kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Поисково – исследовательская деятельность младших дошкольников в изучении неживой природы. Вода»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причины в деятельности человека, его вторжении в природу, часто безграничные, недопустимые с экологической точки зрения, расточительные, ведущие к нарушению экологического равновесия на планете, ухудшению состояния окружающей среды.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Поисково – исследовательская деятельность младших дошкольников в изучении неживой природы. Вода» »









ПРОЕКТ НА ТЕМУ:


«Поисково – исследовательская деятельность младших дошкольников в изучении неживой природы. Вода»


















Содержание:

I. Введение

1. Актуальность выбранной темы

1) Роль экологического воспитания в дошкольном детстве

2) Роль поисково – исследовательская деятельность в изучении природы

3) Структура эксперимента и особенности экспериментирования в старшем дошкольном возрасте

2. Анализ внешней ситуации

3. Анализ внутренней ситуации

4. Проблема, цель и задачи проекта

5.Ожидаемые результаты

II. Концептуализация и пути реализации проекта:


1. Методическое обоснование проекта

2.Формы работы поисково-исследовательской деятельности дошкольников по блокам

3. Перспективный план работы с детьми

4. Дидактические игры по теме «Вода»

5. Финансовое содержание проекта

6. Совместная работа детей и родителей в ДОУ.


III. Заключение

IV. Литература

V. Приложение






















I. Введение

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причины в деятельности человека, его вторжении в природу, часто безграничные, недопустимые с экологической точки зрения, расточительные, ведущие к нарушению экологического равновесия на планете, ухудшению состояния окружающей среды.

Объективной предпосылкой такого поведения является тот факт, что каждый человек не «чувствует» природы, не контактирует с ней. Каждый из тех, кто принес и приносит вред природе, когда-то был ребенком, и, вероятно, при его обучении и воспитании проблемам экологии не уделялось достаточное значение. Вот почему в конце ХХ века проблема экологической грамотности населения выдвинулась на одно из первых мест. Вышли такие важные документы, как «Указ Президента Российской Федерации об охране окружающей среды и обеспечении устойчивого развития», закон РФ «Об охране окружающей природной среды, закон «Об образовании». Авторский коллектив под руководством Вержбицкого Л.А. и Львовой С.П. разработал концепцию «Организация и развитие непрерывного экологического образования».

В связи с этим в стране создается система непрерывного экологического образования населения. Начальным звеном этой системы являются дошкольные учреждения. Вот почему в последние годы в детских садах наряду с традиционными видами деятельности введено экологическое образование и экологическое воспитание дошкольников. И этому есть обоснование: обобщая различные определения, цели, задачи экологического образования, нужно отметить, что чаще всего они называются экологической культурой, экологическим сознанием, формированием бережного отношения и любви к природе, а истоки любого сознания закладываются в детстве.

По Н.А.Рыжовой под экологическим образованием дошкольников мы понимаем непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций. Комплекс взаимосвязанных задач в области обучения, воспитания и развития ребенка, на наш взгляд, включает:

- формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника (прежде всего, как средства становления осознанно-правильного отношения к природе);

- развитие познавательного интереса к миру природы;

- формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;

- воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом; развитие чувства эмпатии к объектам природы;

- формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;

- формирование первоначальной системы ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, самоценность и многообразие значений природы, ценность общения с природой);

- освоение элементарных норм поведения по отношению к природе. формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни;

- формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами), а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;

- Формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.

Педагогический процесс экологического образования детей можно представить в виде таблицы (Таблица № 1)


Таблица №1. Модель педагогического процесса экологического образования детей.


ЦЕЛЬ


РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ







ЗАДАЧИ


ОСВОЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ


РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ, ОВЛАДЕНИЕ ПОИСКОВО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИМИ МЕТОДАМИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРИРОДЫ


НАКОПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ О НЕЖИВОЙ ПРИРОДЕ







СИСТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ


ОРГАНИЗОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ


СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЗРОСЛОГО С РЕБЕНКОМ


САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ



Возможность усвоения природоведческих знаний детьми дошкольного возраста обосновали в своих исследованиях С.Н.Николаева, Л.С. Игнатьина, Н.Н. Кондратьева, П.Г. Саморукова, Е.Ф. Терентьева. А.М.Федорова. А.И. Иванова, Н.А.Рыжова и детские психологи А.В.Запорожец. Н.Н.Поддъяков.

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. В решении этой задачи, а также для формирования системы элементарных научных экологических знаний существенную роль играет поисково-исследовательская деятельность. Известно, что ознакомление с каким-либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер. Нужно предоставить детям возможность «действовать» с изучаемыми объектами окружающего мира. Специально организованная исследовательская деятельность позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых явлениях или объектах, а педагогу – сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников.

Занимательные опыты и эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действия, проявлению творчества, так как представлены с учетом актуального развития дошкольников. Кроме того, дидактический материал обеспечивает развитие двух типов детской активности: собственной активности ребенка. полностью определенной им самим, и активности, стимулируемой взрослым. Эти два типа активности тесно связаны между собой и редко выступают в чистом виде.

Что же такое опыт и эксперимент? Опыт – это основанное на практике чувственно-эмпирическое познание объективной действительности; единство знаний и умений, навыков. Опыт выступает и как процесс практического воздействия человека на внешний мир, и как результат этого воздействия в виде знаний и умений. Эксперимент – чувственно- предметная деятельность в науке: в более узком смысле – опыт, воспроизведение объекта познания, проверка гипотезы и т.п. Исходя из формулировки понятий опыта и эксперимента. можно сделать вывод о значении опытно-экспериментальной деятельности. Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям, учатся делать выводы. Опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно- следственных связей.

При проведения поисково - исследовательской деятельности с детьми педагогу необходимо твердо знать структуру эксперимента и особенности экспериментирования в разных возрастных группах.

В каждом эксперименте выделяются следующие этапы:

1. Осознание того, что хочешь узнать.

2. Формулирование задачи исследования.

3. Продумывание методики экспериментирования.

4. Выслушивание инструкций и критических замечаний.

5. Прогнозирование результатов.

6. Выполнение работы.

7. Соблюдение правил безопасности.

8. Наблюдение результатов

9. Фиксирование результатов.

10. Анализ полученных данных.

11. Словесный отчет об увиденном.

12. Формулирование выводов.


Выделяются следующие особенности экспериментирования в младшем дошкольном возрасте.


Развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста в исследовательской деятельности

Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.

Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность», - писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выгодский.

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно эксперементирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность эксперементирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую».

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность. Возможно ли организация исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста?

Да! Для младшего дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к её пониманию.

Для самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащённого и сформированногоэтого очень важно обогащать представления детей об объектах неживой природы, встречающихся, прежде всего в ближайшем окружении.

В младшем дошкольном возрасте исследовательская деятельность направлена на предметы неживой природы через использование опытов и экспериментов.

Экспериментирование осуществляется во всех сферах детской деятельности: прием пищи, занятие, игра, прогулка, сон, умывание.

Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое мы активно используем, - опыты. Они проводятся как на занятиях, так и в свободной самостоятельной и совместной с воспитателем деятельности.


Цель поисково-экспериментальной деятельности дошкольников: развитие познавательных интересов, потребностей и способностей, самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащённого и сформированного эмоционально-чувственного опыта.


Образовательные задачи младшего дошкольного возраста:

  • Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды: жидкая, прозрачная, бесцветная; что в ней растворяется краска; о свойствах льда.

  • Развивать познавательную активность детей в процессе эксперементирования;

  • Развивать речь ребёнка, активизировать словарь;

  • Воспитывать аккуратность при работе с водой.


Для реализации поставленных задач решила создать условия в предметно-развивающей среде группы уголок эксперементирования «Маленькие исследователи».



Основное оборудование лаборатории

  • Приборы - «помощники»: ёмкости для игр с водой разного объема и формы;

  • Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена и т.д.;

  • Утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки;

  • Разные виды бумаги;

  • Красители: гуашь, акварельные краски;

  • Медицинские материалы: пипетки, мерные ложки, шприцы (без игл);

  • Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, сито, свечи, коктельные трубочки.


Дополнительное оборудование:


  • Детские халаты, клеёнчатые фартуки, полотенца, контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.


В уголке экспериментирования имеются:


  • Карточки-схемы проведения экспериментов оформленные на плотной бумаге (на обратной стороне карточки описывается ход проведения эксперимента);

  • Дневник экспериментов, рисунки детей.


В младшем дошкольном возрасте начала работу с ознакомления детей с водой, её свойствами и продолжить до того момента пока дети не начнут принимать игровую ситуацию и участвовать в ней (наливаем – выливаем – измеряем).

Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.


В младшей группе подвели детей к пониманию таких природных явлений, как дождь, снег. Провела простейшие опыты со снегом, водой и льдом. Наблюдая сильный дождь из окна, дети видели, как стекает вода по стёклам, какие лужи после дождя на дорогах. После нескольких наблюдений сделали выводы: дождь бывает разный (холодный, тёплый, моросящий, крупный, ливневый). Чаще всего дождь идёт тогда, когда на небе появляются тучи, но бывает иногда и при хорошей погоде, когда светит солнышко, такой дождик называют «грибной». Он тёплый и быстро проходит. Для формирования у детей интереса к этому явлению использовала стихотворение З. Александровой «Дожник», русскую народную потешку «дождик» и др.

Для показа взаимосвязи неживой природы, обратила внимание, какая становится зелень после дождя, как легко дышится. Дети убедились, что дождь – это вода. Сравнили воду из под крана и из лужи, отметили: в луже вода грязная, а из под крана – чистая. Если воду из под крана вскипятить, то она подходит для питья, а из лужи для питья не подходит, зато в этой луже может помыть свои крылышки воробей (мы с детьми наблюдали это не раз). Использовала чтение стихотворения А. Барто «Воробей».

Провела с детьми ряд опытов по ознакомлению со свойствами воды. Дети узнали, что вода – жидкое вещество, прозрачная, может быть тёплой, холодной. Предлагали после дождя потрогать воду в луже – холодная, через определённое время стала теплее, вывод: под воздействием тепла (солнце) вода нагревается. То же самое происходит с водой в речке, озере, ручье, летом она становится тёплой, т.к. солнце её нагревает, можно купаться.


Очень важно, что в процессе проведения опытов задействован каждый ребёнок.


В группе проводила опыты со снегом. Рассматривали снежинки на рукавчиках, на тёмной бумаге, сделали вывод: снег состоит из снежинок белого цвета, они бывают разного узора. Предлагала поймать снежинку на ладошку, зажать её, через некоторое время – разжать и посмотреть что случилось? Почему исчезла снежинка?

Таким образом, дети убедились, что снег в тепле тает, превращается в воду. Использовала в работе чтение стихотворения Е. Благининой «Снежинка». Первое время ребята на прогулке часто ловили снежинки, рассматривали узоры, показывали друг другу. С большим интересом рассматривали сосульки, провели несколько опытов по ознакомлению со свойствами льда:

  1. Рассматривание сосулек на цветной бумаге.

  2. Потрогай сосульку.

  3. Постучи сосулькой.

  4. Разные сосульки.


Так дети узнали, что лёд прозрачный, холодный, твёрдый, хрупкий, бывает тонкий, толстый.


В процессе работы, используя проведение опытов, убедилась в том, что в младшем возрасте у детей можно сформировать представление о неживой природе.


Традиционно педагоги детских садов чаще обращают внимание детей и знакомят их с объектами неживой природы, представляют для дошкольников не меньший интерес. С самого рождения детей окружают различные объекты и явления неживой природы: летним днем они видят солнце и ощущают теплый ветер, зимним вечером с удивлением смотрят на луну, темное небо в звездах, чувствуют, как мороз пощипывает щеки и увлажняет глаза. Дошкольники с упоением собирают камни, рисуют на асфальте мелом, играют с песком и водой – предметы и явления неживой природы входят в их жизнь, являются объектами наблюдений и игры. Все это позволяет и делает возможным проводить систематическое и целенаправленное ознакомление детей с неживой природой.

Поэтому считаю, что дошкольников необходимо обучать планированию и проведению поисково-исследовательской деятельности. Отсюда сложилась проблема проекта.


Проблема курсового проекта:


«Поисково-исследовательская деятельность младших дошкольников в изучении неживой природы. Вода».


Цель проекта:


Разработать систему работы по организации поисково-исследовательской деятельности младших дошкольников в изучении неживой природы (воды).


Задачи курсового проекта:


1. Помочь детям освоить структуру эксперимента, включаться в поисково-исследовательскую деятельность, накапливать опыт и знания, развивать интерес к познавательной и учебной деятельности при изучении воды.

2. Изучить методическую литературу по организации и проведению поиково-исследовательской деятельности в

неживой природе.

3. Разработать систему работы по организации поисково-исследовательской деятельности младших дошкольников в изучении элемента неживой природы – воды.

4. Подобрать соответствующий дидактический материал по теме «Вода».

5. Разработать финансовое содержание проекта.


Ожидаемые результаты


Проект поможет педагогам в организации и проведении поисково-исследовательской деятельности младших дошкольников в изучении неживой природы, а детям позволит приобрести прочные знания о воде, «действовать» с изучаемыми объектами окружающего мира, самим добывать информацию об изучаемом объекте, его свойствах, взаимодействии и взаимоотношениях в природе, повысит качество знаний воспитанников, сформирует желание включаться в деятельность поиска и творчества.


II. Концептуализация и пути реализации проекта:


Этапы реализации задач:

1) Изучение методической литературы по вопросу поисково- исследовательской деятельности младших дошкольников в изучении неживой природы.

2) Рассмотреть формы работы поисково-исследовательской деятельности дошкольников по блокам.

3) Разработать перспективный план работы с детьми.

4) Подобрать дидактические игры на тему «Вода».

5) Разработать финансовое содержание проекта.


1.Методическое обоснование проекта.


Для осуществления проекта я ознакомилась со следующей литературой (Таблица № 3)


Таблица № 3. Методическое обоснование проекта.


Автор(ы)

Программа, технология, разработки

С.Н. Николаева

Программа «Юный эколог»

С.Н. Николаева

«Методика экологического воспитания детей в детском саду»

С.Н. Николаева

«Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве»

С.Н. Николаева

«Место игры в экологическом воспитании дошкольников»

С.Н. Николаева

«Ознакомление дошкольников с неживой природой»

Н.А. Рыжова

Программа «Наш дом – природа»

Н.А. Рыжова

«Дом под крышей голубой»

Н.А.Рыжова

«Волшебница вода»

А.И.Иванова

«Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду»

А.И.Иванова

«Методика организации наблюдений и экспериментов в детском саду»

Т.Н.Зенина

«Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с природными объектами»

О.А.Воронкевич

«Добро пожаловать в экологию!»



2. Для более полного охвата я выделю содержание поисково-исследовательской деятельности младших дошкольников при изучении воды, доступных возрастному пониманию и изучению, которые буду использовать в планировании. Это -

1. Свойства и признаки воды.

2. Два агрегатных состояния воды (жидкое, твердое):

- свойства и качества;

- переход из одного состояния в другое.


Я рассмотрела формы деятельности и попыталась выделить ключевые моменты, на которых будет строиться работа с детьми. (Таблицы № 4, № 5, № 6)


Таблица № 4.Организованная форма обучения








ОРГАНИЗОВАННАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ

ЭКСКУРСИИ

НАБЛЮДЕНИЯ

ЗАНЯТИЯ

НЕПОСРЕДСТВЕННЫЙ ОПЫТ ВОСПИТАТЕЛЯ С РЕБЁНКОМ

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ

ОПЫТЫ. ПОИСКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ЛЮДЕЙ В ПРИРОДЕ

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ТРУДОМ ЛЮДЕЙ В ПРИРОДЕ

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ



Таблица № 5. Совместная деятельность взрослого и детей









СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ДОСУГИ И ПРАЗДНИКИ


ОПЫТЫ, ПОИСКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ЧТЕНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРОСМОТР ФИЛЬМОВ


НАБЛЮДЕНИЯ


ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

БЕСЕДЫ

СБОР КОЛЛЕКЦИЙ СОВМЕСТНО С РОДИТЕЛЯМИ

РАБОТА В БИБЛИОТЕКЕ

РАБОТА В ЦЕНТРЕ «МАСТЕРИЛКИ» СОВМЕСТНО С РОДИТЕЛЯМИ

РАБОТА В УГОЛКЕ ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ



Таблица № 6. Самостоятельная деятельность детей






САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ

РАБОТА С ЛИТЕРАТУРОЙ

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ


РАБОТА В УГОЛКЕ ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ




3. Для плодотворного и системного претворения проекта я включу поисково-исследовательскую деятельность перспективное планирование по теме

«Волшебница вода» (Таблица № 7)



Таблица № 7.


Месяц

Вид деятельности

Цель

Действия
































4. Для обучения и закрепления знаний дошкольников о воде я буду использовать следующие игры (Таблица № 8)


Таблица № 8.


Дидактическая игра

Цель

Игровые действия

«Маленькие человечки»

Знакомство детей со свойствами веществ на молекулярном уровне. Помочь детям понять, почему при изменении агрегатного состояния воды меняются ее свойства.

На примере «маленьких человечков» моделируют агрегатное состояние воды (твердого, жидкого, пара)

«Волшебница вода»

Изучение и закрепление знаний о свойствах воды и значении ее для всего живого

Лото. Раскладывают карточки в соответствии с заданиями.

«Звук, свет, вода»

Изучение явлений неживой природы

Лото. Раскладывают карточки в соответствии с заданиями.

«Хорошо – плохо»

Учить находить противоречия

Поиск противоречий в свойствах и явлениях природы

«Береги живое»

(экологическая игра)

Учить детей правилам экологически грамотного поведения во время пребывания на водоемах, понимать необходимость бережного к ним отношения и последствий экологически неграмотного поведения.

Лото. Раскладывают карточки и обсуждают предложенные сюжеты.

«Природа и человек»

(экологическая игра)

Учить правилам природопользования и познакомить с последствиями экологически неграмотного поведения людей.

Лото. Раскладывают карточки и обсуждают предложенные сюжеты

«Стань другом природы»

(экологическая игра)

Учить детей правилам экологически грамотного поведения во время пребывания на водоемах, понимать необходимость бережного к ним отношения и последствий экологически неграмотного поведения.

Лото. Раскладывают карточки и обсуждают предложенные сюжеты


5. Финансовое содержание проекта.


Финансирование проекта осуществляется из внебюджетных средств. Предполагаемые затраты отражены в

таблице № 9.


Таблица № 9.



Мероприятия

Сроки

Объем финансирования в рублях

1

2

3

4

1.

Приобретение методической литературы по изучаемому вопросу

март

150

2.

Организация подписки на периодические издания

май

100

3.

Приобретение дидактических игр

апрель

500

4.

Приобретение оборудования для лаборатории

апрель

200

5.

Приобретение материала в детскую библиотеку

постоянно

200



  1. Совместная работа детей и родителей в ДОУ


  • Оформление уголка «Маленькие исследователи»;

  • Наблюдение за инеем, дождём, ветром, снегопадом, радугой, росой, облаками, туманом, радугой, рисунками на стекле, градом, снежными постройками, ледоставом, ледоходом;

  • Сбор коллекций – сухие листья, семена, камешки, ракушки, составление альбома «Явления природы»;

  • Чтение художественной литературы, загадывание загадок о природных явлениях;

  • Совместные походы в лес с целью наблюдения ручья, лужи, болота подышать свежим воздухом;

  • Консультации с родителями по опытам с водой;

  • Совместный досуг «Вода – самое удивительное вещество на земле»;

  • Выставка рисунков на тему «Вода – наше богатство».


III. Заключение.


Мною изучены и проанализированы работы педагогов-экологов Н.А,Рыжовой, И.А.Ивановой,С.Н.Николаевой и других, выявлена роль экологического воспитания в дошкольном детстве и роль поисково – исследовательская деятельность в изучении природы. Для внедрения проекта в педагогический процесс я разработала план работы с детьми, включив поисково- исследовательскую деятельность во все формы работы с детьми. Были подобраны дидактические игры по теме «Вода».

Считаю, что реализация представленного проекта поможет мне в организации и проведении поисково- исследовательской деятельности старших дошкольников в изучении неживой природы, а мои воспитанники приобретут прочные знания о воде, научатся вести поиск и находить ответы на проблемные вопросы, научатся самостоятельно добывать информацию об изучаемом объекте, его свойствах, взаимодействии и взаимоотношениях в природе, т.е. научатся учиться, у них будут сформированы основы экологической культуры и экологически грамотного поведения в природе.


VI. Литература


1. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. Санкт-Петербург. 2006.

2. Заринова А. Элементарная поисковая деятельность в детском саду Дошкольное воспитание. 1994. № 7.

3. Зенина Т.Н. Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с природными объектами. М. 2006.

4. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М., 2007.

5. Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. М., 2004.

6. Ковинько Л.В. Секреты природы – это интересно. М.2004.

7. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. М., 2002.

8. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. М., 2001.

9. Николаева С.Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. М. 2005.

10. Новоселова С.Л. Развивающая предметная среда. М., 1995.

11. Рыжова Н.А. Программа «Наш дом – природа». М., 2005.

12. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. М., 2005.

13. Рыжова Н.А. Волшебница – вода. М., 2005.







Приложение №1


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Конева Тамара Петровна

Дата: 30.04.2015

Номер свидетельства: 207187


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства