Программа кружка ракссчитана на профилактику и раннюю коррекцию речевых нарушений у детей 4-5 лет. Особое внимание в программеуделяется продуктивной деятельности детей: изготовление поделок - пособий для развития речевого дыхания, поделок - символов артикуляционных упражнений в различных техниках. данная работаспособствует развитию мелкой моторики пальцев рук.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Дошкольный возраст – важный период в становлении личности ребёнка. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. При нормальном развитии овладение звуковым строем языка у дошкольником заканчивается к 4-5 годам. Но иногда в силу ряда причин этот процесс затягивается. В средней группе мы часто наблюдаем детей, речь которых мало понятна для окружающих: отдельные звуки не произносятся, пропускаются или заменяются другими. Опасаясь насмешек, дети начинают стесняться своих ошибок, избегают общения со сверстниками. Очень часто речевые нарушения влекут за собой отставание в развитии.
Нарушение произносительной стороны речи требует специальной логопедической помощи. И, как известно, чем раньше начата коррекционная работа, тем она эффективнее. В связи с тем, что на логопункт в первую очередь зачисляются дети старшей возрастной категории, возникает необходимость оказывать помощь детям средней группы в форме кружка. Кружковая логопедическая работа облегчает подготовку к основным занятиям по коррекции звукопроизношения, даёт возможность чутко и своевременно реагировать на любые изменения возможностей, потребностей и личностных предпочтений ребёнка, что, в свою очередь, может актуализировать его внутренние ресурсы, включить механизм самокоррекции.
Для формирования правильного звукопроизношения необходимо выполнять специальные упражнения для многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости - артикуляционную гимнастику.
Она представляет собой совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи.
Метод воспитания звукопроизношения путем артикуляционной гимнастики признан известными теоретиками и практиками логопедии (М.Е. Хватцев, О.В. Правдина, М.В. Фомичева, Л.С. Волкова, С.Н. Шаховская, Г.В. Гуровец, Г.В. Кузнецова, Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина и др.).
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков (фонем) и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии.
Кроме того, для формирования правильной речи очень важно создать оптимальные условия. К ним относятся:
Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук;
Доказано, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Как правило, если движения пальцев, развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Поэтому, тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.
Формирование правильного речевого дыхания;
Важной составляющей речи является дыхание. Речевое дыхание отличается от жизненного тем, что это управляемый процесс. В речи вдох короткий, а выдох длинный. Поэтому количество выдыхаемого воздуха зависит от длины фразы. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное голосо- и звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи.
3. Развитие фонематического слуха.
Основой для понимания смысла сказанного является фонематический слух . При несформированности речевого звукоразличения ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал – что-то точно, а что-то очень приблизительно. Недостаточность фонематического слуха проявляется особенно ярко в школе при обучении письму и чтению, которые в дальнейшем ответственны за оптимальное протекание процесса любого обучения вообще. Исходя их вышесказанного, основной целью данной рабочей программы является развитие и совершенствование моторики органов артикуляции и создание оптимальных условий для успешной коррекции звукопроизношения у дошкольников с нарушением речи.
Задачи:
1. Формировать произвольные, координированные движения органов артикуляции.
2. Укреплять мышцы артикуляционного аппарата
3. Подготовить речевой аппарат для правильного формирования артикуляционных укладов для основных фонетических групп звуков (шипящих, свистящих, сонорных звуков).
4. Развивать движения кистей и пальцев рук.
5. Способствовать развитию правильного физиологического и речевого дыхания;
6. Развивать фонематические представления и навыки.
Содержание рабочей программы предусматривает интегрированные подходы видов деятельности в организации коррекционно-педагогического процесса, взаимодействие ребёнка с окружающей средой, поэтапную практическую и продуктивную деятельность по достижению поставленной цели в работе с детьми-логопатами.
1. Социально – коммуникативное развитие – приобщение к общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми
2. Познавательное развитие – беседы, дидактические игры, совершенствование смысла понимания пространственных отношений.
3. Художественно – эстетическоеразвитие– используются произведения познавательной направленности (стихи, потешки, сказки), развитие продуктивной деятельности детей (лепка, рисование, конструирование), используются музыкальные произведения, песни для упражнений, игр.
4. Речевое развитие - обогащение словаря, звуковая культура речи, развитие умения поддерживать диалог
5. Физическое развитие – укрепление мышц артикуляционного аппарата через специальные упражнения, физминутки, самосассаж. для укрепления физического здоровья детей
Данная программа составлена с учётом и использованием современных инновационных технологий и методик в области правильного дыхания, развития пальчиковой и общей моторики, обеспечивающей двигательные функции руки, скоординированных действий глаза и руки, положительно влияющих на улучшение познавательных способностей и развитие речи дошкольников.
Программа рассчитана на детей среднего дошкольного возраста и включает в себя 30 занятий. Занятия проводятся во вторую половину дня, 1 раз в неделю продолжительностью 20 минут, с группой детей 10 человек.
Календарно – тематический план
Тема занятия
октябрь
1- я неделя
«Мы с корзинкой в лес пойдём»
2 – я неделя
«Овощи»
3 –я неделя
«Фрукты»
4-я неделя
«Клён поздней осенью»
ноябрь
1-я неделя
«Солнышко - колоколнышко»
2-я неделя
«Человек»
3-я неделя
«Игрушки»
4-я неделя
«Посуда»
декабрь
1-я неделя
«Продукты питания»
2-я неделя
«Одежда. Обувь. Головные уборы»
3-я неделя
«Зима»
4-я неделя
«Зимние забавы»
5-я неделя
«Новогодний праздник»
январь
3-я неделя
«Зимующие птицы»
4-я неделя
«Дом. квартира»
февраль
1-я неделя
«Дикие животные»
2-я неделя
«Домашние животные»
3-я неделя
«День Защитника Отечества»
март
1-я неделя
«Мебель»
2-я неделя
«Весна. Весенние праздники»
3-я неделя
«Перелётные птицы»
4-я неделя
«Транспорт»
апрель
1-я неделя
«Профессии»
2-я неделя
«Космическое путешествие»
3-я неделя
«Зоопарк»
4-я неделя
«Букет цветов»
май
1-я неделя
«Насекомые»
2-я неделя
«В гостях у мышки»
3-я неделя
«Жужжащая полянка»
4-я неделя
«Вышла курочка гулять»
Всего: 30 занятий
Ожидаемые результаты:
В конце цикла занятий у детей должна выработаться четкая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата (губ, языка, нижней челюсти, мягкого нёба).