ПИД «Удивительные рыбки» Цель: Расширить знания детей о рыбах. Задачи: Формирование умений приобретать знания посредством проведения практических опытов, делать выводы, обобщения. Развитие познавательной инициативы ребенка Воспитание интереса к экспериментальной деятельности, любовь к природе. Материалы: Ёмкости с водой, аквариум с рыбками, иллюстрации речных рыб, рыбки-игрушки, предметы металлические, деревянные, пенопластовые, глобус, воздушный шарик; фонограмма, презентация. 1. Организационный момент - Ребята! Дружно за руки возьмемся, Все друг другу улыбнемся, 1, 2, 3, 4, 5 – пора занятие начинать! Т-с-с, к нам идет тишина, В путешествие нас зовет. Сегодня я предлагаю вам отправиться в интересное путешествие. Вы готовы? Тогда удачи! - На ноге стоит одной Крутит, вертит головой. Нам показывает страны, Реки, горы, океаны. - Ребята, что это? (глобус) - Верно, глобус – модель нашей земли. - Какую форму он имеет? (форму шара) - Что обозначают на глобусе синим цветом? (вода) А остальными цветам? (сушу, горы) - Водоемы. Давайте посмотрим, где они. (показать пальчиком) Если посмотреть внимательно, то можно увидеть, что большую часть на Земле занимает вода. - Какие водоемы вы знаете? (реки, озера, моря, океаны) - Для многих животных вода – это дом. - Сегодня мы поговорим об обитателях рек. А для этого погрузимся на дно реки. Как мы можем это сделать? (можно нырнуть с аквалангом, спуститься на батискафе, на подводной лодке) 2. Основная часть. Итак, отправляемся: Надеваем наши гидрокостюмы И прыгаем в воду! - Посмотрите, что мы видим? (Дно покрыто песком и илом. Ил – осадок, слой земли на дне реки. Мы видим водные растения – водоросли) Воспитатель показывает презентацию. 1: Посмотришь на реку И кажется в ней Нет ни мальков, ни окуней. Только бежит голубая вода. Но если поближе в нее заглянуть, Сразу видишь, что это не так. 2: Вот под корягою прячется рак, Рядом лини копошатся в грязи. На солнце сверкают боками язи. Стайка плотвы шевелит камыши, Мелькают густерки, ельцы и ерши. Река ведь не просто течет и течет, Она интересною жизнью живет. Беседа по теме. Рыбы появились на Земле раньше динозавров (более 450 миллионов лет назад). Рыбы чувствуют боль, так же как люди, животные и птицы. Большинство рыб различает цвета, и использует их для камуфляжа или защиты собственной территории. Возраст рыбины можно определить по кольцам роста на ее чешуе. С годами количество чешуи у рыбы не увеличивается, она вместе с рыбой увеличивается в размерах. Самая тяжелая пресноводная рыба – осетр. Рыба потpебляет за сутки количество воды, pавное весу ее тела. Оказывается у рыб развито обоняние. Стоит заклеить ноздри рыбы, как она теряет способность ориентироваться. - Ребята, сейчас я вам буду загадывать загадки о рыбах, а вы их найдете в нашей реке. • Ухвачу-ка! Проглочу-ка! Щелкает зубами….(щука) - Сколько частей в слове ЩУКА (2) Давайте прохлопаем • Он в самом омуте живет Хозяин глубины. Имеет длинные усы А глазки чуть видны (сом) - Сколько частей в слове СОМ (1) - Что вы знаете о соме? • Он колючий, но не еж, А речная рыба … (Ёрш) - Сколько частей в слове ерш (1) - Чтобы ерш не был таким сердитым, назовите его ласково. (ершик, а щука и т. д.) • Сидят рыбаки Стерегут поплавки. Рыбак Корней Поймал трех… (окуней) - Сколько частей в слове ОКУНЬ (2) - Какого цвета у окуня плавники? - Ребята, а если рыбы живут в море, то они какие? (морские) В реке - (речные). В озере – (озерные). - Ребята скажите, а что общего у рыб? (тело, голова, плавники, хвост) Покажите эти части. - На какую геометрическую фигуру похоже тело рыбы? (овал) - Рыба имеет обтекаемую форму. Такая форма тела помогает рыбам быстро двигаться в воде. Итак, ребята, рыбам очень удобно жить в воде. - Давайте посмотрим, что еще помогает рыбам двигаться и жить в воде. Для этого пройдем в нашу лабораторию. - Что такое лаборатория? (это где ученые проводят опыты и ставят эксперименты). Давайте вспомним правила поведения в лаборатории. Опыт 1 Две емкости с водой для игрушек. В первой игрушка лежит неподвижно, а во второй завести игрушку. - Посмотрите, что у нас происходит? (в первом случае рыбка неподвижна, а во втором она двигается.) - Что помогает рыбке двигаться? Для чего рыбам нужен хвост, плавники? (хвост служит рулем, а плавники помогают плавать) Вывод: хвост и плавники рыба использует как мотор и руль, ими она отталкивается от воды. Большинство видов рыб не имеет «заднего хода». Ставим схематичную карточку на мольберт Опыт 2 - Ребята, рыба живое существо, а значит, она не только двигается, но и дышит. - Чем дышат люди? (воздухом) - Чем же могут дышать рыбы, давайте предположим. Как все живые существа – воздухом или может быть водой? В прозрачную емкость с холодной водой опустим кусок пластилина. - Возьмем лупы, посмотрим, что образовалось на кусочке пластилина? (не вынимая из воды). На кусочке пластилина налипли пузырьки воздуха. Какие они? (очень маленькие). Можно потрогать пластилин кончиками пальцев, посмотреть, как пузырьки воздуха поднимаются вверх. Вывод: В воде есть воздух. И рыбы, как все живые существа дышат воздухом, растворенным в воде. Рыба, между прочим может утонуть, если в воде будет мало кислорода, она просто-напросто задохнется. - А как может получиться, чтобы рыбе было нечем дышать? (Человек загрязняет реки). - Что нужно сделать, чтобы это предотвратить? (нельзя бросать мусор в реку, нельзя мыть транспорт на берегу рек.) Физминутка - Делать ученые открытия дело не из легких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы отдохнуть и нам. Как считаете, ученые? Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пойдем на ковер. Разминая поясницу, мы не будем торопиться Вправо, влево повернись, на соседа оглянись Чтобы стать еще умнее, мы слегка покрутим шеей Раз и два, раз и два закружилась голова. Раз, два, три, четыре, пять, ноги надо нам размять Напоследок, всем известно, как всегда ходьба на месте! От разминки польза есть! Что ж, пора на место сесть! Развивающая игра "Тонет - не тонет" - несколько небольших предметов, которые не тонут; - несколько небольших предметов, которые тонут; - емкость с водой. - Подходите ко мне, возьмите любой предмет. - Давайте по очереди опустим предметы в воду. - Подумайте, почему камень, металлический шарик, фасоль утонули? (тяжёлые – тонут) - А почему перо, кора дерева, и пластмассовый предмет не утонули? - Ребята, но ведь рыбы бывают маленькие и большие, лёгкие и тяжёлые, что помогает им не тонуть? - Хотите узнать? Опыт 3 - У меня 2 шарика, один я наполнила – песком, второй – воздухом. - Что произошло – (один утонул, второй плавает). - Почему шар, в котором песок – утонул? - А почему шар заполненный воздухом, не утонул? (он лёгкий) - Да ребята: воздух легче воды, поэтому этот не тонет. Вывод: Шарик, надутый не тонет, его поддерживает воздух. - У каждой рыбы есть внутри такой пузырь, в котором находится воздух. Этот воздушный пузырь и помогает ей не тонуть. Рыба легко может опуститься на дно, сдувая свой воздушный пузырь или подняться вверх, надувая его. Посмотрите, пожалуйста, как он выглядит. Рисование: Тема: «Рыбка в аквариуме» Задачи: продолжать знакомить детей с рыбками. живущих в разных водоемах; уточнять знания детей о строении рыбки (туловище, плавники, хвост, глаза); закреплять умение закрашивать рыбок разными цветами; воспитывать любовь к живой природе. Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, продуктивная. Материалы: сюжетные картинки; картинки разных рыбок; раскраски «рыбки в аквариуме»; фломастеры. Ход занятия Организационный момент. Отгадывание загадок. - Вильнет хвостом Туда – сюда – И нет её, И нет следа. (Рыбка) - Блещет в реке чистой Спинкой серебристой. (Рыбка) Основная часть. Беседа о рыбках. Воспитатель обращает внимание на сюжетные картинки. Где живут рыбки? (Ответы детей). Какие бывают рыбки? Рыбки бывают большие, средние и маленькие. Показывает детям изображения пресноводных рыб, называет их, сообщает, что такие рыбки водятся в реках и озёрах России. А где еще могут жить рыбки? (В аквариуме -ответы детей). Хотите раскрасить рыбок в аквариуме? (Ответы детей). Физкультминутка. Рыбка плавает в водице Рыбке весело гулять. (Соединяют поочередно пальчики) Рыбка, рыбка, озорница, (Погрозить указательным пальцем) Мы хотим тебя поймать. (Закручивают руками вперед - назад) Рыбка спинку изогнула, (Приседают, крутя туловищем) Крошку хлебную взяла. (Показать руками хватательные упражнения) Рыбка хвостиком махнула, (Приседают, крутя туловищем) Очень быстро уплыла. Продуктивная деятельность. Раскрашивание рыбок в аквариуме. Воспитатель приглашает детей за столы, где лежат готовые раскраски рыбок в аквариуме. Самостоятельная работа. Наши рыбки в аквариуме готовы. В конце занятия работы остаются на столах, дети их рассматривают. Оценивают работы друг друга. Потом все работы вывешиваются на стенд для родителей в приемной. Выставка работ! Молодцы! Какие красивые рыбки в аквариуме у вас получились! Физкультура на прогулке |