kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проэкт по театрализованной деятельности в старшей группе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие творческих способностей детей посредством театрализованной деятельности

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проэкт по театрализованной деятельности в старшей группе»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЯСЛИ-САД КОМБИНИРОВАННОГО ТИПА № 150 ГОРОДА ДОНЕЦКА»













Проект

по театральной деятельности

в Старшей группе

«Театр и дети»







Подготовила:

Собокарь М.А.


















Театр – это волшебный мир.

Он дает уроки красоты, морали

и нравственности.

А чем они богаче, тем успешнее

идет развитие духовного мира

детей... ”

(Б. М. Теплов)

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА:

Театральная деятельность - это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Занятия театрализованной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка, способствуют общему развитию; проявлению любознательности, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки, и, в итоге - раскрытию творческого потенциала ребенка.

Участники проекта: воспитатели и дети логопедичкской группы, родители воспитанников.

Тип проекта: творческий; долгосрочный

Срок реализации проекта: 10 марта – 07 апреля 2020 г.

Проблема:

  1. Поверхностное отношение родителей и детей к театру и театральной деятельности.

  2. Несформированные умения детей в «актёрском мастерстве».

  3. Поверхностные знания детей о разных видах театра.

Цель проекта: развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.

Задачи

1. Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности;

- приобщать к театральной культуре (знакомить с театром, театральными жанрами, разными видами театров).

2. Совершенствовать артистические навыки участников проекта.

3. Развивать эмоциональную сферу детей посредством театрализованной деятельности.

4. Обеспечивать взаимосвязь театрализованной деятельности с другими видами деятельности в едином образовательном процессе.

5. Создать условия для самостоятельной театрализованной деятельности.


Сфера использования проекта: все образовательные области самостоятельная деятельность детей, совместная деятельность детей, родителей и педагогов, домашний досуг.

Работа с родителями:

- Анкетирование «Театральное искусство с детского сада»

- Папка – передвижка «Мир театра и ребенок»

- Родительское собрание «Театрализованная деятельность в жизни ребенка» (круглый стол)

- Мастер – класс «Изготовление домашнего театра»

- Буклеты: «Театр - дома»

- Консультация «Приобщение дошкольников к миру театра в процессе ознакомления с историей и культурой родного края»

Этапы проекта:

1. Подготовительный этап

- Изучение литературы

- Составление плана работы

- Изготовление лэпбука «Театр»

- Разработка рекомендаций для родителей

- Подбор наглядной информации

  1. Основной этап

Дата

Мероприятие

10.03

- Беседы «Что такое театр», «Кто придумал театр».

- Дидактическая игра «Театральное лото».


11.03

- Беседа «Театральная азбука» - знакомство с театральными терминами (актёр, суфлёр, режиссёр, сцена, декорации, занавес, антракт и т.д.)

- Игра «Весёлые стихи читаем и слово-рифму подбираем».

- Чтение сценария спектакля «Лесная аптека», распределение ролей.


12.03

- Беседа «Виды и жанры театра» - дать детям представление о театре; расширять знания театра как вида искусства; познакомить с видами театров; воспитывать эмоционально положительное отношение к театру.

- Показ настольного театра по сказке «Заюшкина избушка».


13.03

- Игра «Зеркало».

  1. - Беседа-диалог «Как вести себя в театре» - дать детям представление о правилах поведения в общественных местах; формировать личностное отношение к несоблюдению и нарушению правил; использование лепбука «Театр».

- Игра на развитие эмоций «Волшебная шляпа».


16.03

  1. - Изготовление масок.

- Ритмопластика «Поймай хлопок».

- Игра «Изменю себя друзья, догадайся, кто же я!»- побуждать детей экспериментировать со своей внешностью (мимика, жесты). Развивать умение детей переключаться с одного образа на другой.


17.03

- Сюжетно-ролевая игра «Мы пришли в театр» - познакомить с правилами поведения в театре; вызвать интерес и желание играть (выполнять роль «кассира», «билетера», «зрителя»); воспитывать дружеские взаимоотношения.

  1. - Артикуляционная гимнастика «Эмоции».

18.03

  • - Пальчиковый театр «Курочка ряба».

- Артикуляционная гимнастика «Путешествие язычка». 

- Дидактическая игра «Сказки».


19.03

  1. - Рассматривание картинок с разными видами театров (оперный, балетный и т.д.)

- Показ сказки на фланелеграфе «У страха глаза велики».

- Изготовление декораций и реквизитов для представления «Лесная аптека».


20.03

- Беседа «За кулисами» - формировать представления детей о театральных профессиях; активизировать интерес к театральному искусству; расширять словарный запас. 

- Пальчиковая гимнастика «Весёлые человечки».

- Инсценировка стихотворения «Муха Цокотуха »К. И. Чуковского.


23.03

- Зарядка для губ «Весёлый пятачок».

- Изготовление декораций и реквизитов для представления «Лесная аптека».


24.03

- Загадки о театре.

- Игры со скороговорками.

- Показ настольного театра сказки «Козленок, который умел считать».


25.03

  • - Экскурсия в Дом культуры п.Сява.

  • - Игра на выражение эмоций «Сделай лицо».

  • - Музыкальные импровизации (песенные, инструментальные, танцевальные)

26.03

  • - Инсценировка стихотворения С.Я. Маршака «Багаж».

  • - Мимические этюды у зеркала «Радость», «Гнев», «Грусть», «Страх» и т.д.

27.03

- Игра «Тень»

- Пересказ сказки «Лиса и козёл» по ролям.

- Изготовление афиши для представления «Лесная аптека».


30.03

- Отгадывание загадок на тему «Герои сказок».

- Психогимнастика «Представь себя другим».


31.03

- Изготовление карточек с изображением «Мимики».

- Зарядка для языка «Конфетка».

- Игры со скороговорками.


01.04

  • - Беседа на тему «Новые виды театров» (театр на ложках, театр на бумажных тарелках, на компакт-дисках, на стаканчиках и т.д.)

  • - Презентация «Виды театров»

- Дидактическая игра «Громко – тихо». 

02.04

- «Веселые сочинялки» (пересказ одной из знакомых сказок с использованием элементов кукольного театра)

- Конструирование «Теремок».


06.04

- Дидактическая игра «Мои любимые сказки».

- Этюды с настольными куклами на основе знакомых сказок - совершенствовать приемы кукловождения, закреплять знания о правилах манипуляции театральными куклами разных систем.


07.04

- Беседа «Театр теней».

- Открытый просмотр ООД по развитию речи с элементами театрализованной деятельности «Мы артисты».

- Дидактическая игра «Догадайся кто я?»


3.Заключительный этап

1. Пополнение театрального уголка новыми видами театра.

2. Театрализованное представление «Лесная аптека».

3. Презентация «проектная деятельность «театр и дети»

Ожидаемые результаты реализации проекта:

Для детей:

  • Проявляют интерес, желание к театральному искусству.

  • Умеют передавать различные чувства, используя мимику, жест, интонацию.

  • Самостоятельно исполняют и передают образы сказочных персонажей.

  • Дети стараются уверенно чувствовать себя во время выступлений.

  • Предметно-пространственная развивающая среда ДОУ дополнилась разными видами театров, пособиями, рисунками, картотеками творческих игр.

Для родителей:

  • Повышение компетентности родителей в вопросах театрального развития

  • Активное участие родителей в жизнедеятельности ДОУ.

  • Выработка новых форм работы с родителями.

  • Установление тесного контакта с родителями.



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


              1. Калинина Г. «Давайте устроим театр! Домашний театр как средство воспитания». – М.: Лепта-Книга, 2007.

              2. Гончарова О.В. и др. «Театральная палитра: Программа художественно-эстетического воспитания». – М.: ТЦ Сфера,2010.

              3. Чурилова Э. Т. «Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников». — М., 2001

              4. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. «Театрализованные игры в детском саду». - М.: Школьная пресса, 2000.

              5. Толченов О.А. «Сценарии игровых и театрализованных представлений для детей разного возраста»: Нескучалия. - М.:ВЛАДОС, 2001.

              6. Лебедев Ю.А. и др. «Сказка как источник творчества детей» /Пособие для педагогов дошкольных учреждений/. - М.: ВЛАДОС, 2001.

              7. Березкин В. И. «Искусство оформления спектакля». — М. 1986.

              8. Побединская Л. А. «Праздник для детей». — М., 2000.

              9. Маханева М.Д. «Театрализованные занятия в детском саду». - М.: ТЦ Сфера, 2001.

              10. Рымалов Э. «Бумажный кукольный театр». - М.: Мнемозина, 1995.






ПРИЛОЖЕНИЕ № 1.

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. «ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО С ДЕТСКОГО САДА»

1. Играет ли ваш ребенок дома в театр? __________________________________________

2. Играете ли вы с ребенком в театр? _____________________________________________

3. Какие виды театра вы знаете?____________________________________________________

4. Вы знаете, что кукол для театра можно сделать самим?______________________________

5. Вы хотели бы научиться делать кукол для театра?___________________________________

6. Как часто вы посещаете театр?___________________________________________________

7. Как часто вы посещаете театр с детьми?___________________________________________

8. Зачем, по вашему мнению, нужен театр для детей?__________________________________

9. Вам хотелось бы узнать больше о возрастных особенностях театрализованной деятельности?___

10. Ваш ребенок участвует в театрализованных постановках, в спектаклях?__________________

11. Ваш ребенок делится с вами впечатлениями о своими успехах или неудачах в данном виде деятельности?_____________________________________________________________________

2. Вам нравится, что ваш ребенок участвует в спектаклях и постановках?____________________

13. Какую динамику в развитии вашего ребенка вы наблюдаете (нужное подчеркнуть)

1). Положительную. 2). Отрицательную. 3). Ничего не происходит.

14. Как вы считаете, стоит ли продолжать работу в этом направлении?_____________________




ПРИЛОЖЕНИЕ № 2.

Консультация для родителей.

«Приобщение дошкольников к миру театра в процессе ознакомления с историей и культурой родного края»

Народная мудрость, бережно хранимая нашими предками, дошедшая до нас из глубины веков, не должна быть потеряна, забыта. Она должна быть передана детям и чем раньше ребёнок почувствует корни, тем охотнее он будет обращаться в дальнейшим к опыту и знаниям людей, живущих в далёкую, седую старину, научится чтить память своих предков.

За последние годы значительно увеличился интерес к народному творчеству. И это сказалось на работе дошкольных учреждений. Повсеместно стали проводиться фольклорные праздники и развлечения. Хорошо, что мы вспомнили о своих корнях и дали возможность детям прикоснуться к источнику народного творчества многих поколений.

В нашем детском саду дети живут в уютном мире тепла и добра, в мире творчества и фантазии, вопросов и ответов. Ведь всё лучшее, что начнёт формироваться в детском саду, найдёт своё отражение в дальнейшей жизни детей.

 Для детей дошкольного возраста доступными являются малые фольклорные формы – потешки, загадки, считалки и маленькие сказки. Так как у детей присутствует наглядно-образное мышление, то самым ярким из средств по ознакомлению с устным народным творчеством является театр, во всём его многообразии. Знакомство детей с произведениями искусства, с лучшими образцами устного

народного творчества должно начинаться с первых лет его жизни, так как период раннего и дошкольного детства – определяющий этап в развитии человеческой личности. Гениальный творец – народ создал такие произведения художественного слова, которые ведут ребёнка по всем ступеням его эмоционального и нравственного развития.

Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое выражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видит, и что его заинтересовало. Это дает ему огромное эмоциональное наслаждение. Мы видим, как у них обостряется острота реакции, глубина и эмоциональность переживаний к героям сказки или спектакля, оживляется речь, загораются глаза неподдельной радостью.

В настроении ребят появляется чувства удовлетворения и радости от участия в обыгрывании сказки, спектакля и т.д. Дети делятся своими впечатлениями не только со сверстниками, но и дома с увлечением рассказывают о своих успехах.

В процессе игры — драматизации или в самостоятельной художественной деятельности, дети быстрее знакомятся с русскими народными инструментами и могут в дальнейшем творчески и интересно применять их звучание либо как шумовое оформление спектакля, либо музыкально обогатить характер того или иного персонажа.

Так ненавязчиво музыкальные инструменты, находясь в руках детей, во время обрядовых или театрализованных представлений помогают понять душу наших предков, их представление о добре и зле, их веселый, озорной нрав, узнать лучше русскую культуру, её самобытность и неповторимость.

Ознакомления детей с русским фольклором через театральную деятельность дает детям возможность изучать и познавать окружающий мир, жить в гармонии с ним, получать удовлетворение от разнообразия деятельности, успешного выполнения задания.

Чтобы ребенок мог применять полученные знания в самостоятельной деятельности, в группе необходима соответствующая предметно – развивающая среда. В игровом уголке имеются кубанские костюмы, утварь, рушники, что способствует включению элементов родной культуры в повседневную жизнь и деятельность детей. В познавательном уголке дети могут посмотреть фотографии родных мест, достопримечательностей родного города и края, фотографии исторических памятников, символику нашего города, Краснодарского края. Все это расширят возможности ребенка в более успешном приобщении к культуре родного народа.

Существует такое понятие как «малая Родина». И необходимо пробудить у ребёнка чувство любви к малой Родине. «Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке живописи...» Учитывая то, что на Рязанской земле многое связано с историей русского народа, их нравами, обычаями, участием в войнах, красота родного края раскрывается не только в её сегодняшних проявлениях, но и в том, что связано с прошлым

Тематические занятия не только расширяют кругозор ребят, закрепляют их знания о природе родного края, но и активизируют творческие проявления, раскрывают индивидуальные возможности каждого ребенка. Большое воспитательное значение этих занятий, связанное с формированием у детей уважительного отношения к национальному художественному наследию, стремлению сохранять и обогащать его, как бесценную сокровищницу прекрасного.

Часть занятий отражает тему народных праздников «Колядки», «Как, на масляной неделе». Детям рассказываем, что от дома к дому ходили группы ребятишек, парней, девушек, у каждого дома они пели специальные приветственные песни – колядки, в которых величали хозяина, желали в новом году здоровья, хорошего урожая. С детьми разучиваем колядки «Коляда, коляда», «Тетенька добренька». Объясняем детям, что само слово «коляда» означает (круговая еда). Занятие «Как, на масленой неделе» начинаем рассказом педагога о древнем русском празднике – масленице. Иногда этот праздник называют проводами зимы и встречей весны. Это самый любимый праздник русского народа, самый веселый, разгульный. Величали ее и боярыней Масленицей, госпожой масленицей. На занятии обязательно используем чучело Масленицы, наряжаем его в девичий наряд. Кроме песен о блинах инсценируем и песню «Мы давно блинов не ели».

В процессе приобщения дошкольников к миру театра можно сделать вывод, что у детей появляется интерес к народной культуре, истории развития родного края, истории Родины.

Дети становятся более раскрепощенными, эмоциональными. Интеллектуально – эмоциональные связи в поведении детей наиболее ярко проявляются в момент принятия той или иной роли, выполнения игровых, ролевых действий, развитие сюжета.

Образ жизни русского народа, его культура волнуют детей на столько, что они легко вписываются в образ героев сказки, крестьянских детей на посиделках, отождествляя себя с ними, ярче воплощая любимый образ, его нравственные качества. Дети становятся более внимательные друг к другу, своим родным. У ребят появляется интерес к истории своей семьи. Значительно обогащается речь детей, дети инициативны в разговоре, очень любят книги.


ПРИЛОЖЕНИЕ № 3.

Цикл бесед о театре со старшими дошкольниками.

Цель: Познакомить дошкольников с миром театра, со спецификой правил поведения в театре, стимулировать их интерес к театральному искусству.

Беседа 1. «Что такое театр?»

Воспитатель: Знаете ли вы, что такое спектакль? Что значит «театральное искусство»? Кто такие авторы? Какие представления в театре бывают? Какие там декорации? Освещение? Превращения? Слушайте, сейчас я вам объясню все по порядку. (Выставляю фотографию Большого театра). Вот стоит дом. Снаружи как будто ничего особенного. Ну, дом как дом, только понарядней других, да окон в нем меньше, чем дверей. Вошли и увидели окошечко с надписью «Касса». Здесь покупают билеты.

(Муз. руководитель подходит к столу, оформленному в виде кассы). «Дайте нам, пожалуйста, билеты, - говорите вы кассиру, - на сегодняшний спектакль». «Пожалуйста», -отвечает он вам и отрывает билеты, на которых напечатано название театра, номер ряда, и места, где вам нужно сидеть. Вы платите деньги. Получаете билет и идете смотреть представление.

У театрального служащего, капельдинера, вы покупаете программку. Программка – это такой листок, на котором написано все, что вам интересно узнать о представлении до его начала: какие актеры играют, как называется пьеса, кто ее сочинил и другое.

Очень интересный сегодня спектакль! Давайте-ка рассмотрим сегодняшнюю программку. Ба! Да это же Петрушкин театр, в котором дают сказку «Ай да репа!».

Давайте купим билеты на спектакль. Кто будет у нас кассиром? Дети «покупают» билеты и рассаживаются смотреть любую сказку, подготовленную музыкальным руководителем.

Беседа 2. «Кто придумал театр?»

Воспитатель: Театр существовал уже у древних греков. Им первым пришла в голову мысль представить сказание о своих богов и героях в живых лицах. Они поняли, как прекрасно, поучительно и занято может быть театральное зрелище, где вместо сказочника выступает перед слушателями те самые люди, о которых рассказывают в сказке. Ведь мы гораздо больше верим тому, что происходит у нас в глазах, чем тому, о чем нам только рассказывают. Греки открыли способы хорошо представлять в театре, как серьезные сочинения – трагедии, так и смешные – комедии. Когда актеры изображали разных людей, богов, зверей – публика очень часто награждала их хлопаньем в ладоши – аплодисментами.

В древности актеры играли на улице. Почти все население города присутствовало на спектакле. Чтобы актеров было хорошо видно, они надевали большие маски, гораздо больше их голов. А чтобы  публике было хорошо слышно, в рот маски вставляли рупор, называющей персоной.

От греческого театра мы позаимствовали многие названия для нашего театра начиная с самого слова «театр», которое по–гречески произносится «театрон» и означает «зрелище».

Давайте и мы сейчас наденем эти маски и превратимся в разных зверей.

А теперь скажите мне, какого зверя называют царем всех зверей?

Правильно – льва. Игра называется «Звери, берегитесь льва!»

Игра по типу «Ловишки». Лев в середине круга, звери под музыку движутся подскоками, затем ритмично хлопают и говорят: «Раз, два, три, ну, скорее нас лови!» и разбегаются. «Лев» ловит. Пойманный встает на его место, и так далее.


Беседа 3. « В театре»

Воспитатель: На прошлом занятии мы с вами увидели театр, зашли в  него, купили в кассе билет и программку. Сегодня я предлагаю зайти в зрительный зал и посмотреть вокруг. ( Выставляет иллюстрацию или схему зрительного зала театра).

Самое главное место в зрительном зале – это сцена, где представляют пьесу. А против сцены – ряды стульев и кресел. Те кресла, которые ближе к сцене, называются амфитеатром. А по бокам  -  ложи с красивыми названиями: бенуар, бельэтаж, балкон. В каждой ложе, то есть в отгороженном местечке, помещается 4 или, если ложа большая, 6 кресел. Если вы сидите далеко от сцены, то вам понадобится бинокль. Это такой прибор, состоящий из двух трубок с увеличительными стёклами, чтобы лучше разглядеть то, что вас заинтересовало, но находиться на сравнительно далёком расстоянии.

А сейчас обратите внимание  на сцену. Видите свет, идущий у края сцены и освещающий занавес. Здесь помещается вовсю длину сцену ряд лампочек, называемый рампой. Сама сцена закрыта занавесом. Спектакль начинается, как только занавес поднимается, или раздвинется, потому, что занавесы бывают двух систем: поднимающиеся и раздвижные.

Вы знаете сказку «Щелкунчик»? Нет? Как раз сегодня её и будут представлять в театре. (Музыкальный руководитель включает видеозапись с балетом П.И. Чайковского «Щелкунчик», где хорошо просматривается зрительный зал Большого театре, сцена, занавес. Дети слушают увертюру балета, смотрят начало спектакля).

Беседа 4. «За кулисами»

Воспитатель: Ребятамного интересного можно  найти в театре, давайте сегодня, посмотрим, кто прячется за кулисами, то есть за сценой. Это пространство зрители не видят. У актеров и служащих в театре свой вход с  улицы,  ведущий прямо на сцену. Если мы туда попадаем, то самый главный человек из тех, кого мы там встретим, - режиссёр театра.

Когда автор напишет пьесу, театр примет её для постановки, то первый, кто получает в руку пьесу, это режиссёр. Он внимательно читает пьесу, изучает её и обсуждает с актёрами. Затем распределяет роли между актёрами – те слова и те образы, которые должны говорить и изображать на сцене актёры, читает им пьесу и назначает репетиции – примерное исполнение пьесы. Пока актеры репетируют пьесу, в соседних помещениях кипит другая работа: художник – декоратор рисует декорации к спектаклю, костюмер шьёт костюмы для актёров. И вот наступает день, когда первый раз идёт спектакль. Это премьера (по–французски – «первый раз»). Ребята, как вы думаете, где играют актёры? Правильно, на сцене. (показывает иллюстрацию). Видите, какая она большая? Если мы посмотрим наверх, то увидим множество занавесей. Это висячие декорации, а те декорации, которые находятся на сцене, называются «павильонными ».

Осмотрев сцену, мы можем познакомиться и с другими помещениями « закулисного царства »: с мастерской декоратора и бутафора, с костюмерной, с грим уборной актёра – там он гримируется и переодевается.

А знаете ли вы, ребята, кто такой бутафор? Бутафор – это такой человек, который делает искусственные вещи. (Показать для приёма бутафорские приёмы, фрукты, цветы).

А теперь мы в грим уборной актёра. Смотрите! Столик, на нём зеркало, краски, пудра, ненастоящие волосы, которые называются париком. Здесь актёр превращается в героя  сказки. А помогают ему в этом театральные гримеры и парикмахеры.Давайте сейчас с вами поиграем в актёров и гримёров, сделаем из обычной девочки принцессу, а из обычного мальчика дедушку.

Выбирают одного гримёра и двух актёров, они на глазах у всех начинают превращения.


Конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста

«Виды и жанры театра».

Цель: познакомить детей с разновидностями театра (кукольный, теневой, оперы и балета и т. д.).

Материалы и оборудование: интерактивная доска, презентация «Виды и жанры театра», куклы перчаточного, пальчикового, теневого театров, куклы – марионетки, фланелеграф и куклы для него.

Ход беседы:

Воспитатель: Скажите, как вы проводите свой выходной день? Куда можно сходить с родителями, бабушками, дедушками в выходной день?

(Ответы детей)

Воспитатель: Я вам покажу места, где можно провести выходной день. Посмотрите на презентацию. Вы узнаете о том, какие же бывают виды и жанры театра. (Слайд 1)

Воспитатель: Театры бывают различного назначения.

В театре оперы и балета в балетных постановках танцоры и балерины под музыку рассказывают историю при помощи красивых движений, то есть, языком танца. (Слайд 2)

В опере актёры не разговаривают на сцене, а обо всём поют. (Слайд 3)

В драматическом театре показывают спектакли весёлые и грустные. (Слайд 4)

В уличном театре актеры выходят на площадь и показывают представление. Зрителями могут быть все прохожие. (Слайд 5)

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, как называется этот вид театра? (Слайд 6)

(Ответы детей)

Воспитатель: Верно. Это театр с участием дрессированных животных. Они тоже выступают на сцене и играют свою роль.

Воспитатель: В театре же юного зрителя проходят постановки для детей. Загримированные актёры на сцене исполняют роли персонажей в сказках или различных историях. (Слайд 7)

Воспитатель: А это что за театр?

(Ответы детей)

Воспитатель: Верно. Это кукольный театр, в котором вы не раз были с родителями, бабушками, дедушками. И в наш детский сад приезжал такой театр. В кукольных спектаклях актеры управляют куклами и озвучивают их своими голосами. (Слайд 8)

Кукольный театр, ребята, бывает трех видов: верховых, низовых и средних кукол. Давайте посмотрим на картинки.

Театр верховых кукол (перчаточных, и кукол иных конструкций, управляемых снизу. Актёры-кукловоды в театрах этого типа обычно скрыты от зрителей ширмой. (Слайд 9)

Одной разновидностью этого театра является пальчиковый. Куклы, надевающиеся на палец - самые маленькие артисты кукольных театров. Это куклы, сшитые из ткани, склеенные из бумаги, связанные из шерстяных ниток. Играть можно за ширмой или при непосредственном контакте. (Слайд 10)

Театр низовых кукол (кукол-марионеток, управляемых сверху кукловодом на виду у зрителей с помощью ниток, прутов или проволоками. Марионетка находится рядом с кукловодом, на полу, и приводится в движение с помощью ваги. Вага – это крестовина, к которой на нитях крепятся куклы. (Слайд 11).

(Демонстрирует куклу-марионетку)

Театр кукол срединных (не верховых и не низовых) кукол, управляемых на уровне актёров-кукловодов. К числу срединных кукол относятся, в частности, куклы Театра теней. Тут необходим экран из полупрозрачной бумаги или белой тонкой ткани прикрепленной на рамку, выразительно вырезанные черные плоскостные персонажи и яркий источник света за ним, благодаря которому персонажи отбрасывают тени на экран. Очень интересные изображения получаются при помощи пальцев рук. Например, можно сделать гуся, зайца, лающую собаку и др. или прикрепить фигурки к палочкам. (Слайд 12). Вот посмотрите на кукол для театра теней, все персонажи вырезаны из черной бумаги, прикреплены на специальные палочки.

(Демонстрация кукол из теневого театра)

Воспитатель: Театр на фланелеграфе. (слайд 13) Фланелеграф предназначен специально для того, чтобы дети не только слушали сказку, но и видели её героев. Рассказывая сказку, героев выкладывают на фланелеграфе в том порядке, в каком они появляются. Таким же образом, можно использовать магнитную доску и магнитные фигурки - героев сказок. Такой театр есть в каждой группе нашего детского сада. (Демонстрация фланелеграфа с куклами)

Воспитатель: А теперь, ребята, давайте вспомним с какими видами театра мы сегодня познакомились.

В каком театре актеры только поют? (в оперном).

Как называется спектакль, в котором артисты танцуют? (балет)

В каком театре вы чаще бываете? (в кукольном).

Как называется театр, где актеры-кукловоды скрыты ширмой и кукол одевают на руку или пальцы (театр верховых кукол).

А театр где кукловод управляет куклами на ниточках и что это за куклы? (театр низовых кукол, куклы-марионетки).

Для какого театра нужны куклы, вырезанные из темной бумаги? (теневой театр).

Какой театр, где герои сказок крепятся на доске? Этот театр есть в каждой группе детского сада (театр на фланелеграфе).

Молодцы ребята, запомнили все виды театра.



Конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста «Театральная азбука».

Цель: расширить представления детей о мире театра, о театральных профессиях, стимулировать их интерес к театральному искусству, обогатить словарный запас детей театральными терминами.

Оборудование: иллюстрации помещений театра, театральная афиша, театральные билеты, театральные программки, слайды с видами различных театров, фотографии актеров, фрагментами различных спектаклей, дидактическая игра «Театральные профессии», муляжи овощей и фруктов, искусственные цветы, атрибуты к игре «Парикмахерская».

Воспитатель: Знаете ли вы, что такое театр, что значит «театральное искусство», люди каких профессий работают в театре? (ответы детей).

Театр – искусство сцены – родилось в глубокой древности. Слово ТЕАТР пришло к нам из греческого языка и означает «место для зрелищ, зрелище». Но театр – это не только вид искусства, но и здание, куда мы приходим на спектакли.

Хотите отправиться на экскурсию по театру? (Выставляются иллюстрации разных зданий театров).

  Вот стоит дом, большой красивый, нарядный, старинный. Это и есть здание театра. Смотрите, перед ним – красочный яркий плакат – театральная афиша, на которой с помощью рисунков, фотографий и разных слов содержится информация о предстоящих спектаклях в театре (автор спектакля, режиссер, актеры, которые играют главные роли, название, дата и время спектакля). Давайте зайдем в этот красивый дом. Куда мы с вами попали? Смотрите, мы видим небольшое окошечко, на котором написано «Театральная касса».

Ты к окошку подойди,

Ему деньги протяни.

И окошечко в ответ

Отдает тебе билет.

Театральная касса – место, где продают билеты на спектакли театра. В них напечатано название театра, название спектакля, его автор, дата и начало спектакля, а также место и ряд в зрительном зале. Продает билеты в театральной кассе кассир. При входе в театр у зрителей проверяет билеты билетер. Спектакль в театре идет обычно долго, больше часа. В верхней одежде зрителям неудобно будет сидеть. Как быть? Куда должны пойти зрители сначала? (Ответы детей). В театре раздевалка называется гардероб, а профессия человека, который принимает верхнюю одежду зрителей – гардеробщик. Гардеробщик выдает вам номерок, вы приводите себя в порядок и отправляетесь дальше.

Вам интересно узнать, о чем будет сегодняшний спектакль, какие актеры в нем будут играть? Тогда нам с вами просто необходимо приобрести у театрального служащего, капельдинера, театральную программку. Смотрите, в ней указаны действующие лица (герои) спектакля, а также фамилии и имена актеров, которые исполняют роли этих героев. Также в программке может быть краткое описание действия спектакля.

Итак, мы с вами – зрители. Спектакль скоро начнется и нам пора отправляться в зрительный зал. Но что это? Кто из вас самый внимательный и услышал необычный звук? Это театральный звонок. Всего в театре перед началом спектакля подают три звонка. Третий звонок свидетельствует о том, что спектакль начинается. После третьего звонка в зале гаснет свет. Заходить в зрительный зал после третьего звонка неприлично. Пока не подали третий звонок, давайте рассмотрим поподробнее зрительный зал. Это самое большое помещение театра. Оглянитесь повнимательнее, нравится он вам? Что делает зрительный зал красивым? (Стены, светильники, в центре потолка – огромная люстра). У вас дома есть люстры? Они такие же, как эта? (Ответы детей). Эта люстра очень большая, так как огромен и сам зрительный зал. Когда начнется спектакль, эта люстра погаснет, в зрительном зале наступит темнота, а сцену будут освещать специальные прожектора – софиты. Софиты – специальные светильники в зрительном зале, освещающие сцену спереди и сверху. С помощью софитов осветители могут изобразить на сцене рассвет или закат, вспышки молнии, звездное небо и многое другое.

Давайте займем наши места в зрительном зале. Как это сделать? (Посмотреть, что указано в билете). Место, на котором следует сидеть, указано в театральном билете. Партер – первые, нижние ряды, амфитеатр – верхние, задние. Если вы сидите далеко от сцены, вам понадобится театральный бинокль, который можно принести с собой или приобрести в гардеробе.

Давайте рассмотрим наш зрительный зал. Самое главное место в зрительном зале – это сцена, на которой играется спектакль. Саму сцену пока не видно. Она еще закрыта занавесом. Театральный занавес – полотнище, закрывающее сцену от зрительного зала. Занавесы шьются из плотной окрашенной ткани, собираются в складки и украшаются эмблемами театра или широкой бахромой, пришитой к низу занавеса. Спектакль начнется, как только занавес поднимется или раздвинется, так как они бывают раздвижные или поднимающиеся.

Многие спектакли в театрах сопровождаются музыкой. Как вы думаете, где сидят музыканты, неужели на сцене? (Ответы детей). Оркестровая яма – специальное помещение для оркестра в театре, находящееся перед сценой.

Прежде чем спектакль смогут увидеть зрители, его долго готовят люди разных профессий. Давайте их перечислим, постараемся никого не забыть! (Театральные профессии)

• Декорации для спектакля изготавливаются в живописно-декорационном цехе по эскизам художников-декораторов.

• Бутафория – поддельные, специально изготовляемые предметы скульптуры, мебели, посуды, употребляемые в театральных спектаклях взамен настоящих вещей. Работник театра, изготовляющий предметы бутафории, называется бутафором.

(Воспитатель показывает детям для примера бутафорские вещи: муляжи овощей и фруктов, искусственные цветы и др.).

• Звук к спектаклю - фонограмму - готовит звукооператор. Во время спектакля он может включить любую фонограмму: шум дождя или рокот волн, гул толпы или свист ветра.

• Актерам для спектакля могут понадобиться самые разные костюмы: старинные и современные, сказочные и обычные. Профессия человека, который шьет и изготавливает костюмы, называется "костюмер".

• Перед спектаклем гример накладывает актерам гримОпытный гример может изменить лицо актера до неузнаваемости.

• Выбирает, какую пьесу ставить, распределяет роли, организует и проводит репетиции и все, что происходит на сцене –режиссер.

• Актер – человек, который играет в спектакле какую-либо роль.

• Человек, который следит за ходом спектакля, игрой актеров, и может в случае необходимости подсказать слова роли актерам – суфлер.

• Человек, который руководит (дирижирует) оркестром музыкантов, называется дирижер.

Проводится дидактическая игра «Театральные профессии»

Наш спектакль сегодня идет на сцене первый раз, поэтому сегодня – премьера этого спектакля. Итак, первое действие (часть) спектакля началось.

(Детям предлагается рассмотреть иллюстрации любого детского спектакля или посмотреть видео).

Не устали, нравится наш спектакль? Актеры играют замечательно! А как вы думаете, им надо отдохнуть, подготовиться к продолжению спектакля?

(Ответы детей).

Перерыв между действиями спектакля называется антрактом. В антракте обычно все зрители выходят в фойе театра. В это время можно сходить в буфет, привести себя в порядок в туалетной комнате, а также познакомиться с различными фотографиями артистов театра, которые развешаны по стенам фойе.

(Дети рассматривают фотографии артистов пермских театров и отрывки из спектаклей, в которых они играли).

Вот наш спектакль подошел к концу. Понравился он вам? А как мы сможем выразить это без

слов? Поблагодарить актеров за их замечательную игру? Правильно, аплодисментами! Аплодисменты – форма выражения благодарности артистам. Если вам понравилась игра актеров – поаплодируйте! Вы также можете подарить им цветы.

Воспитатель: Много интересного мы узнали сегодня о театре. Но есть в нем особое место, которое называется таинственным словом «закулисье» - то, что находится за сценой. Сегодня нам разрешили с вами побывать и там. Здесь можно много найти интересного. Этого пространства зрители не видят. У актеров и служащих в театре свой вход с улицы, ведущий прямо на сцену. Давайте познакомимся с помещениями «закулисного царства».

(Воспитатель перечисляет эти помещения и объясняет их предназначение: мастерская декоратора и бутафора, костюмерная, гримуборная актеров).

 Воспитатель: давайте мы с вами зайдем в одно из этих помещений. Смотрите, столик! На нем зеркало, краски, пудра, грим, парики? Что это за помещение? (Ответы детей). Правильно, это гримуборная актеров. Давайте сейчас с вами поиграем в актеров и гримеров, сделаем из девочек принцесс, а из мальчиков – дедушек.

(Дети распределяют между собой роли гримеров и актеров и на глазах у всех начинаются перевоплощения)

Затем дети «возвращаются» обратно в детский сад.

Подведение итогов:

Воспитатель: Что нового узнали? Что больше всего поразило? Что запомнили? С какими новыми словами познакомились и т.д.


ПРИЛОЖЕНИЕ № 4.

Пересказ русской народной сказки «Лиса и козел»

Цель: создание условий для формирования навыков пересказа сказки.

Задачи:

  1. Учить понимать замысел сказки и давать оценку персонажам, их взаимоотношениям;

  2. Закреплять представления о структуре текста (начало, середина, конец), умение озаглавливать их;

  3. Учить пересказывать сказку с опорой на схему, точно воспроизводя реплики главных героев;

  4. Развивать умение отвечать на вопросы и задавать их самому;

  5. Воспитывать артистизм, умение передавать интонации героев сказки;

  6. Воспитывать умение слушать друг друга.

Ход занятия:

В: Мы сегодня с Вами посетим театр, где ни только посмотрим сказку, но и станем ее участниками.

А как себя ведут в театре зрители?

Теперь я предлагаю купить в театр билеты.

Театр открывается!

К началу все готово!

Билеты предлагаются

За вежливое слово.

Дети говорят вежливые слова, получают билеты и занимают места.

В: Ребята, как вы думаете, чему учат сказки?     Сегодня мы посмотрим сказку и подумаем, какой урок преподнесли герои нам этой сказки?

Показ сказки на экране.

В: Кто внимательный, скажет: «Как называлась сказка?»

   - Какой вам показалась лиса в сказке?

   - Что вы можете сказать про козла?

     -Как вы думаете, почему Лиса оказалась в колодце? А козел?

   - Как же лисе удалось выбраться и колодца? (Почему же вскочила, а не залезла?)

    - Вспомните слова Лисы, чтобы козел спрыгнул в колодец.

   -А какой у нее был голос? (девочки встают и произносят слова лисы)

   -А как Лиса стала разговаривать с козлом потом?

   Вспомните слова лисы и покажите голосом. ( показывают мальчики)

  Подумайте и скажите к кому из героев подходит пословица

«ЗА ГЛУПОЙ ГОЛОВОЙ И НОГАМ ПЛОХО»

-Вы, наверно, засиделись, а у нас антракт и пора поиграть. Игра называется «Как можно сказать  иначе?»

Дети встают в круг, игра с мячом.

- Браниться, а как по- другому…

-На ворон зазеваться, это значит…

- Насилу замутить…

-Лиса была пушистой, что еще может быть пушистым?

-Козел был серый, что еще может быть серым?

-Колодец был холодный, что еще может быть холодным?

Молодцы, отдохнули.

В: Я вас приглашаю на второе отделение, в нем вы – участники.

Прежде чем распределять роли  и перевоплощаться в героев, нужно вспомнить, что происходило в начале, середине, конце.

Мы составим схему, которая вам поможет.

- Какого цвета лиса? Мы обозначим оранжевым кругом.

-Какого цвета козел? – серый треугольник.

-Кто спас козла? – прямоугольник

Использование мнемотехники. Дети подставляют необходимые к каждой части условные обозначения.

- Как начинается сказка? Какое название можно придумать к ее началу? ( Лиса в колодце)

-О чем говорится в середине? Какое название к ней подходит? (Глупый козел в колодце)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Проэкт по театрализованной деятельности в старшей группе

Автор: Собокарь Марина Александровна

Дата: 01.04.2020

Номер свидетельства: 544820


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства