Планирование работы учителя-логопеда по лексической теме "Весна" в старшей группе.
Планирование работы учителя-логопеда по лексической теме "Весна" в старшей группе.
При обучении детей составлению рассказов-описаний, использую схемы Т.А.Ткаченко и сенсорно-графической схемой В.К.Воробьевой, которые берй за основу В последние годы я пользуюсь в работе по обучению детей связной речи приемами мнемотехники.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Планирование работы учителя-логопеда по лексической теме "Весна" в старшей группе.»
Планирование работы по лексической теме “Весна” в старшей логопедической группе (1-ый год обучения).
Понедельник.
Работа с мнемотаблицей на слово “весна” (рис.11).
1. Перекодирование информации по данной таблице.
Наступила весна. У весны три месяца: март, апрель, май. Весной ярко светит солнце и сильно пригревает. Тает снег, кругом лужи, бегут ручьи. Идет теплый весенний дождь. На деревьях набухают почки и распускаются клейкие листочки. Появляется первая травка. Прямо из-под снега расцветают подснежники – первые вестники весны. Просыпаются насекомые. Из тёплых мест возвращаются перелётные птицы.
2. Воспроизведение материала мнемотаблицы по памяти.
Цель: развивать зрительную и речеслуховую память, активизировать словарь по данной лексической теме.
Весна – красна
Ты, весна, весна - красна, Что с собою принесла? Принесла я для лугов Покрывало из цветов. Принесла для ёлки Новые иголки. Для осины и берёз Свежих листьев целые воз.
Среда.
1. Отгадывание мнемозагадки.
2. Рассматривание мнемотаблицы – загадки о весне (рис.13).
Травка зелёная, Солнышко весёлое, Птицы прилетели, Громко запели.
3. Отгадывание загадки детьми.
4. Игра на образование родственных слов “Волшебное дерево”.
Содержание игры: Весной на деревьях появляются молодые листочки.
Я вам предлагаю дерево с молодыми клейкими листьями, но это дерево не простое, а волшебное. На нём растут не листья, а слова. И все они похожи на слово “лист”.
Есть слово маленькое, ласковое – листочек.
Есть слово, которое говорят, когда чего-то или кого-то много – листья.
Есть слово красивое, слово-признак – лиственный (лес).
Есть слово, когда листья падают – листопад.
Есть слово-дерево – лиственница.
Вдруг подул ветерок и все листики – слова упали на землю. Ребята, помогите поднять их и вернуть обратно на дерево. (Дети прикрепляют листочки на дерево, называя слова).
Четверг.
Пересказ рассказа “Весна в окно стучится” по мнемосхеме.
1.Чтение текста логопедом и демонстрация мнемотаблицы. (рис.14).
Солнце светит и очень сильно пригревает. Бегут ручьи. На реках – ледоход. Появились проталины. Расцвели подснежники, проснулись жуки и другие насекомые. Распустилась верба.
2. Ответы на вопросы по содержанию текста:
Что делает весной солнце?
Как солнце весной светит и греет?
Что делают ручьи?
Какие изменения происходят на реках?
Что такое проталины?
Как называются самые первые цветы?
Что сделали насекомые?
Что можно сказать про вербу?
3. Повторное чтение рассказа.
4. Пересказ текста детьми своими словами.
Пятница.
Составление рассказа-описания “Весна – красна” по мнемотаблице.
1.Рассматривание мнемодорожек.
2.Составление предложений по мнемодорожкам (рис.15 – 18).
Весной на деревьях набухают почки и появляются клейкие листочки.
Весной перелётные птицы вьют гнёзда, заселяются в скворечники.
3.Рассматривание мнемотаблицы (рис.11).
4.Составление рассказа о весне логопедом.
Пришла весна - красна. Солнце стало так пригревать, что снег начал таять. Побежали, зажурчали ручьи. Затрещал на реках лёд. На деревьях набухли почки, появились новые листочки. Прямо из-под снега расцвёл подснежник – первый вестник весны. Проснулись насекомые. Из тёплых мест возвращаются птицы, они вьют гнёзда, заселяют скворечники.
Предлагаю стихи для заучивания с детьми на коррекционных часах.
Воробей(рис.19).
Воробей с березы На дорогу прыг Больше нет мороза Чик-чирик.
А.Плещеев “Весна” (рис.20).
Травка зеленеет, Солнышко блестит, Ласточка с весною В сени к нам летит.
С.Маршак “Радуга” (рис.21).
В небе гром, гроза Закрывай глаза! Дождь прошёл, Трава блестит, В небе радуга стоит.
Список использованной и рекомендуемой литературы
Большова, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб.,2005.