Программа общеобразовательная общеразвивающая "Непоседы"
Программа общеобразовательная общеразвивающая "Непоседы"
Создание эффективной системы выявления и развитие заложенных в ребенке способностей, раскрытие творческого потенциала и его самореализация в различных видах деятельности; всестороннее развитие личности в соответствии с возрастными возможностями. Направленность программы «Непоседы» - художественно – эстетическая. Программа «Непоседы» – предназначенная для работы с детьми от 5 до 7 лет.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа общеобразовательная общеразвивающая "Непоседы"»
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования Центр развития творчества детей и юношества
станицы Петровской муниципального образования Славянский район
Рассмотрено и одобрено на заседании Утверждаю
Педагогического совета Директор МБОУДОД ЦРТДиЮ Протокол № ______ от ________ _____________ Е.А.Малежик
Приказ №___
От «__»_____2015г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
« Непоседы »
Направленность: художественная
Уровень: ознакомительный
Рассчитана на детей: от 5 до 7лет
Срок реализации (общее количество часов) 2года ( 648часов)
Сафонова Марина Алексеевна
педагог дополнительного образования
ст. Петровская
2015 г.
Паспорт программы
Наименование объединения, в котором реализуется программа
Детское объединение «Непоседы»
Автор (педагог)
Сафонова Марина Алексеевна
Название программы
Познавательная деятельность
Направленность образовательной программы
Художественная
Вид
Дополнительная общеразвивающая программа
Тип
Модифицированная
Статус
Цель программы
Создание эффективной системы выявления и развитие заложенных в ребенке способностей, раскрытие творческого потенциала и его самореализация в различных видах деятельности; всестороннее развитие личности в соответствии с возрастными возможностями.
Предметы обучения
Познавательная деятельность, логика, развитие речи, ритмопластика, декоративно прикладное творчество.
Срок освоения
2 года
Возраст воспитанников
5-7 лет
Форма обучения
Одновозрастные группы детей
Формы аттестации
Открытое занятие, творческие конкурсы.
Наполняемость группы
15-20 человек
Форма детского объединения
Группа
Режим занятий
3раза в неделю по 3 часа – 1 год обучения;
3 раза в неделю по 3 часа – 2 год обучения
Пояснительная записка
Направленность программы «Непоседы»- художественная. Программа «Непоседы» – предназначенная для работы с детьми от 5 до 7 лет. В настоящее время появились тенденции к повышению уровня образования детей, к раннему выявлению и развитию способностей ребенка, формированию творческой личности, адаптации к новым социальным условиям. В начале 90-х годов прошлого века стало очевидным, что обеспечение адаптации к информационному взрыву, произошедшему повсеместно, к новым социальным условиям не может пройти без коренного пересмотра целей образования: на первый план выходит личность ребенка, способность к «самоопределению и самореализации». Таким образом, целью образования становится не только получение определенной суммы знаний, но и воспитание человека-творца, богатого духовными интересами и запросами, способного к творческому труду в любом виде деятельности.
Задача дошкольного образования состоит не в максимальном ускорении развития ребенка, не в формировании сроков и темпа перевода его на «рельсы» школьного возраста, а, прежде всего, в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей. Учитывая, что в настоящее время наблюдается активный интерес к развитию его мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих способностей, качеств личности, необходимо создание оптимальных условий для организации становления личности ребенка с самого раннего возраста.
Новизна:заключается в том, что данная программа является комплексной и включает в себя несколько видов деятельности: развитие речи, познавательную деятельность, декоративно - прикладное творчество, ритмопластику,развитие логического мышления.
Актуальность данной программы заключается в том, что нет достаточного количества мест в детских дошкольных учреждениях для детей дошкольного возраста, а эта программа помогает всесторонне развивать ребёнка.
Педагогическая целесообразность: учет индивидуальных особенностей, возможностей и потребностей детей; уважение и доброжелательный подход к ребенку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью; комплексный подход при разработке занятий; систематичность, последовательность и разнообразие занятий; вариативность содержания форм проведения занятий.
Цель :
Цель первого года обучения создание эффективной системы выявления и развития, заложенных в ребенке способностей, раскрытие творческого потенциала и его самореализации в различных видах деятельности; всестороннее развитие личности в соответствии с возрастными возможностями детей.
Цель второго года обучения всестороннее развитие личности ребенка, его познавательных способностей, ценностных представлений об окружающем мире, кругозора, интеллекта, личностных качеств, творческого потенциала.
Задачи: Программа раннего развития детей ориентирована на развитие социальной активности ребенка, которая является совокупностью его интеллектуально-творческих и интеллектуально-познавательных способностей и выражается в подготовке к разнообразной деятельности ребенка:
- умственной – в формировании потребности приобретения новых знаний, умения рационально и самостоятельно использовать знания при решении умственных задач;
- двигательной – в мотивации к выполнению игровых действий, как в организованных, так и в самостоятельных формах двигательной активности;
- эстетической – в привитии понимания и оценки красоты предметов и явлений, в эмоциональной отзывчивости на выразительные средства разных видов искусства;
- нравственной – в воспитании любви к окружающему его миру, доброжелательности в общении с детьми и взрослыми;
- коммуникативной – в формировании желания обмениваться со сверстниками знаниями и умениями в процессе игр, общаться с ними и устанавливать на этой основе дружеское взаимопонимание, проявлять речевую активность.
В основе программы – система последовательно усложняющихся задач, направленных на формирование общей культуры ребенка, расширение знаний о мире и о себе, формирование социального опыта, удовлетворение познавательного интереса, обогащение навыками через:
всестороннее гармоничное развитие личности ребенка, соединяющее в себе детское творчество;
мотивацию к познанию, включающему в себя развитие мышления, памяти, внимания, воображения, ориентации в окружающем мире;
формированию правильной осанки, совершенствующей функциональные возможности детского организма;
социальную адаптацию, способствующую формированию самосознания, налаживанию межличностных отношений, как нравственной основы социального поведения.
Отличительные особенности: данной программы состоят в том, что она создаёт условия для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка.
Данная программа является комплексной с набором разных предметов, форм организации деятельности и строится по следующим принципам:
- принцип последовательности (методическое усвоение материала «от простого к сложному»);
- принцип доступности (изложение учебного материала в соответствии с возрастными и познавательными возможностями ребенка);
- принцип наглядности (использование наглядных пособий, технических средств обучения);
- принцип индивидуализации (учет возрастных и психологических особенностей детей);
- принцип психологической комфортности (через игровую деятельность и радость творчества к созданию «ситуации успеха»).
Возраст обучающихся : программа предназначена для детей дошкольного возраста.
- Пол мужской, женский.
- Возраст воспитанников 5-6лет,6-7лет.
- Без дополнительной подготовки.
- Состав группы одновозрастной, наполняемость групп от 15-20человек.
- Уровень образования дошкольный.
- Набор детей свободный. Принимаются все желающие дети дошкольного возраста.
- Дети принимаются при наличии медицинской справки.
Сроки реализации программы: два года, уровень программы ознакомительный
Первый год обучения 324 часа;
Второй год обучения 324 часа.
Форма и режим занятий:
- Форма занятий – групповая;
- Режим занятий –9 занятий в неделю,3 занятия в день по 30 мин, перерыв 10 минут.
Форма занятий :беседа, развлекательные игры, викторины, экскурсии, праздники, походы в театр, соревнования, коллективные творческие дела.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности:
- формирование умения общаться и сотрудничать со сверстниками и взрослыми;
- улучшение уровня познавательных процессов;
-развитие воображения, эмоциональной отзывчивости на красоту окружающего вида, произведений искусства близкими для него средствами (звуками, красками, движениями, словом).
К концу первого года обучения дети должны знать и уметь.
Декоративно - прикладное творчество
лепить различные предметы, передавая их форму, пропорции, позы и движения; создавать сюжетные композиции из 2-3 и более изображений; - выполнять декоративные композиции способами налепа и рельефа. Расписывать вылепленные изделия по мотивам народного искусства; - создавать изображения различных предметов, используя бумагу разной фактуры и способы вырезания и обрывания; - создавать сюжетные и декоративные композиции.
Познавательная деятельность
- знать некоторых представителей животного мира: звери, птицы пресмыкающиеся, земноводные, насекомые; - знать характерные признаки времен года и соотносить с каждым сезоном особенности жизни людей, животных, растений; - знать правила поведения в природе и соблюдать их; - устанавливать элементарные причинно-следственные связи между природными явлениями; - знать герб, флаг, гимн России; - называть главный город страны; - иметь представление о родном крае ; его достопримечательностях ; - иметь представления о школе, библиотеке.
Ритмопластика
По окончании первого года обучения занимающиеся дети умеют ориентироваться в зале, строиться в шеренгу, выполняют ритмические танцы и комплексы упражнений первого года обучения под музыку. Владеют навыками ритмической ходьбы. Умеют хлопать и топать в такт музыки, в музыкально-подвижной игре представить различные образы (зверей, птиц, растений и т.д.) Если дети выполняют разнообразные движения, соответствующие темпу, ритму и форме музыкального произведения, то это свидетельствует о высоком уровне музыкального и физического развития.
Дети знают о назначении отдельных упражнений музыкально – ритмической пластики. Умеют выполнять простейшие построения и перестроения, ритмично двигаться в различных музыкальных темпах и передавать хлопками и притопами простейший ритмический рисунок. Исполняют ритмические, бальные танцы и комплексы упражнений второго года обучения под музыку. Способны запоминать и исполнять танцевальные композиции самостоятельно. Знают основные танцевальные позиции рук и ног. Умеют выполнять простейшие двигательные задания по креативной гимнастике (творческие игры, специальные задания), используют разнообразные движения в импровизации под музыку этого года обучения.
Развитие речи
Участвовать в коллективном разговоре: задавать вопросы, отвечать на них, аргументируя ответ; последовательно и логично, понятно для собеседников рассказывать о факте, событии, явлении.
Быть доброжелательными собеседниками, говорить спокойно, не повышая голоса.
В общении со взрослыми и сверстниками пользоваться формулами словесной вежливости.
Употреблять синонимы, антонимы, сложные предложения разных видов.
Различать понятия «звук», «слог», «слово», «предложение». Называть в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах. Находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове.
Пересказать и драматизировать небольшие литературные произведения; составлять по плану и образцу рассказы из опыта, о предмете, по сюжетной картинке.
Логика
Уметь классифицировать, обобщать, группировать предметы, строить графические модели. Происходит развитие интеллектуальных и личностных качеств, самовыражение и самостоятельность.
Уметь выполнять задания по перемещению персонажей в уме, делать воображаемые изменения ситуаций. - сопоставлять задания, проверять выполнение, отгадывать задачи по перемещению. - использовать разные способы выполнения заданий, проявлять инициативу в поиске путей достижения целей. - иметь интеллектуальную гибкость, умение взглянуть на ситуацию с разных сторон. - уметь выявлять и абстрагировать свойства предметов. - уметь сравнивать предметы по их свойствам. - уметь способности к логическим действиям и операциям.
К концу второго года обучения дети должны знать и уметь.
Декоративно - прикладное творчество
Владеет различными способами работы с материалом и инструментами.
- Знают различные приемы работы с краской, используя их как выразительное средство.
- Смешивает краски на палитре, для получения различных цветов и оттенков.
- Владеет приемами декоративного рисования.
- Имеет представление о различных народных промыслах.
- создают скульптуры малых форм из глины, пластилина правильно располагая части и соблюдая пропорции.
-Умеет конструировать из геометрических фигур по картинкам и схемам.
-Умеет соотносить плоскостные изображения с объемными формами.
-Владеет разнообразными способами работы с материалами и инструментами(оригами, сложение гармошкой, из полосок бумаги).
-Умеет работать с шаблоном.
-Умеет создавать постройки, используя различные виды конструкторов.
-Изготавливает поделки из бросового и природного материала.
-Умеет создавать композицию, правильно располагая изображение.
Познавательная деятельность
-права детей; свой пол, возраст, Ф.И.О. президента России;
-о живой и неживой природе в разные времена года; о явлениях в природе;
-об изменениях в жизни растений и животных в разные времена года, их взаимосвязи;
Сформированы знания и представления о правилах пользования опасными предметами
-знает правила безопасного поведения при контакте с незнакомыми людьми.
-имеет представление о действиях при возникновении пожара и задымлении.
-имеют представления об ядовитых и лекарственных растениях, о съедобных – несъедобных грибах.
- имеет представления об источниках загрязнения окружающей среды.
- знает основные правила поведения пешеходов на улице, при переходе дороги.
- имеет представления о ЧС природного и социального характера, о правилах безопасного поведения в случае их возникновения.
Ритмопластика
По окончании второго года обучения занимающиеся дети знают правила безопасности при занятиях физическими упражнениями с предметами и без предметов. Владеют навыками по различным видам передвижений по залу и приобретают определённый «запас» движений в общеобразовательных и танцевальных упражнениях. Могут передавать характер музыкального произведения в движении. Владеют основными хореографическими упражнениями по программе этого года обучения. Умеют исполнять ритмические, бальные танцы и комплексы упражнений под музыку, а также двигательные задания по креативной гимнастике этого года обучения.
Так же занимающиеся дети могут хорошо ориентироваться в зале при проведении музыкально – подвижных игр. Умеют выполнять самостоятельно специальные упражнения для согласования движения с музыкой, владеют основами хореографических упражнений этого года обучения. Умеют исполнять ритмические, бальные танцы и комплексы упражнений под музыку, а также двигательные задания по креативной гимнастике этого года обучения. Выразительно исполняют движения под музыку, могут передать свой опыт младшим детям, организовать игровое общение с другими детьми. Способность к импровизации с использованием оригинальных и разнообразных движений.
Развитие речи
Использовать формы описательных и повествовательных рассказов, рассказов по воображению в процессе общения. Проявлять творчество в процессе сочинения загадок, сказок, небылиц.
- грамматически правильно использовать в речи несклоняемые существительные (пальто, кино, метро, кофе и т. п., существительные множественного числа в родительном падеже (много, следовать орфоэпическим нормам языка ;
- пользоваться прямой и косвенной речью в общении, при пересказе литературных текстов:
- проявлять интерес к овладению процессами чтения и письма;
- производить звуковой анализ простых трёх звуковых слов, определяя место звука в слове, гласные и согласные звуки;
- устойчиво правильно произносить все звуки родного языка;
- употреблять в речи обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, многозначные слова:
- слышать собственные речевые недостатки, сравнивая свою речь с речью взрослых;
- в ходе общения использовать повествовательный и описательный рассказ;
- составлять описательные рассказы об игрушках, картинках;
- составлять повествовательные рассказы по картине, схеме, серии сюжетных картин, по тематическому комплекту игрушек;
- отгадывать и сочинять описательные загадки и загадки со сравнением.
Логика
-уметь выделять свойства и признаки объектов;
-уметь объединять объекты в группы на основе общего признака;
-уметь определять, к какой из групп принадлежит изучаемый объект;
-уметь выделять объект, не принадлежащий к данной группе по какому-либо признаку;
-уметь формулировать основание классификации объектов;
-уметь перегруппировывать объекты в соответствии с изменившимся основанием.
- уметь составлять разные группы предметов, видеть их равенство независимо от того, как расположены предметы, какой они величины, и называть равенство групп, употребляя выражения по два, по пяти, по девяти и т. д.
Используемые методы отслеживания результативности:
-педагогическое наблюдение;
-педагогический анализ (проведение тестирование, опросов, участие в викторинах, праздниках, выставках);
-педагогический мониторинг (контрольные задания для детей, оценочная система).
-начальная диагностика;
-промежуточная диагностика;
-итоговая диагностика.
Формы подведения итогов:
При реализации дополнительной образовательной программы используется документальные формы подведения итогов;
-портфолио обучающихся.
Формы и виды контроля первый год обучения
Дата проведения
Какие знания, умения и навыки контролируются
Формы проведения
сентябрь
Степень психосоциальной зрелости
тестовая беседа
декабрь
Новогодняя игрушка
конкурс
февраль
Определение обобщающих понятий
диагностическое обследование
март
Развитие памяти
тестовая беседа
май
обследования уровня развития ритмо-двигательных способностей
мониторинг
Формы и виды контроля второй год обучения
Дата проведения
Какие знания, умения и навыки контролируются
Формы проведения
сентябрь
Формирование правильного звукопроизношения
тестовая беседа
декабрь
Внимание и память
тестовая беседа
февраль
Мир вокруг
диагностическое обследование
март
Подарок для мамы
конкурс
май
обследования уровня развития ритмо-двигательных способностей
мониторинг
Учебно-тематический план (324 часа)
на первый год обучения
№ п/п
Наименование учебных дисциплин, курсов, разделов и тем
Всего часов
Количество часов
Теорит.
учебные
занятия
Пратич.
учебные
занятия
Выездные
учебные
занятия
1.
Декоративно-прикладное творчество
108
25
83
-
2.
Развитие речи
72
25
47
-
3.
Познавательная деятельность
72
42
30
-
4.
Ритмопластика
36
9
27
-
5.
Логика
36
8
28
-
Итого:
324
-
Учебно-тематический план (324 часа)
на второй год обучения
№ п/п
Наименование учебных дисциплин, курсов, разделов и тем
Всего часов
Количество часов
Теорит.
учебные
занятия
Пратич.
учебные
занятия
Выездные
учебные
занятия
1.
Декоративно-прикладное творчество
108
18
90
-
2.
Развитие речи
72
13
59
-
3.
Познавательная деятельность
72
47
25
-
4.
Ритмопластика
36
7
29
-
5.
Логика
36
10
26
-
Итого:
324
-
Содержание программы первый год обучения
Вводное занятие. Инструктаж по ТБ.
На вводном занятии педагог знакомит детей с правилами поведения в детском объединении.
Проводит инструктаж по ТБ.
1.Декоративно - прикладное творчество
Для ребёнка 5-6 лет необходим определённый уровень графических навыков, важно научиться чувствовать цвет. Для развития двигательной ловкости и координации мелких движений рук проводятся упражнения на рисование линий разного характера, точек, пятен, штрихов. В процессе занятий по темам проводятся беседы ознакомительного характера в доступной форме.
Первый год обучения направлен на удовлетворение интересов детей в приобретении базовых знаний и умений о простейших изобразительных приемах и техниках работы, применяемых народными мастерами, знакомство с историей данных видов декоративно – прикладного искусства, изготовление простейших декоративно – художественных изделий, учатся организации своего рабочего места.
Формировать у детей устойчивый интерес к изобразительной деятельности. Развивать образное эстетическое восприятие, образные представления, воображение, эстетические суждения. Формировать эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства, к художественно-творческой деятельности. Воспитывать самостоятельность. Учить активно и творчески применять ранее усвоенные способы изображения в рисовании, лепке и аппликации. Развивать образное эстетическое восприятие, образные представления, формировать эстетические суждения. Учить аргументировано и развернуто оценивать изображения, созданные как самим ребенком, так и его сверстниками, обращать внимание на доброжелательное отношение к работам товарищей.
2.Познавательная деятельность
Формировать представления детей о деревьях, кустарниках, травянистых растениях; растениях луга, сада, леса. Систематизировать знания о домашних, зимующих и перелетных птицах; домашних животных и обитателях уголка природы. Знакомить детей с дикими животными. Формировать представления об особенностях приспособления животных к окружающей среде. Формировать знания детей о млекопитающих, земноводных и пресмыкающихся. Знакомить с некоторыми формами защиты земноводных и пресмыкающихся от врагов. Формировать представления о насекомых. Знакомить с особенностями их жизни. Формировать интерес к родному краю. Воспитывать уважение к труду сельских жителей (земледельцев, механизаторов, лесничих). Учить обобщать и систематизировать представления о временах года. Формировать представления о переходе веществ из твердого состояния в жидкое и наоборот. Наблюдать такие явления природы, как иней, град, туман, дождь. Подвести детей к пониманию того, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды: чистые воздух, вода, лес, почва благоприятно сказываются на здоровье и жизни человека. Закреплять умение правильно вести себя в природе (не ломать кустов и ветвей деревьев, не оставлять мусор, не разрушать муравейники и др.
3.Ритмопластика
Занятие ритмопластикой формируют у детей основные двигательные навыки, слуховое внимание ,координацию движений, чувство ритма, умение начинать и заканчивать движения под музыку, способствуют повышению эмоционального тонуса ,создают двигательный опыт, развивают двигательный опыт, развивают умение координировать движения с музыкой текстом, способствуют релаксации, знакомят с элементарными плясовыми движениями, развивают мелкую моторику ,повышает мышечный тонус ,делают осанку и постановку стопы правильной.
4.Развитие речи
Занятия основаны на принципе «живого общения» и направлены на воспитание у детей интереса к изучению русского языка, развитие познавательных и лингвистических способностей, формирование фонематического и фонетического слуха, развитие памяти, внимания, решение элементарных коммуникативных задач.
-Обогащение и активизация словаря.
- Работа над смысловой стороной слова.
- Формирование грамматического строя речи.
- Воспитание звуковой культуры речи.
- Развитие элементарного осознания языковых явлений.
- Развитие связной монологической речи.
Именно взаимосвязь разных речевых задач на занятии создаёт предпосылки для наиболее эффективного усвоения речевых умений и навыков. Поэтому целесообразен комплексный подход, где соединяются разные речевые задачи чаще на одном содержании.
5.Логика
Развитие логического мышления включает в себя использование дидактических игр, смекалок, головоломок, решение различных логических игр и лабиринтов и вызывает у детей большой интерес. В этой деятельности у детей формируются важные качества личности: самостоятельность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. Дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поиске результата, проявляя при этом творчество. Направлен на развитие умений проводить наблюдения, сравнивать, выделять указанные и новые свойства объекта, его существенные и несущественные характеристики, понимать относительность свойства, делать основные выводы.
Учить детей выделять существенные признаки предметов, сравнивать, обобщать, классифицировать на математическом и жизненном материале. - Совершенствовать произвольное внимание, память. - Развивать умение высказывать простейшие собственные суждения и умозаключения на основании приобретённых знаний. - Воспитывать стремление к приобретению новых знаний и умений.
Содержание программы второй год обучения
Вводное занятие. Инструктаж по ТБ.
На вводном занятии педагог знакомит детей с правилами поведения в детском объединении.
Проводит инструктаж по ТБ.
1.Декоративно - прикладное творчество
На этом этапе ребенок исследует форму, знакомится с новыми изобразительными материалами и техниками. Более свободное владение различными художественными средствами позволяют ребёнку самовыразиться.
На данном этапе важной становится цель – развить способность детей ставить перед собой задачу и осуществить её выполнение. На этом этапе дети экспериментирует с изобразительными материалами.
Второй год обучения направлен на использование детьми приобретенных умений и навыков при изготовлении более сложных по технике выполнения изделий, работая по эскизам, образцам, схемам и доступным знаковым условиям.
2.Познавательная деятельность
- расширение и обогащение представления детей об окружающем мире;
- формирование способов и средств познавательной деятельности;
- развитие способности видеть общее и единичном явлении и находить самостоятельное решение возникающих проблем;
Область «Социализация» - ориентация детей на доброжелательное, бережное, заботливое отношение к миру, развитие гуманных чувств и отношения к окружающему миру;
Строится с учетом трех основных линий: взаимодействие со взрослым, взаимодействие со сверстниками, и формирование отношения к самому себе. А именно:
- развитие доброжелательного отношения детей к близким людям – взрослым, сверстникам, побуждать к проявлению положительного отношения к окружающим;
- развитие умений устанавливать личностные контакты, налаживать взаимоотношения со сверстниками;
- воспитание эмоциональной отзывчивости на состояние близких людей, сверстников, героев детских сказок (пожалеть, утешить, сказать ласковое слово и т.д.);
- приучение к выполнению элементарных правил культуры поведения и общения;
- развитие в детях чувство самоуважения, собственного достоинства;
- формирование представления о людях (взрослых, сверстниках), об особенностях их внешнего вида, ярко выраженных эмоциональных состояниях людей, добрых поступках, проявлениях внимания и заботы об окружающих.
3.Ритмопластика
Ритмика является основой для развития чувства ритма и двигательных способностей детей, позволяющих свободно, красиво и правильно выполнять движения под музыку, соответственно её характеру, ритму, темпу. В этот раздел входят специальные упражнения для согласования движений с музыкой, музыкальные задания и игры.
Танцы» направлен на формирование у детей танцевальных движений. Доставляет эстетическую радость занимающимся детям. В раздел входят танцевальные шаги, элементы хореографических упражнений и элементы различных танцев: народного, бального, современного и ритмического.
Танцевально – ритмическая гимнастика направлен на формирование у детей пластичности, гибкости и координации. В разделе представлены образно-танцевальные композиции, каждая из которых имеет целевую направленность, сюжетный характер и завершённость. Все композиции объединяются в комплексы упражнений для детей различных возрастных групп.
Музыкально – подвижные игры является ведущим
видом деятельности дошкольника. Здесь используются приёмы имитации, подражания, образные сравнения, ролевые ситуации, соревнования.
Непосредственная образовательная деятельность по данному разделу направлены, с одной стороны, на развитие познавательных способностей, а с другой стороны - на развитие речи.
4.Развитие речи.
Расширяя и уточняя знания об окружающем, продолжать обогащать, активизировать словарь детей.
Обогащение словаря. Вводить в словарь детей: существительные, обозначающие профессии (каменщик, маляр, плотник, тракторист, комбайнер, доярка, животновод, закройщик, швея, названия техники (экскаватор, подъемный кран, трактор, комбайн, снегоочистительная машина, картофелечистка, электромясорубка, овощерезка, пылесос и др., прилагательные, обозначающие признаки предметов (светлый, красный, темный, сладкий, кислый, горький, прочный, крепкий, звонкий, веселый и др., наречия, характеризующие отношение людей к труду (старательно, слаженно, умело, бережно, глаголы, характеризующие трудовую деятельность людей. Упражнять детей в умении подбирать слова со сходными значениями (синонимы) .
Активизация словаря. Учить правильно, точно по смыслу употреблять в речи существительные, прилагательные, глаголы, наречия, предлоги, использовать существительные с обобщающим значением (строитель, хлебороб, рабочий, военный и др.) .
Звуковая культура речи
Закреплять правильное, отчетливое произношение всех звуков родного языка. Учить детей различать на слух и отчетливо произносить часто смешиваемые звуки:' с — з, с — ц, ш — ж, ч — ц, с — ш, ж — з, л —р и т. д.
Продолжать развивать фонематический слух. Учить определять место звука в слове. Отрабатывать интонационную выразительность речи.
Грамматический строй речи
Совершенствовать умение детей согласовывать в предложении существительные с числительными (На столе лежат пять груш, существительные с прилагательными, образовывать множественное число существительных, обозначающих детенышей животных (жеребята, ягнята, поросята) .
Учить образовывать (по образцу) однокоренные слова (кот — котик — котенька — котище). Познакомить детей с разными способами образования слов (сахарница, хлебница; солонка, масленка; учитель, строитель) .
Продолжать учить детей составлять (по образцу) простые и сложные предложения.
Учить, при инсценировках сказок пользоваться прямой и косвенной речью.
Связная речь
Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи: учить поддерживать непринужденную беседу, задавать вопросы, правильно отвечать на вопросы воспитателя и детей.
Развивать умение связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие литературные произведения (сказки, рассказы) без помощи вопросов воспитателя.
Учить самостоятельно, составлять (по плану и образцу) небольшие рассказы о предмете, по картине, набору картинок, а также письма (товарищу, воспитателю) .
Учить составлять рассказы из опыта, личного и коллективного, передавая хорошо знакомые события (по образцу и плану) .
Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера по теме, предложенной воспитателем.
5.Логика
На занятиях по развитию логического мышления дети играют в игры, насыщенные логическим содержанием, в них моделируются логические конструкции, а в процессе игры решаются задачи, которые способствуют ускорению формирования и развития у дошкольников простейших логических структур мышления. Эти занятия помогут детям в дальнейшем обучении успешно овладевать основами математики и информатики.
На занятиях по развитию логического мышления используются различные игры. Такие игры, как “Кто летает?”, “Съедобное – несъедобное”, “Загадки”– они способствуют формированию внимания ребенка и его интеллектуальных способностей, учит выделять существенные признаки предметов.
Игры, где нужно искать одинаковые свойства или признаки предметов: “Чудесный мешочек”, “Определи предмет на ощупь”, “Найди предмет, отличающий от других”. В таких играх ребенок учится рассуждать, быть внимательным.
Быть наблюдательным и внимательным учат игры и упражнения: “Что нарисовано?”, “Назови предмет в ряду”, “Назови предмет одним словом”, “Что лишнее? Почему?”, “Домино”, “Как одним словом можно назвать предметы”.
Для развития интеллектуальных способностей дети играют в такую игру как “Я знаю пять …”. Она учит классифицировать и обобщать.
Игра “Белый лист” направлена на развитие восприятия свойств предметов, как форма, величина, на развитие моторики рук. Такие упражнения “Рыбы-птицы-звери”, “Одежда-мебель-посуда”, “Овощи-фрукты-ягоды”, в результате дети усваивают, что представители вида входят в пределы рода.
Для формирования понятий количественных и качественных понятий используем такие упражнения “Найди картинку с самым низким деревом”, “Найди картинку с самым высоким мальчиком”, “Покажи мяч средней величины” и прочие.
К концу года подготовительной группы дети играют в более сложные игры: “Вычислительная машина”. “Ход конем”, “Игры с обручами”, “Где, чей дом?”. Цель этих игр – формирование представлений об алгоритме, классификация по одному свойству, формирование логической операции.
Итак, в заключении можно сделать вывод, что развитие логического мышления, умения классифицировать, обобщать, группировать предметы, строить графические модели, развитие интеллектуальных и личностных качеств, самовыражение и самостоятельность имеет важное значение для успешного умственного развития и последующего школьного обучения.
Дидактические игры, различные беседы, головоломки, лабиринты, загадки способствуют развитию умения находить в предметах сходство и различие, выделять наиболее существенные признаки, группировать предметы на основании общих признаков, обеспечивает усвоению детьми обобщенных названий.
Обучение детей классификации способствует успешному овладению более сложным способом запоминания – смысловой группировкой, с которой дети встречаются в школе.
Развитие у дошкольников способности мыслить приводит к определенным изменениям в поведении и психике детей: возрастает самоконтроль и самостоятельность их деятельности.
Обучая детей в процессе игры, идет стремление, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость учения. Учение должно быть радостным.
Методическое обеспечение
Способы и формы работы с детьми. При проведении занятий используется разнообразный и доступный детям 5-7 лет материал. Занятия строятся в следующих формах: - Тренинг; - Занятие-«урок»; -Интерактивная интеллектуальная викторина. Такие формы занятий вызывают у детей интерес, т.к. представляют для них новую форму работы: на них дети выполняют необычные задания, решают интеллектуальные задачи, учатся думать, видеть, запоминать. Структура построения занятия. - Ритуал начала занятия начинается с приветствия - Групповая работа (развивающие игры). - Физкультминутки. - Индивидуальная работа - Ритуал прощания .
На занятии по познавательной деятельности проводятся в форме беседы и при помощи совместных открытий знаний. Заводя наводящие вопросы, педагог корректирует знания детей. А новые знания формируются во время беседы.
Обучение детей искусству производиться в трёх направлениях. Широкая опора на региональный материал, его специфику: природу, искусство, как классическое, так и народное. Знакомство с современным искусством и его творцами.
Первое направление – искусство в повседневной жизни детей, как неотъемлемая часть эстетической среды.
Второе направление-искусство ,составляет содержание образования, детей знакомят с разными видами искусства.
Третье направление- искусство, используется в разных видах художественной деятельности. служит развитию детского художественного творчества.
На занятиях по развитию речи нужно продолжать развивать речь как средство общения. Расширять представления детей о многообразии окружающего мира .Поощрять попытки ребенка делиться с педагогом и с другими детьми разнообразными сведениями, уточнять источник полученной информации(телепередача, рассказ близкого человека, посещение выставки, детского спектакля и т.д.)Способствовать превращению высказывания ребенка в рассказ.
Осуществлять словарную работу. Закреплять правильное и отчетливое произнесение звуков. Продолжать совершенствовать диалогическую форму речи.
Развивать у детей умений выполнять последовательные действия: анализировать, обобщать по признаку, думать целенаправленно, сравнивать, в своей работе я использую простые логические задачи и упражнения. Любая необычная игровая ситуация, в которой есть элемент проблемности , всегда вызывает большой интерес у детей. Такие задания как поиск признака отличия одной группы предметов от другой, поиск недостающих в ряду фигур, задания на продолжение логического ряда способствуют развитию смекалки, логического мышления и сообразительности.
Использование в работе с дошкольниками занимательного наглядного материала. На занятиях большое внимание уделять картинному и иллюстративному материалу, так как он способствует привлечению внимания детей, развивает наглядно-образное мышление, которое, в свою очередь, стимулирует познавательную активность ребёнка.
Развитие логического мышления ребёнка дошкольного возраста зависит от создания условий, которые стимулируют его практическую, игровую и познавательную деятельность. Поэтому в группе есть уголок занимательной математики, где располагаются пособия для совместной и самостоятельной деятельности. В этом уголке представлены различные дидактические игры, занимательный материал: ребусы, лабиринты, головоломки.
В совершенстве овладеть огромным разнообразием движений, комбинаций и целых комплексов упражнений, входящих в программу, возможно лишь при условии правильной методики обучения.
Целостный процесс обучения можно условно разделить на три этапа:
Начальный этап – обучение упражнению (отдельному движению);
Этап углубленного разучивания упражнений;
Этап закрепления и совершенствования упражнения.
Конспект занятия по познавательной деятельности
«23 февраля – день Защитника Отечества»
Цели: 1. Уточнить и расширить знания учащихся о празднике 23 февраля.
2. Развивать интерес к истории Отечества; наблюдательность, любознательность.
Оборудование: мультимедийная презентация, открытки для поздравления, музыкальное сопровождение: «Прощание Славянки», «Марш деревянных солдатиков» из «Детского альбома» П.И. Чайковского.
Ход занятия.
1. Орг.момент. (Звучит «Прощание Славянки», затем музыка затихает.)
2. Беседа.
- Ребята, 23 февраля наша страна празднует знаменательную дату. Что это за праздник? (День Российской Армии.) (Слайд 1).
- Верно. А кого мы поздравляем в этот день?
- Как вы думаете, почему возник этот праздник?
- 23 февраля 1918 года первые полки нашей Армии вступили в первое сражение с врагами и одержали победу. (Слайд 2) Поэтому 23 февраля мы отмечаем День рождения Армии и Военно-морского флота.(Слайд 3)
День нашей Армии сегодня,
Сильней ее на свете нет,
Привет защитникам народа,
Российской Армии – привет!
Нашей Армии любимой
День рожденья в феврале!
Слава ей непобедимой!
Слава миру на земле!
- В этот день по всей стране поздравляют военных, которые служат в Армии, и тех, кто уже давно служил – пап и дедушек. (Слайд 4)
Трубы громкие поют,
Нашей Армии – салют!
В космос корабли плывут,
Нашей Армии – салют!
На планете мир и труд,
Нашей Армии - салют!
- Но в этот день поздравляют не только взрослых мужчин, но и будущих защитников Отечества – мальчиков. И сегодня мы вас поздравляем. (Звучит «Марш деревянных солдатиков» из «Детского альбома» П.И. Чайковского)
Смотрели мальчишки
Втроем на парад.
«Красивая форма
У наших солдат!
Но лучше какая?
А лучше-то чья?
Сначала посмотрим», -
Решают друзья.
- Ребята, а какие вы знаете рода войск?
- Рассмотрим картинки. (Слайды 5,6,7)
- Интересно, чья же форма лучше?
У пилота на фуражке
Золотятся крылья птицы,
И, как небо, голубые
И погоны, и петлицы.
Смотрите: матрос
В полосатой тельняшке.
Матрос в бескозырке,
И якорь на пряжке.
За ними танкист
Идет молодой,
Звезда на пилотке,
Ремень со звездой.
И дружно мальчишки
Втроем говорят:
«Красивая форма
У наших солдат!»
- Дорогие мальчики! Сегодня мы приготовили для вас еще подарок-открытки, которые сделали сами девочки. (Поздравление мальчиков.)
3. Итог.(Слайд 8)
- Закончить наш праздничный классный час хочется замечательным стихотворением:
Наша Армия родная
И отважна, и сильна.
Никому не угрожая,
Охраняет нас она.
Оттого мы любим с детства
Этот праздник в феврале.
Слава Армии любимой –
Самой лучшей на земле!
За все, что есть сейчас у нас,
За каждый наш счастливый час,
За то, что солнце светит нам,
Спасибо доблестным солдатам,
Что отстояли мир когда-то.
Спасибо Армии родной,
Нашим дедам и отцам!
Благодарим, солдаты, вас
За жизнь,
За детство,
За весну,
За тишину,
За мирный дом,
За мир, в котором мы живем.
- На этом наше занятие окончено.(Звучит «Прощание Славянки»)
Задачи для дошкольников на развитие логического мышления.
При помощи таких задач отрабатывается логическая операция - ОТРИЦАНИЕ, которая производится с помощью «не». Логическая связка «не» - очень важная для развития логического мышления и речи. Решение, таких задач требует концентрации внимания, развивают память и сообразительность.
ЗАДАЧИ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
НА РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
1. Лев, слон и бегемот жили в разных домиках. Лев жил не в красном и не в синем домике. Слон жил не в красном и не в оранжевом домике.
В каких домиках жили звери?
2. Три рыбки плавали в разных аквариумах. Красная рыбка плавала не в круглом и не в прямоугольном аквариуме. Желтая рыбка - не в квадратном и не в круглом. В каком аквариуме плавала синяя рыбка?
4. У Кати три коляски разного цвета: Красная, желтая и зеленая. Еще у Кати три игрушки: кукла, мишка и зайка. В красной коляске она повезет не куклу и не мишку. В желтой - не зайку и не куклу. Что повезет Катя в каждой из колясок?
5. Гусеница едет не в первом и не в последнем вагоне. Утенок не в среднем и не в последнем вагоне. В каких вагонах едут гусеница и утенок?
6. Бабочка сидит не на цветке и не на листке. Жук сидит не на грибке и не на цветке. Пчелка сидит не на листке и не на грибке. Кто на чем сидит? (лучше всё нарисовать)
7. Котенок, утенок и цыпленок живут в трехэтажном доме. Котенок живет не на первом этаже и не на третьем. Утенок живет не на втором этаже и не на первом. На каком этаже живет каждый из них?
8. Кате, Тане и Оле мама купила сумки. Кате купила не зеленую и не красную. Тане - не зеленую и не желтую. Оле - не желтую и не красную. Какую сумку купила мама каждой из девочек?
9. В трех коробках лежат разные овощи. Огурцы лежат не в синей и не в красной коробке. Помидоры не в синей и в желтой коробке. В какой коробке лежит чеснок? А помидоры и огурцы?
Конспект-занятие по развитию речи
Тема: Выручаем весну
Программное содержание: Обобщить представления детей о весне, как времени года; о жизни животных, о погодных условиях в весеннее время. Формировать положительное, эмоциональное отношение к красоте весенней природы. Расширять и активизировать словарь детей по данной теме, закреплять навыки словообразования; согласовывать существительное с прилагательными; умение составлять слова из слогов. Работать над предложением; составление предложений из слов, по схеме; закрепить умение отвечать на вопросы полным предложением. Развитие связной речи. Автоматизация правильного произношения звуков. Развитие памяти, внимания, мышления. Воспитание навыков сотрудничества в игре, активности, самостоятельности, творческих способностей, воображения.
Ход занятия:
Педагог: Ребята, я сегодня встретила Лесовичка. Он рассказал мне, что с весной произошла неприятность, ее в лесу задержал злой порывистый ветер. Он не хочет, чтобы в город приходило весеннее тепло. Весна попросила Лесовичка обратиться к вам за помощью. Как вы думаете, мы сможем выручить Весну? Давайте попробуем. А чтобы ветер отпустил Весну, нам нужно выполнить все задания, которые передал Лесовичок. Вы готовы помочь?
Дети: Да.
Педагог:
Первое задание: В начале нам с вами нужно вспомнить, после какого и перед каким временем года наступает весна.
Дети: Весна наступает перед летом.
Весна приходит после зимы.
Педагог:
Следующее задание: нужно назвать приметы весны, а помогут нам в этом картинки. Начинать предложение нужно со слова «Весной…» (Например: Весной солнце светит ярко. Весной небо высокое, голубое. Весной тает снег, бегут ручьи. Весной капают сосульки с крыш домов.)
Педагог:
Ребята, как вы думаете, почему весной тает снег, бегут ручьи?
Дети: Снег тает от того, что солнышко стало пригревать сильнее.
Педагог:
Как Вы думаете, наступит ли весна, если солнышко не будет светить и пригревать? Почему?
А наше солнышко заколдовал ветер, все лучи разметал, и оно стало грустным. Покажите, как солнышко грустит.
А ведь оно – главный помощник весны.
Ребята, чтобы расколдовать солнышко, нужно придумать ему нежные ласковые слова.
Детская игра. «Подбери слово».
Солнце, какое? Дети говорят слова и прикладывают лучики.
Педагог:
Посмотрите, какое красивое солнышко у нас получилось, оно улыбается нам. Вот мы и выполнили второе задание.
Скажите, какие изменения происходят зимой в жизни животных?
Дети: Весной заяц меняет белую шубку на серую. Медведь просыпается после зимней спячки. Белка вновь становится рыжей.
Педагог:
На столе перепутаны все животные, Вам нужно выбрать только тех животных, которые живут в наших лесах, и сделать звуковой анализ.
Дидактическое упражнение: «Звуковой анализ слова».
Педагог:
Посмотрите, какое дерево нам оставил Лесовичок. Оно не простое, а с заданиями (на дереве висят слоги).
Дети составляют слова из слогов.
Педагог:
Молодцы, Вы справились с этим заданием. А теперь, давайте вспомним стихотворение про жука , пусть отдохнут ваши глазки.
Физ.минутка: «Жук».
Педагог:
Каких насекомых Вы еще знаете?
Дети: Бабочки, кузнечики, пчела, мухи….
Педагог:
Придумайте предложения с насекомыми по схеме
|____ _____ .
|____ _____ _____ .
|____ _____ _____ ______ .
Педагог:
Как Вы думаете, кто обрадуется появлению насекомых? Почему?
А еще, чтобы выручить весну, нам нужно вспомнить птиц, которые возвращаются из теплых краев.
Дети называют птиц.
Какие птицы прилетают из теплых стран первыми? (Грачи). А какая последние? (Ласточки).
Последнее, важное задание – мы должны с Вами отгадать загадки.
1. Тает снежок, ожил лужок,
День прибывает, когда это бывает? (Весной).
2. Висит под окошком кулек ледяной,
Он полон капели и пахнет весной (Сосулька).
3. Новоселье у скворца
Он ликует без конца,
Чтоб у нас жил пересмешник,
Смастерил ему…. (Скворечник).
Первым вылез из земли
На проталинке.
Он мороза не боится
Хоть и маленький (Подснежник).
В голубенькой рубашке
Бежит по дну овражка (Ручей).
Здесь на ветке чей-то дом,
Ни дверей в нем, ни окон,
Но птенцам там жить тепло
Дом такой зовут (Гнездо).
Педагог:
Вот и пали чары злого ветра, Весна освободилась и у нас будет тепло. Какое красивое время года – Весна!
Про весну пишут поэты стихи, художники рисуют картины, композиторы пишут музыку. Весна будет рада услышать стихи о себе в вашем исполнении, пожалуйста, кто расскажет?
Дети читают стихи о весне.
Конспект занятия по рисованию
на тему «Волшебная страна – подводное царство».
Техника: рисование «по мокрому листу»
Программные задачи:
Учить детей рисовать нетрадиционным способом «по мокрому» листу.
Учить передавать композицию в сюжетном рисунке.
Развивать разнонаправленные, слитные, плавные движения руки, зрительный контроль за ними, воображение, фантазию.
Воспитывать у детей стремление к достижению результата.
Материал:
Белый лист плотной бумаги, акварельные краски, поролоновая губка, кисточки (№6 и №3), салфетки на каждого ребёнка.
Методические приёмы:
Объяснение педагога.
Показ примеров, различных рисунков рыбок.
Предварительная работа:
Чтение сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»; рассматривание иллюстраций к этому произведению; рассматривание картинок и фотографий с изображением морских обитателей.
Ход занятия
П. Сегодня, ребята, на нашем занятии по рисованию краски будут вести себя не совсем обычно, они будут расплываться, выходить за рамки вашего рисунка. Необыкновенная лёгкость красок, получение новых цветов прямо на рисунке, сделают вашу работу удивительно интересной. А рисовать мы с вами будем « по мокрому» листу.
Д. А как?
П. А что это такое, я сейчас расскажу и покажу.
Главным инструментом сегодня станет губка. Мы смочим ею наш лист. Смачивается лист быстрыми движениями (показ педагога), рука движется свободно. А потом уже « по мокрому» листу наносится краска. Кисточка слегка касается листа, краска ложится красиво, образуя волшебные переливы.
П. Ребята, хотите почувствовать себя волшебниками?
Д. (ответы детей)
П. Итак, если мы с вами захотели почувствовать волшебство, то нам надо произнести волшебные слова, которые сделают наше рисование волшебным, удивительным и сказочным.
Физкультурная минутка
Звёздочка в небе колышется кротко
(руки подняты вверх, пальцы широко расставлены, лёгкое покачивание руками)
В белом тумане качается лодка,
В лодке той – чудесные краски
(руки опущены вниз, немного разведены в стороны, раскачивание туловища влево и вправо)
Шепчутся в ней небылицы и сказки
( руки к губам, повороты головы влево и вправо)
Лодочку ветер тихонько качает
В волшебное царство он нас приглашает
(дети садятся на стулья, за столы)
П. А сейчас я вам прочитаю отрывок из сказки, а вы её отгадаете.
«Жил старик со своею старухой, у самого синего моря»
Д. Это сказка (ответы детей)
П. Правильно, слушайте дальше:
Они жили в ветхой землянке, старик ловил неводом рыбу, а старуха пряла свою пряжу. Дед был добрым, а старуха спокойная, и в доме у них был мир и согласие. И природа была спокойная: голубое небо, спокойное море. И в этом спокойном море жила добрая, волшебная «золотая рыбка». Но жила она не одна.
Как вы думаете, кто ещё жил в её волшебной стране – подводном царстве?
Д. (ответы детей)
П. Молодцы! Ребята, а какой краской мы будем рисовать тихое, спокойное море?
Д. синей, голубой – (ответы детей)
П. А «золотую рыбку»?
Д. оранжевой, жёлтой – (ответы детей)
П. Посмотрите, как я буду рисовать море. Губкой смачиваю лист быстрыми движениями, слева на право. Кисточкой, сверху, провожу по всему листу. Попробуйте!
А с помощью тонкой кисточки мы будем рисовать песчаное дно, водоросли, а может кто – то из вас нарисует и «золотую рыбку» или её сказочный дворец.
(дети выполняют работу, педагог наблюдает за рисованием, при затруднении детей проводит индивидуальный показ)
Анализ работы
(когда все ребята закончат рисование, листочки разложить на одном большом столе, получится «подводное царство»)
П. Ребята, посмотрите, какое огромное спокойное синее море у нас получилось. И обитатели царства спокойно передвигаются в воде среди зелёных водорослей. И от того, что море мирное, спокойное – золотых рыбок стало много, все они такие яркие, красивые. Когда я смотрю на ваши рисунки, я чувствую, что в этой волшебной стране торжествует только добро.
Конспект занятия декоративной лепке на тему «Весенний букет».
Программное содержание: продолжать учить детей создавать цветочные композиции пластическими средствами по мотивам народного искусства. Совершенствовать технику рельефной лепки. Показать способ получения большого количества одинаковых элементов - сворачивание трубочки и разрезание на части. Воспитывать дружеские взаимоотношения со сверстниками, желание совершать добрые поступки, оказывать помощь товарищам. Воспитывать художественный вкус. Развивать чувство цвета и композиции. Обогащать словарный запас детей словами: панно, эскиз.
Предварительная работа: рассматривание произведений декоративно-прикладного искусства с цветочным декором.
Материалы, инструменты, оборудование:картонные одноразовые тарелочки, пластилин, доски, стеки, 2-3 произведения с цветочным декором, простой карандаш, магнитофон.
Ход занятия.
Педагог подзывает всех детей к себе и показывает письмо.
- Ребята, сегодня утром почтальон принёс письмо. На нем написано: «Детям в детское объединение «Непоседы»». Хотите узнать, что там?
-Да.
- Сейчас я открою письмо (открывает)
Сейчас прочитаем письмо (открывает конверт) .
«Дорогие ребята, вам пишет домовой Кузя. Скоро у моей знакомой девочки день рождения и мне так хотелось её поздравить. Но у меня не получается придумать подарок ,помогите мне пожалуйста. Заранее спасибо. Домовёнок Кузя».
едагог: - Ребята, к нам обратился за помощью домовёнок Кузя. Он хочет, чтобы мы ему помогли. И сделали подарок для его знакомой девочки. Поможем? -Да.
Педагог: - Молодцы, мы придем Кузе на помощь, выручим его. Как можно назвать людей, которые приходят на помощь? (добрыми, отзывчивыми)
-А какой же мы сделаем подарок? Все девочки любят цветы, а давайте сделаем красивое панно из цветов на тарелочке?
- Возьмите каждый по тарелочке и садитесь за рабочее место. (Дети садятся за столы) .
Педаго: - Давайте превратимся в настоящих художников-умельцев и приготовим красивые настенные панно.
- Какое сейчас время года? (Весна)
- Что происходит весной? (Ответы)
Правильно, появляются цветы, травка, листочки — природа начинает просыпаться. Цветы радуют наш глаз.
Сначала лепим стебельки: раскатываем тонкие жгутики или «колбаски», прикладываем их к фону - «выводим в букет» из одной точки снизу композиции, размещаем просторно, чтобы поместить цветы. Затем прикрепляем листочки.
- Какие бывают листочки? (Ответы)
- Цветы в букете бывают одинаковые или разные: ромашки, розы, тюльпаны или сказочные.
Педагог: - Много одинаковых цветов можно сделать так: раскатать толстый валик и сплющить его в ленту, затем раскатать тонкий жгутик другого цвета и положить его на длинный край ленты, аккуратно завернуть ленту в трубочку - получится трубочка с серединкой другого цвета. Нужно разрезать её, как рулет, на много одинаковых кусочков - это и есть цветы. Прикрепляем их к стебелькам. (Показ) .
Педагог: - Куда обычно ставят цветы? (В вазу)
- Какие бывают вазы? (Высокие, низкие и т. д.)
- Для букета полевых цветов подойдет ваза простой формы, а для сказочных - нужно пофантазировать, украсить причудливым узором.
Физминутка
Наши нежные цветки распускают лепестки
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши алые цветки закрывают лепестки,
Тихо засыпают, головой качают.
(Плавное раскачивание пальцев, помахивание руками перед собой и плавное опускание их на стол) .
Педагог: - Теперь за работу. Намечаем эскиз карандашом и лепить букеты. (Пока дети лепят, звучит спокойная музыка) .
Итог: - Что мы сегодня делали на занятии? (Ответы детей)
- Ребята, вы сегодня хорошо потрудились, помогли домовому Кузе. Он очень обрадуется нашим поделкам.
К анализу привлечь детей: - Какое панно тебе понравилось? Почему? Какой букет лучше получился? И т. д.
- Работы мы аккуратно сложим в коробочку и отправим Кузе.
Виды детской деятельности:игровая, коммуникативная, познавательно — исследовательская, продуктивная, чтение.
Цели: Освоение техники симметричного, силуэтного вырезания, используя разнообразные способы прикрепления материала на фон, для получения объемной аппликации.
Задачи:
Учить детей соотносить реальные и сказочные образы.
На основе полученных впечатлений (в процессе подготовительной работы) предложить создать в аппликации образ сказочной птицы, передавая ее необычность и яркость, используя элементы декоративного оформления.
Продолжать знакомить детей с объемной аппликацией. Показать способ вырезывания силуэта птицы из бумаги сложенной пополам.
Развивать зрительный контроль действия рук.
Дать возможность каждому из детей проявить самостоятельность в выборе способов украшения работы и творческие способности.
Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.
Материал и оборудование:
Выставка работ на тему «Сказочные птицы» выполненные разными способами. Аудиозапись «Голоса птиц», «Звуки леса» и т. п.. Цветной картон, полоски цветной бумаги, конфетти, клей, клеевая кисть, ножницы, салфетка и др.
Предварительная работа:
Чтение русской народной сказки «Жар-птица и Василиса-царевна», П. П. Ершова «Конек-Горбунок» и др. Рассматривание иллюстраций, открыток с изображением птиц. Занятие по лепке на тему «Сказочная птица», рисование птиц.
1.Организационный момент.
- Здравствуйте ребята. Сегодня занятие по аппликации начинается необычно. Я приглашаю вас на сказочную поляну, где собрались самые разные птицы, изготовленные взрослыми и детьми разными способами.
2.Беседа о птицах.
Посмотрите и скажите, какие птицы собрались сегодня на поляне? Назовите их. А тех птиц, которых не назвали, где можно встретить? (ответы детей). Конечно в сказке. Поэтому их и называют — сказочные птицы.
- Чем отличаются сказочные птицы от обычных?
- А что у них общего?
- Какие птицы сразу привлекают наше внимание и почему? (ответы детей).
- На нашей поляне много птиц, настоящих и сказочных, но нет одной – Птицы Счастья. Люди верят, что на свете есть птица, приносящая на своих крыльях счастье, яркое и радостное как ее неповторимой красоты хвост. Как вам кажется, как она выглядит? Закройте глаза и представьте свою Птицу Счастья. Что вы видите? Опишите (ответы детей).
3.Физкультминутка.Пальчиковая гимнастика.
Тили- тели, тили-тели-
С юга птицы прилетели!
(Скрестить большие пальцы,помахать ладошками).
Прилетел к нам скворушка-
Серенькое перышко.
(Поочередно сгибать пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки).
(Указательным и большим пальцами сделать «клюв» — «птицы поют».)
4.Аппликация.
- Предлагаю вам, ребята, сделать аппликацию «Птица Счастья».
(Дети проходят и садятся за столы).
- Вы правильно заметили, ребята, что при всем разнообразии птиц, они имеют много общего. Все птицы, и сказочные и реальные имеют одни и те же части тела (туловище, голову, хвост и т. д.). Сейчас я покажу вам, как можно вырезать силуэт птицы без хвоста – его мы сделаем потом.
- Силуэт можно вырезать из бумаги сложенной пополам. Кто подскажет, как правильно складывать бумагу пополам, и за какую сторону держать заготовку? (ответы детей и показ воспитателем последовательности вырезывания).
- Вырезать начинаю с туловища. Держу заготовку за линию сгиба горизонтально. Ставлю ножницы на левый нижний угол и вырезаю полуовал (большую горку) примерно до середины заготовки. Затем режу прямо – это шея. Шея переходит в голову(маленькая горка) и заканчивается острым клювом. Посмотрите на схему и еще раз запомните последовательность вырезывания контура.
(дети самостоятельно вырезают силуэт птицы).
- Тело птицы мы приклеим к листу, а шея и голова будут свободно обращены вперед. Так мы получим не плоское, а объемное изображение, что придаст нашей птице живость. Птица важно склонила голову и, кажется, что она вот-вот сойдет с листа и упорхнет.
- Теперь нам остается дополнить изображение. А главное украшение любой волшебной, сказочной птицы — это ее хвост. Как вы будете его изображать, зависит от вашего замысла. Подбор цветов, их сочетание; форма перьев и украшение птицы — все это ваше желание. У каждого получится своя, неповторимая Птица Счастья. Чем необычнее, интереснее будет птица, тем больше радости и счастья она принесет.
(самостоятельная творческая деятельность детей).
5.Организация выставки.
- Ребята, у нас получилась целая стая Птиц Счастья. Давайте рассмотрим птиц, полюбуемся ими.
(рассматривание и анализ детских работ).
- Ребята, Птица Счастья несет на своих крыльях удачу в делах, радость, мир в доме — все самое хорошее. Вы можете подарить ее тому, кому захотите. Не случайно поется в одной замечательной песне:
Мы желаем счастья вам,
Счастья в этом мире большом.
Как солнце по утрам,
Пусть оно заходит в дом.
Мы желаем счастья вам,
И оно должно быть таким -
Когда ты счастлив сам,
Счастьем поделись с другим!
- Удивительно, ребята, но чем больше мы дарим счастья другим, тем больше его становится у нас. Кому хотите подарить свою птицу, с кем поделитесь своим счастьем?(ответы детей)
Конспект игрового занятия по ритмопластике
Музыкальное сопровождение подбирает педагог по характеру выполняемых упражнений. Фонограммы .
Дети заходят в зал, выстраиваются в шеренгу. Педагог: На экскурсию, ребята, приглашаю всех я вас, Будет очень интересным путешествие у нас. Мы по городу родному прогуляться всех зовем, Красотой полюбоваться солнечным осенним днем! Пешеходный есть маршрут, Вы готовы? – тогда в путь!.. 1. (Дети идут танцевальной ходьбой с носка). Мы по городу идем золотым осенним днем, Из детсада по дорожке на прогулку всех зовем Осторожнее, ребята, солнце прячется куда-то, Туча нам грозит дождем – бом-бом-бом, бом-бом-бом.
(дети топают ногами на месте) Но мы нисколько не дрожим, от дождя мы убежим… (дети бегут на носках) (ходьба боком приставным шагом) Впереди большая лужа! По мосту пройти нам нужно. Боком, боком, не спеша, мы шагаем чуть дыша. (притопы на месте) Снова гром – тра-та-та, Разбегайтесь поскорее, детвора… (легкий бег врассыпную) (дети перестраиваются и маршируют парами) Друга ты скорей найди, веселее с ним в пути! Педагог: По аллейке долго шли и к вокзалу мы пришли, Здесь грохочут поезда туда-сюда, туда-сюда. Люди здесь встречаются, люди здесь прощаются, Снова новой встречи ждут и друг другу руки жмут! 2. (Дети исполняют ритмический танец «Здравствуй и прощай») - В парах, стоя по кругу лицом к друг другу подают правые руки «здороваются», затем левой рукой машут «до свидания».
Кружатся «лодочкой» Усложнения по усмотрению педагога.) Педагог: Мы не будем огорчаться, долго с мамами прощаться, Сядем в чудо-паровоз, ничего что нет колес. Топотушками пойдем за вагончиком вагон. Прокатиться каждый рад, а потом вернемся в сад… 3. (Дети двигаются топающим шагом за ведущим) Тихо ехал паровоз, а потом он нас повез Все быстрей, быстрей, быстрей, Ехать стало веселей… (Ускоряется темп топающего шага) Педагог: Вот приехали, друзья, выходить нам всем пора. Посмотрите поскорей – строится для малышей Интересный чудо-дом, школа скоро будет в нем. Здесь научат всех играть, песни петь и танцевать Школа уникальная, школа музыкальная. 4. (Дети имитируют игру на пианино, дудочке, барабане. Пальчиковая гимнастика.) Педагог: Дальше мы продолжим путь… Попрошу вас заглянуть туда, где книжки вряд стоят И ждут читателей – ребят. В библиотеку приходи, любимую сказку там прочти! 5. (выполняется музыкальная композиция «Буратино» Под фонограмму песни двигаются по кругу поскоками1 куплет. - останавливаются лицом в круг, выполняют выставление ноги на пятку с одновременным хлопком возле ушка соответствующей стороны. На слова:»Бу-ра-ти-но» выполняют прыжки, руки и ноги в стороны. Движение 2 куплета повторяют 1. - останавливаются, показывают «Нос» - дразнятся. Движение 3 куплета повторяют 1. - останавливаются, выполняют движение «тарелочки» ) По окончании – упражнение на восстановление дыхания. Буратино потянулся… (разводят руки в стороны, «потягушки») Раз – нагнулся, два – нагнулся. (наклоны к носкам ног) Руки в стороны развел, Видно ключик не нашел…(руки в стороны, «удивиться») Чтобы ключик отыскать (хлопки в ладоши) Нужно на носочки встать! (подняться на носки, руки вверх) Педагог: Ребята, ключик из сказки я отыскала, И Буратиной на мгновенье стала. (берет бутафорский ключик, одевает колпак Буратино) И вы, ребята, вокруг себя повернитесь И в Буратино со мной превратитесь! 6. (Проводится упражнение на развитие мимики «Чем обрадовать Буратино». Дети по кругу передают ключик, затем бутафорскую конфету, паучка и мимикой передают свои эмоции – радость, восторг, отвращение…) Педагог: С библиотекой попрощались, дальше в путь засобирались. Мы экскурсию продолжаем, Автомобильный маршрут выбираем… 7. (Дети исполняют ритмический танец «Автомобиль» «Заводят моторы» - вращательные движения руками. «Едут»- легкий бег по кругу. «Нажимают на педаль» - поднимают согнутую в колене ногу, выпрямляют, обратное движение, «Работают дворники» - двигаются согнутые в локтях руки) Педагог: Всякий, кто к нам в город приезжает, Обязательно на море попадает. По песочку мы пройдем, А потом в волну нырнем… 8. (Дети свободной ходьбой передвигаются по залу.) - Мышцы стопы мы укрепляем, на внешней стороне стопы шагаем…
(ходьба на внешней стороне стопы, затем обычный шаг) По мягкому песочку хорошо идти На внутренней стороне стопы. (ходьба на внутренней стороне стопы, затем обычная) Мы по берегу гуляли, за нашим морем наблюдали: Раз – волна, и два – волна, Не высокая она… 9.(Дети выполняют упражнение «Море») - волны руками маленькие и большие - плывут рыбки (легкий бег, ладошки сложены) - медузы ( медленно приседают, широко разводя колени и руки в стороны, встают) - чайки (легкий бег, руки вверху, сцеплены большими пальцами) Партерная гимнастика: - морская звезда (лежа на спине руки, ноги в стороны, обратно) - водоросли (лежа на спине руки ноги выполняют плавные волнообразные движения ) - камушки на дне (перекаты на спине, обхватив колени руками из положения сидя) - рыбки ( лежа на животе прогиб, руки впереди) - жемчужина в коробочке (прогиб на животе, руками упереться в пол, ноги согнуть, достать носками голову.) Педагог: На море хорошо мы отдыхали, Поплавали и в глубину ныряли, Но а теперь пора нам возвращаться, И с морем, дети, попрощаться! Долгим был у нас маршрут, А теперь мы снова в путь. В детский садик – дом родной, Мы отправимся с тобой! 10. (Дети выполняют упражнение «Ехали» с пением) - на машине ехали, би-би-би, до угла доехали, би-би-би! (легкий бег) - на лошадке ехали, цок-цок-цок,в огород заехали, цок-цок-цок! (прямой галоп) - паровозом ехали, ду-ду-ду, до г8оры доехали, ду-ду-ду! (топающий шаг) - паровоз не идет, нужно сесть в самолет… - самолет летит, у-у-у, самолет гудит у-у-у (бег врассыпную, руки в стороны) На полянку тихо сели, посмотрели – прилетели! (присесть, встать) Вот и дом наш – детский сад. Встретить нас, ребята, рад! Педагог: Наше путешествие подошло к концу, надеюсь никто не устал и все остались довольны. До свидания, ребята, впереди нас ждет немало интересных встреч! (Дети выходят из зала под спокойную музыку)
Тест «Кругозор»
оценка уровня развития познавательной деятельности
Цель теста: определение объема сведений о себе, своей семье, окружающим мире, а также способности к анализу и суждениям. 1. Назови свое имя, фамилию, отчество. 2. Назови фамилию, отчество родителей. 3. Ты девочка или мальчик? Кем будешь, когда вырастешь: мужчиной или женщиной? 4. У тебя есть брат, сестра, кто старше? 5. Сколько тебе лет? Сколько будет через год, два? 6. Сейчас утро, вечер (день или утро?) 7. Когда ты завтракаешь (утром или вечером?), обедаешь? Что бывает раньше обед или ужин, день или ночь? 8. Где ты живешь, назови свой домашний адрес? 9. Кем работают твои родители? 10. Ты любишь рисовать? Каково цвета этот карандаш (платье, книга?) 11. Какое сейчас время года, почему ты так считаешь? 12. Когда можно кататься на санках – зимой или летом? 13. Почему снег бывает зимой, а не летом? 14. Что делает почтальон (врач, учитель?) 15. Зачем в школе нужен звонок, парта? 16. Ты сам хочешь пойти в школу? 17. Покажи свой правый глаз, левое ухо? Зачем нам нужны глаза, уши? 18. Каких животных ты знаешь? 19. Каких птиц ты знаешь? 20. Кто больше, корова или коза? 21. Что больше 8 или 5? Посчитай от 3 до 6, от 9 до 2. 22. Что нужно сделать, если ломаешь чужую вещь?
СВЕДЕНИЯ О СЕБЕ, СЕМЬЕ – 1,2,3,4,5,8,9,17 ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ - 6,7, 10,11, 12,14, 18,19 СПОСОБНОСТЬ К АНАЛИЗУ, РАССУЖДЕНИЯМ – 13, 20, 21,22 ШКОЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ – 15,16.
ОЦЕНКА: Каждый правильный ответ – 1 балл, правильный, но неполный ответ 0,5 балла.
Отдельно оцениваются следующие вопросы: • 5 вопрос – ребенок вычислил, сколько ему будет лет – 1 балл, называет год с учетом месяцев – 3 балла (например мне 6 лет восемь месяцев, через год будет 7 лет и восемь месяцев)
• 8 вопрос – полный домашний адрес - 3 балла • 15 вопрос - правильное применение школьной атрибутики – 1 балл • 16 вопрос - положительный ответ – 1 балл • 17 вопрос – правильный ответ – 3 балла • 22 вопрос – правильный, адекватный ответ – 2 балла
Оценка результатов:
Высокий уровень – 24-29 баллов Средний уровень – 20-23,5 балла Низкий уровень – от 19,5 и ниже
Материально - техническая база для реализации программы
Для реализации программы детского объединения «Непоседы» необходимы:
-учебный кабинет;
- перечень оборудования учебного кабинета (классная доска, столы, стулья для обучающихся и педагога, шкаф для хранения дидактических пособий и учебных материалов, раковина).
- перечень оборудования необходимого для проведения занятий ( ноутбук, мультимедийное оборудование, обучающие стенды, магнитофон, колонки).
Обязательный список литературы:
Список литературы для воспитанников.
Литература 5-6лет (первый год)
30 занятий для успешного развития ребенка 5 лет (две части)
Тетрадь с заданиями для развития детей. Развивающие задания для малышей (две части)
Литература 6-7лет (первый год)
В.А Егупова. Ломоносовская школа. Изучаю мир вокруг. 5-6лет
Н.Созонова ,Е. Куцина, Н. Хрушкова. Рабочая тетрадь. Фонематические Рассказы и сказки (две части).
О.А Холодова. За три месяца до школы.
Рассказы и сказки (две части)
Литература 6-7лет (второй год)
Н.Володина .Говорю красиво .6-7лет.
Н.М Липская. Ломоносовская школа . Расту культурным 5-6 лет
К.Шевелев. Энциклопедия интеллекта . Рабочая тетрадь 6-7лет
Список литературы для педагога.
А.Н Артюшин «Развитие речи»
А.В Аджи «Конспекты интегрированных занятий»
В.Н Волчкова «Конспекты занятий по ИЗО»
В.Н Волчкова «Конспекты занятий по познавательной деятельности»
М.А Васильева « Программа воспитания и обучения в детском саду»
В.В Гербова «Занятия по развитию речи»
С.Е Гаврина «Тренажёр по развитию речи»
В.А. Егупова «Изучаю мир вокруг»
М.М. Кольцова « Игры на развитие мелко моторики»
О.А. Новиковская «1000 забавных пальчиковых игр»
В.В. Поляков «ОБЖ»
А.А.Плешаков «Мир вокруг нас»
Е.И. Соколова «Развиваем речь»
Ю.В Филимонова «Летние игры для детей 1до 12»
Дополнительный список литературы.
Величко Н. К. «Роспись: техники, приемы, изделия». М., 1999
Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. — СПб.: Союз, 1999.
Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. — М.: Педагогика,1986.
Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении. — М.: Педагогическое общество России, 2000.
Дрезнина М.Г. «Каждый ребёнок – художник». М., 2002
Жегалова С.К. Росписи Хохломы. - М.: Детская литература, 1991.
Герчук Ю.Я. «Что такое орнамент»
Кастерман Ж. «Живопись: рисуй и самовыражайся» 2002 г.
Конева Г.М. «Бумага: играем, вырезаем, клеим». 2001 г
Коломинский Я. Л., Панько Е. А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. — М.: Просвещение, 1988
Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа». М., 2006
Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации, подготовительная к школе группа ». М., 2006
Нижегородцева Н. В., Шадриков В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
Новиков А. М. Российское образование в новой эпохе. — М.: Эгвес,2000.
Эльконин Д. Б. Природа детства и его периодизация / Избранные психологические труды. — М.: Педагогика, 1989.