Просмотр содержимого документа
«Предметно-развивающая среда младшей группы в адаптационный период»
Предметно-развивающая среда младшей группы в адаптационный период
Одним из определяющих факторов, который влияет на течение адаптации, является правильно организованная предметно-развивающая среда. Необходимо сформировать у ребёнка, желание идти в детский сад. Это зависит в первую очередь воспитателей от умения создать благоприятную атмосферу в группе, атмосферу тепла и уюта, благожелательности. Если ребёнок почувствует с первых дней это тепло, исчезнут его волнения и страхи, намного легче пройдёт его адаптация.
Спортивный уголок, который удовлетворяет потребность детей 2-4 лет в движении. Спортивный уголок не только радует малышей, но и помогает им укреплять физическое здоровье. У детей всегда есть желание заниматься в этом уголке.
Уголок изобразительной деятельности со свободным доступом детей к карандашам и бумаге, краскам, пластилину помогает решить эту проблему в любое время, как только у малыша возникает потребность выразить себя. Особое удовольствие доставляет детям рисование фломастерами – маркерами, оставляющими толстые линии на листе бумаги. Изобразительная деятельность для ребёнка не столько художественно-эстетическое действо, сколько возможность выплеснуть на бумаге свои чувства.
Умиротворяюще действует на детей созданный в группе уголок для игры с песком и водой. Такие игры имеют большие развивающие возможности, но в период адаптации главным является их успокаивающее и расслабляющее действие. Летом такие игры легко организовать на улице, а вот осеннее - зимнее время в уголке с песком и водой проводятся разнообразные и увлекательные игры для детей. Здесь имеются различные формочки, сита, воронки, ложки, совочки, ведёрки для игры с песком. В воде дети могут купать резиновых кукол, набирать в резиновые игрушки воду и выталкивать её струей, пускать по воде кораблики и т. д.
Уголок театрализованной деятельности:
Здесь имеется красивая ширма для показа деткам сказок, игрушки серии «би - ба - бо» (кошка, собачка, заяц, лиса, волк, медведь, петушок, колобок и др., оформлены красивые коробки, где лежат плоскостные фигуры персонажей из сказок «Репка»; «Курочка ряба»; «Колобок»; «Гуси - лебеди», (для показа на фланелеграфе). Есть сказочные персонажи для пальчикового театра, которые малыши очень любят сами одевать и показывать знакомые им сказки.
Уголок художественной литературы: привлекает ребят различными яркими книжками, здесь есть и потешки, сказки и «книжки - малышки» и иллюстрации времена года о которых воспитатели говорят с малышами. Все книги с яркими иллюстрациями, они вызывают у малышей эмоциональный отклик, помогают понять содержание сказки, песенки, потешки, лучше представить внешность героев и их характер. Дети очень любят не только слушать чтение книжек воспитателем, но и просматривать книжечки сами.
Никогда не бывает скучно в Музыкальном уголке. Малыши с удовольствием гремят погремушками, шумелочками и маракасами, сделанными из киндер-сюрпризов». Играют на металлофоне, деревянных ложках, гитаре, гармошке, бубнах. Мальчики особенно любят музыкальные рули и гитары.
Уголок сенсорного развития детей, ведь сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основной познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. В уголке собран материал, который помогает расширять представления малышей о форме, цвете, размере, характере поверхности предметов (пирамидки, кубики, матрёшки, игрушки вкладыши разных форм, цветные палочки, пробки, разнообразные мозаики, геометрические фигуры, здесь же расположены различные дидактические игры, оформленные в коробочках разных цветов, размеров: «Подбери шарик к ниточки»; «Найди свой домик»; «Большой, маленький»; «Длинный, короткий»; «Назови каким цветом?» и др. игры. В среднем отделе стола, я разместила игры с разноцветными шнурочками; «Молниями»; пуговичками; липучками; (деревья, домики, бабочки, сапожки и т. д.) В этом уголке есть и напольный сенсорный материал, с которым дети любят играть сидя на коврике (мягкие цветные кубы, и разборные с вкладышами цветные кубы.)
Групповая комната разбита на игровые зоны для игры детей. В сюжетно ролевой игры «Дом»; «Парикмахерская»; «Больница»; «Магазин», в этих игровых зонах дети играют в сюжетно - отобразительную игру, в которой активно отображают впечатления, полученные в повседневной жизни (в быту и на занятиях.) Но приобретая игрушки и другой дидактический материал надо учитывать:
- возрастные особенности детей данной группы;
- яркость и эстетичность, реалистичность;
- безопасность.
Так же для облегчения адаптации детей среда приближена к домашней. Ребёнок может принести из дома свою любимую игрушку, книгу. На адаптационный период я в своей группе разрешаю родителям принести даже наволочку на подушку, это значительно уменьшает стресс ребёнка, особенно когда подходит момент оставления на сон. Чтобы сгладить неблагоприятные факторы адаптации необходимо создание в группе предметно-развивающей среды.