так, например, начинать работу в этом направлении следует с таких техник, как рисование пальчиками, ладошкой, обрывками бумаги и т. п.
Разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет все время что-нибудь придумывать. Умение создавать новое, необычное, нестандартное дано с рождения не каждому, но многие профессии, жизненные ситуации требуют наличия именно этих качеств. Поэтому в детских дошкольных учреждениях необходимо достаточно много уделять внимания фантазированию, развитию нестандартного видения мира, творческому решению задач.
Нетрадиционные техники рисования:
Рисование мыльными пузырями
Подмешайте немного акварели в мыльный раствор для пузырей. Разложите на полу бумагу для рисования и попросите ребенка выдувать пузыри – они будут садиться на бумагу и создавать причудливые узоры.
Выдувание трубочкой
Разведите немного краски и налейте небольшое количество на бумагу, дайте ребенку трубочку и позвольте выдуть любой узор (только следите, чтобы ребенок дул на краску, а не всасывал ее) .
Рисование пальчиками
Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Рисование ладошкой
Способ получения изображения: ребёнок опускает ладошку в гуашь (всю кисть) или окрашивает её с помощью кисти и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Восковые мелки или свеча + акварель
Способ получения изображения: ребёнок рисует восковыми мелками или свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок остаётся незакрашинным.
Печать по трафарету
Способ получения изображения: ребёнок прижимает печатку или поролоновый тампон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет, берут другие тампон и трафарет.
Кляксография обычная
Способ получения изображения: ребёнок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.
Тычок жёсткой полусухой кистью
Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
Рисование шерстяной ниткой
В более младшем возрасте дети выполняют изображения с опорой на контур, в старшем дошкольном возрасте самостоятельно придумывают, как расположить изображение, а затем заполняют контур нитками. Тематика занятия задается взрослым.
Печать листьев
Осенью, гуляя с ребенком в парке, можно собрать листья с разных деревьев, отличающиеся по форме размеру и окраске. Листья покрывают гуашью, затем окрашенной стороной кладут на лист бумаги, прижимают и снимают, получается аккуратный отпечаток растения.
Рисование на мокрой бумаге.
Смочите водой бумагу и сразу начинайте рисовать. Когда подсохнет -снова смочите и рисуйте дальше. Получается дымчатое изображение с размытыми очертаниями и плавными переходами