Программа дополнительного образования по познавательному развитию для детей старшей группы "Веселый карандашик"
Программа дополнительного образования по познавательному развитию для детей старшей группы "Веселый карандашик"
Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа дополнительного образования по познавательному развитию для детей старшей группы "Веселый карандашик"»
План работы кружка
«Весёлый карандашик»
Форма организации деятельности: кружковая совместная деятельность
Участники образовательного процесса:
Воспитанники старшей – подготовительной группы «Рябинка»
Воспитатель Чернова Любовь Владимировна
Родители воспитанников
Актуальность проблемы:
Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.
детей 5-7 лет детей данного возраста слабо развиты мелкие мышцы руки, несовершенна координация движений, не закончено окостенение запястий и фаланг пальцев. Зрительные и двигательные анализаторы, которые непосредственно участвуют в восприятии и воспроизведении букв и их элементов, находятся на разной стадии развития. На самых начальных ступенях обучения письму дети не видят в буквах элементов. Они не могут выделить их из целой буквы, да и конфигурацию буквы воспринимают не полностью, не замечая малых изменений элементов ее структуры.
Поэтому, я составила и разработала систему упражнений, позволяющих каждому ребенку постепенно, без перегрузки, с максимальным учетом его индивидуальных особенностей подготовить руку к обучению письму.
Цель: Сформировать весь комплекс готовности ребенка к письму: сочетание темпа и ритма речи с движением глаз и руки, умение управлять своими руками, умение управлять своими пальцами.
Задачи:
- формировать у детей способность к оценке пространственных различий, от которых зависит полнота и точность восприятия и воспроизведения разных форм;
- закрепить умение ориентироваться в таких необходимых при письме пространственных характеристиках, как правая и левая сторона, верх– низ, ближе – дальше, под–над, около–внутри и т.д;
- создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
- познакомить детей с гигиеническими правилами письма, рабочей строкой;
- пополнить и активизировать словарь детей по разным темам;
- Закрепить умение подбирать однокоренные слова;
- согласовывать слова в предложении в роде, числе и падеже.
Гигиенические правила письма
Посадка при письме.Дети должны сидеть прямо,не касаясь грудьюстола. Ноги всей ступней стоят на полу или на подставке, голова немного наклонена влево.
Положение рук при письме.Руки пишущего должны лежать на столетак, чтобы локоть правой руки немного выступал за край стола, и правая рука свободно двигалась по строке, а левая - лежала на столе и снизу придерживала рабочий лист.
Положение кисти пишущей руки.Кисть правой руки большей частьюладони должна быть обращена к поверхности стола, точками опоры для кисти ногтевая фаланга несколько согнутого мизинца и нижняя часть ладони.
Положение карандаша.Карандаш кладется на средний палец правой
руки, на его верхнюю ногтевую часть, ногтевая фаланга большого пальца
придерживает карандаш, а указательного - легко кладется сверху
(расстояние - 1,5 см от пишущего узла) для управления карандашом при
письме.
Положение тетради.Тетрадь лежит на столе с наклоном влево так,чтобысередина тетради была направлена к середине груди. По мере заполнения страницы левая рука передвигает тетрадь вверх, при этом середина тетради по-прежнему направлена к середине груди ребенка
Технологии опыта.Рисование по клеточкам требует внимания,усидчивости и сосредоточенности. Во время занятия обязательно проводятся пальчиковые игры и упражнения для расслабления глаз и кисти рук.
Занятие в кружке 2 раза в неделю (25-30 минут)
Работа в тетрадях
(рисование узоров, письмо элементов букв, буквосочетаний, слов).
Работа в альбомах
(рисование штриха)
Формы обучения:
- специально организованные занятия;
совместная работа воспитателя с детьми вне занятий;
совместная деятельность родителей с детьми в условиях семьи.
Формы работы:
игровые, показ способа действия, объяснение, совет, указание, контроль.
Для поддержания интереса детей к работе нужно много внимания уделять игровым и занимательным моментам: Пальчиковая гимнастика, работа с мелким природным материалом, игры со счётными палочками, ребристым карандашом и т.д).
Вся эта работа должна сопровождаться забавными стихами, чтобы заинтересовать детей и оживить однообразную работу, которую некоторые из них не любят выполнять.
Выполняя тот или иной рисунок, ребенок не только делает движения рукой, но и включает в работу речевой и слуховой анализаторы, тренирует память, так как стихи постепенно заучиваются, и ребенок уже непроизвольно, зарисовывая что-то в тетради, начинает произносить строчки из них.
Рисование по клеткам учит ребенка ориентироваться на листе бумаги, что важно будет в школе для размещения текста на странице. Кроме того, ребенок приобретает умение соотносить образец и свой рисунок, учится сравнивать, находить и исправлять ошибки.
Графически одаренные дети с удовольствием срисуют разные орнаменты по клеточкам. Это может послужить толчком для их собственного творчества.
Подготовка руки к письму осуществляется в три этапа:
I этап - подготовительный
этап – геометрические фигуры III этап – завершающий
Цель I этапа:
Знакомство с тетрадным листом в крупную клеточку; ориентировка в клеточке (нахождение правого верхнего угла, середины клеточки и т. д.); формирование умения входить в клеточку, обводить её, вести прямые линии сверху - вниз и слева - направо по разлиновке, размещать внутри клеточки круг, соединять углы клеточек по диагонали; вести волнообразные линии, не отрывая карандаша от листа бумаги и не выходя за горизонтальные строчки разлиновки.
Цель II этапа:
Учить зарисовывать внутри клеточек контуры простейших предметов, закреплять графические навыки при зарисовке геометрических фигур (круги, дуги, квадраты, прямоугольники, треугольники, овалы); закреплять эти понятия в речи детей; учить штриховать и раскрашивать рисунки с помощью цветных карандашей.
Цель III этапа:
Дети к III этапу более уверенно держат карандаш, хорошо ориентируются на листе бумаги, им не составит большого труда, используя в качестве опоры клеточки, зарисовать в них какое-нибудь насекомое или животное. Из отдельных рисунков они могут составить большую сюжетную картинку. Рисунки можно закрашивать цветными карандашами или заштриховывать, используя различные виды штриховок.
Перспективное планирование.
Список использованной литературы.
Алексеевская Н.А. Озорной карандаш – М.: Лист, 1998 г.
Безруких М.М., Филлипова Т.А. Ступеньки к школе. Тренируем пальчики. – М.: Дрофа, 2000.
Воробьёва Т.А, О.И.Крупенчук Мяч и речь.-С-П.; Каро, 2003
Гаврилина С.Е., Кутявина Н.Л. Готовим руку к письму. – М.,2001.
Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербина С.В. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль, 2000.
Голубина Т.С.“Чему научит клеточка” 2005 Москва . Мозаика - Синтез
Журнал «Д/В» №2, 4, 8 2000. (Е.Карельская «Весёлые прописи»
Зайцева И.А. Подготовка детей к школе. – Санкт- Петербург, 2010.
Косинова Е; Логопедические занятия с детьми._. Эксмо Жанр: Педагогика, 2000 Нефедова О.В. Уварова “Готовимся к школе”
10. Скворцова Е. 100 логопедических игр. - Санкт- Петербург, Нева .2005
11. Савина Л.II. “Пальчиковая гимнастика для развития дошкольника”
12. Цвынтарный В.В. “Играем пальчиками и развиваем речь”
13. Цукерман Г.А. Школьные трудности благополучных детей. – М.:
Знание,1989.
Приложение 1
Приложение 2
Пальчиковые игры
Ладони на столе (на счет «раз-два» пальцы врозь — вместе.)
Ладошка — кулачок — ребро .
Пальчики здороваются (на счет «раз-два-три-четыре-пять» соединяются пальцы обеих рук, сначала начиная с больших пальцев, потом- с мизинцев.)
4.Коза (вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, затем левой руки)
5.Очки (соединить большие и средние пальцы обеих рук)
Зайцы (вытянуть вверх указательный и средний пальцы, большой, мизинец и безымянный соединить).
Пчела (указательным пальцем правой, а затем и левой руки вращать вокруг, а потом вместе двумя руками, произнося при этом звук «Ж»)
8.Солнечные лучи (пальцы рук соединить в замок, поднять руки вверх, вытянув пальцы вверх)
Бумажные заготовки для пальчиковой игры «Моя семья»
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - мамочка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - я.
Этот пальчик - папочка,
Вот и вся моя семья.
Бумажные заготовки для пальчиковой игры «Мои любимые животные»
Котятки
Все котятки мыли лапки:
Вот так! Вот так!
(изображаем мытье рук) Мыли ушки, мыли брюшки: Вот так! Вот так!
(имитируем движения)
А потом они устали:
Вот так! Вот так! Сладко-сладко засыпали: Вот так! Вот так!
(имитируем все указанные в стихотворении движения)
Театр пальчиков и языка (сопряженная гимнастика)
Однажды пальчики пошли в лес: топ-топ, топ-топ-топ.
Имитировать ходьбу пальчиков в заданном ритме , темпе: указательным и средним, большим и указательным. Язык двигать вверх – вниз.
Подошли к опушке – ровной-ровной, гладкой-гладкой.
Ладони ребрами тесно прижать друг к другу, пальцы выпрямить. Рот открыт, язык свободно положить на нижнюю губу.
На опушке – большое дерево. Вот его ствол.
Локти, ладони соединить, пальцы поднять вверх. Язык высунуть и напряженно тянуть к носу.
Вот крона дерева.
Пальцы чуть согнуть. Язык – «чашечкой».
Крона состоит из веток и листьев.
Пальцы напряженно вытянуть и широко расставит Ладони соединить «чашечкой».
Язык – «чашечкой».
Листья так весело играют с ветерком летом, а осенью опадают.
Пальцы широко расставить и попеременно двигать. Кисти расслабить, руки свободно опустить. Язык двигать вверх – вниз (со скругленными краями), затем расслаблено опустить на нижнюю губу.
Вот корни дерева.
Кисти рук тыльной стороной соединить у запястья, пальцы напряженно тянуть вниз.