kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа дополнительного образования по каплетерапии у детей старшего дошкольного возраста посредством кружковой деятельности «Волшебные капельки».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представленная  программа может использоваться как средство развития концентрации внимания, координации движений, развития мелкой моторики, подготовки руки дошкольника к письму, а также в качестве арт-терапии. Программа включает подгрупповые  занятия с воспитанниками. Это способствует большему раскрепощению ребенка, созданию ситуации успеха, возможности без ущерба для самооценки переделать, исправить сделанное.

Программа описывает курс для детей старшего дошкольного возраста 5- 6 лет.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа дополнительного образования по каплетерапии у детей старшего дошкольного возраста посредством кружковой деятельности «Волшебные капельки».»

Пояснительная записка

Теоретические обоснования, актуальность программы

Важным показателем готовности ребенка к школьному обучению является развитие тонкой моторики. Точные движения кистью и пальцами рук просто необходимы для овладения письмом. Зачастую, первоклассники не способны проводить достаточно четкие и прямые линии при срисовывании геометрических фигур, начертании печатных букв, не умеют точно вырезать по контуру. Все это не только замедляет процесс обучения ребенка, но и негативно сказывается на его самооценке. В период адаптации к новым условиям психика малыша особенно уязвима, а если к этому добавляется ситуация неуспеха при выполнении задания, то травмирующее воздействие усиливается многократно. Немаловажным фактором при обучении письму является развитие кисти руки. Без этого ребенку будет очень сложно овладеть навыком письма. Поэтому при подготовке ребенка к школе важнее не учить его писать, а создавать условия для развития мелких мышц рук. Занятия с использованием такого метода арт-терапии как рисование пипеткой («каплетерапия» )развивают мелкую моторику, концентрацию внимания, координацию движений, подготавливают руку дошкольника к письму.

В последнее время наблюдается увеличение процента первоклассников с дефицитом внимания и гиперактивностью. Ребенок с СДВГ не может сосредоточиться на одном деле, постоянно задает множество разных вопросов, не слушая ответы на них, пропускает мимо ушей замечания старших, часто бывает упрям, вспыльчив, суетлив и навязчив. Школьные учителя характеризуют таких детей как невнимательных, несобранных, неусидчивых. Ребенку с СДВГ сложно налаживать отношения с окружающими, соблюдать правила, предъявляемые школой. Все это также приводит к стойкому снижению успеваемости и формированию заниженной самооценки в школе. Цветные краски привлекают внимание ребенка, повышают эмоциональный настрой, делают занятие ярче. А необходимость действовать точно и аккуратно способствует развитию концентрации внимания и координации движений. Во время занятий «каплетерапией» даже самые непоседливые дети увлечены и сосредоточены на выполняемой работе.
В процессе творчества ребенок гораздо ярче и нагляднее проявляет себя, чем в речи. Арт-терапевтические занятия способствуют более ясному выражению своих переживаний, проблем, внутренних противоречий детьми, которые не могут «выговориться», с одной стороны, а также творческому самовыражению одаренных детей – с другой. Кроме того, занятия «каплетерапией» способствуют развитию творческого воображения воспитанников.
Все это определяет актуальность данной программы .
Определенной сложностью при реализации программы на практике стало отсутствие информации о работе с пипеткой и водой в методической литературе и на образовательных сайтах в сети Интернет. Это обусловило новизну предлагаемого опыта работы.


Мною была разработана программа подготовки к школе средствами «каплетерапии» «Волшебные капельки». Все занятия объединены одной сюжетной линией – в каждом занятии присутствует главный герой Клякса. Это способствует развитию воображения ребенка, делает занятия более интересными и привлекательными для детей. Ребенок вместе с педагогом «рисует» для Кляксы дорожку, дом, сад, грозу, саму семью Кляксы, постепенно осваивая технику изготовления капель и клякс различного размера и формы. В ходе занятий ребенок становится участником эксперимента с цветом, водой, бумагой, губкой. Предлагаемый мною опыт работы способствует решению задач воспитания и обучения в ДОУ, при подготовке детей к школе и при работе с детьми с СДВГ. Он будет интересен педагогам-психологам и воспитателям, работающим с детьми старшей и подготовительной групп, в качестве развивающего и коррекционного средства.
Представленная ниже программа может использоваться как средство развития концентрации внимания, координации движений, развития мелкой моторики, подготовки руки дошкольника к письму, а также в качестве арт-терапии. Программа включает индивидуальные занятия с воспитанниками. Это способствует большему раскрепощению ребенка, созданию ситуации успеха, возможности без ущерба для самооценки переделать, исправить сделанное

Программа описывает курс для детей старшего дошкольного возраста 5- 6 лет. Кружковая работа по данной теме проводится 1 раз в неделю по 25 минут. Всего 31 занятия.

Содержание данной программы построено в соответствии с требованиями ФГОС и отражает основные направления всестороннего развития ребёнка.


Цель программы:

  • Развитие способности к эмоционально- волевой саморегуляции;

  • Развитие творческого воображения, самовыразительности, самооценки;

  • Подготовка руки ребенка к письму

  • Укрепление психологического здоровья детей

  • подготовка ребенка к школе;

  • психологическая поддержка и сопровождение детей старшего дошкольного возраста.


Задачи программы:

  • Снятие психо-эмоционального напряжения;

  • Формирование произвольной регуляции поведения, концентрации внимания;

  • Научить дошкольников рисовать каплями с помощью пипетки;

  • Развивать мелкую моторику, подготовить руку ребенка к письму;

  • Развивать творческие способности детей.

При решении поставленных задач учтены основные принципы дидактики: возрастные особенности, физические возможности и индивидуально- психологические особенности ребёнка 5-6 лет.

Объекты программы:

Дети 5-6 лет.

Формы организации деятельности:

Групповая

Индивидуальная

Принципы комплектования кружка и организации работы:

Учёт интересов и способностей детей.

Добровольное участие.

Учёт психофизических особенностей детей.


Формы и режим занятий:

Программа рассчитана на детей старшего возраста. Занятия проводятся 1 раз в неделю в виде кружковой деятельности, продолжительность 20-25 минут( в зависимости от индивидуальных особенностей детей). Занятия проводятся в доступной игровой форме. В начале занятия используется сюрпризный момент, пальчиковая игра для настроя на предстоящую работу. В середине занятия проводится физкультминутка или музыкальная минутка. Каждое занятие завершается рефлексией( оценкой занятия, беседой). Оценка носит характер: эмоциональный ( понравилось не понравилось почему) и смысловой (что мы делали и чему научились).



Результатом работы по программе «Весёлые капельки» должно стать:

  • Положительная динамика готовности детей к школе.

  • Повышение у детей самооценка, внимательности .

  • Движения должны стать более скоординированные.

  • научиться видеть красоту в каждой цветной капле.



Материалы:

  • баночки (палитра) с цветной водой (разбавленные водой краски);

  • баночка с чистой водой;

  • пипетки (минимум две – педагогу и ребенку);

  • пластиковая доска для лепки;

  • альбомные листы бумаги (акварельные );

  • вырезанная из поролона шапка-невидимка (губка для вытирания капель);

  • зубочистки;

  • салфетки для вытирания рук;

  • шаблоны.








Учебно- тематический план

Тема занятия

Количество

1.

Вводное занятие. Знакомство с рисованием пипеткой.

1

2.

« Знакомство с Кляксой. Разноцветные дорожки для Кляксы.»

1

3.

«Дорожки в осеннем парке»

1

4.

« Путешествие Кляксы в красную сказку »

1

5.

«Путешествие Кляксы в оранжевую сказку»

1

6.

«Нарядный мухоморчик в травке»

1

7.

«Вот какие осенние листочки»

1

8.

«Верхом на радуге»

1

9.

«Первые снежинки»

1

10.

«Домик Кляксы»

1

11.

« Путешествие Кляксы в синюю сказку»

1

12.

«Угощение для Кляксы»

1

13.

«Елочка красавица»

1

14.

«Новогодние игрушки»

1

15.

« Веселый снеговик»

1

16.

«Посуда для Кляксы»

1

17.

«Мебель для Кляксы»

1

18.

«Автомобиль для Кляксы»

1

19.

«По морям, по волнам»

1

20.

«Подарок для кляксы»

1

21.

«Путешествие Кляксы на воздушном шаре»

1

22.

« Любимые питомцы Кляксы»

1

23.

«Путешествие Кляксы в зеленую сказку»

1

24.

« Забавы Кляксы»

1

25.

«Сад Кляксы»

1

26.

«Клякса в космосе»

1

27.

«Клякса в зоопарке»

1

28.

«Клякса и молоко»

1

29.

«Нарисуй что хочешь»

1

30.

«Путешествие Кляксы в мир насекомых»

1

31.

«Прощание с Кляксой . Подарки для Кляксы»

1

Итого:


31





Перспективно - тематическое планирование дополнительного образования по каплетерапии у детей старшего дошкольного возраста посредством кружковой деятельности «Волшебные капельки».

Октябрь

Неделя

Тема

Цели

1-я

  1. Вводное занятие. Знакомство с рисованием пипеткой.

Цель: Познакомить детей с техникой изготовления капельки пипеткой, учить набирать пипеткой воду, изучить форму капельки.


2-я

2. « Знакомство с Кляксой. Разноцветные дорожки для Кляксы.»

Познакомить детей с техникой изготовления Кляксы, рассмотреть кляксу, изучить форму, описать, сравнить с формой капельки.

Повторить основные характеристики капельки и кляксы, техники их изготовления, учить составлять дорожку из аккуратных разноцветных капелек.


3-я

3. «Дорожки в осеннем парке»

Повторить технику изготовления дорожки из капелек, учить составлять длинные и короткие дорожки из цветных капелек.


4-я

4. « Путешествие Кляксы в красную сказку »

Развивать творческое воображение детей (что бывает красного цвета?), учить рисовать капельками красного цвета, учить силуэтному рисованию, «закрашиванию» капельками изображения.


Ноябрь

2-я

5. «Путешествие Кляксы в оранжевую сказку»

Учить детей получать воду оранжевого оттенка путем смешивания желтой и красной краски, развивать творческое воображение.


3-я

6. «Нарядный мухоморчик в травке»

Учить детей изображать мухомор в траве по готовому рисунку , овладевать способом размещения капелек рядом друг с другом, закреплять умение делать аккуратные капельки.


4-я

7. «Вот какие осенние листочки»

Учить детей изображать листья разных деревьев, работать с трафаретом, овладевать способом размещения капелек рядом друг с другом, закреплять умение делать аккуратные капельки.


Декабрь

1-я

8. «Верхом на радуге»

Учить детей изображать радугу, овладевать способом размещения капелек рядом друг с другом, закреплять умение делать аккуратные капельки.


2-я

9. «Первые снежинки»

Учить изображать с помощью цветных капелек снежинки разных конфигураций . Совершенствовать умение делать аккуратные капельки большого и маленького размера.



3-я

10.«Домик Кляксы»

Учить детей рисовать капельками домик для Кляксы (сложность домика зависит от возраста ребенка и степени освоения техникой изготовления капелек), закрепляя способ переноса капли пипеткой.


4-я

11. « Путешествие Кляксы в синюю сказку»

Учить детей рисовать капельками синего цвета изображения предметов, развивать творческое воображение.








Январь

1-2-я каникулы



3-я

12. «Угощение для Кляксы»

Учить детей изображать торт со свечками , овладевать способом размещения капелек рядом друг с другом, закреплять умение делать аккуратные капельки.

4-я

13. «Елочка красавица»

Учить детей получать воду зеленого оттенка путем смешивания синей и желтой краски, рисовать капельками изображения предметов.


5-я

14. «Новогодние игрушки»

Учить детей изображать с помощью капель разного цвета ёлочные игрушки , работать с трафаретом, овладевать способом размещения капелек рядом друг с другом, закреплять умение делать аккуратные капельки. Учить детей смешивать капельки зубочисткой .







Февраль

1-я

15. « Веселый снеговик»

Учить детей изображать снеговика по шаблону и дорисовывать детали предмета самостоятельно, овладевать способом размещения капелек рядом друг с другом, закреплять умение делать аккуратные капельки.

2-я

16. «Посуда для Кляксы»

Учить детей рисовать капельками изображения предметов посуды, украшать предметы своими узорами.


3-я

17. «Мебель для Кляксы»

Учить детей изображать с помощью капель разного цвета мебель, работать с трафаретом, овладевать способом размещения капелек рядом друг с другом, закреплять умение делать аккуратные капельки. Учить детей смешивать капельки зубочисткой .


4-я

18. «Автомобиль для Кляксы»

Учить детей изображать с помощью капель автомобили , работать с трафаретом, овладевать способом размещения капелек рядом друг с другом, закреплять умение делать аккуратные капельки. Учить детей смешивать капельки зубочисткой .


Март

1-я

19. «По морям, по волнам»

Учить детей рисовать капельками изображение кораблика, перемещать Кляксу на кораблик, рисовать волны. Развивать творческое воображение.

2-я

20. «Подарок для кляксы»

Учить детей изображать цветы в букете , овладевать способом размещения капелек рядом друг с другом, закреплять умение делать аккуратные капельки.


3-я

21. «Путешествие Кляксы на воздушном шаре»

Учить детей рисовать капельками изображение воздушного шара, облаков, птиц. Развивать творческое воображение, познавательную активность.


4-я

22. « Любимые питомцы Кляксы»

Учить изображать с помощью цветных капелек домашних питомцев Кляксы. Совершенствовать умение делать аккуратные капельки большого и маленького размера.


5-я

23. «Путешествие Кляксы в зеленую сказку»

Закреплять умение детей получать воду зеленого оттенка путем смешивания синей и желтой краски, рисовать капельками большими и маленькими изображения предметов.



Апрель

1-я

24. « Забавы Кляксы»

Учить детей изображать пирамидку,

« гусеницу» экспериментировать, изучать свойства цветных капель при соединении друг с другом.


2-я

25. «Сад Кляксы»

Учить детей рисовать траву, деревья, различные цветы, составлять узор из капелек, совершенствовать умение переноса капелек.



3-я

26. «Клякса в космосе»

Учить детей рисовать капельками планеты, силуэтное изображение космического корабля Кляксы, развивать творческое воображение.


4-я

27. «Клякса в зоопарке»

Учить изображать с помощью цветных капелек диких животных . Совершенствовать умение делать аккуратные капельки большого и маленького размера.


Май

1-я

28. «Клякса и молоко»

Познакомить детей с рисованием на молоке, учить изображать каплями простейшие узоры, развивать творческое воображение, фантазию.


2-я

29. «Нарисуй что хочешь»

Совершенствовать умения и навыки детей в освоении рисования капельками, развивать творческое воображение.



3-я

30. «Путешествие Кляксы в мир насекомых»

Учить детей рисовать капельками насекомых , развивать творческое воображение.


4-я

31. « Прощание с Кляксой . Подарки для Кляксы»

Совершенствовать умения и навыки детей в освоении рисования капельками, развивать творческое воображение.






16



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Дошкольникам

Автор: Сытобудская Наталья Викторовна

Дата: 24.10.2023

Номер свидетельства: 638725


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства