kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа "Человек, экология, биоэтика"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа по экологическому воспитанию дошкольников акцентирует внимание на вопросах классической экологии (ознакомление детей с некоторыми взаимосвязями живых объектов и окружающей среды, экосистемами и т.д.).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа "Человек, экология, биоэтика"»

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Краснозерского района Новосибирской области Краснозерский детский сад №6





Программа дополнительного образования

«ЧЕЛОВЕК, ЭКОЛОГИЯ, БИОЭТИКА»

для детей дошкольного возраста

(3-7 лет)

















Автор: Назаренко Оксана Владимировна, воспитатель первой квалификационной категории

















Содержание

1.Пояснительная записка……………………………………………….стр.2

2. Принципы, методы программы…………………….………………стр.3

3. Структура программы………………………………………………стр.5

4. Оценка результативности реализации программы……….. ...стр.6

5. Список литературы………………………………………………….стр.7

6.Приложение…………………………………………………………….стр.7

1.Пояснительная записка

С принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» и «Об образовании» созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения. «Указ Президента Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» (с учетом Декларации Конференции ООН по окружающей среде и развитию, подписанной Россией), соответствующие постановления Правительства возводят экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем. Указанные документы подразумевают создания в регионах страны системы непрерывного экологического образования, первым звеном которого является дошкольное воспитание. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру.

Данная программа по экологическому образованию детей дошкольного возраста акцентирует внимание на вопросах классической экологии (ознакомление детей с некоторыми взаимосвязями живых объектов и окружающей среды, экосистемами и т. п.). Экологическое воспитание связано с наукой экологией и различными ее ответвлениями. В его основе – «адаптированные на дошкольный возраст ведущие идеи экологии: организм и среда, сообщество живых организмов и среда, человек и среда.

Актуальность создания программы «Человек, экология, биоэтика»: обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительной работы по формированию у детей и родителей экологического сознания, культуры природопользования. Также для коррекции уровня развития, работа со способными детьми и для формирования экологического мировоззрения родителей, повышения их экологической грамотности и культуры. Процесс становления осознанно – правильного отношения к природе сопровождается определенными формами поведения ребенка, которые могут служить критерием оценки уровня его экологической воспитанности.

Программа «Человек, экология, биоэтика» составлена на основе программы «Юный Эколог» автора Николаевой С.Н. в рамках реализации части, формируемой участниками образовательных отношений основной общеобразовательной программы дошкольного образования учреждения.

Реализация программы осуществляется в форме проведения занятий, наблюдений, экспериментов, праздников с детьми от 3 до 7 лет. На каждую тему отводится по 2 занятия в соответствии с возрастными характеристиками детей.

Це­ль прог­рам­мы:


Фор­ми­ро­ва­ние у де­тей эко­ло­ги­чес­ко­го мыш­ле­ния, нап­рав­лен­но­го на осоз­на­ние цен­нос­ти каж­до­го жи­во­го су­щес­т­ва; озна­ком­ле­ние с про­ис­хо­дя­щи­ми в при­ро­де про­цес­са­ми и явле­ни­я­ми, что дол­ж­но стать осно­вой ста­нов­ле­ния эко­ло­ги­чес­ки гра­мот­но­го, дру­жес­т­вен­но­го, ответ­с­т­вен­но­го и бе­зо­пас­но­го для при­ро­ды и здо­ро­вья че­ло­ве­ка по­ве­де­ния.

Задачи:

1.Образовательная: расширять и обобщать знания детей о мире природы, как целостной взаимосвязанной экосистеме.

2.Развивающая: развивать общие познавательные способности: умение наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать способы их проверки, находить причинно - следственные связи.

3.Воспитательная: формирование экологического мышления ребёнка,

воспитание духовно богатой личности.

2. Принципы, методы программы

Ос­нов­ные прин­ци­пы пе­да­го­ги­чес­кой ра­бо­ты в рам­ках прог­рам­мы:

Прин­цип на­уч­нос­ти. При­ме­не­ние толь­ко на­уч­но обос­но­ван­ных форм и ме­то­дов ра­бо­ты, со­от­вет­с­т­ву­ю­щих воз­рас­ту де­тей и учи­ты­ва­ю­щих их пси­хо­фи­зи­о­ло­ги­чес­кие осо­бен­нос­ти.

Прин­цип по­зи­ти­виз­ма. Пред­по­ла­га­ет вос­пи­та­ние и обу­че­ние де­тей на по­ло­жи­тель­ных при­ме­рах и однов­ре­мен­ное исполь­зо­ва­ние в ра­бо­те с дош­коль­ни­ка­ми трех под­хо­дов: зап­ре­ща­ю­щих, раз­ре­ша­ю­щих (нап­ри­мер, цве­ты рвать нель­зя, но мож­но их ню­хать, лю­бо­вать­ся ими; жу­ков со­би­рать нель­зя, но мож­но наб­лю­дать за ни­ми) и ре­ко­мен­да­тель­ных (по­ли­вать рас­те­ния на клум­бе, ве­шать кор­муш­ки на де­ре­вьях и т.п.).

Прин­цип проб­лем­нос­ти. Пред­по­ла­га­ет соз­да­ние проб­лем­ных си­ту­а­ций, в ре­ше­ние ко­то­рых вов­ле­ка­ет­ся ре­бе­нок. При­ме­ром та­ких си­ту­а­ций мо­жет быть эле­мен­тар­ная по­ис­ко­вая де­я­тель­ность де­тей, экспе­ри­мен­ти­ро­ва­ние, актив­ное наб­лю­де­ние.

Прин­цип сис­тем­нос­ти. Зак­лю­ча­ет­ся в однов­ре­мен­ном по­лу­че­нии зна­ний о про­ис­хо­дя­щих в при­ро­де про­цес­сах и фор­ми­ро­ва­нии та­ких нрав­с­т­вен­ных ка­честв, как сос­т­ра­да­ние, доб­ро­та, ми­ло­сер­дие. Сис­тем­ность про­яв­ля­ет­ся и в орга­ни­за­ции ра­бо­ты с ро­ди­те­ля­ми.

Прин­цип наг­ляд­нос­ти. Поз­во­ля­ет учи­ты­вать наг­ляд­но-об­раз­ное и наг­ляд­но-дей­с­т­вен­ное мыш­ле­ние ре­бен­ка-дош­коль­ни­ка. Исполь­зо­ва­ние это­го прин­ци­па пред­по­ла­га­ет, что для ре­ше­ния це­лей и за­дач эко­ло­ги­чес­ко­го обра­зо­ва­ния пе­да­гог вы­би­ра­ет объек­ты, про­цес­сы, дос­туп­ные для по­ни­ма­ния и осво­е­ния ре­бен­ком опре­де­лен­но­го воз­рас­та, ко­то­рые тот мо­жет наб­лю­дать не­пос­ред­с­т­вен­но в сво­ем окру­же­нии. Прин­цип наг­ляд­нос­ти озна­ча­ет так­же пос­то­ян­ное исполь­зо­ва­ние в ра­бо­те с деть­ми наг­ляд­но­го ма­те­ри­а­ла: иллюс­т­ра­ций, по­со­бий, ви­де­о­ма­те­ри­а­лов, кар­тин, пла­ка­тов, мо­де­лей, ма­ке­тов и т.п.

Прин­цип гу­ман­нос­ти. Про­яв­ля­ет­ся, преж­де все­го, в вы­бо­ре гу­ма­нис­ти­чес­кой мо­де­ли обра­зо­ва­ния, под­ра­зу­ме­ва­ю­щей пе­ре­ход с авто­ри­тар­но­го обу­че­ния и вос­пи­та­ния на лич­нос­т­но-ори­ен­ти­ро­ван­ное, на пе­да­го­ги­ку сот­руд­ни­чес­т­ва взрос­ло­го и ре­бен­ка, ди­а­ло­го­вую фор­му обу­че­ния, ког­да ре­бе­нок ста­но­вит­ся рав­ноп­рав­ным чле­ном обсуж­де­ния, а не прос­то обу­ча­е­мым. Орга­ни­за­ция за­ня­тий нап­рав­ле­на на то, что­бы де­ти мог­ли как мож­но ча­ще выс­ка­зы­вать­ся, акту­а­ли­зи­ро­вать соб­с­т­вен­ный опыт, пред­по­ла­гать, фан­та­зи­ро­вать.

Прин­цип пос­ле­до­ва­тель­нос­ти. Свя­зан с прин­ци­па­ми сис­тем­нос­ти и проб­лем­нос­ти. За­ня­тия дол­ж­ны про­во­дить­ся в опре­де­лен­ной ло­ги­чес­кой пос­ле­до­ва­тель­нос­ти, отра­жа­ю­щей струк­ту­ру бло­ков прог­рам­мы и тем внут­ри них. Этот прин­цип отра­жа­ет­ся так­же в сис­те­ме пос­ле­до­ва­тель­но­го раз­вер­ты­ва­ния зна­ний — от прос­то­го к бо­лее слож­но­му.

Прин­цип бе­зо­пас­нос­ти. Исполь­зу­е­мые пе­да­го­гом фор­мы и ме­то­ды ра­бо­ты дол­ж­ны быть бе­зо­пас­ны­ми для ре­бен­ка. Прин­цип бе­зо­пас­нос­ти под­ра­зу­ме­ва­ет так­же, что пе­да­гог не за­бы­ва­ет о при­зы­ве «Не нав­ре­ди при­ро­де!».

Прин­цип интег­ра­ции. Интег­ри­ро­ван­ный под­ход пред­по­ла­га­ет тес­ное сот­руд­ни­чес­т­во с пе­да­го­га­ми дош­коль­но­го учреж­де­ния.

Прин­цип де­я­тель­нос­ти. Де­я­тель­ность — это осно­ва эко­ло­ги­чес­ко­го обра­зо­ва­ния дош­коль­ни­ка. В про­цес­се озна­ком­ле­ния ре­бен­ка с при­ро­дой тра­ди­ци­он­но боль­шое вни­ма­ние уде­ля­ет­ся ухо­ду за ком­нат­ны­ми рас­те­ни­я­ми, жи­вот­ны­ми угол­ка при­ро­ды, тру­ду на ого­ро­де. Одна­ко с по­зи­ции эко­ло­ги­чес­ко­го обра­зо­ва­ния не­об­хо­ди­мо рас­ши­рить рам­ки та­кой де­я­тель­нос­ти за счет учас­тия де­тей сов­мес­т­но со взрос­лы­ми (осо­бен­но ро­ди­те­ля­ми) или деть­ми бо­лее стар­ше­го воз­рас­та в раз­лич­ных при­ро­до­ох­ран­ных акци­ях, оцен­ке сос­то­я­ния сво­е­го до­ма, дво­ра, тер­ри­то­рии дет­с­ко­го са­да, груп­пы (нап­ри­мер, ка­кие рас­те­ния рас­тут вок­руг нас, дос­та­точ­но ли их, как до­ма исполь­зу­ет­ся во­да и т.п.). Та­кой под­ход поз­во­ля­ет сде­лать де­я­тель­ность ре­бен­ка бо­лее осмыс­лен­ной и зна­чи­мой для не­го.

Ме­то­ды, исполь­зу­е­мые на за­ня­ти­ях:

• игра (сю­жет­но-ро­ле­вая, ре­жис­сер­с­кая, ди­дак­ти­чес­кая, нас­толь­но-пе­чат­ная, интел­лек­ту­аль­ная);

• актив­ное наб­лю­де­ние и бе­се­да;

• экскур­сия;

• твор­чес­кое кон­с­т­ру­и­ро­ва­ние;

• труд в при­ро­де.

3. Структура программы


Раз­дел 1. Зна­ком­с­т­во с при­ро­дой


Тема 1. При­ро­да жи­вая и не­жи­вая

Зна­ком­с­т­во де­тей с по­ня­ти­я­ми жи­вой и не­жи­вой при­ро­ды, пред­с­та­ви­те­ля­ми жи­вот­но­го и рас­ти­тель­но­го ми­ра; обра­тить их вни­ма­ние на цен­ность каж­до­го жи­во­го су­щес­т­ва.

Раз­дел 2. Этич­ное отно­ше­ние к рас­те­ни­я­м


Тема 2. Мир рас­те­ний

Поз­на­ко­мить де­тей с рас­те­ни­я­ми, на­у­чить лю­бить и це­нить их. Дать пред­с­тав­ле­ния о том, что тра­вы — жи­вые су­щес­т­ва, при­чем очень хруп­кие. Сфор­ми­ро­вать поз­на­ва­тель­ный инте­рес к ми­ру рас­те­ний.

Тема 3. На­ши дру­зья де­ре­вья

Поз­на­ко­мить де­тей с де­ре­вья­ми как с воп­ло­ще­ни­ем кра­со­ты и мо­гу­щес­т­ва при­ро­ды. Дать пред­с­тав­ле­ния о том, что де­ре­вья — жи­вые су­щес­т­ва, к ко­то­рым сле­ду­ет бе­реж­но отно­сить­ся.

Тема 4. Экскур­сия в осен­ний пар­к

П­ро­дол­жить зна­ком­с­т­во де­тей с пред­с­та­ви­те­ля­ми фло­ры Бе­ла­ру­си, отме­чая их ха­рак­тер­ные осо­бен­нос­ти в осен­ний пе­ри­од го­да, обра­щая вни­ма­ние на кра­со­ту и не­пов­то­ри­мость каж­до­го жи­во­го су­щес­т­ва, их зна­чи­мость и вза­и­мо­за­ви­си­мость в при­ро­де.

Тема 5. Го­то­вим­ся к Но­во­год­ним праз­д­ни­ка­м

Поз­на­ко­мить де­тей с кра­со­той зим­ней при­ро­ды, объяс­няя, что не сто­ит гу­бить ели и сос­ны ра­ди крат­ков­ре­мен­ной за­ба­вы на Но­вый год.

Раз­дел 3. Этич­ное отно­ше­ние к жи­вот­ны­м


Тема 6. Ди­кие и до­маш­ние жи­вот­ны­е

Поз­на­ко­мить де­тей с ка­те­го­ри­я­ми «ди­кие» и «до­маш­ние» жи­вот­ные, их пред­с­та­ви­те­ля­ми, обра­щая вни­ма­ние на то, что все жи­вые су­щес­т­ва име­ют свою внут­рен­нюю цен­ность и нуж­да­ют­ся в за­щи­те.

Тема 7. Зна­ком­с­т­во с ди­ки­ми жи­вот­ны­ми

Поз­на­ко­мить де­тей с пред­с­та­ви­те­ля­ми ди­кой фа­у­ны, их де­те­ны­ша­ми, по­вад­ка­ми, сре­дой оби­та­ния, сос­ре­до­то­чив вни­ма­ние на их кра­со­те, не­пов­то­ри­мос­ти. Объяс­нить зна­чи­мость и вза­и­мо­за­ви­си­мость жи­вых су­ществ в при­ро­де.

Тема 8. На­ши чет­ве­ро­но­гие дру­зья

Поз­на­ко­мить де­тей с пред­с­та­ви­те­ля­ми до­маш­них жи­вот­ных, их де­те­ны­ша­ми, сре­дой оби­та­ния, объяс­няя при этом, что пи­том­цы нуж­да­ют­ся не толь­ко в пи­ще и укры­тии, но и в лас­ке, вни­ма­нии со сто­ро­ны хо­зя­ев, за­щи­те от бо­ли и стра­да­ний.

Тема 9. О тех, ко­му не по­вез­ло

Рас­с­ка­зать де­тям о бе­зот­вет­с­т­вен­ном по­ве­де­нии лю­дей — как основ­ной при­чи­не по­яв­ле­ния без­дом­ных жи­вот­ных. Вос­пи­ты­вать сос­т­ра­да­ние к тем су­щес­т­вам, ко­то­рые по­па­ли в бе­ду, же­ла­ние по­мочь им.

Тема 10. По­мо­жем пти­цам зи­мой спас­тись от го­ло­да

С­фор­ми­ро­вать у де­тей же­ла­ние по­мо­гать жи­вым су­щес­т­вам, на­хо­дя­щим­ся в труд­ных для жиз­ни усло­ви­ях. На­у­чить де­лать прос­тые зим­ние кор­муш­ки


Раз­дел 4. Эко­ло­ги­чес­ки гра­мот­ное по­ве­де­ни­е


Тема 11. Лес (парк) — дом для рас­те­ний и жи­вот­ны­х

С­фор­ми­ро­вать пред­с­тав­ле­ние о том, что лес — это со­об­щес­т­во рас­те­ний (тра­вы, кус­тар­ни­ки, де­ре­вья), ко­то­рое име­ет сво­их пос­то­ян­ных и вре­мен­ных жи­те­лей (жи­вот­ных, птиц), а че­ло­век при­хо­дит ту­да в гос­ти. Поз­на­ко­мить с пра­ви­ла­ми по­ве­де­ния в ле­су.

Тема 12. Луг — дом для трав и на­се­ко­мы­х

У­точ­нить пред­с­тав­ле­ние о том, что луг — это со­об­щес­т­во трав, явля­ю­ще­е­ся сре­дой оби­та­ния для мел­ких жи­вот­ных, а че­ло­век при­хо­дит ту­да в гос­ти. Поз­на­ко­мить с пра­ви­ла­ми по­ве­де­ния на лу­гу.

Тема 13. Во­до­ем — дом для жи­вот­ных, рыб и рас­те­ний

С­фор­ми­ро­вать пред­с­тав­ле­ния об оби­та­те­лях во­до­е­ма: ры­бах, ра­ках, ля­гуш­ках, рас­те­ни­ях — во­до­рос­лях, кув­шин­ках и т.д. Обра­тить вни­ма­ние на то, что у во­до­е­ма, в гос­тях у при­ро­ды, нуж­но уметь се­бя вес­ти.

Тема 14. Чис­тый воз­ду­х

С­фор­ми­ро­вать пред­с­тав­ле­ние о том, что воз­дух — жиз­нен­но не­об­хо­ди­мый фак­тор для всех жи­вых су­ществ (рас­те­ний, жи­вот­ных и че­ло­ве­ка), а его чис­то­та явля­ет­ся за­ло­гом здо­ро­вья.

Тема 15. Бе­ре­ги­те во­ду

Фор­ми­ро­вать пред­с­тав­ле­ние о том, что во­да явля­ет­ся жиз­нен­но важ­ным ре­сур­сом для жи­вот­ных, лю­дей и рас­те­ний (пи­тье­вая во­да), а так­же един­с­т­вен­ной сре­дой оби­та­ния для не­ко­то­рых жи­вот­ных (ры­бы и др.). Учить де­тей эко­ном­но исполь­зо­вать во­ду в бы­ту.

Тема 16. Эко­ло­ги­чес­кая тро­па

П­ро­вес­ти экскур­сию и зак­ре­пить на­вы­ки эко­ло­ги­чес­ки гра­мот­но­го по­ве­де­ния в при­ро­де.

Тема 17. Твор­чес­кое кон­с­т­ру­и­ро­ва­ни­е

Раз­ви­вать твор­чес­кие спо­соб­нос­ти де­тей, исполь­зуя при­род­ный ма­те­ри­ал, по­лу­чен­ный этич­ным спо­со­бом во вре­мя экскур­сии.

Тема 18. Зем­ля — наш до­м

С­фор­ми­ро­вать пред­с­тав­ле­ние о «по­ряд­ке и чис­то­те» на зем­ле, о раз­дель­ном сбо­ре отхо­дов (бу­ма­га, плас­тик, стек­ло).

4.Оценка результативности реализации программы

К концу прохождения курса Программы ожидаются следующие результаты:

- дети, возрастом 3-4 лет, должны правильно взаимодействовать с окружающим миром. Участвовать в наблюдении за растениями, животными, птицами, рыбами. Делиться своими познаниями о живом и неживом мире.

- дети, возрастом 4-5 лет, должны правильно взаимодействовать с окружающим миром. Участвовать в наблюдении за растениями, животными, птицами, рыбами. Делиться своими познаниями о живом и неживом.

- дети, возрастом, 5-7 лет, должны объяснять экологические зависимости. Ухаживать за растениями и животными в уголке природы, делать элементарные выводы и умозаключения. Иметь представления о родном крае.

Формой подведения итогов реализации программы являются: экологические праздники, викторины и т.д.

5. Список литературы

1. Программа «От рождения до школы». Под ред. Н. Е.Вераксы, М. А. Васильевой, Т.С.Комаровой. Москва: «Мозаика- Синтез», 2010год.

2.В.А.Зебзеева Развитие элементарных естественно-научных представлений и экологической культуры детей – М.: ТЦ «Сфера»

3.Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми. Издательство «Учитель», Воронеж, 2002.

4.Николаева С.Н. Юный эколог. Программа, Москва, «Мозаика- Синтез», 2005 г.

5.Николаева С.Н. «Экологическое воспитание младших дошкольников» «Мозаика - синтез», 2000 г.

6. Приложение


Содержание и методическое обеспечение программы детей 3-4 лет.



п/п

Месяц

Тема

Задачи

Форма проведения

Методическое

обеспечение и

дидактический

материал

Сопутствую

шие формы

работы

Неживая природа

1

Сентябрь

«Земля - наш дом»

Сформировать у детей

представления о том,

что: планета Земля -

наш общий дом.

занятие

Иллюстрации, фотографии


2

Сентябрь

«Угадай правило»

Описать поведение человека по отношению

к объектам природы, объяснить эти действия.

занятие

Рисунки с графическим изображением правил, стихи,

Посещение

выставки

рисунков

старших

детей

3

Октябрь

«Выбери правильно

дорогу»

Уточнить экологические

знания детей,

раскрывающие

взаимосвязь между

объектами природы, а

также определяющие

отношения между

природой и человеком

на основе конкретных

правил поведения (в

лесу, на лугу и в других

природных

сообществах)

занятие

Картинка, на

которой изображены

лесные

тропинки. По

краям тропинок

расставлены

маркеры с

правилами

поведения в

лесу.


4

Октябрь

«Вода - друг человека»

Продолжать знакомить

детей с водой, её свойствами, вода бывает тёплой и холодной. Дать

представление о

важности воды в жизни

человека

занятие

Дидактическая

игра «Водичка,

водичка, умой

моё личико»

Разучивание стихов, потешек

5

Октябрь

«Разноцветная вода»

Продолжать знакомить

детей со свойствами

воды. Отметить её

прозрачность, но её

можно сделать цветной.

занятие — опыт

Наглядный

материал,

оборудование

для опыта


6

Октябрь

«Вода холодная и горячая»

Развивать тактильные

ощущения детей кожей,

учить различать

холодную и горячую

воду, Правильно обозначать словами.

наблюдение

Чтение стихотворения, дидактическая игра «Купание

куклы»

Игры с

дидактич.

куклой

7

Ноябрь

«Удивительные

приключения

капельки»

Учить сохранять воду в

природе,1 довести до сведения в природе, что

вода нужна всем,

растениям, животным,

человеку.

занятие -игра

Обучающая настольная игра


8

Ноябрь

«Ветер, ветер, ты могуч»

Познакомить детей с

таким природным

явлением, как ветер.

Причинами его

возникновения, ролью в

жизни живых

организмов

занятие

Фрагменты «Сказки о царе

Салтане...» А.С. Пушкина

Наблюдения

за вентилятором



9

Ноябрь

«Как мы дышим»

Познакомить детей с

органами дыхания

человека и некоторых

животных.

занятие

Иллюстрации


10

Декабрь

«Наблюдение за ветром»

Продолжать знакомить

детей с явлением

«ветер». По каким

признакам можно

узнать, есть ли он или

нет.

прогулка

Наблюдения,

игры с

флажками,

султанчиками,

вертушками

Дидактическ.

игра

«Поиграй с

нами

ветерок»

11

Декабрь

«Облака -

белогривые

лошадки»

Продолжать знакомить детей с облаками.

Предложить

представить на что

похожи облака.

прогулка

Наблюдения,

песенка

«Облака -

белогривые

лошадки»,

стихотворения

Разучивание

песен на муз.

занятии

12

Декабрь

«Пусть всегда будет солнце»

Познакомить детей с

явлениями неживой

природы, с понятием

долготы дня.

наблюдение

Опыты

а) Солнце
высушивает

предметы

б) Солнце
прогревает
предметы.


13

Январь

«Песок - наш помощник»

Дать представления о

свойствах песка, о том,

как человек использует

его. Закреплять умения.

Делать простейшие

умозаключения.

занятие -опыт

Опыт

а) Сыпучесть

песка

б)Рассматривание

под лупой


14

Январь

«Что у нас под ногами»

Продолжать знакомить

детей со свойствами

песка (сыпучесть,

рыхлость, способность

пропускать воду)

занятие -опыт

Опыт №3 Опыт №6


Живая природа.

15

Февраль

«Комнатные растения»

Уточнить представление

детей о комнатных

растениях (бальзамин,

колеус). Учить

различать листья,

стебли, цветы. Знать что

корни в земле.

занятие

Внесение

кашпо с

цветами.

Худож. слово


16

Февраль

«Как живут растения зимой»

Обобщить и

систематизировать

представление детей о

приспособлении

растений к сезонным

явлениям.

занятие -

беседа

Иллюстрации

«Зимний лес»,

«Зимние

забавы»


17

Февраль

«Как узнать ель»

Познакомить детей с новым деревом, назвать его, объяснить, чем оно

отличается от берёзы

(зелёная, колючая). Дать

почувствовать, что оно

красивое, вызывает

радостные чувства.

наблюдение

Худож. слово, загадки

Рассматриван.

ветки ели

18

Февраль

«Поможем ёлке»

Воспитывать бережное отношение к дереву на примере ели. Показать как стряхивать снег, что бы он своей тяжестью не сломал ветви.

наблюдение

худож. слово,

подвижные

игры

Дидактич.

игра «С чей

ветки детки»

19

Март

«Козы! Кыш от берёзы!»

Учить детей беречь деревья, вступаться за них, когда кто-либо причиняет им вред независимо от того, козы это или дети.

занятие

Песня

«Берёзка» Е.

Тиличеева на

слова П.

Воронько,

худож. слово

Слушание кассеты «Голоса

животных»

20

Март

«Корова-коза-лошадь -домашние животные»

Продолжать знакомить

детей с домашними

животными и их

внешним видом.

Объяснить детям, что

домашние животные

очень полезны человеку.

занятие

Иллюстрации,

худож. слово,

прослушивание

голосов

домашних

животных в

записи.


21

Март

«Зайчик в беде»

Учить детей доброте,

вызвать сочувствие к

больному зайчику,

желание помочь.

занятие -игра

худож. слово,

хоровод

«Заинька»


22

Март

«Знакомство с кроликом»

Познакомить детей с

кроликом. Обратить их

внимание на

особенности его

внешнего вида. Вызвать

у детей желание

ухаживать за ним.

занятие

Живой объект,

худож. слово,

наблюдения


23

Апрель

«Сравнение собаки и кошки»

Уточнить и закрепить

представление детей о

собаках и кошках.

Сравнение собаки и

кошки, чем похожи и

чем не похожи. Учить

детей, что к незнакомым

животным подходить

нельзя

занятие

картинный

материал,

худож. слово

Игры с

мягкими

игрушками в

группе

24

Апрель

«По

экологической

тропе»

Продолжать учить

различать и называть

деревья. Познакомить

детей с деревьями,

растущими на

территории детского

сада.

экскурсия

худож. слово,

дидактическая

игра «С чьей

ветки детки»,

хоровод

«Берёзка»


25

Апрель

«Прогулка в лес»

Обобщить знания о том, как встречают весну звери, чем питаются.

Воспитывать интерес к повадкам зверей.

целевая прогулка на опушку леса

худож. слово

Дидактич.

игра «Кто как кричит?»

26

Апрель

«Путешествие в весенний лес»

Закреплять знания детей о весенних изменениях в живой и неживой природе. Развивать умения, сравнивать различные периоды весны.

экскурсия -поход

худож. слово,

дидактические

игры

Наблюдения на прогулке

27

Май

«Воробей и ворона»

Расширить знания детей

о жизни птиц весной об

их внешнем виде,

питании. Учить

распознавать птиц по их

способам передвижения,

издаваемым звукам

занятие

худож. слово,

прослушивание

голосов птиц в

записи

Просмотр видеофильма

28

Май

«Птицы»

Обобщить

представление детей о

птицах.

занятие

инсценирование

сказки,

картинки

Наблюдения

за птицами во

дворе

29

Май

«Птичка живая и игрушка»

Выявить с детьми главные различия:

декоративные

экзотические птицы

живут в клетке, летают

чирикают, едят, пьют.

Игрушечные птички

очень похожи на живых,

но они не летают, не

пьют не едят.

наблюдение

сравнение

живой и

неживой птицы,

худож. слово.


30

Май

«Викторина о птицах»

Закреплять знания о

птицах, о её внешне

виде, уточнить названия

птиц.

занятие

вопросы,

Худож. слово,

прослушивание

записи птичьих

голосов




Содержание и методическое обеспечение программы детей 4-5 лет.



п/п

Месяц

Тема

Задачи

Форма проведения

Методическое

обеспечение и

дидактический

материал

Сопутствую

шие формы

работы

Неживая природа

1

Сентябрь

«Земля - наш дом»

Сформировать у детей

представления о том,

что: планета Земля -

наш общий дом.

занятие

Иллюстрации, фотографии


2

Сентябрь

«Угадай правило»

Описать поведение человека по отношению

к объектам природы, объяснить эти действия.

занятие

Рисунки с графическим изображением правил, стихи,

Посещение

выставки

рисунков

старших

детей

3

Октябрь

«Выбери правильно

дорогу»

Уточнить экологические

знания детей,

раскрывающие

взаимосвязь между

объектами природы, а

также определяющие

отношения между

природой и человеком

на основе конкретных

правил поведения (в

лесу, на лугу и в других

природных

сообществах)

занятие

Картинка, на

которой изображены

лесные

тропинки. По

краям тропинок

расставлены

маркеры с

правилами

поведения в

лесу.


4

Октябрь

«Вода - друг человека»

Продолжать знакомить

детей с водой, её свойствами, вода бывает тёплой и холодной. Дать

представление о

важности воды в жизни

человека

занятие

Дидактическая

игра «Водичка,

водичка, умой

моё личико»

Разучивание стихов, потешек

5

Октябрь

«Разноцветная вода»

Продолжать знакомить

детей со свойствами

воды. Отметить её

прозрачность, но её можно сделать цветной.



занятие — опыт

Наглядный

материал,

оборудование

для опыта


6

Октябрь

«Вода холодная и горячая»

Развивать тактильные

ощущения детей кожей,

учить различать

холодную и горячую

воду, Правильно обозначать словами.

наблюдение

Чтение стихотворения, дидактическая игра «Купание

куклы»

Игры с

дидактич.

куклой

7

Ноябрь

«Удивительные

приключения

капельки»

Учить сохранять воду в

природе,1 довести до сведения в природе, что

вода нужна всем,

растениям, животным,

человеку.

занятие -игра

Обучающая настольная игра


8

Ноябрь

«Ветер, ветер, ты могуч»

Познакомить детей с

таким природным

явлением, как ветер.

Причинами его

возникновения, ролью в

жизни живых

организмов

занятие

Фрагменты «Сказки о царе

Салтане...» А.С. Пушкина

Наблюдения

за вентилятором

9

Ноябрь

«Как мы дышим»

Познакомить детей с

органами дыхания

человека и некоторых

животных.

занятие

Иллюстрации


10

Декабрь

«Наблюдение за ветром»

Продолжать знакомить

детей с явлением

«ветер». По каким

признакам можно

узнать, есть ли он или нет.

прогулка

Наблюдения,

игры с

флажками,

султанчиками,

вертушками

Дидактическ.

игра

«Поиграй с

нами

ветерок»

11

Декабрь

«Облака -

белогривые

лошадки»

Продолжать знакомить детей с облаками.

Предложить

представить на что

похожи облака.

прогулка

Наблюдения,

песенка

«Облака -

белогривые

лошадки»,

стихотворения

Разучивание

песен на муз.

занятии

12

Декабрь

«Пусть всегда будет солнце»

Познакомить детей с

явлениями неживой

природы, с понятием

долготы дня.

наблюдение

Опыты

а) Солнце
высушивает

предметы

б) Солнце
прогревает
предметы.


13

Январь

«Песок - наш помощник»

Дать представления о

свойствах песка, о том,

как человек использует

его. Закреплять умения.

Делать простейшие

умозаключения.

занятие -опыт

Опыт

а) Сыпучесть

песка

б)Рассматривание

под лупой


14

Январь

«Что у нас под ногами»

Продолжать знакомить

детей со свойствами

песка (сыпучесть,

рыхлость, способность

пропускать воду)

занятие -опыт

Опыт №3 Опыт №6


Живая природа.

15

Февраль

«Комнатные растения»

Уточнить представление

детей о комнатных

растениях (бальзамин,

колеус). Учить

различать листья,

стебли, цветы. Знать что

корни в земле.

занятие

Внесение

кашпо с

цветами.

Худож. слово


16

Февраль

«Как живут растения зимой»

Обобщить и

систематизировать

представление детей о

приспособлении

растений к сезонным

явлениям.

занятие -

беседа

Иллюстрации

«Зимний лес»,

«Зимние

забавы»


17

Февраль

«Как узнать ель»

Познакомить детей с новым деревом, назвать его, объяснить, чем оно

отличается от берёзы

(зелёная, колючая). Дать

почувствовать, что оно

красивое, вызывает

радостные чувства.

наблюдение

Худож. слово, загадки

Рассматриван ие ветки ели

18

Февраль

«Поможем ёлке»

Воспитывать бережное отношение к дереву на примере ели. Показать как стряхивать снег, что бы он своей тяжестью не сломал ветви.

наблюдение

худож. слово,

подвижные

игры

Дидактич.

игра «С чей

ветки детки»

19

Март

«Козы! Кыш от берёзы!»

Учить детей беречь деревья, вступаться за них, когда кто-либо причиняет им вред независимо от того, козы это или дети.

занятие

Песня

«Берёзка» Е.

Тиличеева на

слова П.

Воронько,

худож. слово

Слушание кассеты «Голоса

животных»

20

Март

«Корова-коза-лошадь -домашние животные»

Продолжать знакомить

детей с домашними

животными и их

внешним видом.

Объяснить детям, что

домашние животные

очень полезны человеку.

занятие

Иллюстрации,

худож. слово,

прослушивание

голосов

домашних

животных в

записи.


21


















Март

«Зайчик в беде»

Учить детей доброте,

вызвать сочувствие к

больному зайчику,

желание помочь.




занятие -игра

худож. слово,

хоровод

«Заинька»


22

Март

«Знакомство с кроликом»


Познакомить детей с

кроликом. Обратить их

внимание на

особенности его

внешнего вида. Вызвать

у детей желание

ухаживать за ним.

занятие

Живой объект,

худож. слово,

наблюдения


23

Апрель

«Сравнение собаки и кошки»

Уточнить и закрепить

представление детей о

собаках и кошках.

Сравнение собаки и

кошки, чем похожи и

чем не похожи. Учить

детей, что к незнакомым

животным подходить

нельзя

занятие

картинный

материал,

худож. слово

Игры с

мягкими

игрушками в

группе

24

Апрель

«По

экологической

тропе»

Продолжать учить

различать и называть

деревья. Познакомить

детей с деревьями,

растущими на

территории детского

сада.

экскурсия

худож. слово,

дидактическая

игра «С чьей

ветки детки»,

хоровод

«Берёзка»


25

Апрель

«Прогулка в лес»

Обобщить знания о том, как встречают весну звери, чем питаются.

Воспитывать интерес к повадкам зверей.

целевая прогулка на опушку леса

худож. слово

Дидактич.

игра «Кто как кричит?»

26

Апрель

«Путешествие в весенний лес»

Закреплять знания детей о весенних изменениях в живой и неживой природе. Развивать умения, сравнивать различные периоды весны.

экскурсия -поход

худож. слово,

дидактические

игры

Наблюдения на прогулке

27

Май

«Воробей и ворона»

Расширить знания детей

о жизни птиц весной об

их внешнем виде,

питании. Учить

распознавать

представление детей вать птиц по их

способам передвижения,

издаваемым звукам

занятие

худож. слово,

прослушивание

голосов птиц в

записи

Просмотр видеофильма

28

Май

«Птицы»

Обобщить о

птицах.

занятие

инсценирование

сказки,

картинки

Наблюдения

за птицами во

дворе

29

Май

«Птичка живая и игрушка»

Выявить с детьми главные различия:

декоративные

экзотические птицы

живут в клетке, летают

чирикают, едят, пьют.

Игрушечные птички

очень похожи на живых,

но они не летают, не

пьют не едят.

наблюдение

сравнение

живой и

неживой птицы,

худож. слово.


30

Май

«Викторина о птицах»

Закреплять знания о

птицах, о её внешне

виде, уточнить названия

птиц.

занятие

вопросы,

Худож. слово,

прослушивание

записи птичьих

голосов


Содержание и методическое обеспечение программы детей 5-7 лет.



п/п

Месяц

Тема

Задачи

Форма проведения

Методическое

обеспечение и

дидактический

материал

Сопутствующие формы работы

Что изучает экология? Как стать юным экологом.

1

Сентябрь

«Экология»

Уточнить

природоведческие

знания детей о

факторах окружающей

среды, необходимых

для жизни на Земле.

Воспитывать гуманное

отношение к природе,

желание сберечь и

сохранить красоту

природы.

занятие

кукла «Инопланетянин»,

предметные

картинки, дерево

без листьев,

пособие,

«Напоминающее

знаки»


2

Сентябрь

«Мы друзья природы»

Закрепить знания о правилах поведения на

природе. Учить

доброму и бережному

отношению на

природе.

занятие

Картины с

изображением

обитателя леса,

карта - план

путешествие,

стихи, загадки,

дидактическая

игра «Кто где

живёт»

Рассматривание

иллюстраций

«Что хорошо,

что плохо»

3

Сентябрь

«Сиреневый бал природы»

Совершенствовать

знания о природе,

обогащать

музыкальные

впечатления детей.

Воспитывать любовь к

русской национальной

культуре

развлечение

слушание музыки, грамм, запись

Разучивание стихов, песен

Человек и неживая природа.

4

Сентябрь

«Где живут капли воды в детском саду»

Закрепить знания

детей, для чего нужна

человеку вода. О её

значимости и пользе.

экскурсия по

детскому

саду

наблюдения, народный фольклор


5

Октябрь

«Послушная водичка»

Продолжать

знакомить со

свойствами воды.

Развивать любознательность,

смекалку, наблюдательность

занятие опыт

опыт: определение

цвета,

прозрачности,

запаха, вкуса,

формы воды


6

Октябрь

«Вода - кровь

земли»

Развивать

познавательную

активность детей в

процессе

формирования

представления об

охране водных

ресурсов. Развивать

экологическое

мышление и

экологическую

культуру

занятие

Иллюстрация, худож. слово,

Рассматривание энциклопедии














8



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Программа "Человек, экология, биоэтика"

Автор: Назаренко Оксана Владимировна

Дата: 23.11.2016

Номер свидетельства: 361894


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства