kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План самообразования "Развитие речевой активности у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пальчиковые игры имеют большое значение в развитии речевой активности у детей раннего возраста. На начальном этапе жизни уже известно, что мелкая моторика отражает, как развивается ребёнок.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«План самообразования "Развитие речевой активности у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр"»

МДОУ «Детский сад №64 комбинированного вида»















План самообразования



Вадяевой Татьяны Михайловны

стаж работы: 1 год



На тему:

«Развитие речевой активности у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр»















Саранск

2021-2022 гг.




Актуальность проекта


Всё чаще педагоги детского сада отмечают недостаточный уровень развития у детей мелкой моторики. Такой результат диктует сама современная действительность. Если  ещё буквально двадцать лет назад многое приходилось делать с помощью рук: зашнуровывать ботинки, вручную перебирать крупу, самостоятельно вязать, застёгивать пуговицы на куртке и так далее, то сейчас всё это уже в прошлом! Сегодня же практически вся детская обувь на липучках, крупа продаётся уже в чистом виде, вязаные изделия можно без проблем приобрести в магазинах, а пуговицы на куртках сменились заклёпками и молниями. Да, всё это очень удобно, но это препятствие  для развития мелкой моторики наших детей.

  Мелкая моторика начинает развиваться с младенческого возраста естественным образом. Сначала ребенок учится хватать предмет, после появляются навыки перекладывания из руки в руку, затем учится держать ложку, карандаш. С возрастом моторные навыки становятся разнообразными и сложными. Сейчас уже известно, что на начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они не могут делать успехи в рисовании, лепке и аппликации.  

Одним из эффективных способов развития мелкой моторики являются упражнения для развития пальчиков или пальчиковая гимнастика. Ребенок вместе со взрослым проговаривает короткие стишки, сопровождая каждую фразу движениями пальчиков. Эти упражнения усиливают согласованную деятельность речевых зон, способствуют развитию воображения и памяти, а пальцы и кисти рук приобретают гибкость и податливость.  Ребенок воспринимает пальчиковую гимнастику как игру и с удовольствием выполняет все предложенные движения.


Мониторинг реализации проекта


    На первом этапе проводилось изучение учебно-методической литературы, а так же индивидуальная оценка развития мелкой моторики руки каждого

воспитанника.

На этом этапе проводилась индивидуальная оценка развития мелкой моторики руки каждого ребенка; изучение психологических особенностей развития детей младшего дошкольного возраста; обобщение учебно-методической литературы; (составление картотеки пальчиковых игр, шнуровок, игр с прищепками и т.д.)

Третий этап характеризуется тем, что дети охотно осваивают дидактические игры и упражнения под руководством воспитателя и самостоятельно. На этом этапе очень важно организовать непосредственно-образовательную и игровую деятельность как единый процесс, направленный на развитие речи, творческих, познавательных способностей  детей, предложить такое количество дополнительных игр и образовательной

деятельности, где бы каждый ребенок мог реализовать свои эмоциональные, физические способности. Систематичность обеспечивается ежедневным проведением разнообразных дидактических игр в непосредственно

образовательной деятельности, и в свободной самостоятельной деятельности.

Используемые методы: словесный, наглядный, практический.

- Разучивание потешек;

- Использование атрибутов к пальчиковым играм;

- Применение пальчиковых игр на занятиях, во время прогулок и досуга.

- Проведение дидактических игр

- Использование наглядного материала.

В ходе реализации проекта были использованы следующие формы работы по развитию мелкой моторики рук:

Традиционные:

- самомассаж кистей и пальцев рук (поглаживание, разминание);

- игры с пальчиками с речевым сопровождением;

- пальчиковая гимнастика без речевого сопровождения;  

- предметная деятельность: игры с бумагой, пластилином, песком, водой, рисование мелками;

- игры: мозаика, конструкторы, шнуровка, складывание разрезных картинок, игры с вкладышами, складывание матрёшек;

- кукольные театры: пальчиковый, варежковый, перчаточный.

- игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».

Нетрадиционные:

- самомассаж кистей и пальцев рук с грецкими орехами, карандашами, массажными щётками;

- игры с пальчиками, с использованием разнообразного материала: бросовый, природный, хозяйственно-бытовой.

А так же были использованы следующие технологии: здоровьесберегающие игровые, информационно-комуникационные, личностно-ориентированные.


Заключение


    Работая над развитием мелкой и общей моторики рук у детей, я добилась определённых результатов. По моим наблюдениям у детей улучшилась  общая координация движений рук.

     Выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает их к рисованию и письму.

   Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.

   Систематическая работа в данном направлении позволила достигнуть положительных результатов.

   Результаты диагностики мелкой моторики пальцев рук и продуктивной деятельности воспитанников доказывают важность, необходимость и актуальность опыта: выявлена положительная динамика в речевом развитии детей и развитии мелкой моторики рук в целом.

Все запланированные виды деятельности с детьми и  родителями воспитанников в течение  учебного года проведены.



План реализации проекта



Сроки проведения

Деятельность

Тема

Сентябрь

Консультация

«Пальчиковая гимнастика и развитие речи детей»

Консультация

«Мелкая моторика на любой вкус!»

Комплексы пальчиковой гимнастики

Картотека пальчиковых игр

Октябрь

Консультация

«Развитие мелкой моторики детей дома»

Пальчиковые игры

Картотека пальчиковых игр

Ноябрь - декабрь

Подбор игр с предметами

- Мозаика,

- застёгивание и расстегивание пуговиц,

- шнуровка,

- игры с карандашами,

- работа с тестом,

- «Пальчиковый театр».

Январь - февраль

Развитие мелкой моторики рук в процессе изобразительной деятельности

Рисуем нетрадиционным способом.

Март

Составление и распространение памяток, буклетов для родителей по теме самообразования.

«Пальчиковая гимнастика как средство развития речи дошкольников»

Апрель

ООД

«Играем нашими пальчиками»

Май

Подведение итогов в реализации проекта

«Применение пальчиковой

гимнастики в работе с детьми»


Список литературы


1. Абрамова Г.С. Возрастная психология – М.: Академия, 2015. –

438 с.

2. Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика для развития речи

Дошкольников – М., 2012. – 228 с.

3. Анищенкова Е.С. Логопедическая ритмика – М., 2013. – 327 с.

4. Баранов С.П., Болотина Л.Р. и др. Педагогика, М.: Просвещение,

2014. – 354 с.

5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском

Возрасте, Психология развития. – СПб.: Питер, 2012. - 415 с.

6. Божович Л.И.Этапы формирования личности в онтогенезе,

Психология развития. Хрестоматия. – СПб., 2013 - 366 с.

7. Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия, Сост.

И.В. Дубровина, А.М. Прихожан и др. – М.: Академия, 2014. – 417 с.

8. В.С.Селиванов «Основы общей педагогики: теория и методика

воспитания», М.2014 – 315 с.

9. Выготский В.С. Вопросы детской психологии. СПб., 2007. – 371

10. Говорова Р., Дьяченко О, Цеханская Л. Игры и упражнения для

развития умственных способностей у детей, Дошкольное воспитание,

2013, №5, стр.17-25.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Дошкольникам

Автор: Вадяева Татьяна Михайловна

Дата: 23.11.2024

Номер свидетельства: 660097


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства