| 1. ПИД Тема: «Все о соли знать хотим». Цель: создать условия для формирования представлений детей о соли и её свойствах через исследовательскую деятельность; выяснить, что такое соль, какая бывает соль, откуда она берётся? узнать, зачем нужна соль, можно ли обойтись без неё? исследовать свойства соли опытным путём; стимулировать познавательный интерес, создавая условия для исследовательской деятельности детей; развивать познавательные потребности, развивать интерес к окружающему миру, открывая новое в знакомом, творческие способности, воображение, любознательность; монологическую и диалогическую речь, навыки учебной и экспериментальной деятельности. Оборудование: карточки с символическим изображением методов исследования, мультимедиа (презентация «Где и как добывают соль», сундучок, кристаллы соли, соль, стаканчики пластиковые, подносы, стаканы с холодной кипяченой водой и чайные ложки (по количеству детей), стакан с насыщенным раствором соли, 2 сырых яйца салфетки, лупы. Организационный момент: Воспитатель:- Ребята, какой сегодня чудесный день. Мне хотелось бы узнать с каким настроением вы пришли сегодня в д/с? - Кто пришел с хорошим настроением – улыбнитесь. - Если вам нравится общаться с ребятами – поднимите руки! - Кто не любит ссориться, хлопните в ладоши! Ход ОД: Воспитатель: Дети, ой, что утром было, Я же вам сказать забыла — Только в группу я вошла, Здесь шкатулочку нашла (показывает шкатулочку). На ней надпись: «Открыть любознательным детям старшей группы. Лунтик.». Дети открывают шкатулку, достают мешочек, щупают его, мнут в руках. Воспитатель: Как вы думаете, что в нем может находится?(Дети высказывают свои предположения). Воспитатель: Посмотрите, в шкатулке есть еще конверт, а в нём письмо. Может быть прочитаем письмо и тогда узнаем что в посылке? Воспитатель читает письмо: «Отгадайте загадку, и вы узнаете, что находится в этом мешочке». Без нее, ребята, повар, просто, как без рук, И становится вся пища несъедобной вдруг! Если в ранку попадет – испытаешь боль. Вы, конечно, догадались. Ну, конечно, это (соль). Воспитатель продолжает читать письмо от Лунтика: «Когда у меня заболело горло, баба Капа давала мне соленую воду, что бы я полоскал его. Я удивился, зачем полоскать солью горло? Ведь соль добавляют в пищу. Ребята помогите мне разобраться, что такое соль, для чего нужна и откуда она берется?» Воспитатель: Ребята, вы хотите помочь Лунтику? Как вы можете ему помочь? Ответы детей. Воспитатель: А вы ребята хотите стать исследователями и узнать все о соли? Ответы детей. Воспитатель предлагает детям надеть шапочки исследователей. Воспитатель: - Итак, исследователи, где и как мы можем получить необходимые, новые знания о соли? Дети: - Спросить у другого человека, подумать самостоятельно, прочитать в книге, спросить у взрослого, посмотреть в телевизоре и в компьютере, и т.д. Воспитатель: - Верно, существует много способов получения новых знаний. Но с чего мы начнем? Дети: -Прочитать в книге. Соль – природное вещество белого цвета, представляет собой кристаллы с острым характерным вкусом. Воспитатель: - Вам интересно узнать, откуда берётся соль? Что вы хотите узнать? Тогда садитесь на ковер, слушайте внимательно и смотрите(дети садятся на ковер перед экраном). Воспитатель:- Соль встречается не только в воде озёр, но и в земле. Добывают её в специальных шахтах при помощи комбайнов. В соляных шахтах туннели и коридоры сверкают, как будто они сделаны изо льда. Воспитатель:- А сейчас я предлагаю вашим глазам немного отдохнуть. Гимнастика для глаз: «Глазкам нужно отдохнуть.»(Ребята закрывают глаза) «Нужно глубоко вздохнуть.»(Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты) «Глаза по кругу побегут.» (Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки) «Много-много раз моргнут»(Частое моргание глазами) «Глазкам стало хорошо.»(Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз) «Увидят мои глазки все!»(Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка) Воспитатель: - Продолжим наше исследование. Что же мы сейчас сделаем? Дети: Подумаем самостоятельно. Игра: «Соленый - несоленый» Дети приседают, услышав продукт, который можно солить (банан, капуста, конфета, суп, огурец, малина, помидор, клубника, груша, грибы, сок, апельсин, хлеб, сыр, мандарин, рыба, яйцо.) Воспитатель:- А теперь, исследователи, я приглашаю вас лабораторию. Как вы думаете, что мы там будем делать? Дети: Будем делать опыты с солью. В нашей лаборатории нужно соблюдать правила: - на столах ничего не трогать без разрешения -соблюдать тишину, не мешать другим -бережно обращаться с оборудованием. При работе с солью надо соблюдать правила безопасности: - не трогать руками глаза; - если на коже есть ранки, стараться, чтобы соль не попадала в них. ОПЫТЫ 1 опыт: «Имеет ли соль запах?». Перед вами тарелочки с солью. Давайте ее рассмотрим. Какого цвета соль? Давайте определим, есть ли у соли запах? Наберите на ложечку немного соли. Понюхайте её. (Без запаха). 2 опыт: « Какое это вещество: жидкое, твердое, сыпучее?» Пододвинет к себе тарелки, наберите полную ложку соли и переверните ложку. Что произошло? Значит соль какая? (Сыпучая, рассыпчатая). Мы с вами определили еще одно качество соли, соль сыпучее вещество. 3 опыт: «Из чего состоит соль?». Рассмотрите соль через увеличительное стекло. Что вы видите? Из чего состоит соль?(Зернышки, кристаллы, крупинки). 4 опыт: «Растворяется ли соль в воде?». Предлагаю вам пододвинуть баночку с водой и насыпать в неё ложечку соли. Размешайте, что произошло с солью? А Соль исчезла?(Нет,соль растворилась). Поэтому и в пословице говорится, что СОЛЬ-воды боится. А как вы думаете, какой стал вкус у воды? Попробуйте. (Солёная). 5 опыт: «Плавающее яйцо». Ребята, соленая вода похожа на морскую воду. А в обычной реке вода солёная? (Нет, в речке вода пресная). Воспитатель: Верно, молодцы. А вы знаете, что в солёной воде легче плавать?. Хотите это проверить?(Да). Опускаю яйцо стакан с пресной водой, яйцо утонуло. Опускаю яйцо в стакан с соленой водой, яйцо не тонет. Что мы определили? (Соленая вода выталкивает предметы) В море вода соленая, поэтому там легко плавать. Вывод: соленая вода выталкивает предметы. Воспитатель: Уважаемые исследователи, мы так много провели несколько опытов с солью, предлагаю повторить, что мы узнали о соли. (Она белая, сыпучая, состоит из кристаллов, без запаха, солёная, растворяется в воде и меняет вкус воды). (Воспитатель выставляет на мольберте карточки -схемы «Свойства соли»). Воспитатель: - А сейчас я предлагаю немного отдохнуть. Физкультминутка. Я прошу в круг всех встать И задания выполнять. Все дышите! Не дышите! Всё в порядке? Отдохните! Вместе руки поднимите! Превосходно, опустите! Наклонитесь, разогнитесь, На носочки поднимитесь! Приседайте, выпрямляйтесь, Встаньте прямо – улыбайтесь! Каждый весел и здоров. И к исследованиям готов! Воспитатель: - Продолжим исследовать соль? Как, где же еще мы можем узнать нового о соли. (Воспитатель показывает карточку-схему «Получить информацию у компьютера»). Дети: Посмотреть в компьютере. Воспитатель: - Скажите мне исследователи, у кого мы можем узнать еще что-нибудь о соли? Дети: Спросить у взрослых. Игра «специальный корреспондент» (Дети в роли корреспондентов берут интервью у взрослых, а взрослые делятся своими знаниями о применении соли). Рефлексия. Ребята, чем мы сегодня занимались? Ребята, вы сегодня все старались, сделали много новых открытий. Что же мы напишем Лунтику? (Дети пытаются сформулировать итоговые выводы, делятся впечатлениями, эмоциями). - Узнали ли вы что-нибудь о соли, чего не знали раньше? - Вам понравилось быть исследователями? Что было особенно интересным? - А трудно было проводить самостоятельно опыты? -Кому и что вы расскажете о нашей лаборатории? -Вы хотели бы ещё раз стать исследователями и вернуться в лабораторию, чтобы сделать новые открытия? Ребята, за то, что вы были замечательными исследователями, за вашу любознательность я дарю вот такие медали. Молодцы 2. Худ творч. -рисование Тема: «Красивая птичка» Цель: формировать умение рисовать птичку, передавая форму тела, частей, красивое оперение. Упражнять в рисовании красками, кистью; приобретение навыков работы с художественными материалами и инструментами, отработка рисования различных форм, таких как круг, овал, волнистые и прямые линии. Методы и приемы: Рассмотреть с детьми игрушечную птичку. Уточнить приемы ее изображения, вызывая ребят для показа к доске. В процессе работы обратить внимание детей на аккуратное закрашивание птички, чтобы она получилась красивая. Поощрять внесение в рисунок дополнений, соответствующих содержанию изображения (травка, зернышки, солнце и т. П.). Материалы. Краски, кисти, баночки с водой, салфетки, подставки на каждого ребёнка. Ход ОД: Воспитатель: Здравствуйте, ребята! А как еще можно поприветствовать друг друга. Правильно! Можно пожелать доброго утра! А утро у нас сегодня действительно доброе. Мы с вами будем заниматься рисованием. Как настоящие художники. Но художнику для создания красивой картины необходимо хорошее настроение. Я знаю, что нужно сделать, чтобы у всех улучшилось настроение. Надо обязательно улыбнуться друг другу. Дети ставят ладошки перед собой. - Я держу в ладошках Солнце! Я дарю его друзьям! Улыбнитесь – это ж просто. Лучик Солнца – это Вам! -Вот видите, ребята! От улыбок нам и правда стало весело и тепло. А сейчас я расскажу, что со мной произошло по дороге в детский сад. Сегодня я шла в садик и услышала, что на веточке кто-то жалобно чирикает. Эта была птичка (показывает макет маленькой птички на уровне глаз детей). Она мне рассказала, что все ее друзья-птички улетели куда-то без неё. И теперь она здесь скучает и ждет с нетерпением возвращения своих друзей. Мне очень жаль стало маленькую птичку, и я пригласила ее к нам в садик, чтобы она не скучала. А каких птиц вы ещё знаете? Дети: Воробей, ворона, сорока, синица, голубь. Воспитатель: Хорошо! А сейчас послушайте загадку и назовите отгадку. -Скачет птичка по дорожке, Собирает шустро крошки. А потом на ветку прыг И чирикает: «Чик-чирик»! Что это за птица? Дети: Воробей. Воспитатель: Молодцы! Это воробей. -Хорошо. Но сначала рассмотрим образец. Посмотрите на нашу птичку. -Из каких частей состоит птица? Дети: Туловище. Воспитатель: Какой оно формы? Дети: Овальной. Воспитатель: - А какого цвета? Дети: Чёрного и коричневого цвета. Воспитатель: - А это голова. Она круглая, маленькая и чёрная. Голова меньше, чем туловище. Находится впереди и немного сверху. -Что находится на голове? Дети: Глаза, клюв. Воспитатель: Чем заканчивается туловище? Дети: Туловище заканчивается хвостом. Он длинный и чёрный. -Ещё есть две тоненькие ножки, которыми птичка держится за ветку. Воспитатель: Мы с вами рассмотрели нашу птичку. А сейчас я покажу вам, как надо рисовать птицу. Показ воспитателя. Нужно правильно взять кисть. Возле металлического колпачка. Я набираю гуашь коричневого цвета. Обмакиваю только ворс, не пачкая колпачок. И нарисовать овал, закрасить его. Затем я промываю кисть в воде, промакиваю о салфетку и набираю чёрную гуашь. Рисую голову. Она меньше туловища, находится впереди и немного сверху. Рисую круг, закрашиваю, рисую клюв. С другой стороны, рисую хвост. Он длинный и чёрный. Две ножки. На туловище рисую крыло овальной формы с чуть заострённым концом. Промываю тщательно кисть, промакиваю салфеткой. Набираю белую гуашь. Надо нарисовать глаз и две полоски на крыле. Промываю кисть, промакиваю о салфетку и убираю на подставку. Вот и готов воробушек. А теперь и вы приступайте к работе. Практическая деятельность. Воспитатель: Вы помогли нашему воробушку. Посмотрите, как он развеселился. Какая у него большая и дружная семья. А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть. Встаньте все прямо и повторяйте за мной. Физминутка. -Воробьи – воробушки (похлопывание руками по бокам) Серенькие пёрышки (махи руками вверх – вниз) Клюйте, клюйте крошки (постукивание кулачками перед собой один о другой) У меня с ладошки! (дуем на раскрытые ладошки) Нет, с ладошки не клюют (развести руки, пожать плечами) И погладить не дают. (руки на поясе, наклоны в право, влево) Как бы нам поладить, чтоб дались погладить? (хлопки в ладоши) Воспитатель: Молодцы! Отдохнули. А сейчас я приглашаю вас на нашу выставку. Рассмотрите рисунки. Скажите мне, какая работа вам понравилась и почему? Ответы детей. Рефлексия. Молодцы, ребята. Вы справились с заданием. Нарисовали замечательных птиц. Помогли нашему гостю воробушку. Ему теперь очень хорошо и весело. Потому, что у него много друзей. 3. Физкультурное на прогулке |