Просмотр содержимого документа
«ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ «Формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста в условиях этнокультурного образования»»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №44»
Принято на заседании
Педагогического совета
Протокол №5
«__»____________ 2018 года
«Утверждаю»
Заведующий МДОУ «Детский сад №44»
____________________Т.Н. Дегтярева
«__»_____________ 2018 года
Приказ №___
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ
средней группы
на 2018 – 2019 учебный год
«Формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста в условиях этнокультурного образования»
Воспитатель:
Атеняева Альбина Николаевна
Саранск 2018
Актуальность выбранной темы:
В Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» одним из основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования названо единство образовательного пространства на территории РФ, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов РФ в условиях многонационального государства. Соответственно, и содержание образования сегодня должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности; обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями. Актуальность моей темы заключается в том, что дидактическая игра в дошкольном возрасте является одним из основных средств развития ребенка. И именно средствами дидактической игры можно привить ребенку этнокультурные ценности.
Таким образом, в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» обоснована возможность учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей в содержании дошкольного образования.
Практика показывает, что общаясь в социуме, у детей рано проявляется интерес к людям разных национальностей, их внешности, языку, манере одеваться, питаться, обустраивать быт. Региональная культура становится первым шагом в освоение богатств мировой культуры, присвоение общечеловеческих ценностей, формировании собственной личной культуры. В последнее время в дошкольном образовании также уделяется большое внимание региональному компоненту.
Следовательно, законодательные положения и обусловили необходимость выбора темы моей работы формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста посредствам регионального компонента и дидактической игры.
Цель работы:
Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности вобласти познавательного развития с использованием регионального компонента и дидактической игры.
Задачи:
Изучить нормативные документы, современные методические ресурсы по проблеме формирования познавательного интереса у детей дошкольного возраста в условиях этнокультурного образования.
Внедрить в практику новые технологии «Групповой сбор», «План-Дело-Анализ», технологии проектной деятельности, технология «Триз».
Формировать у детей чувство любви к родине на основе ознакомления с природным окружением, культурой и традициями народов, проживающих на территории Мордовии;
Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей;
Внедрить новые формы взаимодействия с семьей, обеспечивающие партнерскую позицию в реализации образовательного процесса.
Обогатить предметно-развивающую среду группы.
Обобщить и распространить педагогический опыт на мероприятиях различного уровня.
Ожидаемые результаты:
1.Систематизация материала по формированию познавательного интереса у детей дошкольного возраста посредством регионального компонента и дидактической игры.
2.Разработка проектов по этнокультурному развитию с использованием дидактических игр.
3.Сотрудничество ДОУ и семьи по данной проблеме.
4.Создание предметно-развивающей среды в группе по теме самообразования.
5.Распространение педагогического опыта в интернет источниках.
6.Повышение уровня компетенции родителей в вопросе этнокультурного развития детей.
План работы
Раздел
Сроки
Содержание работы
Практические выходы
Изучение методической литературы, передового педагогического опыта
Сентябрь-май
1.Изучение новых педагогических технологий 2.Изучение нормативных документов, методических ресурсов по теме исследования, систематизация полученных данных.
3.Подбор и изучение методической литературы по темесамообразования.
4.Подготовка и оформление проектов
(Приложение 1)
Тезисы по результатам изучения научной и методической литературы и интернет-ресурсов
Технологические карты проектов
Работа с детьми
Сентябрь
1.Создание развивающей предметной среды, окружающей ребенка. 2.Подбор дидактических игр, пособий по этнокультурному воспитанию.
3.Проведение педагогической диагностики
Обновленные центры активности
Картотека дидактических игр, пособий
Мониторинг
Октябрь
1. Разработка проекта
2. Внедрение технологии «Групповой сбор».
Проект «Моя Мордовия»
Д/и «Мордовский орнамент»
Ноябрь
1. Работа по проекту .
2. Продолжение внедрения технологии «Групповой сбор» при приёме детей .
3. Внедрение в практику технологии «План – Дело – Анализ».
Проект «Моя Мордовия»
Д/и «Куб»
Декабрь
1.Драматизация сказки
2.Приобщение к искусству.
3.Разработка проекта
Драматизация сказки «Как собака друга искала».
Рассматривание репродукций картин Ф.Сычкова.
Проект «Народная игрушка»
Январь
1.Включение во взаимодействие с детьми дидактических игр по краеведению.
2.НОД
Д/и «Одень куклу Алдунью»
НОД «Животные родного края»
Февраль
1.Беседы.
2.Конкурс рисунков.
3.Д/и
Беседа «Природа Мордовии».
Конкурс рисунков. «Берегите природу».
Д/и «Собери флаг».
Март
1.Составление рассказа
2. Организация выставки книг «Мордовские народные сказки».
Составление рассказа «Достопримечательности города Саранск» с использованием моделирования.
Выставка книг «Мордовские народные сказки».
Апрель
1.Чтение мордовской народной сказки.
2.Д/и
Чтение мордовской народной сказки «Лиса и медведь»
Д/и «Кто в заповеднике живет?»
Май
1.Мониторинг по познавательному развитию
Анализ результатов мониторинга
Работа с семьей
Октябрь
Мероприятия с родителями в рамках проектной деятельности.
Участие в проекте «Моя Мордовия»
Ноябрь
Проведение консультации
Консультация «Люби и знай свой край родной»
Декабрь
Мероприятия с родителями в рамках проектной деятельности.
Участие в проекте «Народная игрушка»
Январь
1. Проведение консультации.
2. Помощь родителей в оформлении национального уголка
Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала
Игры, пособия
Самореализация
В течение года
Показ НОД
Конспект занятия
Проведение консультации для обмена опытом.
Консультация «Этнокультурное воспитание в ДОУ»
Публикации на педагогических сайтах, участие в конкурсах, онлайн – олимпиадах .
Наградные материалы, документы о публикации в научных сборниках, участии в конференциях различных образовательных порталов городского, республиканского, всероссийского, международного уровней по теме самообразования
Отчёт о проделанной работе по теме «Формированию познавательного интереса у детей дошкольного возраста посредством регионального компонента и дидактической игры»
Материалы выступления
Приложение 1
Список литературы
1.Мы в Мордовии живем: региональный образовательный модуль дошкольного образования/ О.В. Бурляева (и др.); Мордов. гос. пед.ин-т. – Саранск, 2015.-84с.
2.Детям о Мордовии : методическое пособие для педагогов ДОУ / О. В. Бурляева, Е. Н. Киркина; Мордов. гос. пед. ин-т.-Саранск, 2013.-148 с.
3. Мордовское декоративно –прикладное искусство в детском саду: методические рекомендации для педагогов ДОУ / О. В. Бурляева, Е. Н. Киркина. –Мордов. гос. пед. ин-т.-Саранск, 2013.-60 с.
4.Саранск - столица Мордовии: рассказы о столице нашей республики для маленьких читателей / Мордов. гос. ун-т им. Н.П. Огарёва; сост.:Н. М. Арсентьев, К. И. Шапкарин; авт. текста: Т. С. Баргова; фот. А. Терехина и др. – Саранск, 2014. - 48 с.
5.Щемерова Н.Н. Развитие речевого общения дошкольников на мордовских языках: метод. пособие для педагогов дошк. Образовательных учреждений / Н.Н. Щемерова ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2013.-86с.
Интернет-ресурсы
http://doshkolnik.ru/ – Дошкольник.
http://www.dovosp.ru/ – Издательский дом «Воспитание дошкольника» («Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Музыкальный руководитель», «Здоровье
дошкольника»)
http://www.ivalex.vistcom.ru/metod.htm сайт "Всё для детского сада"
http://dob.1september.ru Журнал дошкольное образование
http://vospitatel.com.ua/ сайт Воспитатель (конспекты занятий в ДОУ)
http://ldv.metodcenter.edusite.ru Лаболатория дошкольного образования
Вебинары для воспитателей ДООЮтуб Журнал Обруч - https://www.youtube.com/channel/UCIzVmem3GfTdgPbZCFXpyUQ/videos?shelf_id=2&view=0&sort=dd
1. Скоролупова О.А. Способы поддержки детской инициативы в образовательном процессе детского сада -
https://www.youtube.com/watch?v=5XdLivN4M-o
2. Скоролупова О.А.Технологии поддержки детской инициативы в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста -
https://www.youtube.com/watch?v=kFn1-6hgwak
(Технология «СИТУАЦИЯ»)
3. Скоролупова О.А.Формы организации образовательного процесса в современном детском саду: Образовательные квесты - https://www.youtube.com/watch?v=EFN295aHgZ8
4.Скоролупова О.А. Технологии позитивной социализации детей дошкольного возраста - https://www.youtube.com/watch?v=V5GOTiR1lI8
5.Скоролупова О.А. Проектная деятельность в детском саду- https://www.youtube.com/watch?v=57otlCQCKjs