kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План работы по самообразованию «Духовно-нравственное развитие дошкольников средствами театральной деятельности»

Нажмите, чтобы узнать подробности

План работы по самообразованию

«Духовно-нравственное развитие дошкольников средствами театральной деятельности»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«План работы по самообразованию «Духовно-нравственное развитие дошкольников средствами театральной деятельности»»


План работы по самообразованию

«Духовно-нравственное развитие дошкольников средствами театральной деятельности»



Цель: духовно- нравственное воспитание, развитие творческих способностей, психологическое раскрепощение детей посредством театрализованной деятельности.

Задачи:

1. Воспитание гуманных чувств детей:

  • формирование представлений о честности, справедливости, доброте, воспитание отрицательного отношения к жестокости, хитрости, трусости;

  • формирование у детей умения правильно оценивать поступки персонажей кукольных и драматических спектаклей, а также правильно оценивать свои и чужие поступки;

  • развитие чувства самоуважения, собственного достоинства и стремления быть отзывчивыми к взрослым и детям, умения проявлять внимание к их душевному состоянию, радоваться успехам сверстников, стремиться прийти на помощь в трудную минуту.

2. Воспитание коллективизма:

  • Формирование у детей умения поступать в соответствии с нравственными ценностями коллектива;

  • закрепление культуры общения и поведения на занятиях, во время подготовки и проведения спектаклей;

  • развитие умения оценивать результаты своей работы и работы сверстников;

  • поддержание желания детей активно участвовать в праздниках и развлечениях, используя умения и навыки, приобретенные на занятиях и в самостоятельной деятельности.

  • Актуальность:

«Те высокие нравственные, эстетические

и интеллектуальные чувства, которые

характеризуют развитого взрослого человека и

которые способны вдохновить его на большие

дела и на благородные поступки, не даны

ребенку в готовом виде от рождения.

Они возникают и развиваются на протяжении

детства под влиянием социальных условий жизни

и воспитания».

Александр Владимирович Запорожец.

В нашей повседневной жизни мы всё чаще сталкиваемся с проблемой, которая существует последние пару десятилетий. Ухудшение духовно-нравственного состояния общества, обеднение его моральных устоев, выражающаяся, в недостаточном развитии представлений о духовных ценностях и определенном искажении нравственного состояния, эмоционально - волевой сферы и социальной незрелости детей и подростков и молодежи.

Именно в дошкольном возрасте начинают формироваться нравственные чувства, имеющие важное значение для развития детских взаимоотношений. Задача развития духовно-нравственной сферы на данном этапе решается тем успешнее, чем гуманнее сами взрослые, чем добрее и справедливее они относятся к детям. Тем самым служат наглядным примером для подражания.

Традиционно в качестве содержания работы по духовно-нравственному воспитанию рассматривают ознакомление с системой ценностей, усвоение представлений о которых обеспечивает духовно-нравственное становление растущего человека. На мой взгляд, содержанием духовно-нравственного воспитания является тот духовный и нравственный опыт, который приобретается ребенком и «взращивается» педагогом в процессе педагогического взаимодействия в различных видах деятельности, находясь в постоянном взаимодействии со сверстниками.

Наиболее эффективными методом работы, в данном направлении, я считаю духовно-нравственное развитие детей посредством театрализованной деятельности. Ведь именно через нее ребенок может приобрести тот самый необходимый ему опыт, осознания себя как личности, способной правильно оценивать ту или иную жизненную ситуацию и принимать верное решение.

Театрализованная деятельность удивительный мир сказочного волшебства и перевоплощения, является важным фактором в художественно-эстетического развития ребенка, имеет активное влияние на развитие его эмоционально-волевой сферы.

Особо хочется выделить значение игр-драматизаций в духовно-нравственном воспитании дошкольников. Детей привлекает внутренняя, эмоциональная насыщенность литературных сюжетов, конкретные активные действия персонажей.   Дети эмоционально осваивают литературное произведение, проникают во внутренний смысл поступков героев, у них формируется оценочное отношение к герою. Литературное произведение сближает ребенка с литературным персонажем, активизирует процессы формирования сопереживания, сочувствия, содействия, способствует становлению нравственных мотивов поведения.   Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем, выражает собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания отождествления.   Театрализованная деятельность направлена на развитие у детей ощущений, чувств и эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, воли.

Все произведения, предлагаемые для игр-драматизаций, можно разделить:

1.     Произведения, в которых герои проявляют умение дружить (“Кот, петух и лиса”, “Теремок”, “Под грибом”).

2.     Сказки, раскрывающие нравственный смысл любви, заботы, по отношению к близким людям (“Петушок и бобовое зернышко”, “Курочка Ряба”, “Гуси – лебеди”, “Кошкин дом”).

3.     Произведения, которые близки по идейному содержанию, в них часто противопоставляется добро и зло (“Морозко”, “Колобок”).

4.     Показаны примеры героя справедливого, доброго, смелого (“Заюшкина избушка”, “Айболит”).

5.     Формирование обобщенного положительного образа человека. В этих произведениях показаны как положительные, так и отрицательные черты (“Заяц-хваста”, “Маша и медведь”)

 Жанр сказок является той самой щедрой почвой для «взращивания» представлений о добре и зле, ведь их смысл – в активной борьбе со злом, уверенности в победе добра, прославлении труда, защите слабых и обиженных. В сказке ребенок встречается с идеальными образами героев, что помогает ему выработать определенное нравственное отношение к жизни.  Сценические образы – образы обобщенные, и поэтому каждый конкретный образ всегда несет ребенку большую информацию о жизни, людях, социальном опыте окружающего его общества.

Именно благодаря театрализованной деятельности осуществляется эмоционально-чувственное «наполнение» отдельных духовно-нравственных понятий и помогает воспитанникам постичь их не только умом, но и сердцем, пропустить их через свою душу, сделать правильный моральный выбор.

Взаимосвязь с другими составляющими педагогического процесса по всем направлениям и различным педагогическим областям дают возможность достичь положительных результатов и говорить о том, что использование педагогического потенциала театрализованной деятельности может способствовать формированию нравственных качеств дошкольников; осмыслению духовных и нравственных  ценностей, повышению нравственной культуры, как воспитанников, так и педагогов и родителей; обновлению содержания и форм осуществления духовно-нравственного воспитания дошкольников; укреплению сотрудничества ДОУ и семьи. И как конечной цели воспитание гуманистически целостной духовно развитой личности, которая сможет противостоять реалиям нашей действительности, созидая и приумножая добро вокруг себя, стремясь к нравственному самосовершенствованию, имеющую желание путем внутренней работы приобрести твердые нравственные убеждения, найти свой нравственный идеал, направить свою деятельность на служение благородному делу, своему Отечеству.









Срок

Содержание работы

Практический выход

Октябрь -май


- Изучение ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

- Изучение нового СанПиН

-Изучение рабочей программы по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»

1 .Агапова И.А. Давыдова М.А. Театральные занятия и игры в детском саду М. 2010.

2.Антипина Е.А. Театрализованные представления в детском саду. М. 2010.

3.Вакуленко Ю.А, Власенко О.П. Театрализованные инсценировки сказок в детском саду. Волгоград 2008

4. Крюкова С.В. Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. М. «Генезис» 2000.




















Октябрь

Беседы, просмотр картинок и видео- роликов.

Работа над темами:

-знакомство с театром;

-кто работает в театре;

-правила поведения в театре;

-с/р игра «Театр».

Воспитание эмоционально-положительного отношения к театру и людям, которые там работают. Пополнение словарного запаса.

Расширять интерес детей к активному участию в театральных играх.


Ноябрь


Работа над темами:

-мимика;

-сила голоса;

-пальчиковый театр

Освоение навыков владения пальчиковым театром.

Развитие мимики;

раскрепощение через игровую деятельность.


Декабрь

Работа над темами:

-плоскостной и пальчиковый театр;

-сила голоса и речевое дыхание;

-мимика и жесты.


(инсценировка сказок «Рукавичка», «Заюшкина избушка»).

Освоение навыков владения пальчиковым театром

Развитие умения концентрироваться на предмете и копировать его через движения;

Развитие воображения;

обучение с помощью мимики передавать настроение, эмоциональное состояние.

Январь


Разработка театрально – игровой деятельности к мероприятию «Коляда, коляда – отворяй ворота»


Подбор материал к центру театральной деятельности «В гостях у сказки»

(в течение года)




Развлечение «Коляда, коляда – отворяй ворота»




Оформление в группе центра театра «В гостях у сказки»


Февраль

Создание «копилки театрализованных игр» и оформление настольных театров.

(В течение года)


Разработать досуг «Встреча с весной» (Масленица)

Проведение театрализованной деятельности в свободное время


Досуг «Проводы русской зимы»


Март

Сказка «Репка»- разучивание ролей с детьми;

изготовление костюмов и декораций.


Развитие воображения, фантазии, заинтересованности, ответственности. Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа; развитие речи детей, эмоциональной направленности;

раскрытие творческих способностей детей


Апрель

Обучение детей владению куклой, игрушкой

разучивание ролей с детьми;

изготовление костюмов и декораций.

Развитие эмоциональной, связно - речевой сферы у детей через театральную деятельность


Май

Театрализованное представление.


Оформить фотоальбом о проведенных мероприятиях

Показ спектакля родителям.














Литература:

  1. Г.В.Лаптева «Игры для развития эмоций и творческих способностей». Театральные занятия для детей 5-9 лет. С.-П.:2011г.

  2. И.А. Лыкова «Теневой театр вчера и сегодня» С.-П.:2012г.

  3. И.А.Лыкова «Театр на пальчиках» М.2012г.

  4. Е.А. Алябьева «Тематические дни и недели в детском саду»М.:2012г.

  5. О.Г.Ярыгина «Мастерская сказок» М.:2010г.

  6. А.Н.Чусовская «Сценарии театрализованных представлений и развлечений» М.:2011г.

  7. Л.Е.Кыласова «Родительские собрания» Волгоград: 2010г.

  8. И.Г.Сухин «800 загадок, 100 кроссвордов». М.1997г.

  9. Е.В.Лаптева «1000 русских скороговорок для развития речи» М.:2012г.

  10. А.Г.Совушкина «Развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика).

  11. Артемова Л. В. «Театрализованные игры дошкольников» М.:1983г.

  12. Алянский Ю. «Азбука театра» М.:1998г.

  13. Сорокина Н. Ф. «Играем в кукольный театр» М.: АРКТИ, 2002.

  14. Е.В.Мигунова «театральная педагогика в детском саду». Методические рекомендации.М.:2009г.

  15. Г.П.Шалаева «Большая книга правил поведения» М.:2007г.

  16. А.Г.Распопов «Какие бывают театры» Изд-во: Школьная пресса 2011г.

  17. Мигунова Е.В. М 57 Организация театрализованной деятельности в детском саду: Учеб.-метод. пособие; Великий Новгород, 2006..

  18. Н.Б.Улашенко «Организация театральной деятельности. Старшая группа» Издательско-торговый дом г.Волгоград 2009г.

  19. О.И.Лазаренко «Артикуляционно- пальчиковая гимнастика». Комплекс упражнений.М.:2012г.

















Работа с родителями

Срок

Содержание работы

Практический выход

Октябрь -май


Оформление материала для родителей «Жизнь группы» с фотоматериалом




Октябрь

Анкетирование родителей «Определения отношения родителей  к организации театрализованной деятельности  в дошкольном образовательном учреждении»

Отношение родителей к организации театрализованной деятельности  в дошкольном образовательном учреждении


Ноябрь


Консультация для родителей по теме:

«Развитие у детей сценического искусства»

Способствовать развитию в ребенке самостоятельности, фантазии, инициативности.

Декабрь

Рекомендации для родителей «Театрализованные игры дома»

Формировать эстетический вкус детей

Январь


Пополнение оснащения театрального уголка «В гостях у сказки» необходимыми материалами и пособиями для театральной деятельности для детей среднего возраста.

Развлечение «Коляда, коляда – отворяй ворота».
привлечение родителей проведению мероприятия









Подготовка костюмов, угощения и участия

Февраль

Досуг «Проводы русской зимы»

привлечение родителей проведению мероприятия

Подготовка костюмов, угощения и участия

Март

Родительское собрание

«Играем в театр»

Содействовать сплочению родительского коллектива, вовлечению родителей в жизнь детского сада.

Апрель

Консультация для родителей по теме «Театр - наш друг и помощник»

Способствовать повышению педагогической культуры родителей, пополнению их знаний по театрализованной деятельности ребенка в семье и детском саду

Май

Театральное представление по сказке на родительском собрании




Задачи на следующий год:

• продолжать побуждать интерес к предлагаемой деятельности;

• привлекать детей к совместной театрализованной деятельности;

• формировать представление о различных видах театра;

• развивать речь, воображение и мышление;

• помогать робким и застенчивым детям включаться в театрализованную игру.

• развивать интерес родителей к совместной работе в данном направлении.





































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Дошкольникам

Автор: Ольсевич Наталья Викторовна

Дата: 26.07.2017

Номер свидетельства: 424498


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства