kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа эстетического воспитания и развития художественно-творческих способностей дошкольников «ЧУДЕСА В ЛАДОШКЕ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее  актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления.

Просмотр содержимого документа
«Программа эстетического воспитания и развития художественно-творческих способностей дошкольников «ЧУДЕСА В ЛАДОШКЕ»»

Приложение 1


























ПРОГРАММА

эстетического воспитания и развития

художественно-творческих способностей дошкольников

«ЧУДЕСА В ЛАДОШКЕ»,

(часть ООП ДО, формируемая участниками образовательных отношений)















СОДЕРЖАНИЕ


  1. Целевой раздел

2

    1. Пояснительная записка

2

      1. Цели и задачи реализации программы

3

      1. Принципы реализации программы

3

    1. Ожидаемые результаты освоения программы

4

  1. Содержательный раздел

4

2.1. Вариативные формы, методы и технологии реализации программы

4

2.2. Взаимодействие с семьями воспитанников

6

  1. Организационный раздел

7

    1. Материально – техническое обеспечение программы

7

    1. Проектирование образовательной программы

8

    1. Сетевое взаимодействие

16

    1. Кадровые условия реализации программы

17

Приложение. Диагностика педагогического процесса

17




























  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

    1. Пояснительная записка

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. О роли и значении народного декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые (А.В. Бакушинская, П.П. Блонский, Т.С. Шацкий, Н.П. Сакулина, Ю.В. Максимов, Р.Н. Смирнова и другие). Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей.

Время наше сложное – это время социальных перемен, политических бурь и потрясений. Они буквально ворвались в жизнь каждого из нас. Народные игры, забавы и игрушки заменяются на комерциализированные зрелища, телевизионные экраны наводнила жестокость. По сути своей это чуждо природе детской, натуре растущего человека. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, – задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

Велико значение опыта для духовного развития дошкольников, их эстетического воспитания, знакомство с искусством народных мастеров. Народное искусство поднимает темы большого гражданского содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей. Оно помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира. Педагогу предопределена высокая миссия – нести в мир детства все нравственные ценности, помочь ребёнку открыть этот мир во всем богатстве и многообразии декоративно-прикладного искусства. А значит любое занятие, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа – подчинены единственной цели: всестороннее развивать личность ребёнка, ведь все дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии и творчества.

Знакомство детей с основами декоративно-прикладного искусства осуществляется во всех программах воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, но методических рекомендаций, которые имеются в программах не достаточно или их очень мало.

Необходимость данной программы существует, так нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек. У детей нет возможности соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством: подержать в руках подлинные изделия с городецкой росписью, дымковскую игрушку, предметы гжельской керамики и т.д.. Поэтому возникла необходимость подарить детям радость творчества, познакомить с историей народного творчества, показать примы лепки и работы с кистью, ознакомить с образной стилизацией растительного и геометрического орнамента.

Реализация программы происходит в процессе расширенного, углубленного знакомства детей с изделиями народных художественных промыслов, знакомства с символикой русского декоративного искусства и самостоятельным созданием декоративных изделий.

Новизной и отличительной особенностью программы является использование нетрадиционных методов и способов развития детского творчества: использование самодельных инструментов для рисования. Дети знакомятся с символикой русского декоративного искусства и её значением. Знакомство с орнаментами и орнаментация как самостоятельный вид продуктивной деятельности лежит в основе приобщения дошкольников к декоративно-прикладному искусству.

Программа «ЧУДЕСА В ЛАДОШКЕ» является авторской и разработана воспитателем дошкольного учреждения Дудинской Н.В. Программа рассчитана на два года и предназначена для работы с детьми от 5 до 7 лет.

Программа отражает образовательные потребности воспитанников и их родителей (законных представителей) и направлена на развития творческих способностей через восприятие народного искусства.

Реализация программы происходит в процессе расширенного, углубленного знакомства детей с изделиями народных художественных промыслов, знакомства с символикой русского декоративного искусства и самостоятельным созданием декоративных изделий.

Цели и задачи образовательной деятельности

Цель программы: формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через ознакомление с народным декоративно – прикладным искусством.

Задачи программы:

  1. Приобщать детей к русскому народному декоративно – прокладному искусству в условиях детской практической творческой деятельности.

  2. Знакомить с закономерностями, выразительными средствами народного декоративно-прикладного искусства (колорит, содержание, чередование, симметрия, асимметрия в узоре, приложимость узора к форме, изобразительные приемы и т.д.).

  3. На основе освоения художественного опыта народных мастеров развивать творчество детей в орнаментальной деятельности: специальные художественные способности – «чувство» цвета, ритма, композиции, самостоятельность, творческую инициативу.

  4. Учить использовать нетрадиционные техники рисования, получать удовольствие от своей работы.

  5. Развивать эстетическое (эмоционально-оценочное), образное восприятие.

  6. Развивать художественно-творческие способности, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь.

  7. Воспитывать устойчивый интерес к народному творчеству как эталону красоты.


    1. Ожидаемый результат освоения программы

Старшая группа:

  • узнавать и называть знакомые виды народного декоративно-прикладного искусства;

  • составлять узоры, с включением знакомых элементов народной росписи и создавать декоративные композиции по мотивам народных изделий;

  • умеют сравнивать предметы знакомых видов искусств, находят их сходство и различие;

  • лепят из глины декоративные изделия используя способы: конструктивный, кругового налепа;

  • используют в работе некоторые виды нетрадиционного рисования.

  • самостоятельно и творчески применяют умения и навыки, полученные на занятиях.

Подготовительная группа:

  • различают и называют виды народного декоративно-прикладного искусства;

  • умеют самостоятельно проводить анализ изделия и рисунка;

  • выделяют характерные средства выразительности: элементы узора, колорит, сочетание цветов, композицию цветовых пятен, симметричный и ассиметричный узор композиции и т.п.

  • расписывают изделие в соответствии с народной росписью;

  • лепят из глины изделия, используют разнообразные способы: конструктивный, скульптурный, пластический, комбинированный, кругового налепа, выбирания глины стекой;

  • применяют в работе полученные знания, умения и навыки;

  • используют в процессе создания изделий разнообразные нетрадиционные техники рисования.


  1. Содержательный раздел

    1. Вариативные формы, методы и технологии реализации программы


Формы организации образовательной деятельности

в рамках программы

Формы организации

Особенности

Индивидуальная

Индивидуальная работа ведется систематически в свободное от НОД и вечернее время, направлена на решение конкретных проблем и затруднений детей.


Групповая

Основная форма организации образовательной деятельности – групповая. Группа детей делится на подгруппы (от 8 до 12 человек) в зависимости от уровня обученности детей.


Формы и методы реализации программы

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

Чтение произведений,

Самостоятельная деятельность в центре творчества,

Беседа, диалог,

Рассматривание иллюстраций, картин, предметов народного творчества,

Просмотр видеофильмов, мультимедийных презентаций,

Интегрированная детская деятельность,

Рассматривание иллюстраций, картин, предметов народного творчества,

Дидактические игры,

Экскурсия,

Экспериментирование с материалом,

Дидактические игры,

Нетрадиционное рисование,

Экспериментирование с материалом,

Лепка,

Нетрадиционное рисование,

Художественный труд,

Лепка,

Конструирование,

Художественный труд,

Совместная со сверстниками игра,

Конструирование,

Индивидуальная игра,

Интегрированные занятия,

Выставки работ декоративно – прикладного искусства,

Художественный досуг,

Создание коллекций.

Конкурсы,


Выставки работ декоративно – прикладного искусства,


Создание коллекций, альбомов по декоративно – прикладному искусству.



Технологии организации образования

в рамках реализации программы

Технология проектной деятельности

В течение всего периода дошкольники, совместно с педагогами и родителями реализуют творческие проекты, направленные на развитие и проявление творческих способностей дошкольников. в результате оформляются фото- и изоальбомы, организуются выставки детских и семейных работ декоративно – прикладного искусства, создаются обучающие и презентационные мультимедийные презентации.

Здоровьесберегающие технологии

Изобразительная деятельность является мощным психокоррекционным средством развития дошкольника

Технологии проблемного обучения

Использование проблемных ситуаций на занятиях по изодеятельности положительно влияет на развитие у детей творческого мышления, фантазии, воображения, познавательных умений и способностей.

При помощи проблемной ситуации на занятиях кружка по изодеятельности воспитатель вовлекает ребенка в творческий процесс через осмысление его каждого шага для превращения неизвестного в известное, используя все свои знания и жизненный опыт.

Технология ТРИЗ

В рамках образовательной деятельности применяюся творческие задания с элементами ТРИЗ: задания на «дорисовку», игра «Волшебная клякса», элементы АРТ – терапии, что способствует интеллектуальному развитию, развитию мелкой моторики пальцев рук, точности движения, индивидуальности.

Информационно – коммуникационные технологии

В целях развития активности, мотивации и интереса дошкольников к изобразительной деятельности педагоги применяют информационно – коммуникационные технологии: создают мультимедийные презентации для ознакомления дошкольников с предметами декоративно – прикладного искусства, организуют виртуальные экскурсии в музеи, рассматривание электронных каталогов, энциклопедий.

Игровая технология

В основе образовательной деятельности в рамках программы лежит игра, образы которой ребенок передает в рисовании, что способствует развитию творческого воображения. От связи с играми изобразительная деятельность становится более интересной, привлекательной для ребенка, вызывает яркий эмоциональный отклик.

Технология интегрированного обучения

В процессе реализации программы осуществляется интеграция всех пяти образовательных областей на равноправной основе. Интегрированные занятия дают детям возможность размышлять, созидать, фантазировать, сочинять, изобретать, познавать, развивать коммуникативные умения.

Личностно – ориентированные технологии

Программа позволяет раскрыться индивидуальности каждого ребенка в процессе продуктивной деятельности, предусматривает организацию образовательного процесса с учетом особенностей индивидуального развития воспитанников.


    1. Взаимодействие с семьями воспитанников

В рамках реализации программы большое значение придается взаимодействию с родителями (законными представителями).


План работы с родителями

Мероприятия

Сроки

Ответственный

1.

Анкетирование

Цель: выявление проблем родителей в вопросах развития творческих способностей старших дошкольников в процессе ознакомления с народным декоративно – прикладным искусством

сентябрь

Воспитатели

2.

Оформление информационного стенда для родителей «Чудеса в ладошке»

в целях размещения информации в рамках реализации программы

сентябрь

Воспитатели

3.

Организация работы

семинар – практикумов

Весь период

Воспитатели

4.

Консультации на сайте ДОУ

Весь период

Администратор сайта, воспитатели

4.1.

Народное декоративно – прикладное искусство – одно из средств эстетического воспитания дошкольников

4.2

Рисование нетрадиционными способами

4.3

Приобщение к истокам русской народной культуры

4.4.

Учитесь творить вместе и веселее

5.

Работа закрытой группы ВКонтакте

информирование родителей о ходе реализации программы

Весь период

Администратор закрытой группы

6.

Выставка методической литературы по продуктивной деятельности нетрадиционными способами и декоративно – прикладному искусству

Весь период

Воспитатели

7.

Выставка детских работ

«Я – талант»

Весь период

Воспитатели

8.

Создание семейной медиатеки


Воспитатели

9.

Презентация семейного опыта

по развитию творческих способностей старших дошкольников в процессе ознакомления с народным декоративно – прикладным искусством

Март

Воспитатели

10.

Организация Дня Дублера

проведение родителями занятия по изодеятельности нетрадиционными способами (народное творчество)

По плану

Воспитатели

11.

Участие родителей в итоговых мероприятиях дошкольников, конкурсах, выставках

Весь период

Воспитатели, музыкальный руководитель

12.

Участие родителей в проектной деятельности дошкольников

Весь период

Воспитатели


  1. Организационный раздел

    1. Материально – техническое обеспечение реализации программы

Для реализации программы в дошкольном учреждении создана соответствующая развивающей предметно – пространственная среда.

Для успешной реализации цели и задач программы используются экспонаты мини – музея Русская изба дошкольного учреждения.

В группах имеются центы творчества, где размещены:

Средства нетрадиционного рисования

Тампоны, штампы, нитки, трубочки, свеча, мыльные пузыри, песок, глина, губка, расческа, зубная щетка, ватные палочка, поролон, пульверизатор, пробки, бумага, фотобумага, гуаш, бумага формата А4 для изодеятельности и т.д.

Наглядные пособия

Плакаты, иллюстрации, фото- и изоальбомы, тематические папки, предметы народного декоративно – прикладного искусства и т.д.

Технические средства обучения

Компьютер, мультимедийный проектор, флешкарты, диски, телевизор.

Выставочный центр «Я – талант» для выставки детских работ.


    1. Проектирование образовательного процесса

В специально организованной предметно – пространственной среде организуется совместная деятельность педагога и дошкольников с периодичностью один раз в неделю, продолжительностью 25 минут для старшей группы и 30 минут для подготовительной.


Расписание образовательной деятельности

«Чудеса в ладошке»

Возрастные группы

Старшая группа

Подготовительная группа


День недели

Понедельник



Вторник

1600 – 1625


Среда



Четверг


1600 – 1630

Пятница




Структура образовательной деятельности

по программе«Чудеса в ладошке»


образовательная деятельность

Рассматривание иллюстраций, предметов народного промысла, просмотр мультимедийных презентаций, чтение художественной литературы,

Беседа, диалог,

Проблемная ситуация,

Демонстрация,

Физминутка,

Практическая работа,

Итог (выставка работ, рефлексия)


Этапы образовательной деятельности

Этап

Задачи

Подготовительный

- Знакомить детей с образцами народных художественных промыслов.

- Развивать умение видеть, понимать, оценивать красоту произведений ручного художественного ремесла.

- Воспринимать содержание узора, особенности его изобразительно-выразительных средств, функциональную связь украшаемого предмета с традициями народного искусства.

- Формировать чувство ритма, симметрии, гармонии.

Практический

- Самостоятельно переносить свои впечатления и представления о народной пластике в разные виды художественной деятельности: лепке и рисовании.

- Использовать различные способы лепки: конструктивный, скульптурный, пластический, комбинированный, кругового налепа, выбирания глины стекой.

- Самостоятельно строить композицию узоров с учетом их формы, заполнять узором большую часть.

- Самостоятельно составлять композиции используя цветосочетания на основе знаний о характерных особенностях росписей.

- Использовать новые инструменты (в том числе самостоятельно созданные), разнообразные материалы изображения, традиционную и нетрадиционную технику выполнения работы.


Перспективный план образовательной деятельности

по декоративно-прикладному искусству с использованием нетрадиционной техники рисования

Старшая группа

Тема

Программное содержание

Октябрь

1.

Путешествие по народным промыслам.

Экскурсия в Русскую избу ДОУ

Расширять представления детей о многообразии изделий народного декоративно-прикладного искусства. Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа. Показать взаимосвязь устного, изобразительного и музыкального народного искусства.

2.

Знакомство с нетрадиционными техниками изображения

Развивать у детей интерес к творческой деятельности. Помочь детям почувствовать свойства изобразительных материалов, способы использования и их выразительные возможности при создании рисунка. Развивать чувство композиции, цветовосприятие, творческое мышление. Формировать практические навыки работы с различными инструментами.

3.

Дымковская игрушка. Рассказ об истории промысла.

Экскурсия в мини-музей детского сада.

(рисование тычком, ватными палочками, пальчиками)

Продолжать знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством. Расширять представления о народной игрушке. Формировать эстетическое отношение к предметам. Воспитывать уважительное отношение к народным мастерам. Вызвать желание самим попробовать нарисовать элементы росписи, использовать в работе нетрадиционную технику рисования.

4.

Рисование + конструирование.

«Барышни-франтихи».

(рисование тычком, ватными палочками)

Учить расписывать дымковские изделия, сочетая гладкоокрашенные части с узором; учить шахматному расположению элементов в узоре, сочетанию в узоре крупных элементов с мелкими; формировать умение делать полуобъёмную игрушку из двух частей (двойная верхняя часть куклы наклеивается на юбку-конус).

Ноябрь

1.

Рисование + конструировании.

«Изготовим дымковских артистов для настольного театра»

(коллективная работа).

(рисование тычком, ватными палочками, пальчиками)

Вызвать у детей желание сделать персонажи для настольного театра; учить работать с шаблонами, обводить их простым карандашом, вырезать по контуру; учить самостоятельно, определять, как расписывать новых персонажей. Закреплять умение пользоваться в работе «тычки».

2.

Филимоновские свистульки.

Рассказ об истории промысла.

Экскурсия в мини-музей детского сада.

(рисование ватными палочками, перышком)

Познакомить детей с творчеством филимоновских мастеров. Расширять представления о народной игрушки. Формировать эстетическое отношение к действительности средствами народного декоративно -прикладного искусства. Познакомить с элементами росписи. Использовать нетрадиционную технику рисования. Воспитывать уважительное отношение к народным мастерам.

3.

Лепка

«Филимоновские олени и коровки»

Воспитывать интерес к творчеству народных мастеров; учить лепить фигурку из целого куска глины, передавая особенности формы, пропорций и деталей. Закреплять умения заглаживать фигурку. Воспитывать аккуратность в работе.

4.

Рисование «Филимоновский табунок»

(рисование ватными палочками, перышком)

Закреплять представление о последовательной росписи филимоновской игрушки. Обратить внимание на особенности расположения узора. Учить составлять узор из знакомых элементов на побеленных игрушках.

Декабрь

1.

Каргопольские легенды.

Рассказ об истории промысла.

Экскурсия в мини-музей детского сада

(рисование тычком, ватными палочками, пальчиками)

Познакомить с каргопольской игрушкой. Закреплять знания детей о традициях русского народа, проживающего на севере России. Дать представления об особенностях каргопольской росписи. Учить рисовать элементы росписи.

2.

Лепка

«Волшебная Птица-Сирин»


Развивать у детей замысел. Учить детей лепить пластическим способом из целого куска. Воспитывать аккуратность и самостоятельность в работе. Закреплять умение плотно скреплять части. Передавать пластику перехода одной части к другой (от шеи к туловищу).


3.

Рисование

«Сказочная птица»

(рисование тычком, ватными палочками, пальчиками)

Развивать у детей замысел, самостоятельно выбирать элементы росписи и цветовую гамму. Совершенствовать умение составлять узор из штрихов, овалов, точек, каемочки, перекрещивающимися линиями и т.д. и украшать им вылепленное изделие. Воспитывать интерес к народному творчеству.

4.

Золотая Хохлома.

Рассказ об истории промысла.

Экскурсия в мини-музей детского сада

(рисование тычком, ватными палочками)

Расширять знания детей о народном промысле. Уточнять представления о хохломском промысле. Учить детей находить характерные особенности хохломских изделий. Учить отражать элементы окружающей действительности в стилизованной народной росписи. Формировать отношение к произведениям народного искусства.

Январь

1.

Рисование

«Шарфики для козлят»

(рисование тычком, ватными палочками)

Продолжать знакомить детей с народным искусством. Учить рассматривать хохломские изделия и выделять в росписи отдельные элементы: «реснички», «травинки», «капельки», «ягодки». Учить отражать элементы окружающей действительности в стилизованной народной росписи. Формировать умение работать концом кисти, пользоваться печаткой «тычком».

2.

Рисование

«Украсим теремок для зверей»

(коллективная работа)

(рисование тычком, ватными палочками)

Учить составлять узор на полосе бумаги из элементов хохломской росписи, чередуя их (ромашки, простой трилистик, ягоды смородины); закрепить знание цветов, используемых в хохломской композиции, и умение сочетать их; развивать интерес к хохломскому искусству; вызвать сочувствие к героям сказки; закрепить технические умения: набирать краску на кисть, пользоваться «тычком».

3.

Веселый Городец.

Рассказ об истории промысла.

Экскурсия в мини-музей детского сада

(рисование тычком, пальчиками)

Продолжать знакомство детей с русскими народными промыслами, рассказать им о Городецком промысле. Учить узнавать Городецкую технику росписи дерева, ее характерные признаки. Воспитывать уважение к труду народных мастеров, интерес к изучению русской истории. Воспитывать патриотизм, гордость за свою Родину. Учить прорисовывать элементы городецкой росписи используя технику рисования пальчиками.

4.

Рисование

«Сарафан для Матрешки»

(рисование пальчиками, оттиск поролоном)

Продолжать знакомство с Городецкой росписью, ее колоритом, основными элементами узора. Учить рисовать городецкие цветы – купавки и ромашки голубого и розового цвета. Закреплять навыки смешивания красок на палитре для получения нужного цвета. Учить использовать нетрадиционную технику рисования – рисование пальчиками, оттиск поролоном.

Февраль

1.

Декоративное рисование «Городецкие узоры - сколько радости для глаз» (Городецкий узор на кухонной доске)

(рисование пальчиками, оттиск поролоном)

Расширять представление детей о том, что одинаковые изделия можно украшать по-разному; самостоятельно придумывать узор и его расположение на доске; закрепить умение рисовать прямые и закругленные цветочные гирлянды из самостоятельно подобранных элементов с соблюдением характерных цветосочетаний Городецкой росписи. Познакомить детей с украшением листьев чёрными тоненькими закруглёнными штрихами, белыми точками.

2.

Сине-белое чудо Гжели.

Рассказ о промысле. Экскурсия в мини-музей детского сада

Познакомить детей с историей гжельского промысла. Учить выделять характерные особенности гжельского промысла. Формировать умение выполнять растительные элементы росписи.

3.

Лепка «Гжельские фигурки»

Воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров. Закрепить умение лепить из глины, используя конструктивный способ.

4.

Рисование «Роспись фигурок»

(рисование тычком, ватными палочками)

Закрепить знания детей о гжельском промысле; росписью. Учить подбирать цвета красок. Закреплять умение задумывать и составлять композицию из знакомых элементов гжельской росписи; умение рисовать ворсом всей кистью и концом, правильно набирать краску на кисть. Развивать творческие способности детей, самостоятельность.

Март

1.

Русская матрешка.

Экскурсия в мини-музей детского сада

Познакомить детей самой популярной народной деревянной игрушкой - русской матрёшкой. Вызвать у детей интерес к образу. Воспитывать интерес к народному творчеству.

2.

Лепка

«Все они матрёшеньки,

все они милашеньки...»

Продолжать знакомство с матрешкой. Учить лепить фигурку из целого куска глины. Воспитывать аккуратность в работе и интерес к народному творчеству.

3.

Рисование «Очень любим, мы, матрёшки разноцветные одёжки»

(рисование тычком, ватными палочками, пальчиками)

Закрепить знания детей о матрёшке. Совершенствовать навыки работы детей в составлении узоров. Совершенствовать навыки и приемы работы мягкой кистью. Создавать радостную творческую атмосферу.

4.

Павлово-Посадские платки и шали.

Рассказ о промысле. Экскурсия в мини-музей детского сада

Познакомить детей с новым промыслом – Павлово-Посадских шалях. Рассказать о средствах выразительности декоративного украшения шалей. Формировать умение выполнять растительные элементы росписи.

Апрель

1.

Рисование

«Шаль для красавицы Весны…» (коллективная работа)

(батик холодный, «тычки»)

Развивать у детей воображение, чувство цвета, уметь составлять композицию узора; передавать колорит цветов; уметь согласовывать свои действия с работой товарищей. Познакомить с техникой холодного батика.


2.

Народные промыслы родного края. Экскурсия на выставку в краеведческий музей

Расширять представление детей о народном декоративно-прикладном искусстве. Познакомить с народными промыслами родного края. Воспитывать уважительное отношение к народным мастерам. Учить рисовать орнаменты местного промысла. Развивать художественно-творческие способности детей. Формировать эстетический вкус.

3.

Рисование «Украшение хантыйским орнаментом одежды»

(штампы, «печатки»)

Расширять знания детей о народных промыслах родного края. Развивать умение строить художественный замысел. Совершенствовать изобразительные навыки и умения рисования орнаментов, использовав при работе нетрадиционную технику рисования штампами и печатками. Развивать воображение, творчество, самостоятельность.

4.

Рисование

«Украшаем сумочку хантыйским узором»

(цветной клей)

Закрепить знания, умения, навыки по декоративно-прикладному искусству. Умение выполнять узор на силуэте, используя нетрадиционную технику рисования цветным клеем. Развивать творческие способности детей.


Подготовительная к школе группа

Тема

Программное содержание

Октябрь

1.

Лепка

«Дымковский индюк»

Обобщить и расширить знания детей о дымковской игрушке. Учить отражать в лепке характерные особенности внешнего вида дымковского индюка; развивать умения определять форму и величину исходных форм для лепки разных частей игрушки, использовать при лепке конструктивный способ: тело с шеей и головой лепить из одного куска глины, хвост и крылья из отдельных кусков, мелкие детали - гребень, бородку - лепить налепами; учить для декоративного украшения использовать стеку.

2.

Рисование

«Как у

чудо – индюка

все расписаны бока»

(рисование пальчиками,

«тычком», ватными палочками)

Продолжить знакомство детей с тем, как народные мастера «берут» узоры из окружающей природы и преобразуют их своей фантазией для украшения игрушек; учить расписывать фигурку индюка узором, близким по композиции, элементам и цветосочетанию дымковским птицам.

3.

Лепка «Филимоновские красавицы»

Обобщить знакомство детей о фолимоновских игрушках; формировать умение сделать кукол выразительными за счёт осанки и деталей одежды; использовать в лепке пластический способ из целого куска глины, развивать уважение и интерес к народному творчеству.

4.

Рисование «Филимоновский хоровод»

(рисование перышком)

Закрепить знания детей о цветовой гамме филимоновскои росписи, особенности узора. Закрепить умение узнавать и отличать филимоновские игрушки от других по форме изделия, узору и сочетанию цветов; самостоятельно украшать свою филимоновскую красавицу. Развивать цветовое восприятие, творческую активность.

Ноябрь

1.

Лепка

«Полкан-кентавр»

Обобщить знакомство детей о каргопольских игрушках Закрепить умение лепить каргопольскую игрушку – Полкана - кентавра, используя знакомые способы лепки; передавать его выразительные особенности (форму, пропорции, динамику). Самостоятельно выбирать способ изображения. Развивать интерес и уважение к народному творчеству.

2.

Рисование «Могучий

Полкан-богатырь»

(рисование пальчиками,

«тычком», ватными палочками)

Закрепить знания детей и обобщить их о каргопольской игрушке. Уметь её узнавать и отличать от других по сюжету, форме, узору. Закрепить умение самостоятельно выбирать элементы росписи и самостоятельно расписывать свою игрушку. Развивать цветовое восприятие, творческую активность.

3.

Знакомство с разнообразием русской матрешки. Экскурсия в мини-музей детского сада

Продолжать знакомство детей с русской матрешкой. Показать разнообразие видов данной игрушки.

4.

Рисование

«Очень любим мы, Матрешки, разноцветные одежки»

(рисование пальчиками,

«тычком», ватными палочками)

Продолжать знакомство детей с русской матрешкой. Показать характерные особенности полхов-майданских, загорских и семеновских матрешек. Формировать технические умения и навыки кистевой росписи. Учить использовать в росписи матрешки печатку-тычок. Формировать эстетический вкус.

Декабрь

1.

Рисование

«Русские красавицы всем нам очень нравятся»

(роспись 2-х сторонних матрёшек)

(рисование пальчиками, печать по трафарету, воздушные фломастеры, ватные палочки, «тычки»)

Закрепить знания детей о русской матрёшке, способами её изготовления; умение видеть особенности росписи, элементы узора, колорит изделий; умение составлять композицию растительного орнамента из цветов, бутонов, листьев в свободном пространстве. Украшать матрёшку по своему замыслу, использовать нетрадиционную технику. Воспитывать аккуратность и самостоятельность в работе. Развивать творчество и фантазию.

2.

Знакомство с русским народным костюмом.

Экскурсия на фотовыставку в Русскую избу

Дать представления об истории и особенностях русского национального костюма. Формировать умение украшать одежду характерными деталями русского костюма. Формировать эстетическое отношение к произведениям народного декоративно-прикладного искусства.

3.

Рисование

«Оденем Ваню и Маню в русский костюм»

(рисование цветным клеем)

Продолжать знакомить детей с русской народной культурой. Формировать умение украшать одежду деталями русского костюма. Формировать эстетическое отношение к произведениям народного декоративно-прикладного искусства. Познакомить с новой техникой нетрадиционного рисования – цветным клеем.

4.

Рисование

«День рождения Ушастика» (роспись посуды)

(рисование ватными палочками, цветным клеем, «тычки»)

Продолжать знакомить детей с хохломской росписью, учить подбирать цвета красок к фону чаш и ваз. Закреплять умение задумывать и составлять композицию из более сложных элементов хохломской росписи. Закреплять умение рисовать концом кисти, «тычком», правильно набирать краску на кисть. Развивать творческие способности детей, самостоятельность.

Январь

1.

Рисование

«Золотые травы Хохломы» (коллективное панно)

(рисование ватными палочками, цветным клеем, «тычки»)

На основе знаний о хохломском промысле закреплять умение создавать самостоятельную композицию, передавая растительный характер орнамента, праздничность. Торжественность колорита Золотой Хохломы. Развивать в детях стремление к творчеству.

2.

Рисование

«Украсим кукольную мебель городецким узором» (коллективная работа)

(ватные палочки, «тычки», рисование пальчиками, печать по трафарету, воздушные фломастеры, набрызг)

Закрепить умение детей самостоятельно и творчески применять умения и навыки, полученные на занятиях по знакомству с Городецкой росписью, для украшения Городецким узором новых изделий. Учить рисовать новые элементы росписи – Розан, Городецкого коня и птицу. Согласовывать композицию и величину узора с формой и величиной частей мебели, пользуясь схемами узора; продолжать формирование навыков совместной работы.

3.

Лепка

«Чайный сервиз для кукол» (коллективная работа)

Обобщить и расширить знания детей о гжельском промысле. Развивать творческие способности детей (умение самостоятельно выбирать посуду для лепки); формировать умение переносить усвоенные способы лепки на изготовление новых изделий; дать детям представление о сервизе; учить детей договариваться.

4.

Рисование «Расцветай Гжель васильковая» (роспись чайного сервиза)

(рисование ватными палочками, «тычки»)

Учить рисованию гжельской розы, использованию двойного мазка. Закрепить умение детей передавать своеобразие цветового колорита (сочетание белого и синего), рассматривать глиняные формы после побелки, использовать приёмы кистевой росписи.


Февраль

1.

Искусство Жостова.

Рассказ о промысле. Экскурсия в Русскую избу

Познакомить детей с народным промыслом Жостова. Воспитывать уважение к труду народных умельцев. Формировать эстетическое отношение средствами народного декоративно-прикладного искусства. Учить выполнять элементы жостовской росписи и составлять несложные композиции.

2.

Рисование «Жостовские подносы»

(рисование пальчиками)


Продолжать знакомить детей с народным промыслом Жостова. Дать знания об особенностях жостовской росписи: элементах узора, колорите, композиции. Закрепить умение составлять узор на круге, овале, квадрате, прямоугольнике, заполняя середину и края -кайму. Составлять букеты из крупных и мелких цветов, наносить мазки. Передавая оттенки, самостоятельно составлять узор на выбранной форме (круг, овал и т.д.). Использовать нетрадиционную технику рисования – пальчиками.

3.

Рисование

«Шаль всем на диво - нарядна, красива» (коллективная работа)

(холодный батик)

Закрепить знание детей о средствах выразительности декоративного украшения павловопосодских шалей. Развивать у детей воображение, чувство цвета, уметь составлять композицию узора, передавать колорит цветов, умение согласовывать свои действия с работой товарищей.

4.

Знакомство с богородской резной деревянной игрушкой. Экскурсия на выставку в Русской избе

Познакомить детей с новым промыслом – богородскими резными игрушками. Познакомить с особенностями их изготовления, своеобразием композиции.

Март

1.

Лепка «Богородский медведь»

Закрепить умение передавать замысел, лепить фигурку животных, выделяя их характерные особенности. Развивать чувство ритма в процессе оформления поверхности изделия. Закрепить умение украшать фигурку с помощью стеки. Развивать творчество, фантазию, аккуратность.

2.

Рисование

«Богородские игрушки»

(графика)

Продолжать знакомить детей с богородской резной деревянной игрушкой. Учить рисовать богородскую игрушку графическим способом, стараясь передать движение и строение персонажей. Воспитывать эстетическое отношение к изделиям народных мастеров. Уважение к их труду.

3.

Знакомство с вологодскими кружевами. Экскурсия в Русскую избу

(рисование ватными палочками, «тычок»)

Познакомить с народным промыслом «кружевоплетение». Воспитывать уважение к мастерам. Дать представление о содержании и особенностях узора (симметрии, ритме). Воспитывать интерес к искусству кружевоплетения, вызвать эмоциональный отклик, желание самому творить, учиться составлять узор на полосе.

4.

Знакомство с богородской резной деревянной игрушкой. Экскурсия на выставку в Русскую избу

Познакомить детей с новым промыслом – богородскими резными игрушками. Познакомить с особенностями их изготовления, своеобразием композиции.

Апрель

1.

Рисование «Праздничная скатерть»

(рисование нитками разной фактуры, клейкая бумага)

Закреплять знания о народном промысле «Кружевоплетение»; учить составлять узор на клейкой бумагу разной формы (круг, квадрат, полоса), передавая элементы узора, особенности рисунка. Учить аккуратно, «плести» кружева из знакомых форм (круги, полоски, точки, насноски, плетешок и т.д.) используя для рисования нитки разной структуры и клейкую бумагу. Развивать творчество, фантазию.

2.

Рисование «Украшение хантыйским орнаментом одежды»

(цветной граттаж)

Обобщить знания детей о народных промыслах родного края. Развивать творческие способности детей (использование полученных представлений, изобразительных и технических умений в использовании нетрадиционных техник для самостоятельного украшения одежды); развивать умение строить художественный замысел (до начала рисования намечать содержание, композицию и колорит рисунка).

3.

Лепка

«Родные мотивы»

Побуждать детей к самостоятельному поиску способов лепки животных нашего округа (заяц, лиса, медведь, волк и т.д.), а также чум, ханты и манси в национальной одежде по замыслу; развивать умение лепить человека в движении (идущего на лыжах, управляющего оленьей упряжкой). Воспитывать любовь к родному краю.

4.

Рисование

по замыслу

(все знакомые техники)

Закрепить знания, умения, навыки по декоративно-прикладному искусству. Умение выполнять узор на силуэте, используя различные нетрадиционные техники рисования. Развивать творческие способности детей.


Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий

Октябрь

Праздник народной игрушки «Русский сувенир»

Январь

Выставка семейного творчества «Семейная матрешка»

Апрель

Конкурс семейного творчества «Пасхальный перезвон»

ежемесячно

Выставки народной игрушки, изготовленной детьми


    1. Сетевое взаимодействие в рамках программы

Реализация программы предусматривает сетевое взаимодействие:

Муниципальное казенное учреждение культуры «Барабинский краеведческий музей»

Оказание консультативной и организационной поддержки.

Организация совместных праздников, и мероприятий.

Тематические экскурсии.

Детская библиотека №2 города Барабинска

Организация работы читательского клуба.

Организация тематических праздников, мастер – классов, конкурсов, выставок.


    1. Кадровые условия реализации программы

Работу по реализации программы «Чудеса в ладошке» воспитатель старших и подготовительных к школе групп. К проведению итоговых мероприятий (праздников, развлечений, досугов) привлекаются музыкальные руководители.


    1. Диагностика освоения детьми программы

Педагогическая диагностика в рамках программы осуществляется педагогами два раза в год: начальное обследование и итоговое обследование.

Оценка знаний производится по трехбалльной шкале:

  • 1 балл – навык не сформирован,

  • 2 балла – навык сформирован частично,

  • 3 балла – навык сформирован.

Результаты заносятся в таблицу. Их анализ учитывается воспитателями в дальнейшей работе. При необходимости осуществляется корректировка содержания программы.

Методики педагогической диагностики:

  • изучение продуктов детского творчества;

  • наблюдения за воспитанниками в процессе совместной деятельности;

  • беседы по темам программы.

Диагностика проводится по двум критериям (оценка детских работ):

  • знания по декоративно-прикладному искусству;

  • технические навыки и умения.



14



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Щербакова Анастасия Юрьевна

Дата: 14.09.2020

Номер свидетельства: 557458

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства