Просмотр содержимого документа
«Практика использования в логопедии приемов обучения дошкольников здоровому образу жизни»
Практика использования в логопедии приемов обучения дошкольников здоровому образу жизни
Игры и упражнения из опыта работы.
Балакина Алевтина Сергеевна, учитель- логопед
МБДОУ ПГО «Детский сад № 49», г. Полевской.
ЗОЖ - это не только соблюдение гигиены, правильного питания, режима дня, знание основ анатомии, чтобы не навредить самому себе. ЗОЖ - это ещё и формирование потребности в движении. Практически у всех детей с тяжелыми нарушениями речи, состоящих не учете в логопункте, отмечается соматическая ослабленность, некоторые отставания в развитии двигательной сферы: недостаточная координация движений, снижение скорости и ловкости их выполнения. Частично эти недостатки компенсируются и на логопедических занятиях. В коррекционной работе мною используются различные виды детской деятельности, которые избавляют ребенка от физического переутомления, психологической перегрузки, снимают эмоциональное напряжение, т.е. помогают формировать потребность в ЗОЖ. Приведу примеры из своей логопедической практики.
Пространство логопедического кабинета позволяет включать различные доступные способы двигательной активности детей. Кроме того, что разные задания дети делают в разных местах, у разных столов, у доски, использую в логопедической работе и специальные упражнения и игры, позволяющие формировать потребность двигательной активности и ЗОЖ. Далее приведу пример и покажу самые доступные, легко запоминающиеся.
Игры малой подвижности:
«Загадки - ходилки». В разных местах комнаты ставятся картинки- отгадки. Дети слушают загадку, вслух ничего не произносят- идут к нужной картинке. Когда все подойдут к правильной картинке, спросить, какие слова помогли отгадать загадку. Если в группе много детей - поделить на девочек и мальчиков, на ряды, на столы, по одному.
«Сделай столько …». С кубиком. Ребенок отпускает из рук кубик, слушает задание: подпрыгни столько раз…, щелкни как лошадка…, назови слово велосипед столько раз и др. Один катит кубик- другой придумывает задание, педагог тоже может покатить кубик.
«Собираем бусы». Будем придумывать слова со звуком… с тремя слогами… весенние… и др. Рассыпать (или подальше поставить бусы). Дети придумывают, берут бусинку, надевают на нитку.
«Светофор» - угадывание цвета по движению. Заранее приготовить цвета светофора (круги). Договариваемся с детьми: на красный – стоим (как столбики), на желтый- идти ещё нельзя, но скоро будет можно (пружинка), на зеленый цвет- шагаем (на месте). Далее взрослый прячет круги за спину, достаёт по одному. Дети показывают движение, педагог «угадывает» цвет.
Упражнения на развитие мелкой моторики.
«Солнышко». Легко использовать можно «Массаж лицевых мышц
для малышей» Куликовсской Т.А.
«Катится колючий ёжик». Самомассаж пальцев и ладоней с помощью мячей Су- Джок под музыкальное сопровождение. Если нет мячей- можно заменить шишками.
Сопряженное выполнение фигур из рук и артикуляционных упражнений. «Лошадка», «Слоник», «Крокодил».
«Лошадка».
П овернуть руку ладонью к себе, большой палец при этом поднят вверх. На ребро ладони сверху положить согнутые четыре пальца другой руки (грива). Два больших пальца поднять вверх (уши). Лошадка может потряхивать гривой, шевелить ушами, открывать и закрывать рот (мизинец опускать и прижимать к кисти). В это же время выполнять артикуляционное упражнение «Лошадка»
« Крокодил».
Указательный палец и мизинец согнуть, оттянуть назад (глаза). Средний и безымянный пальцы вытянуть вперед, соединить их с большим прямым пальцем – это пасть крокодила. Одновременно сделать оскал – крокодил зубастый
«Слоник».
Указательный и безымянный пальцы — передние ноги слона; большой палец и мизинец — задние ноги; вытянутый вперед средний палец — хобот. Слоник может «ходить», «кушать» и др.
Добавляем артикуляционное упражнение – «Слоник»
Игровые упражнения с движениями (под ритм стихотворения, под музыкальное сопровождение), динамические паузы и др.
Для самых маленьких:
«Здравствуйте!»
Здравствуйте, ладошки (хлоп- хлоп- хлоп)
Здравствуйте, ножки (топ- топ- топ)
Здравствуйте, губки (чмок- чмок- чмок)
Здравствуйте, зубки (цок- цок- цок)
Здравствуйте, щечки (шлеп- шлеп- шлеп)
Здравствуй мой носик (пип- пип- пип).
Здравствуйте, гости (машем)
«Где же наши ручки?»
У меня пропали руки. Где вы, рученьки мои? (Прячем руки за спину) Раз, два, три, четыре, пять — Покажитесь мне опять! (Показываем руки) У меня пропали уши. Где вы, ушеньки мои?(Закрываем уши ладошками) Раз, два, три, четыре, пять — Покажитесь мне опять!(Показываем ушки) У меня пропали глазки. Где вы, глазоньки мои? (Закрываем глаза ладошками) Раз, два, три, четыре, пять — Покажитесь мне опять!(Показываем глаза)
Для детей среднего дошкольного возраста:
«Ладошки»
Ладошки вверх! (Кладем на стол кисти рук ладонями вверх) Ладошки вниз!(Переворачиваем ладони) А теперь их на бочок!(Ставим ладони на ребро) И зажали в кулачок!(Зажимаем ладони в кулаки).
«Голуби летели»
Ласточки летели, на плечи сели.
Местами поменялись…
И вверх улетели.
Гуси летели, на уши сели.
Местами поменялись…
И вверх улетели
Кукушки летели, на колени сели.
Местами поменялись…
И вверх улетели.
Лебеди летели, на бока сели.
Местами поменялись…
И вверх улетели
Для детей старшего дошкольного возраста:
«Гармошка»
Посмотри, мои ладошки, как веселые гармошки,
пальчики я раздвигаю, а потом опять сдвигаю.
Раз - два - три, раз - два - три, я играю, посмотри…
«Зеркало».
Ну-ка, зеркальце, давай,
ТАК за мною повторяй…
Педагог показывает статическую позу, дети повторяют. Можно попросить ребенка изобразить фигуру.
«Кулак- ребро- -ладонь»
«У жирафов пятна- пятна…»- под музыкальное сопровождениеЗадание на обдумывание - про кого ещё можно спеть.