Сентябрь октябрь ноябрь | 1. Постанов-ка и первоначаль-ное закрепле-ние звуков [к], [к’], [х], [х’], [j], [ы], [с], [с’], [з], [з’], [л], [л’], [ш], [ж], [р], [р’] и др. В со-ответствии с индивидуальными планами занятий. 2. Преодоле-ние за-труднений в произно-шении сложных по структуре слов, состо-ящих из правильно произноси-мых звуков. 3. Формиро-вание грам-матически правильной речи. 4. Звуковой анализ и синтез сло-гов и слов, чтение, пи-сьмо в слу-чае индиви-дуальных затрудне-ний. | Определение нали-чия звука в слове. Развитие слухового внимания к звуко-вой оболочке сло-ва, слуховой памяти. Выделение звука из ряда других звуков, в слогах, в словах. Распределение (на-хождение) карти-нок, названия ко-торых включают заданный звук; оп-ределение места звука в слове; Осуществление анализа звука, ана-лиза и синтеза слога, слова (опре-деление последо-вательности и ко-личества звуков в слове), составление схемы слов; Подбор слова к соответствующей графической схеме; Практическое ус-воение понятия «согласный звук», «твёрдый, мягкий звук», «звонкий, глухой звук»; Составление слов из заданной последователь-ности звуков | Пальчико-вые миниа-тюры с изо-бражением растений, четвертая ступень (по методике Ткаченко Т.А.) Пальчико-вая гимнас-тика с рече-вым сопро-вождением и без него; Игры – шнуровки Рисование, раскрашива-ние, об-водка. Графичес-кие упраж-нения. Нанизыва-ние бус Штриховка. Катание резиновых, пластмас-совых, де-ревянных, поролоно-вых мячей с шипами ("ёжиков"). Надевание и снимание колечка (массаж пальцев). Игры с кон-структором, мозаикой и другими мелкими предметами | Практическое употребле-ние: существительных с уменьшительно-ласкатель-ными суффиксами; су-ществительных с “увели-чительным” суффиксом: -ищ- (ручищи, домище); названий составных частей целого — растения; тела человека, животного, пти-цы; одежды; мебели; дома; сложных слов (листопад, садовод, овощевод, хлебо-роб); приставочных глаго-лов с разными оттенками значений; относительных прилагательных (фрукто-вый, овощной, плодовый, осенний);прилагательных — эпитетов к существи-тельному. Понимание и объяснение: многозначности слов: (нос, кисть, ножка, ручка, спин-ка, шляпка, кран, идет, летит, плывет); слов с пе-реносным значением (зо-лотая осень, золотые ру-ки); обобщающих понятий (листва, времена года, ме-сяц, неделя, сутки и другое). Введение в активную речь: названий предметов, дей-ствий, их признаков в единственном и множес-твенном числе, обобщаю-щих названий групп пред-метов в соответствии с лексическими темами; пространственных наре-чий (вверху— внизу, впереди — сзади, слева — справа, слева направо); временных понятий (вчера — сегодня — завтра), наз-вания частей суток и дней недели; антонимов — су-ществительных, прилага-тельных, глаголов и наре-чий с противоположным значением. Усвоение трудных случаев словоизменения и практи-ческое употребление этих форм: (лоб — лбы— лбов — на лбу — со лба, рот — рты — ртов, ухо — уши — ушей, пень — пни — пней). КОНВЕРТ №12 Закрепление понимания категории одушевленности и неодушевленности пред-метов. Падежные формы: (вини-тельный, родительный, дательный, творительный падежи) согласованных с существительными прила-гательных единственного числа без предлогов в практических упражне-ниях. Средний род существи-тельных и прилагательных (если слабо усвоено в первый год обучения). Множественное число существительных на: -ъя- (листья, деревья, платья). Конверт №13 Родительный падеж су-ществительных множест-венного числа на: -ев-, -ок-, -ек- (листьев, яблок, ши-шек). Родительный падеж числительных: (один, два) без предлога и с предло-гом -у- при неодушевлен-ных существительных. Согласование порядковых числительных до 10 с существительными: (Я живу на девятом этаже. Наша квартира девятая). Употребление глаголов в разных временных формах (вопросы: что де-лает! что делал! что будет делать!). Предлоги: -в-, -на-, -из-, -с- (-со-), -под-, -к-, -по-. Союз: -и- при однородных членах предложения. | Работа над предложением 1. Повторение и закрепление (на более сложном материале, в практических уп-ражнениях) мате-риала первого года обучения, по фор-мированию в речи детей простого предложения: выделение слов по вопросам: кто? что делает? какой? какая? какие? какое? как?; дифференциация понятий слово — предложение; сос-тавление и анализ предложений, состоящих из 2-4 слов; составление пред-ложений по опор-ным словам, дан-ным в требуемой форме и в началь-ной форме; распространение предложений од-нородными чле-нами: подлежащи-ми, сказуемыми, определениями, дополне-ниями; составление пред-ложений с различ-ными предложны-ми конструкциями с использованием вопросов где? Ку-да? откуда? (прос-транственные предлоги). 2. Усложнение работы по форми-рованию простого предложения: Распространение предложения с обращением (Алеша, смотри, у катера на носу флажок. Дима, дай, пожалуйста, твою машину); Работа над инто-нацией предложе-ния (повествова-тельная, вопроси-тельная, воскли-цательная, побу-дительная) в речи детей в диалогах; составление пред-ложений опреде-ленного типа по заданию логопеда с использованием схемы; самостоятельная постановка воп-росов: кто? что? что делает? чем? кому? какой? какая? какое? какие? 3. Продолжение работы, начатой в первый год обу-чения, по форми-рованию умения строить сложные предложения: сложносочиненное предложение с союзами -а-, -и- (при сравнении предметов); предложение со словами: -сна-чала- ..., а потом ...; сложноподчиненные предложения с союзами: -чтобы-, -потому что-. Усложнение рабо-ты: обучение детей умению пользо-ваться сложными предложениями на новом материале в практических уп-ражнениях. | Совершенствование разговорно-диалоги-ческой речи детей: а) амостоятельная постановка вопро-сов: -кто?-; -что?-; -что делает?-; -какой?-; -какая?-; -какое?-; -какие?- и ответы на них; б) заучивание и инсценирование диалогов; в) пересказ текста с включением диалога действующих лиц; г)самостоятельное составление этюдов-диалогов на задан-ную тему. Заучивание стихо-творений, коротких рассказов, загадок в соответствии с лек-сической или грам-матической темой. Объединение в опи-сательный рассказ предложений, состо-ящих из определен-ного количества слов (например, в рассказ “Осень” предложений из 3 слов). Составление и зау-чивание загадок с называнием призна-ков, действий, час-тей предмета-отгад-ки. Расширение элемен-тарных рассказов-описаний с исполь-зованием таблиц, схем, моделирова-ния пространства, заданного плана. Пересказ коротких рассказов. Пересказ текста с творческим грамма-тическим заданием: подбор эпитетов к выделенным словам. Составление рас-сказа по демон-страции действий с изменением лица. Составление расска-за по серии сюжет-ных картинок. |
Декабрь Январь февраль | 1. Постановка и первоначаль-ное закрепле-ние звуков: [т], [б], [б’], [д], [д’], [г], [г’], [ш], [ж], [л], [р], [р’], [ц], [ч], [ш] в соот-ветствии с ин-дивидуальны-ми планами и планами фрон-тальных заня-тий. 2. Преодоление затруднений в произношении трудных по структуре слов, состоящих из правильно про-износимых зву-ков (строи-тельство, кос-монавт и др.). 3. Формирова-ние связной, граммматичес-ки правильной речи с учетом индивидуаль-ных особеннос-тей детей. | Определение нали-чия звука в слове. Развитие слухового внимания к звуко-вой оболочке сло-ва, слуховой памя-ти. Выделение зву-ка из ряда других звуков, в слогах, в словах. Распределение (на-хождение) карти-нок, названия кото-рых включают за-данный звук; Определение места звука в слове; Осуществление анализа звука, ана-лиза и синтеза сло-га, слова (опреде-ление последова-тельности и коли-чества звуков в слове), составление схемы слов; Подбор слова к соответствующей графической схеме; Практическое ус-воение понятия «согласный звук», «твёрдый, мягкий звук», «звонкий, глухой звук»; Составление слов из заданной последовательности звуков. | Пальчико-вые миниа-тюры с изображением птиц, пятая сту-пень (по методике Ткаченко Т.А.) Пальчико-вая гимнас-тика с ре-чевым со-провожде-нием и без него; Игры – шнуровки Рисование, раскрашива-ние, обводка Графичес-кие упраж-нения. Нанизывание бус. Штриховка. Катание ре-зиновых, пластмассо-вых, дере-вянных, по-ролоновых мячей с ши-пами ("ёжи-ков"). Надевание и снимание колечка (масссаж пальцев). Игры с кон-структором, мозаикой и другими мелкими предметами | Практическое употребле-ние обобщающих слов по темам: (посуда, животные, птицы); названий предмета и его составных частей; сложных слов (снегопад, самолет); однокоренных слов (хлеб-хлебница- хлеб-ный); приставочных гла-голов с различными оттен-ками значений; относи-тельных прилагательных (посудный, продуктовый); притяжательных прилага-тельных (семейный, животный). Понимание и объяснение: многозначности слов (снег идет, время идет); слов с переносным значением (вьюга злится, лес уснул, мороз шагает); названий профессий с суффиксами: -телъ-, -ист-, -чик-, -ниц-, -их-, -ш- Конверт №14; несклоняемых слов (кофе, какао, меню). Введение в активную речь слов, указанных для 1 -го периода; прилагательных с уменьшительно-ласкатель-ными суффиксами: -оньк-, -еньк- (пушистенький, серенький, мягонький). Единственное и множест-венное число существи-тельных, глаголов, прила-гательных (продолжение). Родительный падеж в зна-чении частичности объекта (стакан молока, половинка яблока). Родительный падеж су-ществительных множест-венного числа на: -ей- (гу-сей, медведей). Родительный и дательный падежи числительных: один, два (до 5) (к одному, к двум, от двух). Согласование прилагатель-ных с существительными в роде, числе, падеже. Согласование порядковых числительных до 10 с су-ществительными (продолжение). Предлоги: -за-, -перед-, -из-за-, -под-, -из-под-, -над-. Различение вопросов: чем? — с чем? Упражнение в пра-вильном употреблении союза: -и- при однородных членах предложения. | Закрепление в практических уп-ражнениях и акти-визация в речи де-тей навыка упо-требления всех типов прос-тых и сложных предложений, отработанных в 1-м периоде. Расширение объ-ема простого рас-пространенного предложения за счет использова-ния наречий вре-мени, места и об-раза действия: (сейчас, сегодня, давно, здесь, там, далеко, близко, сильно, крепко, громко, медлен-но), отвечающих на вопросы: где? когда? куда? откуда? как? Составление пред-ложений по опор-ным словам и пред-метным картинкам, связанным и не свя-анным по смыслу (стол — ваза, книга — окно). Составление пред-ложений с различ-ными изменени-ями, преобразова-ниями форм гла-гола в лице, числе, времени, виде. Формирование навыка правиль-ного построения предложений по любой сюжетной картинке. Употребление в практических уп-ражнениях слож-ноподчиненных предложений с придаточными: (цели, причины, сравнения и вре-мени); союзы: -чтобы-, -потому что-, -как-, -когда-. Анализ и синтез предложений, состоящих из 4-5 слов. | Расширение сферы использования диа-логической речи (чтение стихов в ли-цах, беседа по про-читанному, пере-сказы по ролям, инс-ценирование). Пересказы с твор-ческими заданиями (изменение лица, времени, места действия). Заучивание сти-хов, их вырази-тельное чтение (интонация, ло-гические ударе-ния, паузы, ды-хание). Составление рас-сказов: а) по серии сюжетных картинок; б) по одной сюжет-ной картинке; в) по предложенному на-чалу; г) по заданно-му плану; по моде-лированию ситуа-ции и графическому плану; д) по анало-гии. Обучение умению строить учебное высказывание при анализе состава предложения, слова, расположения мате-риала на странице в книге, тетради, аль-боме, при объясне-нии проблемных си-туаций и решении логических задач. |
Март апрель май | Закрепление и дифференциа-ция звуков: [ш], [ж], [л], [р], [р’], [ц], [ч], [ш] в соот-ветствии с ин-дивидуальными планами и планами фрон-тальных занятий. 2. Преодоление затруднений в произношении трудных по структуре слов, состоящих из правильно произносимых звуков (строи-тельство, кос-монавт и др.). 3. Формирование связной, грамматически правильной речи с учетом индивидуаль-ных особеннос-тей детей. | Развитие слухового внимания к звуко-вой оболочке сло-ва, слуховой памяти. Выделение звука из ряда других зву-ков, в слогах, в словах. Распределение (нахождение) кар-тинок, названия которых включают заданный звук; оп- Определение места звука в слове; Осуществление анализа звука, анализа и синтеза слога, слова (определение пос-ледовательности и количества звуков в слове), составле-ние схемы слов; Подбор слова к соответствующей графической схеме; Практическое усвоение понятия «согласный звук», «твёрдый, мягкий звук», «звонкий, глухой звук»; Составление слов из заданной последовательности звуков. | Пальчиковые миниатюры с изображением животных, шестая ступень (по методике Ткаченко Т.А.) Пальчиковая гимнастика с речевым сопро-вождением и без него; Игры - шнуровки Рисование, раскрашивание, обводка Графические упражнения. Нанизывание бус Штриховка. Катание рези-новых, пласт-массовых, де-ревянных, по-ролоновых мячей с шипа-ми ("ёжиков"). Надевание и снимание ко-лечка (массаж пальцев). Игры с конс-труктором, мозаикой и другими мел-кими пред-метами | Введение в активную речь слов и словообра-зовательных элемен-тов, усвоенных в 1-й и 2-й периоды. Закрепление трудных тем 2-го периода. Дательный и родитель-ный падежи числи-тельных от 5 до 10. Значение завершеннос-ти и незавершенности действия, выражаемое глаголами с приставка-ми и без приставок (решает — решил). Предлоги: -между-, -через-. Наречие, как признак действия (хорошо, плохо, красиво, весело). Согласование прилага-тельных и числительных с существительными (три белых гриба, две желтых лисички). | Закрепление и ак-тивизация в речи детей всех усво-енных ранее типов простых и слож-ных предложений. Обучение состав-лению сложносо-чиненных предло-жений с раздели-тельным союзом: -или- (практичес-кие упражнения). Закрепление уме-ния грамматичес-ки правильно от-вечать на вопрос: -почему?- Обучение правильному по-строению сложно-подчиненных предложений, в которых главным является предложе-ние “Я хочу...”. Обучение умению передавать прямую речь сложным предложением с союзами: -что-, -чтобы- (практичес-кие упражнения). Повторение и закрепление тех типов предложе-ний, которые оказались наибо-лее трудными для усвоения. | Продолжение рабо-ты по совершен-ствованию диалоги-ческой речи. Дальнейшее разви-тие монологической речи: а) пересказ неболь-ших рассказов со скрытым смыслом; б) установление причинно-след-ственных связей в небольших текстах, отрывках; в) составление рассказов: из дефор-мированного текста; по набору предмет-ных картинок, объе-диненных одной темой; по опорным словам и предменым картинкам; состав-ление рассказов всех типов (см. в 1-й период). Дальнейшее разви-тие выразительности речи при чтении стихов, драматизации. Развитие умения строить доказатель-ное учебное высказывание. |