Просмотр содержимого документа
«Профилактика детского дорожно - транспортного травматизма в ДОУ»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА ДЕТСКИЙ САД №32 «БРУСНИЧКА»
ПРОГРАММА
МАДОУ г.НИЖНЕВАРТОВСКА ДС №32 «БРУСНИЧКА»
ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ВОСПИТАННИКОВ НА ДОРОГАХ
«ДОРОЖНАЯ АЗБУКА ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»
для детей от 3 до 8 лет на 2018 – 2022 учебные годы
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий
МАДОУ г.Нижневартовска
ДС №32«Брусничка»
______________ С.Е. Касаткина
«___» ____________ 2018г.
ПРОГРАММА
МАДОУ г.НИЖНЕВАРТОВСКА ДС №32 «БРУСНИЧКА»
ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ВОСПИТАННИКОВ НА ДОРОГАХ
«ДОРОЖНАЯ АЗБУКА ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»
для детей от 3 до 8 лет на 2018 – 2022 учебные годы
СОДЕРЖАНИЕ
I. Целевой раздел
1.1. Паспорт программы
5
1.2. Пояснительная записка
8
1.3. Цели и задачи реализации программы дошкольного образования
9
1.4. Принципы и подходы к реализации программы
11
1.5. Участники реализации программы
12
1.6. Основное содержание работы с детьми по реализации программы с учетом психофизиологических особенностей. Предполагаемые результаты усвоения программы
13
Психофизиологические особенности развития детей от 3 до 4 лет. Содержание работы и предполагаемые результаты освоения программы
13
Психофизиологические особенности развития детей от 4 до 5 лет. Содержание работы и предполагаемые результаты освоения программы
16
Психофизиологические особенности развития детей от 5 до 8 лет. Содержание работы и предполагаемые результаты освоения программы
19
II. Содержательный раздел
2.1. Формы, способы, методы и средства реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов
23
2.2. Инструментарий к педагогическому обследованию уровня освоения программы
24
2.3. Образовательная деятельность в рамках реализации программы по формированию навыков безопасного поведения дошкольников на дорогах для детей от 3 до 4 лет
30
2.4. Образовательная деятельность в рамках реализации программы по формированию навыков безопасного поведения дошкольников на дорогах для детей от 4 до 5 лет
38
2.5. Образовательная деятельность в рамках реализации программы по формированию навыков безопасного поведения дошкольников на дорогах для детей от 5 до 6 лет
47
2.6. Образовательная деятельность в рамках реализации программы по формированию навыков безопасного поведения дошкольников на дорогах для детей от 6 до 8 лет
55
2.7. Образовательная деятельность в рамках реализации программы по взаимодействию с родителями воспитанников от 3 до 4 лет
64
2.8. Образовательная деятельность в рамках реализации программы по взаимодействию с родителями воспитанников от 4 до 5 лет
66
2.9. Образовательная деятельность в рамках реализации программы по взаимодействию с родителями воспитанников от 5 до 6 лет
67
2.10. Образовательная деятельность в рамках реализации программы по взаимодействию с родителями воспитанников от 6 до 8 лет
69
III. Организационный раздел
3.1. Материально-техническое обеспечение программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания
70
3.2. Список литературы, рекомендованной для чтения детям в детском саду и дома
72
3.3. Учебный план по изучению программы «Дорожная Азбука для дошкольников»
74
Список литературы
75
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы
Программа дополнительного образования дошкольников по обучению правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге «Дорожная азбука для дошкольников»
Заказчик, координатор Программы
Родители, совет педагогов муниципального
автономного дошкольного образовательного
учреждения г. Нижневартовска детского сада №32 «Брусничка»
Основные разработчики Программы
Заведующий ДОУ
Касаткина С.Е.
Заместитель заведующего по ВМР
Дементьева И.В.
Ответственный по БДД в ДОУ
Терентьева Лариса Борисовна
Организация исполнитель Программы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г.Нижневартовска
детский сад №32 «Брусничка»
Юридический адрес организации исполнителя
628617 Тюменская область, ХМАО - Югра,
г. Нижневартовск, ул. Пермская, дом 1 а
Тел. 8(3466)65-20-09, 53-80-84, 53-80-83
Факс.8(3466)65-20-09
Сведения о дошкольном образовательном учреждении
МАДОУ г.Нижневартовска ДС №32 «Брусничка», создаёт условия для реализации гарантированного гражданам Российской Федерации права на получение общедоступного дошкольного образования, которое носит светский характер. Обеспечивает воспитание, обучение и развитие детей в возрасте от 1,6 до 8 лет.
Целевая группа
Дети групп, общеразвивающей и компенсирующей
направленности от 3 до 8 лет, воспитатели.
Цель Программы
Формирование у детей, как участников дорожного движения, устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах, в микрорайонах и в общественном транспорте.
Задачи Программы
Сформировать у дошкольников устойчивые навыки соблюдения и выполнения Правил дорожной безопасности;
Воспитать чувство ответственности, культуры поведения на дорогах;
Развить у дошкольников умение ориентироваться в дорожно-транспортных ситуациях;
Обучить воспитанников правилам поведения в транспорте и дорожной этике;
Обучить способам оказания самопомощи и первой медицинской помощи;
Организовать предметно-развивающую среду ДОУ по проблеме и повысить профессиональную компетентность педагогов в области обучения дошкольников правилам дорожного движения;
Активизировать пропагандистскую деятельность среди родителей воспитанников ДОУ по правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге.
Образовательная направленность
Социально – педагогическая.
Возрастной состав детей от 3 до 8 лет.
Сроки реализации программы
Программа рассчитана на четыре года 2018-2022 гг.
Механизм реализации программы «Дорожная азбука для дошкольников» предусматривает:
Поэтапное планирование и выполнение определенных действий воспитанников направленных на изучение правил дорожного движения;
Повышение компетентности педагогических
работников по правилам безопасного поведения на дорогах.
Организация образовательного процесса с
воспитанниками по правилам дорожного движения и безопасного поведения на улице,
в рамках календарного плана;
Программа рассчитана на 4 года:
1год – для воспитанников 3-4 лет мероприятия проводятся 1 раз в неделю (10 -15минут)
2год – для воспитанников 4-5 лет мероприятия проводятся 1 раз в неделю (15-20 минут)
3год – для воспитанников 5 -6 лет мероприятия проводятся 2 раза в неделю(20-25 минут)
4год – для воспитанников 6-8 лет мероприятия проводятся 2 раза в неделю (до 30 минут)
Просвещение родителей по правилам
безопасного поведения на дорогах.
Взаимодействие с социумом.
Педагогическое обследование степени освоения воспитанниками программы «Дорожная азбука для дошкольников» проводится 2 раза в год (сентябрь, апрель) посредством решения детьми проблемных ситуаций, викторин, кроссвордов из пособия «Путешествие на зеленый свет» как индивидуально, так и в форме конкурсов между командами.
1.2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Травматизм на дорогах - это проблема, которая беспокоит всех людей, так как за последние годы увеличилось число автолюбителей и как следствие увеличилось количество ДТП. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Однако дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и взрослым, ведь для них дословная трактовка правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, требует от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучения. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей правилам дорожного движения, используя только доступные для детского понимания методы и приемы, соответствующие возрастным возможностям детей. В этом направлении работы должны принимать участие и родители, и педагоги дошкольных образовательных учреждений, а в дальнейшем и школа. Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, педагогический коллектив уделяет особое внимание обучению детей правилам дорожного движения.
Рабочая программа «Дорожная азбука для дошкольников» разработана на основе дополнительной программе «Основы безопасности жизнедеятельности детей», Р.Б. Стеркиной и О.Л. Князевой
и рабочей программыобщего и дополнительного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста «Школа юного пешехода», а также методических пособий для детей дошкольного возраста «Путешествие на зеленый свет».
Данная программа направлена на формирование у дошкольников культуры поведения на дорогах, гражданской ответственности и правового самосознания, отношения к своей жизни и к жизни окружающих как к ценности, к активной адаптации во всевозрастающем процессе автомобилизации страны. В этом отличительная особенность программы «Школа юного пешехода» от уже существующих в этой области программ. Программа позволяет сформировать совокупность устойчивых форм поведения на дорогах, в общественном транспорте, в чрезвычайных ситуациях, а также умения и навыки пропагандисткой работы.
Нормативно - правовое обеспечение программы
Программа «Дорожная Азбука для дошкольников» разработана на основе:
Примерная образовательная программа дошкольного образования «Детство» Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. (далее – программа «Детство»).
Дополнительной программе «Основы безопасности жизнедеятельности детей», Р.Б. Стеркиной и О.Л. Князевой
Методического пособия для работников дошкольных учреждений, педагогов общих образовательных учреждений и системы дополнительного образования на основе серии книг «Путешествие на зеленый свет» Рабочая программа общего и дополнительного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста «Школа юного пешехода». Москва 2013
Устав МАДОУ г. Нижневартовска ДС №32 «Брусничка»;
Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. № 30384) (далее – ФГОС ДО);
Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 № 30038);
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 г. Москва от «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Зарегистрировано в Минюсте России 29 мая 2013 г. № 28564) (далее – СанПиН 2.4.1.3049-13);
В дошкольной образовательной организации «Брусничка» накоплен опыт работы по изучению, профилактике и предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма. Необходимо этот опыт работы конкретизировать и систематизировать для повышения качества образовательной деятельности в этой области. Программа рассчитана на детей 3 - 8 лет, срок реализации 4 года.
1.3. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
Формирование у детей, как участников дорожного движения, устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах, в микрорайонах и в общественном транспорте.
ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Образовательные задачи
Сформировать у дошкольников устойчивые навыки соблюдения и выполнения Правил дорожной безопасности;
Обучить воспитанников правилам поведения в транспорте и дорожной этике;
Обучить способам оказания самопомощи и первой медицинской помощи;
Воспитать чувство ответственности, культуры поведения на дорогах;
Развивающие задачи
Развить у дошкольников умение ориентироваться в дорожно-транспортных ситуациях;
Сформировать умения детей предвидеть опасные ситуации на дорогах.
Расширить словарный запас детей словами и выражениями, относящимися к тематике дорожной безопасности.
Формирование у детей привычки сдерживать свои порывы и желания.
Способствовать овладению навыками наблюдения (умеет осматриваться, замечать, оценивать ситуацию, предвидеть, определять скорость, направление машины, расстояние до нее) за дорогой и движением транспортных средств.
Задачи, связанные с внедрением ФГОС ДО
Организовать предметно-развивающую среду ДОУ по проблеме и повысить профессиональную компетентность педагогов в области обучения дошкольников правилам дорожного движения;
Активизировать пропагандистскую деятельность среди родителей воспитанников ДОУ по правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге.
Разработать комплексно тематическое планирование непосредственно образовательной деятельности на учебный год и задачи по изучению правил дорожного движения, конструктивно ввести в общее планирование образовательной деятельности, не нарушая целостность образовательного процесса.
Отслеживать уровень знаний и умений детей в начале и конце учебного года, используя приемлемые методы(опрос, решение проблемных ситуаций, интервьирование);
Изучить аналогичный опыт работы по обучению детей правилам дорожного движения, внедрить в практику работы ДОУ эффективные методы и приемы.
Использовать материально- технические возможности ДОУ, творческий потенциал педагогов для обобщения опыта работы по обучению детей правилам дорожного движения.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Воспитанники должны знать:
правила дорожной безопасности;
группы дорожных знаков, необходимую разметку проезжей части дорог для пешеходов, пассажиров и водителей-велосипедов;
значение сигналов светофоров, регулировщиков;
техническое устройство велосипеда;
способы оказания первой медицинской помощи.
Уметь:
работать с правилами дорожного движения, выделять нужную информацию; работать по экзаменационным билетам на знание ПДД, предложенным методическим пособием «Путешествие на зеленый свет»;
читать информацию по дорожным знакам и разметке проезжей части; оценивать дорожную ситуацию;
управлять велосипедом;
оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему.
Иметь навыки:
дисциплины, осторожности, безопасного движения как пешехода, пассажира, велосипедиста;
взаимной поддержки и выручки в совместной деятельности;
участия в конкурсах, соревнованиях.
активной жизненной позиции образцового участника дорожного движения.
ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Принципы и подходы к формированию программы соответствуют ФГОС ДО и основной общеобразовательной программе ДОУ.
Принцип развивающего обучения.
Сочетание научной обоснованности с практической деятельностью (каждая из задач программы реализуется в разных видах детской деятельности: игровой, исследовательской, продуктивной, проектной деятельности)
Принцип активности и сознательности - участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности.
построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы, где основной является игра;
Принцип наглядности (предлагает широкое использование наглядных и дидактических пособий, технических средств обучения, делающих учебно-воспитательный процесс более эффективным).
Принцип последовательности – любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на опыт ребёнка в предыдущем.
Принцип деятельности - включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.
Принцип интеграции - интеграция всех видов детской деятельности, образовательных областей реализующихся в образовательном процессе.
Принцип дифференцированного подхода - решение задачи эффективной педагогической помощи детям в специально созданных педагогических ситуациях, не по правилам дорожного движения, а по правилам безопасного поведения на дороге.
Принцип возрастной адресности - одно и то же содержание используется для работы в разных группах с усложнением соответствующим возрастным особенностям детей.
Принцип преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи - ничто не убеждает лучше примера родителей.
Принцип результативности.
1.5. УЧАСТНИКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Заместитель заведующего по ВМР
Осуществляет методическое руководство по внедрению программных задач в образовательную деятельность;
Систематизирует методический материал по ПДД в методическом кабинете: составляет картотеку методических изданий, демонстрационных пособий, детской художественной литературы.
Подбирает необходимый материал, пособия по изучению правил дорожного движения в соответствии с изучаемой темой в помощь воспитателям для использования в работе с детьми;
Выявляет интересный опыт работы воспитателей (эффективные методы и приемы, формы работы), помогает распространить лучший опыт работы в педагогическом коллективе для повышения профессиональной компетентности педагогов и других участников образовательной деятельности (сотрудники ДОО, родители воспитанников);
Планирует мониторинговые мероприятия (карты обследования, вопросы для интервьирования, критерии для диагностирования детей по правилам дорожного движения);
Оказывает помощь воспитателям в составлении конспектов занятий, консультаций;
Подбирает информационный материал для оформления стенгазет, папок – передвижек по правилам дорожного движения.
Воспитатели групп.
Разрабатывают конспекты занятий по ПДД.
Участвуют в создании предметно – развивающей среды в группах.
Изготавливают атрибуты, дидактический материал для игр (сюжетно – ролевых, творческих).
Выпускают стенгазеты для родителей, пополняют папки – передвижки информационным материалом;
Организуют выставки детских работ
Инструктор по ФИЗО
Организует физкультурные досуги, праздники, игры - эстафеты, состязания.
Проводит сюжетно - тематические занятия
Музыкальный руководитель.
Осуществляют подготовку к утренникам, развлечениям в детском саду и городским мероприятиям;
Проводят с детьми музыкально - театрализованные представления
Родители
Оказывают помощь в организации выставок;
Изготавливают атрибуты, пособия для игр по ПДД;
Участвуют в мероприятиях ДОУ, досугах, «Встречах с интересными людьми», акциях.
1.6. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ С УЧЕТОМ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ. ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Психофизиологические особенности развития детей от 3 до 4 лет. Содержание работы и предполагаемые результаты освоения программы.
Отличительной особенностью познания у дошкольника данной возрастной категории является тесное взаимодействие восприятия и двигательных действий, то есть ребёнку нужен непосредственный контакт с изучаемым предметом. Ребенок может удерживать активное внимание в течение 7—8 минут. Внимание носит в основном непроизвольный характер, его устойчивость зависит от характера деятельности. Способность детей управлять своим вниманием очень невелика. Процессы памяти остаются непроизвольными. По-прежнему преобладает узнавание. Ребенок хорошо запоминает все, что представляет для него жизненный интерес, вызывает сильный эмоциональный отклик. Прочно усваивается лишь та информация, которую он видит и слышит много раз.
Задачи образовательной деятельности
Ознакомить детей со строением улиц, научить различать проезжую часть дороги, тротуар, обочину, понимать значение зелёного и красного сигналов светофора.
Сформировать умение ориентироваться в пространстве, согласовывая свои движения с определёнными правилами (на красный свет – стоять, на зеленый – двигаться).
Закрепить навык останавливаться на краю тротуара и самому никогда не выходить на проезжую часть дороги.
Научить детейпередавать в своих рисунках, аппликациях, лепных изделиях впечатления, полученные на улице: машина, поезд, маленькие дорожки, по которым идут люди и большие дороги, по которым едут машины, светофор.
Детей 4-го года жизни более детально знакомят с ближайшим пространственным окружением. Во время целевых прогулок они уже могут различать виды транспорта. Определять, какие грузы они перевозят, где и как двигаются пешеходы (по тротуарам и пешеходным дорожкам, придерживаясь правой стороны), какие бывают улицы, по которым ездит транспорт: узкие, где транспорт движется только в одну сторону, широкие, где транспорт может ехать в несколько рядов навстречу друг другу.
Наблюдая с детьми за проезжающим транспортом, на конкретных примерах необходимо раскрывать понятие быстро - медленно. Желательно, чтобы дети сами рассказывали о том, что они видят вокруг себя, устанавливали причинно-следственные связи и зависимости (транспорт остановился – и люди начали переходить дорогу, люди перешли – транспорт поехал и т.д.). Дети должны свободно пользоваться такими терминами как дорога, улица, тротуар, проезжая часть.
Во второй младшей группе дети знакомятся с различными видами транспортных средств: грузовыми и легковыми автомобилями, маршрутными транспортными средствами (автобусами, троллейбусами, трамваями). Ребята рассматривают иллюстрации с изображением машин, наблюдают за транспортом во время прогулок. Здесь уместно отработать умение ребёнка «видеть» большое транспортное средство и определять его как предмет, который может скрывать за собой опасность. Используя различные иллюстрации и наглядные пособия, важно научить детей самих находить такие предметы на дороге, а затем в ходе практических занятий выработать привычку выходить из-за мешающих обзору предметов, внимательно глядя по сторонам. Рассказывая о назначении маршрутных транспортных средств, воспитатель знакомит детей с правилами поведения в общественном транспорте, впоследствии закрепляя полученные знания на практике. Умение правильно вести себя в общественном транспорте должно перерасти в привычку.
После неоднократных целенаправленных наблюдений необходимо провести беседы с детьми, организовать продуктивные виды деятельности, конструирование, моделирование на тему: «Наш детский сад», «Моя дорога в детский сад», «Моя улица» с использованием игрушек. При этом очень важно, чтобы дети вспомнили и объяснили, почему пассажирский транспорт ближе к тротуару, а специальный – к середине проезжей части улицы. Хорошо использовать дидактические игры, печатно-настольные игры с разрезными картинками.
В этом возрасте необходимо как можно чаще упражнять детей в умении ориентироваться в пространстве, определять направление от себя, двигаться в этом направлении. Во время прогулки дети определяют правую часть тротуара и придерживаются её. Дети должны учиться определять положение того или иного предмета по отношению к себе, (впереди меня – забор, за ним – дом, справа, отменяя – машина, слева – дорога и т.д.).
В течение года с детьми проводится несколько целевых прогулок к улицам с транспортным движением, где они наблюдают за работой светофора, взаимодействием пешеходов и транспорта, знакомятся со специальной разметкой на дороге и дорожными знаками: пешеходный переход (подземный, наземный). Определив с детьми, какая перед ними дорога(узкая, с односторонним движением, с двусторонним движением, или широкая, многорядная, воспитатель обращает внимание на пешеходный переход и одновременно на обозначающий его знак. Объясняет, что только в этом месте можно переходить проезжую часть. Если же переход регулируется светофором, дети должны наблюдать в течение определённого времени, чтобы сигналы светофора сменились несколько раз. Закрепление полученных впечатлений необходимо организовывать на занятиях в процессе игры, моделирования, литературного чтения, беседах.
Предполагаемые результаты освоения программы
Освоение постулатов безопасного поведения:
по улицам ходить одному нельзя, можно только с родителями или с другими взрослыми;
если подошёл к краю тротуара один, остановись и ни при каких условиях один не ступай на проезжую часть дороги;
дорогу можно переходить, только держась за руку взрослого человека;
дорога таит в себе опасность;
транспорт и дорога могут быть безопасными, если выполнять определённые правила и требования.
Психофизиологические особенности развития детей от 4 до 5 лет. Содержание работы и предполагаемые результаты освоения программы.
У детей этого возраста заметно повышается произвольность психических процессов — восприятия, мышления и речи, внимания, памяти, воображения. Внимание становится более сосредоточенным, устойчивым (ребенок способен им управлять), в связи с этим развивается способность запоминать; мобилизуя волю, ребенок сознательно старается запомнить правила ухода за птичкой, последовательность действий при конструировании игрушки и т. п. Поведение становится более целенаправленным, целеустремленным, в значительной мере произвольным, лишенным принуждения.
По сравнению с предыдущим периодом заметно повышается уровень наглядно-образного мышления, за счет чего становится возможным формирование не только конкретных, но и обобщенных знаний, а также простейших понятий об окружающем мире. Развивается умение следовать образцу, выполнять задания и указания взрослых, а также придерживаться существующих правил поведения, взаимоотношений.
Задачи образовательной деятельности
Развивать наблюдательность и любознательность детей, продолжая знакомить их с правилами дорожного движения.
Научить детей устанавливать простейшие связи во взаимоотношениях пешеходов и водителей транспорта.
Расширить знания об общественном транспорте, познакомить с профессией шофёра.
Развивать навыки определять и называть местоположение транспорта, человека. Изменения в их движении. Едет, идёт, бежит, переходит, поворачивает, останавливается, далеко, близко.
Обучить детей составлять небольшой рассказ о дорожной ситуации по содержанию сюжетной картинки. Учить рассказывать о себе: на чём ездил, как это происходило, где стоял или сидел, за что держался.
Развивать способности детей изображать в рисунке несколько предметов, располагая их на всём листе, связывая их единым содержанием (улицы нашего города, водители и пешеходы, дети вышли гулять).
Развивается их наблюдательность и любознательность, расширяются знания о транспортных средствах, их видах и конструктивных особенностях
В течение года необходимо организовать несколько целевых прогулок к улицам с транспортным движением, где они наблюдают за работой светофора, взаимодействием пешеходов и транспорта, знакомятся со специальной разметкой на дороге и дорожными знаками: пешеходный переход, остановка транспорта. В течении прогулок воспитатель акцентирует внимание на вид проезжей части: узкая, с односторонним движением, с двусторонним движением или многорядная, воспитатель обращает внимание на пешеходный переход и на обозначающий его знак. Объясняет, что только в этом месте можно переходить проезжую часть. На прогулках детям демонстрируют места, специально отведенные пешеходам (пешеходные переходы, наземный «зебра», подземный и надземный мост), по которым, держа взрослого за руку, можно переходить проезжую часть. Дети обучаются умению определять расстояния до предметов: близко, далеко, очень близко, очень далеко. Изменение направления движения пешеходов и транспортных средств: идет медленно, быстро, поворачивает налево, направо, бежит, останавливается и т.д.
В целях закрепления полученных впечатлений от целевых прогулок и экскурсий необходимо на занятиях организовать конструктивную деятельность ребенка (соорудить макет улицы, составить план-схему дороги в детский сад, нарисовать светофор, улицу, транспорт). Целесообразно для закрепления знаний детей о видах транспорта использовать разрезные картинки, мнемотаблицы.
Новым для них будет разговор о пешеходном переходе, его назначении. Дети должны научиться находить его на иллюстрациях в книгах, на макетах. Следует бучить детей навыкам правильного поведения на самом пешеходном переходе и при подходе к нему: остановиться на некотором расстоянии от края проезжей части, внимательно осмотреть проезжую часть, повернув голову налево, а затем направо, при движении до середины дороги контролировать ситуацию слева, а с середины дороги – справа.
С дошкольниками средней группы необходимо регулярно отрабатывать навыки перехода проезжей части в процессе игровой деятельности используя возможности специально размеченной игровой площадке (проезжая часть, тротуары и пешеходный переход). Каждый ребёнок должен имитировать свое поведение при переходе проезжей части. Подойти к пешеходному переходу, остановиться на некотором расстоянии от него, внимательно осмотреть проезжую часть, повернув голову налево, а затем направо, убедившись, что транспорта нет, выйти на пешеходный переход, при движении до середины дороги контролировать ситуацию слева, а с середины дороги – справа.
На занятиях в детском саду воспитатель закрепляет понимание детьми опасных мест на улицах и дорогах, беседует с ними, выясняя, что они видели на улице по дороге в детский сад, как дети понимают отдельные понятия по дорожной лексике. Развивается боковое зрение специальными упражнениями, формируется умение видеть и наблюдать окружающие предметы, различать их в движении (стоящие и движущиеся автомобили). Формируется чувство опасности в дорожной среде: умение наблюдать за движением транспорта и различать скрытую опасность (кусты, дома, деревья, припаркованные автомобили, киоски и т.д.), воспитывается и формируется привычка - находясь на улице, крепко держать за руку взрослого.
Новой информацией для дошкольников 4-5 лет становятся сведения о правилах управления личным транспортным средством (велосипед, самокат). На данных занятиях уместно использовать сюжетно-ролевые игры. Обратить внимание опасные места: на выезды из дворов, места остановок маршрутного транспорта. Закрепить правила безопасного поведения во дворе и игровой площадке.
Предполагаемые результаты освоения программы
Освоение постулатов безопасного поведения:
ходить можно только по тротуару;
при движении по тротуару необходимо соблюдать правила: ходить надо, придерживаясь правой стороны. Нельзя бегать по тротуарам, это мешает другим пешеходам и опасно, так как можно выбежать на проезжую часть дороги;
движение на дороге регулирует светофор, улицу можно переходить только тогда и там, где переход разрешён
для машин светофор имеет три цвета, для пешеходов – два;
существуют несколько видов мест пешеходного перехода : наземный, подземный переход.
Психофизиологические особенности развития детей от 5 до 8 лет. Содержание работы и предполагаемые результаты освоения программы.
У детей от 5 до 8 лет заметно повышается произвольность психических процессов — восприятия, мышления и речи, внимания, памяти, воображения. Внимание становится более сосредоточенным, устойчивым (ребенок способен им управлять), в связи с этим развивается способность запоминать; мобилизуя волю, ребенок сознательно старается запомнить правила ухода за птичкой, последовательность действий при конструировании игрушки и т. п. Поведение становится более целенаправленным, целеустремленным, в значительной мере произвольным, лишенным принуждения.
По сравнению с предыдущим периодом заметно повышается уровень наглядно-образного мышления, за счет чего становится возможным формирование не только конкретных, но и обобщенных знаний, а также простейших понятий об окружающем мире. Развивается умение следовать образцу, выполнять задания и указания взрослых, а также придерживаться существующих правил поведения, взаимоотношений.
Задачи образовательной деятельности
Развивать наблюдательность и любознательность детей, продолжая знакомить их с правилами дорожного движения.
Научить детей устанавливать простейшие связи во взаимоотношениях пешеходов и водителей транспорта.
Расширить знания об общественном транспорте, познакомить с профессией шофёра.
Развивать навыки детей определять и называть местоположение транспорта, человека.
Изменения в движении. Едет, идёт, бежит, переходит, поворачивает, останавливается, далеко, близко.
Обучить детей составлять небольшой рассказ о дорожной ситуации по содержанию сюжетной картинки. Учить рассказывать о себе: на чём ездил, как это происходило, где стоял или сидел, за что держался.
Развивать способности детей изображать в рисунке несколько предметов, располагая их на всём листе, связывая их единым содержанием (улицы нашего города, водители и пешеходы, дети вышли гулять).
Развивается их наблюдательность и любознательность, расширяются знания о транспортных средствах, их видах и конструктивных особенностях.
В течение года необходимо организовать несколько целевых прогулок к улицам с транспортным движением, где они наблюдают за работой светофора, взаимодействием пешеходов и транспорта, знакомятся со специальной разметкой на дороге и дорожными знаками: пешеходный переход, остановка транспорта. В течении прогулок воспитатель акцентирует внимание на вид проезжей части: узкая, с односторонним движением, с двусторонним движением или многорядная, воспитатель обращает внимание на пешеходный переход и на обозначающий его знак. Объясняет, что только в этом месте можно переходить проезжую часть. На прогулках детям демонстрируют места, специально отведенные пешеходам (пешеходные переходы, наземный «зебра», подземный и надземный мост), по которым, держа взрослого за руку, можно переходить проезжую часть. Дети обучаются умению определять расстояния до предметов: близко, далеко, очень близко, очень далеко. Изменению направления движения пешеходов и транспортных средств: идет медленно, быстро, поворачивает налево, направо, бежит, останавливается и т.д.
В целях закрепления полученных впечатлений от целевых прогулок и экскурсий необходимо на занятиях организовать конструктивную деятельность ребенка (соорудить макет улицы, составить план-схему дороги в детский сад, нарисовать светофор, улицу, транспорт). Целесообразно для закрепления знаний детей о видах транспорта использовать разрезные картинки, мнемотаблицы.
Новым для них будет разговор о пешеходном переходе, его назначении. Дети должны научиться находить его на иллюстрациях в книгах, на макетах. Следует бучить детей навыкам правильного поведения на самом пешеходном переходе и при подходе к нему: остановиться на некотором расстоянии от края проезжей части, внимательно осмотреть проезжую часть, повернув голову налево, а затем направо, при движении до середины дороги контролировать ситуацию слева, а с середины дороги – справа.
С дошкольниками старшей и подготовительной группы необходимо регулярно отрабатывать навыки перехода проезжей части, в процессе игровой деятельности используя возможности специально размеченной игровой площадке (проезжая часть, тротуары и пешеходный переход). Каждый ребёнок должен имитировать свое поведение при переходе проезжей части: подойти к пешеходному переходу, остановиться на некотором расстоянии от него, внимательно осмотреть проезжую часть, повернув голову налево а затем направо, убедившись, что транспорта нет, выйти на пешеходный переход, при движении до середины дороги контролировать ситуацию слева, а с середины дороги – справа.
На занятиях в детском саду воспитатель закрепляет понимание детьми опасных мест на улицах и дорогах, беседует с ними, выясняя, что они видели на улице по дороге в детский сад, как дети понимают отдельные понятия по дорожной лексике. Развивается боковое зрение специальными упражнениями, формируется умение видеть и наблюдать окружающие предметы, различать их в движении (стоящие и движущиеся автомобили). Формируется чувство опасности в дорожной среде: умение наблюдать за движением транспорта и различать скрытую опасность (кусты, дома, деревья, припаркованные автомобили, киоски и т.д.), воспитывается и формируется привычка - находясь на улице, крепко держать за руку взрослого.
Новой информацией для дошкольников 5-8 лет становятся сведения о правилах управления личным транспортным средством (велосипед, самокат). На данных занятиях уместно использовать сюжетно-ролевые игры. Обратить внимание опасные места: на выезды из дворов, места остановок маршрутного транспорта. Закрепить правила безопасного поведения во дворе и игровой площадке.
Предполагаемые результаты освоения программы
Освоение постулатов безопасного поведения:
ходить можно только по тротуару;
при движении по тротуару необходимо соблюдать правила: ходить надо, придерживаясь правой стороны. Нельзя бегать по тротуарам, это мешает другим пешеходам и опасно, так как можно выбежать на проезжую часть дороги;
движение на дороге регулирует светофор, улицу можно переходить только тогда и там, где переход разрешён
для машин светофор имеет три цвета, для пешеходов – два;
существуют несколько видов мест пешеходного перехода : наземный, подземный переход.
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. МЕТОДЫ, ФОРМЫ И СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ С УЧЕТОМ ВОЗРАСТНЫХ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОСПИТАННИКОВ, СПЕЦИФИКИ ИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ И ИНТЕРЕСОВ
МЕТОДЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Наглядные:
Показ детям иллюстративных пособий: плакатов, карт, картин.
Технические средства обучения: диафильмы, кинофильмы, грамзапись.
Словесные:
Беседы с детьми о правилах дорожного движения; рассказ воспитателя; рассматривание тематических картин; составление рассказов по серии сюжетных картин, рассказывание из личного опыта, составление творческих рассказов.
Практические:
Исследования, экскурсии, целевые прогулки, наблюдения за движением транспорта, пешеходов.
Игровые:
творческие и режиссерские игры с использованием макетов улиц города, театрализованные игры и драматизации сказок, рассказов, стихотворений по правилам дорожного движения.
Игровая деятельность.
Знакомство с художественной литературой.
ФОРМЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Наблюдения.
Прогулки.
Встречи, беседы с инспектором ГИБДД.
Продуктивные виды деятельности.
Игровая деятельность.
Знакомство с художественной литературой.
Развлечения, досуги.
Проектная деятельность.
Посещение «Детской городской библиотеки «14».
Наставничество (первоклассники МСОШ №15).
СРЕДСТВА ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
2.2.ИНСТРУМЕНТАРИЙ К ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ ОБСЛЕДОВАНИЮ УРОВНЯ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Педагогическое обследование уровня знаний, умений и навыков детей от 3до 4 лет по безопасности дорожного движения.
Группа Учебный год ____________________ Воспитатели: ______________________________________________________
№
Ф.И. ребенка
Умеет ориентироваться в пространстве (группа, участок)
Различает проезжую часть дороги и тротуар, понимает значение сигналов светофора
Имеет представление о безопасном поведении на дороге
2.3.Образовательная деятельность в рамках реализации программы по формированию навыков безопасного поведения дошкольников на дорогах для детей от 3 до 4 лет
План работы с детьми от 3 до 4 лет (I год обучения)
Октябрь
Тема: Знакомство с улицей
Октябрь Тема: Знакомство с улицей
Неделя
Тема
Цель
Методы и приемы
1-2
Педагогическое обследование
Выявить представления воспитанников о правилах дорожного движения.
3
Знакомство с улицей
Формировать представление об окружающем пространстве, познакомить с понятиями: улица, дорога.
Ситуация общения: «Улица».
На прогулке
Ситуация общения: «Что мы видим вокруг».
4
За территорией детского сада
Формировать представление об окружающем пространстве, познакомить с понятиями: улица, дорога, тротуар, проезжая часть.
Целевая прогулка вокруг здания детского сада.
Аппликация: «Дорога широкая и узкая».
Ноябрь Тема: Транспорт
Неделя
Тема
Цель
Методы и приемы
1
Грузовик
Знакомить с грузовой машиной, ее назначением, основными частями грузовика.
Наблюдение за транспортом «Грузовик привез продукты в детский сад».
Дидактическая игра «Части грузовика».
Дидактическая игра «Собери машину».
2
Папа купил автомобиль
Знакомить детей с легковым автомобилем и его назначением.
Ситуация общения «Папа купил автомобиль».
Артикуляционная гимнастика «Шофер».
Фотовыставка «Мы в машине».
3
Автобус
Дать представление об автобусе, его функциональном назначении.
Загадка об автобусе.
Ситуация общения «Автобус».
Сюжетно ролевая игра «Автобус».
4
Транспорт легковой и грузовой
Обучать детей различать легковой и грузовой транспорт.
Познавательно исследовательская деятельность: «Помоги зайке выбрать машину для перевозки грузов».
Декабрь Тема: Светофор
Неделя
Тема
Цель
Методы и приемы
1
Наш друг светофор
Уточнить знание о транспорте, дороге. Дать представление о работе светофора.
Ситуация общения «Светофор».
Подвижная игра «Красный, желтый, зеленый».
2
Светофор у нас в гостях
Закрепить цвета светофора. Познакомить с расположением сигналов светофора.
Чтение Ю. Козлова «Светофорчик».
Инсценировка «По дороге кошка шла».
3
Красный, желтый, зеленый.
Закрепить сигналы светофора, и их назначение.
Дидактическая игра «Почини светофор».
Проблемная ситуация «Как перейди дорогу, ориентируясь на светофор».
Январь
Тема: Поведение в автомобиле
Неделя
Тема
Цель
Методы и приемы
3
Автокресло
Дать элементарные правила безопасности в автомобиле. Формировать умение пристегиваться ремнями безопасности.
Ситуация общения «Автокресло для меня».
Рассматривание автокресла.
Упражнение на развитие моторики рук «Пристегни ремни».
4
Поведение в автомобиле
Дать элементарные правила безопасности в автомобиле.
Беседа «Я в машине хоть играю, папу я не отвлекаю».
Сюжетно - ролевая игра «Автомобиль».
Февраль
Тема: Поведение в общественном транспорте
Неделя
Тема
Цель
Методы и приемы
1
Автобус
Закрепить знание о транспорте. Дать элементарные представления о поведении в общественном транспорте.
Ситуация общения «Мы в автобусе».
Дидактическая игра «Зверята в автобусе».
Пальчиковая гимнастика «Автобус».
2
Труд водителя
Познакомить детей с профессией водитель. Дать элементарные представления о работе водителя.
Встреча с интересными людьми «У нас в гостях водитель».
3
Мы играем
Закрепить правила поведения в автобусе.
Сюжетно ролевая игра «Мы едем в автобусе».
4
Трамвай, автобус, поезд.
Дать элементарные представления о пассажирских видах транспорта.
Рассматривание иллюстраций.
Загадки «Виды транспорта»
Март
Тема: Поведение на улице
Неделя
Тема
Цель
Методы и приемы
1
«Мы по улице идем, маму за руку берем»
Формировать элементарные правила поведения на улице. Развивать зрительное и слуховое восприятие.
Ситуация общения «Мы по улице идем, маму за руку берем».
Подвижная игра «Найди пару».
2
Нужные машины
Знакомить детей со спецтранспортом (скорая помощь, пожарная машина, полицейская машина) их назначением.
Ситуация общения «Скорая, пожарная, полицейские машины».
Дидактическая игра «Какая машина приедет, если случится беда».
Рисование «Раскраска машин».
3
Мы идем играть
Дать элементарные знания о правилах поведения на тротуаре и вблизи проезжей части.
Чтение стихотворения С.Я Маршака «Мяч».
Проблемная ситуация «Кто виноват».
4
Вечер загадок
Учить отгадывать загадки о различных транспортных средствах, светофоре.
Через загадки развивать мышление и смекалку.
Досуг
«Вечер загадок».
Апрель
Тема: Мы играем, мы гуляем
Неделя
Тема
Цель
Методы и приемы
1
У нас гости
Создать у детей положительный эмоциональный настрой.
Наставничество
Сценка «Будь осторожен на дороге!»
(дети старшей группы).
2
Остановка
Познакомить воспитанников с понятием остановка.
Экскурсия к остановке автобуса.
3-4
Педагогическое обследование
Выявить уровень представлений воспитанников о правилах дорожного движения.
Май
Тема: «Правила дорожные детям знать положено»
Неделя
Тема
Цель
Методы и приемы
3
Мы играем
Закрепить правила дорожного движения (проезжая часть, тротуар, светофор, пешеходный переход).
Наставничество
Сюжетно – ролевая игра «Путешествие по городу».
(с участием первоклассников СОШ №9).
4
У нас в гостях
Закрепить правила дорожного движения (проезжая часть, тротуар, светофор, пешеходный переход).
Инсценировка «Котик Васька» - с участием родителей
2.4. Перспективный план работы для детей от 4 до 5 лет (II год обучения)
Октябрь
Тема: «Знакомство с улицей»
Неделя
Тема
Цель
Мероприятия
1-2
Педагогическое обследование
Выявить уровень представлений воспитанников о правилах дорожного движения.
3
«Наша улица»
Продолжать формировать представление об окружающем пространстве. Закрепить название города; правила движения на тротуаре: придерживаться правой стороны.
Воспитывать умение ориентироваться в пространстве
Экскурсия.
Дидактическая игра «Что мы видим вокруг».
Выставка «Мой город».
Режиссёрская игра «Осторожно – дорога!»
Проблемные ситуации:
«Правила движения автомобилей по проезжей части»,
Передвижение пешеходов по тротуару».
4
Макет
Закрепить знания об улице, проезжей части, тротуаре, окружающем пространстве.
Режиссёрская игра «Построим улицу».
Подвижная игра «Светофор».
Ноябрь
Тема: «Транспорт» (Пособие №4)
Неделя
Тема
Цель
Методы и приемы
1
Наземный транспорт
Познакомить с видами наземного транспорта: пассажирский, грузовой, транспорт специального назначения. Формировать активный словарь в соответствии с лексической темой «Транспорт».
Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по городу».
Конструирование из блоков Дьенеша «Грузовик».
Рассматривание иллюстраций.
Просмотр видео клипа про город Нижневартовск.
2
Воздушный
транспорт
Познакомить с видами воздушного транспорта.
Закрепить приемы лепки из целого куска. Развивать моторику рук.
Познакомить с правилами поведения на водном транспорте.
Презентация «Водный транспорт».
Дидактическая игра «Собери картинку».
Сюжетно-ролевая игра «Корабль».
4
Помощники на дороге
Расширять знания детей о видах транспорта и их назначении. Познакомить детей со спецтехникой. Закрепить знания о безопасном поведении на дороге и на тротуаре в зимний период. Формировать умение ориентироваться на листе бумаги, закрепить правую и левую стороны.
Ситуация общения: «Транспорт, помогающий людям».
Выставка машин из бросового материала.
Упражнение «Машина».
Декабрь
Тема: «Светофор»
Неделя
Тема
Цель
Методы и приемы
1
Светофор наш лучший друг
Дать представление об автомобильном и пешеходном светофоре. Закрепить сигналы светофора. Закрепить знания о правильном переходе проезжей части.
Проблемная ситуация «Помоги Торопыжке перейти дорогу».
Рисование «Светофор».
Заучивание стихотворения «Три чудесных цвета».
2
Дорожный знак «Пешеходный переход»
Дать представления о дорожном знаке «Пешеходный переход».
Закрепить знания о разметке на проезжей части (зебра).
Ситуация общения «Как надо переходить улицу», «Как перейти улицу если нет светофора».
Инсценировка стихотворения «Три чудесных цвета».
Конструирование «Строим светофор».
Январь
Тема: «Мы и автомобиль»
Неделя
Тема
Цель
Методы и приемы
2
Мы и машина
Расширять знания детей о поведении в автомобиле.
Закрепить понятие «пешеход», «пассажир».
Знакомить с правилами поведения в транспорте.
Беседа «Путешествие с семьей».
Сюжетно ролевая игра «Водители».
3
Правила в автомобиле
Расширять знания детей о поведении в автомобиле, учить детей выдвигать гипотезу, отстаивать свое мнение.
Дидактическая игра «Правильно – неправильно».
Проблемная ситуация «Что случиться если…».
Ситуация общения «Детское автокресло».
4
Фотовыставка
«Ребенок в автомобиле»
Закрепить правила безопасности в автомобиле.
Рассматривание фотовыставки.
Февраль
Тема: «Пассажиры
Неделя
Тема
Цель
Методы и приемы
1
Городской общественный транспорт
Формирование понятия «Общественный транспорт», расширение знаний о его видах.
Рассматривание иллюстраций, плакатов.
Подвижная игра «Водители и пешеходы».
2
Транспорт нашего города
Продолжать формировать понятие «Общественный транспорт».
Просмотр мультфильма «Смешарики. Транспорт нашего города».
Дидактическая игра «Силуэт».
III
Остановка общественного транспорта
Расширять знания о дорожных знаках, правилах поведения на остановке.
Беседа «Правила поведения».
Рассматривание дорожного знака «Остановка общественного транспорта».
Экскурсия к остановке.
4
Я в автобусе
Продолжать формировать навыки культурного поведения в общественном транспорте.
Беседа «Правила поведения».
Сюжетно ролевая игра «Автобус».
Март
Тема: «Мы по улице идем»
Неделя
Тема
Цель
Методы и приемы
2
Мы по улице идем
Закрепить знания о тротуаре, проезжей части.
Дидактическая игра «Нужно - нельзя».
Рисование сюжетных картин на тему: «Правила дорожного движения».
3
Пешеходный переход.
Дать представление о пешеходном переходе, знаке «Пешеходный переход». Воспитывать культуру поведения на улице.
Упражнение «Перейди дорогу».
Сюжетно ролевая игра «Дорога».
Режиссёрская игра «Мы пешеходы».
4
Перекресток
Закрепить знания правил дорожного движения. Знакомить детей с пересечением дорог.
Рассматривание плакатов по правилам дорожного движения.
Экскурсия к перекрестку.
Проблемная ситуация «Дорожные происшествия».
Апрель
Тема: «Будь внимателен»
Неделя
Тема
Цель
Методы и приемы
1
Будь внимателен
Продолжать знакомить детей с правилами игры. Воспитывать умение действовать по сигналу.
Подвижная игра «Красный, желтый, зеленый».
Подвижная игра «Тише едешь, дальше будешь».
2
Мы играем и правила запоминаем
Закрепить понятия «справа», «слева», «впереди», «сзади», «вверху», «внизу». Развивать умение ориентироваться в пространстве.
Дидактическая игра «Назови правильно».
Дидактическая игра «Запомни правило».
Дидактическая игра «Найди ошибку».
3-4
Педагогическое обследование
Май
Тема: «Правила дорожные детям знать положено»
Неделя
Тема
Цель
Методы и приемы
3
Сказка «Азбука пешехода»
Совершенствовать представления о безопасном поведении на улицах и дорогах. Вызвать эмоциональный отклик.
Развлечение
«Правила дорожного движения»
(с участием родителей и первоклассников СОШ № 9).
4
«Правила дорожные детям знать положено»
Создать положительный эмоциональный настрой у детей.
Выставка макетов, рисунков.
2.5. Перспективный план работы для детей от 5 до 6 лет (III год обучения)
Октябрь
Тема: «Готовы ли мы стать пешеходами?»
Неделя
Тема
Цель
Методы и приемы
1
«Дом, в котором я живу»
Закрепить домашний адрес, фамилию, имя, отчество родителей. Учить воспитанников свободно ориентироваться на плане микрорайона.
Беседа «Дом, в котором я живу».
Словесная игра «Доскажи словечко».
Дидактическая игра «Мой адрес
Проблемная ситуация «Как найти свой дом».
2
Правила поведения пешеходов
Расширять представления воспитанников по правилам поведения пешеходов. Учить воспитанников адекватно реагировать на дорожные ситуации, прогнозировать свое поведение в разных ситуациях.
Рассматривание сюжетных картинок.
Физминутка «Машины».
Дидактическая игра «Запомни правило».
Проблемная ситуация «Что делать, если ты потерялся».
3-4
Педагогическое обследование
Ноябрь
Тема: «Транспорт»
Неделя
Тема
Цель
Методы и приемы
1
«Транспорт прошлого, настоящего, будущего»
Через информативно-поисковую деятельность познакомить детей с возникновением различных видов транспорта.
Беседа «Машины прошлого, настоящего, будущего».
Рассматривание иллюстраций.
Проблемная ситуация «Чем заправить транспорт».
Продуктивная деятельность «Автомобиль будущего».
2
Транспорт помогает людям
Закрепить понятие грузовой транспорт, воздушный, водный.
Развивать умение ориентироваться на листе бумаги.
Дидактическая игра «Ездит, плавает, летает».
Дидактическая игра «Что? Где? Когда».
Дидактическая игра «Гараж».
Вечер загадок о транспорте.
3
Профессии
Расширять представления воспитанников о профессиях. Закрепить виды транспорта. Познакомить детей с нужными и смелыми профессиями
Презентация: «Все работы хороши выбирай на вкус».
Словесная игра: «Кто, чем управляет».
Беседа «Кем ты будешь».
4
Виды транспорта
Формировать у детей навыки исследовательской и творческой деятельности.
Презентация детьми «Виды транспорта».
Выставка исследовательских работ воспитанников.
Декабрь
Тема: «Светофор и его помощники»
Неделя
Тема
Цель
Методы и приемы
1
Дорожные знаки - помогающие людям
Расширять представления воспитанников о назначении дорожных знаков. Познакомить с запрещающими дорожными знаками.
Беседа «Помощники светофора».
Дидактическая игра «Собери знак» Дидактическая игра «Назови знак».
Беседа «Запрещающие дорожные знаки».
2
Дорожные знаки - помогающие людям
Расширять представления воспитанников о назначении дорожных знаков. Познакомить с предупреждающими дорожными знаками.
Беседа «Знаки предупреждающие».
Режиссёрская игра «Расставь знаки и объясни». Продуктивная деятельность «Раскрась и расскажи».
3
Путешествие по городу дорожных знаков
Уточнить и закрепить представления воспитанников о дорожных знаках.
Развлечение «Путешествие по городу дорожных знаков» с участием родителей.
Январь
Тема: «Мы пассажиры»
Неделя
Тема
Цель
Методы и приемы
3
«Я примерный пассажир»
Закрепить правила поведения в транспорте, на остановке. Учить реагировать на дорожные ситуации, прогнозировать поведение в разных ситуациях.
Экскурсия к автобусной остановке.
Проблемные ситуации
«Что случится если…»
Выставка детских работ
«Я пассажир».
4
Спортивный праздник «Правила дорожные детям знать положено»
Закрепить знания о правилах дорожного движения, развивать физические качества: силу, ловкость, быстроту в эстафетах.
Подготовка к спортивному празднику.
Дидактическая игра «Знаешь ли ты?»
Дидактическая игра: «Да или нет».
Соревнование команд «Светофорики» и «Пешеходы».
Февраль
Тема: «Пусть дорога станет безопасной»
Неделя
Тема
Цель
Методы и приемы
1
Безопасный путь
Закрепить правила дорожного движения.
Формировать осознанное отношение к правилам дорожного движения.
Ситуация общения «Как мы с мамой шли в детский сад».
Режиссёрская игра «Помоги Домовёнку дойти до дома».
Ситуация общения «Для чего нужны правила движения».
Дидактическая игра «Пройди лабиринт».
2
Велосипед за и против
Познакомить детей с правилами велосипедиста.
Проблемная ситуация «Велосипед - за и против».
Фотовыставка «Мой велосипед».
Соревнование в спортивном зале
«Полоса препятствий».
3
«Пусть дорога станет безопасной»
Закрепить правила передвижения пешеходов и велосипедистов.
Развлечение «Дорожная азбука»
(с участием детей подготовительной к школе группы).
Март
Тема: «Я примерный пассажир»
Неделя
Тема
Цель
Методы и приемы
1
Я и другие пассажиры и пешеходы
Закрепить правила поведения на автобусной остановке, в транспорте.
Проблемные ситуации «Что делать», «Как поступил бы ты».
2
Я в машине
Закрепить правила поведения в автомобиле.
Чтение А. Усачева «Правила дорожного движения для будущих водителей и их родителей».
3
Знаю сам – научу и друга
Формировать умение добывать информацию из разных источников.
Ситуация общения «Что я знаю по ПДД».
«Что хочу еще узнать».
Ситуация общения «Я узнал, вам расскажу».
4
Выполни верно
Закрепить представления воспитанников о различных видах транспорта, правилах поведения в транспорте. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги.
Практическая работа по картам «Найди ошибку и исправь».
Дидактическая игра «Разрезные картинки».
Апрель
Тема: «Знаешь сам – научи товарища»
Неделя
Тема
Цель
Методы и приемы
1
В гости к малышам
Создать у детей положительный эмоциональный настрой.
Закрепить правила дорожного движения.
Инсценировка «Котик Васька»
(для детей второй младшей группы).
2
У нас гости
Создать у детей положительный эмоциональный настрой. Закрепить правила дорожного движения.
Наставничество
Инсценировка сказки «Веселые гуси»
детьми подготовительной к школе группы
3-4
Педагогическое обследование
Май
Тема: «Правила дорожные детям знать положено»
Неделя
Тема
Цель
Методы и приемы
3
Правила дорожного движения
Закрепить знания детей по правилам дорожного движения.
Подвижные игры по желанию детей.
Катание на трехколесном велосипеде.
Дидактическая игра «Не нарушай!».
4
Мы пешеходы
Закрепить знания детей по правилам дорожного движения.
Проблемные ситуации «Что делать?», «Как поступил бы ты?».
Ситуация общения: «Правила дорожные надо соблюдать и никогда не нарушать».
2.6. Перспективный план работы для детей от 6 до 8 лет (IV год обучения)
Октябрь
Тема: Улица полна неожиданностей
Проектная деятельность «Безопасность на дороге» (октябрь)
Неделя
Тема
Цель
Методы и приемы
1-2
Диагностика
Выявить уровень представлений воспитанников о правилах дорожного движения.
3
Наша улица
Систематизировать знания об устройстве улицы, дорожном движении. Закрепить правила дорожного движения.
Беседа: «Улица полна неожиданностей».
Дидактическая игра «Правильно – неправильно».
Литературный вечер (чтение стихотворений о ПДД).
4
Знай и выполняй правила уличного движения
Закреплять знания и умения воспитанников по использованию правил дорожного движения в игровых и проблемных ситуациях. Учить детей видеть то, что представляет опасность для их жизни и здоровья. Систематизировать знания детей о дорожных знаках.
Ситуация общения «Как безопасно себя вести на дороге». Подвижная игра «Цветные автомобили»
Экскурсия по улице микрорайона. «Какие дорожные знаки в нашем микрорайоне?»
Вечер развлечений «Улица полна неожиданностей».
Ноябрь
Тема: Транспорт
Неделя
Тема
Цель
Методы и приемы
1
История транспорта
Расширять знания об истории транспорта, развивать умение находить сходство и различие старинного и современного транспорта.
Формировать умение соблюдать элементарные правила поведения на дороге.
Дидактическая игра «Почемучка?»
«Кто больше знает».
Вечер загадок.
3
Велосипед
Знакомить с историей создания велосипеда, расширять представления о средствах передвижения. Уточнить правила безопасности велосипедиста.
Загадка про велосипед.
Ситуация общения «Правила велосипедиста»
Дидактическая игра «Дорожные знаки для велосипедиста».
Дидактическая игра «Экзамен Светофор Светофоровича».
4
Перекресток
Расширять знания о перекрестке. Продолжать знакомить с правилами дорожного движения, учить практически применять их в различных ситуациях.
Ситуация общения «Как перейти перекресток».
Игра «Перекресток».
Сюжетно-ролевая игра «Светофор у перекрестка».
Декабрь
Тема: Помощники на дороге
Неделя
Тема
Цель
Методы и приемы
1
Работа сотрудника ГИБДД
Уточнить представления воспитанников о работе сотрудника ГИБДД, объяснить значение его жестов.
Ситуация общения «Сотрудник ГИБДД и его обязанности».
Встреча с сотрудником ГИБДД.
2
Дорожные знаки
Расширять знания о дорожных знаках, систематизировать знания о видах знаков запрещающие, предупреждающие, информационные.
Дидактическая игра «Узнай и назови».
Дидактическая игра «Какой это знак».
Дидактическая игра «Почини машину».
Дидактическая игра «Объяснялки».
Продуктивная деятельность «Придумай свой знак и объясни».
3
Безопасное поведение на улице в зимний период
Систематизировать представления воспитанников о правилах поведения на улице.
Целевая прогулка по микрорайону.
Январь
Тема: Поведение в автомобиле
Неделя
Тема
Цель
Методы и приемы
3
Автомобиль не для игры
Знакомить детей с произведениями по правилам дорожного движения, умение адекватно оценивать поступки героев.
Чтение произведения
Н. Носова «Автомобиль».
Ситуация общения «Для чего нужны правила».
4
Мы пассажиры
Продолжать знакомить воспитанников с правилами поведения в транспорте.
Ситуация общения «Правила поведения в транспорте».
Дидактическая игра «Автомобиль».
Проблемная ситуация «Что случится, если…»
Февраль
Тема: Пусть дорога станет безопасней
Неделя
Тема
Цель
Методы и приемы
1
Безопасное движение
Учить составлять индивидуальный маршрут от дома до детского сада. Формировать умение определять местоположение по маршруту.
Ситуация общения «Как дойти до детского сада».
Совместная работа с родителями составление маршрута от дома до детского сада.
Режиссёрская игра «Помоги Незнайке».
2
Пассажиры, пешеходы будьте внимательны
Систематизировать правила поведения на автобусной остановке, в транспорте.
Учить действовать в сложной дорожной ситуации.
Дидактическая игра «Автобус».
Чтение стихотворения
А. Усачева «Правила для пассажиров».
Подготовка к развлечению.
Ситуация общения «Правила дорожного движения».
Обыгрывание ситуации «Я пешеход», «Я пассажир».
3
Пусть дорога станет безопасной
Систематизировать правила поведения на автобусной остановке, в транспорте, на улице.
Формировать умение читать индивидуальный маршрут.
Ситуация общения «Пешеходам быть наука».
«Как мне дойти до школы».
Индивидуальные маршруты от дома до школы
Развлечение «Пусть дорога станет безопасной»
(с детьми старшей группы).
Март
Тема: Дорожные знаки
Неделя
Тема
Цель
Методы и приемы
1
Запрещающие
Закрепить знания о дорожных знаках «Движение пешеходов запрещено».
Дидактическая игра «Найди запрещающий знак».
Ситуация общения «Что обозначают запрещающие знаки».
Кроссворд дорожные знаки.
2
Предупреждающие
Закрепить знания о предупреждающих дорожных знаках.
Дидактическая игра «Найди предупреждающий знак».
Ситуация общения «Что обозначают предупреждающие дорожные знаки».
Дидактическая игра «Найди знак».
3
Информирующие
Закрепить знания об информирующих дорожных знаках.
Дидактическая игра «Найди информирующий знак».
Ситуация общения «Что обозначают информирующие знаки». Игра «Брейн-Ринг».
Апрель
Тема: Мы водители
Неделя
Тема
Цель
Методы и приемы
1
Твой велосипед
Знакомить с правилами перехода проезжей части на велосипеде. Закрепить знания о дорожных знаках для велосипедистов.
Ситуация общения «Твой транспорт».
Дидактическая игра «Собери картинку».
Чтение произведения
А. Усачева.
2
Идем в гости
Создать у детей положительный эмоциональный настрой. Закрепить правила дорожного движения.
Спектакль
«Веселые гуси»
(для детей старшей группы).
3-4
Педагогическое обследование
Выявить уровень представлений воспитанников о правилах дорожного движения.
Май
Тема: «Правила дорожные детям знать положено»
Неделя
Тема
Цель
Методы и приемы
3
Грамотный пешеход
Совершенствовать представления о безопасном поведении на улицах и дорогах.
Развлечение
«Правила дорожного движения»
(с участием родителей и первоклассников СОШ № 15).
4
«Правила дорожные детям знать положено»
Воспитывать культуру поведения на улице, в транспорте.
Выставка макетов, рисунков.
2.7.Перспективный план работы с родителями по правилам дорожного движения (дети от 3 до 4лет)
Месяц
Мероприятие
Сентябрь
Групповое родительское собрание «Безопасность детей – забота взрослых»
Цель: ознакомление родителей с планом работы по ПДД
Папка передвижка для родителей «Внимание - дорога»
Памятка для родителей «В этом возрасте ребенок должен усвоить…
Консультация для родителей
«Родителям о правилах дорожного движения»
Октябрь
Анкетирование родителей
Фотоконкурс «Мой город»
Привлечение родителей к оформлению выставки и альбома
Консультация для родителей
«Легко ли научить ребенка вести себя на дороге»
«Дети и дорога»
Индивидуальная работа (привлечь родителей к изготовлению атрибутов к сюжетно – ролевой игре)
Ноябрь
Памятка для родителей «Как вести себя на дороге»
Конкурс поделок из бросового материала «Автомобили»
Беседа «Дорога и ребенок»
Прогулка к проезжей части
Привлечь родителей к организации совместной прогулки.
Декабрь
Консультация «Безопасное поведение на дороге в зимний период»
Беседа «Зимний гололед»
Январь
Конкурс рисунков
Консультация «Бег через дорогу, опасности подстерегают особенно зимой»
Консультация «Детское авто-кресло - безопасность и комфорт малыша»
Февраль
Консультации:
«Ребенок в общественном транспорте»;
«Детское автомобильное кресло – безопасность и комфорт для ребенка»;
«Вы, ребенок и автомобиль».
Фотовыставка «Ребенок в автомобиле».
Март
Привлечь родителей к организации прогулки
Папка передвижка «Дорога и мы»
Апрель
Консультация «Привитие навыков безопасного поведения на улице»
Прогулка на автобусную остановку
Привлечь родителей к организации прогулки
Май
Совместно с родителями праздник ПДД «Азбука пешехода»
Консультация «Отдых и ПДД»
2.8.Перспективный план работы с родителями по правилам дорожного движения (дети от 4 до 5 лет)
Месяц
Мероприятие
Сентябрь
Групповое родительское собрание «Безопасность детей – забота взрослых»
Цель: ознакомление родителей с планом работы по ПДД
Папка передвижка для родителей «Внимание - дорога»
Памятка для родителей «В этом возрасте ребенок должен усвоить…»
Консультация для родителей
«Родителям о правилах дорожного движения»
Октябрь
Анкетирование родителей
Фотоконкурс «Мой город»
Привлечение родителей к оформлению выставки и альбома
Консультация для родителей «Как использовать движение родителей за руку с ребенком в детский сад для обучения его безопасности? «Индивидуальная работа (привлечь родителей к изготовлению атрибутов к сюжетно – ролевой игре) Макет дороги
Ноябрь
Памятка для родителей «Как вести себя на дороге»
Конкурс «Мой город»
Беседа «Родители – пример для подражания»
Прогулка к проезжей части
Привлечь родителей к помощи в организации совместной прогулки.
Декабрь
Консультация «Как выработать навыки безопасного поведения на улице»
2.9.Перспективный план работы с родителями по правилам дорожного движения (дети от 5 до 6 лет)
Месяц
Мероприятие
Сентябрь
Групповое родительское собрание «Безопасность детей – забота взрослых»
Цель: ознакомление родителей с планом работы по ПДД
Папка передвижка для родителей «Внимание - дорога»
Памятка для родителей «В этом возрасте ребенок должен усвоить…»
Консультация для родителей «Родителям о правилах дорожного движения»
Октябрь
Анкетирование родителей
Фотоконкурс «Мой город»
Привлечение родителей к оформлению индивидуального маршрута ребенка от дома до детского сада
Консультация для родителей «Как составить индивидуальный маршрут»
Индивидуальная работа (привлечь родителей к изготовлению атрибутов к сюжетно – ролевой игре «Мы пешеходы»)
Ноябрь
Памятка для родителей «Как вести себя на дороге»
Консультация «Поиграем дома» (игры по правилам дорожного движения)
Беседа «Спрашивайте - отвечаем»
Презентации «Все работы хороши - выбирай на вкус»
Привлечь родителей к помощи детям в оформлении презентаций.
Прогулка к проезжей части
Привлечь родителей к помощи в организации совместной прогулки.
Декабрь
Консультация «Зимой бег через дорогу опасен вдвойне!»
Беседа «Дорожные знаки»
Совместный досуг развлечение «Путешествие по городу дорожных знаков»
Встреча с сотрудником ГИБДД
Январь
Конкурс рисунков
Февраль
Консультация « Велосипед это тоже транспорт»
Фотовыставка «Мой велосипед»
Март
Привлечь родителей к организации прогулки
Памятка «Все начинается с малого»
Апрель
Консультация «Как воспитать грамотного пассажира»
Прогулка на автобусную остановку
Привлечь родителей к организации прогулки
Май
Совместно с родителями праздник ПДД
Консультация «Отдых и ПДД»
2.10.Перспективный план работы с родителями по правилам дорожного движения( дети от 6 до 8 лет)
Месяц
Мероприятие
Сентябрь
Групповое родительское собрание «Безопасность детей – забота взрослых»
Цель: ознакомление родителей с планом работы по ПДД
Папка передвижка для родителей «Скоро в школу»
Памятка для родителей «В этом возрасте ребенок должен усвоить…»
Консультация для родителей «Учите ребенка самостоятельности»
Октябрь
Анкетирование родителей
Фотоконкурс «Мой город»
Привлечение родителей к оформлению выставки и альбома
Консультация для родителей
Индивидуальная работа воспитанников
Презентация «Правила дорожные надо соблюдать и летом их не нарушать»
Ноябрь
Памятка для родителей «Ребенок на дороге»
Прогулка к проезжей части
Привлечь родителей к помощи в организации совместной прогулки.
Декабрь
Встреча с сотрудником ГИБДД
Январь
Конкурс рисунков
Февраль
Консультация «Индивидуальный маршрут будущего первоклассника»
Март
Папка передвижка «Ребенок на улице»
Апрель
Родительское собрание «Наши достижения»
III.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Перечень учебной – методической литературы для дошкольных образовательных учреждений
ИЗДАТЕЛЬСТВО
ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ВОЗРАСТНАЯ
КАТЕГОРИЯ
ДЕТЕЙ
ТИП ЛИТЕРАТУРЫ
ВЫХОДНЫЕ ДАННЫЕ КНИЖНОГО ИЗДАНИЯ
ДРОФА
«Азбука дорожного движения»
3-8 лет
Программно-методическое пособие
Баряева Л.Б., Жевнеров В.Л., Загребаева Е.В. Азбука дорожного движения. Программа и методические рекомендации. - М.: Дрофа, 2008.
Пособие для детей
Баряева Л.Б. Азбука дорожного движения. Рабочая тетрадь. - М.: Дрофа, 2008.
ФЕНИКС
Методические рекомендации
Елжова Н.В.ПДД в детском саду: развивающая среда и методика по ознакомлению детей с ПДД, перспективное планирование, конспекты занятий. - Изд. 3-е. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2013.
Пособие для воспитателей
Безопасность малышей: улица, транспорт, дорога: пособие для детских садов и школ раннего развития / Е.В. Баринова. - ростов-на-Дону: Феникс, 2013. – (серия «Сердце отдаю детям»)
Пособие для воспитателей
Безопасность малышей: дом и двор: пособие для детских садов и школ раннего развития /Е.В. Баринова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. – (серия «Сердце отдаю детям»)
Пособие для воспитателей
Учим правила дорожного движения: стихи-игры для дошколятпод присмотром взрослых /Лекомцев А. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. – (серия «Школа развития»)
Добрякова В.А., Борисова Н.В., Панина Т.А., Уклонская С.А. Три сигнала светофора. Дидактические игры, сценарии вечеров досуга. Из опыта работы / Составитель Т.Ф. Саулина. – М.: Просвещение, 1989.
Иштван И. Ходи по улицам с умом. – М.: Издательство ДОСААФ СССР, 1986.
Калинина Н. Как ребята переходили улицу: Хрестоматия для детей старшего возраста. М.: Просвещение, 1981.
Кутилова З., Айдаров Л. Я на улице: Для детей в возрасте от 6 до 10 лет. – М., 1988.
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа./ И.А. Лыкова - М.: «Карапуз - дидактика», 2008.- 144 с.: 16 л. вкл., переиздание доработанное . и дополненное.
Пятикоп А. Здравствуй, светофор! – Анселл – Пресс, 1998.
Скоро в школу. Правила дорожного движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста / Составитель Д. Майдельман. – Ростов-на-Дону: Донпечать, Лицей, 1994.
Сыроваткина И. Уроки безопасности. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. Серия «Знакомство с окружающим миром».
Твоя безопасность: Как вести себя дома и на улице: Кн. Для дошкольников, воспитателей детского сада и родителей / Белая К.Ю., Зимонина В.Н. и др. – М.: Просвещение, 1998.
Тумаринсон Г. Новые дорожные приключения Буратино. – Л, 1989.
Шалаева Г.П. Новые правила поведения для воспитанных детей. – М.: Эксмо, 2004.
Шорыгина Т.А. Осторожные сказки. – М.: Прометей, 2003.
Юдохина Ю.Л. Здравствуй друг, дорожный знак. 6 – 8 лет.
3.3. Учебный план по изучению программы «Дорожная азбука для дошкольников»
Учебный план
Для детей 3-4, 4-5 лет по изучению программы
«Дорожная азбука для дошкольников»
Содержание работы
Количество мероприятий
в неделю
в месяц
в год
Мероприятия по тематическому плану
1 Совместная деятельность (беседа, игра, викторина)
1НОД
4 совм.деят
45
Учебный план
Для детей 5-6, 6-8 лет по изучению программы
«Дорожная азбука для дошкольников»
Содержание работы
Количество мероприятий
в неделю
в месяц
в год
Мероприятию по тематическому плану
2
8
72
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Гарнышева Т.П. «Как научить детей ПДД?» Методические рекомендации и развернутые планы занятий. - Издательство «Детство - Пресс» 2010 – 64с.
Данилова Т.И. «Программа «Светофор» обучение детей дошкольного возраста ПДД». - СПб., издательство «ДЕТСТВО -ПРЕСС» 2009 – 208с.
Материалы окружного конкурса работы дошкольных образовательных учреждений: «Зеленый огонек» под редакцией Котельникова Г.Н., Полуянова Н.К. - Ханты-Мансийск, 2002.
Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стёркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2003 – 144 с
Гудимов В.П. Сборник тематических загадок для дошкольников, - М.: Сфера, 2002.
Занятия по правилам дорожного движения / Под ред. Е.А. Романовой, А.Б. Малюшкина. - М., 2008.
Клименко В.Р. Обучайте дошкольников правилам дорожного движения. - М., 2000.
Прокофьева С., Сапгир Г., Мой приятель – светофор. - М., 1998.
Семенюк В.И., Владимиров Н.В. Работа с детьми по изучению правил дорожного движения. - Минск, 2001.
Степанкова Э.Я., Филенко М.В. Дошкольникам о правилах дорожного движения. - М., 2002.
Сыч В.Д. Плакаты по изучению в детском саду правил дорожного движения. - Киев, 2003.
Шорыгина Т.А. Профессии. Какие они? - М., 2004.
Шорыгина Т.А. Осторожные сказки. - М., 2002.
Шорыгина Т.А. Беседы о безопасности с детьми 5 – 8 лет. - М., 2008.
«Путешествие на зеленый свет». Серия из 12 книг. Пособие по правилам
дорожной безопасности для младшего школьного возраста — ООО «Издательство «Кедр»
«Дорожные уроки». Познавательно-игровое пособие для детей дошкольного и
младшего школьного возраста по безопасному поведению на дороге — ООО «Издательство «Кедр»
«Дорожная азбука». Набор наклеек для детей младшего школьного возраста –