Просмотр содержимого документа
«Программа кружка по речевому развитию дошкольников "Говорящий балаганчик"»
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Краснозерского района Новосибирской области Краснозерский детский сад №2 к.в.
Программа кружка
« Весёлый балаганчик»
(для детей 5 – 7 лет)
на 2015-2016 учебный год
Автор:Бекиш Татьяна Александровна, воспитатель
Пояснительная записка
Работу кружка «Говорящий Балаганчик» я начала вести с детьми старшей группы. Воспитательные возможности театральной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик, персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура его речи, её интонационный строй. Театральные игры развивают эмоциональную сферу ребёнка, позволяют формировать социально-нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.). Таким образом, театральные игры помогают всесторонне развивать ребёнка. Разработанная мною программа кружка рассчитана для детей от 5 до 7 лет и реализуется в течение одного года.
Цель программы: развитие интонационной выразительности речи, способности воспринимать художественный образ литературного произведения и творчески отражать его в театральных действиях.
9. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Планируемые результаты:
Знания, умения и навыки, которые приобретают дети в ходе реализации программы:
Устойчивый интерес к театрализованной деятельности
Умение следить за развитием сюжета
Сформированность образно-выразительных движений (мимика, имитация, интонационная выразительность, сочетание речи и движений)
Умение различать эмоциональные состояния героев
Умение свободно ориентироваться на сценической площадке
Перенос литературных образов в самостоятельную деятельность
Перспективный план проведения занятий кружка
Октябрь.
«Одну простую сказку хотим мы показать»
Пантомимическая игра «Как мы покажем»
Введение понятия «пантомима»
Творческая игра «Что это за сказка»
«Играем пальчиками»
Повторение и закрепление понятия «пантомима»
Игровые упражнения с помощью пальчиков: «Цепочка», «Ёлка», «Кошка», «Заяц», «Колокольчик», «Собака», «Лошадка», «Коза».
Игра – инсценировка с помощью пальчиков.
«Постучимся в теремок»
Игра - загадка «Узнай, кто это?»
Знакомство со сказкой В. Бианки «Теремок»
Этюд на расслабление и фантазия «Разговор с лесом»
«Дятел выдолбил дупло, сухое, тёплое оно»
Погружение в сказочную атмосферу
Беседа по содержанию сказки В. Бианки «Теремок»
Характеристика персонажей сказки
Интонационные упражнения
Ноябрь
«Многим домик послужил, кто только в домике ни жил»
Пересказ сказки В. Бианки « Теремок» детьми по частям.
Упражнения - этюды, отражающие образы персонажей сказки и предметов.
« Косолапый приходил, теремочек развалил».
Игра « Угадай героя»
Драматизация сказки.
«Учимся говорить по- разному»
Вводная беседа.
Введение. Объяснение понятия «интонация».
Упражнения, игры, ситуации на отработку интонационной выразительности.
« Учимся четко говорить»
Погружение в сказочную ситуацию.
Введение понятия «скороговорки»
Игра – упражнение «Едем на паровозе»
Физкультминутка « Буратино»
Обобщение.
Декабрь
« Раз, два, три, четыре, пять - стихи мы будем сочинять»
Повторение понятия «скороговорка»
Игра «Едем на поезде»
Введение понятия «рифма»
Дидактическая игра « Придумай рифму»
5. Физкультминутка.
6. Придумывание стихотворения с детьми с помощью воспитателя.
«Веселые стихи читаем и слово-рифму добавляем»
Погружение в сказочную атмосферу.
Дидактическая игра «Придумай как можно больше слов»
Физкультминутка
Придумывание рифмующихся слов.
«Рассказываем про любимые игры и сказки»
Вводная беседа.
Рассказы детей по ассоциациям.
Знакомство со сказкой Я. Тенясова «Хвостатый хвастушка»
«Красивый Петя уродился: перед всеми он гордился»
Беседа по содержанию сказки.
Слушание сказки с музыкальными фрагментами
Физкультминутка.
Рассматривание иллюстраций к сказке и характеристика персонажей.
Январь
«Гордиться Петенька красой, ног не чует под собой»
Погружение в сказку.
Пантомимические упражнения.
Интонационные упражнения.
«Петя хвастался, смеялся чуть лисе он не достался».
Отгадывание загадок»
Упражнения у зеркала «Изобрази настроение».
Драматизация сказки.
Заключительный танец.
«Сочиняем новую сказку».
Знакомство со сказкой В. Сутеева «Кораблик».
Беседа по содержанию.
Сочинение продолжения сказки.
«Сказки сами сочиняем, а потом мы в них играем».
Погружение в сказку придуманную детьми.
Пантомимическая игра «Узнай героя».
Драматизация сказки.
Февраль
«Наши эмоции»
Рассматривание сюжетных картинок.
Беседа.
Упражнение «Изобрази эмоцию».
Практическое задание.
Обсуждение.
«Изображение различных эмоций»
Введение. Объяснение понятия «эмоция».
Знакомство детей с пиктограммами, изображающими радость, грусть, страх, злость.
Этюды на изображение эмоций грусти, радости, страха, злости.
«Распознаем эмоции по мимике и интонациям голоса»
Рассматривание графических карточек.
Беседа.
Игра «Угадай эмоцию» («Испорченный телефон»).
«Злая, злая, нехорошая змея укусила молодого воробья»
Знакомство со сказкой К.И. Чуковского «Айболит и воробей».
Беседа о настроении героев сказки.
Практическое задание.
Март
«Пропал бы бедный воробей, если б не было друзей»
Слушание песни М. Танича, В. Шаинского «Если с другом вышел в путь».
Беседа о друге.
Повторное слушание сказки К.И. Чуковского «Айболит и воробей».
Упражнение «Изобрази настроение».
«Друг всегда придет на помощь»
Чтение стихотворения о друге.
Рассказ из личного опыта.
Беседа о сказках.
Игра-загадка «Зеркало».
«Слава, слава Айболиту, слава, слава всем друзьям!»
Отгадывание загадок.
Ряжение в костюмы.
Драматизация сказки «Айболит и воробей».
«Когда страшно, видится то, чего и нет»
Слушание русской народной сказки «У страха глаза велики».
Беседа по сказке.
Изображение эмоции страха.
Рассказы детей из личного опыта.
Апрель
«Каждому страх большим кажется»
Беседа по сказке «У страха глаза велики».
Пантомимическая игра «Изобрази героя».
Повторное слушание сказки.
«Преодолеем страх»
Рассматривание картинки «Страшно». Беседа.
Изображение различных степеней страха.
Игра «Преодолеем страх».
Рассказывание и показывание (через настольный театр) детьми сказки «У страха глаза велики».
«У страха глаза велики»
Распределение ролей.
Ряжение в костюмы.
Драматизация сказки.
«Если с другом ты поссорился…»
Рассматривание картины с изображением двух мальчиков и беседа по ней.
Знакомство со сказкой «Как поссорились Солнце и Луна».
Игра «найди и покажи эмоцию».
Май
«Как луне и Солнцу быть не могут ссору разрешить»
Рассматривание картинки «Злость».
Слушание сказки «Как поссорились Солнце и Луна». Беседа по содержанию.
Упражнение на выразительность голоса, мимики, жестов.
«Бог Молнии и Грома очень спешил. Спор Луны и Солнца разрешил»
Сюрпризный момент.
Беседа о злости.
Упражнение «Изображаем эмоцию».
Рассказ детьми сказки «Как поссорились Солнце и Луна».
«Как поссорились Солнце и Луна»
Распределение ролей, ряжение.
Драматизация сказки.
Викторина «Мы любим сказки»
Проведение викторины.
Драматизация любимой сказки.
Награждение.
Критерии оценки результатов работы кружка
Отслеживание результативности работы кружка проводится методом наблюдения через сформированность ключевых компетенций воспитанников при выпуске в школу и в ходе проводимых мероприятий, спектаклей и т.д.
Условия реализации программы кружка
Для решения поставленных программой задач необходимо выполнение следующих педагогических условий:
Наличие необходимого инвентаря (атрибуты для игр, танцев и т.д.);
Разные виды театров – фланелеграф, пальчиковый, настольный театр ложек, театр кружек, теневой театр, театр кукольный бибабо, театр марионеток;
Литературные произведения, иллюстрации.
Технология проведения:
Сущность состоит в конструировании творческого процесса по модели субъект-субъектного взаимодействия с ребёнком через раскрытие творческого потенциала в речевых умениях, в использовании жестов, мимики. Структура занятий представлена:
Коммуникативные игры
Игры, направленные на развитие воображения, внимания
Игры на развитие выразительной и диалогической речи
Игры с элементами танцевальных движений.
Культура и техника речи
Артикуляционная гимнастика
Пальчиковые игры
Этюды
Инсценировки и драматизация
Изготовление атрибутики и варьируется в зависимости от темы.
Литература
Сорокина Н.Ф., Миланович Л.Г. Программа «Театр – Творчество – дети» (развитие творческих способностей).
Буренина А.И. «Театр всевозможного»: От игры до спектакля. СПб., 2002
Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. М.:Просвещение, 1991
Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду. Разработка занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями. М.: Школьная Пресса, 2003
Касаткина Е.И., Реутская Н.А. и др. Театрализованные игры в детском саду. Издательство ВИРО, 2000