План самообразования
2-ой младшей группы «Солнышко»
(от 3 до 4 лет)
2024 – 2025 уч.год
Воспитатель:
Игнатьева Т.Т.
Кемерово 2024 г.
ТЕМА: «Развитие речи детей во второй младшей группе с использованием
пальчиковых, нейропсихологических игр и упражнений и
нетрадиционных технологий»
Период работы над темой: 1 учебный год
Месяц начала работы над темой: сентябрь 2024 г.
Месяц окончания работы: май 2025 г.
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального
мастерства и компетентности.
Задачи:
1. Интегрировать пальчиковые игры, упражнения в речевой деятельности
детей;
2. Совершенствовать мелкую моторику детей через пальчиковые игры;
3. Систематизировать работу по совершенствованию пальчиковой моторики;
4. Дать знания родителям о значимости пальчиковых игр, о нетрадиционных
формах работы с детьми.
5. Содействовать нормализации речевой функции.
6. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание,
зрительное и слуховое восприятие, творческую активность.
Методы и приёмы работы:
Традиционные:
Пальчиковый игро-тренинг.
Массаж кистей рук.
Пальчиковая гимнастика, физкультминутки.
Пальчиковые тигры со стихами, со скороговорками.
Пальчиковый театр.
Нетрадиционные технологии:
Лепка из пластилина и солёного теста с использованием природного
материла (крупы, ракушки и т.д.)
Конструирование из бумаги в технике оригами, работа с конструктом.
Различные виды аппликаций.
Шнуровки.
Пазлы, мозаика.
Работа со счётными палочками.
Самомассаж кистей и пальцев рук.
Нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем, зубной щёткой,
свечкой.
Ручной труд: нанизывание бус.
Рисование по трафаретам, штриховка.
Актуальность:
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В.А. Сухомлинский»
«Рука – это, своего рода, внешний мозг человека» - писал Кант.
В нашем дошкольном учреждении большое внимание уделяют развитию
речи детей. Доказано, что мысль и глаз ребёнка двигаются с той же
скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке
движений пальцев рук является мощным средством повышения
работоспособности головного мозга. От того, насколько ловко научится
ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие.
Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также
словарный запас.
Для развития речи детей я использую в своей работе пальчиковые игры и
нетрадиционные технологи я выбрала тему по самообразованию «Развитие
речи детей во второй младшей группе с использованием пальчиковых игр и
нетрадиционных технологий», так как эта тема очень актуальна и имеет
немаловажное значение в жизни воспитанников. Организованные игры, в том
числе и пальчиковые, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные
маленькие спектакли. Они увлекают детей и приносят им радость. Работа по
развитию мелкой моторики предполагает тесное общение с детьми и
родителями. Что благоприятно влияет на отношения и дружескую
атмосферу в детском коллективе.
План работы на 2024-2025 учебный год.
Месяц Формы работы
Сентябрь Изучить литературу по данной теме
Октябрь Внедрить в работу с детьми. Массаж кистей.
Ноябрь Составить картотеку игр для развития мелкой моторики
рук. Пальчиковая гимнастика.
Декабрь Консультация для родителей: «Значение развития
мелкой моторики рук для детей младшего дошкольного
возраста». Ручной труд: нанизывание бус, шнуровки.
Рисование по трафаретам, штриховки.
Январь Развитие мелкой моторики рук в процессе
изобразительной деятельности. Рисуем нетрадиционным
способом. Пазлы, мозаика, работа со счётными
палочками.
Февраль Разучивание новых пальчиковых игр, повторение
старых. Консультация для родителей: «Пальчиковая
гимнастика и развитие речи детей». Различные виды
аппликаций.
Март Использование нетрадиционных методов в работе: лепка
с использованием природного материала (семена,
ракушки, крупы); самомассаж кистей пальцев рук.
Апрель Чтение рассказов, потешек, стихотворений пир помощи
пальчиков. Пальчиковый театр. Конструирование и
бумаги в технике оригами.
Май Повторение пальчиковых игр. Применение всех ранее
используемых техник в деятельности детей.