Пояснительная записка к программе дополнительного образования «узнавайка»
Пояснительная записка к программе дополнительного образования «узнавайка»
Данная программа относится к ознакомительному уровню, имеет социально-педагогическую направленность. Она направлена на развитие всех видов восприятия, улучшение эмоционального состояния, снижения беспокойства и агрессивности, снятие нервного возбуждения и тревожности, активизацию мозговой деятельности и развития речи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Пояснительная записка к программе дополнительного образования «узнавайка»»
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ ШКОЛА 814 КОРПУС ДОШКОЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ № 819
(ГБОУ Школа 814 КДО № 819)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПРОГРАММЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«УЗНАВАЙКА»
Обучение и развитие
срок реализации 1 год
(вводный уровень для детей 3 – 7 лет)
Подготовили и провели:
педагог-психолог Чернова Светлана Викторовна
учитель-логопед Данова Наталья Алексеевна
Москва – 2018 г.
Пояснительная записка
Направленность и уровень программы.
Данная программа относится к ознакомительному уровню, имеет социально-педагогическую направленность.
Она направлена на развитие всех видов восприятия, улучшение эмоционального состояния, снижения беспокойства и агрессивности, снятие нервного возбуждения и тревожности, активизацию мозговой деятельности и развития речи.
Актуальность программы.
Успешность физического, умственного и эстетического воспитания и развития в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, во-первых, насколько хорошо ребенок слышит, видит, осязает окружающее; во-вторых, насколько качественно он может оперировать этой информацией; в-третьих, насколько точно он эти знания может выразить в речи. Таким образом, сенсорное воспитание предполагает развитие всех видов восприятия ребенка (зрительного, слухового, тактильно-двигательного), на основе которого формируются полноценные представления о внешних свойствах предметов, их форме, величине, положении в пространстве.
Сенсорное развитие играет огромную роль в психологическом и социальном становлении личности. Еще Л.С.Выгодский обратил внимание на то, что в основе формирования и развития высших психических функций лежит сложный процесс интеграции внешнего мира во внутренний. Он придавал решающее значение процессу восприятия для развития речи, считая, что ребенок может говорить и мыслить только, воспринимая: «Развитие восприятия различной модальности создает ту первичную базу, на которой начинает формироваться речь».
Литературные источники указывают на важную роль чувственного опыта в формировании речи, и в частности ее номинативной функции. Восприятие и речь взаимообусловлены в своем формировании: константность и обобщенность восприятия, с одной стороны, и подвижность зрительных образов - с другой, формируются и развиваются под влиянием слова, последнее же, в свою очередь, возникает и уточняется на основе чувственной сферы.
Данные положения говорят о том, что сенсорное развитие ребенка – это важный этап развития ребенка в целом.
Поиски новых форм и методов развития восприятия детей, подтолкнули к идее проведения занятий с использованием темной сенсорной комнаты.
Сенсорная комната (комната психоэмоциональной коррекции) - это особым образом организованная среда, состоящая из множества различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания и вестибулярные рецепторы. Сочетание разных стимулов (света, музыки, цвета, запахов, тактильных ощущений) оказывает различное воздействие на психическое и эмоциональное состояние человека: как успокаивающее, расслабляющее, так и тонизирующее, стимулирующее, восстанавливающее. Поэтому сенсорная комната не только способствует достижению релаксации, но и позволяет активизировать различные функции центральной нервной системы.
Таким образом, занятия в сенсорной комнате позволяют стимулировать зрительную, слуховую, тактильную модальность и использовать эту стимуляцию длительное время, поскольку в данных условиях используется массированный поток информации на каждый анализатор и восприятие становится более активным.
Помимо занятий в сенсорной комнате психо-речевому развитию детей способствуют занятия с использованием песка.
Песок – материал, способный завораживать человека своей податливостью, способностью принимать любые формы, быть сухим и легким, или ускользающим и влажным, или плотным и пластичным. Песочная терапия - это возможность выразить то, для чего трудно подобрать слова, соприкоснуться с тем, к чему трудно обратиться напрямую, увидеть в себе то, что обычно ускользает от сознательного восприятия. Песочная терапия - это уникальная возможность исследовать свой внутренний мир с помощью множества миниатюрных фигурок, подноса с песком, некоторого количества воды - и ощущения свободы и безопасности самовыражения, возникающей в общении.
Это естественная и доступная каждому ребенку форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи. Он проигрывает тревожащие его ситуации, создает картину собственного мира из песка, освобождается от напряжения. Он приобретает опыт положительного разрешения жизненных ситуаций, начинает применять в реальности свой «песочный» опыт. Повышается мотивация ребенка узнавать новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
Метод песочной терапии обладает мощным ресурсом для образовательной работы с детьми. Основные преимущества этого метода:
• в песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, «мануальный интеллект» ребенка;
• перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу существенно повышает мотивацию к занятиям;
• игры с песком в группе сверстников развивают коммуникативные навыки; песок обладает свойством «заземлять» негативную психическую энергию; игры и упражнения в песке гармонизируют психоэмоциональное состояние детей;
• следствием решения проблем в социально-эмоциональной сфере является развитие монологической и диалогической речи;
• игра в песочнице активизирует потенциальные творческие способности.
Концептуальные подходы к содержанию программы песочной терапии основаны на идеях гуманистической педагогики, принципах развития образования детей. Проведение мероприятий по программе реализуют потребности детей в творчестве, познании, самореализации, цели и смысле жизни, уважении, радости. Реализация программы обеспечит удовлетворение одной из важнейших потребностей каждого ребенка- быть здоровым, эмоционально благополучным.
Педагогическая целесообразность.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что использование игры с песком и с сенсорным оборудованием позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей, снижает уровень нервно-психического напряжения, стабилизирует внутреннее состояние, способствует возникновению положительных эмоций.
Современный подход к использованию песочницы в развитии и коррекции эмоционально-волевой и познавательной сфер детей дошкольного возраста направлен на:
понимание и принятие индивидуальных особенностей ребенка в качестве важнейшего компонента процесса обучения и формирования навыков проживания своих эмоций в различных эмоциональных ситуациях;
формирование эмоциональной стабильности и положительной самооценки, развитие коммуникативных навыков, развитие у детей способности к эмоциональной регуляции собственного поведения, формирование психических новообразований, необходимых для успешного обучения в начальной школе (произвольности), через создание позитивного эмоционального фона;
гибкость и вариативность занятий, методическое модулирование одного и того же материала, позволяет педагогу, трансформируя, видоизменяя, дополняя, повторяя одну и туже модель, открыть новые возможности творчеству ребенка.
песочница используется как среда для общения человека с самим собой и символами реального мира.
Новизна
В настоящее время в системе дошкольного образования происходят значительные перемены. Успех этих перемен связан с обновлением научной, методологической и материальной базы обучения и воспитания. Одним из важных условий обновления является использование игр с песком и сенсорного оборудования для развития эмоциональной и познавательной сфер. Тематическая направленность и организационная вариативность занятий способствует формированию у детей устойчивого интереса к практической и речевой деятельности, поддерживает положительное эмоциональное состояние малышей.
Сюжетно-тематическая организация занятий включает в себя игры с песком и в сенсорной комнате, направленные на развитие мелкой моторики и тактильных ощущений; на развитие познавательной сферы детей и коммуникативных навыков, снятие статического напряжения; речевой материал, сопровождаемый действием; дыхательные упражнения и т.д, Это позволяет каждому ребенку чувствовать себя комфортно, уверенно, получать удовольствие от выполняемой деятельности и от общения с миром, так как в игре с песком и водой максимально реализуются потенциальные возможности детей. Игры с песком позволяют добиться устойчивого интереса и внимания на протяжении длительного периода времени. В этой деятельности ребёнок имеет возможность для самовыражения, и, соответственно, повышает результативность в усвоении знаний.
Сенсорная комната – это организованная особым образом окружающая среда, состоящая из множества различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания, вестибулярные рецепторы.
В сенсорной комнате с помощью различных элементов создается ощущение комфорта и безопасности. Спокойная цветовая гамма обстановки, мягкий свет, приятные ароматы, тихая нежная музыка – все это создает ощущение покоя, умиротворенности. Не зря сенсорную комнату называют «комната-доктор». Пребывание в ней способствует:
- улучшению эмоционального состояния;
- снижению беспокойства и агрессивности;
- нормализации нервного возбуждения и тревожности;
- нормализации сна;
- активизации мозговой деятельности;
ускорению восстановительных процессов после заболеваний.
Релаксация (от лат.relaxatio — ослабление, расслабление) — глубокое мышечноерасслабление, сопровождающееся снятиемпсихическогонапряжения. Релаксация может быть как непроизвольной, так и произвольной, достигнутой в результате применения специальных психофизиологических техник. Ученые считают, что разум и тело человека взаимосвязаны. Предполагается, что в состоянии эмоционального напряжения человек испытывает мышечное напряжение и наоборот. Польза от систематических сеансов релаксации признана современной медициной.
Отличительные особенности данной программы от уже существующих программ состоит в том, что данная программа учитывает психофизические особенности развития детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Обучение данной программой основано на принципах интеграции теоретического обучения с процессами практической, самостоятельной деятельности воспитанников. Работа с тактильными ощущениями имеет колоссальное значение для развития психики ребенка. Такого рода взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние, развивает мелкую моторику, кинестетическую чувствительность, ребенок учится прислушиваться к себе, проговаривать свои ощущения. Это способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Ребенок получает первый опыт рефлексии, самоанализа, закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации.
Цели и задачи программы.
Цель программы: развитие эмоционально-волевой и познавательной сфер ребенка, коммуникативных навыков, посредством коррекционно-развивающей работы в сенсорной комнате и центре работы с песком.
Задачи программы:
Обучающие:
обучение работе с сухим песком в специально оборудованной песочнице (световой стол для песочной терапии) и кинетическим песком;
обучение работе с сенсорным материалом различной модификации (сухой бассейн);
обучение навыкам общения и способам взаимодействия в системе «ребенок-ребенок","взрослый-ребенок";
обучение овладению процессами саморегуляции, умению слушать педагога и друг друга, четко выполнять инструкцию;
обучение выражению своих потребностей и чувств с помощью вербальных и невербальных средств;
обучение достижению состояния расслабления в результате работы с песком и сенсорной комнате
Развивающие:
развитие познавательных процессов (внимание, память, образное и пространственное мышление), мелкой моторики, навыков общения, коммуникативных способностей;
развитие фантазии и воображения (придумывает, изобретает, создает, воплощает, преобразует)
развитие творческой активности ребёнка;
расширение кругозора и развитие представлений об окружающем мире.
Воспитательные:
содействовать воспитанию организационно-волевых качеств личности (терпение, воля, самоконтроль);
создавать условия для развития навыков межличностного общения и коллективного творчества.
Продолжительность реализации программы: данная программа рассчитана на 1 год обучения с середины октября по май.
Способы определения эффективности занятий оцениваются исходя из того, насколько ребёнок успешно освоил тот практический материал, который должен был освоить. В связи с этим, два раза в год проводится диагностика по трем направлениям:
-эмоциональные проявления детей;
-умение общения и взаимоотношения дошкольников со взрослыми и сверстниками, проявление активности, инициативности;
-личностные проявления в разных видах деятельности (январь, май).
По итогам проведения цикла занятий с детьми дошкольного возраста и детей с ОВЗ можно отметить как количественные, так и качественные изменения:
- изменение (увеличение высокого, среднего или низкого) уровня развития восприятия у детей;
- снижение уровня тревожности;
- эмоциональная устойчивость (высокий и средний уровень);
- повышение уровня самооценки.
Личностные изменения воспитанников:
- способность выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств;
Данные занятия изменяют показатели психического благополучия детей, а также способствуют развитию речи и познавательной сферы.
Материал может быть использован в работе педагогов – психологов, воспитателей, социальных педагогов и т.д.
Работа по данной программе позволяет достичь следующих результатов:
-игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей: снимает стрессовые состояния, снижает уровень нервно-психического напряжения, поднимает общий эмоциональный тонус, способствует возникновению положительных эмоций;
-дети, вновь поступившие в дошкольное учреждение, легче и быстрее адаптируются к новым условиям жизни;
-песочные игры позволяют получить опыт самостоятельного разрешения конфликтов, совместного преодоления трудностей, дети учатся слушать и слышат другого (формирование эмпатии);
-игры с песком и в сенсорной комнате позволяют формировать и развивать познавательный интерес, способность к логическому мышлению, формировать элементарные математические представления;
-в игре с песком у детей формируются психические процессы: мышление, внимание, память, восприятие, речевые функции;
-в песочнице создаются дополнительные возможности развития сенсомоторных функций (особенно тактильной чувствительности).
Формы подведения итогов реализации программы:
- промежуточные результаты в виде продуктивной деятельности (песочные картины, поделки-аппликации, декоративные бутылки из песка);
- открытые занятия и мастер-классы для родителей;
- организация выставок на базе КДО № 819;
Ожидаемый результат:
Создание положительного эмоционального фона, овладение коммуникативными навыками, умением понимать свое эмоциональное состояние, научиться распознавать чувства других людей, расширит представления об окружающем мире. Учащиеся так же смогут анализировать причины межличностных конфликтов и смогут самостоятельно их регулировать, снизить уровень тревожности, эмоционального напряжения, улучить работоспособность.
Общее психофизиологическое развитие.
развитие физиологических, возрастных, психоэмоциональных, интеллектуальных и речевых функций;
активизация мышления;
повышение иммунитета;
улучшение соматического здоровья;
коррекция эмоционального состояния;
активизация деятельности;
нормализация сна
Эмоциональное развитие.
обогащение эмоционального опыта;
преодоление страхов; коррекция уровня тревожности и агрессивности;
стимуляция приятных и эстетических значимых переживаний;
формирование эмоционально спокойного состояния, способствующее снятию негативных эмоций и состояний;
формирование коммуникативных навыков у детей;
Речевое развитие.
активизация словаря;
накопление языковых представлений;
формирование способности ребенка к пониманию обращенной к нему и контекстуальной речи;
формирование диалогической речи;
формирование элементов словесного планирования;
формирование монологической речи;
формирование способности связно рассказывать, выделяя основную мысль;
развитие выразительности речи.
Социальное развитие.
формирование личностной ориентации;
формирование способностей осознания и переживания успехи-неуспехи, результаты деятельности;
проекция общественных взаимодействий;
развитие социальных норм поведения;
ориентация ребенка на взрослого как на источник социального опыта;
формирование организационных умений
развитие умения переносить освоенные навыки в незнакомую ситуацию;
осмысление не сложных конструкций, отражающих общественные правила, нормы общения и поведения в обществе;
освоению теоретических знаний посредством обогащения чувственного опыта;
развитие умения подчинять свои поступки усвоенным моральным и этическим нормам;
формирование и развитие творческих способностей;
формирование развития самосознания, самоконтроля, способности адекватного отношения к себе и окружающим;
формирование правильное поведения в коллективе
Формы и методы воспитательно-образовательного процесса
Методы
Наглядные методы включают в себя:
наглядно - слуховые / слушание музыки в аудиозаписи;/
наглядно - зрительные / дидактический материал /;
сенсорно - моторные / обследование /;
тактильно - мышечные / индивидуальная помощь, помощь других детей, совместное выполнение, подражательное выполнение /;
формы несловесной поддержки / улыбка, подбадривающее пожатие руки, мимоходное прижатие к себе, поглаживание по спине, голове, подмигивание, обнимание за плечи и т. д. /;
элементы психогимнастики / релаксация, контактный массаж, дыхательные упражнения/.
Словесные методы:
объяснение / краткое, четкое, эмоциональное /;
указания /даются очень тихо, не отвлекая внимания других, обращены как ко всем детям, так и индивидуально /;
вопросы / четкие, понятные. Этот словесный прием очень важен, он активизирует внимание, развивает мышление и память /
пояснения, уточнения;
Практические методы:
метод упражнений / связан с многократным выполнением практических действий; выбором дидактического материала/;
игра / занятия носят игровое содержание, это помогает заинтересовать и активизировать детей, войти в коммуникативный контакт, самореализоваться в деятельности, стабилизировать внутреннее состояние, вызвать положительные эмоции /.
Формы:
Групповые игры
Игры с песком и в сенсорной комнате в группе направлены в основном на развитие коммуникативных навыков, т.е. умения гармонично и эффективно общаться друг с другом, взаимодействовать.
Методическое обеспечение программы.
Материально-техническое обеспечение программы
Основной задачей программы является качественное обучение детей, которое зависит не только от высокопрофессионального преподавательского состава, правильно и систематически выстроенного учебного процесса, но и от необходимых условий для проведения учебных занятий:
Условно оборудование сенсорной комнаты можно разделить на два функциональных блока:
- релаксационный – в него входят мягкие покрытия, пуфики и подушечки, сухой бассейн, приборы, создающие рассеянный свет, установка для ароматерапии и библиотека релаксационной музыки;
- активационный – в него входит все оборудование со светооптическими и звуковыми эффектами, массажные мячики, сенсорная тропа, массажеры, сухой бассейн.
Мягкая среда сенсорной комнатыобеспечивает уют, комфорт и безопасность. Главной целью ее использования является создание условий для релаксации и спокойного состояния. Поэтому, все изделия мягкой обстановки выполнены в спокойных тонах. В нее входят: напольные и настенные маты, пуфики и трапеции с гранулами, которые принимают форму тела и служат идеальной опорой для сидящего или лежащего, маленькие подушечки. Как для релаксации, так и для активных игр используется сухой бассейн. Лежа в бассейне, дети могут принять комфортную позу и расслабиться. При этом контакт всей поверхности тела с шариками, наполняющими его, создает мягкий массажный эффект, обеспечивающий глубокую мышечную релаксацию.
Список литературы
Список литературы использованной при написании программы
1.Бережная Н.Ф. Использование песочницы в коррекции эмоционально-волевой сфер детей раннего и младшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика №4-2006, №1-2007.
2.Бережная Н.Ф. Песочная терапия в коррекции эмоциональной сферы детей раннего и младшего дошкольного возраста// Дошкольная педагогика /июль, август/ 2006
4.Валиева А.Р. Игры на песке. Программа по песочной терапии для дошкольников // Психолог в детском саду №3-2006.
5. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. «Чудеса на песке. Песочная игротерапия». – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998. 50с.
6. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. «Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии». СПб.: Речь, 2005 -340 с
7.Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия // Детский сад со всех сторон. — 2001. — № 8 (44).
8.Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. — СПб 2004.
9.Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М., Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. — СПб., Издательство «Речь», 2005.
10.Кондратьева С.Ю. Игры с песком и водой в работе по формированию пространственно-количественных представлений у дошкольников с задержкой психического развития // Дошкольная педагогика №3-2005.
11.Кичура В.В. Конспекты занятий с использованием песочной игротерапии с детьми старшего дошкольного возраста//Дошкольная педагогика /май/2008
12.Колос Г.Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении: Практические рекомендации. – М.: Аркти, 2006. – 80с.
13.Конаныхина Е. Ю. Волшебство в песочнице. Песочная терапия в работе с детьми.-М.:Генезис,2016.
2. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. «Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии». СПб.: Речь, 2005 -340 с.
3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М., Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. — СПб., Издательство «Речь», 2005.
4. Колос Г.Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении: Практические рекомендации. – М.: Аркти, 2006. – 80с.
5. Конаныхина Е. Ю. Волшебство в песочнице. Песочная терапия в работе с детьми.-М.:Генезис,2016.
Список литературы, рекомендованной родителям в целях расширения диапазона образовательного воздействия и помощи родителям в обучении и воспитании детей
1. Конаныхина Е. Ю. Волшебство в песочнице. Песочная терапия в работе с детьми.-М.:Генезис,2016.
2. Новиковская О.А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников. — СПб., 2005.
3. Сакович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту. – Спб.: Речь, 2008.