проектирование индивидуального образовательного маршрута воспитанников дошкольного образовательного учреждения
Результаты теоретического исследования и собственный педагогический опыт позволили выявить следующие этапы проектирования индивидуального образовательного маршрута детей дошкольного возраста.
Индивидуальный образовательный маршрут можно рассматривать как персональный путь компенсации трудностей в обучении, а затем и реализации личностного потенциала воспитанников: интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного, нравственно-духовного (Ш.Ю. Амонашвили, В.В. Давыдов, В.Ю. Сухомлинский, в настоящее время занимаются В.П. Беспалько, Е.В. Бондаревская, Т.Н. Князева, А.П. Тряпицына и др.), как структурированную программу действий детей на некотором фиксированном этапе обучения (М.И. Башмаков), как интегрированную модель образовательного пространства, создаваемого в конкретном образовательном учреждении специалистами различного профиля с целью реализации индивидуальных особенностей развития и обучения различных детей на протяжении определенного времени (М.Ю. Лукьянова).
Способ построения индивидуального образовательного маршрута ребенка должен характеризовать особенности его обучения и развития на протяжении определенного времени, то есть носить пролонгированный характер. Невозможно определить этот маршрут на весь период сразу, задав его направления, например, в первой младшей группе на все 5 лет дошкольного образования, поскольку сущность его построения, на наш взгляд, состоят именно в том, что он отражает процесс изменения (динамики) в развитии и обучении ребенка, что позволяет вовремя корректировать компоненты педагогического процесса.
Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями воспитанника (уровень готовности к освоению программы), а также существующими стандартами содержания образования.
Структура индивидуального образовательного маршрута включает следующие компоненты:
целевой (постановка целей, определение задач образовательной работы);
содержательный (отбор содержания программного материала на основе образовательных программ, реализуемой в ДОУ, в том числе программ дополнительного образования);
технологический (определение используемых педагогических технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей ребенка);
диагностический (определение системы диагностического сопровождения);
результативный (формулируются ожидаемые результаты, сроки их достижения и критерии оценки эффективности реализуемых мероприятий).
Предваряет работу выявление группы дошкольников, испытывающих трудности.
Для этого в подвижных играх с правилами, в дидактических играх, проводимых по заранее намеченному плану на основе программы, обычно принимают участие все дети группы. Но проявления их в игре далеко не одинаковы.
Например, во время проведения подвижной игры «Ловля обезьян» некоторые дети, выполняя роль обезьян, упрощают показанные охотниками движения, чтобы, услышав сигнал, убежать скорее, чем те, кто выполняет движения добросовестно. Отдельные дети стараются стать в группе обезьян подальше от охотников, т. е. прячутся за спины товарищей, проявляя тем самым чрезмерную осторожность, стремление выбрать себе безопасное место, чтобы охотник не мог их поймать. Но довольно большая группа детей не боится расположиться поближе к охотникам и точно выполняет показанное движение. Для них в игре самое интересное - встретить опасность лицом к лицу, увернуться от охотника, убежать от него, умело лавируя. Во всех трех случаях дети не хотят попасться охотникам, но одни предпочитают выбрать более легкие пути, другие же находят удовольствие в том, чтобы одержать победу в трудном соревновании — ловкости, находчивости, в быстроте действий.
От внимания воспитателя такие проявления детей не должны ускользнуть, пройти незаметно. Он должен поддержать нерешительных детей и поощрить смелых.
В подвижной игре выявляются такие стороны психики и поведения детей, как устойчивость внимания, степень выдержки, умение подчиняться определенным правилам. Игра, которая включает в себя элементы соревнования на скорость, помогает заметить медлительных детей, а также тех, которые всегда хотят быть ведущими. Их непременно нужно приучать строго подчиняться правилам игры и соблюдать очередность в ведущих ролях. Большого внимания к себе требуют дети с плохой, координацией движений, а также несдержанные, чрезмерно подвижные.
Индивидуальные особенности детей проявляются в играх всех видов. В процессе проведения дидактических игр выясняется степень умственного развития детей, их сообразительность, смекалка, наблюдательность, а также решительность или нерешительность, быстрая или медленная переключаемость с одного действия на другое.
В сюжетно-ролевых творческих играх обязательно выделяется группа организаторов. Это развитые и активные дети, они умеют выбрать интересный сюжет, развить его, привлечь товарищей к игре и объединить их в общем стремлении достичь намеченную цель. Это своего рода режиссеры, умеющие в игре воплотить свои познания, использовать имеющийся опыт, развернуть свое творчество и инициативу. При правильном индивидуальном подходе эти дети становятся активом, на который воспитатель может смело опираться в руководстве играми.
Осуществляя индивидуальный подход к детям в игре, воспитатель должен развивать в них и такие нравственные качества, как скромность, доброжелательность, стремление принести пользу всем, в данном случае игровому коллективу, команде.
Наблюдения показывают, что все дети по-разному относятся к играм, особенно к коллективным. Есть такие дети, которые интересуются играми и на приглашение выполнить несложную роль охотно откликаются, но самостоятельно организовать творческую игру не умеют. Такие дети требуют большого внимания со стороны воспитателя. У них необходимо развивать творческую инициативу, организаторские способности, воспитывать чувство уверенности в своих силах. Следует также обратить внимание на их общее развитие, пробудить интерес к окружающему, используя различные виды деятельности. Успех работы в данном случае во многом зависит от согласованности действий воспитателей детского сада и семьи.
Некоторые дети не проявляют активного интереса к играм. Они внимательно наблюдают за играющими, но сами в игру не включаются, несмотря на приглашение товарищей. Обычно это дети застенчивые и нерешительные. Отдельные дети, чаще всего легко возбудимые, неуравновешенные, равнодушны к коллективным играм, но увлекаются беспорядочной беготней. Некоторые же предпочитают спокойные игры в одиночестве они стоят в стороне от коллективных игр, не проявляют к ним никакого интереса.
По результатам диагностики фиксируются трудности. Пять видов возможных трудностей определено в таблице 1. Уточнив причины данной трудности конкретного ребенка, педагог «собирает» индивидуальный для каждого ребенка образовательный маршрут.
Является очевидным, что максимальный эффект будет достигнут при условии взаимодействия педагога со специалистами ДОУ.
Реализация индивидуального маршрута осуществляется до тех пор, пока трудность не устранена.
Индивидуальный образовательный маршрут детей дошкольного возраста с учетом выявленных трудностей
Виды
трудностей
(педагоги-ческая симптома-тика)
Причины
трудностей
(психоло-гическая симптома-тика)
Деятельность
воспитателя
Деятельность
педагога-психолога
Деятельность
учителя-логопеда
1
2
3
4
5
Трудности
в осу-ществлении действий
по образцу
и заданному
правилу
Не сфор-мировано произволь-ное
внимание
Упражнение «Срисуй». Подвижные игры типа «Летает не летает», «Съедобное несъедобное». Упражнение «Если «да» - хлопай, если «нет» - топай»
Примечание: вовлечение в игру, выполнение разных ролей – ведущего, второстепенных. Используются игры с правилами (подвижные, сюжетно-ролевые, режиссерские). Работа в паре. Беседы по правилам поведения в группе («Час можно, час нельзя»). Введение новых правил, поощрений; заполнение «Уголка достижения», «Дневника поощрения», «Линейки достижений» и т.д.
Примечание: игры и упражнения на развитие всех ВПФ. Задания, направленные на поиск элементов рисунков, сравнение предметов, анализ картин, текстов.
Не сфор-мировано умение планиро-вать свои действия
Игра «Из каких мы сказок?».
Игра «Времена года».
Игры со строительным материалом (по образцу, схеме).
Упражнение «Шифровки». Игра «Запиши сказку».
Примечание: перед игрой проговорить с ребенком план выполнения задания.
Упражнение «Найди и обведи букву».
Игра «Укрась салфетку так, как я скажу».
Игра «Как их зовут?». Упражнение «Послушай, ответь и расскажи».
Примечание: задания направленные на воспроизведение деятельности, работу с планом, прорисовывание пана-схему, алгоритма
Примечание: перед игрой проговорить с ребенком план выполнения задания
Работа по плану.
Слабо развита
саморегу-ляция
умственной
деятель-ности
Игра «Выкладывание узора».
Игра-пиктограмма «Говорящие рисунки».
Упражнение «Прямой и обратный счет». Упражнение «Пальцы». Игра-пиктограмма «Запиши сказку».
Упражнение «Хлопай в ладоши».
Игра «Собери бусы».
Рефлексивные техники эмоционального состояния.
Примечание: при выполнении задания использовать – смену видов деятельности и поз; ввести правило «могу, хочу, умею»; систему поощрений (бонусы), релаксацию и т.д.
Неумение
адекватно
понимать
оценку взрослого
и сверстника
Слабо развиты навыки проявления волевых усилий
Игровое упражнение «Четыре стихии».
Игра «Слушай команду».
Упражнение «Кто внимательнее?».
Упражнение «Сосчитай глазами».
Упражнение «Точки.
Игровое упражнение «Подчеркни А, зачеркни О».
Игра «Зрительный диктант».
Упражнение «Чем отличаются две картинки?».
Примечание: используются приемы – «похвали соседа»; цветовая оценка; невербальные средства оценки ( улыбка на ладошке, прикосновения,). Организуются игры с правилами. -
Кругозор
ограничен, знания об окружаю-щем мире
бессистем-ны,
отрывочны
Снижен
познава-тельный
интерес,
слабо развита
познава-тельная
активность
Беседы об окружающем мире.
Проговаривание, ведение дневника «Сегодня я узнал…».
Игра «Люди и время».
Упражнение «Реши задачу».
-
Разгадывание ребусов, кроссвордов.
Игровое упражнение «Узнай, что (кто) это?»
Проявление познавательной инициативы при выполнении заданий вместе с героями интриги.
Отсутствие саморегуляции умственной деятельности
Игра «Выкладывание узора». Игра-пиктограмма.
«Говорящие рисунки»
Упражнение «Прямой и обратный счёт».
Упражнение «Пальцы».
Игра-пиктограмма «Запиши сказку».
Рефлексивные техники эмоционального состояния.
Упражнение «Хлопай в ладоши».
Игра «Собери бусы».
Деятель-ность
хаотична,
непродуман-на, неконтро-лируема
Несформированность умения
осознавать
конкретные
познавательные
цели
Рефлексия деятельности. Игры с конструктором, мозаикой. Все виды лото, домино.
Упражнение «Чем похожи и непохожи?». «Пары картинок». «Пары слов».
Игровой приём «Вспомни и назови».
«Узнай, что мы загадали».
Неумение находить средства и способы для достижения
целей в процессе
деятель-ности
Игра «Из каких мы сказок?».
Игра «Времена года».
Игры со строительным материалом (по образцу, схеме).
Упражнение «Шифровки».
Игра «Запиши сказку».
Игровой приём «Поручение».
«Зеленый, красный, синий».
Неумение
осущест-влять
контроль и
оценивать
результаты
деятель-ности
Игра «Квартет». Игра «Найди дорожку».
Игра «Лото». Игра с пальцами.
Игра «Собери пирамидку».
Игра «Выкладывание узора из мозаики».
Упражнение «найди и обведи букву».
Игра «Укрась салфетку так, как я скажу».
Игра «Как их зовут?». Упражнение «Послушай, ответь и расскажи».
Задания на развитие зрительно-двигательной координации («Обведи рисунок», «Скопируй через кальку», «Лабиринты»)