kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа «Юный шахматист» «Проведение занятий по обучению игре в шахматы» интеллектуальной направленности для детей дошкольного возраста 6 -7 лет

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа «Юный шахматист»

«Проведение занятий по обучению игре в шахматы»

интеллектуальной направленности

для детей дошкольного возраста 6 -7 лет

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа «Юный шахматист» «Проведение занятий по обучению игре в шахматы» интеллектуальной направленности для детей дошкольного возраста 6 -7 лет»

Программа «Юный шахматист»

«Проведение занятий по обучению игре в шахматы»

интеллектуальной направленности

для детей дошкольного возраста 6 -7 лет


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Так как формирование разносторонне развитой личности - сложная задача, преподавание шахмат через структуру и содержание способно придать воспитанию и обучению активный целенаправленный характер. Система  шахматных  занятий в системе общеобразовательного дошкольного учреждения, выявляя и развивая индивидуальные способности, формируя прогрессивную направленность личности, способствует общему развитию и воспитанию дошкольника.

Шахматы по своей природе остаются, прежде всего, игрой. И ребенок, особенно в начале обуче­ния, воспринимает их именно как игру. Сейчас шахматы стали профессиональным видом спорта, к тому же все детские соревнования носят  спортив­ную направленность. Поэтому развитие личности ребенка происходит через шахматную игру в ее спортивной форме. Спорт вырабатывает в человеке ряд необходимых и требуемых в обществе качеств: целеустремленность, волю, выносливость, терпение, способность к концентрации внима­ния, смелость, расчет, умение быстро и правильно принимать решения в меняющей­ся обстановке и т.д.    Шахматы, сочетающие в себе также  элементы науки и искусст­ва, могут вырабатывать в учащихся эти черты более эффективно, чем другие виды спорта. Форми­рование этих качеств нуждается, безусловно, в мотивации, а в шахматах любое поражение и извлеченные из него занятия способны создать у ребенка сильнейшую мотивацию к выработке у себя определенных свойств характера.

О социальной значимости шахмат, их возрастающей популярности можно судить по таким весомым аргументам как создание международных организаций, занимающихся популяризацией и пропагандой шахмат, проведение всемирных шахматных олимпиад и многочисленных международных соревнований. Шахматы становятся все более серьезным занятием огромного количества людей и помогают становлению человека в любой среде деятельности, способствуя гармоничному развитию личности.  

         Шахматы это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное эффективное средство их умственного развития,  формирования внутреннего плана действий - способности действовать в уме.

          Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление, способствует зарождению  логического мышления, воспитывает усидчивость, вдумчивость, целеустремленность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Экспериментально же было подтверждено, что дети, вовлеченные в волшебный мир шахмат, а так же положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. В дошкольном возрасте происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности старших дошкольников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.

         А.Алехин писал: «Шахматы не только знание и логика, но и глубокая фантазия. Посредством шахмат я воспитал свой характер. Шахматы не просто модель жизни, но и модель творчества. Шахматы, прежде всего, учат быть объективными. В шахматах можно сделаться большим мастером, лишь осознав свои ошибки и недостатки. Совершенно также как и в жизни» (1924г.)*.

Древние мудрецы сформулировали суть шахмат так: «Разумом одерживать победу».

Шахматные игры развивают такой комплекс наиважнейших качеств, что с давних пор приобрели особую социальную значимость - это один из самых лучших и увлекательных видов досуга, когда-либо придуманных человечеством.

Поэтому актуальность данной программы состоит в том, что она направлена на организацию содержательного досуга детей, удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной деятельности и обусловлена многими причинами: рост нервно-эмоциональных перегрузок, увеличение педагогически запущенных детей.

В центре современной концепции общего образования лежит идея развития личности ребёнка, формирование его творческих способностей, воспитание важных личностных качеств. Всему этому и многому другому способствует процесс обучения игре в шахматы.

Шахматы -  это вдохновение и разочарование, своеобразный выход из одиночества, активный досуг, утоление жажды общения и самовыражения. Как говорил Хосе Рауль Капабланка: «Шахматы - нечто большее, чем просто игра. Это интеллектуальное время препровождение, в котором есть определённые художественные свойства и много элементов научного. Для умственной работы шахматы значат то же, что спорт для физического совершенствования: приятный путь упражнения и развития отдельных свойств человеческой натуры...»*.   

         Однако установка сделать из ребенка гроссмейстера, не является приоритетной в данной программе. И если ребенок не достигает выдающихся спортивных результатов в шахматах, то это не рассматривается как жизненная неудача.

Цель программы - создание условий для личностного и интеллектуального развития дошкольника, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.

Достигаются указанные цели через решение следующих задач:

Обучающие:

    • познакомить с историей шахмат,

    • дать детям теоретические знания по  шахматной  игре и рассказать о правилах проведения соревнований и правилах турнирного поведения.

Воспитывающие:

    • привить любовь и интерес к шахматам и учению в целом,

    • научить анализировать свои и чужие ошибки, учиться на них, выбирать из множества решений единственно правильное, планировать свою деятельность, работать самостоятельно

    • научить уважать соперника

Развивающие:

    • развить логическое мышление, память, внимание, усидчивость и другие положительные качества личности

    • ввести в мир логической красоты и образного мышления, расширить представления об окружающем мире.


Участниками программы являются дошкольники подготовительной группы. Данная программа рассчитана на 1 года обучения. Программа предусматривает 33 часа занятий в течение года – по 1 часу в неделю: итого 2 занятия в неделю по 30 мин.


Обучение осуществляется на основе общих методических принципов:

·      Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.

·     Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное        созерцание со стороны;

·     Принцип  доступности, последовательности и системности  изложения программного материала.

Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов:

·    принцип психологической комфортности - создание  образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса

·     принцип минимакса - обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом;

·    принцип целостного представления о мире - при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;

·    принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;

·    принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.

Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и  личностного развития. Это позволяет рассчитывать на  проявление у детей устойчивого  интереса к занятиям шахматами, появление умений выстраивать внутренний план действий, развивать пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость в достижении цели,  учит принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них.


Основные методы обучения:

Формирование шахматного мышления у ребенка проходит через ряд этапов от репродуктивного повторения алгоритмов и схем в типовых положениях, до творческого применения знаний на практике, подразумеваю­щих, зачастую, отказ от общепринятых стереотипов.

На начальном этапе преобладают игровой, наглядный и репродуктивный методы. Они применяется:

1. При знакомстве с шахматными фигурами.

2. При изучении шахматной доски.

3. При обучении правилам игры;

4. При реализации материального перевеса.

Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных этапах шахматной партии, где основным методом становится продуктивный. Для того чтобы реализовать на доске свой замысел, учащийся овладевает тактическим арсеналом шахмат, вследствие чего формируется следующий алгоритм  мышления:  анализ позиции - мотив - идея - расчёт - ход. Продуктивный метод играет большую роль и в дальнейшем при изучении де­бютов и основ позиционной игры, особенно при изучении типовых позиций миттель­шпиля и эндшпиля.

При изучении дебютной теории основным методом является частично-поисковый. Наиболее эффективно изучение дебютной теории осуществляется в том случае, когда большую часть работы ребенок проделывает самостоятельно.

В программе предусмотрены материалы для самостоятельного изучения обучающимися (домашние задания для каждого года обучения, специаль­но подобранная  шахматная литература, картотека дебютов и др.).

На более поздних этапах в обучении применяется творческий метод, для совершенствования тактического мастерства детей (само­стоятельное составление позиций, предусматривающих определенные тактические удары, мат в определенное количество ходов и т.д.).

Метод проблемного обучения. Разбор партий мастеров разных направлений, творческое их осмысление помогает ребенку выработать свой собственный подход к игре.

Использование этих методов предусматривает, прежде всего, обеспечение самостоятельности детей в поисках решения самых разнообразных задач.

Основные формы и средства обучения:

1.       Практическая игра.

2.        Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.

3.       Дидактические игры и задания, игровые упражнения;

4.       Теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические игрушки.

5.    Участие в турнирах и соревнованиях.


Объем и реализация рабочей программы

Рабочая программа рассчитана на один год обучения для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет, с проведением двух занятий в неделю во второй половине дня.

В центре внимания находиться личность ребенка. Дети через игру в шахматы имеют возможность осуществить свои интересы, планы, замыслы.


Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

                Реализация программы шахматного кружка «Юный шахматист» требует наличия кабинета или уголка «Шахматы».

        Оборудование:

  • дидактические игры для обучения игре в шахматы;

  • наглядные пособия (альбомы, портреты выдающихся шахматистов, тренировочные диаграммы, иллюстрации, фотографии);

  • демонстрационные настенные магнитные доски с комплектами шахматных фигур;

  • настольные шахматы разных видов;

  • шахматные столы;

  • шахматные часы;

  • обучающие видеоуроки по шахматам;

  • симуляторы игр;

  • уголок «Шахматы» в старшей и подготовительной группах;

  • родительский уголок «Шахматы».

        Технические средства обучения: автоматизированное рабочее место тренера (ПК, проектор, акустическая система, принтер).


К концу учебного года дети должны знать:

  1. шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;

  2. названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;

  3. правила хода и взятия каждой фигуры.

К концу учебного года дети должны уметь:

  1. ориентироваться на шахматной доске;

  2. играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;

  3. правильно помещать шахматную доску между партнерами;

  4. правильно расставлять фигуры перед игрой;

  5. различать горизонталь, вертикаль, диагональ;

  6. рокировать;

  7. объявлять шах;

  8. ставить мат;

Педагогический контроль.

         Педагогический контроль включает в себя педагогические методики. Комплекс методик направлен на определение уровня  усвоения программного материала, степень сформированности умений осваивать новые виды деятельности, развитие коммуникативных способностей, рост личностного и социального  развития ребёнка.

         Применяемые методы педагогического контроля и наблюдения, позволяют контролировать и корректировать работу программы на всём  её протяжении и реализации. Это дает возможность отслеживать динамику роста знаний, умений и навыков, позволяет строить для каждого ребенка его индивидуальный путь развития. На основе полученной информации педагог вносит соответствующие коррективы в учебный процесс.

         Контроль используется для оценки степени достижения цели и решения поставленных задач. Контроль эффективности осуществляется при выполнении диагностических заданий и упражнений, с помощью тестов, фронтальных и индивидуальных опросов, наблюдений. Контрольные испытания проводятся в торжественной соревновательной обстановке.











Диагностическое обследование с целью выявления знаний ребенка в начале и конце года и планирования работы.

Обследуемые знания и умения

начало года

конец года

1

знание шахматных терминов



2

знание названий шахматных фигур



3

правила хода и взятие каждой фигуры



4

ориентировка на доске и



5

расстановка фигур



6

игра каждой фигурой в отдельности



7

игра каждой фигурой в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;



8

рокировка, шах, мат



9

разбор и разыгрывание с партнером
специально подобранных позиций.



10

разыгрывание шахматной партии





низкий уровень - знаний нет, не справляется с заданием;

средний уровень - неполные знания, справляется частично или с помощью взрослого;

высокий уровень - полные знания, самостоятельно справляется с задачей.









УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Всего часов

Теория

Практика

1

Первое знакомство с Шахматным  королевством. Техника безопасности

1


1

2

Шахматная доска.      

1


1

3

Игра «собери доску»


1

1

4

Шахматные фигура - слон

1


1

5

Шахматные фигура - ладья

1


1

6

Шахматные фигура - конь

1


1

7

«Могучая фигура» Ферзь.

1


1

8


Король - самая важная, главная фигура.

1


1

9


Благородные пешки черно-белой доски.                                                  

1


1

10

«Волшебная» пешка


1

1

11

Делаем шахматы


1

1

12

Кто чего стоит?

1


1

13


Основные правила и понятия шахматной игры

1


1

14

Сравнительная характеристика и относительная ценность фигур.


1

1

15

Шах. Понятие о шахе. Защита от шаха.


2

2

16

Мат - цель игры.


2

2

17

Рокировка.


1

1

18


Шахматная партия. Начало шахматной партии. Правила и законы дебюта.

1

1

2

19

Ничья.


1

1

20

Символы шахматных фигур

1


1

21

Тактика игры


1

1

22

Стратегия игры


2

2

23

Сеансы одновременной игры


3

3

24

Соревнования


3

3

25


Итоговое занятие. Подведение итогов года


1

1

 

                                                      Итого:



33



Календарно-тематическое планирование

Дата

Тема

Содержание

Примеч

1.

2.

1. Первое знакомство с Шахматным  королевством. Техника безопасности

Из истории шахмат. Возникновение и родина шахмат. Начальные сведения. 


1.

2.

2. Шахматная доска.      

Знакомство с основными понятиями:

Горизонтали,

Вертикали

Диагонали

Центр, фланги.


1.

2.

3. Игра «собери доску»

Собрать шахматную доску из белых и черных квадратов.

Закрепление 1 и 2 темы

1.

2.

4. Шахматные фигуры - слон

Ход, взятие.  Белопольные и чернопольные слоны. Где сильнее: на краю, в центре, в углу? Легкая и тяжелая фигура. Ладья против слона.


1.

2.

5. Шахматные фигуры - ладья

Прямолинейная, бесхитростная. Ход, взятие.


1.

2.

6. Шахматные фигуры - конь

«Прыг, скок и вбок». Ход, взятие, сила.    Необычный шаг. Ходит буквой «Г» и так и сяк. Игра конем на усеченной доске. Центр, край, угол.


1.

2.

7. «Могучая фигура» Ферзь.

«Могучая фигура» Ферзь. Дороги Ферзя. Ход, взятие. Где сильнее? Центр, край, угол. 


1.

2.

8. Король - самая важная, главная фигура.

Самая важная, главная фигура. Ход Короля. И Король в поле воин (взятие).


1.

2.

9. Благородные пешки черно-белой доски

Благородные пешки черно-белой доски. «Маленькая да удаленькая. Всю доску прошла - фигуру нашла». Ход пешки, взятие, превращение, сила. «Подножка» (правило взятие на проходе).


1.

2.

10. «Волшебная» пешка

Значимость пешки и ее превращение


1.

2.

11. Делаем шахматы

Приклеивание шахматных фигур на бумажную доску.

Закрепление тем по шахматным фигурам

1.

2.

12. Кто чего стоит?

Ценность фигур


1.

2.

13. Основные правила и понятия шахматной игры

Правила турнирного поведения. Правило «тронул-ходи».


1.

2.

14. Сравнительная характеристика и относительная ценность фигур.

Ценность фигур.

Сравнительная сила фигур.

Достижение материального перевеса.


1.

2.

3.

4.

15. Шах. Понятие о шахе. Защита от шаха.

Что такое шах. Понятие о шахе. Шах ферзем, ладьёй, слоном, конем, пешкой.

Данная тема рассчитана на 2 часа, итого 4 занятия по 30 мин

1.

2.

3.

4.

16. Мат - цель игры.

Техника матования одинокого короля:

Данная тема рассчитана на 2 часа, итого 4 занятия по 30 мин

1.

2.

17. Рокировка.

Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки.


1.

2.

3.

4.


18. Шахматная партия. Начало шахматной партии. Правила и законы дебюта.

Начало шахматной партии.

Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию.

Правила и законы дебюта.

Игра всеми фигурами из начального положения.

Теория – 1 занятие, практические – 2.

1.

2.

19. Ничья.

Варианты ничьей. Пат.  Отличие пата от мата. Примеры на пат.


1.

2.

20. Символы шахматных фигур

Изучение символов. Изображение шахматных фигур в книгах


1.

2.


21. Тактика игры

Понятие о тактике и комбинации. Основные тактические приемы.
Практические занятия: разбор специально подобранных позиций, решение
тематических этюдов.


1.

2.

3.

4.

22. Стратегия игры

Определение стратегии. Целесообразное развитие фигур, выбор плана,
централизация. Практические занятия: разбор и разыгрывание с партнером
специально подобранных позиций.


1.

2.

3.

4.

5.

6.

23. Сеансы одновременной игры.

Проведение руководителем кружка сеансов
одновременной игры с последующим разбором партий с кружковцами.

Тема рассчитана на 3 часа – итого 6 занятий по 30 мин

1.

2.

3.

4.

5.

6.

24. «Игра всеми фигурами».

Шахматные турниры: «Игровая практика», «Турнир с родителями»


Проведение руководителем кружка сеансов
одновременной игры.

Тема рассчитана на 3 часа – итого 6 занятий по 30 мин

1.

25. Итоговое занятие. Подведение итогов года

Подведение итогов года.













СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Весела И. Шахматный букварь [текст] / И. Весела, И. Веселы. — М.: Просвещение, 1983;

  2. Гришин В. Г. Шахматная азбука  [текст] / В. Г. Гришин, Е. И. Ильин. — М.: Детская литература, 1980;

  3. Зак В. Г. Я играю в шахматы [текст] / В. Г. Зак, Я. Н. Длуголенский. — Л.: Детская литература, 1985;

  4. Карпов А. Е. Учитесь шахматам [текст] / А. Е. Карпов. — М.: Эгмонт Россия Лтд, 2004;

  5. Карпов А. Е. Школьный шахматный учебник [текст] / А. Е. Карпов; А. Б. Шингирей. — М.: Русский шахматный дом, 2005;

  6. Костров В. В. Шахматный учебник для детей и родителей [текст] / В. В. Костров Д. А. Давлетов. — СПб.: Литера, 2005;

  7. Мазаник С.В. Шахматы для всей семьи [текст] / С.В. Мазаник. — СПб.: Питер, 2009;

  8. Петрушина Н. М. Шахматный учебник для детей [текст] / Н. М. Петрушина – Ростов н/Д Феникс, 2006;

  9. Сухин И. Г. Волшебный шахматный мешочек [текст] / И. Г. Сухин. — Испания: Издательский центр Маркота. Международная шахматная Академия Г. Каспарова, 1992;

  10. Сухин И. Г. Приключения в Шахматной стране [текст] / И. Г. Сухин. — М.: Педагогика, 1991;

  11. Сухин И. Г. Удивительные приключения в Шахматной стране [текст] / И. Г. Сухин. — Ростов н/Д: Феникс, 2004;

  12. Сухин И. Г. Шахматы для самых маленьких [текст] / И. Г. Сухин. — М.: Астрель; АСТ, 2000;

  13. Сухин И. Г. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны [текст]: учебник для 1 класса четырехлетней и трехлетней начальной школы / И. Г. Сухин – Обнинск  Духовное возрождение, 1998;

  14. Сухин И. Г. Шахматы, первый год, или Учусь и учу [текст]: пособие для учителя / И. Г. Сухин. — Обнинск: Духовное возрождение, 1999;

  15. Хенкин В.Л. Шахматы для начинаючих [текст] / Виктор Хенкин. — М.: Астрель: АСТ, 2008;

  16. Шахматы, — школе [текст] / сост. Б. С. Гершунский, А. Н. Костьев. — М.: Педагогика, 1991.

Интернет-ресурсы

  1. Обучающий курс для начинающих шахматистов и игра в шахматы онлайн: [сайт] URL: http://www.chess-master.net/articles/3.html;

  2. Шахматы: [сайт] URL: http://www.shahmatik.ru/;

  3. Шахматная библиотека: [сайт] URL: http://webchess.ru/ebook/.

13



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Зубова Екатерина Владимировна

Дата: 23.03.2025

Номер свидетельства: 667173


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства