Развитие речи. ДЕРЕВЬЯ - НЕ ТОЛЬКО УКРАШЕНИЯ ЗЕМЛИ. Цели: закрепить названия деревьев, их строение, внешние признаки; учить детей различать деревья по внешним признакам; Учить детей относить конкретное дерево в той или иной разновидности леса (осину в Осинники, ель - до ельник и т. д.).Развивать наблюдательность, внимание, мышление, умение анализировать, обобщать, делать выводы. Развивать связную речь у детей. Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе. Способствовать формированию коммуникативных навыков. Вызвать эмоциональный отклик в процессе любования родной природой. Ход занятия. На доске картинки с изображением деревьев. Что на картинках? (деревья) Вокруг себя вы повернитесь и в деревья превратитесь. Представьте, что вы превратились в могучие дубы. Крепко упритесь ногами в пол, сожмите кулаки. Сильный ветер едва-едва раскачивает большие дубы. А сейчас превратитесь в тонкие березки. Березы раскачивает даже легкий ветерок. Поднимите расслабленные руки, покачайте ими. Представьте, дети, что мы в лесу. Покажите, какие там большие деревья. (дети поднимают руки) Подул теплый ветерок, зашелестели листья. (дети быстро-быстро шевелят пальчиками) Подул холодный ветер, закачались сосны. (дети покачиваются и машут руками) Ветер затих -не шевелятся больше ни листочки, ни ветки. (дети расслабляются) - Ребятя, а сейчас хотите послушать сказку о деревьях? "Жили - были деревья - подружки : Елка - Зеленушка. Береза - Веселушка. Рябина - Краснощечка. Сосна - Стройнушка. - Ребятя, а сейчас хотите послушать сказку о деревьях? "Жили - были деревья - подружки : Елка - Зеленушка. Береза - Веселушка. Рябина - Краснощечка. Сосна - Стройнушка. Они жили дружно, но однажды они заболели хвастовством. Давайте послушаем их хвастливые речи : Елка - Зеленушка : "Лучше меня, ели, вы не найдете, я всю зиму зеленая. Вот где настоящая красота. И иглы свои я постепенно меняю через 5-7 лет. Но не все сразу, а по очереди, поэтому я всегда зеленая. На Новый год вокруг меня водят хороводы. И бумагу из меня делают, и искусственный шелк, и дома из меня строят и музыкальные инструменты. Вот как: я гораздо лучше и нужнее вас всех. Сосна - Стройнушка : "Что бы вы там ни говорили, это я самое красивое дерево. Ствол у меня ровный и иглы длиннее чем у ели. А строят из меня и дома и бани. И еще я иду на строительство корабельных мачт. Я самое главное дерево. Рябина - Краснощечка : "Хвалитесь, хвастайтесь, а я вам вот что скажу: стройнее и изящнее меня вы нигде не найдете. И еще когда осенью я облачаюсь в желтый наряд, кисти моих ягод видно издалека, а в них много витаминов. Сколько птиц я спасаю зимой от голода! И люди не прочь полакомиться ими. Так вот! Береза - Веселушка : "А о ком стихи и песни составляют? Такие, например: "Белая береза под моим окном. " Как звучит! И ствол у меня белый, не то чтоб у вас! А почками моими можно от простуды вылечить, настоем натирать суставы чтобы не болели. Дрова мои дают много тепла. А еще из меня делают мебель, лыжи, деготь. Так что я королева! " Что произошло дальше мы узнаем позже… Ребята скажите, пожалуйста, что нужно для роста и жизни наших деревьев? 1) Солнце - источник света. Дерево не может жить без света. Оно, как художник, окрашивает листочки в зеленый цвет. Находиться В них особая «пища» для дерева (зернышки хлорофилла, которые делают письмо зеленым). Одни деревья предпочитают светлые места (сосна, лиственница, другие могут расти и в тени (ель, липа). Когда осенью световой день становится короче, деревья получают сигнал - надо готовиться к зиме. 2) Солнце источник тепла. Одни из них выдерживают холод, другие способны жить только в тепле. Если зимой бывают сильные морозы, растение может погибнуть, замерзнуть. От количества тепла зависит и начало появления листьев (набухание почек весной) 3) Деревья пьют воду, как и люди. Одним деревьям нужно много влаги, другие обходятся небольшим количеством воды. Воду дерево получает с дождем, кроме дождей бывают и другие виды осадков: дождь, снег, роса, иней, град. Снег покрывает корни, словно теплая шуба, спасает от вымерзания. Весной, когда снег тает, дерево поит талая вода. 4) Деревья, как и люди должны дышать. Растениям как и нам нужен чистый воздух. От грязного они погибают. В то же время сами деревья очищают воздух, поэтому их называют " Лёгкими планеты". 5) Ветер - переносит пыльцу растений (ели, сосны, а также распространяет семена (ели, березы, сосны, клена, ясеня, тополя, липы). 6) Птицы - в жизни различных деревьев играют разную роль. Птицы поедают плоды и распространяют семена, питаются насекомыми, живущими на дереве. 7) Пчелы, шмели, бабочки и другие насекомые пьют сок - нектар из цветков и опыляют их. 8) Дождевые черви рыхлят почву, делают ее пригодной для развития растений. А скажите, пожалуйста,чем отличается береза от осины (показываем картинки) - У них разный цвет ствола. У березы ствол белый с черными черточками, а у осины серо-зеленый. - Как можно сказать, одним словом о белом стволе березы? - белоствольная береза. - Береза - единственное в мире дерево с белой корой. - Ребята, как вы думаете, для чего березке черные черточки? (Варианты детских ответов). - Оказывается, береза через них дышит, и называются они Чечевички. - Чем еще отличаются эти деревья? - Обратите внимание на листья. Они одинаковые? - разные. Лист осины круглый с волнистыми краями, а у березы листья с зубчиками. - Давайте рассмотрим ветви. Потрогайте их и сравните. - У осины ветви крепкие, сильные. А у березы ветви тонкие, гибкие, нежные. - Люди говорят, что коса у березы. Как вы думаете, почему так говорят? - Когда дует ветерок, ветви у березы, как косы, заплетаются. Рассматриваем иллюстрацию с изображением берёзовой рощи. - Разбежались по опушке в белых платьицах подружки. - Посмотрите на иллюстрацию, как много здесь растет березок - подружек. Такой лес называют березовой рощей или березняки. Повторите, пожалуйста. - Лес, в котором растут только осины, называется - Осинники. Повторите это новое слово. - Лес, где растут березы, осины и другие деревья, имеющих листья, называется лиственные. - Как вы думаете, почему лиственный лес так называется? - На этих ветвях деревьев растут листочки. - Вам надо будет правильно ответить на задание: какие деревья растут в хвойном лесу? - Пойдем дальше. И на нашем пути - хвойный лес. Почему он так называется, мы скоро с вами узнаем. - Какие деревья растут в хвойном лесу? - Сосны, ели. - Кто знает загадку о ели или сосне *** Зимой и летом одним цветом. Ее всегда в лесу найдешь - Пойдем гулять и встретим Стоит колючая, как еж, Зимой в летнем платье. (Ель) У меня длиннее иглы Чем у елки Очень просто я расту В высоту. Если я не на опушке Ветви только на макушке. (Сосна) - Ребята, а кто знает почему эти деревья стоят зеленые? - Они не сбрасывают свои хвоинки, как лиственные деревья листья. - Посмотрите на лес, где растут одни ели. Такой лес называется ельником. - Что вы можете рассказать о ели? - Верхние ветви у деревьев ели короткие, а внизу длинные. Кора темная, шероховатая. - Какой ствол у сосны? - Светлый, золотистый. Старые нижние ветви отмирают, поэтому половина ствола гола. Сосны растут обычно выше облаков. - Лес, где растут одни сосны, называется сосновый бор или сосняк. - Чем они похожи? - Зеленая ветка сосны и ели зеленая ветка. В иглы сосны и ели иглы. «Даже елки мы сначала От сосны НЕ отличали: Раз растут иголочки, Значит, это елки. А когда на ветку ели Мы ближе посмотрели, Оказалось, что она Не такая как сосна». - Так чем же отличается сосновая ветвь от еловой? - Правильно, иголочками. - По-другому их называют хвоинки. Поэтому лес, в котором растут сосны и ели, называется хвойные. - Скажите, почему хвойный лес так называется? - Какие хвоинки у сосны? - Длинные, мягкие, светлые. - А у ели? - Короткие, колючие, темные. - Кто из вас заметил, чем еще не похожи хвоинки? - Хвоинки сосны растут парами, а еловые хвоинки - по одной. - Возьмите две разные шишки и определите, где сосновая шишка, а где еловая. - Посмотрите на подсказку (показываю картинку, на которой изображен ветку ели с шишкой). - Какие шишки у ели? - Еловая шишка удлиненная. У нее более мягкие чешуйки. - Что вы расскажете о сосновые шишки? - Сосновая шишка круглая с твердыми чешуйками. Сосновые шишки растут два года. На второй год, когда шишки созреют, раскроются чешуйки, и разнесет их ветер по всему лесу. Там, где упадут семена, вырастут новые сосенки. Давайте поиграем в игру «Каждый дерева свой листочек». - На карточках - хвойные и лиственные деревья. Возьмите с волшебного дерева лист и найдите каждом листочке свое дерево. (В процессе игры спрашиваем, почему дети поместили тот или иной листок именно сюда) Игра «Покажи названное дерево» На доске предметные картинки с изображением разных видов деревьев и у детей на партах аналогичные картинки. Учитель читает стихотворение, дети находят и показывают названное дерево. Разные растут деревья? Вот уперлась в небеса Вся смолистая сосна. Распустила ветви-косы Белоствольная береза. Найдите это дерево у себя на партах и покажите. Найдите это дерево на доске. Как во полюшке былинка, Растет тонкая осинка. Дуб раскинул свои ветви И не страшен ему ветер. Ель иголки распустила И грибочки все закрыла. Физминутка «Дерево» Ветер дует нам в лицо (дети машут руками) Закачалось деревцо (дети покачиваются) Ветер тише, тише, тише. (под слова приседают) Деревцо все выше, выше. (Вытягиваются вверх) Мы вокруг березы Весело пойдем, Дети становятся в круг и идут, Руки вверх поднимем, поднимают, Покружимся слегка. кружатся, И подбросим листья Вверх под облака. делают движения подбрасывания. Упражнение на развитие памяти. Игра «Прятки» Какого листочка не стало? - Ребята, а как же наша сказка о деревьях - подружках? Давайте узнаем. "Налетел ветерок на лес, смахнул с листочков и хвоинок все хвастовство. Посмотрели березки, рябинки, сосны, елки по сторонам, им стало стыдно за свое поведение, и они снова стали жить дружно. - Ребята, от нас с вами зависит, будут ли расти красивые деревья в лесах и парках, будут ли на них вить гнезда веселые птицы. «Мне нравится только то, Мир лесной кто бережет Тот, кто ветвей не сломит, Тот, кто птичку не испугает, Мухомор сбивать не станет, И костер НЕ разведет, Кто всегда, всегда в лесу Уважает тишину». УВАЖАЙТЕ ТИШИНУ, БЕРЕГИТЕ ПРИРОДУ - ВЕДЬ МЫ - частичка ее! (Все вместе) Ребята, наша природа подарила нам эти необыкновенной красоты деревья. Мы ими должны не только любоваться и использовать в своих целях, но и заботиться и беречь и тогда они будут радовать нас своей красотой. Музыкальное занятие. |