Летняя большая перемена дана дошкольникам для укрепления их здоровья, физической закалки, восстановления сил после долгой северной зимы. Это время их обогащения, время действий, пробы и проверки своих сил, время освоения и осмысления окружающего мира.
Лето — удивительная пора! И каждый peбенок с нетерпением ждет, когда же наступит это прекрасное время. Для детей лето — особый период, когда можно вдоволь нагуляться, окрепнуть, подрасти. Находясь в соприкосновении с природой, ребенок реально познает мир, его звуки, краски, получает яркие впечатления, которые оставляют след в детской душе на всю жизнь.
Летняя большая перемена дана дошкольникам для укрепления их здоровья, физической закалки, восстановления сил после долгой северной зимы. Это время их обогащения, время действий, пробы и проверки своих сил, время освоения и осмысления окружающего мира. Постоянное пребывание детей на свежем воздухе, многообразие форм, красок и звуков в природе, множество разных переживаний и новых впечатлений, богатая витаминами пища, раздолье для движений в природных условиях — все это дает ребенку значительный физический и эмоциональный запас сил для успешного полноценного развития и повышения иммунитета.
Лето таит некоторые опасности для здоровья детей — риск перегрева, солнечного ожога, общей расслабленности в жаркие дни, утомления от излишней беготни, неблаготворного воздействия воды при неумеренном пользовании ее.
В связи с тем, что в летний период уменьшается количество непосредственно - образовательной деятельности, режим дня максимально насыщается деятельностью на открытом воздухе: прогулки, экскурсии, походы, игры на природе - позволяют детям приобретать новый двигательный опыт.
Работа проводимая летом имеет свои особенности, хотя и является продолжением работы, проводимой в течение учебного года..
№п/п | Виды деятельности | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
| Тематика | Сказочная страна | Грамотеи | Погода на планете ЗЕМЛЯ | Зоопарк |
-
| Комплекс утренней гимнастики | Комплекс №1 | Комплекс №1 | Комплекс №1 | Комплекс №2 |
-
| Труд | Уборка участка от мелкого мусора: бумаги, камешков, палочек. | Подмести дорожки от песка. | Предложить детям перекопать песок в песочнице. | Полив огорода. Уборка участка от бумаги, камешков, палочек. |
Цель: учить детей трудиться в коллективе, воспитывать трудолюбие. Учить видеть пользу своего труда ( стало чисто, красиво; растения будут расти – полили) |
-
| Индивидуальная работа по ФИЗО на прогулке. | Катание мяча в воротца. Прыжки на 2-х ногах. | Подлезание под препятствие, не касаясь руками земли. | Ходьба по прямой дорожке. Бросание мяча вверх. | Прыжки с продвижением вперед. Прыжки с высоты. |
-
| Самостоятельные игры детей. | Игры с выносным материалом: лопатки, совочки . | Предложить детям вожжи, скакалки, мячи. | Самостоятельные игры детей с куклами, посудой, машинками. | Игры детей в песочнице с выносным материалом: совочки, и т.д. |
Цель: учить детей организовывать самостоятельные игры. Делиться с детьми игрушками. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу во время игр. |
-
| Подвижные игры. | «Не задень» «Кот и мыши» «Прокати мяч в ворота» «У медведя во бору» «Через ручеек» | «Наседка и цыплята» «Гуси-гуси» «Прокати мяч» «Лохматый пес» «Зайчик беленький сидит» | Воробышки и автомобиль» «Кот и мыши» «У медведя во бору» «Из обруча в обруч» «По ровненькой дорожке» | «Лохматый пес» «Кот и мыши» «Наседка и цыплята» «Зайцы и волк» «Гуси- гуси» |
-
| Сюжетно-ролевые игры | Цель: продолжать формирование ролевого взаимодействия: ориентировать ролевое поведение ребенка на партнера-сверстника, выделять в совместной игре необходимость обозначения игровых ролей. С/ролевые игры: «Больница», «Магазин», «Шофер», «Семья» |
-
| Дидактические игры | «Улиточка»- узнавать детей по голосу. «Найди, где спрятано» «Воздушные шары» «Сложи матрешку» | «Чудесный мешочек» «Какого цвета не стало» Большой и маленький» «Мозаика» | «Сложи сказку» «Найди, где спрятано» «Большой и маленький» «Оденем куклу Машеньку» | «Какого цвета не стало» «Починим одеяло» «Сложи матрешку» «Где чей домик» |
-
| Конструктивно-строительные игры. | Строительство дороги и моста ( по образцу), самолетов, машин. Строить вместе с воспитателем: загородки для зверей, заборы. |
-
| Игры с песком и водой. | Продолжать знакомить детей со свойствами воды (вода может переливаться, бурлить, журчать, быть светлой, прозрачной или мутной, цветной) |
-
| Игры народов Севера. | Цель: знакомить детей с традициями жителей Урала. П/ игры «Стой, олень!», «Ручейки и озера» |
-
| Хороводные игры | «Раздувайся пузырь», «Колпачок», «По ровненькой дорожке», «Карусель». Цель: упражнять в согласовании действий со словом, выполнять правила, активизация словаря. |
-
| Воспитание культурно-гигиенических норм. | Учить самостоятельно одеваться и раздеваться, складывая одежду в определенной последовательности. Учить правильно пользоваться ложкой и вилкой. | Учить самостоятельно мыть руки, соблюдая правильную последовательность. Учить пользоваться салфеткой без напоминания взрослых. | Формировать навыки аккуратной еды: не крошить хлеб, не проливать пищу. Учить полоскать рот после еды. | Учить не разбрасывать вещи во время раздевания после прогулки, складывать их в шкафчик. Учить засучивать рукава перед мытьем рук. |
-
| Самостоятельная художественная деятельность. | Рисование мелками на асфальте. Лепка животных к сказкам А.С. Пушкина ( рыбка, белочка) | Загадывание загадок детьми друг другу. Изготовление поделок из бумаги. | Рассматривание иллюстраций о временах года. Самостоятельное рисование картинок о природе. | Загадывание загадок о животных. Рисование животных по трафаретам. |
-
| Художественная литература | Чтение сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Заучивание стихотворения А. Бродского «Солнечные зайчики» (стр.57. Хр.) Рассказывание сказки «Лиса, заяц и петух». | Рассказывание сказки «Волк и семеро козлят». Чтение произведения В. Сутеева «Кораблик» Чтение потешки «Дождик, дождик, веселей» (стр.79. Хр.) | Заучивание стихотворения А.Прокофьева «Солнышко» (стр. 53 ХР.) Чтение произведения С.Маршака «Сказка об умном мышонке» Рассказывание сказки «Как собака друга искала» | Чтение произведения Л.Толстого «Спала кошка на крыше». Познакомить с произведением В.Сутеева «Кто сказал мяу» Разучивание потешки «Привяжу я козлика» (стр. 20 Хр.) |
-
| Трудовая деятельность | поливать комнатные растения; мытье игрушек с воспитателем; аккуратно складывать вещи после прогулки в шкафчик. | | | |
-
| Развлечения | Воспитатель. Развлечение. Тема: «Здравствуй лето красное». Цель: доставить детям радость встречи с героями праздника. | | Воспитатель. Досуг. «На лесном перекрестке» (стр. 35 «Три сигнала светофора») Цель: уточнить и закрепить знания детей о правилах дорожного движения на улице. | |
-
| Работа с родителями | Консультация для родителей. Тема: «О пользе природных факторов (солнце, воздух, вода) на организм ребенка» | Индивидуальные беседы с родителями. Тема: «Одежда ребенка на прогулке» | Предложить родителям благоустроить участок: отремонтировать песочницу, завести песок, вкопать скамеечки. | Консультация для родителей. Тема: «Игры с детьми на воздухе» |
-
| Работа по ОБЖ, ПДД, ППБ | Рассмотреть с детьми иллюстрации книги А. Усачева «Школа безопасности». Выучить правило: «Не балуйся со спичками и зажигалками. Это причина пожаров». | Экскурсия с детьми на перекресток. Рассказать детям, что переходить улицу надо только в определенном месте ( перекресток – светофор, пешеходный переход). | Прочитать детям произведения С.Маршака «Пожар». Цель: закрепить правила безопасности с огнем. | Наблюдение за транспортом. Цель: формирование у детей представления о правилах дорожного движения. Чтение произведения Э.Машковской «Я – машина». |
№п/п | Виды деятельности | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
| Тематика | Исследователи знакомого мира | Родной край | Певчие друзья | Цветочный хоровод |
-
| Комплекс утренней гимнастики | Комплекс № 1 | Комплекс №1 | Комплекс №2 | Комплекс №2 |
-
| Прогулка. Наблюдение. | Наблюдение за песком: как после дождя он быстро впитывает воду. | Наблюдение за березками. Рассмотреть зеленые листочки: они очень нежные, маленькие. | Наблюдение за воробьями. Обратить внимание как они купаются в лужах, оставшихся после дождя. | Рассматривание бархатцев. Строение цветка: есть зеленый стебелек и желтый цветок. |
-
| Труд | Прорыхлить песок на участке детского сада, полить его водой, очистить от мусора. | Учить детей ухаживать за деревьями. Подвязать поломанные веточки, побелить ствол березки. | Покормить воробьев крошками, оставшимися от завтрака. | Пересадка растений из грунта в горшок. |
-
| Индивидуальная работа по ФИЗО на прогулке. | Бросание мяча вверх и ловля его двумя руками. | Совершенствование лазания по наклонной лестнице. | Подлезание под дугу, не касаясь руками пола. | Прыжки на двух ногах с продвижением вперед. |
-
| Самостоятельные игры детей. | Рисование «лета» в уголке творчества. Цель: помочь детям выразить свое эмоциональное отношение к лету. | Поделки из бумаги (оригами) с помощью воспитателя. | Рисование мелками на асфальте фигурок птиц. | Рисование цветов на песке – карандашами. |
-
| Подвижные игры. | «Перешагни через ручеек», «Догонялки» | «Дотянись до листочка», «Беги к дереву» | «Воробьишки и автомобиль», «Наседка и цыплята» | «Беги к цветочку», «В лес за цветами» |
-
| Сюжетно-ролевые игры | «Я пеку пирожки и пряники». | «Путешествие в страну зеленых великанов» | «Зоопарк» | «Цветочный магазин» |
Цель: продолжать формирование ролевого взаимодействия: выделять в совместной игре необходимость игровых ролей, стимулировать ролевой диалог. |
-
| Дидактические игры | «Сложи узор» «Построим башенку» | «Гости», «Устроим кукле комнату» | «Птички на кормушках», «Кто как кричит» | «Посади огород», «Мишка на поляне» |
-
| Конструктивно-строительные игры. | Познакомить со свойствами песка: сухой, мокрый. | Рассматривание планов построек г.Ноябрьска. | Изготовление кормушек для птиц. | Огораживание клумб с цветами. |
-
| Игры с песком и водой. | Закрепить свойства воды (переливается, бурлить, журчит) | Лепка из сырого песка с помощью формочек. | Продолжать знакомство со свойствами песка (пропустить через воронку). | Предметы моют, пускают плавать, наливают воду. |
-
| Игры народов Урала. | «Успей поймать» стр.110 Кенеман | «Ловкий рыболов» стр.109 | «Куропатка и охотники» стр.100 | «Хейро» стр.99 Кенеман |
-
| Хороводные игры | «Где мы были не скажем, а что делали покажем». Стр.77 Бондаренко | «Каравай» стр.83 Бондаренко | «Карусель» стр.84 Бондаренко | «По ровненькой дорожке» |
Цель: упражнять в согласовании действий со словом; активизация словаря, движений. |
-
| Воспитание культурно-гигиенических норм. | воспитание опрятности у детей; учить следить за внешним видом; учить самостоятельно, мыть руки и лицо; учить выходить из-за стола только после принятия пищи. | формировать навыки еды; не крошить хлеб, не проливать пищу; пользоваться ложкой и вилкой; учить замечать беспорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых. | «урок вежливости»; учить своевременно, пользоваться туалетом; «как мы умеем вести себя за столом»; учить узнавать свои вещи, не путать с одеждой других детей. | во время еды не мешать другим детям; учить при кашле и чихании закрывать платком рот и отворачиваться; учить вешать полотенце в свой шкафчик. |
-
| Самостоятельная художественная деятельность. | Загадывание различных загадок о мире природы. Развивать исследовательскую деятельность у детей. Использовать альбом с загадками. | Рассматривание альбома, иллюстраций о г. Ноябрьске. | Рисование фигурок певчих друзей с помощью трафаретов. | Рассматривание наборов открыток с изображением цветов. |
-
| Художественная литература | чтение рассказа С.Маршака «Пожар»; чтение стих-я «Веселое лето» В.Берестова; рассказывание р.н.с. «Петушок и бобовое зернышко»; заучивание стихотворения «Мой товарищ» А.Кузнецовой. | чтение рассказа Л.Толстого «Косточка» чтение сказки «О глупом мышонке» С.Маршака; чтение рассказа «Летом» Н.Калининой; заучивание наизусть р.н.потешки «Кошкин дом». | заучивание наизусть р.н. песенки «Петушок, петушок..» чтение рассказа Л.Толстого «У Вари чиж...» рассказывание р.н. сказки «Лиса, заяц и петух» | чтение стихотворения Е.Мошковской «Я-машина»; заучивание стихотворения С.Михалкова «Светофор»; чтение сказки «Телефон» К.Чуковского |
-
| Трудовая деятельность | учить самостоятельно одеваться и раздеваться; учить самостоятельно поддерживать порядок в группе; учить правильно поливать растения, вытирать пыль на крупных листьях. | воспитывать стремление быть всегда аккуратными, опрятными; учить самостоятельно поддерживать порядок на участке д/сада; учить рыхлить землю под цветами и убирать на место инвентарь. | | |
-
| Развлечения | Воспитатель. Инсценировка по произведениям А.Барто и П.Барто «Девочка чумазая» Цель: восп. Желан. быть чистым. | | | Показ картинок на фланелеграфе. Цель: закрепить названия цветов. Развитие эстетических чувств детей. |
-
| Работа с родителями | предложить родителям вместе с детьми, в домашних условиях, провести игры- эксперименты с песком и водой; предложить консультацию на тему: «Игры дома, на детской площадке» | | Консультация «О предупреждении детского травматизма» | |
-
| Работа по ОБЖ, ПДД, ППБ | Рассмотреть с детьми иллюстрации книги А. Усачева «Школа безопасности». Выучить правило: «Не балуйся со спичками и зажигалками. Это причина пожаров». | Экскурсия с детьми на перекресток. Рассказать детям, что переходить улицу надо только в определенном месте ( перекресток – светофор, пешеходный переход). | Прочитать детям произведения С.Маршака «Пожар». Цель: закрепить правила безопасности с огнем. | Наблюдение за транспортом. Цель: формирование у детей представления о правилах дорожного движения. Чтение произведения Э.Машковской «Я – машина». |
№п/п | Виды деятельности | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
| Тематика | Экологическая сказка | Летняя аптека | Спортивное лето | Выращиваем урожай и летние посиделки. |
-
| Комплекс утренней гимнастики | Комплекс №1 | Комплекс № 2 | Комплекс №3 | Комплекс №4 |
-
| Прогулка. Наблюдение. | Наблюдение за жизнью муравьев. Выяснить их повадки. | Наблюдение за ромашками. Выяснить, чем эти цветы полезны для здоровья. | Наблюдение за детьми старших групп. Как они умеют соревноваться, соблюдать правила. | Наблюдение и рассматривание овощей, выращенных на огороде. |
-
| Труд | Создание муравьиной фермы. Огораживание муравейника. Закрепление таблички, почему нельзя уничтожать муравьев. | Сбор цветов ромашки для изготовления гербария и создания в группе зеленой аптеки. | Покрасить колеса для ходьбы. | Перекопать огород и подготовить землю к следующему году. |
-
| Индивидуальная работа по ФИЗО на прогулке. | Совершенствовать навыки ходьбы по ограниченной плоскости. | Рисование предметов круглой формы | Работа над произношением шипящих звуков. | Ходьба по шнуру, приставляя пятку к носку. |
-
| Самостоятельные игры детей. | Постройка из песка экологических пирамидок, цепочек. | Рисование цветными мелками знакомых растений. | Вырезание медалей к соревнованиям. | Лепка из песка и глины овощей и фруктов. |
-
| Подвижные игры. | «Гуси-гуси» согласование действий и текста; «Лохматый пес», «Поймай комара», «Мыши в кладовой». | «Беги к дереву» –бег; «Через ручеек» – прыжки; «Найди такой же» | «Воробышки и кот»- бег; «По ровненькой дорожке» – прыжки; «Отгадай, где спрятано» – ориентировка в пространстве. | «Быстро в круг» – действия по правилам; «Не задень», «Собери овощи, которые лежат на грядке». |
-
| Сюжетно-ролевые игры | По мотивам произведений К.Чуковского «Телефон» (Чукоккола- взрослый разговаривает по телефону с персонажами сказки. | «Мы собирает растения для нашей аптеки» | «Папа, мама, я – спортивная семья» | «Магазин овощей и фруктов» |
Цель: стимулировать у детей условные игровые действия с сюжетными игрушками, предметами-заместителями и воображаемыми предметами. Продолжать выделять у детей игровую роль через цепочку специфических игровых действий. |
-
| Дидактические игры | «Чей домик» –голоса животных; «Кто как кричит» –звукоподражания; «Кто спрятался» - домашние и дикие животные. | «Что это такое?» – рассказ-описание растений; «Мишка на поляне» - рассказ о том, какое растение и когда нужно собирать; «Такой листок – лети ко мне» | «Оденем куклу на прогулку» – название спортивной одежды; «Поручения» – выполнение движений, названных воспитателем. | «Посади огород», «Отгадай, что спрятано?», «Овощи на грядках» - использование предметов - заместителей; «Узнай на вкус» – определение вкуса овощей и фруктов. |
-
| Конструктивно-строительные игры. | Игры с водой. Окрашивание в различные цвета. | Украшение клумб цветными стеклышками. | Выкладывание из кирпичиков дорожек для катания мячей. | Изготовление из песка угощения для кукол. Украшение их. |
-
| Игры народов Урала. | «Заря», «Хейро» | «Обыкновенные жмурки» | «Классы», «Городки», «Большой мяч». | «Рыбаки и рыбки» |
Цель: сформировать устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родного края. Способствовать развитию внимания, выдержки, сообразительности и ловкости, умения ориентироваться в пространстве. |
-
| Хороводные игры | «Петушок» (стр.52 Бондаренко) | «Уточка» (стр.54 Бондаренко) | «Вороны» (стр.56 Бондаренко) | «Еду-еду» (стр.58 Бондаренко |
Цель: развивать у детей речевую активность, упражнять их в умении соотносить действия со словами, в правильном звукопроизношении, воспитывать согласованность действий. |
-
| Воспитание культурно-гигиенических норм. | Учить сухо вытираться после умывания, вешать полотенце на свое место; Способствовать возникновению у детей чувства удовлетворения при умывании; Учить детей зашнуровывать ботинки. | продолжать учить своевременно пользоваться носовым платком: учить выходя из-за стола благодарить и тихо задвигать стул. Учить узнавать свои вещи, не путать с одеждой других детей. | закрепить умение в использовании расчески и ухода за ней; продолжать формировать навыки аккуратной еды, пережевывать пищу с закрытым ртом, есть и пить бесшумно; продолжать учить аккуратно складывать одежду на свой стул перед сном. | -учить замечать и устранять неполадки во внешнем виде. |
-
| Самостоятельная художественная деятельность. | Рассказывание р.н.с «Репка», «Колобок», «Курочка-ряба» с использованием настольного театра. | Игры с музыкальными инструментами. Рассматривание альбома «Угадай, кто поет?». Помочь детям запомнить названия музыкальных инструментов. | Украшение «вожжей», масок животных и других атрибутов для игр, поделки. | Разучивание загадок, р.н. песенок к празднику «Летние посиделки». |
-
| Художественная литература | | | | - чтение рассказа О.Капицы «Как Вася ловил рыбу». |
-
| Трудовая деятельность | | | | |
-
| Развлечения | Кук / театр. Петрушка на грузовой машине привозит подарки (игрушки, различные машины). Закрепить знания о дороге, о различных видах транспорта. | | | «Праздник урожая» Закрепить названия овощей, фруктов. Учить различать их друг от друга. |
-
| Работа с родителями | Консультация «Знакомьте детей с природой» Собеседование по своевременной оплате за содержание ДОУ. | Консультация «Гигиенические навыки – с малых лет» (Д/в №9-93г.) | ( Д\в 1/93) | Рекомендации родителям по организации праздников для детей дошкольного возраста в летний период. |
-
| Работа по ОБЖ, ПДД, ППБ | Закрепить знание детей о дороге, о различных видах транспорта. | | п/и «Где звонили»- на ориентировку в пространстве; рассматривание светофора, разучивание стихотворения С.Михалкова: Если свет зажегся красный, Значит двигаться опасно. Свет зеленый говорит: «Проходите, путь открыт!». | На прогулке наблюдать за играми старших детей «перекресток». Закреплять правила пешехода (ходить только по тротуару). П/и «Найди флажок» – на организацию ориентировки в пространстве. |