Данная программа по экологическому воспитанию дошкольников акцентирует внимание на вопросах классической экологии (ознакомление детей с некоторыми взаимосвязями живых объектов и окружающей среды, экосистемами и т.д.).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа "Человек, экология, биоэтика"»
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Краснозерского района Новосибирской области Краснозерский детский сад №6
Программа дополнительного образования
«ЧЕЛОВЕК, ЭКОЛОГИЯ, БИОЭТИКА»
для детей дошкольного возраста
(3-7 лет)
Автор: Назаренко Оксана Владимировна, воспитатель первой квалификационной категории
Содержание
1.Пояснительная записка……………………………………………….стр.2
2. Принципы, методы программы…………………….………………стр.3
3. Структура программы………………………………………………стр.5
4. Оценка результативности реализации программы……….. ...стр.6
5. Список литературы………………………………………………….стр.7
6.Приложение…………………………………………………………….стр.7
1.Пояснительная записка
С принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» и «Об образовании» созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения. «Указ Президента Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» (с учетом Декларации Конференции ООН по окружающей среде и развитию, подписанной Россией), соответствующие постановления Правительства возводят экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем. Указанные документы подразумевают создания в регионах страны системы непрерывного экологического образования, первым звеном которого является дошкольное воспитание. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру.
Данная программа по экологическому образованию детей дошкольного возраста акцентирует внимание на вопросах классической экологии (ознакомление детей с некоторыми взаимосвязями живых объектов и окружающей среды, экосистемами и т. п.). Экологическое воспитание связано с наукой экологией и различными ее ответвлениями. В его основе – «адаптированные на дошкольный возраст ведущие идеи экологии: организм и среда, сообщество живых организмов и среда, человек и среда.
Актуальность создания программы «Человек, экология, биоэтика»: обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительной работы по формированию у детей и родителей экологического сознания, культуры природопользования. Также для коррекции уровня развития, работа со способными детьми и для формирования экологического мировоззрения родителей, повышения их экологической грамотности и культуры. Процесс становления осознанно – правильного отношения к природе сопровождается определенными формами поведения ребенка, которые могут служить критерием оценки уровня его экологической воспитанности.
Программа «Человек, экология, биоэтика» составлена на основе программы «Юный Эколог» автора Николаевой С.Н. в рамках реализации части, формируемой участниками образовательных отношений основной общеобразовательной программы дошкольного образования учреждения.
Реализация программы осуществляется в форме проведения занятий, наблюдений, экспериментов, праздников с детьми от 3 до 7 лет. На каждую тему отводится по 2 занятия в соответствии с возрастными характеристиками детей.
Цель программы:
Формирование у детей экологического мышления, направленного на осознание ценности каждого живого существа; ознакомление с происходящими в природе процессами и явлениями, что должно стать основой становления экологически грамотного, дружественного, ответственного и безопасного для природы и здоровья человека поведения.
Задачи:
1.Образовательная: расширять и обобщать знания детей о мире природы, как целостной взаимосвязанной экосистеме.
2.Развивающая: развивать общие познавательные способности: умение наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать способы их проверки, находить причинно - следственные связи.
3.Воспитательная: формирование экологического мышления ребёнка,
воспитание духовно богатой личности.
2. Принципы, методы программы
Основные принципы педагогической работы в рамках программы:
Принцип научности. Применение только научно обоснованных форм и методов работы, соответствующих возрасту детей и учитывающих их психофизиологические особенности.
Принцип позитивизма. Предполагает воспитание и обучение детей на положительных примерах и одновременное использование в работе с дошкольниками трех подходов: запрещающих, разрешающих (например, цветы рвать нельзя, но можно их нюхать, любоваться ими; жуков собирать нельзя, но можно наблюдать за ними) и рекомендательных (поливать растения на клумбе, вешать кормушки на деревьях и т.п.).
Принцип системности. Заключается в одновременном получении знаний о происходящих в природе процессах и формировании таких нравственных качеств, как сострадание, доброта, милосердие. Системность проявляется и в организации работы с родителями.
Принцип наглядности. Позволяет учитывать наглядно-образное и наглядно-действенное мышление ребенка-дошкольника. Использование этого принципа предполагает, что для решения целей и задач экологического образования педагог выбирает объекты, процессы, доступные для понимания и освоения ребенком определенного возраста, которые тот может наблюдать непосредственно в своем окружении. Принцип наглядности означает также постоянное использование в работе с детьми наглядного материала: иллюстраций, пособий, видеоматериалов, картин, плакатов, моделей, макетов и т.п.
Принцип гуманности. Проявляется, прежде всего, в выборе гуманистической модели образования, подразумевающей переход с авторитарного обучения и воспитания на личностно-ориентированное, на педагогику сотрудничества взрослого и ребенка, диалоговую форму обучения, когда ребенок становится равноправным членом обсуждения, а не просто обучаемым. Организация занятий направлена на то, чтобы дети могли как можно чаще высказываться, актуализировать собственный опыт, предполагать, фантазировать.
Принцип последовательности. Связан с принципами системности и проблемности. Занятия должны проводиться в определенной логической последовательности, отражающей структуру блоков программы и тем внутри них. Этот принцип отражается также в системе последовательного развертывания знаний — от простого к более сложному.
Принцип безопасности. Используемые педагогом формы и методы работы должны быть безопасными для ребенка. Принцип безопасности подразумевает также, что педагог не забывает о призыве «Не навреди природе!».
Принцип деятельности. Деятельность — это основа экологического образования дошкольника. В процессе ознакомления ребенка с природой традиционно большое внимание уделяется уходу за комнатными растениями, животными уголка природы, труду на огороде. Однако с позиции экологического образования необходимо расширить рамки такой деятельности за счет участия детей совместно со взрослыми (особенно родителями) или детьми более старшего возраста в различных природоохранных акциях, оценке состояния своего дома, двора, территории детского сада, группы (например, какие растения растут вокруг нас, достаточно ли их, как дома используется вода и т.п.). Такой подход позволяет сделать деятельность ребенка более осмысленной и значимой для него.
Методы, используемые на занятиях:
• игра (сюжетно-ролевая, режиссерская, дидактическая, настольно-печатная, интеллектуальная);
• активное наблюдение и беседа;
• экскурсия;
• творческое конструирование;
• труд в природе.
3. Структура программы
Раздел 1. Знакомство с природой
Тема 1. Природа живая и неживая
Знакомство детей с понятиями живой и неживой природы, представителями животного и растительного мира; обратить их внимание на ценность каждого живого существа.
Раздел 2. Этичное отношение к растениям
Тема 2. Мир растений
Познакомить детей с растениями, научить любить и ценить их. Дать представления о том, что травы — живые существа, причем очень хрупкие. Сформировать познавательный интерес к миру растений.
Тема 3. Наши друзья деревья
Познакомить детей с деревьями как с воплощением красоты и могущества природы. Дать представления о том, что деревья — живые существа, к которым следует бережно относиться.
Тема 4. Экскурсия в осенний парк
Продолжить знакомство детей с представителями флоры Беларуси, отмечая их характерные особенности в осенний период года, обращая внимание на красоту и неповторимость каждого живого существа, их значимость и взаимозависимость в природе.
Тема 5. Готовимся к Новогодним праздникам
Познакомить детей с красотой зимней природы, объясняя, что не стоит губить ели и сосны ради кратковременной забавы на Новый год.
Раздел 3. Этичное отношение к животным
Тема 6. Дикие и домашние животные
Познакомить детей с категориями «дикие» и «домашние» животные, их представителями, обращая внимание на то, что все живые существа имеют свою внутреннюю ценность и нуждаются в защите.
Тема 7. Знакомство с дикими животными
Познакомить детей с представителями дикой фауны, их детенышами, повадками, средой обитания, сосредоточив внимание на их красоте, неповторимости. Объяснить значимость и взаимозависимость живых существ в природе.
Тема 8. Наши четвероногие друзья
Познакомить детей с представителями домашних животных, их детенышами, средой обитания, объясняя при этом, что питомцы нуждаются не только в пище и укрытии, но и в ласке, внимании со стороны хозяев, защите от боли и страданий.
Тема 9. О тех, кому не повезло
Рассказать детям о безответственном поведении людей — как основной причине появления бездомных животных. Воспитывать сострадание к тем существам, которые попали в беду, желание помочь им.
Тема 10. Поможем птицам зимой спастись от голода
Сформировать у детей желание помогать живым существам, находящимся в трудных для жизни условиях. Научить делать простые зимние кормушки
Тема 11. Лес (парк) — дом для растений и животных
Сформировать представление о том, что лес — это сообщество растений (травы, кустарники, деревья), которое имеет своих постоянных и временных жителей (животных, птиц), а человек приходит туда в гости. Познакомить с правилами поведения в лесу.
Тема 12. Луг — дом для трав и насекомых
Уточнить представление о том, что луг — это сообщество трав, являющееся средой обитания для мелких животных, а человек приходит туда в гости. Познакомить с правилами поведения на лугу.
Тема 13. Водоем — дом для животных, рыб и растений
Сформировать представления об обитателях водоема: рыбах, раках, лягушках, растениях — водорослях, кувшинках и т.д. Обратить внимание на то, что у водоема, в гостях у природы, нужно уметь себя вести.
Тема 14. Чистый воздух
Сформировать представление о том, что воздух — жизненно необходимый фактор для всех живых существ (растений, животных и человека), а его чистота является залогом здоровья.
Тема 15. Берегите воду
Формировать представление о том, что вода является жизненно важным ресурсом для животных, людей и растений (питьевая вода), а также единственной средой обитания для некоторых животных (рыбы и др.). Учить детей экономно использовать воду в быту.
Тема 16. Экологическая тропа
Провести экскурсию и закрепить навыки экологически грамотного поведения в природе.
Сформировать представление о «порядке и чистоте» на земле, о раздельном сборе отходов (бумага, пластик, стекло).
4.Оценка результативности реализации программы
К концу прохождения курса Программы ожидаются следующие результаты:
- дети, возрастом 3-4 лет, должны правильно взаимодействовать с окружающим миром. Участвовать в наблюдении за растениями, животными, птицами, рыбами. Делиться своими познаниями о живом и неживом мире.
- дети, возрастом 4-5 лет, должны правильно взаимодействовать с окружающим миром. Участвовать в наблюдении за растениями, животными, птицами, рыбами. Делиться своими познаниями о живом и неживом.
- дети, возрастом, 5-7 лет, должны объяснять экологические зависимости. Ухаживать за растениями и животными в уголке природы, делать элементарные выводы и умозаключения. Иметь представления о родном крае.
Формой подведения итогов реализации программы являются: экологические праздники, викторины и т.д.
5. Список литературы
1. Программа «От рождения до школы». Под ред. Н. Е.Вераксы, М. А. Васильевой, Т.С.Комаровой. Москва: «Мозаика- Синтез», 2010год.
2.В.А.Зебзеева Развитие элементарных естественно-научных представлений и экологической культуры детей – М.: ТЦ «Сфера»
3.Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми. Издательство «Учитель», Воронеж, 2002.
4.Николаева С.Н. Юный эколог. Программа, Москва, «Мозаика- Синтез», 2005 г.