Программа по дополнительной платной образовательной услуги для детей старшего дошкольного возраста по вокалу «Квинта»
Программа по дополнительной платной образовательной услуги для детей старшего дошкольного возраста по вокалу «Квинта»
программа по дополнительной образовательной платной услуге по вокалу "Квинта", разработанна на основе программы "Камертон" Э.П. Костиной и программы "Ступеньки музыкального развития" Е.А. Дубровской. предназначена для музыкальных руководителей дошкольных учреждений.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа по дополнительной платной образовательной услуги для детей старшего дошкольного возраста по вокалу «Квинта»»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад № 83 «Жемчужина»
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий МАДОУ г. Нижневартовска
ДС №83 «Жемчужина»
_______________Базюк С.В.
Приказ № _________ от ___________г.
Принято на педагогическом совете №4
Программа по дополнительной платной образовательной услуги
для детей старшего дошкольного возрастапо вокалу
«Квинта»
(разработана на основе программы «Камертон» Э.П. Костиной, «Ступеньки музыкального развития» Е.А.Дубровской)
Г. Нижневартовск 2015 год
Структура программы.
1
1.Паспорт программы.
2
Пояснительная записка.
3
2. Содержание.
4
2.1.Особенности слуха и голоса детей 6-7 лет.
5
2.2.Предварительная диагностика.
6
2.3. Цель программы.
7
2.4. Структура занятий.
8
2.5. Периодичность проведения занятий.
9
3. Учебный план.
10
4. Перспективно-тематический план.
11
5. Мониторинг.
12
5.1. Ожидаемые результаты.
13
Заключение.
14
Литература.
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование Программы
Программа дополнительного музыкального образования детей дошкольного возраста «Квинта»
Руководитель
Заведующий МАДОУ г. Нижневартовска ДС №83 С.В.Базюк.
Рецензент
Основание для разработки программы
Закон № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012
Закон ХМАО-Югры «Об образовании в ХМАО-Югре»
Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384)
Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 26.09.2013 №30038)
Приказ «Об утверждении Сан ПиН 2.4.1. 3049-13 от 15.05.13 №26
Программа «Развития образования города Нижневартовска на 2015 -2020 годы»
Заказчик Программы
Родительский комитет МАДОУ г. Нижневартовска ДС №83 «Жемчужина».
Исполнитель Программы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад №83 «Жемчужина» ХМАО
Основные разработчики
Музыкальный руководитель высшей категории МАДОУ г. Нижневартовска ДС №83 «Жемчужина» Кравченко Г.Н.
Территория реализации Программы
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра Тюменской области
Объект Программы
Дети старшего дошкольного возраста, без специальной музыкальной подготовки, на договорной основе.
Направленность Программы
Художественно – эстетическая.
Цель Программы
Создание условий для развития и формирования певческой культуры у детей старшего дошкольного возраста, развивать музыкальность детей в условиях дополнительного образования в ДОУ.
Задачи Программы
Разработка модернизированной системы вокально-исполнительской деятельности для детей старшего дошкольного возраста.
Совершенствовать голосовой аппарат детей, стремиться при этом сохранить индивидуальность природного типа детского голоса (высокий, средний, низкий).
Учить основам певческих навыков и умений.
Прививать детям культуру исполнения. Формировать навыки самостоятельного пения(соло) и пения без сопровождения.
Формировать язык песенного творчества, учитывая индивидуальные способности детей. Способствовать пробуждению творческой активности детей.
Развивать музыкальные способности детей.
Охранять детский певческий голос.
Срок реализации
1 год.
Вид Программы
Модифицированная
Уровень освоения Программы
Углубленный
Способ освоения содержания программы
Репродуктивный, креативный.
Ожидаемый конечный результат
Развивать основные музыкальные способности детей: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма.
Принимать участие в праздниках и развлечениях на базе ДОУ.
Участие детей в конкурсах и фестивалях городского и регионального уровня.
Пояснительная записка.
Программа «Квинта» рассчитана на детей старшего дошкольного возраста и является попыткой обновления содержания музыкального воспитания детей в условиях ДОУ. Программа разработана с учетом требований нормативно-правовой и концептуальной базы системы дошкольного образования ФГОС и в соответствии с возможностями и особенностями детей дошкольного возраста. Предлагаемая нами Программа является одним из направлений дополнительного музыкально-образовательного процесса детей и предлагает один из путей занятия детей дошкольного возраста. При этом будут решаться задачи не только музыкального воспитания, но и здоровье сберегающие. Реализация данной Программы создает полное удовлетворение для родителей с одной стороны, т.к. осуществляется только по их желанию, независимо от уровня подготовленности их детей. Очень удобно для родителей и тот факт нехватки времени водить ребенка в специализированные центры для дополнительного образования своих детей. Родители доверяют детей специалистам в ДОУ, где созданы комфортные условия и материально-техническая база позволяет внедрить новые системы работы. С другой стороны, ребенок, занимающийся дополнительно, получает возможность полностью воплотиться в любимую деятельность и получить эстетическое удовлетворение.
Основой для разработки программы «Квинта» явились программы: «Камертон» Э.П. Костиной, «Ступеньки музыкального развития» Е.А.Дубровской, « Методика обучения пению детей дошкольного возраста» Т.М.Орловой и С.И.Бекиной.
После проведенного анализа литературы было определенно, что в программе «Камертон» Э.П.Костиной реализуется всесторонний целостный подход к музыкальному развитию ребенка в дошкольном возрасте. Целью программы является разностороннее и полноценное музыкальное образование (развитие, воспитание, обучение) детей от рождения до семи лет, соответствующее их возрастным особенностям. Ядром программы являются задачи овладения ребенком всеми видами детской музыкальной деятельности, поскольку доказано, что только в процессе овладения деятельностью у ребенка развиваются его способности, познавательные процессы и личностные новообразования, т.е. осуществляется полноценное развитие личности ребенка.
В программе «Ступеньки музыкального развития» Е.А.Дубровской предполагается обязательное взаимодействие педагогов ОУ и родителей, педагогическое сотворчество в воспитании и развитии детей. Задачи по организации музыкальной деятельности детей есть как у музыкально руководителя, так и у воспитателя, и у родителей.
« Методика обучения пению детей дошкольного возраста» Т.М.Орловой и С.И.Бекиной ставит своей целью помочь педагогам дошкольных учреждений понять содержание работы над песней, научить видеть ближнюю и дальнюю перспективу с учетом последовательности и постепенности усложнения заданий. Основная часть пособий содержит учебный песенный материал.
Периодичность проведения совместной (образовательной) деятельности.
Возраст детей.
Количество занятий в неделю.
В месяц.
В год.
5- 7
2
8
72
Учебный план дополнительных платных образовательных услуг
в МАДОУ г. Нижневартовска ДС № 83 «Жемчужина»
№
п/п
Наименование услуги
Кол-во детей
Продолжительность занятий
Исполнитель
1.
Обучение вокально-хоровому пению для детей 5-7 лет
«Квинта»
7 детей
30 минут
Музыкальный руководитель, высшая категория
2. Содержание.
Программа «Квинта» реализуется на базе МАДОУ г. Нижневартовска ДС №83 «Жемчужина» музыкальным руководителем высшей квалификационной категории Кравченко Г.Н.
Комплектование групп детей для занятий по программе «Квинта» проводится с учетом возраста детей, без учета музыкальных способностей на данный период, и с желания родителей на договорной основе. При поступлении детей в студию родители пишут заявление, далее с родителями заключается двусторонний договор. И заключается трудовой договор с педагогом – специалистом, который имеет музыкальное образование. Состав группы набирается постоянный, в количестве 7 человек. Педагог ведет табель посещаемости, далее бухгалтерия проводит начисления в соответствии с табелем посещения детей.
Данная программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста.
Программа предполагает групповую форму обучения. Однако при коллективном обучении, решая исполнительские, эстетические задачи, нельзя забывать об индивидуальном воспитании, необходимо заботиться о правильном воспитании детского голосового аппарата, т.к. недооценка фактора психологической и технической готовности ребенка к исполнению того или иного произведения ведёт к заболеванию голосового аппарата, к переутомлению нервной системы.
Особенности работы с хором обусловлены, прежде всего, возрастными возможностями детей в восприятии и воспроизведении музыки. Знание этих возможностей – одно из важных условий правильной организации работы в коллективе, оно помогает руководителю выбрать посильный для освоения на занятиях музыкальный материал, вызвать и сохранить интерес и желание малышей заниматься хоровым пением. Для детей старшего дошкольного возраста характерна неразвитость голосовых мышц, короткое дыхание, неширокий диапазон, поэтому оптимальным для такого хора является легкое, светлое, небольшое по силе звучание. Часто дети этого возраста отличаются неустойчивым вниманием, легко возбуждаются, неусидчивы – это предъявляет особые требования к организации занятий. Сохранить интерес детей на протяжении всего занятия и решить задачи их музыкального развития поможет использование и умелое чередование различных форм работы при пении произведений, это: сольфеджирование и показ рукой движения мелодии, транспонирование отдельный мотивов, пение произведений акапелла и в сопровождении фортепиано, использование детских шумовых инструментов для ритмического сопровождения.
Кроме работы над хоровыми произведениями, учитывая особенности развития детей данного возраста, в занятие можно включить и другие виды деятельности: слушание музыки, музыкальную игру и движение под музыку, музыкальную грамоту, певческую импровизацию.
Еще одной формой работы в хоре могут быть дополнительные занятия: с солистами, по группам с неточно поющими детьми и индивидуальные прослушивания учащихся с занесением результатов проверки в специальную карту индивидуального развития. Во время такого прослушивания проверяют внимание, музыкальную память, слух, качество звукообразования (мягкая, твердая или придыхательная атака), качество звучания (звонкость, мягкость, напевность), качество дыхания (характер вдоха и выдоха, продолжительность выдоха), диапазон, тип голоса, эмоциональную отзывчивость на музыку. Такие прослушивания, проводимые один-два раза в год, позволяют контролировать и направлять певческое развитие участников хора и помогают лучше узнать личные качества каждого ребенка.
Вся работа по формированию вокальных навыков у детей проводится в три этапа:
1 этап – подготовительный – обследование детей (выявление общего диапазона, уровень музыкальности и уровень усвоения певческих навыков).
2 этап – основной – работа с детьми по развитию вокальных навыков, совершенствованию музыкальных способностей, работа над исполнительской деятельностью.
3 этап – оценка эффективности проведенной работы с детьми.
2.1. Особенности слуха и голоса детей 6 -7 лет.
На шестом году жизни дети имеют уже некоторый музыкальный опыт. Общее развитие на шестом году жизни, совершенствование процессов высшей нервной деятельности оказывают положительное влияние на формирование голосового аппарата и на развитие слуховой активности. Однако голосовой аппарат по-прежнему отличается xpупкостью, ранимостью. Гортань с голосовыми связками еще недостаточно развиты. Связки короткие. Звук очень слабый. Он усиливается резонаторами. Грудной (низкий) резонатор развит слабее, чем головной (верхний), поэтому голос у детей 6 лет несильный, хотя порой и звонкий. Следует избегать форсирование звука, во время которого у детей развивается низкое, несвойственное им звучание.
Дети могут петь в диапазоне ре-до2 . Низкие звуки звучат более протяжно, поэтому в работе с детьми надо использовать песни с удобной тесситурой, в которых больше высоких звуков. Удобными являются звуки {ми) фа-си. В этом диапазоне звучание естественное, звук до первой октавы звучит тяжело, его надо избегать.
Возрастные особенности детей позволяют включать в работу кружка два взаимосвязанных направления: собственно вокальную работу (постановку певческого голоса) и организацию певческой деятельности в различных видах коллективного исполнительства:
песни хором в унисон
хоровыми группами (дуэт, трио и т.д)
тембровыми подгруппами
при включении в хор солистов
пение под фонограмму.
пение по нотам
Прежде чем приступить к работе с детьми, необходимо выявить особенности звучания певческого звучания каждого ребенка и чистоту интонирования мелодии и в соответствии с природным типом голоса определить ребенка в ту или иную тембровую подгруппу.
Для того, чтобы научить детей правильно петь (слушать, анализировать, слышать, интонировать (соединять возможности слуха и голоса) нужно соблюдение следующих условий:
игровой характер занятий и упражнений,
активная концертная деятельность детей,
доступный и интересный песенный репертуар, который дети будут с удовольствием петь не только на занятиях и концертах, но и дома, на улице, в гостях
атрибуты для занятий (шумовые инструменты, музыкально – дидактические игры, пособия)
звуковоспроизводящая аппаратура (аудиомагнитофон, микрофон, кассеты и СD-диски – чистые и с записями музыкального материала
сценические костюмы, необходимые для создания образа и становления маленького артиста
Необходимо бережное отношение к детскому голосу; проводить работу с детьми, родителями и воспитателями, разъясняя им вредность крикливого разговора и пения, шумной звуковой атмосферы для развития слуха и голоса ребенка. При работе над песнями необходимо соблюдать правильную вокально-певческую постановку корпуса.
Артикуляция. В работе над формированием вокально-хоровых навыков у дошкольников огромное значение имеет в первую очередь работа над чистотой интонирования. В этой работе имеет значение правильная артикуляция гласных звуков. Навыкартикуляции включает:
• выразительное фонетическое выделение и грамотное произношение;
• постепенное округление фонем, умение сберечь стабильное положение гортани при пении разных фонем, что является условием уравнивания гласных;
• умение найти близкую или высокую позицию, которая контролируется ощущением полноценного резонирования звука в области «маски»;
• умение максимально растягивать гласные и очень коротко произносить согласные
в разном ритме и темпе.
Последовательность формирования гласных:
• гласные «о», «е» - с целью выработки округленного красивого звучания;
• гласная «и» - с целью поиска звучания и мобилизации носового аппарата, головного резонатора;
• «а», «е» - при их звукообразовании гортань резко сужается, в активную работу включается язык, который может вызвать непредусмотренное движение гортани. Кроме того, широкое открывание рта на звук «а» снижает активность дыхания и голосовых связок.
К «Слуховым навыкам» можно отнести:
• слуховой самоконтроль;
• слуховое внимание;
• дифференцирование качественной стороны певческого звука, в том числе егоэмоциональной выразительности, различие правильного и неправильного пения;
• представления о певческом правильном звуке и способах его образования.
«Навык эмоционально — выразительного исполнения» отражает музыкально-эстетическое содержание и исполнительский смысл конкретного вокального произведения (попевки, песни». Он достигается:
• выразительностью мимики лица;
• выражением глаз;
• выразительностью движения и жестов;
• тембровой окраской голоса:
• динамическими оттенками и особенностью фразировки;
• наличием пауз, имеющих синтаксическое и логическое (смысловое) значение.
«Певческое дыхание». Ребенок, обучающийся пению, осваивает следующую технику распределения дыхания, которая состоит из трех этапов:
• короткий бесшумный вдох, не поднимая плеч;
• опора дыхания — пауза или активное торможение выдоха. Детям объясняют, что необходимо задерживать дыхание животом, зафиксировать его мышцами;
• спокойное постепенное (без толчков) распределение выдоха при пении.
Формирование певческого дыхания способствует физическому укреплению организма в целом. Это и гимнастика, и физкультура, когда сочетаются дыхательная гимнастика и мышечная нагрузка.
Для выработки «навыка выразительной дикции» полезными будут следующие упражнения артикуляционной гимнастики:
• не очень сильно прикусить кончик языка;
• высунуть язык как можно дальше, слегка его покусывая от основания до кончика;
• покусывать язык поочередно правыми и левыми боковыми зубами, как бы пытаясь жевать;
• сделать круговое движение языком между губами с закрытым ртом, затем в другую сторону;
• упереться языком в верхнюю губу, затем нижнюю, правую щеку, левую щеку, стараясь как бы проткнуть щеки;
• пощелкать языком, меняя форму рта, одновременно меняя звук, стараясь производить щелчки боле высокого и низкого звучания (или в унисон);
• постукивая пальцами сделать массаж лица;
• делать нижней челюстью круговые движения вперед- вправо- назад- влево - вперед;
• сделать вдох носом, втянув щеки между губами (рот закрыт). Выдох — губы трубочкой.
Все упражнения выполняются по 4 раза.
С целью выработки дикции можно использовать скороговорки, которые необходимо петь на одной ноте, опускаясь и поднимаясь по полутонам, по 8-10 раз с твердой атакой звука.
2.2 Предварительная диагностика.
Программа «Квинта» предусматривает проведение предварительного обследования детей и с целью определения типа голоса и певческого диапазона ребенка. Оно необходимо, т.к. помогает педагогу построить свою работу более грамотно. Работу по постановке певческого голоса нужно начинать с укрепления примарного диапазона. И распевки, и песни на начальном этапе обучения должны располагаться в этой области и по диапазону не превышать терции – кварты. Затем – голос развивается вниз, и только потом – вверх.
Начинать диагностику лучше всего с выявления речевых характеристик:
1. Ребенок отвечает на заданные вопросы, а педагог, прислушиваясь к звучанию его естественного речевого голоса,определяет его тип (высокий, средний или низкий) и примарную речевую зону (например, ре1 - фа1, до1 - ми1, си-бемоль - до-диез1).
Эти речевые характеристики чаще всего совпадают с естественными певческими. Певческие характеристики часто бывают искажены (у детей формируется установка: петь надо всегда очень высоко и тоненько), и они попросту начинают пищать.
Зафиксировав в заранее приготовленном протоколе свои впечатления о типе речевого голоса ребенка и области, где он в основном звучит, педагог предлагает ребенку спеть песню, какая ему нравится или какую учили на музыкальных занятиях. Педагог пока не аккомпанирует ребенку, чтобы он спел в удобной для себя, а не в предлагаемой тональности. Услышав, в какой тональности поет ребенок, педагог может поддержать его аккомпанементом. В протоколе фиксируются: тип голоса по тембруи примерная область наиболее свободного и естественного звучания (как их слышит педагог во время пения песни).
По результатам проведенной диагностики каждая группа детей делится на три подгруппы: дети с высокими, средними и низкими голосами. На занятиях детей нужно рассадить по этим подгруппам: слева - группа детей с высокими голосами, в центре - со средними голосами, справа - с низкими. Детей со средними голосами, как правило, больше всего.
По подгруппам поются и распевки, и песни. В том случае, когда педагог хочет дать детям какую-то песню дополнительно, ее можно предложить одной или двум подгруппам голосов или транспонировать в удобные для них тональности; можно «разбросать» по подгруппам запев и припев, первую половину запева 1 подгруппа (высокие и средние голоса), вторую половину – 2 подгруппа (низкие голоса).
Карта обследования №2
ФИ ребенка
Примарная речевая зона
Общий диапазон
Примарный диапазон
Тип голоса.
Таким образом, построенная работа с учетом природных данных голосов способствует сохранению здоровья певческого аппарата, развитию голоса и слуха, общему музыкальному развитию детей, в результате чего видна динамика роста развития детей.
Диагностика уровня развития певческих умений.
№ п/п
Показатели (знания, умения, навыки)
Оценка/б
0
1
2
3
1.
Качественное исполнение знакомых песен.
2.
Наличие певческого слуха, вокально-слуховой координации.
вокально-слуховой координации
3.
Умение импровизировать.
4.
Чисто интонировать на кварту вверх и вниз, квинту и сексту.
5.
Навыки выразительной дикции.
0 - не справляется с заданием
1- справляется с помощью педагога
2 - справляется с частичной помощью педагога
3 - справляется самостоятельно
Предлагаем вести табель учета посещаемости детей:
Табель посещаемости.
№
ФИ ребенка
Тип голоса
Ноябрь
Итог
Дни посещений.
1.
Васильчикова Даша
Высокий
+
+
б
б
+
+
+
+
6
2.
Мазалова Катя
Средний
+
+
+
+
+
+
+
+
8
3.
Осадчий Стас
Средний
+
+
-
+
+
+
-
-
5
2.3.Цель программы.
Цель программы – создание условий для развития и формирования певческой культуры у детей старшего дошкольного возраста, развивать музыкальность детей в условиях дополнительного образования в ДОУ.
Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:
Разработка модернизированной системы вокально-исполнительской деятельности для детей дошкольного возраста.
Совершенствовать голосовой аппарат детей, стремиться при этом сохранить индивидуальность природного типа детского голоса (высокий, средний, низкий).
Учить основам певческих навыков и умений.
Прививать детям культуру исполнения. Формировать навыки самостоятельного пения (соло) и пения без сопровождения.
Формировать язык песенного творчества, учитывая индивидуальные способности детей. Способствовать пробуждению творческой активности детей.
Развивать музыкальные способности детей.
Охранять детский певческий голос.
Для реализации поставленных задач мы выбрали наиболее адекватные методы работы с детьми, составили план работы над развитием вокально-исполнительской деятельности. План, составленный нами, включает в себя наиболее важные аспекты работы над певческим голосообразованием, это – упражнения для развития слуха и голоса, упражнения для развития дикции и артикуляции, певческого дыхания, звукообразования, и конечно песенный репертуар, который соответствует возрастным возможностям детей и радует их привлекая своим содержанием и мелодической интонационной напевностью.
Ожидаемы результаты:
Развивать основные музыкальные способности детей: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма.
Принимать участие в праздниках и развлечениях на базе ДОУ.
Участие детей в конкурсах и фестивалях городского и регионального уровня.
2.4 Структура занятия.
Основной формой организации деятельности детей являются кружковые занятия. Занятие включает в себя:
1. Распевание.
Работая над вокально-хоровыми навыками детей необходимо предварительно «распевать» воспитанников а определенных упражнениях. Начинать распевание попевок (вакализа, упражнений) следует в среднем, удобном диапазоне, постепенно транспонируя его вверх и вниз по полутонам. Для этого отводится не менее 10 минут. Время распевания может быть увеличено, но не уменьшено. Задачей предварительных упражнений является подготовка голосового аппарата ребенка к разучиванию и исполнению вокальных произведений. Такая голосовая и эмоциональная разминка перед началом работы - одно из важных средств повышения ее продуктивности и конечного результата.
2. Пауза. Для отдыха голосового аппарата после распевания необходима пауза в 1-2 минуты (физминутка).
3. Основную часть. Работа направлена на развитие исполнительского мастерства, разучивание песенного репертуара, отдельных фраз и мелодий по нотам. Работа над чистотой интонирования, правильной дикцией и артикуляцией, дыхания по фразам, динамическими оттенками.
4. Заключительная часть. Пение с движениями, которые дополняют песенный образ и делают его более эмоциональным и запоминающимся. Работа над выразительным артистичным исполнением.
Методические приемы:
1. Приемы разучивания песен проходит по трем этапам:
знакомство с песней в целом (если текст песни трудный прочитать его как стихотворение, спеть без сопровождения)
работа над вокальными и хоровыми навыками;
проверка знаний у детей усвоения песни.
2. Приемы, касающиеся только одного произведения:
споем песню с полузакрытым ртом;
слоговое пение («ля», «бом» и др.);
хорошо выговаривать согласныев конце слова;
произношение слов шепотом в ритме песни;
выделить, подчеркнуть отдельную фразу, слово;
настроиться перед началом пения (тянуть один первый звук);
задержаться на отдельном звуке и прислушаться как он звучит;
обращать внимание на высоту звука, направление мелодии;
использовать элементы дирижирования;
пение без сопровождения;
зрительная, моторная наглядность.
3. Приемы звуковедения:
выразительный показ (рекомендуется аккапельно);
образные упражнения;
вопросы;
оценка качества исполнение песни
2.5 Периодичность проведения занятий.
Программа рассчитана на один год обучения, занятия проводятся 2 раза в неделю по 30 минут.
Занятие — основная форма организации, в которой решаются задачи формирования основ певческой деятельности детей.
Форма занятия соответствует доминантному занятию по развитию певческих навыков классического типа по общепринятой методике музыкального воспитания в ДОУ. При необходимости, с ребенком проводятся и индивидуальные занятия. Способ организации детей на занятии зависит от поставленной цели и задач каждого занятия.
Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, презентациями, видеоматериалами.
Практические занятия, где дети осваивают музыкальную грамоту, разучивают песни композиторов-классиков, современных композиторов.
Занятие-постановка, репетиция-отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности детей.
Заключительное занятие, завершающее тему – занятие-концерт. Проводится для самих детей, педагогов, гостей.
На занятиях по сольному пениюиспользуются следующие методы обучения:
– наглядно-слуховой;
– наглядно-зрительный;
– репродуктивный;
Одним из ведущих приёмов обучения пению детей является демонстрация педагогом академической манеры пения.
Каждое занятие строится по схеме:
– настройка певческих голосов: комплекс упражнений для работы над певческимдыханием (2–3 мин);
– дыхательная гимнастика;
– речевые упражнения;
– распевание;
– пение вокализов;
– работа над произведением;
– анализ занятия;
– задание на дом.
Концерты и выступления.
Репертуар подбирается с учётом возрастных особенностей участников. Песни с хореографическими движениями, или сюжетными действием должны быть значительно легче в вокальном отношении, чем вся остальная программа, так как при их исполнении внимание ребят, кроме пения, занято танцевальными движениями или актёрской игрой.
Концертная программа режиссируется с учётом восприятия её слушателями, она должна быть динамичной, яркой, разнообразной по жанрам.
Участие в концертах, выступление перед родителями и перед своими сверстниками – всё это повышает исполнительский уровень детей и воспитывает чувство гордости за себя.
Творческий отчёт проводится один раз в конце учебного года.
Занятия должны проходить стремительно и эмоционально. Все занятия на всех этапах должны быть подчинены главной цели: увлечь детей пением, коллективным творчеством, самой музыкой. Для достижения этой цели особенно важна творческая атмосфера. Нужно вызвать интерес к разучиваемой песне. Очень важно воспитать у детей и любовь к самому процессу совместного пения.
В своей работе мы используем основные приемы:
Показ с пояснением - пояснения, сопровождающие показ, разъяснение смысла и содержания песни.
Игровые приемы – используются игрушки, картинки, образные упражнения, дидактические игры, что повышает активность, развивает сообразительность, одновременно и развивает музыкальные способности.
Оценка качества исполнения детьми – поощрять детей, вселять уверенность, осознание и исправление своих ошибок, недостатков. Оценку пению детей дает не только педагог, но и сами дети оценивают друг друга, выделяя наиболее удавшиеся моменты.
Охрана детского голоса.
Детский голос обладает особыми качествами, отличающимися от качеств голоса взрослых. Детские голосовые связки короткие и тонкие по сравнению со связками взрослых – отсюда и особое звучание детских голосов. Легкие у детей также очень малы по своей емкости, поэтому сила голоса ограничена. Чрезмерно громкое пение гибельно отражается на голосовых связках детей. Малейшее напряжение голоса приводит к тому, что он теряет необходимую легкость, приобретает неприятный горловой характер и переходит в крик. Громкий разговор, пение, крик не только портят голосовые связки, но и понижают слух. Большинство песен для детского сада соответствуют диапазону голоса детей дошкольного возраста. Но часто дети начинают петь взрослые песни, и хотя это нравится родителям, ребенку это наносит большой вред. Он не может проникнуть в смысл и содержание песни, поэтому вместо выразительного исполнения , наблюдается кривляние или попытка неумелого подражания. При таком пении не только портится художественный вкус ребенка, но и наносится вред голосовому аппарату.
Нужно удерживать детей от громкого пения; следить, чтобы в повседневной жизни дети не кричали, не визжали; не пели на улице при температуре воздуха ниже +18ْ С и влажности выше 40-60%.
3. Учебный план.
№
Название разделов и тем.
Кол-во занятий
Кол-во часов
примечание
1
Вводная беседа.
1
30
2
Выработка вокальных навыков.
15
3
Упражнения для певческого аппарата
15
4
Развитие музыкально-творческих способностей.
15
5
Восприятие музыки
10
6
Техническое и музыкальное развитие детей
10
7
Знакомство с простейшими распевками и песнями.
6
72
4. Перспективно-тематический план.
Певческое дыхание
Цель: Вырабатывать у детей прочные навыки глубокого нижнереберного-
Цель: Вырабатывать правильный красивый певческий звук, ровно звучащий однородно по всему диапазону. Развивать и расширять диапазон вверх и вниз, не прибегая к лишним усилиям и напряжению. Петь естественным , высоким, светлым звуком. Сочетать гласные и согласные звуки пропевая их в четком взаимодействии. Регулировать работу голосового аппарата. Здесь мы используем скороговорки, поговорки и маленькие четверостишия.
Дети становятся в ряд изображая поезд. Поезд медленно трогается « пх – пх», всё быстрее и быстрее, затем медленно останавливаются.
Октябрь
Укрепление гортани.
«Вечер»
Наступил вечер, насекомые летают по лугу. Все заснули только стрекочет кузнечик, « тр- тр- тр» ( без голоса), кричит Филин «у-у-у-у», кукушка « ку-ку-ку» .
Ноябрь
Укрепление голосовых связок.
«Тихий голос»
В центр выходит ребенок у него тихий голос. Все вместе произносят звук «а» -сначала тихо, затем все громче, наконец кричат. Потом по сигналу, все резко замолкают, а тот кто в центре продолжает кричать, пока у него не кончится дыхание.
Декабрь
Развитие динамического слуха.
«Облако»
Дети закрывают глаза, произнося звуки, начинают двигаться по групповой комнате, стараясь по звуку определить местонахождение окружающих и не задеть.
Январь
Расширять жизненную силу легких.
«Воздушный бой»
Дети изображают летающих бомбардировщиков «в-в-в-в» , истребителей «и-и-и-и». Бомбардировщики сбрасывают бомбы «в-в-в», взрыв «ч-ч-ч», истребители стреляют из пулемётов « тр-тр-тр», идут на таран «в-в-в-в». Орудия с земли стреляют залпами « кх-кх-кх».
Февраль
Развитие голосового аппарата
«Лев»
Дети растопырив пальцы (когти) изображают льва, готового к нападению. Сытого и т.д.
Март
Улучшение дикции
«Старый трактор»
Дети изображают трактор, который вот-вот развалится.
Объяснить детям понятия «легато», « нон легато»,« стаккато».
ОООООООООООООО; О______О;О__________О
О…………….О, О………….О.
Май
Воспитание выразительности и мимики
«Узнай по интонации»
Каждый ребенок по очереди изображает больного или сердитого, удивленного или весёлого человека. При этом нужно произносить с определенной интонацией коротенькие слова: Ай-ай-ай! Ой-ой-ой! Ах-ах-ах! Ох-ох-ох! Остальные дети должны отгадать по выражению лица, всей позы говорящего и интонации, кого изображает ведущий.
Развитие музыкальных способностей, слуха и голоса
Цель: Развивать и совершенствовать музыкально-сенсорные способности детей.
Месяц
Задачи
Репертуар
Сентябрь
Развивать звуковысотный слух, умение выделять низкий или высокий звук из двух предложенных. Упражнять в восприятии и различении звуков квинты.
«Гармошка»
Е.Тиличеевой
«Кто как идет?»
дид. игра
Октябрь
Учить детей четко произносить слова песни, петь в подвижном темпе, точно передавать ритмический рисунок песни.
Определять на слух звучание одного из трех колокольчиков.
«Прибаутка» р.н.п.
«Отгадай бубенчики» дид. игра
Ноябрь
Развивать звуковысотный слух. Пропевать чисто большую секунду, петь ритмично в умеренном темпе.
Упражнять в восприятии и различении двух звуков, разных по высоте.
«Гармошка» Е.Тиличеевой
«Курица и цыплята»
дид.игра
Декабрь
Развивать умение выделять высокий звук, показывать рукой положение высоких и низких звуков. Вырабатывать напевное звучание.
Закреплять восприятие и различение звуков септимы.
«Спите, куклы» Е.Тиличеевой
«Качели»
дид.игра
Январь
Учить передавать веселый характер прибаутки, чисто интонировать большую секунду.
Упражнять детей в восприятии и различении звуков квинты.
«Сорока-сорока»
р.н.п.
«Курицы»
дид.игра
Февраль
Упражнять в чистом интонировании поступенного движения мелодии вверх и вниз в пределах октавы.
Воспринимать и различать три ритмических рисунка, соответствующих ритму звучания, трубы., дудочки, свирели.
«Музыкальное эхо»
Е.Тиличеевой
«Веселые дудочки»
дид.игра.
Март
Чисто интонировать малую терцию вверх и вниз. Самостоятельно различать в музыке усиление динамики.
Упражнять детей в различении тембров звучания пианино, колокольчика и дудочки.
«Солнышко-ведрышко»
В.Карасевой
«Узнай свой инструмент» дид. игра
Апрель
Упражнять в чистом интонировании мелодии, построенной на поступенном движении сверху вниз. Добиваться точного попадания на до1
Упражнять в различении громкого и тихого звучания.
«Василек» р.н.п.
«Громко- тихо»
дид. игра
Май
Петь протяжно, в медленном темпе, протягивать ударные слоги, чисто интонировать большую секунду.
Развивать звуковысотный слух, узнавать песенки по мелодии.
«Цветики» Е.Тиличеевой
«Чудесный мешочек»
дид. игра
Развитие певческих навыков
Цель: Совершенствовать вокально - исполнительские навыки детей. Пение песен в ансамбле и соло.
Месяц
Задачи:
Репертуар
Сентябрь
Учить детей исполнять песню в умеренном темпе. Упражнять в чистом пропевании малой терции и большой секунды. Брать дыхание между фразами.
«Манная каша» Л.Абелян
Октябрь
Передавать веселый характер песни, добиваться слаженного пения. Чисто интонировать мелодию в поступенном движении.
«Песенка про мышат»
Л.Гусева
« Уточки» С.Соснина
Ноябрь
Учить начинать петь после вступления, петь легким звуком, чисто интонируя мелодию
«Пляска с куклами»
Н.И.Нуждиной
«Сороконожки»
Л.Гусева
Декабрь
Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку изобразительного характера, выполнять звукоподражания, правильно исполнять поступенный ход мелодии.
«Песенка про хомячка» Л.Абелян
«Шла Лиса» И.Пономарева
Январь
Передавать веселый, светлый характер песни. Упражнять в чистом интонировании большой и малой терции вниз и вверх.
«Букашка»
П.Ермолаева
Февраль
Воспринимать и передавать в пении веселый. Шуточный характер песни. Исполнять легким звуком в подвижном темпе, замедляя его на последнем куплете. Петь умеренно громко, но не форсируя звук.
«Как у наших у ворот»
р.н.м.
Март
Сохранять чистоту интонации в пении, правильно передавая ритмический рисунок. Петь с сопровождением и без него.
«Пришла Весна»
Н.Качаева
Апрель
Передавать интонацией доброе отношение к любимому образу, чисто интонировать малую секунду, скачки квинты и сексты. Точно воспроизводить ритмический рисунок.
«Тяв-тяв» В.Герчик
«Звонкие капельки»
Л.Гусева
Май
Петь естественным голосом в заданном темпе, пропевать фразы и окончания без обрывов. Вырабатывать напевное звучание.
«Танец светлячков»
М.Ю.Картушиной
«Пастушок» р.н.м.
5. Мониторинг освоения детьми программного материала.
Диагностика музыкальных способностей детей проводится два раза в год (в начале года и в конце). Она помогает определить развитие ребенка, его способности и соответственно корректировать содержание занятий. В теории и практике музыкального воспитания
принята диагностика, основанная на выполнении трех основных музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально-слуховых представлений и чувства ритма.
Основные музыкальные способности.
Высокий
уровень
Средний
уровень
Низкий
уровень
Ладовое чувство
Яркое эмоциональное восприятие музыки, внимание во
время слушания предлагаемого произведения, просьба повторить
музыкальное
произведение, наличие любимых произведений, точное
ощущение устойчивости и
неустойчивости звуков при окончании на них мелодии
Внешние проявления эмоциональности при прослушивании,
недостаточное внимание при восприятии, нестабильность
правильных ответов в определении устойчивых и не устойчивых звуков при окончании на них мелодии, нестабильность
правильного выполнения задания довести мелодию до точки.
Отсутствие внешних
проявлений
эмоциональности при восприятии предлагаемого музыкального
произведения, не узнавание знакомых
мелодий, отсутствие
способности довести
мелодию до точки.
Музыкально-слуховые представления
Чистое интонирование мелодии знакомой песни с
сопровождением и без не него, точность интонации
незнакомой мелодии после её
предварительного прослушивания, правильный подбор по слуху несложной мелодии, попевки.
Недостаточно чистое интонирование мелодии знакомой песни с
сопровождением и без него, неточная интонация мелодии после
её предварительного
прослушивания, подбор с
ошибками несложной мелодии (попевки) по слуху.
«Гудошник», не правильный подбор по слуху незнакомой мелодии.
Воспроизведение в хлопках ритмического рисунка с ошибками, недостаточная
точность соответствия ритма движений ритму предлагаемого музыкального произведения
Неправильное
воспроизведение
ритмического
рисунка мелодии,
несоответствие ритма
движений ритму музыкального произведения.
В конце года, проверяя уровень развития голоса и слуха каждого ребенка, педагог предлагает:
- спеть несколько знакомых песен (2-3) в сопровождении инструмента. При этом отмечается качество пения, характер звучания, чистота вокальной интонации;
- спеть несложную песню без сопровождения, чтобы выяснить, может ли ребенок правильно петь без поддержки взрослого;
- спеть попевку в двух разных тональностях; проследить, умеет ли ребенок "настроиться»;
- определись направление движения мелодии на примере песни;
- определить исполненные поочередно высокие и низкие звуки (в пределах квинты);
- ответить, - кто спел правильно;
- выяснить, какие песни из пройденного репертуара ребенок помнит и может их петь с сопровождением и без
сопровождения инструмента;
- петь звукоподражания (поет маленькая и большая кукушка, мяукает котенок и кошка);
- петь свой имена на 2-3 звуках, передавая разнообразные интонации;
- импровизировать мотив из 2-3 звуков на слоги "ля-ля", каждый ребенок придумывает свой мотив. Дети
соревнуются, кто больше придумает попевок;
- играть на металлофонах самим придуманные сочетания интонаций и ритмов и попытаться воспроизвести их в пении;
- сочинять мелодии, передавая различный характер в соответствии с содержанием ("Веселая песенка», «Грустная песенка» и т.д.)
5.1 Ожидаемые результаты обучения
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам.
К концу обучения дети должны:
знать/понимать:
• строение артикуляционного аппарата;
• особенности и возможности певческого голоса;
• гигиену певческого голоса;
• понимать по требованию педагога слова – петь «мягко, нежно, легко»;
уметь:
• правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;
• петь короткие фразы на одном дыхании;
• в подвижных песнях делать быстрый вдох;
• петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен;
• петь легким звуком, без напряжения;
• принимать активное участие в творческой жизни вокальной студии.
Заключение.
Таким образом, певческая деятельность – это яркая, образная форма углубленного представления об окружающей действительности. Пение благотворно влияет на детский организм, помогает развитию речи, углублению дыхания, укреплению голосового аппарата.
В процессе пения активно развиваются основные музыкальные способности ребенка: эмоциональная отзывчивость, музыкальный слух, чувство ритма.
Пение является важнейшим средством музыкального воспитания и играет существенную роль в решении задач всестороннего и гармонического развития ребенка.
В методике обучения пению имеется целый ряд приемов, систематическое использование которых способствует развитию певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста.
Последовательность применения различных приемов в процессе обучения детей пению варьируется в зависимости:
– от задач и содержания отдельных занятий;
– от репертуара;
– от возрастных особенностей детей (общих и индивидуальных);
– от уровня музыкального и певческого развития детей.
ЛИТЕРАТУРА
Бабаджан Т.С. «Музыкальное воспитание младших дошкольников» М., «Просвещение» 1987 г.
Бекина С.И., Орлова Т.М, «Учите детей петь» М., «Просвещение», 1986 г.
Богуславская З.М., Смирнова Е.О. «Развивающие игры для детей дошкольного возраста» М., 1991 г.
Дзержинская И.Л.«Музыкальное воспитание дошкольников» М., 1985.
Дубровская Е.А. «Ступеньки музыкального развития» М., «Просвещение». 2003 г.
Емельянов В.В. «Фонопедический метод развития голоса».
Железновы С. и К. «Азбука – потешка», М. 2000 г.
Каплунова И., Новоскольцева И. «Этот удивительный ритм» С.Петерб., «Композитор» 2005 г.
Комиссарова Л.Н., Костина Э.П. «наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников» М., 1986 г.
Костина Э.П. Программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста «Камертон»., Линка-пресс, 2008
Н.А.Метлов. Музыка - детям. Пособие для воспитателей и музыкального руководителя детского сада. М., "Просвещение", 1985].