Пояснительная записка к программе дополнительного образования "Лего-конструирование"
Пояснительная записка к программе дополнительного образования "Лего-конструирование"
Данная программа относится к ознакомительному уровню, имеет техническую направленность. Она направлена на развитие и воспитание личности, способной самостоятельно ставить перед собой задачи и находить оригинальные способы решения с использованием приемов моделирования и конструирования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Пояснительная записка к программе дополнительного образования "Лего-конструирование"»
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ ШКОЛА 814 КОРПУС ДОШКОЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ № 819
(ГБОУ Школа 814 КДО № 819)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПРОГРАММЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Лего-конструирование»
Обучение конструктивной деятельности
срок реализации 1 год
(ознакомительный уровень для детей 3 – 7 лет)
Подготовили и провели:
педагог-психолог Чернова Светлана Викторовна
учитель-дефектолог Савинова Анна Михайловна
Москва – 2018 г.
Пояснительная записка
Направленность и уровень программы.
Данная программа относится к ознакомительному уровню, имеет техническую направленность. Она направлена на развитие и воспитание личности, способной самостоятельно ставить перед собой задачи и находить оригинальные способы решения с использованием приемов моделирования и конструирования.
Актуальность программы.
Модернизация образования, по мнению разработчиков новой версии закона «Об образовании», предполагает, что целью и результатом образования детей дошкольного возраста будет формирование жизнеспособной личности, которая характеризуется:
умением принимать решения и достигать требуемого результата в неопределённых проблемных ситуациях, самостоятельно восполняя недостаток знания и информации;
умением позитивно взаимодействовать с людьми других культур, языков и религий;
владением информационными технологиями; умением самостоятельно учиться на протяжении жизни в контексте, как личного профессионального роста, так и социальной жизни, работать в команде на общий результат;
умением отстаивать свою точку зрения, обосновывая её, вести дискуссию таким образом, чтобы она приводила к новому пониманию проблемы, а не к конфликту.
Образовательная деятельность организаций дополнительного образования должна быть направлена на формирование у дошкольников общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей.
Достижение таких результатов возможно за счет системных обновлений, одно из которых – обновление содержания технологий, используемых в ходе образовательной деятельности.
В свете новых федеральных государственных стандартов является актуальным использование в работе с дошкольниками ЛЕГО - технологии:
использование ЛЕГО - конструктора является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, в следующих видах деятельности: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое.
основой образовательной деятельности с использованием ЛЕГО - технологии является игра – ведущий вид детской деятельности. ЛЕГО позволяет учиться играя и обучаться в игре.
использование ЛЕГО - технологии позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.
ЛЕГО - технология - средство развивающего обучения, стимулирует познавательную деятельность дошкольников, способствует воспитанию социально активной личности с высокой степенью свободы мышления, развития самостоятельности, способности решать любые задачи творчески.
ЛЕГО - технология объединяет элементы игры с экспериментированием а, следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников.
Педагогическая целесообразность.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена развитием конструкторских способностей детей через практическое мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого.
Образовательная программа «Лего – конструирование в дошкольном учреждении» рассчитана на один год обучения, с учетом возрастных особенностей детей (младшая, средняя, старшая, подготовительная группы).
Обучение основывается на следующих педагогических принципах:
личностно ориентированного подхода (обращение к опыту ребенка)
природосообразности (учитывается возраст воспитанников);
сотрудничества;
систематичности, последовательности, повторяемости и наглядности обучения;
«от простого – к сложному» (одна тема подается с возрастанием степени сложности).
На занятиях используются три основных вида конструирования: по образцу, по условиям, по замыслу.
Конструирование по образцу — когда есть готовая модель того, что нужно построить (например, изображение или схема дома).
При конструировании по условиям — образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки — большим).
Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности малыша.
В процессе занятий лего – конструированием дети:
Развивают мелкую моторику рук;
Развивают память, внимание, умение сравнивать;
Учатся фантазировать, творчески мыслить;
Получают знания о счете, пропорции, форме, симметрии, прочности и устойчивости конструкции;
Учатся создавать различные конструкции по рисунку, схеме, условиям, по словесной инструкции и объединённые общей темой;
Учатся общаться, устраивать совместные игры, уважать свой и чужой труд.
Конструктор лего помогает детям воплощать в жизнь свои задумки, строить и фантазировать, увлечённо работая и видя конечный результат.
Новизна.
В настоящее время в системе дошкольного образования происходят значительные перемены. Успех этих перемен связан с обновлением научной, методологической и материальной базы обучения и воспитания. Одним из важных условий обновления является использование ЛЕГО-технологий. Использование ЛЕГО-конструкторов в образовательной работе с детьми выступает оптимальным средством формирования навыков конструктивно-игровой деятельности и критерием психофизического развития детей дошкольного возраста, в том числе становления таких важных компонентов деятельности, как умение ставить цель, подбирать средства для её достижения, прилагать усилия для точного соответствия полученного результата с замыслом для формирования гармонически развитой и целеустремленной личности.
Отличительные особенности данной программы от уже существующих программ состоит в том, что данная программа учитывает психофизические особенности развития детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) нарушением зрения. Обучение данной программой основано на принципах интеграции теоретического обучения с процессами практической, исследовательской, самостоятельной, научной деятельности воспитанников и техника – технологического конструирования.
Цели и задачи программы.
Цель программы: развитие и воспитание личности, способной самостоятельно ставить перед собой задачи и находить оригинальные способы решения с использованием приемов моделирования и конструирования.
Задачи программы:
Обучающие:
познакомить с различными понятиями лего конструирования (картинка-план, схема, устойчивость, основание, скрепление и так далее);
формировать у детей представления о сенсорных эталонах (форма, цвет, величина);
содействовать формированию знаний о счёте, форме, пропорции, симметрии, понятии части и целого;
способствовать формированию знания и умения ориентироваться в технике чтения элементарных схем;
учить создавать различные конструкции по картинке-плану, рисунку, схеме, условиям, по словесной инструкции;
используя демонстрационный материал, учить видеть конструкцию конкретного объекта, анализировать её основные части и устанавливать связь между их назначением и строением
Развивающие:
развитие познавательных процессов (внимание, память, образное и пространственное мышление), мелкой моторики, навыков общения, коммуникативных способностей
развитие фантазии и воображения (придумывает, изобретает, создает, воплощает, преобразует)
способствовать развитию творческой активности ребёнка;
способствовать расширению кругозора и развитию представлений об окружающем мире.
формирование умения передавать особенности предметов средствами конструктора ЛЕГО
Воспитательные:
содействовать воспитанию организационно-волевых качеств личности (терпение, воля, самоконтроль);
создать условия для развития навыков межличностного общения и коллективного творчества.
Продолжительность программы: данная программа рассчитана на 1 год обучения с ноября по май.
Формы и режим занятий.
На занятиях по ЛЕГО-конструированию используется подгрупповая форма работы (Занятия проводятся с одной подгруппой детей до 10 человек).
Младшая группа, средняя группа - 56 занятий по 30 минут (два раза в неделю).
Старшая группа, подготовительная группа) – 56 занятий по 35 минут (два раза в неделю).
Способы определения эффективности занятий оцениваются исходя из того, насколько ребёнок успешно освоил тот практический материал, который должен был освоить. В связи с этим, два раза в год проводится диагностика уровня развития конструктивных способностей (январь, май).
Диагностика уровня знаний и умений по Лего-конструированию
у детей 3-5 лет.
Уровень развития ребенка
Умение правильно конструировать поделку по образцу, схеме, замыслу
Высокий
Ребенок называет цвет деталей, форму деталей. Правильно скрепляет детали конструктора. Умеет строить элементарные постройки по творческому замыслу. Умеет строить по образцу и простой схеме. Действует самостоятельно и практически без ошибок в размещение элементов конструкции относительно друг друга под контролем взрослого.
Средний
Путается в названии цвета деталей, определении формы. С трудом скрепляет детали конструктора. Делает незначительные ошибки при работе по образцу, правильно выбирает детали, но требуется помощь. Не всегда может точно скреплять детали конструктора, средняя скорость выполнения задания. При работе требуется помощь взрослого.
Низкий
Не называет цвет, форму деталей. Отсутствует самостоятельная деятельность. Вся работа выполняется в совместной деятельности со взрослым.
Диагностика уровня знаний и умений по Лего-конструированию
у детей 5-7 лет.
Уровень развития ребенка
Умение правильно конструировать поделку по образцу, схеме, замыслу
Высокий
Ребенок самостоятельно делает постройку, используя образец, схему, действует самостоятельно и практически без ошибок в размещение элементов конструкции относительно друг друга. Ребенок самостоятельно разрабатывает замысел в разных его звеньях (название предмета, его назначение, особенности строения). Самостоятельно работает над постройкой.
Ребенок действует самостоятельно, воспроизводит конструкцию правильно по образцу, схеме, не требуется помощь взрослого.
Ребенок самостоятельно создает развернутые замыслы конструкции, может рассказать о своем замысле, описать ожидаемый результат, назвать некоторые из возможных способов конструирования.
Средний
Ребенок делает незначительные ошибки при работе по образцу, схеме, правильно выбирает детали, но требуется помощь при определении их в пространственном расположении. Тему постройки ребенок определяет заранее. Конструкцию, способ ее построения находит путем практических проб, требуется помощь взрослого.
Ребенок допускает незначительные ошибки в конструировании по образцу, схеме, но самостоятельно «путем проб и ошибок» исправляет их.
Способы конструктивного решения находит в результате практических поисков. Может создать условную символическую конструкцию, но затрудняется в объяснении ее особенностей.
Низкий
Замысел у ребенка неустойчивый, тема меняется в процессе практических действий с деталями. Создаваемые конструкции нечетки по содержанию. Объяснить их смысл и способ построения ребенок не может. Замысел у ребенка неустойчивый, тема меняется в процессе практических действий с деталями. Создаваемые конструкции нечетки по содержанию. Объяснить их смысл и способ построения ребенок не может. Допускает ошибки в выборе и расположении деталей в постройке, готовая постройка не имеет четких контуров. Требуется постоянная помощь взрослого.
Неустойчивость замысла – ребенок начинает создавать один объект, а получается совсем иной и довольствуется этим. Нечеткость представлений о последовательности действий и неумение их планировать. Объяснить способ построения ребенок не может.
Исходя из поставленных задач ребенок дошкольного возраста овладеет:
Первый год обучения (младший дошкольный возраст: 4 года):
Знания:
имеет представление о конструкторе ЛЕГО, различает и называет его детали: кирпичик, полукирпичик;
знает простейшие основы механики (устойчивость конструкций, прочность соединения, виды соединения деталей);
виды конструкций: плоские, объёмные, неподвижные;
знает технологическую последовательность изготовления несложных конструкций.
Умения:
умеет отделить конструирование от игры;
проявляет интерес к архитектурным объектам: домам, мостам, машинам;
овладел конструированием, как самостоятельностью (по образцу, по схеме, по условиям, по своему замыслу);
Второй год обучения (средний дошкольный возраст: 5 лет):
Знания:
имеет представление о конструкторе ЛЕГО, различает и называет его детали: кирпичик, полукирпичик, призма и другие;
знает простейшие основы механики (устойчивость конструкций, прочность соединения, виды соединения деталей механизма);
умеет классифицировать различные виды конструкций: плоские, объёмные, неподвижное и подвижное соединение деталей;
знает технологическую последовательность изготовления несложных конструкций.
Умения:
проявляет интерес к совместной конструктивной деятельности, переходящей в строительные, сюжетно-ролевые, режиссерские игры;
конструктивная деятельность становится самостоятельной, посредством которой ребенок самоутверждается как индивидуальность;
Третий год обучения (старший дошкольный возраст: 6 лет):
Знания:
имеет представление о конструкторе ЛЕГО, различает и называет его детали: кирпичик, полукирпичик, призма и др.;
знает простейшие основы механики (устойчивость конструкций, прочность соединения, виды соединения деталей сложного механизма);
знает виды конструкций: плоские, объёмные, неподвижное и подвижное соединение деталей;
знает технологическую последовательность изготовления различных конструкций.
Умения:
в конструировании достигнут уровень самостоятельности: состоялся переход деятельности из предмета познания в форму самовыражения индивидуальности, неповторимости;
имеет адекватную самооценку своей деятельности;
владеет умением мысленно изменять пространственное положение объекта, его частей; конструировать по заданной схеме и строить самому схему будущей конструкции.
Четвертый год обучения (старший дошкольный возраст: 7 лет):
Знания:
имеет представление о конструкторе ЛЕГО, различает и называет его детали: кирпичик, полукирпичик, призма и др.;
знает простейшие основы механики (устойчивость конструкций, прочность соединения, виды соединения деталей механизма);
знает виды конструкций: плоские, объёмные, неподвижное и подвижное соединение деталей;
знает технологическую последовательность изготовления как несложных, так и сложных конструкций конструкций;
имеет представление о том как усложнить конструкцию из простой в сложную.
Умения:
проявляет интерес к архитектурным объектам, их авторам, стилям зодчества, художественным оригинальным конструкциям;
проявляет интерес к созданию движущихся конструкций, умеет находить простые технические решения;
умеет конструировать по условиям, задаваемым взрослым, ребенком-архитектором, сюжетом игры;
достиг в конструировании уровня самостоятельности: деятельность переходит из предмета сознания в форму самовыражения индивидуальностью своей неповторимости, в проявлении одаренности, творческих способностей креативности мышления, интеллектуального потенциала.
Формы подведения итогов реализации программы:
- открытые занятия для родителей
- организация выставок на базе ГБОУ Школа 814 КДО № 819
- участие в фестивалях и конкурсах различного уровня
Материально-техническое обеспечение программы
Основной задачей программы является качественное обучение детей, которое зависит не только от высокопрофессионального преподавательского состава, правильно и систематически выстроенного учебного процесса, но и от необходимых условий для проведения учебных занятий:
Наличие места для конструирования.
Оборудование: конструкторы ЛЕГО, набор мелких игрушек для обыгрывания, буклеты, книги, картины.
- наборы лего-конструкторов Дупло различной тематики ( железная дорога, ферма, семья, театр, космос, животные, пожарная станция и д.р.)
- наборы лего-мозаики
- кубики Лего-софт
-фонотека: музыка для занятий в соответствии с тематическим планированием
- презентации POWER POINT.
Программа образования направлена на развитие умственных способностей, формирование логического мышления и конструктивных навыков детей дошкольного возраста.
Конструирование является практической деятельностью, направленной на получение определенного заранее задуманного продукта. Детское конструирование тесно связанно с игрой и является деятельностью, отвечающей интересам детей.
Одна из основных задач развития умственных способностей детей – активизация восприимчивости к наглядному моделированию.
Программа способствует формированию положительной мотивации к обучению, активной включенности ребенка в процесс игры, создает основу формированию учебных навыков. Отличительная особенность данной образовательной программы в использовании современного конструктора ЛЕГО.
Программа определяет основной подход к разделам конструирования и моделирования в условиях кружка по объему и распределению материала по каждому году обучения. Однако не следует стремиться к прохождению материала в полном объеме в ущерб правильности исполнения и задачам умственного воспитания детей. Руководствуясь основными принципами, изложенными в программе, педагог может увеличить или уменьшить объем и степень технической сложности материала в зависимости от состава группы и конкретных условий работы. Программа разработана с учётом возрастных особенностей дошкольников. На занятиях малыши приобретают элементарные навыки конструирования. Они строят простейшие конструкции, упражняются в распознавании цвета, счете до пяти. Дети свободно экспериментируют со строительным материалом. Усложнение программы ведется от года к году обучения. Начиная со старшей группы основной формой работы – моделирование из мелкого конструктора. Формы организации занятий самые разнообразные:
конструирование по заданным условиям
по изображению
по замыслу
В подготовительной группе главное направление – это усложнение моделей с использованием вращающихся и подвижных деталей, для выполнения которых дети могут объединятся в пары. Основные формы организации занятий – работа по картинкам с изображением объекта.
В процессе преподавания необходим дифференцированный подход к детям, учитывая их творческие наклонности и степень восприятия и усвоения материала.
Темы программы включают в себя теоретические и практические занятия. Занятия по общей культуре или эстетике, по истории, вводятся в программу с третьего года обучения, предполагают главной целью эстетическое воспитание. Важнейшим конечным результатомданной образовательной программы - развитие умственных способностей через конструктивную деятельность.
Занятия с детьми дошкольного возраста проводятся в форме игры, театрализации, развивающей беседы. Благодаря игре индивидуальность ребенка находит выражение в коллективном творчестве. Игры, которые рекомендуется проводить с детьми и на практических занятиях, пробуждают у детей нравственные чувства, формирующие культуру личности, вырабатывают правила поведения в различных ситуациях. Игра развивает фантазию, воображение ребенка, помогает самореализоваться. Форма занятия через игру позволяет быстрее добиться запоминания необходимых понятий и знаний. На занятиях большое внимание уделяется развитию творческой активности, дается свобода выбора для проявления индивидуальности каждого ребенка. Основная задача - дать ребенку раскрепоститься, почувствовать себя настоящим конструктором, обрести уверенность в себе, поделиться своими творческими находками в решении той или иной конструктивной задачи. Анализ построек имеет игровой характер, что свойственно детям дошкольного возраста.
Список литературы
Список литературы использованной при написании программы
Кайе В.А. Занятия по конструированию и экспериментированию с детьми 5-8 лет. М., 2009.
Комарова Л.Г. Строим из ЛЕГО (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора ЛЕГО) //Л.Г.Комарова. – М.: «ЛИНКА-ПРЕСС», 2001.
Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью Лего: Пособие для педагогов-дефектологов.-М.,2003.
Новикова В.П., Тихонова Л.И. Лего-мозаика в играх и занятиях.-М.: Мозаика-Синтез, 2005.
Новикова В.П., Тихонова Л.И. Геометрическая мозаика в интегрированных занятиях: Игровые занятия с детьми в детском саду и начальной школе. Методическое пособие.-М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009.
Романина В.И. Занятия по конструированию с детьми 3-4 лет: Метод. Пособие. М., 2003.
Ромашова Е. А. Проведение Лего-игротек с дошкольниками // www.fesival.1september.ru
Старцева О.Ю. Занятия по конструированию с детьми 3-7 лет.М..2010.
Фешина Е. В. Конструирование из конструктора Лего в детском саду // www.fesival.1september.ru
Шайдурова Н.В. Развитие ребенка в конструктивной деятельности. М., 2008.
Список литературы, рекомендованной педагогам для освоения данного вида деятельности
Кайе В.А. Занятия по конструированию и экспериментированию с детьми 5-8 лет. М., 2009.
Комарова Л.Г. Строим из ЛЕГО (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора ЛЕГО) //Л.Г.Комарова. – М.: «ЛИНКА-ПРЕСС», 2001.
Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью Лего: Пособие для педагогов-дефектологов.-М.,2003.
Новикова В.П., Тихонова Л.И. Лего-мозаика в играх и занятиях.-М.: Мозаика-Синтез, 2005.
Новикова В.П., Тихонова Л.И. Геометрическая мозаика в интегрированных занятиях: Игровые занятия с детьми в детском саду и начальной школе. Методическое пособие.-М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009.
Романина В.И. Занятия по конструированию с детьми 3-4 лет: Метод. Пособие. М., 2003.
Ромашова Е. А. Проведение Лего-игротек с дошкольниками // www.fesival.1september.ru
Старцева О.Ю. Занятия по конструированию с детьми 3-7 лет.М..2010.
Фешина Е. В. Конструирование из конструктора Лего в детском саду // www.fesival.1september.ru
Шайдурова Н.В. Развитие ребенка в конструктивной деятельности. М., 2008.
Список литературы, рекомендованной родителям в целях расширения диапазона образовательного воздействия и помощи родителям в обучении и воспитании детей
Комарова Л.Г. Строим из ЛЕГО (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора ЛЕГО) //Л.Г.Комарова. – М.: «ЛИНКА-ПРЕСС», 2001.