kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Познавательно-исследовательский проект для старших дошкольников «В гости к пчёлке Майе»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект для старшей группы «В гости к пчёлке Майе»

Пчёлы - насекомые из семейства перепончатокрылых, с брюшком золотистого цвета, острым жалом, собирающее цветочную пыльцу и перерабатывающее её в мёд.

         В семействе пчелиных наиболее знаменита медоносная пчела. Они самые известные и уважаемые насекомые. Причин несколько. Во-первых, пчёлы – единственные насекомые, дающие человеку питательную, вкусную и полезную пищу. Во-вторых, пчела служит символом трудолюбия.

         На земном шаре обитает более миллиона видов насекомых. Человеком используется всего четыре вида: тутовый и дубовый шелкопряды, лаковый червец и самое совершенное из всех созданных природой насекомых - пчела.

Меня заинтересовала данная тема после того, как только получил укус пчелы.

         Цель проекта: выяснить, какая главная польза от пчёл, проанализировать, почему их называют символом трудолюбия, и установить роль пчелы в природе и жизни человека, выяснить, почему пчела умирает после укуса.
 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Познавательно-исследовательский проект для старших дошкольников «В гости к пчёлке Майе»»

Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение

детский сад «Берёзка»





Познавательно-исследовательский проект для старших дошкольников «В гости к пчёлке Майе»

Научный руководитель:

воспитатель Хамзина А.С.




Астрахань, 2022г.


Оглавление

Введение 3

I.Общее понятие о пчеле 4

Описание и особенности 4

Строение, как выглядит пчела 4

Ареал – где живут пчелы? 6

Образ жизни и среда обитания 6

Организация пчёл 7

Общественные 7

Одиночные 8

Зрение 8

Сколько живет пчела? 9

Как пчелы делают мед? 10

II. Опыты и эксперименты 12

Выбираем мёд, исследуя его состав. 12

Существует ли «неправильный» мед? Какими качествами долженобладать натуральный мед? Мои эксперименты с медом дома. 12

Опыт № 1 «Капелька меда» 13

Опыт № 2 «Медовый крем» или «Бархатные ручки» 13

Опыт № 3 «Салфетка» 13

Опыт № 4 «Медовый стакан» 13

Опыт № 5 «Синий мед» 13

Опыт № 6 «Память меда» 13

Заключение 14

Список литературы 14



Пчёлы - насекомые из семейства перепончатокрылыхзолотистого цвета, острым жалом, собирающее цветочную пыльцу и перерабатывающее

В семействе пчелиных наиболее знаменита медоносная пчела. Они самые известные и уважаемые насекомые. Причин несколько. Во-первых, пчёлы – единственные насекомые, дающие человеку питательную, вкусную и полезную пищу. Во-вторых, пчела служит символом трудолюбия .

Введение

Пчёлы - насекомые из семейства перепончатокрылых, с брюшком золотистого цвета, острым жалом, собирающее цветочную пыльцу и перерабатывающее её в мёд.

В семействе пчелиных наиболее знаменита медоносная пчела. Они самые известные и уважаемые насекомые. Причин несколько. Во-первых, пчёлы – единственные насекомые, дающие человеку питательную, вкусную и полезную пищу. Во-вторых, пчела служит символом трудолюбия .

На земном шаре обитает более миллиона видов насекомых. Человеком используется всего четыре вида: тутовый и дубовый шелкопряды, лаковый червец и самое совершенное из всех созданных природой насекомых - пчела.

Меня заинтересовала данная тема после того, как только получил укус пчелы.

Цель проекта: выяснить, какая главная польза от пчёл, проанализировать, почему их называют символом трудолюбия, и установить роль пчелы в природе и жизни человека, выяснить, почему пчела умирает после укуса.
Задачи проектной деятельности:

- формировать у детей элементарные представления о пчелах их строении, способах передвижения; расширить представление о том, что пчелы собирают цветочный нектар, из которого делают мед

- активизировать словарь детей на основе углубления знаний о пчелах (улей, дупло, соты, нектар, пчеловод) учить подбирать слова, обозначающие вкусовые качества меда;

- воспитывать бережное отношение ко всему живому, развивать эмоциональную отзывчивость;

- способствовать развитию познавательной активности в процессе реализации проекта, развивать воображение и творческие способности детей;

- развивать коммуникативные навыки, формировать навыки исследовательской деятельности.

Предполагаемый результат: Развитие у детей коммуникативных навыков, расширение кругозора и экологических представлений во время реализации проекта. Проявление у детей ярко выраженного интереса к объектам природы, насекомым-пчелам.

Вид проекта: долгосрочный групповой исследовательский проект с заданным результатом и элементами творчества для детей 5 – 6 лет.

Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели.

Предмет исследования – медоносная пчела, продукты пчеловодства.
Гипотеза: Если я узнаю, что роль пчелы в природе очень велика, а продукты пчеловодства находят широкое применение, расскажу другим, чтобы не допустить исчезновения пчёл.

I.Общее понятие о пчеле Описание и особенности

Пчела принадлежит к надсемейству жалящих летающих насекомых Apoidea. Ближе всего она к осам и муравьям. Во всем мире существует приблизительно 21 000 видов и 520 родов пчел. Пчела крупным планом

Насекомые питаются пыльцой и нектаром. При этом пыльца служит для них источником полезных веществ (в частности белка), а нектар – энергией. Некоторые виды обладают наивысшей социальной организацией.

Пчелы могут иметь разную внешность в зависимости от определенного вида. Но в среднем они отличаются размером около 3-х сантиметров и полосатым окрасом, в котором чередуются желто-оранжевый и черный цвета. Тело полностью покрыто волосками, которые служат защитой и выполняют функцию органов осязания.

Отличительной особенностью пчелы является наличие хоботка для высасывания нектара и ощущения вкуса. А усики отвечают за обоняние, распознают тепло/холод/влажность. В качестве органов слуха выступают некоторые части тела и ноги.

Строение, как выглядит пчела

Пчела относится к категории членистоногих животных. Ее тело состоит из трех основных частей:

  • головы;

  • грудной части;

  • брюшка.


Также отличительной особенностью насекомых является наружный скелет, который представлен в виде защищающей твердой оболочки. К нему крепятся мускулы и внутренние органы.

Голова пчелы защищена слоем хитина. Помимо усиков, у нее есть верхняя губа и ротовой аппарат с хорошо развитыми мускулами. Это позволяет насекомым переносить мелкие предметы и прокусывать любые природные материалы.

Грудная часть состоит из нескольких отделов. Здесь расположены мышцы, с помощью которых пчела управляет крыльями. Также у нее три пары ног. Задние ноги больше всего покрыты волосками, на которых переносится пыльца. Передние ноги насекомые используют для личной гигиены.





Интересный факт: пчелы могут развивать скорость до 60 км/час, делая при этом примерно 400 взмахов крыльями в секунду. Если насекомое летит не «налегке», а с каким-то грузом, то максимальная его скорость – до 20 км/час. Самый большой вес переносимой тяжести – до 75 мг.


В брюшке сосредоточены почти все внутренние органы. Оно состоит из нескольких сегментов, которые соединяются эластичной пленкой. На брюшке располагаются специальные железы (4 пары), которые выделяют воск.

Важнейшим органом пчелы является жало. Она использует его для обороны, но в случае потери продолжительность жизни насекомого сокращается до пары часов. Дело в том, что жало очень острое и имеет зазубрины, в отличие от осы. Атаковав противника, пчела пытается вытащить его и тем самым повреждает свои органы.



Пчелиное жало







Ареал – где живут пчелы?

Пчелы считаются достаточно распространенными насекомыми. Не населяют они лишь те территории, где отсутствуют цветущие растения. К таким зонам относятся жаркие пустыни и холодные тундры. В остальных природных зонах пчел можно встретить повсеместно.

Ареал медоносной пчелы


Образ жизни и среда обитания

Излюбленные места обитания диких пчел – горные расщелины, земляные норы, дупла старых деревьев. Пчелы выбирают участки, которые расположены неподалеку от водоемов, а также надежно защищены от сложных погодных условий, ветра.

Пчелиное гнездо

В условиях мягкого климата гнезда обустраиваются высоко на деревьях. Выбрав подходящее место для жилья, они начинают строить соты из ячеек шестигранной формы. У каждой ячейки тонкие стенки. Соты крепятся вертикально и имеют вытянутую форму. Для домашних пчел приспосабливаются специальные рамки, а дикие насекомые строят соты самостоятельно.

До наступления холодов главная задача пчел – запастись провизией и утеплить жилье. Делают они это при помощи прополиса, которым замазываются все щели. Затем насекомые перебираются в нижнюю часть гнезда, где держаться вместе, периодически меняясь местами.


Интересный факт: комфортная температура для пчел – 25-36. В зимний период внутри гнезда они поддерживают температуру около 13.


В целом дикие пчелы отличаются от домашних лишь некоторыми особенностями поведения и характера. Например, они более агрессивные, так как имеют больше естественных врагов и вынуждены защищать свои запасы. Также они выносливее, устойчивее к холодам и болезням.


Организация пчёл

Система пчелиной организации заслуживает особого внимания, поскольку у них имеется собственная иерархия. Выделяют несколько типов пчел, в зависимости от их образа жизни:

  • общественные и полуобщественные;

  • одиночные.


Общественные

Наиболее развитыми в плане совместного существования являются общественные насекомые. К ним относятся медоносные, безжальные пчелы и шмели. Колония насекомых с распределением труда называется полуобщественной. В общественной группе пчелы имеют определенные обязанности, но вместе с этим они представляют общее потомство матери. Отдельно выделяют высоко-общественную пчелиную колонию – ее члены имеют разное строение организма и определенные обязанности. Они дополняют друг друга. Высоко-общественный рой представлен одной маткой, рабочими пчелами, трутнями.

Матка в группе всегда только одна, она существенно выделяется по размеру на фоне остальных. Ее главная функция – продолжение рода. Матка считается главной особью в колонии, поэтому остальные пчелы ее охраняют и обеспечивают пропитанием.

Пчелиная матка


Рабочие пчелы – самки, составляющие основу группы по численности. Их можно чаще всего увидеть в природе. Одно гнездо насчитывает около 80 000 особей. Представители рабочей группы ищут подходящие растения, добывают нектар, делают мед.

Еще одни члены роя – самцы-трутни. Их основная задача – продолжение потомства. Трутни не добывают пыльцу и не делают мед. Они крупнее рабочих пчел и нуждаются в большем количестве пищи. Когда трутень перестает быть полезным для колонии, его просто изгоняют. В целом они не способны перезимовать холода.

Одиночные

Одиночных видов пчел намного больше. У них отсутствует система разделения на рабочих особей и т.д. Новое потомство появляется за счет одного типа самок, которые также добывают пищу. Зачастую они не вырабатывают дополнительные вещества вроде воска или меда.


Зрение

У пчелы есть глаза двух типов: три простых в верхней части головы и два сложных по бокам.

Глаза пчелы

Сложные глаза называются фасеточными. Они имеют выпуклую продолговатую форму. Если увеличить такой глаз в несколько раз, то можно заметить огромное количество шестигранников на поверхности. У рабочих пчел их около 6 000.

Каждая такая ячейка – это глазок, образованный из зрительных клеток. За счет специфического строения глаз пчела видит изображение менее четко – оно напоминает картинку, разделенную на отдельные точки. Ей проще наблюдать за движущимися изображениями, чем за статичными.

Простые глаза имеют аналогичное строение, но они слишком слабо развиты, чтобы воспринимать изображение. Их функция достоверно не изучена, но, вероятнее всего, с помощью простых глаз насекомые различают свет и темноту.


Сколько живет пчела?

Пчелы могут иметь разную продолжительность жизни в зависимости от функции в колонии, а также времени появления на свет.

Дольше всего живут пчелиные матки – около 5-6 лет. Поскольку матку полностью обеспечивают рабочие пчелы и оберегают от опасностей, она должна исправно давать новое потомство.

На втором месте – рабочие пчелы. Особи, родившиеся в теплое время года, обычно живут очень мало – не больше месяца. Всему виной тяжелая ежедневная работа в разгар сезона.

Иногда пчелы появляются на свет осенью. В таком случае срок их жизни достигает около полугода. Каждое такое насекомое должно перезимовать и выполнить свою прямую обязанность весной.

Меньше всех живут трутни. Появившись на свет, они выполняют свое предназначение и в скором времени погибают. Если в улье остаются трутни перед наступлением холодов, они изгоняются рабочей кастой и тоже умирают, оставшись без дома и еды.


Как пчелы делают мед?

Для производства меда пчелам необходим нектар – очень сладкий сок, выделяющийся цветущими растениями. Насекомое собирает нектар хоботком, после чего он попадает в специальный орган – медовый зобик. В слюне пчелы имеются ферменты, которые попадают в зобик вместе с нектаром и там расщепляют содержащиеся в соке углеводы. Каждый фермент выполняет свою функцию:

  • Инвертаза – ускоряет распад сахарозы на глюкозу и фруктозу.

  • Глюкозооксидаза – расщепляет глюкозу на глюконовую кислоту (от нее зависит вкус меда) и перекись водорода. Примечательно, что перекись сперва очищает мед от микроорганизмов, а потом распадается.

  • Диастаза – расщепляет крахмал на более простые углеводы.


Внутреннее строение пчелы

Возвращаясь к сотам, пчела начинает заполнять их собранным нектаром. Здесь в иерархии появляется подвид рабочих пчел – своего рода приемщицы. Они занимаются производством меда дальше, а пчелы-сборщицы снова отправляются за новым нектаром.

Насекомые около 200 раз проводят одну и ту же процедуру. Они выделяют на хоботок немного нектара, чтобы из него испарилась влага, а затем снова отправляют в зобик. Таким образом, вещество ферментируется, пока не превратится в мед.

Наполнив ячейки, пчелы продолжают переливать мед с места на место, а также проветривают соты взмахами крыльев. Все эти действия нацелены на удаление всей влаги. Ячейки с готовым медом запечатываются воском.


Интересный факт: чтобы сделать 100 г меда, пчелам необходимо собрать нектар примерно из одного миллиона цветов.





 II. Опыты и эксперименты Выбираем мёд, исследуя его состав.

При выборе меда главное определить его качество. Ведь качество меда – единственное условие его питательных и целебных свойств, а это очень важно для лечения медом. По-настоящему натуральным является только тот мед, который собран и произведен в исключительно естественных природных условиях.

Чтобы исследовать состав мёда, при содействии моего учителя я побывала в школьном кабинете химии. Из беседы с учителем химии Валентиной Емельяновной я узнала, что в состав меда входят практически все химические соединения, необходимые для нормальной работы человеческого организма. Кроме углеводов, в состав мёда входит целый ряд ферментов (это особые органические вещества, даже малое количество которых ускоряет обмен веществ в организме человека). В мёде содержатся минеральные  соли: кальций, магний, натрий, железо, сера, йод, хлор, фосфор. Содержание некоторых минеральных солей в натуральном мёде почти соответствует содержанию их в сыворотке крови человека.

Существует ли «неправильный» мед? Какими качествами должен обладать натуральный мед?

Сейчас мы хотим опровергнуть высказывание Винни-Пуха:«Это неправильные пчёлы! Совершенно неправильные! И они, наверно, делают неправильный мёд». Мы все же думаем, что неправильных пчёл не бывает, что неправильный мёд – это дело рук человека, который вмешивается в процесс создания мёда или того хуже изменяет состав готового продукта.

Какими же качествами должен обладать натуральный мед? По-настоящему проверить мёд можно только в условиях лаборатории, изучая его состав (в этом мы убедились выше). Но и в домашних условиях можно проделать некоторые самые простые эксперименты, чтобы не попасться «на удочку» мошенникам, которые запросто могут сфальсифицировать этот целебный продукт (обмануть нас), подсунув нам некачественный ненастоящий, действительно «неправильный» мед. Как это сделать, мы поделилась в своей работе некоторыми выводами после проделанных дома экспериментов, дав описание каждого из них.




Опыт № 1 «Капелька меда»

Материал: мед

Ход: Предложить детям нанести капельку меда на ручку (сверху)или на обратную сторону ложки – перевернуть ладонью вверх. Настоящий мед не капнет с руки, останется на руке.

Вывод: мёд с ложки не стекает, следует - мёд настоящий.

Опыт № 2 «Медовый крем» или «Бархатные ручки»

Материал: мед

Ход: Предложить детям растереть каплю меда (как крем) – если кожа становится мягкая, бархатистая – это мед. Если есть ощущение сахара, липкости на руке – не мед.

Вывод: руки вначале были липкими, а потом ощущение приятное – руки стали мягкими.

Опыт № 3 «Салфетка»

Материал: мед, салфетка, ложка.
Ход: Капнуть ложку меда на салфетку и подождать 1-2 минуты – если есть водянистое пятно вокруг капли на салфетке – это не мед.

Вывод: мёд на салфетке не растекался.

Опыт № 4 «Медовый стакан»

Материал: стакан с водой, мед, ложка.
Ход: Размешиваем мед в стакане с водой – если нет осадков – настоящий мед.
Вывод: мёд в воде растаял, без осадков.

Опыт № 5 «Синий мед»

Материал: стакан, вода, йод, пипетка, мед.

Ход: Капнуть в воду с медом 3-4 капли йода – если есть синий цвет – это не настоящий мед.

Вывод: добавили йод, цвет в стакане чуть пожелтел.

Опыт № 6 «Память меда»

Материал: глубокая тарелка, вода, мед.

Ход: В тарелку по середине помещаем ложку меда, заливаем простой холодной водой, через 10-15 секунд – можно будет увидеть рисунок – соты, откуда взяли мед. (память меда)

Вывод: когда в глубокую чашку положили ложку мёда и добавили холодной воды, через небольшое время появился интересный рисунок, форма сот, но его видно при определённом свете. Интересный этот опыт.

Заключение

Пчела - символ трудолюбия и коллективизма, польза в сельском хозяйстве от пчёл огромна, поскольку они являются одними из самых активных опылителей цветковых растений. С цветов и листьев разных растений пчёлы собирают корм и вырабатывают в своём организме ценные продукты: мёд, воск, прополис, маточное молочко. С тех пор как пчела стала спутницей человека, она неизменно привлекает его внимание. Это чудесное насекомое изучали и изучают натуралисты, философы, биологи, химики, врачи, поэты.

У пчёл один из самых маленьких размеров мозга в мире. И в то же время они настолько умны и организованны. О пчёлах можно рассказывать без конца. И главная трудность в рассказе — необходимость поставить точку, поэтому просто поставлю многоточие


Список литературы

1. Аветисян Г.А. Пчеловодство, М., 1965.

2. Билаш Н.Г., Лебедев В.И. Биология пчелы медоносной и пчелиной семьи - 2 изд. – М.:, 2006.

3. Большая Советская Энциклопедия.

4. Будур Н., Панкеева И. «От бортничества к пчеловодству» М.: ТЕРРА - Книжный клуб, 1999.

5. Виноградова Т.В., Зайцев Г.П. и соавторы. «Пчела и здоровье человека». – М.: Издательство Минсельхоза РСФСР, 1962г. – 192 с.

6. Грибков А.А. Волшебная сила пчелы – Издательство: Бестпринт, 2006, 216 с.

7. Грибков А.А. Пчела и наше здоровье - Издательство: Бестпринт, 2003 г., 172 с.

8. Машковский М.Д. Лекарственные средства. – 15-е изд. – М.: РИА «Новая волна»: Издатель Умеренков, 2007. 1206 с.

9. Онегов А. «Русский мед» - М.: ТЕРРА - Книжный клуб, 1999.

10.   Пчела медоносная. Энциклопедия - Издательство: Мир книги, 2005, 478 с.

11.   Учебник пчеловода, 5 изд., М., 1973.

12.   http://www.beeproduct.narod.ru/



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Хамзина Анна Сергеевна

Дата: 09.06.2022

Номер свидетельства: 609319


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства