kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа дополнительного образования по сенсорному восприятию в раннем возрасте "Разноцветный мир"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель программы: развивать у детей сенсорные способности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа дополнительного образования по сенсорному восприятию в раннем возрасте "Разноцветный мир"»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №31 «Медвежонок»











Программа дополнительного образования по сенсорному восприятию в раннем возрасте «Разноцветный мир




Автор-составитель:


Воспитатели:

Татлыбаева ФФ.

Таривердиева Р.Д.


г. Нижневартовск – 2020 г


Содержание

  1. Целевой раздел


  1. Пояснительная записка

3

    1. Цели и задачи реализации Программы

4

2. Планируемые результаты освоения Программы

5

2.1. Целевые ориентиры как результат возможных достижений освоения воспитанниками программы по курсу «Сенсорное восприятие»

5

2.2. Оценка качества реализации Программы

5

II. Содержательный раздел


1. Содержание работы по освоению программы

7

III. Организационный раздел


1. Учебно-тематическое планирование

9

2. Календарно-тематическое планирование

10

3. Методическое обеспечение реализации Программы

11

4. Список литературы

12









I. Целевой раздел

1. Пояснительная записка

Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека. Когда осуществляется развитие личности.

Одной из главных задач умственного воспитания детей раннего возраста является сенсорное развитие. Осуществляется оно главным образом в процессе предметной деятельности.

Сенсорное развитие – это развитие у   ребенка  процессов восприятия и формирование его  представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее.  С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание. Значение сенсорного развития в раннем возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а так же известные представители отечественной дошкольной педагогики (Е.И. Тихеева, А.П. Усова, Н.П. Саккулина и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Актуальность выбора определена следующими факторами: сенсорное развитие во все времена было и остается важным и необходимым условием для всестороннего развития детей. Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Именно от уровня сенсорного развития детей в значительной степени зависит успешность умственного, физического, эстетического воспитания ребенка. Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. Поэтому на этапе раннего возраста ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль.

        Чтобы сенсорное развитие проходило полноценно, необходимо организовать планомерное, последовательное, целенаправленное воздействие со стороны окружающей среды на органы чувств ребенка.

        Содержанием данной программы является формирование сенсорной культуры ребенка в области восприятия формы, величины, цвета, формирования целостного образа предмета, восприятия пространства и  ориентировка в нем, развитие тактильно-двигательного восприятия, развитие слухового внимания, развитие неречевого и речевого слуха. Программа представляет собой систему дидактических игр и упражнений, направленных на последовательное развитие у детей восприятия основных свойств предметов: цвета, величины, формы.


Программа предназначена для работы с детьми 1,5 – 3 лет, наполненность группы 22 ребёнка, поскольку придется работать индивидуально. Программа включает в себя 37 занятий в год, которые проводятся один раз в неделю по 10 минут.

Форма проведения образовательной деятельности  –  игровая.

 Продолжительность освоения программы – 1 год.

Возрастной диапазон освоения программы – 1,5 -3 года.

Образовательная область – «Познавательное развитие».

Форма организации образовательной деятельности - групповая, индивидуальная.


1.1. Цели и задачи реализации Программы


Цель программы – развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста в процессе игр с дидактическим материалом.

Задачи: 

Развивающие:

  1. Развивать у детей умение активно использовать осязание, зрение, слух, совершенствовать все виды восприятия детей.

  2. Создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.

  3. Развивать у детей умение обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму.

Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес к предметному окружению.

  2. Воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т. д.)

Образовательные:

  1. Упражнять в установлении сходства и различия между предметами с одинаковым названием (разные лопатки, мячи и т. д.).

  2. Способствовать умению детей называть свойства предметов.

  3. Активизировать речь детей.

Отличительные особенности данной программы по дополнительному образованию:

  • использование дидактических игр, изготовленных своими руками.




2.Планируемые результаты освоения детьми Программы

2.1.Целевые ориентиры как результат возможных достижений освоения воспитанниками программы по курсу «Сенсорному восприятию»


К концу года дети должны:

  • быть успешными в предметной деятельности;

  • знать и соотносить с эталоном основные цвета спектра (красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный);

  • различать и знать геометрические формы: квадрат, круг, треугольник, прямоугольник;

  • различать величину предметов (большой, маленький);

  • идентифицировать предметы по трем сенсорным свойствам (цвет, форма, величина);




2.2. Оценка качества реализации Программы


  • стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние и т.д.;

  • развитию мелкой моторики;

  • созданию положительного эмоционального фона;

  • развитию мышления, внимания, восприятия, памяти;

  • повышению мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности дошкольников.

Форма подведения итогов: итоговая образовательная деятельность по сенсорному развитию для родителей и воспитателей.


Форма отчетности: мониторинг по сенсорному развитию детей, который проводится 2 раза: в начале и в конце учебного года (сентябрь, май).


В целях изучения сенсорного развития проводится мониторинг по методике Т. В.  Николаевой и включает в себя следующие параметры определения результативности по сенсорному развитию детей:

  • восприятие цвета (красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный);

  • восприятие формы (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник);

  • разрезные картинки (2-2,5 г. – две части; 2,5-3 г. – три части);

  • детали строительного материала (кубик, кирпичик, призма – крыша,);

  • складывание пирамиды из трех колец одного цвета, уменьшающихся по величине (2-2,5 г.); складывание трех пирамид разного цвета из трех колец, уменьшающихся по величине (2,5-3 г.); 

  • постройка дорожки из трех кирпичиков (2-2,5 г.); постройка дорожки узкой из трех кирпичиков и дорожки широкой из трех пластин (2,5- 3 г.);

  • постройка башни из двух кубиков и трехгранной призмы (2-2,5 г.); постройка дома из четырех кубиков и трехгранной призмы (2,5-3 г.);

  • постройка кроватки из кирпичика, положенного плашмя, и двух по краям (2-2,5 г.); постройка диванчика из трех кубиков и трех кирпичиков, поставленных вертикально (2,5-3 г.). 

  • игровые задания: «Нарисуй круг, яблоко, дождик», «Слепи мячик, яблоко, пряник, грибок».



Материалы и оборудование, необходимые для проведения образовательной деятельности:

  1. Дидактические игры, направленные на формирование у детей сенсорного опыта.

  2. Наглядный материал:

а) демонстрационный:  

  • карточки с изображением предметов основных цветов спектра (красного, синего, желтого, зеленого, белого, черного);

  • карточки с изображением предметов разной величины (большой – маленький);

  • карточки с изображением предметов, имеющих различную форму (круглую, квадратную, треугольную, прямоугольную);

  • геометрические фигуры как эталоны формы (шар, куб, кирпичик, призма);  

  • модельные изображения формы (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник);

  • игрушки (мячи, куклы, мишки, кукольная посуда и т.д.).

б) раздаточный:

  • дидактический материал к играм: плоскостные геометрические формы круга, квадрата, треугольника, прямоугольника разного цвета и различной величины; силуэты «рыбок», «ежиков», «колпаков для гномов» и т.д.

в) ИКТ:

  • компьютерные технологии (ноутбук, интернет);

  • мультимедийный проектор;

  • СD – проигрыватель;

  • CD – диски с аудиозаписями.















II.Содержательный раздел

1.Содержание работы по освоению программы

В раннем возрасте ребенок делает качественный скачок в своем психическом развитии. К началу этого периода у него сформировались такие познавательные процессы, как ощущения, непроизвольное внимание, активная речь, предметное восприятие. В процессе действия с предметами он накопил опыт, словарный запас, он понимает обращенную к нему речь. Благодаря этим достижениям младший дошкольник начинает активно осваивать окружающий его мир, и в процессе этого освоения формируется восприятие.

Восприятие в раннем возрасте носит предметный характер, то есть все свойства предмета, например цвет, форма, вкус, величина и др. – не отделяются у ребенка от предмета. Он видит их слитно с предметом, он считает их нераздельно принадлежащими предмету. При восприятии он видит не все свойства предмета, а только наиболее яркие, а иногда и одно свойство, и по нему отличает предмет от других предметов. Например: трава зеленая, лимон кислый и желтый. Действуя с предметами, ребенок начинает обнаруживать их отдельные, разнообразные свойства. Это развивает его способность отделять свойства от самого предмета, замечать похожие свойства в разных предметах и разные в одном предмете.

Сенсорное развитие в раннем периоде – это совершенствование ощущений, восприятий, наглядных представлений. В этом возрасте у детей снижаются пороги ощущений, повышаются острота зрения и точность цветоразличения, развивается фонематический и звуковысотный слух.

У детей раннего возраста обследование предметов подчиняется преимущественно игровым целям, меняется характер ориентировочно-исследовательской деятельности. От внешних практических манипуляций с предметами дети переходят к ознакомлению с предметами на основе зрения и осязания. Важнейшей особенностью восприятия детей  выступает тот факт, что, соединяя в себе опыт других видов ориентировочной деятельности, зрительное восприятие становится одним из ведущих. Оно позволяет охватить все детали, уловить их взаимосвязи и качества. Формируется акт рассматривания.

В результате сенсорного развития ребёнок усваивает сенсорные эталоны. Наиболее доступными для дошкольника сенсорными эталонами являются геометрические формы (квадрат, треугольник, круг) и цвета спектра.

Психологами доказано, что для каждого возраста существует ведущая деятельность, в процессе которой и происходит развитие личности. Для маленького ребёнка такой ведущей деятельностью является дидактическая игра. В дошкольной педагогике дидактические игры с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. На них почти полностью возлагалась задача формирования сенсорики ребенка.

Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей.

Дидактические игры способствуют умственному, эстетическому и нравственному воспитанию детей дошкольного возраста.

Таким образом, в раннем возрасте, в процессе игр с дидактическим материалом, у детей должны сформироваться сенсорные эталоны – устойчивые, закрепленные в речи представления о цвете, форме и величине предметов.



Индивидуальная работа      

В начале учебного года выявить наиболее способных детей, к их развитию и воспитанию подходить индивидуально в зависимости от склонностей ребенка. Аналогичная работа проводится с детьми, недостаточно хорошо усваивающими программу.

Следует отметить, что работа по восприятию цвета, величины и формы проводится с учетом индивидуальных особенностей малышей. Ребятам, хорошо усваивающим программу, задания в дидактических играх должны усложняться. Малышам, трудно усваивающим материал, предлагать задания в облегченном варианте.


Воспитательная работа

Одним из направлений системы сенсорного воспитания является работа с родителями. При включении данного направления следует исходить из того, что работа, организованная в детском саду, не даст должного эффекта, если не обеспечить сотрудничества с семьей.

 С началом работы кружковой деятельности следует провести анкетирование родителей на тему «Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития дошкольников младшего возраста» с целью изучения их мотивации к сенсорному развитию. Для родителей нужно проводить консультации воспитательного характера, беседы, обеспечить их полезной информацией в родительском уголке, организовывать показы игр с детьми, которые способствуют совершенствованию знаний сенсорных эталонов.














III. Организационный раздел

1. Учебно-тематическое планирование









п/п


Название раздела


Количество ОД

1.

Цвет предметов.

Дидактические игры на различение и соотнесение предметов по цвету.

12

2.

Величина предметов.

Дидактические игры на различение и соотнесение предметов по величине.

8

3.

Форма предметов.

Дидактические игры на различение и соотнесение предметов по форме.

12

4.

Повторение пройденного материала. Ориентировка на два признака одновременно  с отвлечением от третьего признака.

5















Календарно-тематический план на год


Месяц

ОД

Тема

Всего НОД

Задачи

  1. Раздел «Цвет предметов.

Дидактические игры на различение и соотнесение предметов по цвету».


Сентябрь

1

2

3


4

Д/и «Рыбки».

Д/и «Ежики».

Д/и «Огоньки разные: синие, зелёные, жёлтые, красные»

Д/и «Разноцветные круги».

1

1

1

1

Знакомство детей с сенсорной категорией «цвет», знакомство с основными цветами: красным, желтым, синим;  развивать мелкую моторику рук. Закрепление умений различать и называть основные цвета.

Октябрь

5

6

7

8


9

Д/и «Спрячь мышку».

Д/и «Подбери шарики по цвету».

Д/У «Найди жёлтый листочек»

Выкладывание из мозаики «Курочка и цыплята»

Д/И «Чудесный мешочек»

1

1

1

1


1

Знакомство с основными  цветами спектра (красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный); учить детей соотносить предметы по цвету.

Ноябрь

10

11


12

13

«Найдём матрёшкам косыночки»

Выкладывание из мозаики «Гуси с гусятами»

Д/И «Чудесный мешочек»

Д/и «Подбери к своему цвету»

1

1

1

1

Учить различать близкие цветовые тона, соотносить предметы по цвету.

Фиксировать внимание на характерных цветовых свойствах предметов. Учить чередовать объекты по цвету.

Закрепить знания о цветах.

  1. Раздел «Величина предметов.

Дидактические игры на различение и соотнесение предметов по величине».


Декабрь

14

15

16


17

Д/и «Матрешка».

Д/и «Спрячь игрушки в коробки».

Д/и «Построим диванчики для большой и маленькой кукол».

Д/и «Складывание двухместной матрёщки»


1

1

1


1

Знакомство детей с сенсорной категорией «Величина», с понятиями «большой – маленький».

Январь

18

19

20

21




Д/и «Складывание трёхместной матрёшки»

Д/и «Мячи».

Д/и «Куклы и медведи».

Д/и «Раскладывание однородных предметов разной величины на две группы»».


1

1

1

1




Закреплять представления детей о величине, учить соотносить предметы по данному сенсорному свойству. Развитие умения соотносить три разных предмета по величине.

  1. Раздел «Форма предметов.

Дидактические игры на различение и соотнесение предметов по форме».

Февраль

22

23

24

25

Знакомство с кругом

Знакомство с квадратом

Знакомство с треугольником

Знакомство с прямоугольником

1

1

1

1

Знакомство детей с сенсорной категорией «Форма». Познакомить детей с четырьмя плоскими геометрическими формами (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) Обучение приему обследования формы путем обведения пальцем контура фигуры.

Март

26


27

28


29

«Группировка предметов по форме предметов»

Д/и «Разложи фигуры по местам!»

Найди предмет такой же формы (закрепление круг)

Д/и «Чудесный мешочек».

1

1

1

1

Развивать умение детей различать и называть круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Учить подбирать нужные формы разными методами.

Апрель

30


31


32


33

Знакомство с кубиком. «Башня для петушка»

Знакомство с шариком. «Прокати шарики в ворота»

Знакомство с кирпичиком. «Построим дорожку для машин»

Д/И «Чудесный мешочек»

1

1

1

1

Закреплять представления о 3 геометрических формах: шарик, кубик, кирпичик; развивать умение идентифицировать предметы по форме, называть шар, кубик, кирпичик, призма-крыша.


  1. «Повторение пройденного материала. Ориентировка на два признака одновременно  с отвлечением от третьего признака».

Май

34

35

36


Соотнесение предметов по цвету

Соотнесение предметов по величине

Д/и «Магазин» (закрепление величины, формы)



1

1

1

1


Развивать умение ориентироваться на два признака одновременно  с отвлечением от третьего признака. Закрепление цвета, формы, величины предметов.

Итого:

    1. недель



3. Методическое обеспечение реализации программы


Программа предназначена для детей 1,5 – 3 лет и направлена на умственное развитие детей. Занятия проводятся в группе, в первой половине дня.

Программа рассчитана на познавательный материал в объёме 37 часов по 1 занятию в неделю, длительностью 10 минут. Из этого количества – 10 занятий отводится на теоретический курс, 27 занятий – практическая работа дошкольников.

Все занятия имеют гибкую структуру. Структура разработана с учётом возрастных особенностей детей раннего возраста (1,5 – 3 года).

Каждое занятие состоит из нескольких частей.

Вводная часть.

Цель вводной части занятия – настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между детьми.

Основная часть.

Цель основной части занятия - развивать мелкую мускулатуру рук, побуждать детей выполнять действия с предметами.

Завершающая часть.

Целью этой части занятия является создание у каждого ребёнка чувства принадлежности в группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятиях.

Оптимальное количество детей – 22 ребёнка. Возраст - дети 1,5 -3 лет. Занятия проводятся фронтально и индивидуально.

Организация работы по ориентировке в свойствах предметов предполагает:

- подбор дидактического материала (пирамидки, матрёшки, дидактические игры и т.д.);

- организацию рабочих мест (за одним столом могут работать 2-4 человека).

Срок реализации программы: 1 год.















4. Литература


  1. Габова М. А. Сенсорное развитие ребенка как основа формирования математических представлений // Детский сад: теория и практика. – 2013. –№ 12. – С. 16 – 29.

  2. Капитанова Н. Дидактические сюжеты: сенсорное развитие детей раннего возраста в игре // Дошкольное воспитание. – 2013. – № 12. – С. 72 – 76.

  3. Сумнительный К. Е. Домашняя школа Монтессори: сенсорное развитие / К. Е. Сумнительный. – М., 2014. – 64 с.

  4. Фоменко Т. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры // Материалы IV Междунар. науч. конф. «Актуальные задачи педагогики» / Изд–во Молодой ученый. – Чита, 2013. – С. 53 – 55.

  5. Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша. Развитие восприятия цвета, формы и величины у детей от рождения до трех лет.- М.: Мозайка-Синтез; М.: ТЦ Сфера, 2003.-120с.

  6. Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному восприятию с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателей дет. Сада.- М.: Просвещение,1983

  7. Фролова А.Н. Умственное воспитание детей раннего возраста.-К.:Рад. шк., 1989.-160с.

  8. Павлова Л.Н. Развивающие игры-занятия с детьми от рождения до трех лет: Пособие для воспитателей и родителей.- М.: Мозайка-Синтез, М.: ТЦ Сфера, 2003.-224с.

  9. Маханева М.Д, Рацикова С.В. Игровые занятия с детьми от рождения до трех лет: Методическое пособие для педагогов и родителей. -М.: ТЦ Сфера, 2006.-96с.

  10. Демина Е.С, Казюк Н.В Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ: Учебно-методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2005.-192с.

  11. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности: Вторая группа раннего возраста.- М.: Мозайка-Синтез, 2016.- 128с.

  12. Кудрявцева Е.А, Пермякова М.А. Методические рекомендации по использованию дидактических игр и упражнений с детьми 2-3 лет в рамках освоения сенсорной культуры: цвета, формы, размера.

  13. Горбушина С.Б. Игровые дидактические пособия для развития мелкой моторики и познавательных процессов у дошкольников.-СПб.:ООО. Издательство «Детство-Пресс», 2016.-64с.

Павлова Л.Н..Познание окружающего мира с детьми третьего года жизни. Методическое пособие. Т.Ц.Сфера, 2013г

14.Печора К.Л. «Развиваем детей раннего возраста», Методическое пособие, «ТЦ Сфера» 2012г

















14



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Татлыбаева Фанира Фаритовна

Дата: 19.10.2020

Номер свидетельства: 560526

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(196) "Технология В.В. Воскобовича в дошкольном образовании как условие интеллектуального развития дошкольников"
    ["seo_title"] => string(101) "tiekhnologhiiavvvoskobovichavdoshkolnomobrazovaniikakusloviieintielliektualnoghorazvitiiadoshkolnikov"
    ["file_id"] => string(6) "256320"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1448114384"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(196) "Технология В.В. Воскобовича в дошкольном образовании как условие интеллектуального развития дошкольников"
    ["seo_title"] => string(102) "tiekhnologhiiavvvoskobovichavdoshkolnomobrazovaniikakusloviieintielliektualnoghorazvitiiadoshkolnikov1"
    ["file_id"] => string(6) "256321"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1448114391"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства