Презентация "Опытно-экспериментальная деятельность как средство формирования познавательного развития детей дошкольного возраста"
Презентация "Опытно-экспериментальная деятельность как средство формирования познавательного развития детей дошкольного возраста"
развитие собственного познавательного опыта детей путем включения их в мыслительные, моделирующие, преобразующие действия;
поддержание у детей познавательной мотивации на основе партнерских отношений взрослого с детьми, а также самостоятельной деятельности;
организация развивающей предметно-пространственной среды посредством создания в группе научной мини-лаборатории «Почемучки»;
вовлечение семей воспитанников в образовательный процесс, с целью повышение их компетентности в вопросе организации и проведении совместной опытно-экспериментальной деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Презентация "Опытно-экспериментальная деятельность как средство формирования познавательного развития детей дошкольного возраста"»
В постоянно меняющихся социально-экономических условиях страны развивающемуся обществу нужны современные, образованные, нравственные, предприимчивые люди, отличающиеся мобильностью, динамизмом, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора. Ведущая роль в становлении личности отводится системе дошкольного образования, где в последние годы произошли качественные изменения: изменилась структура, содержание, появился ФГОС ДО, ориентированный на реализацию основных принципов ДО, среди которых выделяются следующие:
формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
поддержка инициативы детей в различных видах деятельности [4]
Такое пристальное внимание современной системы образования к направлениям познавательного развития подрастающего поколения неслучайно. В последнее время ученые и педагоги отмечают, что происходит снижение познавательной активности у детей старшего возраста: они редко задают познавательные вопросы, не проявляют стремления к получению новых знаний и самостоятельности. Это обусловлено, в первую очередь, тем, что в последние десятилетия педагоги ДОУ использовали классно-урочную систему образования, в которой образовательный процесс представлялся в форме прямого обучения, а не как процесс совместной партнерской деятельности взрослого с детьми.
С введением ФГОС ДО современному педагогу необходимо выбирать и организовывать такие виды детской деятельности, в которых будут формироваться познавательный интерес и познавательная активность ребенка, а форма взаимодействия взрослого с детьми будет носить характер партнерских взаимоотношений.
Существенную роль в развитии познавательной активности старшего дошкольника играет познавательно-исследовательская деятельность, протекающая в форме детского экспериментирования, в процессе которого, по словам Н.А. Коротковой, «происходит формирование ребенка как самостоятельного и инициативного субъекта деятельности, субъекта познания». При этом, моделируя в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях и экспериментах, он стимулирует свою познавательную активность и самостоятельность [3].
Учитывая результаты диагностирования уровня развития познавательной активности воспитанников нашей группы, а также теоретическую и практическую значимость опытно-экспериментальной деятельности для всестороннего развития детей, стала возможной организация формирующего этапа эксперимента в старшей группе нашей ДОО.
Целью формирующего этапа эксперимента было создание условий, обеспечивающих формирование познавательного интереса и познавательных действий у старших дошкольников в процессе детского экспериментирования.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
развитие собственного познавательного опыта детей путем включения их в мыслительные, моделирующие, преобразующие действия;
поддержание у детей познавательной мотивации на основе партнерских отношений взрослого с детьми, а также самостоятельной деятельности;
организация развивающей предметно-пространственной среды посредством создания в группе научной мини-лаборатории «Почемучки»;
вовлечение семей воспитанников в образовательный процесс, с целью повышение их компетентности в вопросе организации и проведении совместной опытно-экспериментальной деятельности.
Опираясь на формы педагогической работы, представленные в работах О.В. Дыбиной, Н.П. Рахманиной, А.И. Ивановой, мы разработали перспективное планирование опытно-экспериментальной деятельности для старших дошкольников, которое систематизировало образовательный процесс, включая в себя стандартный набор тем по следующим направлениям:
живая природа (характерная особенность сезонов разных природно-климатических зон, многообразие живых организмов);
человек (функционирование организма, рукотворный мир, свойства материалов).
Все темы представленного перспективного планирования усложняются по содержанию, по задачам, способам их реализации (информационный, действенно-мыслительный, преобразовательный).
При выборе темы соблюдались следующие правила:
Тема должна быть интересной ребёнку, должна увлекать его.
Тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования (ребёнок должен раскрыть лучшие стороны своего интеллекта, получить новые полезные знания, умения и навыки).
Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.
На основе перспективного планирования была создана картотека опытов и экспериментов, содержащая практический материал с усложнением и учитывающая возрастные особенности детей.
Данная картотека разбита по следующим тематическим блокам, что делает образовательный процесс более удобным и содержит подробное описание опытов и экспериментов:
с различными источниками света;
с различными материалами (человек, рукотворный мир);
с почвой;
с водой;
с воздухом;
со звуком;
с теплом;
с магнитами и.т.д.
Содержание опытно-экспериментальной деятельности детей экспериментальной группы было реализовано в двух основных блоках образовательного процесса.
Первый блок представлял собой совместную партнерскую деятельность взрослого с детьми, организованную в рамках:
ООД по ознакомлению с окружающим, с включенными опытами по заданной теме;
совместных исследовательских проектов.
Второй блок – это свободная самостоятельная деятельность детей, организованная в мини-лаборатории, на прогулке и совместно с родителями.
В связи с тем, что проведение любого опыта и эксперимента является мини-исследованием, мы старались придерживаться определенного алгоритма деятельности:
постановка исследовательской задачи в виде проблемной ситуации;
предположение возможных вариантов решения проблемы;
выбор материала и оборудования, размещение в зоне исследования;
осуществление эксперимента;
анализ, обобщение и фиксация результатов эксперимента.
Следует отметить, что на каждом из этапов построение образовательного процесса шло на основе партнерских отношений, позволяющих создавать у детей положительные эмоции, а значит формировать познавательный интерес и активность.
При постановке задачи исследования дети учились видеть и выделять проблему, в зависимости от проблемной ситуации могла быть выдвинута двумя способами:
а) педагог создавал проблемную ситуацию (в рамках тематического планирования), которая приводит к открытию каких-либо закономерностей:
в форме приглашения к необязательной, непринужденной деятельности: «Давайте сегодня…», «Сегодня я буду, кто хочет, присоединяйтесь…» (когда дети опытным путем учились определять качества веществ и предметов, нами было предложено детям устроить банный день для кукол);
в форме проблемного вопроса: «Где быстрее наступит весна?» (при проведении экспериментов со льдом и снегом для установления зависимости изменений в природе от сезона)
в форме мотивации личной заинтересованности – сделать то, что интересно (в рамках проведения опытов с песком, мы предложили детям сделать красивые вазы из цветного песка, в качестве подарка от нашей группы педагогам на выпускной вечер, но для начала необходимо было уточнить свойства песка);
б) проблема была сформирована самими детьми
При этом в силу того, что дети дошкольного возраста непосредственны и активны и познавать могут только то, что им действительно интересно, то иногда проблема, поставленная ребенком, могла не входить в тематический план. Ведь интересно не может быть по расписанию или тогда, когда этого захотел взрослый (при проведении с детьми дидактической игры «Угадай на вкус», на подносе остался нарезанный картофель, который полежал и принял фиолетовый оттенок, ребят очень заинтересовало, почему же картофель поменял цвет – так стало возможным проведение эксперимента, который доказывал, что в состав картофеля входит крахмал).
При поиске путей решения проблем, у детей формировалось умение анализировать объект или явление, при этом намечая определенный план действий. Они высказывали суждения, предположения о причинах явления. При этом иногда их предположения были совершенно правильными, так как они руководствовались своим жизненным опытом и соотносили известные и неизвестные факты. При проведении опытов с водой, дети вполне четко смогли предположить, что сахар и соль растворятся в теплой воде быстрее, чем в холодной, а растворение карамельки, песка и монетки стало необходимым проверить. Какими бы ни были гипотезы детей, мы выслушивали и учитывали все предложения.
При постановке опыта, у детей формировалось, в первую очередь умение добиваться результата, мысленно или словесно анализируя свои действия. Во время проведения опытов и экспериментов стиль нашего общения носил демократический характер, старались быть всегда вместе (рядом) с детьми и если кто-то из детей затруднялся, то мы пересаживались к нему, но не проводили действия за него, а помогали прояснить ситуацию посредством вопросов, стимулирующих самооценку и самоконтроль: «Как узнать?», «Что нужно сделать, чтобы убедиться», «А что будет если?».
Заключительным этапом любого эксперимента было подведение итогов и формулирование выводов. При обсуждении результатов любого эксперимента для максимального приближения к ситуации круглого стола детям разрешено было свободно перемещаться для того, чтобы посмотреть ход эксперимента у своего товарища.
Выводы и результаты опытов и экспериментов мы фиксировали графически в индивидуальных тетрадях для опытов. Фиксация результатов позволяла обобщить полученные результаты, а кроме того, если эксперименты долгосрочные, способствовала фиксации определенных закономерностей процесса. Так, например, при проведении эксперимента по выращиванию урожая лука на подоконнике, мы смогли зафиксировать изменения, происходящие за весь период выращивания урожая. При этом, если при самых наших первых опытах и экспериментах результаты фиксировались педагогом на доске, то в конце экспериментальной работы дети самостоятельно графически или в рисунке передавали результаты исследования. Тетради для опытов мои ребята используют для самостоятельного повторения опытов проведенных совместно.
Выстраивание педагогического процесса по организации опытно-экспериментальной деятельности на основе данного алгоритма, позволило реализовать с детьми и их родителями совместные исследовательские проекты: «Вода – это жизнь», «Мир ослепительных улыбок», «Почему Дед Мороз никогда не снимает шубу», «Необыкновенные свойства магнита».
Существенной особенностью партнерской деятельности педагога с детьми, как в рамках ООД, так и в исследовательских проектах была ее открытость в сторону свободной самостоятельной деятельности дошкольников. Наличие модели, представленной в виде картотеки опытов или собственных зарисованных схем, предоставляло возможность детям самостоятельно перепроектировать партнерскую деятельность в соответствии со своими интересами, каждый раз, заново проверяя свои предположения, экспериментируя с предметами или играя, тем самым поддерживая постоянный исследовательский интерес. Кроме того, блок самостоятельной деятельности наполняется образовательным содержанием за счет создания развивающей предметно-пространственной среды.
В экспериментальной группе при совместной помощи родителей и детей был организован безопасный, содержательно насыщенный уголок исследовательской деятельности «научная лаборатория «Почемучки»», обеспечивающий широкий выбор дел по познавательным интересам и позволяющий каждому ребенку включаться во взаимодействие со сверстниками или действовать индивидуально. Дети с нескрываемым интересом самостоятельно экспериментировали с природными материалами, пользуясь при этом лупами, магнитами, пинцетами, мензурками сосудами с отверстиями, бросовым материалом. «Познавательная копилка», с представленными тематическими альбомами и картотеками, научно-популярной литературой и энциклопедиями, помогала ребятам самостоятельно найти ответ на интересующий их вопрос. А дидактические игры познавательного характера позволяли «юным исследователям» применять те знания, которые они приобрели в ходе экспериментирования и в игровой деятельности. Пополнение уголка экспериментирования происходило по мере проведения тех или иных экспериментов или проектов, а также при поддержке семей воспитанников.
В связи с тем, что многие педагоги нашей ДОО испытывали затруднения при организации уголков экспериментирования, мы разработали «Методические рекомендации для воспитателей ДОО по организации центров детского экспериментирования». Родители детей старшей группы были не только нашими помощниками в организации предметно-пространственной среды, но и полноценными участниками образовательных отношений, основанных на взаимопонимании и доверии. Семьи воспитанников активно принимали участие в исследовательских проектах, оказывали помощь ребятам при поиске информации по проблеме проекта, а также при подготовке докладов и создании фотовыставок и альбомов.
Для повышения компетентности родителей воспитанников в вопросе развития познавательной активности дошкольников через детское экспериментирование были также проведены различные методические мероприятия:
консультации и рекомендации в виде памяток по проведению самостоятельных опытов и экспериментов в домашних условиях;
родительские собрания, объединенные тематикой «Роль семьи в развитии познавательной активности дошколенка».
С целью поддержки инициативности и самостоятельности у детей, в ходе одного из таких собраний было решено повторять опыты и эксперименты, проведенные в группе в домашних условиях, используя индивидуальные тетради с зарисовками результатов опытов и экспериментов. Каждый раз, в группе мы обсуждали результаты, проведенных дома опытов и дети «заражались» друг от друга общей увлеченность и творческой активностью. Кроме того, в группе был организован коллективный видео просмотр опытов, которые провели дома с родителями ребята старшей группы. Дети с неподдельным интересом просматривали как их сверстники заставляли «танцевать» изюм в воде и самостоятельно выращивали мыло. В процессе просмотра каждый рассказал о своих достижениях и впечатлениях. Благодаря участию родителей в данной работе у детей сформировалось чувство гордости, повысилась самооценка, а у тех детей, родители которых чаще исполняли роль ассистента, наблюдается значительное продвижение в развитии познавательной активности.
В целом, созданные условия по организации опытно-экспериментальной деятельности со старшими дошкольниками являются эффективными для формирования их познавательного интереса, активности, самостоятельности.