ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (кружковая работа) ЭКОЛОГО – БИОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 6 – 7 ЛЕТ «СВЕТЛЯЧОК»
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (кружковая работа) ЭКОЛОГО – БИОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 6 – 7 ЛЕТ «СВЕТЛЯЧОК»
Кружок «Светлячок» имеет эколого – биологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В ХХI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества. Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы. Занимаясь в кружке, дети обогащают свой запас знаний новыми знаниями о природных явлениях. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше. При изучении тем, предусмотренных кружком, развивается мышление образное и конкретное; зрительная и слуховая память; речь, внимание, восприятие.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (кружковая работа) ЭКОЛОГО – БИОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 6 – 7 ЛЕТ «СВЕТЛЯЧОК»»
Дошкольное структурное подразделение МБОУ «СОШ № 2 им. С.И.Подгайнова г. Калининска Саратовской области» - Детский сад «Почемучка»
«Утверждаю» Директор МБОУ «СОШ№2 им. С.И.Подгайнова г. Калининска Саратовской области» _______________________Т.А.Парфёнова Приказ № 408 от 31.08.2017г.
ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (кружковая работа)
ЭКОЛОГО – БИОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
ДЛЯ ДЕТЕЙ 6 – 7 ЛЕТ
«СВЕТЛЯЧОК»
Рассмотрено на педагогическом совете Протокол №1 от 30.08.2017г
Срок реализации: 2017 – 2018 учебный год.
Руководитель: Дубова Е.В.
г. Калининск 2017
Пояснительная записка
«Мир, окружающий ребенка – это,
прежде всего, мир природы,
с безграничным богатством явлений,
с неисчерпаемой красотой.
Здесь, в природе, вечный источник
детского разума».
В. Сухомлинский.
Направленнность и актуальность:
Кружок «Светлячок» имеет эколого – биологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В ХХI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества. Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы.
Занимаясь в кружке, дети обогащают свой запас знаний новыми знаниями о природных явлениях. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше. При изучении тем, предусмотренных кружком, развивается мышление образное и конкретное; зрительная и слуховая память; речь, внимание, восприятие.
В основу содержания данной программы легла программа С.Н. Николаевой «Юный эколог», которая предполагает формирование у детей осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают их, и с которыми они знакомятся в дошкольном детстве.
Причинами создания рабочей программы «Светлячок» на 2017-2018 учебный год стали:
- воспитание гармоничной личности
- желание родителей,
- работа с любознательными детьми.
При построении системы работы эколого - биологического кружка я обратила особое внимание на следующие основные направления.
1. Познавательно-развивающее направление ставит целью знакомство детей с
компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на
эти компоненты в игровой занимательной форме.
2. Практическое направление - изучение растительного и животного мира,
работа на огороде, подкормка птиц, посадка цветников и др.).
3. Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной
деятельности, экскурсий, наблюдений, опытов.
Основной целью программы является:
- воспитание гуманной, социально-активной личности, способной понимать и
любить окружающий мир, бережно относиться к природе;
Задачи:
Программа реализует следующие задачи:
1) Обучающая задача заключается в обогащении словарного запаса,
расширении и уточнении знаний ребенка об окружающем мире, обучению
повествовательной речи (пересказывание, составление диалога), развитию у детей элементарных и вполне научных представлений о существующих в природе взаимосвязях, получении первоначальных сведений о природе.
2) Развивающая задача направлена на развитие личности ребенка в целом,
умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения. Совершенствование мышления, творческих способностей, умение думать самостоятельно, логично и последовательно, поддержание их познавательного интереса и стремление к самостоятельным повторам.
3) Воспитательная задача заключается в развитии у ребенка эмоций, умения
сочувствовать, удивляться, переживать, заботиться о живых организмах,
воспринимать их как собратьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира и бережно относиться к ней.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы составляет
6-7 лет (подготовительная группа)
Этапы работы:
Организационный
- Изучение методической литературы
-Подготовка материального обеспечения
Практический
- Работа с родителями
- Работа с детьми
Итоговый.
- Подведение итогов
- Презентация
Методика работы предполагает интегрированный подход в обучении. Это организация разнообразных игр, наблюдений (в помещении, на прогулке, в домашних условиях) при использовании музыки, изобразительной деятельности, художественной литературы, инсценировок, экскурсий, исследовательской и трудовой деятельности.
Формы проведения:
- игра – путешествие;
- занятия в игровой форме;
-экскурсии в природу;
- досуги;
- экспериментальная деятельность;
Методы проведения:
-рассматривание картин;
-труд в природе;
-коллективный труд;
-индивидуальные поручения.
Наглядные:
Наблюдения: кратковременные и длительные;
Определение предмета по определённым признакам;
Восстановление картины целого по отдельным признакам.
Практические:
Игра;
Эксперименты;
Дидактические игры (настольно-печатные, словесные),
Игры-занятия;
Подвижные игры;
Творческие игры.
Словесные:
Рассказывание;
Беседа;
Чтение.
Режим работы: 1 раз в неделю по 30 минут, среда / четверг, 16.00 - 16.30.
Ожидаемые результаты:
К концу учебного года дети должны знать и уметь:
- называть природные объекты и воспроизводить их по требованию взрослого;
- правильно вести себя по отношению к окружающим объектам и нести
ответственность за свои поступки, и понимать их последствия для окружающего мира;
- владеть и самостоятельно реализовывать элементарные навыки
рационального природопользования;
- знать условия существования живого организма и зависимости пребывания
его в разных условиях.
- понимать ценность природных объектов.
Итоговое мероприятие: Праздник посвящения в юные эко – биологи.
Тематический план
месяц
№
Занятие
Кол – во час
теория
практика
Тема: «Неживая природа осенью»
5
Сен.
1
«Я и природа»
1
+
2
«Наш дом -природа»
1
+
3
Осенние явления в неживой природе
1
+
Окт.
4
«Почему бывают разные времена года»
1
+
5
«Знакомим детей с почвой»
1
+
Тема 2. «Растительный мир осенью»
2
6
«Как растения готовятся к зиме»
1
+
7
Цветущие растения
1
+
Нояб.
Тема 3. «Животный мир осенью»
3
8
«Поможем дождевому червю найти дом»
1
+
9
Сравнение диких и домашних животных
1
+
10
Беседа о перелетных птицах
1
+
Тема 4. «Человек и природа»
2
11
«Планета Земля в опасности»
1
+
12
«Через добрые дела можно стать юным экологом»
1
+
Дек.
Тема 5. «Экосистема – лес»
3
13
«Лес – многоэтажный дом» «Цепочка в лесу»
1
+
14
«Кто главный в лесу?»
1
+
15
Плакат на тему «Сохраним елку –красавицу наших лесов»
1
+
Тема 6. «Неживая природа зимой»
3
16
«Круговорот воды в природе» «Это волшебница - вода»
1
+
Янв.
17
«Что мы знаем о воздухе»
1
+
18
«Зимние явления в неживой природе»
1
+
Тема 7. «Растения зимой»
4
19
«Как растения приспособились зимовать»
1
+
20
«Зеленая служба Айболита: посев семян на рассаду
1
+
Февр.
21
Комнатные растения – живой организм
1
+
22
Размножение растений
1
+
Тема 8. «Животный мир зимой»
3
23
«Как животные проводят зиму в лесу?»
1
+
24
«Животные холодных и жарких стран»
1
+
Март.
25
«Беседа о зимующих птицах»
1
+
Тема 9. «Природа и человек»
2
26
«Зимовка диких и домашних животных»
1
+
27
«Красная книга Саратовской области»
1
+
Тема 10. « Природа растения весной»
3
Апр.
28
«Весенние явления в неживой природе»
1
+
29
«Растения весной»
1
+
30
«Берегите первоцветы»
1
+
Тема 11. «Животный мир весной»
2
31
«Особенности жизни зверей весной»
1
+
Май.
32
«Встречаем птиц»
1
+
Тема 12. «Природа и человек»
4
33
«Земля – живая планета»
1
+
34
«Мы в ответе за тех, кого приручили»
1
+
35
«Этот удивительный мир насекомых»
1
+
36
Беседа о Весне.
1
+
Перспективный план кружка «Светлячок»
Тема: «Неживая природа осенью»
Тема
Программные задачи.
Предварительная работа.
Наблюдения. опыты.
Сопутствующие формы работы.
1
«Я и природа»
- Воспитывать у детей любовь к природе, стремление заботиться о растениях и животных;
- Формировать представления о неразрывной связи человека с природой /человек – часть природы/
Дидактическая игра
«Природа –не природа»,
«Угадай, что в мешочке»
Наблюдения на экологической тропе
«Что такое природа».
Сбор мусора на экологической тропе.
2
«Наш дом -природа»
- Воспитывать бережное отношение к окружающей природе;
- Формировать понятия о неживой природе, как факторе жизни всего живого.
Чтение худ. Литературы: Э.Мошковская «Жил на свете человек»,
В.Орлов «Дом под крышей голубой»
Сравнить:
«Дом – жилище человека» и
«Дом – природа»
Игра «Мой дом»
Аппликация из природного материала
«Сокровища природы»
3
Осенние явления в неживой природе
Познакомить с комплексом характерных явлений неживой природы и их сезонными изменениями;
Уточнить зависимость изменений живой природы от изменений в неживой природе;
Сезонные изменения: день укорачивается, становиться холоднее, часто идут дожди, дуют ветры.
Чтение художест-
венной
литературы, заучивание стихов. Дидактическая игра «Когда это бывает».
Наблюдения за состоянием погоды и сезонными изменениями в жизни растений и животных нашего региона.
Игра «Следы осени»
Развлечение
«Путешествие в осеннее царство»
4
«Почему бывают разные времена года»
- Солнце – источник света и тепла.
- Смена времен года.
- Сезонные изменения в природе.
- Роль Солнца в жизни человека.
Рассматривание глобуса. Игра «День и ночь».
Моделирование
«Смена времен года». Опыт «Передача солнечного зайчика»
Просмотр обучающего видеофильма «География для самых маленьких»
5
«Знакомим детей с почвой»
- Уточнить представление детей о почве как о верхнем слое земли: «живая земля»;
-Загрязнение почвы, возможные последствия;
- Необходимость охраны почвы.
Опыты: свойства почвы, как происходит загрязнение почвы.
Сезонные наблюдения за опавшими листьями.
Акция
«Поможем земле подготовиться к зиме»
Тема 2. «Растительный мир осенью»
Тема занятия
Задачи
Предварительная работа
Наблюдения, опыты
Сопутствующие формы работы
6
«Как растения готовятся к зиме»
Прогулка по территории сада
- Учить распознавать и называть по листьям и плодам 5-6 деревьев, 3-4 кустарника, 4-5 садовых цветущих растений.
- Уточнить сезонные изменения в жизни растений: расцвечивание листвы, плоды, листопад, замирание листьев.
Изготовление моделей «Цветок», «Условия жизни»
Наблюдение за цветущими растениями в группе
Аппликация
«Осенний пейзаж»
/из засушенных листьев/
7
Цветущие растения
- Закрепить названия
4-5 цветущих растений
- Познакомить детей с разнообразием видов растений в природе.
- Уточнить части растений и их функции.
Пересаживание растений с клумб, уход за растениями
Наблюдение за ростом и развитием цветущих растений
Сбор семян
Тема 3. «Животный мир осенью»
Тема занятия
Программные задачи
Предварительная работа
Наблюдения,
опыты
Сопутствующие формы работы
8
«Поможем дождевому червю найти дом»
-Закрепить знания: почва как верхний слой земли.
- Уточнить, обитатели почвы /на примере дождевых червей/, их роль в формировании почвы.
Домашнее задание: узнать о пользе дождевых червей,
Игра «Экологические цепочки»
Наблюдение за дождевыми червями после дождя. Создание дома для червей.
Просмотр обучающего видеофильма
9
Сравнение диких и домашних животных
- Расширить и уточнить представления детей о диких и домашних животных, дать представление о верблюде
Чтение рассказов из книги «Лесная мозаика» В.Золотова
Поиск мест зимовки животных, насекомых
Домашнее задание: поискать книжки с иллюстрациями разных животных
10
Беседа о перелетных птицах
- Закреплять и расширять представления о птицах: дать представление о перелетных птицах.
«Домик для скворца». Наблюдение за скворечниками на птичьем дворе.
Тема 12. «Природа и человек»
Тема занятия
Программные задачи
Предварительная работа
Наблюдения, опыты
Сопутствующие формы работы
33
«Земля – живая планета»
- Жизнь на Земле, общие условия для растений, животных и людей.
- Воспитывать чувство гордости за свою планету: она единственная в Солнечной системе «живая» планета, является общим домом для всего живого, этот дом надо беречь.
Чтение художественной литературы о жизни растений и животных в разных экосистемах, необходимых условиях жизни. Дидактическая игра « Где чей дом?»
Наблюдения за живыми объектами, необходимые условия жизни
Выпуск листовок, плакатов «Сбережем планету нашу»
34
«Мы в ответе за тех, кого приручили»
- Обобщить представления о том, что животные, растения – живые существа и нуждаются в определенных условиях жизни, удовлетворяющих их потребности.
- Необходимость создания соответствующих условий близких к природным.
Знакомство детей с жизнью животных в природных условиях.
Выделение правил общения с животными
Цикл наблюдений за животными в домашних условиях.
Уход за животными дома
35
«Этот удивительный мир насекомых»
- Уточнить многообразие насекомых.
- Сезонные изменения в жизни насекомых.
Исследовательская деятельность по теме «Поиск насекомых в природе»
Цикл наблюдений за насекомыми
Консультация «Почему дети обижают насекомых?»
36
Беседа о
Весне.
- Учить видеть сезонные изменения в природе.
- Взаимосвязь живой и неживой природы.
- Весенние работы на огороде, в саду, поле.
Чтение художественной литературы о весне
Цикл наблюдений за сезонными изменениями в природе, за жизнью растений и животных
Труд на детском огороде и участке
Список литературы
1. Т.М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет»,Москва 2001.
2. Л. Г Горькова , А.В.Кочергина, Л.А. Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников»
5. Л.П. Молодова «Экологические праздники для детей», Минск 2001.
6. С.Н. Николаева «Программа экологического воспитания дошкольников», Москва 2002.
7. С.Н.Николаева«Сюжетные игры в экологическом воспитании», Москва 2003.
8. С.Н. Николаева «Комплексные занятия по экологии», Москва 2005.
9. С.Н. Николаева «Юный эколог», Москва 2010.
10. Т.А Шорыгина«Зелёные Сказки»,Москва 2005.
11. Т.А. Шорыгина «Птицы какие они?», Москва 2005.
12. Т.А. Шорыгина «Травы. Какие они?» Москва,2011 г.
13. Т.А. Шорыгина «Какие звери в лесу?» Москва,2011 г
14. Т.А. Шорыгина «Деревья. Какие они?» Москва,2011 г
Список детей
№
Ф.И. ребёнка
Дата рождения
1
Высочкин Серёжа
08.09.11
2
Гусев Максим
28.10.11
3
Забелина Вика
03.05.11
4
Максимова Вера
24.11.11
5
Лозовая Маша
20.11.11
6
Ковылин Вадим
02.09.11
7
Семиглазкин Рома
17.06.11
8
Ткаченко Катя
27.09.11
9
Халова Влада
11.11.11
10
Чернышова Полина
15.05.11
11
Шинкаренко Артём
09.08.11
12
Якушев Дима
13.05.11
13
Шагалов Серёжа
07.08.11
Дошкольное структурное подразделение МБОУ «СОШ № 2 им. С.И.Подгайнова г. Калининска Саратовской области» - Детский сад «Почемучка»
«Утверждаю» Директор МБОУ «СОШ№2 им. С.И.Подгайнова г. Калининска Саратовской области» _______________________Т.А.Парфёнова Приказ № 408 от 31.08.2017г.
ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (кружковая работа)
ЭКОЛОГО – БИОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
ДЛЯ ДЕТЕЙ 6 – 7 ЛЕТ
«СВЕТЛЯЧОК»
Рассмотрено на педагогическом совете Протокол №1 от 30.08.2017г