kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проблемы и перспективы системы дошкольного образования в Республике Казахстан

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основные педагогические технологий,используемые педагогами ДО.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проблемы и перспективы системы дошкольного образования в Республике Казахстан»





Проблемы и перспективы системы дошкольного образования

в Республике Казахстан

Мо

 

         В эпоху глобализации построение развитого казахстанского общества невозможно достичь без формирования конкурентоспособной личности, не только готовой к постоянно меняющимся экономическим условиям, но и способной стать движущей силой ускоренного процесса экономической, социальной и политической модернизации страны.

Произошедшие коренные политические и экономические изменения затронули все сферы жизни нашего общества, в том числе систему образования и в первую очередь – дошкольное воспитание. Сегодня очевидно, что наиболее успешно ребенок развивается, воспитываясь в семье и дошкольном учреждении. Ключевые позиции современного детского сада – охрана и укрепление  здоровья детей на основе создания необходимых условий и обеспечения  личностно-ориентированного подхода к воспитанию и развитию детей, приобщению их к достижениям мировой и национальной культуры.

По признанию специалистов всего мира, дошкольное детство является периодом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка, первоначального формирования качеств личности, необходимых в течение всей последующей жизни. Важно помнить, что формируются не только отдельные качества и свойства детей, которые определяют общий характер поведения ребенка, его отношение ко всему окружающему, но и те, которые определяют будущее ребенка, его готовность к достижениям на каждом новом этапе развития.

В настоящее время мы можем говорить о качественном развитии, изменении системы общественного дошкольного воспитания в Казахстане,  

о наличии различных программ и возможности их выбора каждым педагогическим коллективом; о провозглашении личносто-ориентированной модели воспитания; о разработке новых моделей учреждений для детей с различным уровнем развития; о демократическом стиле управления; о признании права родителей на выбор учреждения.  Этому способствует Государственная программа поддержки дошкольного воспитания и обучения детей, опирающаяся на научно обоснованную стратегию модернизации системы образования в стране. Она связывает воедино социальные, организационные, финансово-экономические, программно-методические и другие приоритеты, направленные на обеспечение успешного развития детей в разные возрастные периоды дошкольного детства.

Содержание образования, как социально - культурный феномен, представляет собой интегративную систему, отражающую часть совокупного социального опыта. Именно через содержание образования осуществляется преемственность культуры, которая в свою очередь обеспечивает социальный прогресс общества. В связи с этим проблема формирования содержания образования в той или иной степени была актуальной во все исторические эпохи. В данный переходный этап нашему поколению отведена ответственная миссия создания основ нового образовательного пространства.  Претерпевая, сложный этап становления, система дошкольного образования РК, как и во всех государствах СНГ, как бы завершает реализацию известной всем культурной макромодели: наука-производство - образование. Теперь, мы осознаем, что современная социокультурная ситуация обусловливает другое понимание образования. Новое отношение к образованию, как к сфере культуры, и связанная с ним новая парадигма образования воспринимаются как ключ к решению не только проблем, присущих самой системе образования, но и общекультурных кризисов современного мира. Исходя из этого современное понимание образования как сферы культуры усиливает значимость гуманизации образовательного процесса в целом и роли гуманитарного образования в частности. Приоритет личности в образовании предполагает построение содержания образования на новых принципах, обеспечивающих, с одной стороны, демократические преобразования и, с другой, - использование всего положительного, что накопила история содержание образования. Положительный опыт прошлого особенно значим с точки зрения структурирования научных основ содержания образования. На современном этапе развития общества исторический опыт важен еще и потому, что наблюдаются различные течения, направления философских, психологических основ образования, которые предопределяют рождение различных моделей образования .

А поскольку содержание образования, как модель социального опыта, передаваемое подрастающему поколению, обновлялось соответственно уровню развития общества, то проблема определения набора учебных дисциплин была актуальна во все исторические эпохи. В истории развития педагогической науки существуют два подхода к упорядочению содержания образования: 1) предметный принцип, 2) объектный принцип. Объектный принцип построения содержания образования основывается на идее систематизации учебного процесса по объектам на основе признаков действительности. Этот подход предполагает отказ от структурирования содержания образования на учебные дисциплины. Предметный принцип построения содержания образования основывается на классификации наук. Суть данного подхода заключается в том, что структура содержания образования должна соответствовать структуре отраслей научных знаний. Исторический опыт свидетельствует о том, что наиболее приемлемым с научной точки зрения является предметный принцип построения содержания образования.

В зависимости от уровня развития проблемы классификации наук теоретическое обоснование предметного принципа построения содержания образования принимало разное очертание. В связи с этим в научных основах построения содержания образования, как научной проблемы, следует выделить следующие аспекты: определение состава (компонентов) образования, уточнение набора учебных дисциплин, этапы и уровни его формирования. Научные поиски в решении этих аспектов рассматриваемой проблемы и выработка подхода к построению модели содержания образования находились в зависимости от отношения к таким понятиям, как “образование”, “цель образования”, “содержание образования’. На конкретно - исторических периодах именно эти ключевые понятия и дают возможность выявить особенности тех или иных подходов к проблеме определения состава (компонентов) содержания образования в школе.

В профессионально-педагогической среде дошкольных организаций инновационная деятельность расматривается как способ формирования мотивации к самосовершентсвованию, повышения качества образовательного процесса. Немаловажным в этом является приме

Основные педагогические технологии, используемые педагогоми в ДО (технология личностно-ориентированного обучения; общепедагогическая технология М.Монтессори; технология «Step by step»; технология уровневого обучения), направлены на создание условий нетрадиционного подхода к воспитанию и обучению детей.

Главная задача организаторов дошкольного воспитания - инициирование творческих подходов в соединении традиционной практики и  инновационного опыта. С это целью в стране широко используются  такие формы работы, как  областные конкурсы,  семинары, консультирование;  организуется работа по обобщению передового педагогического опыта и оказанию методической помощи в создании и получении рекомендаций на методические пособия или программы, подготовленные творческими педагогами на местах.

Прогрессивный   взгляд   и   гибкость  Министерства   образования   и  

 науки позволяет успешно функционировать частным детским садам и школам, используя экономические возможности родителей. Стремление развивать демократическое общество, основанное на восприятии ребенка как уникума,   который   расширяет  свое   мироощущение   и   познание   через взаимодействие   с   окружающей   средой,   привело   к   ключевой   идее   - совершенствованию  стандарта воспитания и обучения в связи с переходом к 12-ти летнему обучению.

В стандартах нового поколения  определены следующие приоритеты:

•         личностное развитие каждого ребенка;

•         осуществление преемственности детского сада и школы;

•         использование новых  подходов программно-методического обеспечения обучения и дошкольного возраста;

•         признание важности семьи и общества в воспитании детей.

Новый стандарт способствует модернизации дошкольного образования посредством трансформации в институт, отвечающий потребностям разных слоев общества, установлению диалогического сотрудничества и партнерства с семьей, демократизации педагогического процесса, транспарентности отношений с сообществом и в педагогическом коллективе.

Новые подходы к программно-методическому обеспечению, созданию предметно-развивающей среды предусматривают развитие ключевых компетентностей ребенка в образовательных областях «Здоровье», «Познание», «Коммуникация», «Творчество», «Социум», создавая возможности для раскрытия потенциала каждого ребенка. Благодаря новому стандарту, дошкольная организация будет осуществлять гармоничное развитие детей на основе общекультурных, национальных ценностей, создавая необходимые предпосылки для обучения в начальной школе, такие  как высокий уровень когнитивного, эмоционального, физического и социального развития.

Стандарт предъявляет особые требования к статусу педагога, который формирует социально-духовные качества ребенка, способствующие самореализации и успешности, готовности к креативному и критическому мышлению, ориентацию на уважение культурных ценностей как общечеловеческих, так и национальных. Большие надежды возлагаются на педагога-профессионала, его ответственность за качество результатов своей работы.

Для большинства стран сегодня очевиден тот факт, что наиболее успешно ребенок развивается, воспитываясь в двух институтах - в семье и дошкольной организации. Семья, на основе  привития семейных традиций и обычаев создает комфортный, благополучный фон воспитания. Дошкольное учреждение создает условия для организации детского сообщества, без которого  невозможно успешное социальное развитие ребенка.  

Вот почему стандарт предоставляет семье возможность активного участия в планировании, принятии решений и рекомендаций, создаются благоприятные условия для создания партнерских отношений семьи и ДО, что является гарантом комфорта и безопасности пребывания детей в детском коллективе. Новый стандарт является продуманным документом, связывающим воедино социальные, программно-методические, физические, когнитивные и эмоциональные аспекты, так необходимые для личностного развития ребенка, с учетом  достижений отечественной и зарубежной педагогической науки.


В связи с этим возможно выделить приоритетные направления развития дошкольной сферы в Республике Казахстан.

1.     Инициирование деятельности дошкольных учреждений по внедрению опыта работы с использованием полиязычного и поликультурного компонента обучения и воспитания личности ребенка.

2.     Создание условий для многовариативного пространства дошкольного воспитания и обучения.

3.     Подготовка и переподготовка дошкольных кадров на основе современной методологической, технологической, дидактической базы в преддверии перехода на 12-летнее обучение.

4.     Формирование информационной компетентности воспитателей  новой формации, способных работать в системе 12-летнего образования.

5.     Реализация технологии повышения квалификации педагогов с целью совершенствования качества дошкольного и начального образования.

6.     Формирование модели руководителя новой формации с опережающим, прогнозирующим стилем управления.

 

Демократические изменения в области образования - процесс не легкий, требующий вдумчивого подхода. С одной стороны необходимо сохранить то положительное, чего удалось добиться за последние десятилетия, а с другой стороны - назрела острая необходимость внедрения новых подходов в сфере образов Стандарт дошкольного образования РК ориентирован, прежде всего, на творческого педагога, владеющего не только методикой обучения, а в большей мере методами наблюдения и оценки, проектирования своей деятельности и прогнозирования развития ребенка. 
Деятельность педагога, согласно новому стандарту, направлена на создание условий, обеспечивающих развитие личности дошкольника. 

Стандарт призван перестроить мышление педагога, что позволяет ему активно включаться в педагогический поиск, осваивать новые способы действий, решать нестандартные педагогические ситуации, творчески варьируя и прогнозируя результат. Стандарт призван стимулировать педагога к самообразованию, как необходимому условию в решении организационно-методических проблем, повышающих уровень его профессиональной компетентности. 

Целью всякого воспитания должно быть создание деятельной личности в лучших идеалах общественной жизни, в идеалах истины, добра и красоты. В. М. Бехтерев.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Проблемы и перспективы системы дошкольного образования в Республике Казахстан

Автор: Кинжибаева Фарида Сапаровна

Дата: 12.12.2017

Номер свидетельства: 443743

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "«Казахстанский путь -2050: единая цель, единые интересы, единое будущее» "
    ["seo_title"] => string(82) "kazakhstanskii-put-2050-iedinaia-tsiel-iedinyie-intieriesy-iedinoie-budushchieie-2"
    ["file_id"] => string(6) "161794"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1422275848"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства