Просмотр содержимого документа
«Программа дополнительной образовательной услуги "Лукоморье" для детей дошкольного возраста 5-6 лет»
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Нижневартовска детский сад №23 «Гуси-лебеди»
Программа дополнительной образовательной
услуги «Лукоморье»
( художественно-эстетической и
нравственно-патриотической направленности)
Для детей 5-6 лет
На 2016-2017 учебный год
Руководитель кружка:
Галушко Ольга Владимировна
Нижневартовск, 2016
Пояснительная записка.
«Детские книги пишутся для воспитания,
а воспитание – великое дело».
В.Г.Белинский.
Не секрет, что за последние десятилетия в нашей стране наметилась негативная тенденция: значительное снижение к чтению книг вообще и художественной литературы в частности. На наш взгляд, существует ряд факторов, вызвавших это явление.
Во-первых, глобальная информатизация объективного пространства, окружающего каждого человека: посредством интернета как дети, так и взрослые могут беспрепятственно и без особого труда получить любые данные по любой теме, в том числе и «сжатый» вариант любого литературного произведения.
Во-вторых, засилье в СМИ (телевидении, прессе) рекламы, формирующей у ребѐнка представление о псевдоценностях в жизни человека. Дети многое знают о бытовой электронике, автомобилях, сотовых телефонах. Они уверены, что настоящий Человек – это успешный бизнесмен, непременно выходящий из роскошной иномарки и раздающий указания подчинѐнным по самой последней модели телефона.
В-третьих, объективные экономические и финансовые трудности приводят к тому, что взрослые вынуждены посвящать все свои мысли и своѐ время зарабатыванию материальных благ. Они даже и не вспоминают о книгах! Психологами же доказано, что именно родители являются образцом для подражания для детей. Если родители не читают, нельзя ожидать этого от детей.
Актуальность.
Ребенок начинает знакомиться с литературой в раннем возрасте. Интерес к книге у ребенка появляется рано. Вначале ему интересно перелистывать странички, слушать чтение взрослого, рассматривать иллюстрации. С появлением интереса к картинке начинает возникать интерес к тексту. Одной из особенностей восприятия литературного произведения детьми является сопереживание героям. Восприятие носит чрезвычайно активный характер. Ребенок ставит себя на место героя, мысленно действует, борется с его врагами.
Но далеко не каждый может построить развернутый и связный рассказ, придумать собственную сказку, сочинить стихотворение. Не каждый даже может понять авторскую мысль
ответить на вопросы о содержании прочитанного. Как же ему помочь?
Один из исследователей детского творчества заметил, что ребенок никогда не сочинит собственной сказки, если он не познакомился хотя бы с одной из существующих.
Художественные произведения в символической форме раскрывают перед детьми смысл человеческих отношений, переживаний.
Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. Детский поэт И. Токмакова называет детскую литературу первоосновой воспитания. Художественная литература формирует нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывает эстетическое восприятие.
Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка. Е.А. Флерина отмечала, что литературное произведение дает готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок.
Н.С. Карпинская считает, что художественная книга дает прекрасные образцы литературного языка. В рассказах дети познают лаконизм и точность языка; в стихах – музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; в сказках – меткость, выразительность. Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности при ознакомлении с книгой отчетливо выступает связь речевого и эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции. Владение языковыми и изобразительно-выразительными средствами служит развитию художественного восприятия литературных произведений.
Направленность
Данная программа направлена на обеспечение построения целостного педагогического процессса, направленного на всестороннее развитие ребенка: физическое, познавательное, речевое, социально - личностное и художественно - эстетическое во взаимосвязи по средствам русской литературы. На расширение круга представлений детей через художественные образы. Система работы, изложенная в данной программе, помогает соединить в себе воспитание ребѐнка как личности, формирование интереса к книге и интеллектуальное развитие дошкольников, а также любовь к русской литературе и как следствие патриотичность в сознании ребенка.
Новизна
Новизна программы заключается не только в том, что она способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребѐнка, воспитанию ребѐнка-читателя. Но и в том, что она служит вспомогательным средством при реализации программы дополнительного образования «Социокультурные истоки» (активно внедряемую и используемую как в дошкольных, так и в средне образовательных организациях нашей страны), направленной на нравственно – патриотическое и духовное развитие ребенка. Данная программа разработана Российской Академией Естественных наук (РАЕН), еѐ авторы и составители: Кузьмин И.А., Обрамова О.С. Главным инструментарием программы являются «книги для развития». В этих книгах собраны произведения русского народного фольклора, сказки и рассказы русских аторов. Данная программа предусматривает комплекты книг как для изучения в образовательных учреждениях, так и для семейного «душеполезного» чтения. Это придает системность всей работе в целом. Одним из важнейших девизов программы «Социкультурные истоки» являются слова А.С. Пушкина: «Чтение – вот лучшее учение».
Для наибольшего удобства, предоставления возможности выбора и свободного взаимодействия с книгой для детей была создана детская библиотека «Лукоморье» на базе группы детского сада. На полках библиотеки присутствуют книги различного направления: развивающие, художественные, развлекательные… Здесь собраны лучшие и любимые всеми книги русских авторов.
Кружковое занятие поможет решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребѐнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как книга для ребѐнка – и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
Цель данной рабочей программы – повышение интереса детей к работе с книгой, привитие
нравственно – патриотического самосознания, а также дополнительное развитие их познавательных и речевых умений на материале любимых произведений.
Основными задачами программы являются:
Воспитание у детей дошкольного возраста позиции активного читателя, нравственно – патриотического самосознания, интереса и уважения к книге как источнику культуры родной страны.
Поддержание и развитие детской эмоциональности.
Активизация речевого и мыслительного творчества детей.
Развитие памяти, внимания, основных познавательных и речевых умений дошкольников.
Отличительная особенность программы.
В.А.Сухомлинский говорил: «Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни, надо ввести его в мир книг».
Повернуть дошкольное образование «лицом» к активной работе с книгой - вовсе не повод отказываться от обучающих задач, количество которых в последнее время возросло в связи с усложнением школьных программ, к усвоению которых мы должны подготовить ребѐнка в детском саду. Напротив, систематическая и разнообразная работа с художественной литературой поможет более успешно вести обучение малышей, сделать это обучение более лѐгким и интересным, что необыкновенно актуально для оптимизации образовательного процесса в ДОУ. Отличительной особенностью программы является то, что воспитатель на
занятиях постоянно создаѐт ситуации направленные на наибольшую активизацию самостоятельной речевой деятельности детей, самостоятельное изготовление детьми персонажей произведений и их обыгрывание.
Работа проводится в координации с Городской детской библиотекой № 12 (пополнение и обновление книжного фонда, сбор информации по заданной тематике и т.д.)
Содержание рассчитано на детей 5-ти- 6-ти лет.
Срок реализации данной рабочей учебной программы – 1 год.
Формы и режим занятий.
Данная работа организуется в старшей группе с сентября по май каждого учебного года включительно в форме кружковой работы, дополняющей и обогащающей реализацию образовательной области «Речевое развитие». Кружок проводится 1 раз в неделю во второй половине дня по 25-30 минут.
Формы организации занятий:
Комплексное занятие.
Занятие-путешествие;
Занятие-инсценировка;
Литературное развлечение
Занятие-викторина Методы работы:
наглядные: использование мультимедийных средств (просмотры DVD-фильмов, слайдов),показ иллюстраций, тематических альбомов.
словесные:Чтение воспитателя по книге или наизусть.Это дословная передача текста.Читающий, сохраняя язык автора, передает все оттенки мысли писателя, воздействует на ум и чувства слушателей.
Рассказывание воспитателя. Это относительно свободная передача текста (возможны перестановка слов, замена их, толкование). Рассказывание дает большие возможности для
привлечения внимания детей. Практические:Инсценирование.Этот метод можно рассматривать как средство вторичногоознакомления с художественным произведением.
Заучивание наизусть. Выбор способа передачи произведения (чтение или рассказывание) зависит от жанра и возраста слушателя.
Ожидаемый результат: развитие личности каждого ребенка,его творческого потенциала инравственного самосознания, его способностей, интересов, обучение детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика), усовершенствование артистических навыков детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительских умений.
Для определения результативности проведенной работы была разработана диагностическая карта по реализации рабочей программы:
Основными контрольными «инструментами» являются:наблюдение за работой ребѐнка впроцессе изучения того или иного художественного произведения. В случаях затруднений в оценке усвоения программы – индивидуальные беседы с ребѐнком.
При организации наблюдения и беседы используется методика, разработанная психологами Г.А.Урунтаевой, Ю.А.Афонькиной, представленная в издании «Практикум по деткой психологии: Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада\ Под ед. Г.А.Урунтаевой, - М.: Просвещение: Владос, 1995.
Наблюдение – это планомерное и целенаправленное фиксирование результатов вестественных условиях повседневной деятельности. При наблюдении необходимо соблюдать определѐнные условия:
Перед любым наблюдением педагог формулирует для себя цель: какое умение, качество ребѐнка при работе с художественной литературой будет изучаться, например, умение видеть и использовать средства речевой выразительности (многозначность, сравнения и т.п.).
В зависимости от цели исследования выбирается структурный компонент кружкового занятия, в которых будет осуществляться наблюдение. Например, «Речевая зарядка».
При наблюдении необходимо поддерживать естественную, привычную атмосферу кружкового занятия, не заостряя внимания на том, что педагог «проверяет» данного ребѐнка. Педагог не вмешивается в деятельность или ответ ребѐнка.
Наблюдение даѐт объективные данные, если проводится последовательно и систематично, то есть за ребѐнком наблюдение по данному структурному моменту занятия ведѐтся не менее 2-3 занятий подряд. Это связано ещѐ и с тем, что наблюдаемые факты не отделены от многих
попутных явлений (настроения ребѐнка, мотивированности его на деятельность, сложности задания и т.п.).
Педагог заранее определяет для себя способы фиксации данных – высказывания ребѐнка, не искажая и не приукрашивая их. Такие результаты может фиксировать младший воспитатель или второй воспитатель группы, чтобы не нарушать естественный ход занятия. В протоколе отмечаются и эмоции, реакции ребѐнка на происходящее, что даст дополнительные данные для определения отношения ребѐнка к прочитанному.
Нет строго определѐнной формы фиксации результатов – воспитатель выбирает удобный, понятный для себя вариант, на основе которого будет заполняться итоговая диагностическая таблица, представленная ниже.
Метод беседы применяется самостоятельно или сочетается с наблюдением.Например,изучая отношение ребѐнка к прочитанному, педагог наблюдает за ним во время 2-3 занятий, а затем задаѐт вопросы индивидуально:
Что тебе больше всего было интересно в этой сказке? С кем ты не согласен? А если бы ты попал в эту сказку, что бы ты сказал героям, чем бы им помог? Хочется ли тебе что-нибудь изменить в этой сказке? Почему? Эффективность беседы зависит от соблюдения следующих требований:
Подготовка беседы требует от педагога постановку конкретной цели, выбор материала для неѐ, например, конкретной сказки, иллюстраций к ней.
Вопросы для беседы должны быть чѐткими, краткими, конкретными, не должны подсказывать готовые ответы. Следует избегать использования в вопросах слов с двойным толкованием, имеющих неясный для ребѐнка смысл.
Педагог заучивает вопросы наизусть и задаѐт ребѐнку в строго определѐнном порядке, стимулируя его к развѐрнутым ответам. Возможно использовать уточняющие вопросы, если по ходу беседы возникает в этом необходимость.
Беседа не должна превышать 10-15 минут, чтобы ребѐнок не потерял к ней интерес.
До начала беседы необходимо установить с ребѐнком доверительные отношения, мотивировать его на беседу. Для этого можно сначала поговорить с ребѐнком на интересующую его тему и только потом приступить к заранее составленным вопросам. Беседа должна проводиться непринуждѐнно, тактично, ненавязчиво и ни в коем случае не носить характер выспрашивания. Очень важно, чтобы исследователь показал малышу личную заинтересованность в разговоре с ним.
Предварительно продумывается способ фиксации данных. Можно вести запись, как и в процессе наблюдения, можно использовать технические средства (диктофон). На основе зафиксированных данных будет заполняться итоговая диагностическая таблица, представленная ниже.
Старшая группа: 5-6 ЛЕТ.
Психологические особенности восприятия детьми 6-го года жизни литературного
произведения. Дошкольники стремятся поделиться с окружающими впечатлениями о прочитанном, обсудить содержание книги. Дети переходят к стадиям собственного художественного отношения к искусству, к литературе в частности. Восприятие литературы уже может быть отделено от игры. Это проявляется в пристальном внимании детей к содержанию произведения, способности и желании постигать его внутренний смысл. Возникает устойчивый интерес к книгам, тяготение к постоянному общению с ними, стремление к знакомству с новыми произведениями. Характерным становится избирательное отношение к произведениям определѐнного содержания и стиля (сказочным, приключенческим, природоведческим, историческим, лирическим, фантастическим и др.). Постоянное общение с книгой активно развивает творческие способности и умения детей. Эти способности реализуются в ролевых играх по литературным сюжетам, в инсценировках и драматизациях, выразительном чтении стихов, рисовании и других видах исполнительской деятельности.
Познавательные
и
Критерии
освоения
Отношение
к
Критерии
освоения
речевые умения
программы.
прочитанному.
программы.
Устанавливать
при
Низкий уровень:
Отношение
к
Низкий уровень:
слушании
При
восприятии
прочитанному
Эмоциональный
литературного
осознанное,
художественного
отклик
на
произведения
устойчивое.
Дети
произведения ребѐнок
произведение
многообразные
связи
видят
комическое
и
устанавливает
связи
выражен
слабо.
в
сюжете:
логику
драматическое,
без проникновения
в
Ребѐнок пассивен
в
событий,
причины
и
умеют
соотносить
подтекст,
не
всегда
различных
видах
следствия конфликтов,
это с
проявлениями
видит
следствия
деятельности
по
мотивы
поведения
реальной
жизни.
поступков,
не
произведениям:
героев,
роль
Адекватно
понимает
роли
драматизациях,
художественной
воспринимают
художественной
творческих
играх,
в
детали.
Адекватно
события и
поступки
детали.
Пассивен при
сочинении
воспринимать
героев.
Могут
обсуждении
книги.
собственных
сказок.
главного
понимать
мотивы,
Затрудняется
в
Данным
видам
литературного героя в
следствия и причины,
связном
пересказе
деятельности
его
разнообразных
способны
выразить
знакомых
предпочитает
другие.
проявлениях: внешний
своѐ
отношение
к
произведений,
не
Затрудняется
в
вид,
поступки,
этому.
Активны
в
использует различных
объяснении
и
переживания,
мысли,
различных
видах
образных
выражений,
понимании
мотивов,
отношения с другими
деятельности
по
фраз,
близких
к
следствия
и
причин
персонажами.
произведениям:
оригинальному
событий
книги.
Пересказывать
драматизациях,
тексту.
Впервые
Тяготения к общению
знакомые
и
творческих
играх,
в
услышанные
с
книгой
в
услышанные впервые
сочинении
произведения
не
самостоятельной
литературные
собственных сказок.
пересказывает.
деятельности
не
произведения.
испытывает.
Выражать
в
речи
Средний уровень:
отношение к героям и
Средний уровень:
событиям.
Ребѐнок
способен
Использовать яркие и
устанавливать
Положительно
точные
слова
и
наиболее
выражения,
в
том
существенные связи в
числе
–
некоторые
текстах с динамичным
образные.
Проявлять
содержанием,
однако
внимание
к языку
требует
помощи
произведения,
взрослого
при
чувствовать
и
слушании
и
осознавать
некоторые
обсуждении
средства
речевой
познавательных книг,
выразительности
лирических
стихов,
(многозначность
басен и др. Участвует
слова,
сравнение),
в обсуждении
книги,
осознавать
некоторые
но
пользуется
виды комического в
наводящими
произведениях.
вопросами.
Может
с
помощью
взрослого
пересказывать
вновь
услышанные
произведения,
но
не
всегда
проявляет
внимание
к
языку
произведения,
редко
использует
образные
выражения.
Высокий уровень:
Ребѐнок довольно
точно устанавливает
при слушании
литературного
произведения
многообразные связи
в сюжете. Адекватно
воспринимает
главного
литературного героя в
его разнообразных
проявлениях:
внешний вид,
поступки,
переживания, мысли,
отношения с другими
персонажами,
соотносит их с
поведением своим и
откликается на
предложение
воспитателя
обратиться к работе с
книгой, но
предпочитает другие
виды деятельности.
Эмоциональный
отклик на поступки
героев есть, однако
недостаточно ярко
выражен. Ребѐнок не
всегда правильно
оценивает мотивы
поступков, однако
способен соотнести
отдельные поступки и
действия с
общепринятыми
нормами морали.
удовольствием
участвуетв
различныхвидах
деятельности по произведениям: драматизациях, творческих играх, в сочинении собственных сказок,
ноиспытывает
потребность в помощи сверстников
и педагога. Обращается к книге в процессе самостоятельной деятельности.
Высокий уровень:
Отношение к
прочитанному
осознанное,
устойчивое. Дети
видят комическое и
окружающих. Связно
выражает в речи
отношение к героям и
событиям. Использует
яркие и точные слова
выражения, в том числе – некоторые
образные. Хорошо чувствует комическое в произведении.
драматическое, умеют
соотносить это с
проявлениями
реальной жизни.
Адекватно
воспринимают
события и поступки
героев. Могут
понимать мотивы,
следствия и причины,
способны выразить
своѐ отношение к
этому. Активны в
различных видах
деятельности по
произведениям:
драматизациях,
творческих играх, в
сочинении
собственных сказок.
Испытывают интерес
к книге в
самостоятельной
деятельности.
Проявляют
инициативу,
предлагают
взрослому прочитать
книгу, поиграть «в
сказку».
-высокий ; -средний - низкий
Подведение итогов реализации дополнительной образовательной программы проводится вформе открытого заседания кружка «Литературная гостиная», а также в форме викторины.
Содержание изучаемого курса
№
Тема
Месяц
Цель и задачи
Краткое
описание
Материал
темы
1.
Любимые
стихи
Сентябрь
Цель:-
Закрепление
Вначале,
дети
книги
для
А.Л. Барто
знания
детей
о
вспоминают
тематической
литературном
знакомые из раннего
выставки
«Поэт
творчестве А. Барто.
возраста
стихи
—
детям»,
Задачи:
А.Барто
из
цикла
портрет А. Барто,
1.
Развивать у детей
«Игрушки».
Затем
атрибуты
к
интерес
к
угадывают
драматизации,
художественной
произведения
по
игрушки,
литературе,
к
прочтѐнному
аудиозапись
поэзии;
воспитателем
песни
2.Учить
отрывку. Далее дети
«Рыболов».
внимательно,
читают
наизусть
вдумчиво
слушать
стихи
из
цикла
,отвечать на вопросы
«Вовка-добрая
по тексту;
душа»,
а
в
3. Продолжать учить
заключении
детей
понимать
знакомятся с новым
содержание
произведением «На
стихотворений,
заставе» и отвечают
помочь
осмыслить
на
вопросы
по
юмористический
и
тексту.
сатирический стиль
произведений.
2.
Путешествие
в
Октябрь-
Цель:
закреплять
В
процессе
занятия
Аудиозапись
мир сказок.
Ноябрь
знания
детей
о
дети
выполняют
«Вечер в лесу».
русском
фольклоре
задания
Бабы
Яги,
Костюмы
на примере сказок.
чтобы
спасти
Золушки,
Задачи:
сказочных
героев.
Красной
1.
Закрепить навыки
Для
этого,
им
Шапочки, Кота в
творческого
приходится
сапогах.
рассказывания
в
вспомнить
какие
игровой
грибы съедобные,
а
деятельности.
какие
ядовитые,
и
2.
Формировать
для чего они нужны
культуру
речевого
в
лесу,
отгадать
общения в процессе
загадки
по
русским
игры,
сказкам и из набора
художественного
картинок
выбрать
творчества.
те,
которые
3.
Тренировать
в
рассказывают
ту
умении
решать
или
иную
сказку.
проблемные
После
чего
ситуации на примере
появляются
герои
сказки.
этих сказок.
4.
Обогащать
и
активизировать
словарь
в процессе
совместной
деятельности.
3.
Зимушка-зима.
Декабрь-
Цель:
Познакомить
Практически
всѐ
Аудиозапись
январь
детей с творчеством
действие проходит в
«Кабы
не
было
русских поэтов.
стихотворной
зимы»
из
м/ф
Задачи:
форме.
Во
время
«Каникулы
в
1.Прививать интерес
занятия
Снежная
Простоквашино»,
к
чтению;
Королева
путает
костюм Снежной
2.Закрепить знания и
детей,
что
Королевы
расширить
заставляет
их
представления детей
вспоминать
о
зиме;
названия
зимних
3.Развивать
месяцев,
их
исполнительские
очерѐдность,
способности детей.
народные приметы,
поговорки о зиме.
4.
Сказки
К.И.
Февраль-
Цель:
Расширять
Занятие
походит в
Три листа А3 для
Чуковского
Март
знания
о творчестве
форме
путешествия
карты, цветные
К.И.Чуковского.
.
Детям
карандаши,
Задачи:
предлагается
разрезные
1.Вспомнить
с
дорисовать
карту
картинки
с
детьми
,по которой
доктор
изображением
произведения К.И.
Айболит
попадѐт в
посуды,
куклы
Чуковского;
Африку,
где
би-ба-бо
2.Оживить в памяти
заболели
звери. По
:Айболит,
детей
события
пути
им
Мойдодыр,
знакомых
сказок;
встречаются
Федора.
3.Развивать
Мойдодыр
и
Портрет
творческое
Федора,
которые
К.И.Чуковского
воображение.
прося
прочитать
отрывки
их
произведений,
выполнить
практические
задания.
5.
Музей
сказок
апрель
Задачи:
В
начале
Выставка
книг
К.Чуковского
1.Закрепить
знания
проводится беседа о
К.И.Чуковского.
детей
о
музеях,о том что
Маски-шапочки
литературном
можно
в
них
к
сказке
творчестве
увидеть.
Дети
«Телефон».
К.Чуковского;
рассказывают о том,
Разрезные
2.Научить
детей
в каких музеях были
картинки
понимать
характеры
они.
Затем
дети
посказкам.
сказочных
героев,
идут
к
экспозиции
ситуации,
на
которой
воспринимать
представлены
образное
книги,
содержание;
смоделированы
3.
Обогащать
сценки
из
сказок
словарь
детей
Чуковского,
синонимами,
перепутанные
антонимами.
наборы картинок по
сказкам.
Детям
предлагаются
загадки
по
теме,
игра
–
викторина
между командами. В
конце
проводится
игра-драматизация
по
сказке
«Телефон».
6.
Весна
в
май
Цель:
Продолжать
Детям
Портрет
творчествеА.С.
знакомить детей с
предлагается
А.С.Пушкина.
Пушкина
жизнью
и
отправиться
в
Аудиозаписи
творчеством
путешествие
в
классической
А.С.Пушкина.
прошлое, в гости к
музыки:
Задачи:
великому
П.Чайковский
1. Показать
детям
русскому
поэту
«Вальс цветов»,
поэтические
образы
А.С.
Пушкину.
«Апрель»
из
весенней
и
летней
Даются
краткие
цикла «Времена
природы,
созданные
А.С.Пушкиным.
биографические
года»,
2.Познакомить детей
сведения
о его
«Колыбельная»,
с
классической
детстве,
юности.
репродукции
музыкой
и
Всѐ
действие
картин
:
п.И.Чайковского
сопровождается
«Сосновый
Н.А.
Римского
–
чтением
детьми
бор»
И.
Корсакова
наизусть
стихов,
Шишкина,
,посвящѐнной весне
звучанием
«Мокрый
луг»
и
лету.
музыки.
Ф. Васильева,
3.Воспитывать
«Сенокос»
интерес к творчеству
А.С. Пушкина.
А.Пластова.
ПРИЛОЖЕНИЕ: задания на расширение знаний русской литературы.
1.Разложи картинки»
Цель: Выявление знания сказок и последовательных событий в них.
Материал: Иллюстрации к сказкам: русская народная сказка; «Двенадцать месяцев» С. Маршака;
«Сказка о царе Салтане» А.С. Пушкина (по пять- шесть иллюстраций). Методика: ребенку предлагается
задание: «Посмотри, из книги растерялись странички сказку теперь нельзя рассказать. Помоги
разложить картинки»
«Угадай, из какой сказки герой»
Цель: Выявление узнавания сказок, определения героев и отношений между ними.
Материал: Иллюстрации с изображением персонажей к четырем сказкам: «Три поросенка», «Гадкий утенок», «Дюймовочка», «Мороз Иванович». Обложки к этим книгам. Методика: перед ребенком раскладывают по одной иллюстрации к каждой из четырех сказок и предлагают подобрать героев к каждой сказке.
«Подбери книги друг к другу»
Цель: Выявление умения различать литературные произведения по жанрам: сказка, рассказ, стихотворение.
Материал: по три книги каждого жанра: сказка, рассказ, стихотворение. Например, сказки «Сказка про храброго зайца» Д. Мамина- Сибиряка, русские народные сказки «Снегурочка» и «Лиса и рак»; стихотворения «Кем быть» В. Маяковского, «Тараканище» К. Чуковского, «Посидим в тишине» Е. Благининой; рассказы «Живая шляпа» Н. Носова, «Серебряное копытце» П. Бажова, «Гадкий утенок» Г.Х. Андерсена. Методика: Педагог рассматривает с ребенком книги, уточняет их названия. Предлагает разложить книги на группы и ответить на вопрос: «Какие книги подходят друг другу и почему?».
«Дежурный»
Цель: выявление умения обобщать литературные произведения по заданным темам.
Материал: оформленные папки по темам: о маме, природа, дети, животные, растения, о труде взрослых
(3 книги на каждую тему). Методика: педагог рассматривает с ребенком оформленные папки и спрашивает: «Если бы ты сегодня был дежурным, как бы разложил книги по папкам?» предлагает разложить книги в папки.
«Узнай,какая сказка,какой герой»
Цель: выявление понимания сказок, эмоционального состояния персонажей; умения оценивать поступки героев сказок.
Материал: по одной иллюстрации к сказкам: «По щучьему велению», «Красная шапочка», «Доктор
Айболит». Изображения персонажей сказок: «Кот в сапогах», «Золушка», «Буратино»