Просмотр содержимого документа
«Предметно-игровая среда для детей старшего дошкольного возраста.»
Предметно-игровая среда для детей старшего дошкольного возраста.
Условия формирования игры
В модели образовательного процесса должно быть:
наличие специального времени для игры;
возможность свободного и содержательного общения детей со взрослыми и сверстниками.
Адекватная предметно-пространственная среда (в соответствии с требованиями ФГОС ДО):
насыщенность среды;
трансформируемость игрового пространства;
полифункциональность среды и игровых материалов (наличие предметов-заместителей, мягких модулей, ширм);
доступность среды, игровых материалов, возможность использовать все элементы игрового пространства;
вариативность среды (наличие микропространств для разных видов игр);
безопасность среды (соответствие всех элементов среды требованиям надежности и безопасности для психологического здоровья).
С учетом требований ФГОС предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Насыщенность среды должна соответствовать возможностям детей и содержанию Программы.
Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).
Трансформируемость пространства предлагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
Полифункциональность материалов предполагает: возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д; наличие в и Группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности(в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
Вариативность среды предполагает:
Наличие в Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и прочее), а так же разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
Переодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
Доступность среды предполагает:
Доступность для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
Свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
Исправность и сохранность материалов и оборудования.
Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
Замыслы игр у детей становятся разнообразнее. Для их реализации детям нужны разнообразные по тематике игрушки. Перечислить, какие именно игрушки им потребуются, невозможно, т.к. тематика игрушек зависит от игровых интересов детей и того окружения, в котором они живут. Игрушки вносят постепенно, по мере ознакомления детей с окружающим.
В сюжетно-ролевой игре дети принимают на себя роли. Для выразительного их выполнения нужны элементы костюмов: юбки, жилеты, украшения, головные уборы, и другое. Костюмы не нужно закреплять за определенной ролью, дети любят их комбинировать.
Для игр детям нужны разные атрибуты, это могут быть игрушки, например, руль, бинокль, сумки и другое. Некоторые атрибуты полезно делать вместе с детьми тогда, когда они потребуются в игре.
Проявление ролевых высказываний помогает специально оборудованная предметно-игровая среда. Нужны игрушки-партнеры, у девочек ими становятся куклы, с ней девочки разговаривают и тем самым у них формируются ролевые высказывания, обращенные к игрушке-партнеру. Для мальчиков порой такого партнера не находится, хотя ими могут быть игрушечные животные, например, собака, обезьяна.
Чтобы проявились ролевые высказывания, обращенные к воображаемому собеседнику, можно предложить телефон или телефонную будку, в которой ребенок уединяется от остальных детей, и в спокойной обстановке может сосредоточится на разговоре, преодолеть стеснительность.
В сюжетно-ролевой игре дети вступают во взаимодействие, поэтому им нужны игрушки для совместных игр. Объединению играющих помогает крупный игровой материал. Это могут быть крупные игрушки, например, макеты машины, теплохода, другие, а также крупные предметы-заместители: средообразующие модули, фанерные ящики, выполненные по типу кубов-вкладышей, крупный строительный материал. Используя крупный игровой материал, дети замещают в игре не один предмет, а целый комплекс объектов, например, построили корабль, вокруг разбросали кубы, как будто лодки или льдины, поставили треугольники, а это акулы или скалы. Такая обстановка создает у детей иллюзию подлинности переживаемых событий. Ценность крупного материала и в том, что, играя с ним, дети много двигаются. Установлено также, чточем разнообразнее отображаемые в играх события, тем более обобщенный игровой материал требуется, вот поэтому наряду с игрушками, предлагаются крупные и мелкие предметы-заместители.
Иногда в оформлении игрового уголка можно использовать различные картины, они тоже помогают играющим ярче представить отображаемые события. Например, дети отправились в плавание на теплоходе, воспитатель рядом с ними может повесить картину, на которой изображены теплоходы, плывущие по реке. С этой же целью можно использовать и коллективные детские работы, они могут быть выполнены вместе со взрослыми.
Предметно-игровая среда обязательно должна гибко изменяться в зависимости от игровых интересов детей и уровня развития их игры.