Дата: |
Лексическая тема №1: «Осень» (периоды осени, осенние месяцы, деревья осенью) |
Систематизировать знания детей об осени, об осенних явлениях природы. Познакомить детей с периодами осени и осенними месяцами. Закрепить знание названий деревьев. Дать знания о причинах опадания листьев. Ввести в активный словарь: существительные: осень, сентябрь, октябрь, ноябрь, месяц, туман, листопад, заморозок, изморозь, лес, листья, клен, дуб, осина, рябина, береза, тополь, ясень, ель, сосна. прилагательные: ранний, поздний, золотой, прекрасный, грустный, богатый, алый, багряный. глаголы: падать, лететь, шелестеть, шуршать, моросить, убирать, улетать, вянуть, сохнуть, желтеть, краснеть. |
Комплекс артикуляционной гимнастики: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
2. Массаж лицевых мышц: «Солнышко проснулось»: Пальцы – лучики проснулись, (Сжимать пальцы в кулачки и разжимать их.) Наклонились, потянулись, Быстро встали на зарядку, (Поочередно поглаживать и называть пальцы.) Рассчитались по порядку. НД – от кончиков пальцев к основанию |
3. Прочитать и пересказать текст «Осенние дожди» по Г. Скребицкому Осенние дожди совсем не похожи на летние. Дождь осенний – моросящий. Как зарядит сыпать маленькими капельками на землю, так и будет идти день, два, три, неделю не переставая. И тогда становится очень скучно. Под ногами слякоть, небо свинцовое, и моросит холодный, нудный дождь. |
4. Пальчиковая гимнастика «Осень» Н. Нищева Ветер по лесу летал, ветер листики считал (плавные, волнообразные движения ладонями) Вот дубовый, вот кленовый, (загибают по одному пальчику на обеих руках) Вот рябиновый резной, Вот с березки – золотой, Вот последний лист с осинки (спокойно укладывают ладони на стол.) Ветер бросил на тропинку. |
5. Заучивание стихов: Калинушка Березка Лес осенний засыпает, Эта модница лесная Гол и пуст, Часто свой наряд меняет: А калина не снимает В шубке белой – зимой, Красных бус. Вся в сережках – весной, Степь под снегом холодеет, Сарафан зеленый – летом, Вся бела, В день осенний – в плащ одета. А калина ярко рдеет, Если ветер налетит, Вкруг села. Золотистый плащ шуршит. Ф. Петров И. Семенова |
6. Упражнение «Дождик» – координация речи и движения К нам на длинной тонкой ножке (прыжки на одной ноге по кругу) Скачет дождик по дорожке. В лужице – смотри, смотри! – (дети стоят лицом в круг; ритмичные приседания) Он пускает пузыри. Стали мокрыми кусты, (руки вверх, потряхивания кистями) Стали мокрыми цветы. ( наклон, руки к полу, потряхивания кистями) Мокрый серый воробей (встали, руки вдоль тела, потряхивания кистями) Сушит перышки скорей. |
7. Выучить загадки: Тетка Федосья На клене – листья, Красила колосья, На рябине - кисти. (Осень) Его весной и летом, Все видели одетым, Целый день он шлепал, шлепал А осенью с бедняжки Ямы лужами заштопал (Дождь) Сорвали все рубашки. (Лес) |
8. Игра с мячом «Поймай и раздели». Деление на слоги слов – названий деревьев: и – ва, то – поль, я – сень, со – сна, ель, клен, дуб, о – си – на, ря – би – на, бе – ре – за. Совершенствование навыка слогового анализа. Дети встают в круг. Воспитатель бросает мяч одному из детей, произнося название дерева. Ребенок ловит мяч и, бросая его воспитателю, произносит это же слово по слогам и называет количество слогов в слове. |
9. Составление описательных рассказов по теме «Цветы, деревья», по схеме: Что это? Это дерево, цветок или куст? Какие у него есть части? Где растет? (садовый или полевой цветок; садовое или лесное дерево; в каком лесу растет это дерево, растет ли это дерево в городе) |
Лексическая тема № 2: «Овощи» (труд взрослых на полях и в огородах) |
Уточнить понятие «Овощи». Расширить представления о труде взрослых в огородах, на полях осенью. Закрепить названия цветов и их оттенков. Ввести в активный словарь: существительные: урожай, картофель, морковь, капуста, лук, свекла, огурцы, помидоры, баклажаны, кабачки, чеснок, грядка, парник, теплица прилагательные: спелый, зрелый, душистый, сочный, аппетитный, гладкий, красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, розовый, коричневый. глаголы: зреть, спеть, копать, подкармливать, окапывать, пахать. |
Комплекс артикуляционной гимнастики: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
2. Массаж лицевых мышц «Солнышко проснулось»: Солнышко проснулось, (сжимать пальцы в кулак и разжимать их) К щечкам прикоснулось, (проводить пальчиками обеих рук по щекам) Лучиками провело, И погладило, и погладило. НД – от носа к средней части ушей. |
3. Прочитать и пересказать текст по И. Соколову – Микитову Давно скосили и убрали луга и поля. Поля опустели, и над ними ходят низкие осенние облака. Уже выкопали в поле картошку. На огородах собрали красную морковку и желтую сладкую репу. Всех позже срезают капусту – тяжелые светло – зеленые качаны. |
4. «Капуста» – координация речи с движением, работа над темпом и ритмом речи. Воспитатель. Отгадайте загадку: Она растет у вас на грядке, Одета в шумные шелка. Мы для нее готовим кадки И крупной соли полмешка. Дети. Капуста! Воспитатель. Давайте заготовим капусту на зиму. Тук! Тук! Тук! Тук! (ритмичные удары ребром ладоней по столу) Раздается в доме стук. Мы капусту нарубили, Перетерли, (хватательные движения обеими руками) Посолили (указательный и средний пальцы трутся о большой) И набили плотно в кадку (удары обеими руками по столу) Все теперь у нас в порядке (отряхивают руки). |
5. «Подскажи словечко» У бабушки на грядке выросли загадки: Там и тут, там и тут Сорвала я стручок, А на этой грядке Что за зонтики растут? Надавила на бочок. Разыгрались в прятки Наша внучка морщит лоб. Он раскрылся. Ах! Ох! Зеленые хитрецы, Это милая… (укроп) Покатился… (горох) Молодые… (огурцы) |
6. Выучить стихотворение «Дедушка Рох» Дедушка Рох посеял горох. Землю пахал – тяжко вздыхал. Когда убирал, пот утирал. Когда молотил – по пальцу хватил. Зато когда ел, язык проглотил – До того было вкусно. |
7. Упражнение «Помоги Незнайке». Совершенствование навыка звукового анализа слов: лук, лист. Воспитатель помещает на наборное полотно картинки с изображением Незнайки и с изображениями лука и листа и предлагает детям помочь Незнайке вспомнить, что изображено на картинках, и выполнить звуковой анализ этих слов. Один ребенок выкладывает схемы на наборном полотне, остальные – работают с раздаточным материалом за столами. |
8. Пальчиковая гимнастика «Хозяйка однажды с базара пришла» - координация речи с движением. Хозяйка однажды с базара пришла, («шагают» пальчиками по столу) Хозяйка с базара домой принесла Картошку, капусту, морковку, (загибают по одному пальчику на обеих руках) Горох, петрушку, свеклу. Ох! (хлопок) Вот овощи спорт завели на столе – (попеременные удары кулачками и ладонями) Кто лучше, вкусней и нужней на земле. Картошка, капуста, морковка, (загибают по одному пальчику на обеих руках) Горох, петрушка иль свекла? Ох! (хлопок) Хозяйка тем временем ножик взяла (стучат ребром каждой ладони по столу) И ножиком этим крошить начала Картошку, капусту, морковку, (загибают по одному пальчику на обеих руках) Горох, петрушку, свеклу. Ох! (хлопок) Накрытые крышкой, в душном горшке (ладони складывают крест – накрест на столе) Кипели, кипели в крутом кипятке Картошка, капуста, морковка, (загибают по одному пальчику на обеих руках) Горох, петрушка и свекла? Ох! (хлопок) И суп овощной оказался неплох! (показывают, как едят суп) |
9. Составление описательных рассказов по теме «Овощи», по схеме: Что это? Это овощ или фрукт? Где растет? Какой на вкус? Какой снаружи, какой внутри? Какого цвета? Какой формы? Какой он на ощупь? Что можно из него приготовить? |
Лексическая тема № 3: «Фрукты» (труд взрослых в садах) |
Уточнить понятие «Фрукты». Расширить представления о труде взрослых в садах осенью. Закрепить названия цветов и их оттенков. Ввести в активный словарь: существительные: урожай, яблоки, груши, сливы, персики, абрикосы, виноград, прилагательные: спелый, зрелый, душистый, сочный, аппетитный, гладкий, красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, розовый, коричневый. глаголы: зреть, спеть, подкармливать, окапывать. |
Комплекс артикуляционной гимнастики: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
2. Массаж лицевых мышц «Солнышко проснулось»: Солнышко проснулось, (сжимать пальцы в кулачки и разжимать их) Лобика коснулось, (проводить пальчиками обеих рук по лбу) Лучиками провело, И погладило, и погладило. НД – от середины лба к верхней части ушей. |
3. Прочитать и пересказать текст Б. Житкова «Как яблоки собирают» …Я увидел лестницу. А на лестнице стояла тетя. Она доставала яблоки и давала их девочкам. А девочки их в корзину клали. А потом я увидел целую кучу яблок. Там сидели две тети и на яблоки смотрели. Возьмут яблоки, повертят, повертят и складывают в корзинки. Смотрели, чтобы пятнышка не было. Без пятнышка – это самые лучшие яблоки. Эти яблоки каждое в бумажку заворачивают, потом накладывают в ящики, а потом в ящиках всюду развозят. |
4. Игра «Садовник» – развитие общих речевых навыков, координация речи и движения, развитие мелкой моторики, развитие грамматического строя речи, введение в словарь глаголов: (сажать, белить, чинить). Мы вчера в саду гуляли, (дети идут по кругу, взявшись за руки) Мы смородину сажали (изображают, как выкапывают яму и сажают в нее куст) Яблони белили мы (движение правой рукой вверх – вниз) Известью, белилами Починили мы забор, (имитируют удары молотком) Завели мы разговор: (стоят лицом в круг, в центр выходит один ребенок) Что ты нам в награду дашь? Дам в награду слив лиловых, (загибают по одному пальцу на правой руке) Груш медовых Самых крупных, спелых яблок, Вишен целый килограмм. Вот что вам в награду дам. |
5. Выучить загадки: Было зеленое платье атласное Я и черный, я и белый, Нет, не понравилось, выбрала красное, Я и ловкий, я и смелый, Но надоело платье и это, Я без лестниц, без ступеньки Платье надела синего цвета. На любую влезу стенку (слива) Ус зелененький завью, В грозди солнышко налью И ребятам – малышам Все до капельки отдам. (виноград) |
6. Упражнение «Веселый повар». Совершенствование грамматического строя речи (образование относительных прилагательных). Воспитатель помещает на наборное полотно картинку, на которой изображен повар с подносом на вытянутой руке, а вокруг него – коробка с соком, вазочка с вареньем, банка с компотом, блюдо с плюшками и ватрушками. С помощью магнита или липучек воспитатель закрепляет на подносе у веселого повара картинку с изображением фрукта и просит детей рассказать, какие сок, компот, варенье приготовил повар из этого фрукта, плюшки с каким повидлом и ватрушки с какой начинкой он испек. Дети отвечают: - Веселый повар приготовил из яблок яблочный сок, яблочный компот, сварил яблочное варенье, испек ватрушку с яблочной начинкой и плюшки с яблочным повидлом. |
7. Пальчиковая гимнастика «Апельсин» Мы делили апельсин. (дети разламывают воображаемый апельсин на дольки) Много нас, (показывают 10 пальцев) А он один. (показывают 1 палец) Эта долька - для ежа. (загибают большой палец левой руки) Эта долька – для стрижа. (загибают указательный палец ) Эта долька - для утят. (загибают средний палец ) Эта долька - для котят. (загибают безымянный палец ) Эта долька - для бобра. (загибают мизинец) А для волка – кожура. (бросательное движение правой рукой) Он сердит на нас – беда!!! (сжимают кулаки и прижимают их к груди) Разбегайтесь – кто куда! (бегут пальцами по столу) |
8. Составление описательных рассказов по теме «Фрукты», по схеме: Что это? Это овощ или фрукт? Где растет? Какой на вкус? Какой снаружи, какой внутри? Какого цвета? Какой формы? Какой он на ощупь? |
Лексическая тема № 4: «Насекомые» (подготовка насекомых к зиме) |
Систематизировать знания детей об осени, об осенних явлениях природы. Познакомить детей с периодами осени и осенними месяцами. Закрепить знание названий деревьев. Дать знания о причинах опадания листьев. Ввести в активный словарь: существительные: комар, муха, бабочка, жук, стрекоза, кузнечик, водомерка, крылышки, головка, брюшко, лапки, спинка, хоботок, личинка, куколка. прилагательные: маленький, хрупкий, прозрачный, тонкий, вредный, полезный, опасный. глаголы: летать, прыгать, порхать, выходить, засыпать, вредить, поедать, откладывать. |
Комплекс артикуляционной гимнастики: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
Массаж лицевых мышц «Солнышко проснулось»: Солнце личико согрело. (поглаживающие движения) Потеплело, потеплело. НД – от середины лба к верхней части ушей, Наши ручки потянулись, от носа к средней части ушей, Наши губки улыбнулись от середины подбородка к нижней части ушей, Потянуться руками вверх, улыбнуться. |
Звуковая гимнастика (по М. Лазареву) А потом девчонки – пчелки – ж – ж – ж… (дети кладут руки на грудь) Притащили мед в бочонке – ж – ж – ж… Ничего, что тяжело – ж – ж – ж… Лишь бы другу помогло – ж – ж – ж… Муравей пощиплет травку – з – з – з… И попьет цветочный мед – з – з – з… Значит, дело на поправку – з – з – з… Обязательно пойдет – з – з – з… Все лесные витамины От брусники до малины Принесли ему друзья. Ведь зеленая аптека Лечит даже человека, А не только муравья! |
5. Логопедическая игра «Жуки» – автоматизация звука (ж) в игре, воспитание слухового внимания. Дети присели на корточки на ковер и говорят: Я жук, я жук, Я тут живу, Жужжу, жужжу: Ж – ж – ж. По сигналу логопеда «жуки» летят на поляну и жужжат. По сигналу «Дождь» жуки летят в домики. |
6. Прочитать и пересказать текст по В. Строкову «Насекомые осенью» В конце сентября исчезает большинство насекомых. Одни отложили яички и погибли, а другие, забрались в какую – ни будь щелку, трещинку под кору или зарылись в землю и уснули. На сырых тропинках не встретишь проворных жужелиц. Над водой и над лугом не порхают стрекозы. Пропали дневные бабочки. |
7. Выучить стихотворение А. Барто «Мы не заметили жука» Мы не заметили жука И рамы зимние закрыли, А он живой, он жив пока, Жужжит в окне, расправив крылья. И я зову на помощь маму: - Там жук живой, раскроем раму. |
8. Выучить загадки: На ромашку у ворот В лесу у пня На большой цветной ковер Опустился вертолет, Весь день беготня. Села эскадрилья Золотистые глаза. Народ рабочий То раскроет, то закроет Кто же это? Весь день хлопочет. Расписные крылья. (стрекоза) (муравьи) (бабочки) |
9. Составление описательных рассказов по теме «Насекомые», по схеме: Кто это? Это насекомое, земноводное, пресмыкающееся или рыба? Как ты узнал? Какие части тела у него есть? Где живет? Как называется его дом? Как развивается? Какую роль играет это животное в окружающем мире? |
Лексическая тема № 5: «Перелетные птицы» (водоплавающие птицы; подготовка к отлету) |
Закрепить и расширять знания детей о перелетных и водоплавающих птицах, их поведении осенью (объединение в стаи, отлет, добывание корма) Ввести в активный словарь: существительные: ласточки, грачи, скворцы, гуси, утки, журавли, лебеди, дрозды, жаворонки, чижи, стрижи. прилагательные: длинношеий, длинноногий, красноклювый, короткоклювый. глаголы: летать, нырять, клевать, заглатывать, курлыкать, крякать, шипеть. |
Комплекс артикуляционной гимнастики: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
2. Массаж лицевых мышц «Времена года»: Если дождь стучит по крыше Постукивающие движения То сильней, то тише, тише, НД – от середины лба к верхней части ушей, Землю всю листва укрыла – от носа к средней части ушей, Значит осень наступила. от середины подбородка к нижней части ушей. |
3. Прочитать и пересказать текст по Г. Скребицкому «Первыми тронулись в путь». Первыми улетают от нас быстрокрылые стрижи. Почему они улетают так рано, уже в августе, когда в воздухе еще достаточно комаров и мошек? Вот ласточки еще не тронулись в путь, а ведь они тоже питаются летающими насекомыми. В августе воздух около земли еще теплый, но чем выше, тем он холоднее. Высоко в воздухе насекомые уже летают, поэтому для стрижей уже недостаточно добычи. Они и улетают от нас раньше ласточек. |
4. Выучить скороговорку: Летели лебеди с лебедятами. |
5. Пальчиковая гимнастика «Птички» Эта птичка – соловей, (дети загибают по одному пальчику на обеих руках) Эта птичка – воробей, Эта птичка – совушка, сонная головушка. Эта птичка – свиристель, Эта птичка – коростель. Эта птичка – злой орлан. (машут сложенными накрест ладонями) Птички, птички, по домам. (машут обеими руками, как крыльями) |
6. Упражнение «Помоги Незнайке». «Печатание» слов – названий птиц: утка, аист, орлан, сова. Воспитатель помещает на наборное полотно картинки с изображением Незнайки и с изображениями птиц и предлагает детям помочь Незнайке вспомнить названия этих птиц и «напечатать» их. Один ребенок «печатает» слово на доске, другие – в тетрадях. |
7. Подвижная игра «Журавли учатся летать» – воспитание правильного физиологического дыхания, развитие координации движений. Дети изображают, как журавли учатся летать. Руки разводят в стороны и поднимают до уровня плеч. Вдох через нос. При опускании рук – выдох. Для усложнения можно выполнять взмахи руками с одновременным поочередным подниманием ног и движением по кругу. |
8. Выучить загадки: Прилетает к нам с теплом, Кто без ног и без свирели У меня ходули - Путь проделав длинный. Лучше всех заводит трели, Не страшит болото. Лепит домик над окном Голосистее, нежней? Лягушат найду ли - Из травы и глины. Кто же это? Вот моя забота. (ласточка) (соловей) (цапля) |
9. Составление описательных рассказов по теме «Птицы», по схеме: Кто это? Какие части тела у него есть? Где эти птицы живут? (домашние или дикие) Где и как строят себе дом? Чем питаются? (растительноядные или хищники) Как называют их детенышей? Как подают голос? |
Дата: |
Лексическая тема № 9: «Осенние одежда, обувь, головные уборы» (материалы, из которых они сделаны) |
Уточнить и расширить представления детей об осенней одежде, обуви, головных уборах. Углубить представления детей о материалах из которых они сделаны. Ввести в активный словарь: существительные: ботинки, полуботинки, туфли, кроссовки, сапоги, плащ, куртка, пальто, перчатки, шарф, берет, кепка, шапка, платок; фетр, шерсть, кожа, мех, трикотаж, вельвет, драп, твид, резина, рукав, капюшон, подол, пуговица, петля, манжета, подошва, шнурки, каблуки, носок, задник. прилагательные: фетровый, шерстяной, кожаный, меховой, трикотажный, вельветовый, драповый, твидовый, резиновый, осенний, удобный, модный, нарядный. глаголы: надевать, одевать, обувать, носить, снимать, расстегивать, застегивать. развязывать, завязывать, вешать, складывать, ставить. |
Комплекс артикуляционной гимнастики: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
2. Массаж лицевых мышц «Осень»: Осень в гости к нам пришла, Зигзагообразные движения. Птичек в стаи собрала: НД – от середины лба к верхней части ушей, «Стало холодно вокруг, от носа к средней части ушей, Вам пора лететь на юг!» от середины подбородка к нижней части ушей. |
3. Выучить стихотворение Ю. Владимирова «Чудаки» Я послал на базар чудаков. Дал чудакам пятаков. Один пятак – на кушак, Другой пятак – на колпак, А третий пятак – так. По пути на базар чудаки Перепутали все пятаки. - Извините, но с нами беда, Мы забыли, который куда: Который пятак – на кушак, Который пятак – на колпак, Который пятак – так! |
4. Пальчиковая гимнастика «Ботинки» Всюду, всюду мы вдвоем (средний и указательный пальчики «шагают» по столу) Неразлучные идем. Мы гуляем по лугам, (дети загибают по одному пальчику, начиная с большого) По зеленым берегам, Вниз по лестнице сбегали, Вдоль по улице шагали, После лезем под кровать, Будем там тихонько спать. (укладывают ладони на стол) |
5. Лексико – грамматическая игра «Договори слово». Усвоение словаря по изучаемой теме: брю.., рубаш.., юб.., шап.., шуб.., панам.., колгот.., шляп.., плать.., кеп.., туф.., сапо.., паль.., ботин.. и т.д. |
6. Развитие связной речи. Составление описательных рассказов по образцу. «Платье – это женская одежда. Оно сшито из ткани. У платья есть воротник, рукава, пояс, подол, застежка. Оно красное с белыми горошками» «Сапоги – это обувь. Они сделаны из кожи, они кожаные. У сапог есть голенища, молнии, носки, подошвы, каблуки. Сапоги носят зимой, весной и осенью». |
7. Выучить скороговорки: Кукушка кукушонку купила капюшон, Стеша спешила, рубашку шила, Как в капюшоне он смешон! Да поспешила – рукав не дошила! |
8. «Скажи наоборот». Усвоение глагольного словаря по изучаемой теме: надевать – снимать, обувать – разувать, покупать – продавать, завязать – развязать, застегнуть – расстегнуть, гладить – мять, повесить – снять, обуваться – разуваться. |
9. Составление описательных рассказов по теме «Одежда, обувь, головные уборы», по схеме: Что это? Это одежда, обувь или головной убор? Из каких частей состоит предмет? Из какого материала сделан? В какое время года его носят? Кто его надевает? |
Дата: |
Лексическая тема № 1: «Зима» (зимние месяцы, зимующие птицы, дикие животные зимой) |
Систематизировать знания детей о зиме, о зимних явлениях природы. Познакомить детей с зимними месяцами. Закрепить знания детей о зимующих птицах. Расширить представления о поведении и повадках вороны, синицы, снегиря, свиристеля. Объяснить, почему зимой нужно подкармливать птиц. Расширить представления о жизни диких животных зимой. Ввести в активный словарь: существительные: зима, декабрь, январь, февраль, снегопад, пурга, метель, вьюга, буран, мороз, оттепель; ворона, воробей, синица, снегирь, голубь; кормушка, корм, медведь, берлога, белка, дупло, барсук, нора, еж, норка. прилагательные: холодный, морозный, снежный, сильный, легкий, красногрудый, теплый, резвый. глаголы: падать, покрывать, сковывать, оттаять, кружиться, завывать, заметать, трещать, прилетать, замерзать, клевать, выводить, кормить, спать, сосать. |
1. Комплекс артикуляционной гимнастики: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
1. Комплекс артикуляционной гимнастики: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
Массаж лицевых мышц: Если вьюга и пурга (спиралевидные движения) Намели вокруг снега НД – от середины лба к верхней части ушей, И укутали дома – от носа к средней части ушей, Значит, к нам пришла зима. от середины подбородка к нижней части ушей. |
Прочитать и пересказать текст А. Аксеновой «Мы – ваши друзья» Пришла зима. Многие птицы улетели на юг. А мы: воробьи, синицы – остались с вами в городе. Голодно нам. А еда под снегом. Не удивляйтесь, что мы еще с осени начинаем носами в окна стучаться. Мы напоминаем вам: вы слушали весной наши песни, осенью ели груши, яблоки. Это мы сады охраняли. Теперь ваш черед. Помогите нам! |
Выучить с детьми стихотворение А.С. Пушкина «Зимний вечер» Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя, То, как зверь она завоет, То заплачет, как дитя, То по кровле обветшалой Вдруг соломкой зашумит, То, как путник запоздалый, К нам в окошко застучит… |
Речевая подвижная игра «Зимой». Импровизация движений. Мы зимой в снежки играем, мы играем, мы играем. По сугробам мы шагаем, мы шагаем, мы шагаем. И на лыжах мы бежим, мы бежим, мы бежим. На коньках по льду летим, мы летим, мы летим. И снегурку лепим мы, лепим мы, лепим мы. Гостью – зиму любим мы, любим мы, любим мы. |
«Закончи предложение». Составление сложных предложений со значением противопоставления. Дети должны закончить предложение, а затем повторить его полностью. Зимой бывает снегопад, а осенью… Зимой бывает снег, а летом… Зимой снег падает, а весной… Зимой катаются на санках, а летом… Зимой лес спит, а весной… Зимой катаются на коньках, а летом… Зимой бывает холодно, а летом… Зимой деревья белые, а осенью… Зимой растут сугробы, а летом растут… Зимой лепят снеговика, а летом… Зимой насекомые прячутся, а весной… |
«Придумай слово». Образование родственных слов: снег – снежок – снежочек – снежинка – снегопад – снеговик – снеговичок – снежки – снегоход – снежный – заснежило – снежище – снегурочка – снегирь – белоснежный – Белоснежка – подснежник. |
Выучить скороговорку Расклевал дрозд – рябины гроздь. |
Дата: |
Лексическая тема № 2: «Мебель» (назначение мебели, части предметов мебели, материалы из которых они сделаны) |
Уточнить понятия: мебель. Расширить представления о назначении мебели, о частях, из которых состоят предметы мебели, о материалах, из которых сделана мебель. Ввести в активный словарь: существительные: мебель, кресло, диван, кровать, комод, шкаф, сервант, буфет, стенка, стол, стулья, тумба, ножка, дверца, полка, спинка, сиденье, подлокотник, прилагательные: дубовый, березовый, ореховый, сосновый, мягкий, зеркальный, кожаный, полированный. глаголы: ставить, сидеть, лежать, отдыхать, спать, работать, убирать. |
1. Комплекс артикуляционной гимнастики: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
2. Массаж лицевых мышц «Зима»: Смотрят дети из окна: (поглаживающие движения) По дорожке ледяной НД – от середины лба к верхней части ушей, В гости к нам идет зима от носа к средней части ушей, В белой шубе меховой. от середины подбородка к нижней части ушей. |
3. Беседа о мебели, ее видах и назначении. |
4. Упражнение «Обставим квартиру». Совершенствование навыка слогового анализа слов. Игра проводится на наборном полотне или доске. Воспитатель предлагает детям рассмотреть мебель, назвать ее, разделить слова на слоги. На наборное полотно или доску помещаются изображения мебели, названия которой правильно разделены на слоги. |
5. Лексико – грамматическая игра «Какая?» Подбор определений к слову мебель: деревянная, пластмассовая, плетеная, железная, мягкая, твердая, кухонная, красивая, модная, богатая, комнатная, офисная. Воспитатель называет начало слова, а дети угадывают его окончание. |
6. Игра «Подскажи словечко» – развитие грамматического строя речи, закрепление падежных форм имен существительных. Костя в комнату вошел На портрете – Аня с бантом, И поставил сок…( на стол). А портрет тот… (над сервантом). Всем детишкам по конфете Книжку новую Ивана Взял из вазочки…( в буфете). Я достал… (из – под дивана). Маша в комнату впорхнула, Если хочет Миша спать, Шарф и плащ взяла… (со стула). Он приляжет… (на кровать). Катя вынула жирафа, Чтобы ноги отдохнули, Мяч и гномика… (из шкафа). Посидит чуть – чуть… (на стуле). Закатила барабан Почитать хотим мы если, Наша Оля… (под диван). То развалимся мы… (в кресле). |
7. Пальчиковая гимнастика «Наша квартира» – развитие мелкой моторики, слухового внимания, грамматического строя речи. В нашей комнате – столовой - (на каждое название предмета мебели дети загибают Есть отличный СТОЛ – дубовый по одному пальчику. К концу стихотворения СТУЛЬЯ – спинки все резные, должны быть загнуты все 10 пальцев) Ножки гнутые, витые. И ореховый БУФЕТ Для варенья и конфет. В комнате для взрослых – спальне – Есть для платьев ШКАФ зеркальный, Две широкие КРОВАТИ С одеялами на вате И березовый КОМОД, Мама там белье берет. А в гостиной КРЕСЛА есть, Телевизор смотрят здесь. Есть ДИВАН и СТОЛ журнальный, В СТЕНКЕ – центр музыкальный. |
8. «Где взял игрушку?» Употребление предлогов: из, со, из – за, из – под, с. Логопед показывает какую – нибудь игрушку и картинку с изображением предмета мебели (стол, шкаф, стул, тумбочка) и спрашивает: «Где взял игрушку?» Ребенок отвечает : « Мишку взял со стола (из – под стола, из – за стола и т.д.) |
9. Составление описательных рассказов по теме «Мебель», по схеме: Что это? В каком помещении квартиры используется? Из каких частей состоит? Из какого материала сделано? Какого цвета? Каково его назначение? |
Дата: |
Лексическая тема № 5: «Транспорт» (виды транспорта, профессии на транспорте, трудовые действия) |
Систематизировать представления детей о транспорте, сформировать представление о видах транспорта, расширить представление о профессиях на транспорте. Ввести в активный словарь: существительные: машина, грузовик, самосвал, цистерна, контейнеровоз, платформа, поезд, электровоз, трамвай, троллейбус, метро, автобус, пассажир, груз, поезд, шофер, водитель, капитан, летчик, пилот. прилагательные: легковой, грузовой, пассажирский, дорожный, водный, воздушный, железнодорожный, наземный, подземный, смелый, умный, сильный. глаголы: ехать, везти, доставлять, перевозить, лететь, плыть, управлять. |
1. Комплекс артикуляционной гимнастики: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
2. Массаж лицевых мышц: За снежинками снежинки Легкие постукивающие движения. Тихо кружатся, летят. НД – от середины лба к верхней части ушей, Укрывает все тропинки от носа к средней части ушей, Покрывалом снегопад. от середины подбородка к нижней части ушей. |
3. Чтение стихотворения «Лайнер! Г. Сапгир Лайнер отправляется в полет. Лайнер – пассажирский самолет. Ростом Лайнер с трехэтажный дом. Полетишь и ты на нем, Хоть еще ты не дорос, до больших его колес. |
4. Лексико – грамматическое упражнение «Объясни слово». Словообразование существительных путем сложения основ. Воспитатель начинает: Вот задачки мы решаем И словечки получаем, Части слова мы слагаем, В играх транспорт повторяем. Само…плюс…лет получаем…. (самолет), - (почему так называется?) Само…плюс…кат получаем…(самокат), - (почему так называется?) Снего… плюс… ход получаем…(снегоход), - (почему так называется?) Слова для игры: самоход, снегоход, вездеход, вертолет, аэроплан, самосвал, луноход, бензовоз, молоковоз, тепловоз. |
5. «Закончи предложение». Образование сравнительной степени прилагательных. Дети договаривают предложение сначала целиком хором, а затем по очереди. Самолет летит высоко, а ракета выше. Самолет летит далеко, а ракета дальше. Самолет летит быстро, а ракета быстрее. Самолет большой, а ракета больше. Самолет тяжелее, а ракета больше. Самолет тяжелый, а ракета тяжелее. Самолет просторный, а ракета просторнее. Самолет длинный, а ракета длиннее. Самолет быстроходный, а ракета быстроходнее. |
6 Составление рассказа – описания «Папа купил автомобиль» – развитие связной речи. Затем составьте аналогичный рассказ про легковой автомобиль. «Папа купил грузовой автомобиль. Грузовик перевозит грузы. У грузовика есть кузов для грузов, кабина для водителя, дверцы, руль, сидение, педали, тормоза, фары, колеса, двигатель. Грузовик «питается» бензином. Водитель управляет грузовиком». |
7. 8. Составление описательных рассказов по теме «Транспорт», по схеме: Что это? Из каких частей состоит? Чем приводится в движение? Где движется этот транспорт? Для чего используется? Кто управляет этим видом транспорта? |
Дата: |
Лексическая тема: № 7 «Труд на селе зимой» |
Сформировать представления о труде людей на селе зимой, о пользе и значимости их труда. Ввести в активный словарь: существительные: механизатор, снегозадержание, ремонт, техника, трактор, комбайн, доярка, ферма, дойка, скотник, уборка, конюх, конюшня, телятник, телятница, птичник, птичница, корм, поилка. глаголы: ремонтировать, готовить, чинить, доить, чистить, поить, ухаживать. |
1. Комплекс артикуляционной гимнастики: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
2. Массаж лицевых мышц: Завтра снова будем мчаться Поглаживающие движения. На коньках и на санях НД – от середины лба к верхней части ушей, И на лыжах с гор кататься – от носа к средней части ушей, Ведь зима у нас в гостях! от середины подбородка к нижней части ушей. |
3. Игра «Профессии». Деление на слоги слов – названий профессий. Совершенствование навыка слогового анализа слов. |
Лексическая тема: № 8 «Орудия труда, инструменты» |
Закрепить и расширить знания детей об инструментах, используемых представителями различных профессий, и действиях выполняемых с помощью этих инструментов. Ввести в активный словарь: существительные: молоток, топор, пила, клещи, гвозди, тиски, ключ, гайка, болт, кисть, краска, валик, раствор, мастерок, ножницы, расческа, игла, нитки, мел, выкройка, нож, кастрюля, поварешка. прилагательные: нужный, необходимый, острый, металлический, разный, различный. глаголы: рубить, пилить, вбивать, точить, закручивать, отвинчивать, красить, штукатурить, подстригать, шить, готовить. |
1. Комплекс артикуляционной гимнастики: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
2. Массаж биологически активных точек «Вышел зайчик погулять» – для профилактики простудных заболеваний. Раз, два, три, четыре, пять – (приставляют ладони ко лбу, пальцы выпрямлены и Вышел зайчик погулять. прижаты друг к другу «козырек», и растирают лоб) Вдруг охотник выбегает, (кулачками массируют крылья носа) Прямо в зайчика стреляет. Но охотник не попал, (всей ладонью растирают уши) Серый зайчик убежал. |
3 Прочитать и пересказать текст Л. Черского «Метла и старый барабан» Стояли в углу старый поломанный барабан и метла. И жаловался барабан: Обидно мне рядом с метлой стоять! Ведь я – вещь нужная, а тобой, метла, только сор выметают. Метла выслушала и ответила: - Ты, барабан, правду говоришь. Мое дело – выметать сор и такие ненужные вещи, как старый поломанный барабан. |
4. Подвижная игра «Старый клен» - координация речи с движением, развитие творческого воображения, развитие общих речевых навыков. На поляне перезвон, (дети встают парами, изображают работу пилой) Это пилят старый клен. Поперечная пила Отхватила полствола, Рвет кору и режет жилки, Брызжут желтые опилки. Только крякнул старый ствол (руки вверх, медленно наклоняются) И пошел, пошел, пошел. Грязнул наземь левым боком, Утонул в снегу глубоком. (ложатся, вытягиваются) С. Маршак |
|
5. Выучить стихотворения: «Слесарь» «Про дворников» Мне нужны такие вещи: Снега прошли не малые, а все идут, идут… Молоток, тиски и клещи, Дворники усталые метут, метут, метут. Ключ, напильник и ножовка, Гремят они лопатами под тучами лохматыми, А всего нужней – сноровка. Метелками шуршат. Б. Заходер На улицах, на улках, в дворах и закоулках Управиться спешат. Е. Благинина |
7. Пальчиковая гимнастика «Наперсток» Вышивает, шьет иголка, (левая ладошка раскрыта, в правой руке – воображаемая Пальцу больно, пальцу колко. иголка; иголка «шьет» и задевает кончик указательного пальца на левой руке) А наперсток в тот же миг (дети делают правой рукой такое движение, как будто К девочке на пальчик прыг! надевают на указательный палец левой руки наперсток) Говорит иголке – шей, («шьют») А колоться ты не смей! (грозят указательным пальчиком левой руки) |
Дата: |
Лексическая тема: № 1 «Ранняя весна. Весенние месяцы» |
Обобщить представления детей о типичных весенних явлениях в живой и неживой природе. Познакомить с весенними месяцами. Дать представления о том, что изменения в мире природы связаны с потеплением и появлением необходимых условий для жизни растений и животных. Ввести в активный словарь: существительные: весна, март, апрель, май, оттепель, сосулька, проталина, ручей, грач, уборка (снега), обрезка (деревьев), первоцвет, лук, верба, ольха, половодье. прилагательные: рыхлый, темный, ноздреватый, грязный, зернистый, снегоуборочная (машина), нежный, хрупкий, красивый, пушистый, душистый. глаголы: таять, капать, прилетать, расцветать, убирать, обрезать, просыхать. |
1. Комплекс артикуляционной гимнастики: |
2. Массаж лицевых мышц «Солнышко проснулось»: Солнышко милое, (поглаживать правую ладонь пальцами левой руки; Поделись своей силою! поочередно растирать пальцы) Просыпайтесь, лучики, НД - от кончиков пальцев к основанию ладони. Согревайтесь, рученьки. |
3. Беседа: названия весенних месяцев, основные признаки весны; установление причинно – следственных связей почему тает снег, почему бегут ручьи, почему появились листочки, почему появились насекомые, почему прилетают птицы и т.д.); пробуждение животных от зимней спячки и появление детенышей. |
4. Подвижная игра «Весна, весна красна» – координация речи с движением, развитие общих речевых навыков. Весна, весна красна! (дети идут по кругу, взявшись за руки) Приди, весна, с радостью, С радостью, с радость С великой милостью: ( идут в противоположную сторону, взявшись за руки) Со льном высоким, (останавливаются, поднимают руки вверх, встают на носочки) С корнем глубоким, (приседают, опускают руки) С хлебами обильными. (взявшись за руки, бегут по кругу) |
5. Заштрихуйте картинку и выучи загадки. Теремок ползет. Эх, звоночки, синий цвет! На себе его везет С язычком, а звону нет. Хозяюшка богатая, (Колокольчики) Хозяюшка рогатая. (Улитка) |
6. «Почемучка» - установление элементарных причинно – следственных связей. почему весной тает снег? почему пробивается травка? почему бегут ручьи? почему появляются насекомые? почему тает лед? почему прилетают птицы? почему трескается лед? почему животные просыпаются от спячки? почему набухают почки? почему радуются люди? почему лопаются почки? почему люди одеваются легче? почему распускаются цветы? |
7. Раскрась картинку в соответствии с цифрами(стр. 22) Гаврина С.Е. «Готовим руку к письму 6 – 7 лет» – рабочая тетрадь. |
8. Прочитать и пересказать текст по Г. Скребицкому «Март» Март – первый месяц весны. На земле еще лежит снег, да и мороз иной раз ударит. Но посмотрите, как ослепительно светит солнце. Его свет густой, золотистый. Лучи солнца греют лицо, руки. И небо синее – синее, и по нему раскинулись пушистые облака. Начинается таяние снега. На буграх появляются первые проталины. В полях журчат еще очень маленькие ручейки. Ручьи, проталины, первые кучерявые облака – это и есть самое начало весны. |
9. «Исправь ошибку» – употребление сложных предложений с союзом потому что. Засветило солнышко, потому что стало тепло. Пришла весна, потому что прилетели грачи. Тает снег потому что текут ручьи. И т.д. |
10. Выучить стихотворение В. Шуграева «Маме» В горшочек посажу росточек, Поставлю на окне. Скорей, росточек, Раскрой цветочек – Он очень нужен мне. Промчатся ветры за окном Со снежною зимой, Но будет выше С каждым днем Расти цветочек мой. Когда же по календарю Весны настанет срок, Восьмого марта подарю Я маме свой цветок! |