kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Примерное содержание логопедической работы для детей старшего возраста, зачисленных на логопункт

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка поможет учителям-логопедам, работающем на логопедическом ункте ДОУ в планировании индивидуальных и подгрупповых коррекционных занятий.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Примерное содержание логопедической работы для детей старшего возраста, зачисленных на логопункт»

Примерное содержание логопедической работы для детей старшего возраста,

зачисленных на логопункт в ________ учебном году

период

Примерное содержание логопедической работы для детей с тяжелыми нарушениями речи

Примерное содержание логопедической работы для детей с ФНР и ФФНР


Звуковая сторона речи

Развитие мелкой моторики


Формирование лексико грамматических категорий

Развитие связной речи

Формирование диалогической речи

Произношение

Фонематический слух и восприятие. Первичный звуко-слоговой анализ и синтез.

Сен-тябрь октябрь ноябрь

Выработка диф-ференцирован-ных движений органов артику-ляционного аппарата.

Развитие рече-вого дыхания. Уточнение пра-вильного произ-ношения сохран-ных звуков: гласные — [а], [у], [и], [о], [э], [ы], соглас-ные — [м] — [м’], [н] — [н’], [п] — [п’], [т] — [т’], [к] — [к’], [ф] — [ф’], [д] — [д’], [в] — [в’], [б] — [б’], [г] — [г’] и т. д. Произнесение ряда гласных на твердой и мягкой атаке, с различ-ной силой голоса и интонацией:

• изолированно;

• в слогах (вос-произведение звуко-слоговых рядов с различ-ной интонацией, силой голоса, ударением; воспроизведение ритмических ри-сунков, предъяв-ленных логопе-дом; произнесе-ние различных сочетаний из прямых, обрат-ных и закрытых слогов);

• в словах;

• в предложе-ниях. Развитие навыков упот-ребления в речи восклицатель-ной, вопроси-тельной и по-вествовательной интонации.

Постановка от-сутствующих в речи звуков (в соответствии с индивидуальными особеннос-тями речи детей).

Автоматизация постав-ленных зву-ков;

• изолированно;

• в открытых слогах (звук в ударном слоге);

• в обратных слогах;

• в закрытых слогах;

• в стечении с согласными;

• в словах, где изучаемый звук находится в безударном слоге.

Развитие способ-ности узнавать и различать нере-чевые звуки.

Развитие способ-ности узнавать и различать звуки речи по высоте и силе голоса. Дифференциация речевых и нерече-вых звуков. Разви-тие слухового вни-мания к звуковой оболочке слова, развитие слуховой памяти.

Различение слогов, состоящих из пра-вильно произноси-мых звуков.

Знакомство детей с анализом и син-тезом обратных слогов. Преобразование слогов за счет изменения одного звука.

Различение инто-национных средств выразительности в чужой речи.

Различение одно-сложных и много-сложных слов. Выделение звука из ряда других звуков.

Выделение ударно-го гласного в на-чале слова, выделе-ние последнего согласного звука в слове. Выделение среднего звука в односложном слове.

Практическое ус-воение понятий “гласный — сог-ласный” звук.

Пальчиковая гимнастика с речевым сопровожде-нием и без него


Игра "Повтори движение"


Пальчиковые миниатюры с изображением бытовых дейст-вий, первая ступень (по методике Тка-ченко Т.А.)


Выкладывание мозаики

Перекатывание карандаша между пальца-ми от большого к мизинцу и обратно пооче-редно каждой рукой.

Множественное число имен существительных с окончаниями -ы-, -и- (начинает логопед, продолжает воспитатель).

Конверт №1
Родительный падеж имен существительных единственного числа с окончаниями -ы-, -и- (нет руки, нет воды).


Имена существитель-ные единственного и множественного числа с уменьшительно-ласкательными суффиксами (продолжает воспи-татель).

Конверт № 2


Практическое знаком-ство с родовой принад-лежностью имен су-ществительных путем подстановки притяжа-тельных местоимений: - мой -, - моя - (муж-ской и женский род).

Множественное число имен существительных с окончаниями -а- (дома, глаза).

Конверт № 3


Множественное число глаголов изъявитель-ного наклонения в 3-м лице настоящего вре-мени (идет — идут) конверт № 4, согласование имен существительных и глаголов в числе (про-должает воспитатель).


Практическое знаком-ство с категорией за-вершенности и неза-вершенности действия (что делает? что сде-лал?)


Практическое знаком-ство с приставочными глаголами (шить — пришить — загнить — вшить — вышить — подшить).


Согласование имен существительных с глаголами прошед-шего времени в роде (надел— надела). Конверт № 5


Практическое знаком-ство со словами про-тивоположного значе-ния (чистый — гряз-ный, холодный — го-рячий, длинный — ко-роткий, день — ночь, верх — низ и другие).

Подбор определений к словам-предметам (имен прилагательных к именам существи-тельным), их согласо-вание в числе и роде в именительном падеже.


Первые упражнения в образовании относи-тельных прилагатель-ных по лексическим темам. Конверт № 6


Практические упраж-нения в понимании и активном употребле-нии предлогов -в-, -на- (на вопросы: куда? где?); без (с родитель-ным падежом сущест-вительных: без чего? — без дома, без куртки и так далее); у (у кого? — с родительным падежом существи-тельных с окончани-ями -ы-, -и- (у Вовы, у Коли).




Формирование предложения
Проговаривание и употребление в самостоятельной речи элементар-ных фраз: (Вот нога. Тут Оля. Там Дима. Это ноги).


Формирование двусоставного предложения:


а) преобразование форм повелитель-ного наклонения глаголов в форму изъявительного наклонения при демонстрации действий (Вова, иди! Вова идет);

б) выделение слов-предметов и слов-действий по воп-росам: Кто это? Что делает?;

в) подбор действий к предмету: (Вова идет (бежит, прыгает...);

г) составление простых нераспро-страненных пред-ложений по демон-страции, по карти-не.


Формирование понятий “слово”, “предложение”; графическая запись предложения из двух слов.


Формирование предложения из нескольких слов в последовательнос-ти:


а) подлежащее + сказуемое + пря-мое дополнение (винительный па-деж существитель-ного, подобный именительному падежу): Ната моет руки;

б) подлежащее + сказуемое + пря-мое дополнение (винительный падеж существи-тельного с оконча-нием -у-): Коля надевает шапку;

в) подлежащее + сказуемое + пря-мое дополнение + косвенное допол-нение (существи-тельное в датель-ном падеже): Портниха шьет платье Оле;

г) подлежащее + сказуемое + кос-венное дополне-ние (существитель-ное в творительном падеже): Мальчик вытирается поло-тенцем;

д) подлежащее + сказуемое + пря-мое дополнение + косвенное допол-нение (существи-тельное в твори-тельном падеже): Девочка намыли-вает руки мылом.


Графическая за-пись предложения из 3-4 слов.


Распространение предложений од-нородными чле-нами:


а) подлежащими: Девочки и маль-чики срывают яблоки;

б) сказуемыми: Девочка срывает яблоко и кладет в корзину;

в) дополнениями: Дети собирают огурцы и помидо-ры.


Обучение умению заканчивать пред-ложение нужным по смыслу, словом или словосочета-нием.


Формирование конструкций с противительным союзом: -а- при сравнении двух предметов: Поми-дор красный, а огурец зеленый.


а) понимание, вы-полнение заданий (инсрукций) логопеда типа: встань, садись, отнеси, принеси, открой, закрой, убери, подними, опусти, позови;

б) ответы на вопро-сы логопеда: отри-цательным или утвердительным словом; одним словом или слово-сочетанием; прос-тым нераспростра-ненным предложе-нием; простым рас-пространенным предложением;

в) обучение умению самостоятельно задавать вопросы: кто это? что делает? что? кому? чем? (начало работы); самостоятельно отдавать приказа-ния, задания, пору-чения; отчитываться о выполнении пору-чения одним сло-вом, предложением.


Объединение прос-тых предложений в короткий рассказ.


Заучивание корот-ких стихов, поте-шек, загадок, рассказов.


Составление корот-ких рассказов-опи-саний предмета (эле-ментарных).Обуче-ние пересказу худо-жественных текстов (ребенок вставляет нужное слово, сло-восочетание или предложение; лого-пед использует на-водящие вопросы, картинки).



период

Примерное содержание логопедической работы для детей с тяжелыми нарушениями речи

Примерное содержание логопедической работы для детей с ФНР и ФФНР


Звуковая сторона речи

Развитие мелкой моторики


Формирование лексико грамматических категорий

Развитие связной речи

Формирование диалогической речи

Произношение

Фонематический слух и восприятие. Первичный звуко-слоговой анализ и синтез.

Декабрь

Январь

февраль

Продолжение работы над раз-витием подвиж-ности органов артикуляционного аппарата. Постановка отсутствующих звуков: [л], [л’], [р], [р’].

Автоматизация ранее поставлен-ных звуков в предложениях и коротких текс-тах (см. развитие речи).

Автоматизация произношения вновь поставлен-ных звуков:

• изолированно;

• в открытых слогах (звук в ударном слоге);

• в обратных слогах;

• в закрытых слогах;

• в стечении с согласными;

• в словах, где изучаемый звук находится в бе-зударном слоге.

Дифференциа-ция на слух сох-ранных звуков (с проговариванием), различаю-щихся:

• по твердости  — мягкости [м] — [м’], [н] — [н’], [п] — [п’], [т] — [т’], [к] — [к’], [ф] — [ф’], [д] — [д’], [в] — [в’], [б] — [б’], [г] — [г’];

• по глухости — звонкости: [п] — [б], [к] — [г], [т] — [д];

а также:

• в обратных слогах;

• в слогах со стечением двух согласных;

• в словах и фразах.

Определение на-личия звука в сло-ве.

Распределение предметных кар-тинок, названия которых включа-ют:

• дифференцируемые звуки;

• определенный заданный звук.

На этом же мате-риале:

• определение мес-та звука в слове;

• выделение глас-ных звуков в по-ложении после согласного в слоге;

• осуществление анализа и синтеза прямого слога;

• выделение сог-ласного звука в начале слова;

• выделение гласного звука в конце слова.

Практическое зна-комство с поняти-ями “твердый — мягкий звук” и “глухой — звон-кий”.

Формирование умения различать и оценивать правиль-ные эталоны про-изношения в чужой и собственной речи.

Различение слов, близких по звуко-вому составу; оп-ределение коли-чества слогов (гласных) в слове.

Дифференциация на слух сохранных звуков (без прого-варивания):

• по твердости — мягкости ([м] — [м’], [н] — [н’], [п] — [п’], [т] — [т’], [к] — [к’], [ф] — [ф’], [д] — [д’], [в] — [в’], [б] — [б’]; [г] — [г’]);

• по глухости — звонкости:

[п] — [б], [к] — [г], [т] — [д];

• в обратных слогах;

• в слогах со стечением двух согласных;

• в словах и фразах;

• составление пред-ложений с опреде-ленным словом;

• анализ двуслов-ного предложе-ния;

• анализ предложе-ния с постепенным увеличением количества слов.






Пальчиковая гимнастика с речевым сопро-вождением и без него;

Выкладывание мозаики


Пальчиковые миниатюры с изображением игры на музы-кальных инс-трументах, вторая ступень (по методике Ткаченко Т.А.)


Игры – шнуровки


Рисование, рас-крашивание, обводка

Нанизывание бус



Продолжение работы над усвоением лекси-ко-грамматического материала первого пе-риода.


Практическое знаком-ство с категорией одушевленности (кто? что?). Конверт №7


Закрепление понятия рода имен существи-тельных в связи с чис-лительными один, од-на, два, две (можно начать в первом периоде).


Практическое знаком-ство с родственными словами.


Родительный падеж имен существительных единственного числа в значении принадлеж-ности (ножка стола, следы зайца). Конверт №8


Суффиксы -онок-, -енок-, -ата-, -ята- в названии детенышей животных.

Конверт №9


Увеличительный суффикс -ищ-. Конверт №10


Родительный падеж имен существительных множественного числа с окончаниями -ов-, -ев-, -ей- и без окончания.


Расширение значения слов-действий, подбор предметов к действи-ям: летает — птица, шар, самолет, бабочка и так далее (продолжа-ет воспитатель).


Согласование глаголов прошедшего времени с именами существи-тельными в роде, числе (продолжает, воспита-тель).


Формирование умения различать оттеночные значения приставок в глаголах: -у-, -при-; -от-, -под-; -на-, -за-, -пере- (летает, ходит, бегает).


Глаголы совершенного и несовершенного вида в практических упраж-нениях (строил — пос-троил, варил — сварил и другие).


Образование относи-тельных прилагатель-ных (соотнесенность с продуктами, растени-ями, сезонностью, ма-териалами) и согласо-вание их с существи-тельными именитель-ного падежа в роде и числе.

Прилагательные с уменьшительным зна-чением (суффиксы -оньк-, - енък-). Конверт №11


Имена прилагательные с противоположным значением (антонимы).


Притяжательные име-на прилагательные.


Согласование имен прилагательных с име-нами существитель-ными в роде, числе, падеже (именитель-ный, родительный, да-тельный, винительный падежи). Практические упражнения в понима-нии и активном упо-треблении предлогов:

-под-, -над- (куда? где?); -с-, -со-, -из- (откуда?); -из- (из чего? сделан предмет); -с- (с чем? с кем?).

Окончание: -ах- в сло-восочетаниях сущес-твительных множес-твенного числа в пре-дложном падеже с предлогами: -на-, -о- (на санках, о зайчатах).


Личные местоимения с предлогом: -у- (у меня, у него и другие), (про-должает воспитатель).


Согласование имен существительных с числительными: (один, одна, два, две, три, че-тыре, пять).

Закрепление уме-ния правильно строить предло-жения указанных в первом периоде типов (по демон-страции, по сюжет-ным картинкам, по ситуации, по предметным картинкам).


Обучение умению составлять пред-ложения по опор-ным словам, дан-ным в нужной форме.


Распространение предложений определениями.


Выделение из предложения слов-признаков пред-мета по вопросам: какой? какая? Ка-кое? какие?


Составление предложений с различными предложными конструкциями с использованием вопросов: где? куда? откуда?


Закрепление кон-струкций с союза-ми а, и при сравне-нии предметов: Снег белый, и мел белый, и заяц белый, а белка не белая.


Формирование предложений со словами “Снача-ла..., а потом...”.




Выполнение зада-ний, требующих понимания призна-ков предмета (цвет, размер, форма).


Речевое обозначение выполненных зада-ний.


Совершенствование разговорной речи, умения вести не-сложный диалог (самостоятельно задавать вопросы: куда? где?).


Овладение элемен-тарными формами описательной речи, обучение детей уме-нию сравнивать два предмета одной ро-довой группы, раз-ных родовых групп.


Заучивание стихов, диалогов, коротких рассказов.


Проведение бесед по сюжетным кар-тинкам, формиро-вание умения объе-динять отдельные высказывания в связное сообщение.


Обучение умению составлять рассказ по сериям сюжет-ных картинок.


Дальнейшее обуче-ние пересказу с использованием вопросов логопеда, картин и плана рассказа.


Драматизация стихов, диалогов, коротких сказок, рассказов.



период

Примерное содержание логопедической работы для детей с тяжелыми нарушениями речи

Примерное содержание логопедической работы

для детей с ФНР и ФФНР

Звуковая сторона речи

Развитие мелкой моторики


Формирование лексико грамматических категорий

Развитие связной речи

Формирование диалогической речи

Произношение

Фонематический слух и восприятие. Первичный звуко-слоговой анализ и синтез.

Март

Апрель

май

Автоматизация поставленных звуков в собст-венной речи.

Дифференциация звуков по мес-ту образования:

• [с] — [ш], [з] — [ж];

• [р] — [л];

• в прямых и об-ратных слогах;

• в слогах со стечением трех согласных;

• в словах и фразах;

• в стихах и коротких текстах;

• закрепление умений, полученных ранее, на но-вом речевом материале.

Составление схемы слова с выделени-ем ударного слога.

Выбор слова к соответствующей графической схеме.

Выбор графичес-кой схемы к соот-ветствующему слову.

Преобразование слов за счет заме-ны одного звука или слога.

Подбор слова с за-данным количест-вом звуков.

Определение пос-ледовательности звуков в слове (спеллинг).

Определение по-рядка следования звуков в слове. Определение коли-чества и порядка слогов в слове.

Определение звуков, стоящих перед или после определенного звука.

Составление слов из заданной последователь-ности звуков.


Пальчиковая гимнастика с речевым сопро-вождением и без него;


Игры – шну-ровки


Пальчиковые миниатюры с изображением предметов, третья ступень (по методике Ткаченко Т.А.)


Выкладывание мозаики


Графические упражнения.

Нанизывание бус


Штриховка.

Катание рези-новых, пласт-массовых, де-ревянных, по-ролоновых мя-чей с шипами ("ёжиков").

Надевание и снимание ко-лечка (массаж пальцев).

Игры с конст-руктором, мо-заикой и други-ми мелкими предметами

Закрепление тем, нача-тых в первом и втором периодах.


Родовая принадлеж-ность имен существи-тельных среднего рода: (мое, оно, одно).


Употребление личных местоимений вместо имен собственных.


Активизация приста-вочных глаголов в ре-чи детей, правильное употребление грамма-тических форм глаго-лов, усвоенных ранее.


Слова-признаки дейст-вия: (как?) в практи-ческих упражнениях (быстро — медленно, громко — тихо и другие).


Усвоение будущего сложного времени глаголов: буду строить (продолжает воспита-тель).


Изменение глаголов настоящего времени по лицам в единственном и множественном чис-ле, практическое упот-ребление словосоче-таний “местоимение + глагол”.


Согласование имен прилагательных с име-нами существитель-ными в роде, числе, падеже (добавляются творительный и пред-ложный падежи).


Понимание и активное употребление в прак-тических упражнениях конструкций с предло-гами -о-, -к-, -от-, -за- (куда? где? за чем?).



Закрепление уме-ния правильно строить предложе-ния указанных в первом и втором периодах типов на более широком и сложном мате-риале.


Распространение предложений сло-вами-признаками действия (обстоя-тельствами), отве-чающими на воп-рос как.


Составление пред-ложений по опор-ным словам, дан-ным в начальной форме.


Составление пред-ложений типа “подлежа-щее + сказуемое + инфи-нитив глагола + 1-2 косвенных паде-жа”: Оля хочет поймать бабочку сачком.


Формирование сложноподчиненного предложения с союзами потому что, чтобы.


Учить детей пони-мать интонацию, улавливать ее от-тенки:


а) конец предложения;

б) вопрос;

в) восклицание.


Развитие разговор-но-описательной речи



Дальнейшее разви-тие диалогической речи, проведение более сложных диа-огов с использова-нием вопросов: с кем? с чем? где? куда? откуда? когда? почему? зачем?


Расширение расска-зов-описаний пред-мета, описание си-туации и сюжетной картинки.


Сравнение двух, трех, четырех пред-метов по их призна-кам и действиям.


Учить рассказывать стихи, загадки, диа-логи, соблюдая ин-тонационно-смыс-ловую выразитель-ность.


Составлять рассказ по сериям сюжет-ных картинок по за-даниям: вставить пропущенное звено; по цепочке.


Составление расска-зов из деформиро-ванного текста в три-четыре предло-жения (нарушена последовательность событий).


Пересказ сказок, рассказов по дан-ному плану, по це-почке, с изменением лица.


Первые шаги в обу-чении детей твор-ческому рассказыва-нию (придумывание начала и конца рас-сказа) — с детьми, имеющими доволь-но высокий уровень развития связной речи.






Примерное содержание логопедической работы для детей подготовительного возраста,

зачисленных на логопункт в 2017-2018 учебном году

период

Примерное содержание логопедической работы для детей с тяжелыми нарушениями речи

Примерное содержание логопедической работы для детей с ФНР и ФФНР


Звуковая сторона речи

Разви-тие мелкой мото-рики


Формирование лексико грамматических категорий

Развитие связной речи

Формирование диалогической речи

Произношение

Фонематический слух и восприятие. Первичный звуко-слоговой анализ и синтез.

Сентябрь октябрь ноябрь

1. Постанов-ка и первоначаль-ное закрепле-ние звуков [к], [к’], [х], [х’], [j], [ы], [с], [с’], [з], [з’], [л], [л’], [ш], [ж], [р], [р’] и др. В со-ответствии с индивидуальными планами занятий.

2. Преодоле-ние за-труднений в произно-шении сложных по структуре слов, состо-ящих из правильно произноси-мых звуков.

3. Формиро-вание грам-матически правильной речи.

4. Звуковой анализ и синтез сло-гов и слов, чтение, пи-сьмо в слу-чае индиви-дуальных затрудне-ний.


Определение нали-чия звука в слове.

Развитие слухового внимания к звуко-вой оболочке сло-ва, слуховой памяти.

Выделение звука из ряда других звуков, в слогах, в словах.

Распределение (на-хождение) карти-нок, названия ко-торых включают заданный звук; оп-ределение места звука в слове;

Осуществление анализа звука, ана-лиза и синтеза слога, слова (опре-деление последо-вательности и ко-личества звуков в слове), составление схемы слов;

Подбор слова к соответствующей графической схеме;

Практическое ус-воение понятия «согласный звук», «твёрдый, мягкий звук», «звонкий, глухой звук»;

Составление слов из заданной последователь-ности звуков


Пальчико-вые миниа-тюры с изо-бражением растений, четвертая ступень (по методике Ткаченко Т.А.)


Пальчико-вая гимнас-тика с рече-вым сопро-вождением и без него;


Игры – шнуровки


Рисование, раскрашива-ние, об-водка.

Графичес-кие упраж-нения.

Нанизыва-ние бус

Штриховка.

Катание резиновых, пластмас-совых, де-ревянных, поролоно-вых мячей с шипами ("ёжиков").

Надевание и снимание колечка (массаж пальцев).

Игры с кон-структором, мозаикой и другими мелкими предметами

Практическое употребле-ние: существительных с уменьшительно-ласкатель-ными суффиксами; су-ществительных с “увели-чительным” суффиксом:


-ищ- (ручищи, домище); названий составных частей целого — растения; тела человека, животного, пти-цы; одежды; мебели; дома; сложных слов (листопад, садовод, овощевод, хлебо-роб); приставочных глаго-лов с разными оттенками значений; относительных прилагательных (фрукто-вый, овощной, плодовый, осенний);прилагательных — эпитетов к существи-тельному.


Понимание и объяснение: многозначности слов: (нос, кисть, ножка, ручка, спин-ка, шляпка, кран, идет, летит, плывет); слов с пе-реносным значением (зо-лотая осень, золотые ру-ки); обобщающих понятий (листва, времена года, ме-сяц, неделя, сутки и другое).


Введение в активную речь: названий предметов, дей-ствий, их признаков в единственном и множес-твенном числе, обобщаю-щих названий групп пред-метов в соответствии с лексическими темами; пространственных наре-чий (вверху— внизу, впереди — сзади, слева — справа, слева направо); временных понятий (вчера — сегодня — завтра), наз-вания частей суток и дней недели; антонимов — су-ществительных, прилага-тельных, глаголов и наре-чий с противоположным значением.


Усвоение трудных случаев словоизменения и практи-ческое употребление этих форм: (лоб — лбы— лбов — на лбу — со лба, рот — рты — ртов, ухо — уши — ушей, пень — пни — пней). КОНВЕРТ №12


Закрепление понимания категории одушевленности и неодушевленности пред-метов.

Падежные формы: (вини-тельный, родительный, дательный, творительный падежи) согласованных с существительными прила-гательных единственного числа без предлогов в практических упражне-ниях.


Средний род существи-тельных и прилагательных (если слабо усвоено в первый год обучения).


Множественное число существительных на: -ъя- (листья, деревья, платья).

Конверт №13


Родительный падеж су-ществительных множест-венного числа на: -ев-, -ок-, -ек- (листьев, яблок, ши-шек). Родительный падеж числительных: (один, два) без предлога и с предло-гом -у- при неодушевлен-ных существительных.

Согласование порядковых числительных до 10 с существительными: (Я живу на девятом этаже. Наша квартира девятая).


Употребление глаголов в разных временных формах (вопросы: что де-лает! что делал! что будет делать!).


Предлоги: -в-, -на-, -из-, -с- (-со-), -под-, -к-, -по-.

Союз: -и- при однородных членах предложения.

Работа над предложением

1. Повторение и закрепление (на более сложном материале, в практических уп-ражнениях) мате-риала первого года обучения, по фор-мированию в речи детей простого предложения:


выделение слов по вопросам: кто? что делает? какой? какая? какие? какое? как?; дифференциация понятий слово — предложение; сос-тавление и анализ предложений, состоящих из 2-4 слов;


составление пред-ложений по опор-ным словам, дан-ным в требуемой форме и в началь-ной форме;


распространение предложений од-нородными чле-нами: подлежащи-ми, сказуемыми, определениями, дополне-ниями;


составление пред-ложений с различ-ными предложны-ми конструкциями с использованием вопросов где? Ку-да? откуда? (прос-транственные предлоги).


2. Усложнение работы по форми-рованию простого предложения:


Распространение предложения с обращением (Алеша, смотри, у катера на носу флажок. Дима, дай, пожалуйста, твою машину);


Работа над инто-нацией предложе-ния (повествова-тельная, вопроси-тельная, воскли-цательная, побу-дительная) в речи детей в диалогах;


составление пред-ложений опреде-ленного типа по заданию логопеда с использованием схемы;


самостоятельная постановка воп-росов: кто? что? что делает? чем? кому? какой? какая? какое? какие?


3. Продолжение работы, начатой в первый год обу-чения, по форми-рованию умения строить сложные предложения:


сложносочиненное предложение с союзами -а-, -и- (при сравнении предметов);


предложение со словами: -сна-чала- ..., а потом ...;


сложноподчиненные предложения с союзами: -чтобы-, -потому что-.


Усложнение рабо-ты: обучение детей умению пользо-ваться сложными предложениями на новом материале в практических уп-ражнениях.





Совершенствование разговорно-диалоги-ческой речи детей:


а) амостоятельная постановка вопро-сов: -кто?-; -что?-; -что делает?-; -какой?-; -какая?-; -какое?-; -какие?- и ответы на них;

б) заучивание и инсценирование диалогов;

в) пересказ текста с включением диалога действующих лиц;

г)самостоятельное составление этюдов-диалогов на задан-ную тему.


Заучивание стихо-творений, коротких рассказов, загадок в соответствии с лек-сической или грам-матической темой.


Объединение в опи-сательный рассказ предложений, состо-ящих из определен-ного количества слов (например, в рассказ “Осень” предложений из 3 слов).


Составление и зау-чивание загадок с называнием призна-ков, действий, час-тей предмета-отгад-ки.


Расширение элемен-тарных рассказов-описаний с исполь-зованием таблиц, схем, моделирова-ния пространства, заданного плана.


Пересказ коротких рассказов.


Пересказ текста с творческим грамма-тическим заданием: подбор эпитетов к выделенным словам.


Составление рас-сказа по демон-страции действий с изменением лица.


Составление расска-за по серии сюжет-ных картинок.



период

Примерное содержание логопедической работы для детей с тяжелыми нарушениями речи

Примерное содержание логопедической работы для детей с ФНР и ФФНР


Звуковая сторона речи

Разви-тие мелкой мото-рики


Формирование лексико грамматических категорий

Развитие связной речи

Формирование диалогической речи

Произношение

Фонематический слух и восприятие. Первичный звуко-слоговой анализ и синтез.

Декабрь

Январь

февраль

1. Постановка и первоначаль-ное закрепле-ние звуков: [т], [б], [б’], [д], [д’], [г], [г’], [ш], [ж], [л], [р], [р’], [ц], [ч], [ш] в соот-ветствии с ин-дивидуальны-ми планами и планами фрон-тальных заня-тий.

2. Преодоление затруднений в произношении трудных по структуре слов, состоящих из правильно про-износимых зву-ков (строи-тельство, кос-монавт и др.).

3. Формирова-ние связной, граммматичес-ки правильной речи с учетом индивидуаль-ных особеннос-тей детей.


Определение нали-чия звука в слове.

Развитие слухового внимания к звуко-вой оболочке сло-ва, слуховой памя-ти. Выделение зву-ка из ряда других звуков, в слогах, в словах.

Распределение (на-хождение) карти-нок, названия кото-рых включают за-данный звук;

Определение места звука в слове;

Осуществление анализа звука, ана-лиза и синтеза сло-га, слова (опреде-ление последова-тельности и коли-чества звуков в слове), составление схемы слов;

Подбор слова к соответствующей графической схеме;

Практическое ус-воение понятия «согласный звук», «твёрдый, мягкий звук», «звонкий, глухой звук»;

Составление слов из заданной последовательности звуков.



Пальчико-вые миниа-тюры с изображением птиц, пятая сту-пень (по методике Ткаченко Т.А.)


Пальчико-вая гимнас-тика с ре-чевым со-провожде-нием и без него;


Игры – шнуровки


Рисование, раскрашива-ние, обводка


Графичес-кие упраж-нения.

Нанизывание бус.

Штриховка.

Катание ре-зиновых, пластмассо-вых, дере-вянных, по-ролоновых мячей с ши-пами ("ёжи-ков").


Надевание и снимание колечка (масссаж пальцев).

Игры с кон-структором, мозаикой и другими мелкими предметами

Практическое употребле-ние обобщающих слов по темам: (посуда, животные, птицы); названий предмета и его составных частей; сложных слов (снегопад, самолет); однокоренных слов (хлеб-хлебница- хлеб-ный); приставочных гла-голов с различными оттен-ками значений; относи-тельных прилагательных (посудный, продуктовый); притяжательных прилага-тельных (семейный, животный).


Понимание и объяснение: многозначности слов (снег идет, время идет); слов с переносным значением (вьюга злится, лес уснул, мороз шагает); названий профессий с суффиксами: -телъ-, -ист-, -чик-, -ниц-, -их-, -ш- Конверт №14; несклоняемых слов (кофе, какао, меню).


Введение в активную речь слов, указанных для 1 -го периода; прилагательных с уменьшительно-ласкатель-ными суффиксами: -оньк-, -еньк- (пушистенький, серенький, мягонький).


Единственное и множест-венное число существи-тельных, глаголов, прила-гательных (продолжение).


Родительный падеж в зна-чении частичности объекта (стакан молока, половинка яблока).

Родительный падеж су-ществительных множест-венного числа на: -ей- (гу-сей, медведей).


Родительный и дательный падежи числительных: один, два (до 5) (к одному, к двум, от двух).


Согласование прилагатель-ных с существительными в роде, числе, падеже.


Согласование порядковых числительных до 10 с су-ществительными (продолжение).
Предлоги: -за-, -перед-, -из-за-, -под-, -из-под-, -над-.
Различение вопросов: чем? — с чем?
Упражнение в пра-вильном употреблении союза: -и- при однородных членах предложения.



Закрепление в практических уп-ражнениях и акти-визация в речи де-тей навыка упо-требления всех типов прос-тых и сложных предложений, отработанных в 1-м периоде.


Расширение объ-ема простого рас-пространенного предложения за счет использова-ния наречий вре-мени, места и об-раза действия: (сейчас, сегодня, давно, здесь, там, далеко, близко, сильно, крепко, громко, медлен-но), отвечающих на вопросы: где? когда? куда? откуда? как?


Составление пред-ложений по опор-ным словам и пред-метным картинкам, связанным и не свя-анным по смыслу (стол — ваза, книга — окно).

Составление пред-ложений с различ-ными изменени-ями, преобразова-ниями форм гла-гола в лице, числе, времени, виде.


Формирование навыка правиль-ного построения предложений по любой сюжетной картинке.


Употребление в практических уп-ражнениях слож-ноподчиненных предложений с придаточными: (цели, причины, сравнения и вре-мени); союзы: -чтобы-, -потому что-, -как-, -когда-.


Анализ и синтез предложений, состоящих из 4-5 слов.



Расширение сферы использования диа-логической речи (чтение стихов в ли-цах, беседа по про-читанному, пере-сказы по ролям, инс-ценирование).


Пересказы с твор-ческими заданиями (изменение лица, времени, места действия).


Заучивание сти-хов, их вырази-тельное чтение (интонация, ло-гические ударе-ния, паузы, ды-хание).


Составление рас-сказов: а) по серии сюжетных картинок; б) по одной сюжет-ной картинке; в) по предложенному на-чалу; г) по заданно-му плану; по моде-лированию ситуа-ции и графическому плану; д) по анало-гии.


Обучение умению строить учебное высказывание при анализе состава предложения, слова, расположения мате-риала на странице в книге, тетради, аль-боме, при объясне-нии проблемных си-туаций и решении логических задач.

период

Примерное содержание логопедической работы для детей с тяжелыми нарушениями речи

Примерное содержание логопедической работы для детей с ФНР и ФФНР


Звуковая сторона речи

Разви-тие мелкой моторики


Формирование лексико грамматических категорий

Развитие связной речи

Формирование диалогической речи

Произношение

Фонематический слух и восприятие. Первичный звуко-слоговой анализ и синтез.

Март апрель май

Закрепление и дифференциа-ция звуков: [ш], [ж], [л], [р], [р’], [ц], [ч], [ш] в соот-ветствии с ин-дивидуальными планами и планами фрон-тальных занятий.

2. Преодоление затруднений в произношении трудных по структуре слов, состоящих из правильно произносимых звуков (строи-тельство, кос-монавт и др.).

3. Формирование связной, грамматически правильной речи с учетом индивидуаль-ных особеннос-тей детей.


Развитие слухового внимания к звуко-вой оболочке сло-ва, слуховой памяти.

Выделение звука из ряда других зву-ков, в слогах, в словах.

Распределение (нахождение) кар-тинок, названия которых включают заданный звук; оп-

Определение места звука в слове;

Осуществление анализа звука, анализа и синтеза слога, слова (определение пос-ледовательности и количества звуков в слове), составле-ние схемы слов;

Подбор слова к соответствующей графической схеме;

Практическое усвоение понятия «согласный звук», «твёрдый, мягкий звук», «звонкий, глухой звук»;

Составление слов из заданной последовательности звуков.


Пальчиковые миниатюры с изображением животных, шестая ступень (по методике Ткаченко Т.А.)


Пальчиковая гимнастика с речевым сопро-вождением и без него;


Игры - шнуровки


Рисование, раскрашивание, обводка


Графические упражнения.

Нанизывание бус

Штриховка.

Катание рези-новых, пласт-массовых, де-ревянных, по-ролоновых мячей с шипа-ми ("ёжиков").

Надевание и снимание ко-лечка (массаж пальцев).

Игры с конс-труктором, мозаикой и другими мел-кими пред-метами

Введение в активную речь слов и словообра-зовательных элемен-тов, усвоенных в 1-й и 2-й периоды.


Закрепление трудных тем 2-го периода.


Дательный и родитель-ный падежи числи-тельных от 5 до 10.


Значение завершеннос-ти и незавершенности действия, выражаемое глаголами с приставка-ми и без приставок (решает — решил).


Предлоги: -между-, -через-.


Наречие, как признак действия (хорошо, плохо, красиво, весело).


Согласование прилага-тельных и числительных с существительными (три белых гриба, две желтых лисички).


Закрепление и ак-тивизация в речи детей всех усво-енных ранее типов простых и слож-ных предложений.


Обучение состав-лению сложносо-чиненных предло-жений с раздели-тельным союзом: -или- (практичес-кие упражнения).


Закрепление уме-ния грамматичес-ки правильно от-вечать на вопрос: -почему?- Обучение правильному по-строению сложно-подчиненных предложений, в которых главным является предложе-ние “Я хочу...”.


Обучение умению передавать прямую речь сложным предложением с союзами: -что-, -чтобы- (практичес-кие упражнения).


Повторение и закрепление тех типов предложе-ний, которые оказались наибо-лее трудными для усвоения.



Продолжение рабо-ты по совершен-ствованию диалоги-ческой речи.


Дальнейшее разви-тие монологической речи:


а) пересказ неболь-ших рассказов со скрытым смыслом;

б) установление причинно-след-ственных связей в небольших текстах, отрывках;

в) составление рассказов: из дефор-мированного текста; по набору предмет-ных картинок, объе-диненных одной темой; по опорным словам и предменым картинкам; состав-ление рассказов всех типов (см. в 1-й период).


Дальнейшее разви-тие выразительности речи при чтении стихов, драматизации.


Развитие умения строить доказатель-ное учебное высказывание.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Дошкольникам

Автор: Коркина Марина Георгиевна

Дата: 10.06.2021

Номер свидетельства: 583150


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства