Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Я, моя семья и Родина»
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Я, моя семья и Родина»
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе «Пчёлки» Тема проекта: «Я, моя семья и Родина»
Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему городу. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становиться патриотическое воспитание.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Я, моя семья и Родина»»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 90 Г. ЧЕЛЯБИНСКА»
454071 г. Челябинск, ул. Культуры, 85а, тел.: 8(351)772-89-38,
е-mail:mbdouds90@mail.ruсайт:www.доу90.рф
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе «Пчёлки»
Тема проекта:
«Я, моя семья и Родина»
Автор: воспитатель средней группы «Пчёлки»
Шеянова Венера Захаровна
г. Челябинск
2023г.
Актуальность
Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему городу. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становиться патриотическое воспитание.
Реализация проекта «Я, моя семья и Родина» будет способствовать плодотворному патриотическому воспитанию детей уже в дошкольном возрасте. Работа по обновлению патриотического уголка будет являться логическим завершением начатой работы.
Участники проекта:
- дети средней группы;
- воспитатели;
- родители
Тип проекта: познавательно-творческий, групповой,
по продолжительности: январь-апрель 2023г.
Цель проекта: Создание в группе предметно-развивающей среды, способствующей формированию и систематизации представлений о своей родине, о ее культуре и истории, традициях, символах.
Задачи:
- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, городу через все виды детской деятельности;
- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
- формирование экологической культуры у детей и их родителей, желания принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды;
- развивать творческие способности родителей и детей в процессе совместной деятельности.
Предполагаемый результат
- дети должны знать:
домашний адрес (испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду; дорожить своей семьей, домом; с удовольствием идти в детский сад)
место проживания: город, символику города, достопримечательности
название нашей страны, ее главного города-Москвы, флаг, герб России, государственный гимн
название планеты, на которое мы живем
- испытывать гордость и уважение к труду взрослых; иметь посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, нести ответственность за их выполнение.
- иметь представления:
о том, что Российская Армия - защитница нашей Родины, что в годы войны наши воины отважно сражались и победили;
о народных праздниках;
- участие родителей в обогащении РППС (создание и пополнение центра патриотического воспитания для детей).
Методы и приемы взаимодействия педагога с детьми в ходе проекта:
непосредственная образовательная деятельность;
совместная деятельность детей и педагогов;
чтение художественной литературы;
беседы, ситуативные разговоры;
слушание музыки;
игры (дидактические, ролевые, хороводные, подвижные и коммуникативные);
презентации.
Этапы проекта
№ п/п
Этапы
Цель
Сроки
1
Поисковый
Обдумывание идеи проекта. Подбор и изучение методической литературы по данной теме.
Выбор оборудования и материалов.
Январь
2
Планирующий
Составление плана проекта, определение сроков реализации. Накопление материала по проекту. Проведение консультаций родителям и по теме проекта и реализации задач.
Разработка перспективного плана для работы с детьми.
Разработка конспектов ОД, продукта проекта.
Январь
3
Практический
Реализация проекта через взаимодействие с детьми, родителями; внедрение различных форм работы во все виды деятельности детей. Реализация перспективного плана работы с детьми и родителями.
Февраль-март
4
Заключительный (обобщающе – результативный)
Выступление на итоговом педсовете.
Соотнесение полученных результатов с поставленными задачами (анализ результатов проектной деятельности).
Обобщение опыта.
Апрель
Заключение, результаты
Проект «Я, моя семья и Родина» по повышению уровня познавательного интереса, в
рамках патриотического воспитания дошкольников, показал свою эффективность:
- созданы благоприятные условия для саморазвития ребенка, проявления его творческой деятельности;
- подобран обширный материал для патриотического уголка;
- видна положительная динамика в формировании представлений об истории родного города;
- у детей наступило понимание осознанного уважения к членам своей семьи;
- дети расширили знания о столице России, познакомились с символикой страны;
- познакомились с разными национальностями, населяющими Россию, традициями и обычаями русского народа.
- разработано методическое и дидактическое сопровождение по данному проекту.
- созданы: «Уголок по патриотическому воспитанию» в группе, лэпбук «Моя семья», лэпбук «Моя родина-Россия»;
- у детей сформировались определенные черты характера, которые помогут им стать патриотами своей страны.
- повысилась активность родителей по нравственно - патриотическому воспитанию в семье.
3 Практический этап:
сроки
Работа с детьми
Работа с родителями
Январь
Моя семья
«Мама, папа, я - семья» Цель: Знакомить детей понятиями «семья», «члены семьи», функциями семьи, условным обозначением.
Беседа с детьми «Моя семья»
Чтение А. Яковлев «Мама»; Л. Воронкова «Что сказала бы мама»
Рассказы детей о членах своей семьи.
Рассматривание семейных фотографий из альбома «Я и моя семья»
Разучивание пальчиковой игры «Этот пальчик - дедушка…»
С.Р. игра «Семья» Цели: обогащение социально- игрового опыта между детьми; развитие игровых умений по сюжету; продолжать учить детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли.
Праздники и традиции
«Семейные традиции» Цель: подводить детей к пониманию, что в каждой семье есть свои традиции. Рассказать на примере одной семьи, какие есть традиции, проводят вместе выходные в парке, на даче у бабушке и дедушки, ходят в лес, занимаются спортом, дарят подарки.
Развлечение «Зимние забавы»
Мой город
«Мой город» Цель: учить называть город, в котором живут дети, прививать любовь к родному городу.
С.Р. игра «Цирк» Цель: Развивать и обогащать сюжетно-ролевую игру. Формировать умение у детей распределять роли между собой, брать на себя ответственность за выбранную роль. Развивать сюжет в соответствии с выбранной ролью.
«Улицы города» Цель: Дать понятие о том, что в городе много улиц, что у каждой улицы своё название. Беседа «Улицы нашего города».
Рассматривание фотографий с улицами города.
Экскурсия по улицам, прилегающим к детскому саду.
Строительная игра «Строим дом» Предложить детям все виды строительного материала (мелкий, крупный, модульный)
Ситуативный разговор «В каких местах нашего города ты бывал с родителями?»
Пальчиковая игра «Наш дом», «Город – это улицы»
Ребенок открывает мир природы
Беседа «Хороша ты, зимушка-зима»
Работа в книжном уголке: зимняя природа России (рассматривание иллюстраций)
Чтение произведений о зиме: «Поет зима, аукает» С. Есенин, «Снег идет» Л. Воронковой, «Зимняя сказка» С. Козлов.
Заучивание заклички «Уж ты, зимушка-зима»
Беседа «Зимующие птицы»
Лепка «Птичка-синичка»
Рисование «Покормите птиц зимой»
Участие в экологической акции «Кормушка для птиц»
Разработка и подбор методического материала, практических рекомендаций, консультаций для родителей.
Привлечение родителей к сбору материала для оформления патриотического уголка.
Попросить родителей принести семейные фотографии.
Проводим беседы о членах семьи, закрепляем умение называть их имена.
Привлечь родителей принять участие в изготовлении ширмы для сюжетно-ролевых игр: «Мы моряки», «Больничка»
Участие в акции «Кормушка для птиц»
февраль
Моя семья
«Моя дружная семья» Цель: дать понятие, что старшие заботятся о младших, младшие помогают.
Беседы «Взрослые и дети», «Что значит любить родителей?»
Разыгрывание ситуаций: «Праздник в семье», «Как поднять настроение маме?», «Как помирить поссорившихся членов семьи».
«Каждый при деле» Цель: Дать представление о семейных обязанностях. Воспитывать любовь к труду, желание помочь родителям. (домашние обязанности членов семьи)
Сюжетно - дидактическая игра «Научим куклу Катю наводить порядок в комнате, убирать игрушки…»
Чтение «Мама очень устает» Р. Новикова, «Много дел у мамы нашей» М. Божанова.
Настольно-печатные игры: «Кому что нужно для работы», «Что лишнее»
Открытое занятие «Моя семья»
Моя страна
«Наша Родина - Россия» Цель: Познакомить детей с нашей большой родиной – Россией. Дать первоначальные представления о ней.
Рассматривание России на карте.
Чтение художественных произведений о Родине. Заучивание «Я узнал, что у меня есть огромная семья» Г. Бакланов.
Рассматривание картин и иллюстраций с изображением родных просторов.
«Наши защитники» Цель: Дать понятие, что Отечество – это наша Родина, а воины (папы) защищают свою страну.
Беседа о празднике «Дне защитника Отечества».
НОД «Русские богатыри» с рассматриванием картины Васнецова «Три богатыря». Цель: Воспитывать у детей чувство гордости и уважения к защитникам нашей Родины.
Изготовление подарков для пап «Богатырский меч»
Беседа с детьми о папе с рассматриванием фотографий «Мой папа в армии».
Проведение праздника «Богатырские забавы»
Ребенок открывает мир природы
Участие в экологической акции «Добрые крышечки»
«Огород на окне» (посадка лука)
Предоставление консультаций:
«Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»
Индивидуальные консультации, беседы.
Попросить родителей привлекать ребенка к выполнению простейших трудовых поручений.
Составление книжек - малышек «Папа, мама, я – дружная семья» (Праздники в нашей семье);
Составление семейной газеты
Пригласить на праздник, родителей, посвященный 23 февраля «Богатырские забавы»
Привлечь к оформлению «патриотического уголка
март
Моя семья
«Мамочка любимая моя» Цель: Дать представление о том, какая мама – добрая, нежная, хранительница очага. Воспитывать уважение к женскому полу, оберегать и защищать мам, сестер, подруг.
Беседа «Моя мама, самая лучшая».
Изготовление подарков для мам и бабушек
Чтение стихов «Мама» А. Барто, «Дорогая наша мама» О. Высоцкой, «Маму поздравляют малыши» Л. Мироновой.
С.Р. игра «Дочки-матери»
Фотовыставка «Мамы каждые важны, мамы каждые нужны»
Утренник, посвященный 8 марта
Мой город
«Моя улица, мой дом» Цель: продолжать знакомить с улицами родного города, познакомить с понятием - домашний адрес.
Беседа «Мой домашний адрес».
Работа по заучиванию домашних адресов.
Аппликация «Мой дом».
П.И. «Найди свой домик» Цель: учить детей быстро действовать по сигналу, ориентироваться в пространстве; развивать ловкость.
Моя страна
«Наша Родина - Россия» Цель: Цель: формировать у детей представление о России.
Рассматривание иллюстраций с изображение российского флага. Цель: уточнить значения цветов Российского флага
Рисование «Флаг России» Цель: Упражнять в умении рисовать кисточкой по образцу.
Настольная игра «Выложи флаг России». Цель: уточнить знания детей о цветах Российского флага
Внесение в развивающую среду группы летбук «Моя Россия!»
Ребенок открывает мир природы
«Весна красна» Цель: воспитывать любовь к родной природе, умение видеть ее красоту.
Беседа «Правила поведения в природе»
Беседа «К нам весна шагает быстрыми шагами». Рассматривание иллюстраций с весенними пейзажами. Заучивание потешки «Приди весна с радостью».
Чтение произведений о весне: сказка «Как весна зиму поборола», «Как зима кончилась» В. Сутеев.
Беседа «Первые весенние цветы»
Чтение худ. литературы Э. Шим «Мать-и-мачеха, Ветреница, голубая Перелеска и Медуница», П. Соловьёва «Подснежник», Пластилинография «Первоцвет – подснежники».
Праздники и традиции
Развлечение «Масленицу встречаем, к себе в гости приглашаем»
Лепка «Печем блины на Масленицу»
Русские народные подвижные игры: «Гуси – лебеди», «Горелки», «Салки», «Жмурки»
Папка - передвижка «Домашние обязанности детей»
Пригласить на праздник 8 Марта.
Привлечь к оформлению «патриотического уголка», изготовление и пошив элементов декора.
апрель
Мой город
«Челябинск- мой родной город» беседы с детьми о России, Челябинске, о достопримечательностях; рассматривание иллюстраций, фотографий с изображением Челябинска; об историческом прошлом и настоящем города.
Дать понятие как именуют себя его жители. Развитие диалогической формы речи.
Чтение «Живу я в глубине России» Татьяничева Л.
С.Р. игра «Путешествие по городу»
Моя страна
«Наша Родина – Россия». Познакомить детей с русскими национальными символами: береза, ромашка, балалайка, деревянные ложки, матрешка, самовар и др. - Побуждать детей принимать участие в беседе: читать знакомые стихи, загадки, исполнять знакомые игры, хороводы.
НОД «Береза – символ России» Цель: познакомить с деревом береза – русская береза, ставшим символом России; с характерными особенностями березы, составными частями дерева, по которым ее можно выделить среди других деревьев; рассказать о том, какую пользу береза приносит людям.
Беседа о русских народных сказках. Цель: закрепить знания о русских народных сказках, потешках.
Нетрадиционные техники рисования «Молодые березки» Развивать творческие способности детей через приобщение к народному творчеству и прикладному искусству
Праздники и традиции
Рассматривание материала по теме «Космос»
Беседа «Юрий Алексеевич Гагарин - Первый человек в космосе»
Рисование: «Планеты Солнечной системы»
Лепка: «Забавные инопланетяне»
Сюжетно – ролевая игра «Полёт в космос»
Ребенок открывает мир природы
«Как прекрасен мир» Цель: учить детей видеть вокруг себя красоту родной природы.
Рассматривание весенних пейзажей Цель: познакомить детей с природой России, вызывать чувство восхищения красотой русской природы, талантом русского народа.
Целевая прогулка вокруг детского сада, отметить ожившую природу, распустившиеся деревья, цветы на клумбах, послушать поющих птиц, понаблюдать за насекомыми