Актуальность проекта: 8 тысяч лет люди используют соль в пищу. В далёкие времена соль считалась драгоценностью и ценилась, как золото. Её хранили в особых ларцах, меняли на товары, даже на землю. Происхождение слова соль связано с Солнцем: старинное славянское название Солнца – Солонь. Соль – это символ дружбы. «Делить хлеб и соль» – значит дружить. Старая русская пословица «Без соли не проживёшь» справедлива и в наши дни. Соль есть на каждом столе, в каждом доме. Соль нужна для производства лекарств, бумаги, ткани, мыла, стекла и ещё многого другого. Любому пищевому продукту можно найти замену, даже хлебу, без многих удаётся обойтись, а без соли – нет.
Гипотеза проекта: Содействие воспитанию личности ребенка с развитым познавательным интересом и сформированным осознано–правильным отношением к природе, способного видеть и чувствовать красоту окружающего мира, будет эффективно, если проектная деятельность ребёнка дошкольного возраста стимулирует внутреннее развитие и обеспечивает удовлетворение детских потребностей, запросов, инициативы и желаний.
Цель проекта: Узнать как можно больше о соли и её свойствах. И доказать, что соль – не только необходимый продукт, но и интересный материал для проведения опытов и творчества.
Задачи проекта:
Воспитательные.
Воспитывать интерес к окружающему миру.
Развивающие.
Развивать мышление, любознательность, наблюдательность, познавательные способности детей.
Развивать умение самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы, решать проблемные ситуации.
Образовательные.
Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли.
Обогащать устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы.
Формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
Методы проекта: утренний круг; беседа; просмотр презентации; сбор образцов соли; знакомство с художественными произведениями, в которых говорится о соли; лепка из соленого теста; рисование с помощью соли.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
1 этап – мотивация
Во время утреннего круга я предложила детям обсудить ситуацию: «Сегодня нам на завтрак дали не вкусную кашу гречневую». Воспитатель спросила «Почему каша не вкусная?» Дети ответили «Что она безвкусная», на что, воспитатель задала вопрос «Что можно сделать, что бы каша была вкусной?» София. Д. ответила: «Посолить, солью».
2 этап – разработка совместного плана работы над проектом (используя модель трех вопросов Михайловой-Свирской)
Что мы знаем о соли? Что мы хотим узнать о соли? Что нужно сделать, чтобы узнать?
1. Соль сыпучая (Никита. П)
2. Если много соли положить в еду, будет не вкусно (Ярослава. Ю)
3. Соль – соленая и белая как снег (Саша. Т.) 1. Почему соль соленая (Ксюша. Р.)
2. Из чего делают соль? (София. Д.)
3. Что станет если соль смешать с сахаром? (Евгений П.)
4. Почему соль такая белая? (Ксюша Р.)
5. Почему соль не блестит, как сахар? (Милана. П.) 1. В интернете посмотреть (Дима. Б.)
2. Спросить дома у родителей (Маша. Т.)
3. Прочитать в энциклопедии (Саша. Ц.)
4. Рассмотреть соль (Полина. Х.)
5. Из рассказов воспитателя (Маша Т.)
На основе этой модели был создан совместный план работы над проектом для каждого центра. Свои предложения вносили дети, педагог, родители.
Центр науки:
Узнать от куда берется соль? (Илья. Ю.)
Просмотр презентации «Где и как добывают соль» (воспитатель.)
Просмотр мультфильма «Как казаки соль добывали» (воспитатель.)
Центр книги и общения:
Беседа с детьми «Что мы знаем о соли и ее свойствах?» (воспитатель.)
Знакомство с русской народной сказкой «Соль» и французской народной сказкой «Я люблю тебя, как соль» (воспитатель)
Знакомство с загадками, с пословицами и поговорками, про соль. (воспитатель.)
Центр творческая мастерская:
Рисуем, с помощью соли. (воспитатель.)
Лепим, из соленого теста. (воспитатель.)
Центр экспериментирования:
Можно собрать образцы соли (Никита. П)
Изучить соль (Полина. Х.)
Опыт № 1 «Соль - волшебница» (воспитатель.)
Опыт № 2 «Соль хрустит» (воспитатель.)
Опыт № 3 «Соль растворяется в воде» (воспитатель.)
Опыт № 4 «Соль в холодной и горячей воде» (.воспитатель)
Опыт № 5 «Плавающее яйцо» (воспитатель.)
Опыт № 6 «Рисование с солью» (воспитатель.)
Центр взаимодействия с семьей:
Предоставить консультацию для родителей «Соль друг или враг?» (воспитатель.)
Полезные советы для родителей «Соль – много, что умеет»
Проверить можно ли соль выпарить (Никати. П.)
(провести опыт дома с родителями)
Отмывает ли соль налет Маша. Т
(провести опыт дома с родителями)
наблюдения («Как мама использует соль? (Милана. П)
3 этап – практический
На данном этапе смотрели презентацию «Где и как добывают соль», просматривали мультфильм «Как казаки соль добывали».
Ежедневно при проведении утреннего круга воспитатель рассказывала о том, какими свойствами обладает соль, какие виды соли бывают.
Детям было интересно узнать что, соль появилась в жизни человека в далекие времена. Как именно люди узнали, что пища, приправленная белыми крупинками, становится вкуснее, дольше хранится, уже неизвестно. Но как только люди узнали вкус соли, они стали ею чрезвычайно дорожить. Дети узнали что, каменную соль добывают в глубоких рудниках. Соль природного происхождения имеет сероватый оттенок. Есть соль неочищенная (каменная) и очищенная поваренная, а также крупная и мелкая. Морская соль - добывается путем выпаривания морской воды.
Воспитатель познакомила детей с русской народной сказкой «Соль» и французской народной сказкой «Я люблю тебя, как соль».
Наиболее интересные были такие центры как, центр экспериментирования и центр творческая мастерская.
Центр экспериментирования:
Опыт № 1 «Соль – волшебница»
Сначала мы изучили свойства и качества соли. Выяснили, что соль на вкус соленая, белого цвета, не имеет запаха, сыпучая.
Опыт № 2 «Соль хрустит»
Дети насыпали в блюдечко соль и стали надавливать на нее сухой ложкой, после чего услышали хрустящие звуки. Они сравнили их с ходьбой по снегу в морозный день. Сделали вывод, что соль, как снег, состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль кристаллы трутся друг о друга, и мы слышим хруст.
Опыт № 3 «Соль растворяется в воде»
Для следующего опыта мы взяли прозрачный стакан с водой, насыпали соль в воду и стали наблюдать. И выяснили что, при взаимодействии с водой соль растворяется.
Опыт № 4 «Соль в холодной и горячей воде»
Мы взяли два стакана с холодной и горячей водой. И положили в каждый из них по одной столовой ложке соли «с горкой». Вода в стаканах помутнела. Но вот в стакане с горячей водой соль растворилась быстрее, и вода была почти прозрачной. А в стакане с холодной водой соль упала на дно, сама же вода долго оставалась мутной. Мы увидели, что в стакане с горячей водой, соль растворилась быстрее. Чем выше температура воды, тем быстрее растворяется соль.
Опыт № 5 «Плавающее яйцо»
Для опыта взяли 2 сырых яйца и два стакана с водой. Налили воду в стаканы, в один стакан насыпали 3 ложки соли и хорошо перемешали, а в другой нет. Положили в оба стакана яйца, там, где была солёная вода, яйцо всплыло, а где нет – утонуло. А когда смешали оба раствора – яйцо оказалось примерно посередине кружки. Сделали вывод: солёная вода помогает держаться предметам на поверхности (Эффект «Мёртвого моря»).
Опыт № 6 «Снежные рисунки»
Мы для опыта взяли черный картон,мелкую соль и клей ПВА. На картоне клеем мы нанесли рисунок, затем на клей насыпали соль. После высыхания клея лишнюю соль с картона убрали.
Центр творческая мастерская:
Лепили из соленого теста.
4 этап – итоговый
Итогом проекта стало создание коллекции видов соли, которую помогли нам собрать родители.
Все вместе проанализировали выполнение совместного плана работы над проектом, отметив заслуги каждого и ответив на вопросы.
Вопросы детям:
Сумеете ли вы теперь рассказать откуда берут соль?
Что нового узнали о соли?
Чему вы научились в ходе реализации нашего проекта?
Что вам больше всего понравилось и запомнилось?
Вопросы родителям:
Как вы считаете, обогатились ли знания детей о соли?
Что нового вы узнали, чему научились, участвуя в реализации проекта?
Какую следующую тему проекта вы хотели бы выбрать?
Педагоги проанализировали результаты проекта:
Ожидаемые результаты проекта Полученные результаты проекта
У детей будут сформированы знания о соли и ее свойствах.
Участие родителей в реализации проекта повысит заинтересованность в совместной с детьми познавательной и творческой деятельности.
Использование знаний, полученных в процессе реализации проекта в самостоятельной деятельности детей. У детей повысился уровень знаний о соли и ее свойствах, обогатился словарный запас.
Дети научились различать виды соли.
У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей.
Вопросы педагогам:
Соответствуют ли полученные результаты ожидаемым?
Что удалось, а что нет в ходе реализации проекта?
Какие мероприятия проекта оказались наиболее эффективным для решения задач?