Просмотр содержимого документа
«План работы с родителями по реализации дифференцированного подхода к воспитанию мальчиков и девочек.»
План работы с родителями по реализации дифференцированного подхода к воспитанию мальчиков и девочек
1.Дискуссия «Дифференцированный подход в воспитании и обучении детей разных полов».
Цель: привлечение внимания родителей к воспитанию мальчиков и девочек как будущих мам и пап, мужчин и женщин.
Задачи:
-Выявить представления родителей об особенностях воспитания и обучения сына или дочери.
-Необходимость дифференцированного воспитания и обучения мальчиков и девочек в семье и ДОУ.
формы организации: тест, беседа, дискуссия.
2. Проект «Детско-взрослый проект по полоролевому воспитанию «Мамы, папы, дочки и сыночки».
Цель проекта:
- Найти пути передачи навыков и знаний родителям своим детям по реализации полоролевого подхода;
- помочь детям адаптироваться в современной жизни.
Задачи:
- Повышать компетентность родителей в вопросе гендерного воспитания дошкольника.
- Оказать помощь в разумном выстраивании отношений с ребёнком с учетом его половой принадлежности.
- Выстроить модель педагогического процесса с учетом психологических особенностей мальчиков и девочек.
- Создать развивающую среду, благоприятную для становления личности, определенного пола, на всех возрастных этапах.
Формы организации: беседа, продуктивная деятельность.
3. Консультация «Работа с семьёй по полоролевому воспитанию».
Цель: привлечение внимания родителей к воспитанию мальчиков и девочек как будущих мам и пап, мужчин и женщин.
Задачи:
- Обогатить знания родителей о психологических особенностях мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста.
- Помочь родителям осознать необходимость учета психологических особенностей в воспитании мальчиков и девочек.
- Помочь родителям в выборе методов и приемов дифференцированного подхода к воспитанию мальчиков и девочек.
- Вызвать у родителей интерес к процессу реализации дифференцированного подхода к воспитанию в детском саду.
- Стимулировать к обмену родительским опытом.
Форма: круглый стол, беседа.
4. Родительское собрание «Мальчики и девочки – два разных мира».
Цель:
- Расширять представление родителей об особенностях полоролевого развития детей.
Задачи:
- Помочь родителям осознать необходимость учета психологических особенностей в воспитании мальчиков и девочек.
- Вызвать у родителей интерес к процессу реализации дифференцированного подхода к воспитанию в детском саду.
Форма: дискуссия.
5. Проект «Хорошо быть девочкой, хорошо быть мальчиком»
Цель проекта:
- Создание условий, способствующих овладению дошкольниками полоролевым опытом, ценностями и способами полоролевого поведения на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в ДОУ и в семье.
Задачи проекта:
- Способствовать формированию начал мужественности женственности у детей дошкольного возраста.
- Дать представление о содержании социальных ролей мужчины и женщины, развивать умения использовать эти знания в различных жизненных ситуациях.
- Формировать нравственно-волевые качества и способы поведения, характерные для мальчиков и девочек.
- Развивать интерес к культуре своего народа, формировать представление о традициях воспитания мальчиков и девочек.
- Повысить уровень педагогической грамотности родителей в вопросах воспитания мальчиков и девочек.
Формы организации: беседа, продуктивная деятельность.
6. Выставка рисунков к 23 февраля «Защитники Отечества».
Цель:
- формирование мотивационного, целостного представления о защитниках отечества;
- систематизировать знания детей по данной теме;
- привлечение родителей в образовательный процесс.
Задачи:
- приобщение детей, педагогов и родителей к изучению истории и современному состоянию Российской армии и флота.
- формирование социально значимых качеств на основе традиций патриотического воспитания;
- стимулирование потребности дошкольников в постоянном поиске сведений о Российской армии.
Форма: беседа, продуктивная деятельность.
7. Создание семейной газеты «Моя милая мамочка».
Цель: расширять знания родителей и детей о возникновении праздника 8 Марта.
Задачи:
- Познакомить детей и родителей с историей возникновения праздника 8 Марта.
- Развивать грамотную речь, при составлении описательного характера о мамах.
- Вызывать желание детей изображать в рисунке портрет своей мамы.
- Вызывать желание детей создавать подарки к празднику своими руками.
Форма работы: беседа, продуктивная деятельность.
8. Совместное изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр: «Больница», «Магазин», «Мореплаватели».
Цель: обогащение предметно-развивающей среды в группе для сюжетно – ролевых игр.
Задачи:
- Познакомить родителей с требованиями к организации предметно – пространственной среды.
- Организовать родителей для изготовления атрибутов к сюжетно – ролевым играм.
Форма: беседа, мастер – класс, продуктивная деятельность.
9. Памятка «Как общаться с мальчиками и девочками».
Цель: познакомить родителей со способами общения с мальчиками и девочками.
Задачи:
- Развивать умение взрослых общаться со своими детьми.
- Воспитывать интерес к взаимодействию и сотрудничеству родителя-ребенка-воспитателя.
Форма: папка – передвижка.
10. Консультация «Роль игр в развитии и воспитании мальчиков и девочек».
Цель:повышение компетентности родителей в вопросах полоролевого воспитания детей, посредством игры, способствующих благоприятному протеканию процесса социализации мальчиков и девочек дошкольного возраста, и в осознании значимости семейного воспитания.
Задачи:
1. Повысить активность родителей в совместной деятельности по полоролевому воспитанию детей, посредством игры.
2. Расширить знания родителей о разнообразии игр для мальчиков и девочек.
3. Донести до родителей важность и глубину воспитания в семье.
Формы работы: беседа, продуктивная деятельность, мастер – класс.
11. Создание фотоальбома «Семейные хлопоты».
Цель:
- Повысить активность родителей в совместной работе с детьми.
Задачи:
- Познакомить детей с обязанностями мужчин и женщин в семье.
- Вызывать желание детей заниматься домашним хозяйством.
Форма: фотовыставка.
12. Консультация «Использование русской народной игры в полоролевом воспитании дошкольников».
Цель: расширить знания родителей о народных играх, способствовать благоприятному протеканию процесса социализации мальчиков и девочек дошкольного возраста в условиях ДОУ.
Задачи:
- обогащать знания о своей семье, роде, семейных реликвиях, традициях, знакомить с основными функциями семьи;
- закрепить у детей представления об особенностях мальчиков (мужчин) и девочек (женщин); о различии полов (физических, поведенческих, нравственно-ценностных и т.д.);
- заложить основы для понимания детьми своей социальной роли с учетом принадлежности к конкретному полу;
- накопить опыт позитивного поведения, соответственно своему полу;
- воспитывать культуру общения между мальчиками и девочками с учетом специфических черт их характеров.
Форма: беседа, совместные игры с детьми.
Консультация «Работа с семьёй по полоролевому воспитанию».
Цель: привлечение внимания родителей к воспитанию мальчиков и девочек как будущих мам и пап, мужчин и женщин.
Задачи:
- Обогатить знания родителей о психологических особенностях мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста.
- Помочь родителям осознать необходимость учета психологических особенностей в воспитании мальчиков и девочек.
- Помочь родителям в выборе методов и приемов дифференцированного подхода к воспитанию мальчиков и девочек.
- Вызвать у родителей интерес к процессу реализации дифференцированного подхода к воспитанию в детском саду.
- Стимулировать к обмену родительским опытом.
Форма: круглый стол, беседа.
Для усвоения знаний по изучаемой теме необходимо осмыслить несколько наиболее важных понятий.
Пол - комплекс репродуктивных, телесных, поведенческих и социальных признаков, определяющих индивида как мужчину (мальчика) или женщину (девочку) (В. Е. Каган).
Полоролевое воспитание - это составная часть полового. В результате его осуществления ребенок-дошкольник должен в значительной мере овладеть культурой взаимоотношения полов, в основе которой доброта, взаимоуважение и деликатность, адекватной полу моделью поведения, правильно понимать роль мужчины и женщины в обществе.
Половое развитие - это результат не столько биологических особенностей пола, хотя нельзя принижать роль физиологии и генетики, сколько социальных требований к мальчикам и девочкам со стороны самых близких людей - членов семьи, а также воспитателей дошкольных образовательных учреждений и сверстников, с которыми они себя идентифицируют, поощрения соответствующих полу детей форм поведения и раннего осознания ими своей половой роли.
Понятие «полоролевое поведение» ребёнка дошкольного возраста, понимается как особая модель социального взаимодействия, ориентированная на эталоны мужского и женского поведения и отражающая систему представлений ребёнка о своём половом образе и способы взаимоотношений со сверстниками (мальчиками и девочками) в различных реальных и игровых ситуациях. Формирование полоролевого поведения дошкольников определяется во многом педагогическими условиями и методикой использования сюжетно-ролевых игр.
Поведение является важным фактором, связывающим ребенка с окружающей действительностью, оно оказывает влияние на формирование и развитие социальных качеств личности. Усвоение социального опыта происходит через взаимодействие ребенок – взрослый, в котором каждый оказывает влияние на поведение другого. Ребенок постоянно наблюдает, имитирует и моделирует отношения, поведение и деятельность окружающих его взрослых. Признаки полоролевого поведения мы наблюдаем, когда дети выбирают игры и игрушки, демонстрируют стиль поведения, выбирают партнеров по общению, особенности взаимодействия друг с другом и со взрослыми. Мальчикам и девочкам нужно помочь в том, чтобы они поняли свое различное биологическое предназначение. Родители не должны требовать от мальчиков и девочек одинакового поведения. Оно должно соответствовать полу ребенка.
Целью полоролевого воспитания является помощь ребенку в овладении культурой взаимоотношений между полами. Необходимо привить малышу доброту, взаимоуважение по отношению к представителям другого пола. Кроме того, в процессе полоролевого воспитания ребенок приобретает адекватную модель поведения, которая соответствует его полу, и начинает осознавать роль женщин и мужчин в жизни общества.
Главное в полоролевом воспитании дошкольников – формирование начал мужественности и женственности и первых семейных отношений, а также доброжелательно е взаимодействие с представителями другого пола.
Методы и приемы, рекомендуемые для использования воспитателями по гендерному воспитанию:
сюжетно ролевая игра «Семья», «День рождения», «Встреча гостей»;
беседы с использованием иллюстраций;
чтение художественной литературы;
проблемные ситуации с этическим содержанием;
дидактические игры: «Кем быть?», «Кто чем любит заниматься, «Я расту», «Что общего, чем отличаемся?», «Я мальчик, потому, что…», «Одень мальчика, одень девочку», «Что кому? ».
Образовательные задачи полового гендерного воспитания в д/с:
воспитывать у дошкольников интерес и положительное отношение к своему полу;
закладывать основы осознания своих особенностей;
советовать строить личное поведение с учетом возможных реакций других людей;
воспитывать у дошкольника интерес и хорошее отношение к окружающим людям;
развивать у дошкольника представление о себе и других людях как лиц физических и социальных со своими достоинствами и недостатками, типичными и индивидуальными особенностями;
развивать чуткость и эмпатию, умение чувствовать и распознавать состояние и настроение окружающих людей;
уметь управлять своими эмоциями и поведением;
обогащать знания о своей семье, роде, семейных реликвиях, традициях, знакомить с основными функциями семьи как психологической группы и социального института;
углублять знания детей о содержании понятий «мальчик», «девочка», о делении всех людей на мужчин и женщин.
Организация игровой деятельности девочек
В дошкольный период игровая деятельность является ведущей и основной. Именно в игровой деятельности у мальчиков и девочек формируются, тренируются жизненные стили и поведение, подобающие половым различиям. В совместных играх мальчиков и девочек, в которых происходит активное взаимодействие, формируются гендерные стили взаимоотношений между детьми, и дети учатся принимать, понимать различие поведенческого статуса, а также быть успешными в коллективных и межличностных взаимодействиях. В таких играх мальчики и девочки тренингуют своё полоролевое поведение по отношению друг к другу.
Игры девочек характеризуются меньшим количеством участников, невысоким уровнем корпоративности. Лидерство девочки завоевывают переговорами, а не силой. При проведении работы по воспитанию детей с учётом их гендерных особенностей, роль воспитателя состоит в том, что он ежедневно участвует в играх детей. При этом он руководит, как играми, в которых участвуют по желанию все дети, так и дифференцирован, но играет с девочками и мальчиками.
Использование игрового пространства
Игры девочек чаще опираются на ближнее зрение: они раскладывают игровые предметы в ограниченном пространстве, им достаточно маленького уголка для обустройства игрового пространства. Достаточность и полноту материала для игр, в процессе которой девочки воспроизводят модель социального поведения женщины - матери. Мини-центры: «Уголок хозяюшки», «Салон красоты», «Парикмахерская» и др.
Предпочитаемые игрушки
Девочки меньше интересуются внутренними устройствами игрушек, больше назначением, используют их обычно по прямому назначению; предпочитают игрушечную мебель, одежду, кухонную утварь, кукольные принадлежности; в старшем дошкольном возрасте очень любят мелкие игрушки, для которых они создают миниатюрное жилое пространство и своими руками обустраивают быт: мастерят лоскутные куколки, шьют и вырезают из бумаги кукольную одежду, готовят аксессуары из бусинок, бисера, пуговиц, природного материала.
Игровые роли
В дошкольном возрасте охотно осваивают различные социальные роли, очень привлекательна для них роль мамы. Девочки тяготеют к более интимной дружбе, предпочитая диады, триады; Совершенствуют навыки общения, учатся дополнять друг друга, взаимодействовать через игровой предмет; редко возникают конфликтные ситуации.
Игровой интерес
Наибольший интерес представляют отношения между героями и обустройство игрового пространства, и воспроизводящего бытовую и эмоциональную атмосферу.
Правила игры
Оценивают правила как хорошие и начинают им следовать, если они принимаются всеми играющими и не вызывают конфликтов, более терпимы к исключениям из правил и игровым нововведениям.
Сюжетно-ролевые игры
Играют в «Семью», «Дочки-матери», «Детский сад», «Больницу», «Кафе», «Аптеку», «Кафе», «Школу», «Магазин», «Показ мод» и другие игры по семейно-бытовой тематике.
Самостоятельная деятельность на прогулке
Собирают гербарии, рисуют мелками на асфальте, играют в «классики», изготавливают пирожки из песка или снега в рамках более ограниченного пространства, им достаточно веранды или песочницы
Организация трудовой деятельности
Хозяйственно-бытовой труд: меняют воду, пылесосят, выбивают пыль из ковриков протирают пыль на полочках, моют игрушки, стирают кукольное белье.
Дежурства
Сервируют стол, протирают столы, раскладывают наглядный материал, убирают его, моют кисточки, розетки для красок и клея.
Труд в уголке природы
Поливают, рыхлят комнатные растения, готовят корм для рыб, птиц, моют блюдца из-под комнатных растений
Труд на участке
Наводят порядок на веранде, в игровых уголках, протирают пыль на полках, шкафах, моют игрушки, подметают пол в игровых домиках.
Ручной труд
Делают сувениры для малышей, мальчиков
Организация совместной трудовой деятельности.
На первых порах целесообразно создавать пары из мальчика и девочки для выполнения достаточно простых поручений, где надо проявить и физическую силу (мальчика, и аккуратность, тщательность (девочки). Постепенно дети учатся самостоятельно распределять трудовые операции с учетом пола партнера. Так, у мальчиков формируются навыки владения инструментами, у девочек – умение украшать интерьер, ухаживать за малышами и др.
Я хочу закончить словами нейрофизиолога, нейропсихолога В. Д. Еремеевой:
«Никогда не забывайте, что перед вами не просто ребёнок, а мальчик или девочка с присущими им особенностями восприятия, мышления, эмоций. Воспитывать, обучать и даже любить их надо по-разному. Но обязательно очень любить! »
ПАМЯТКА ОБЩЕНИЕ С МАЛЬЧИКАМИ И ДЕВОЧКАМИ
Цель: познакомить родителей со способами общения с мальчиками и девочками.
Задачи:
- Развивать умение взрослых общаться со своими детьми.
- Воспитывать интерес к взаимодействию и сотрудничеству родителя-ребенка-воспитателя.
Форма: папка – передвижка.
1. Никогда не забывайте, что перед вами не просто ребенок, а мальчик или девочка с присущими им особенностями восприятия, мышления, эмоций. Воспитывать, обучать и даже любить их надо по-разному. Но обязательно очень любить.
2. Никогда не сравнивай мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они такие разные даже по биологическому возрасту – девочки обычно старше ровесников – мальчиков.
3. Не забывайте, что мальчики и девочки по-разному видят, слышат, осязают, по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нем, а главное по-разному осмысливают все, с чем сталкиваются в этом мире. И уж, конечно, не так, как мы взрослые.
4. Помните, что, когда женщина воспитывает и обучает мальчиков (а мужчина – девочек, ей мало пригодится собственный детский опыт и сравнивать себя в детстве с ними – неверно и бесполезно.
5. Не переусердствуйте, требуя от мальчиков аккуратности и тщательности выполнения вашего задания.
6. Старайтесь, давая задание мальчикам, как в детском саду, в школе, в быту, включать в них момент поиска, требующий сообразительности. Не надо заранее рассказывать и показывать, что и как делать. Следует подтолкнуть ребенка к тому, чтобы он сам открыл принцип решения, пусть даже наделав ошибок.
7. С девочками, если им трудно, надо вместе, до начала работы, разобрать принцип выполнения задания, что и как надо сделать. Вместе с тем, девочек надо постепенно учить действовать самостоятельно, а не только по заранее известным схемам (работу по дому выполнять точно, как мама, в школе решать типовые задачи, как учили на уроке, подталкивать к поиску собственных решений незнакомых, нетиповых заданий.
8. Не забывайте, не только рассказывать, но и показывать. Особенно это важно для мальчиков
9. Никогда не ругайте ребенка обидными словами за неспособность что-то понять или сделать, глядя на него при этом с высоты своего авторитета. Это сейчас он знает и умеет хуже вас. Придёт время, и, по крайней мере, в каких-то областях, он будет знать, и уметь больше вас.
10. Помните, что мы часто недооцениваем эмоциональную чувствительность и тревожность мальчиков.
11. Если вам надо отругать девочку, не спешите высказывать своё отношение к ней, – бурная эмоциональная реакция помешает ей понять, за что её ругают. Сначала разберитесь, в чем ошибка.
12. Ругая мальчиков, изложите кратко и четко, чем вы недовольны, т. к. они не могут долго удерживать эмоциональное напряжение. Их мозг как бы отключает слуховой канал, и ребенок перестаёт вас слушать и слышать.