kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Применение сенсорной комнаты и релаксационных сеансов в работе с детьми ОВЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе расмотрены аспекты коррекционной работы по сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста с ОВЗ и приведены практические методы проведения работы с использованием сенсорной комнаты и сеансов релаксации

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Применение сенсорной комнаты и релаксационных сеансов в работе с детьми ОВЗ»

Автор:

Якимова Татьяна Ивановна, педагог-психолог,

МАДОУ ЦРР детский сад №24 «Улыбка»

Город Чайковский

Применение сенсорной комнаты и релаксационных сеансов в работе с детей с ОВЗ для укрепления и сохранения здоровья.



Расслабление - ваше естественное состояние, которое наступает,

когда вы сами перестаете создавать напряжение.

Видьямала Берч, Денни Пенман



Аннотация: в работе рассмотрены аспекты коррекционной работы по сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста с ОВЗ и приведены практические методы проведения работы с использованием сенсорной комнаты и сеансов релаксации.

Ключевые слова: дошкольники, дети ОВЗ, сенсорная комната, релаксация.

Введение

У детей с ограниченными возможностями здоровья существуют общие особенности развития, к которым традиционно относятся затруднения в восприятии, хранении, переработке информации; нарушения или трудности речевого развития, снижение динамики психических процессов, замедленность формирования понятий. Часто детям свойственны высокий уровень психоэмоционального и мышечного напряжения. Дети с ограниченными возможностями здоровья отличаются повышенной нервной возбудимостью, тревожностью, агрессивностью, гиперактивностью с одной стороны и пассивностью, замкнутостью, закрытостью, зажатостью, неразвитостью эмоциональной сферы, поведенческими расстройствами с другой стороны, даже незначительные стрессовые ситуации перегружают их слабую нервную систему.

Для того чтобы помочь ребенку справиться с эмоциональным и мышечным напряжением, в своей работе мы применяем оборудование сенсорной комнаты в релаксационных сеансах.

Релаксация-это снятие психологического, мышечного напряжения для восстановления сил, эмоциональной разрядки, снижения агрессии. В коррекционно- развивающей работе применяем основные методы релаксации, такие как мышечная, дыхательная и умственная.

Во время сеансов релаксации мы используем следующие оборудование:

  • Коврики для релаксации.

  • Визуальное оборудование: проектор «Солнце», воздушно-пузырьковые трубки, создающие приятные визуальные эффекты, фонтан.

  • Аудио оборудование, транслирующее расслабляющую музыку или звуки природы.

  • Ароматические приспособления: SPA-капсулы, мешочки с ароматными травами.

Релаксация в комплексе с оборудованием сенсорной комнаты помогает достичь общего расслабляющего эффекта, восстановления сил, помогает привести организм в тонус, а также нормализует психофизиологическое состояние после стрессов.


Мышечная релаксация.

Методика мышечной релаксации по Джекобсону предполагает напряжение каждой группы мышц с последующим расслаблением. Мышечное расслабление используется для снятия эмоционального напряжения.

Упражнение

Оборудование

«Бабочка»

Свести лопатки на вдохе (как будто бабочка сложила крылья), на выдохе лопатки - развести (бабочка расправила крылышки).

Визуальное оборудование проектор «Солнце»

«Черепаха»

Плечи поднять к ушам на вдохе (прячем голову, как черепаха в панцирь), на выдохе плечи опустить и расслабиться (черепаха высунула голову из панциря)

Аудио оборудование, транслирующее расслабляющую звуки природы «Шум моря»

«Ласточка»

Дети превращаются в ласточек. Одна нога отставляется назад (насколько это возможно), «крылья» -руки, расправляются в стороны. Ласточки полетели! Ласточки долго не могут летать, устали ноги, «крылышки», спинка, «приземляемся», дети занимают исходное положение - нога ставится рядом с другой, туловище наклоняется вниз, руки опущены вниз. Вдох-выдох «ласточки снова полетели» (3-4 раза)

Аудио оборудование, транслирующее расслабляющую звуки природы «Поющие птицы», визуальное оборудование проектор «Солнце»

Метод дыхательной релаксации.

Помогает насытить кровь кислородом, обогатить им каждую клетку организма. Кроме этого, во время выполнения таких упражнений происходит нормализация дыхания, что оказывает успокаивающее воздействие на психику.

Упражнение

Оборудование

«Подуй на ручеёк»

Глубоко вдохнуть, набирая в легкие как можно больше воздуха. Затем, вытянув губы трубочкой, медленно выдохнуть, как бы дуя на ручеёк, при этом длительно произносить звук «у».

Визуальное оборудование «фонтан»

«Ленивая кошечка»

Поднять руки вверх, затем вытянуть вперед, потянуться, как кошечка. Почувствовать, как тянется тело. Затем резко опустить руки вниз, произнося звук «а».

Визуальное оборудование проектор «Солнце»

«Ёжик»

Поднести к лицу мешочки, набрать воздух через нос, вдохнуть аромат трав и с силой выталкивать его через сомкнутые губы, произнося звук «п». При выталкивании воздуха работать мышцами живота. Предложить ребенку

Ароматические приспособления мешочки с ароматными травами.


положить палец или руку на живот, чтобы он почувствовал, как работают мышцы живота при дыхании. Живот должен активно сдуваться

(выдох) и надуваться (вдох).

Инструкция для ребенка: представь, как пыхтит ежик, когда идет по лесу.


Метод умственн

ой релаксации.

Данный метод состоит из психоэмоционал

ьных речевок-тренингов, направленных на

то, чтобы фокусировать сознание на устранени

и той или иной внутренней или внешней

проблеме.

Вводная часть перед каждым настроем

Дети ложатся на ковёр, устраиваются по

удобнее. Руки вытянуты вдоль туловища,

расслаблены. Ноги прямые, не скрещенные. Игра

ет тихая спокойная музыка.

Ведущий: «Ложитесь по удобней. Закройт

е глаза. Дышим спокойно и ровно. Дадим

нашим ногам и рукам отдохнуть, вытянем

и расслабим их. Давайте помолчим и

прислушаемся к звукам вокруг себя… (пауза). П

рислушайтесь к вашему дыханию… (пауза)

Дыхание ровное и спокойное. Позвольте своему Послушайте, что я хочу вам рассказать…»

телу расслабиться и отдохнуть… (пауза).

Упражнение

Оборудование

«Облака»

Представьте себе тёплый летний вечер. Вы лежите на траве и смотрите на проплывающие в небе облака – такие белые, большие, пушистые облака в голубом небе. Вокруг всё тихо и спокойно, вам тепло и уютно. С каждым вздохом и выдохом вы начинаете медленно и плавно подниматься в воздух, всё выше и выше, к самым облакам. Ваши ручки лёгкие, лёгкие, ваши ножки лёгкие. все ваше тело становится лёгким, как облачко. Вот вы подплываете к самому большому и пушистому, к самому красивому облаку на небе. Ближе и ближе. И вот вы уже лежите на этом облаке, чувствуете, как оно нежно гладит вас, это пушистое и нежное облако … (пауза – поглаживание детей). Гладит …, поглаживает … Вам хорошо и приятно. Вы расслаблены и спокойны. Но вот облачко опустило вас на полянку. Улыбнитесь своему облачку. Потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Вы хорошо отдохнули на облачке.

оборудование, расслабляющую музыку.

Коврики для релаксации, визуальное оборудование проектор «Солнце», аудио

транслирующее

«Водопад»

Представьте себе, что вы стоите возле водопада. Чудесный день, голубое небо, тёплое солнце. Горный воздух свеж и приятен. Вам дышится легко и свободно. Но водопад наш необычен, вместо воды в нём падает мягкий белый свет. Представьте себе, что вы стоите под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашей голове. Вы чувствуете, как он льётся по лбу, затем по лицу, по шее… Белый свет течёт по

Коврики для релаксации, Визуальное оборудование проектор «фонтан», ароматические приспособление SPA-капсулы.

вашим плечам …, помогает им стать мягкими и расслабленными … (пауза – поглаживание детей). А нежный свет течёт дальше по груди у …, по животу у … Пусть свет гладит ваши ручки, пальчики. Свет течёт и по ногам, и вы чувствуете, как тело становится мягче, и вы расслабляетесь. Этот удивительный водопад из белого света обтекает всё ваше тело. Вы чувствуете себя совершенно спокойно, и с каждым вздохом вы всё сильнее расслабляетесь. А теперь потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Волшебный свет наполнил вас свежими силами и энергией.


«Воздушные шарики»

Представьте себе, что все вы – воздушные шарики, очень красивые и весёлые. Вас надувают, и вы становитесь всё легче и легче. Все ваше тело становится лёгким, невесомым. И ручки лёгкие, и ножки стали лёгкие, лёгкие. Воздушные шарик поднимаются всё выше и выше. Дует тёплый ласковый ветерок, он нежно обдувает каждый шарик … (пауза – поглаживание детей). Обдувает шарик …, ласкает шарик … Вам легко, спокойно. Вы летите туда, куда дует ласковый ветерок. Но вот пришла пора возвращаться домой. Вы снова в этой комнате. Потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Улыбнитесь своему шарику.

Коврики для релаксации, визуальное

оборудование проектор воздушнопузырьковые трубки, создающие приятные визуальные эффекты.

В практической работе можно использовать комплекс упражнений для релаксации предложенный И.Г.Выготской, Е.Л. Пеллингер, Л.П.Успенской. Частью этого комплекса являются особые упражнения, позволяющие успокаивать детей, особенно заикающихся и снимать характерное чрезмерное мышечное и эмоциональное напряжение. Любые, даже незначительные, стрессовые ситуации становятся избыточными для слабой нервной системы, вызывают и усиливают волнение, ухудшают речь. Из этого следует, что мышечная и эмоциональная раскованность — это главное условие для естественной речи и правильных телодвижений.

Многолетний опыт работы авторов с детьми ОВЗ позволяет им рекомендовать расслабляющие упражнения всем детям. Умение расслабляться помогает одним детям снять напряжение, другим — сконцентрировать внимание, снять возбуждение.

Проводя с детьми релаксационные сеансы, мы используем специально подобранные серии музыкальных композиций, что позволяет комплексно воздействовать на ребенка, снимает психоэмоциональное напряжение, помогает в преодолении негативных переживаний и снижает тревожность. Во время проведения релаксации мы рассаживаем детей на удобные мягкие коврики. Для облегчения взаимодействия и ощущения целостности используем форму круга как возможность открытого общения.

Применение нами в работе релаксационных упражнений оказало влияние на развитие двигательных навыков воспитанников и на развитие нервной системы. Дети стали более организованными и дисциплинированными. Кроме того, дополнительными эффектами мышечной релаксации являются улучшение сна, эмоциональная «разрядка» и повышение работоспособности. Опыт показал, что предлагаемые расслабляющие упражнения понятны детям и достаточно результативны. Расслабление вызывается путем специально подобранных игровых приемов. Каждому дается образное название («Олени», «Кораблик»). Это увлекает детей. Они выполняют расслабляющие упражнения, не просто подражая ведущему, а, перевоплощаясь, входят в заданный образ. Например, так старательно изображают штангиста, поднявшего тяжелую штангу над головой, что испытывают значительное напряжение в мышцах рук. Роняют штангу — опускают вниз расслабленные руки. Фиксируя внимание на расслаблении по контрасту с напряжением, дети учатся более полному расслаблению, это главное условие для исправления речи.

Заключение

Расслабленные мышцы несовместимы со стрессом, беспокойством и тревогой. Именно поэтому мышечное расслабление позволяет привести в равнове­сие напряженное сознание. Результаты грамотно и регулярно проводимой мышечной и эмоциональной релаксации повышают эффективность коррекционной работы педагога с детьми с тяжёлым нарушением речи. Это обеспечивает высокую работоспособность, хорошее настроение, внутреннее спокойствие и уверенность. Опытом доказано, что расслабления можно достичь лишь с помощью регулярного и систематического выполнения приведенного комплекса упражнений в течение длительного времени.

Список литературы:

Браудо Т.Е. Пособие по использованию сенсорной комнаты. / Т.Е. Барудо., Ю.А. Кириченко, Е.А. Соловьева. - М.: Издательство АРКТИ, 2005.

Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Книга для воспитателей детского сада. / Л.А. Венгер, Н.Б. Венгер, Э.Г.

Пилюгина. - М.: Просвещение, 2000.

Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: метод. пособие.М: Сфера, 2008.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ/ авт.-сост. Н.И. Еременко.- Волгоград: ИТД « Корифей», 2009

Здоровячок, Система оздоровления дошкольников/ авт. – сост. Т.С. Никанорова, Е.М.Сергиенко.-Воронеж: Ч.П.Лакоценин С.С, 2007.

Колос Г.Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении. / Г.Г. Колос. - М:

Издательство АРКТИ, 2008.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Применение сенсорной комнаты и релаксационных сеансов в работе с детьми ОВЗ

Автор: Якимова Татьяна Ивановна

Дата: 20.05.2021

Номер свидетельства: 580998


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства