kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа кружка "Знайкины друзья"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа кружка направлена на познание ребёнком окружающего мира, на новые впечатления, которые лежат в основе познавательно - исследовательской деятельности.Мы стремимся не просто развить фантпазиб детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка "Знайкины друзья"»

Приложение 3


Приято педагогическим Советом УТВЕРЖДАЮ

МКДОУ Краснозерский детский сад №6 Заведующая МКДОУ

Краснозерский детский сад №6

От «____» -------------------- 2014года _____________/С.В.Клочкова/

Приказ № от «____» 2014г.



Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Краснозерского района Новосибирской области Краснозрский детский сад №6



ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ БЕСПЛАТНОЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Кружок «Знайкины друзья»

для детей старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет на 2014-2015 учебный год.











Руководитель: Маслова Галина Ивановна,

воспитатель первой квалификационной категории




СОДЕРЖАНИЕ


1. Пояснительная записка - направленность

- актуальность

- цель, задачи

- формы, методы, режим занятий

- ресурсное обеспечение

- ожидаемый результат

2. Тематический план

3.Список литературы


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность. Программа кружка «Знайкины друзья» разработана для детей старшего дошкольного возраста. Она обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 5 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Современный мир стремительно меняется, и требует новых подходов к воспитанию нового поколения детей. Поэтому все чаще в системе дошкольного образования используются методы и приемы инновационных технологий, таких как методы ТРИЗ.

Программа кружка направлена на потребность ребенка в познании окружающего мира, на новые впечатления, которые лежат в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской (поисковой) деятельности. В процессе реализации кружковой деятельности у ребенка формируется способность анализировать окружающий мир, устанавливать причинно-следственные связи, правильно формулировать и задавать интересующие его вопросы. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Актуальность программы

Педагоги образовательных учреждений считают, что задача подготовки ребенка к школе не сводится только к приобретению знаний и учебных умений. Намного важнее развить у дошкольника внимание, мышление, речь, пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умения делать открытия и удивляться им.

С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: солнце, ветер, звездное небо, хруст снега под ногами. Дети с интересом собирают камни, ракушки, играют с песком и водой, предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдения и игры. Это обстоятельство делает возможным систематическое и целенаправленное ознакомление детей с явлениями окружающего мира. Психологами доказано, что мышление детей дошкольного возраста является наглядно-действенным и наглядно-образным. Следовательно, процесс обучения и воспитания в детском саду в основном должен строиться на методах наглядных и практических. Этот принцип особенно важно соблюдать при осуществлении естественнонаучного и экологического образования.

На сегодняшний день особую популярность приобретает детское экспериментирование. Главное его достоинство в том, что оно дает ребенку реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Задача педагога в процессе экспериментальной деятельности – связать результаты исследовательской работы с практическим опытом детей, уже имеющимися у них знаниями и подвести их к пониманию природных закономерностей, основ экологически грамотного, безопасного поведения в окружающей среде.

Понимая значение познавательного развития ребенка, и был разработан план кружка «Знайкины друзья» для детей старшего дошкольного возраста. Ведущая идея кружка заключается в организации посильной, интересной и адекватной возрасту познавательно-исследовательской деятельности для формирования естественно - научных представлений дошкольников и развития творческих способностей. Мы стремимся не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Включение элементов ТРИЗ позитивно будет влиять на актуализацию познавательной потребности детей, их стремление научиться чему-нибудь новому и стать лучше.

Цель программы – способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению посредством наблюдений и экспериментальной деятельности.

Задачи:

Познавательные:

Расширение и систематизация элементарных естественнонаучных и экологических представлений детей.

Формирование навыков постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов.

Развивающие:

Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.

Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами, обнаружение связей и зависимости между ними (цвет, форма, величина, количество, расположение в пространстве, во времени).

Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

Создание предпосылок формирования практических и умственных действий.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.

Стимулировать желание детей экспериментировать.

Формировать коммуникативные навыки.

Режим и форма занятий

Занятия кружковой деятельности организуются один раз в неделю во второй половине дня, продолжительностью 25 - 30 минут.

Для начала усвоения материала кружковой деятельности к воспитанникам не предъявляется определенных требований. Важно лишь соответствие общего развития дошкольников своему возрастному периоду. При этом, если ребёнок ранее не посещал кружок, то на любом этапе обучения он может начать посещать его. Материал кружка рассчитан как на слабых в своём развитии детей, так и на одарённых, при этом темпы их движения по программе кружковой деятельности будут разными.

Мотивация детей: Я – могу, хочу, буду, узнаю, попробую, смогу, не боюсь, мне интересно!

Базовые средства:

Беседы, опыты, эксперименты, наблюдения, познавательные игры, моделирование (триз), проблемные ситуации, алгоритмы, опорные карточки, планы – схемы, пиктограммы, таблицы, календарь природы.

Ожидаемый результат

В результате освоения содержания программы предполагается формирование у воспитанников устойчивых естественнонаучных знаний и представлений, формирование исследовательских умений, а также самостоятельности в процессе наблюдений и экспериментальной деятельности, применении знаний на практике. Анализ и диагностика результативности реализации программы кружка «Знайкины друзья» проводится педагогом на основе наблюдения и анализа продуктов детских видов деятельности.

Форма подведения итогов: «Тематические выставки», схемы, зарисовки

Методы и приёмы, используемые при реализации программы кружка

Приёмы организации детей в процессе обучения:

- работа небольшими группами;

- создание ситуаций, побуждающих детей оказывать помощь друг другу;

Приёмы активизации познавательной активности детей:

- включение игровых упражнений;

- включение методов ТРИЗ;

- выполнение нетрадиционных заданий;

- решение проблемных ситуаций;

- моделирование и анализ заданных ситуаций

Приёмы обучения:

- показ или демонстрация способа действия в сочетании с объяснением, выполняется с привлечением разнообразных дидактических средств;

- инструкция для выполнения самостоятельных упражнений;

- пояснение, разъяснение, указание с целью предупреждения ошибок;

- вопросы к детям.

Отличительные особенности плана кружковой деятельности:

Включение элементов ТРИЗ способствует формированию у детей творческих способностей, воспитанию творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях действительности. С самого раннего детства можно научить ребенка системно думать, решать задачи творческого характера.

Тематический план работы кружка

п/п

Тема

Задачи

1

Экскурсия в лабораторию. Занимательные опыты.

1. Формировать желание находить самостоятельно находить решение в проблемной ситуации

2. .Формировать познавательный интерес к исследовательской деятельности. . Способствовать формированию мировоззрения ребёнка, повышению интереса к окружающему миру.

3. Развитие доказательной речи детей

4. Создание положительного эмоционального отклика на проведения опытов и экспериментов.

5. Уточнить представления о том, кто такие ученые (люди, изучающие мир и его устройство).

6. Познакомить с понятиями«наука» (познание), «гипотеза» (предположение)

7. Познакомить с правилами поведения в детской лаборатории

8. Поощрение детской инициативы при планировании хода экспериментов


2

«Волшебное кольцо»


1. Способствовать формированию у детей осознанного отношения к процессу наблюдения.

2. Научить детей понимать, как и для чего проводится наблюдение.

3. Создать условия для усвоения обобщенной модели процесса наблюдения.

4. Воспитание коммуникативных навыков.


3

«Руки – помощники умной головы»

1.Способствовать формированию осознанного отношения к органам восприятия.

2.Дать понятие о том, что у человека есть мозг (умная голова), который получает информацию через анализаторы (от помощников).

3. Познакомить с тактильным анализатором.

4

«Удивительный квадрат»

1. Познакомить детей с разными видами

2. бумаги: салфеточная, писчая, оберточная,

3. чертежная, сравнить их качественные характеристики и свойства

4. Развитие прогнозирования результатов опытов и экспериментирования.

5. Расширение словарного запаса


5

«Свойства воздуха»

1.Продолжить знакомство детей со свойствами воздуха, и ролью в жизни человека, растений, животных.

2. Дать знания о неживой природе и о том, что воздух – условие жизни всех существ на земле. 3.Опытническим путем закрепить знания детей о воздухе.

4.Воспитывать интерес к окружающей жизни, любознательность .

6

«Вода источник жизни»

1. Познакомить с презентацией по теме «Вода»

2. Формировать представления о важности воды в жизни человека и живой природы вообще

3. Познакомить с понятием «фильтрование»

4. Пополнить словарь научными терминами.

5. Закрепить правила безопасности поведения при экспериментировании с водой.

7

«Восполняющий вопрос»

1.Познакомить детей с моделью построения вопроса.

2. Научить задавать вопросы восполняющего типа. 3. Воспитывать интерес к самостоятельному проговариванию вопроса и ответа на него.


8

«Моделирование «Маленькими человечками»

1. Познакомить детей с ТРИЗ

2. Формировать умение составлять схему с помощью ММЧ

3. Закрепить представления о свойствах различных материалов.

4. Развивать логическое мышление, доказательную речь


9

«Пространственная ДА-НЕТка»

1.Познакомить детей с правилами игры.

2.Учить находить загаданный предмет методом исключения.

3.Побуждать правильно задавать вопросы и отвечать на них.

10

«Электричество»

1. Познакомить детей с понятием «Электричество»

2. С помощью экспериментов с различными материалами обнаружить «статическое электричество».

3. Развивать у детей навыки сотрудничества работы в паре через экспериментирование


11

«Что мы знаем о времени»

1. Дать понятие «время», объяснить смену дня и ночи, смену времен года; рассказать об измерении времени, разновидности часов (от древности до наших дней).

2.Закрепить понятие «беречь время».

12

Звук


1. Познакомить детей со свойством натяжной нити; проводимостью звука по нитке в различных предметах: пластиковых стаканчиков, спичечных коробках.

2. Познакомить с работой простого телефона; развивать навыки проведения лабораторных работ; закрепить умение работать с прозрачной посудой; закрепить умение работать с предметами, соблюдая меры безопасности.

3. Развивать социальные навыки, умение работать с партнёром, отстаивать собственное мнение.

4. Активизировать словарь детей глаголами и существительными по теме.


13

Что такое масса?

1. Выявить свойство предметов – масса. Познакомить с приборами для измерения массы чашечными весами.

2. Показать способы их использования

3. Вызвать у детей интерес к поисковой деятельности.

4. Способствовать умению видеть и выделять проблему эксперимента, ставить перед собой цель эксперимента, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.

5. Развивать личностные свойства — целеустремленность, настойчивость, решительность.


14

«Дружба

красок»

1. Формировать умение смешивать краски для

получения нового цвета.

2. Развивать мыслительную активность, умение делать выводы на основе наблюдений

15

«Чем можно

измерить длину?»

1. Познакомить с измерительными приборами:

линейкой, сантиметровой лентой.

2. Развивать познавательную активность детей за счет знакомства с мерами длины в древности (локоть, ладонь, палец)


16

Опыты с предметами. Волшебные

стеклышки

1. Познакомить детей с приборами для наблюдения: микроскопом, лупой, биноклем.

2. Объяснить, для чего они нужны человеку

3. Развивать социальные навыки, умение работать с партнёром, отстаивать собственное мнение


17

«Опыты с предметами» «Почему не тонут корабли?»

1. Выявить с детьми зависимость плавучести

2. предметов от равновесия сил: соответствие

3. Размера, формы предмета с весом

4. Развивать социальные навыки, умение работать с партнёром отстаивать собственное мнение.

5. Развивать логическое мышление, доказательную речь


18

«Магнит фокусник»

1. Формировать представление детей о свойствах магнита и их использовании человеком.

2. Развивать у детей мышление, сообразительность.

3. Воспитывать самостоятельность, инициативность, активность, чувство коллективизма, взаимопонимание.


19

«Мир ткани и ниток

Кукла из ниток»


1. Узнать различные виды тканей, сравнить их

2. качества и свойства. Познакомить со способами использования различных тканей.

3. Познакомить со способом изготовления кукол из ниток


20

«Почему

предметы

движутся?»


1. Познакомить детей с физическими понятиями: «сила», «трения».

2. Показать пользу «трения»


21

«Все обо всем»

1. Развивать познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения опытов по схеме, по заданию на рабочем листе


22

«Свет». «Солнце дарит нам тепло и свет»

1.Дать детям представления о том, что Солнце является источником тепла и света.

2.Познакомить с понятием«световая энергия». 3.Показать степень ее поглощения разными предметами и материалами

23

Приключения Буратино (Свойства дерева)

1. Активизировать знания детей о свойстве дерева (не тонуть в воде);

2. Развивать умение формулировать проблему, анализировать ситуации


24

Забавные фокусы

1.Развивать у детей любознательность, наблюдательность.

2.Активизировать мыслительные процессы детей.

25

«Солнце, Земля и другие планеты»

1.Дать детям первоначальные представления о строении Солнечной Системы о том, что Земля уникальная планета.

2.Развивать любознательность. На основе опытов дать представление о холодности планет. Чем дальше планеты от Солнца, тем они холоднее и чем ближе, тем горячее.

26

«Этот загадочный космос»

1.Познакомить детей с символикой созвездий. 2.Вызвать интерес к космическому пространству. 3.Расширять представления о профессии космонавта.

4.Активизировать словарный запас: космос, космонавт, космическая невесомость.

27

«Радуга в небе»

1.Познакомить детей со свойствами света превращаться в радужный спектр.

2. Расширять представления детей о смешении цветов, составляющих белый цвет; упражнять в изготовлении мыльных пузырей по схеме – алгоритму.

3. Развивать любознательность и внимание.

28

«Описательный вопрос»

1. Познакомить детей с моделью построения вопроса.

2.Научить задавать вопросы описательного типа

29

«Язык – помощник умной головы»

1.Продолжать формировать понятие о том, что у человека есть мозг (умная голова), который получает информацию через анализаторы (от помощников).

2.Способствовать формированию осознанного отношения к органам восприятия.

30

«Почемучкин вопрос»

1.Продолжать знакомить детей с моделью построения вопроса.

2. Ннаучить задавать вопросы «почемучкиного» типа (почему?, отчего?).

31

«Мы Знайкины друзья» - открытое занятие

Подвести итоги работы.

Ресурсное обеспечение

Основное оборудование мини-лаборатории:

1. Приборы-«помощники»: лабораторная посуда, весы, объекты живой и неживой природы, емкости для игр с водой разных объемов и форм;

2. Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена и т. д.;

3. Утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки;

4. Разные виды бумаги; ткани

5. Красители: гуашь, акварельные краски;

6. Медицинские материалы: пипетки, колбы, мерные ложки, резиновые груши, шприцы (без игл);

7. Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито,

Список литературы:

1. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.

2. Дыбина О. В. Творим, изменяем, преобразуем: занятия с дошкольниками. М., 2002.

3. Дыбина О. В. Что было до...: Игры – путешествия в прошлое предметов. М.1999.

4. Николаева С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду. М.: Педагогическое общество России, 2003.

5. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под общ. Ред. Л.Н. Прохоровой. М.: АРКТ

6. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность

для среднего и старшего дошкольного возраста»

7. Поддьяков Н. Н. Новые подходы к исследованию мышления дошкольников. // Вопросы психологии. 1985, No2.

8. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста / Под ред. О.В. Дыбиной. М.: ТЦ Сфера, 2005.









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Программа кружка "Знайкины друзья"

Автор: Маслова Галина Ивановна

Дата: 05.03.2017

Номер свидетельства: 397851


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства