Просмотр содержимого документа
«Проэкт "Фольклор в младшей группе детского сада"»
Проект по теме: «Фольклор в младшей группе детского сада»
детей младшего дошкольного возраста (3-4 лет)
Срок реализации с сентября по май.
Тип проекта: долгосрочный, исследовательский, творческий.
Время реализации проекта: сентябрь - май.
Участники проекта дети 2 младшей группы «Теремок», воспитатель и родители.
Актуальность проекта
Ранний период жизни ребёнка во многом зависит от взрослых, воспитывающих малыша. Прекрасно, если родители наполняют жизнь ребёнка светом добра и ласки, если способны обогатить среду, в которой он растёт. А народное поэтическое слово, как раз и сможет обогатить эту духовную среду.
Цель проекта: развитие личности ребёнка, его внутреннего и духовного мира, успешное овладение родным языком, по средствам народного творчества и народных традиций.
Для реализации данной цели поставила следующие задачи:
1. Создание развивающей среды для приобщения детей к культуре русского народа;
2. Формирование и обогащение словаря;
3. Развитие художественно-творческих способностей;
4. Развитие нравственно-эмоциональных чувств таких как: сопереживание, доброта, честность.
Всю свою работу разделила на три этапа.
На первом, знакомила детей с русскими народными сказками, потешками, загадкам.
Мною был оформлен книжный уголок, где были подобраны книжки – малышки, книжки – театры, русские народные сказки, потешки и т.д.
Сделала альбом, в который поместила иллюстрации к потешкам.
Потешки подобрала по таким темам как:
- Домашние и дикие животные, имитирующие поступки человека: «Собака на кухне пироги печёт», «Кисонька – мурысенька», «Сорока – белобока», «Лиса по лесу ходила», «Сидит белка на тележке», «Мишка косолапый» и другие.
- Олицетворяющие природу: «Травка – муравка со сна поднялась», «Солнышко – ведёрышко», «Радугу – дуга» и другие.
- Отражающие элементы народного быта и знакомящие с действиями человека: «Еду – еду к бабе, к деду», «Ой ду ду…! Потерял пастух дуду!», «Ладушки, ладушки!» и другие. - Ладушки, ладушки!Где были?- У бабушки!- Что ели?- Кашку!- Что пили?- Бражку! Кашка масленька, Бражка сладенька ,Бабушка добренька. Попили, поели ,Домой полетели, На головку сели,Ладушки запели!
- Олицетворяющие материнскую любовь и взаимодействие «больших» и «маленьких»: «Коза – хлопота», «Курочка – тараточка», и другие.
– Потешки-небылички: «Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор», «Под меленкой, под вертеленкой» и другие.
- Раскрывающие или олицетворяющие нравственно – этические категории: «Тили – бом! Тили – бом! Загорелся Кошкин дом!», «Сорока – сорока», «Пошла Маня на базар» и другие.
- Имеющие прямое отношение к ребёнку по имени: «Пошёл котик во лесок», «кто у нас хороший?» и другие.
- Имитирующие музыкальные звуки (инструменты).
Мои малыши любят проводить время в книжном уголке, самостоятельно рассматривают иллюстрации, проговаривают выученные потешки.
Для лучшего запоминания этих потешек и прибауток, я стараюсь применять их во всех режимных моментах в работе с малышами.
Овладевая бытовыми процессами, закрепляла и уточняла знания детей о человеке, его действиях (умывание, одевание). Передавала детям радость и бодрость, которые нам дарит вода, эмоционально обыгрывала самые простые, обыденные ситуации.
Приятно было наблюдать, как дети используют потешки во время игры в «дочки-матери», как бережно и с любовью относились к куклам.
В народных произведениях описываются действия человека (ребёнка), связанные с поддержанием его жизнедеятельности (приём пищи, сон, мытьё), т.е. отражены фрагменты жизни самого ребёнка, обращается внимание на заботу о ребёнке, желание доставить ему удовольствие от приёма пищи. Это не мало важно в воспитании ребёнка, когда он учится самостоятельно держать ложку, чашку, овладевает важнейшим навыком приёма пищи. Ведь всё это связано с его здоровьем, его благополучным ростом, поэтому овеяно заботливой добротой.
К концу второго года учила малышей слушать не только рифмующийся текст, но и прозу. Русские народные сказки открывают новую страницу эмоциональной жизни ребёнка. Содержание первых сказок направленно на пробуждение первых проявлений сочувствия, сопереживания, душевному и физическому состоянию героя или другим персонажем. Например, печаль и слёзы – «дед плачет, баба плачет».
Сделала иллюстрированный сборник загадок, они способствуют развитию памяти ребёнка, его образному мышлению, развитию познавательной активности.
На втором этапе знакомила детей с театрализованной деятельностью, Сделала разные виды театра: пальчиковый, бибабо, театр картинок, дети с удовольствуем играют с ними.
Также в уголке театрализованной деятельности собрала всё необходимое для драматизации русских народных сказок и кукольного театра. Большая часть реквизита и декораций была создана руками родителей моих воспитанников. Большую радость доставляет ребятам изображать персонажей сказок «варить кашу в чугунке», «печь пироги».
Мной был оформлен музыкальный уголок, где я поместила народные музыкальные инструменты, большую часть которых сделала сама из бросового материала. Это: колокольчики из пластмассовых бутылок, обклеенных красочной самоклеющейся бумагой, шумелки – из кофейных банок, трещётки – из шпателей. Ребятишки под аккомпанемент музыкальных инструментов исполняли песенки, пляски, что способствовало музыкальному развитию детей.
Большую радость приносят детям русские народные игрушки. Особый интерес вызываю яркие матрёшки, ребятишкам рассказываю о красоте и особенностях этой игрушки. Дети любят дидактические и хороводные игры с участием этой игрушки.
На третьем этапе, знакомлю детей с народными играми, танцами. особым интересом у детей пользуются игры русского народа, такие как «Утица», «Пчёлы и ласточка», «Кот и мыши», «Солнышко – ведрышко» и другими, которые развивают ловкость, быстроту движений, меткость, приучают к сообразительности, вниманию. Разученные с детьми прибаутки, потешки делают процесс игры более интересным и содержательным.
Особое место занимают народные праздники, в которых наши малыши с удовольствием участвуют. Праздники объединяют в себе почти все элементы воспитания: песню, игру, сказку, загадку, художественную деятельность. Например, на Пасху расписываем гуашью яйца, катаем их с горки, соревнуемся в силе и ловкости, поём песни и пляшем.
Результатом моей работы стало то, что дети научились:
Узнавать и рассказывать потешки.
Играть в русские народные игры.
Обыгрывать потешки и русские народные сказки.
Содержание взаимодействия педагога с детьми и родителями
Ознакомление с предметным миром
Ознакомление с декоративно-прикладным искусством
Устное народное творчество
Народная музыка
Подвижные игры
Работа с родителями
Сентябрь
1.Рассматривание картины «Русская изба» Цель: дать представление о составных частях русской избы (крыша, сруб, рамы, наличники)
2.Инструменты для строительства дома. Знакомство с профессией плотника
1.Знакомство с матрешкой
1.«Курочка Ряба»,
2.«Репка»
Знакомство с музыкальным инструментом - балалайка
«Птички и птенчики», «У медведя во бору», «Охотники и собаки»
Анкетирование: «Приобщение детей к истокам русской культуры»
Октябрь
1.«Люлька - кроватка для малыша».
2.«Расшитые полотенца» Труд вышивальщицы.
1.Рисование «Красивые матрешки» Цель: вызвать желание украшать силуэт матрешки используя цвет и линию как средство передачи настроения.
1.Игры с куклой,
2.Разучивание колыбельных,
3.Сказка «Снегурочка и лиса»
Слушание колыбельных песен
«Воробушки и кот», «Найди свой цвет», «Мыши водят хоровод», «Гуси-гуси»
Консультация для родителей на тему «Колыбельная для малышей»
Ноябрь
1.Знакомство детей с обитателем «избы» - котом Васькой,
1.«Петушок - золотой гребешок» знакомство с Петушком,
2.Знакомство с вышивкой и плетением кружев
1.Аппликация «Украсим полотенце» Цель: закрепить знание о вышивке, как виде народного искусства; выполнении узора из геометрических фигур, ритмично соблюдая линию орнамента
1. Разучивание заклички «Весна, весна красная!»
2. Разучивание потешки о петушке,
3. Рнс «Заюшкина избушка»
Слушание «Калинка»
«Солнышко-ведрышко»,
«Лиса в курятнике»,
«Васька-кот»
Папка раскладушка «Традиционная русская народная игрушка»
Апрель
1.Внесение посуды и игрушек из глины для самостоятельного рассматривания
1. Знакомство с игрушками богородских мастеров
1.Рнс «Кот, лиса и петух»
«Трень-брень, гусельки» - знакомство с русским народным инструментом - гуслями
«Веснянка»,
«Пчелы и ласточка»,
«Гуси-гуси»
Анкетирование: «Как мы играем с ребнком»
Май
1.Знакомство с предметами обихода – глиняным горшком,
2.Д.и. «Из чего сделано»
1.Знакомство с гжельской росписью
1.«Здравствуй, солнышко – колоколышко!» разучивание потешки про солнышко,